Бизнес-план предпринимателя


НазваниеБизнес-план предпринимателя
страница1/3
Дата публикации04.07.2013
Размер0.51 Mb.
ТипБизнес-план
userdocs.ru > Маркетинг > Бизнес-план
  1   2   3

Тема: Бизнес-план предпринимателя


В условиях рыночной экономики без грамотно организованной предпринимательской деятельности очень рискованно начинать какое-либо дело: заключать договоры, брать деньги в кредит, закладывать имущество и т.п. Планирование деятельности предприниматель осуществляет в форме разработки бизнес-плана.

Бизнес-план – это план осуществления бизнес-операции или действий предпринимательской организации (индивидуального предпринимателя).

Цель разработки бизнес-плана: спланировать хозяйственную деятельность предпринимателя на ближайшую и более отдаленную перспективу в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Задачи бизнес-плана:

• сформулировать долговременные и краткосрочные цели предпринимательской организации, стратегию и тактику их достижения;

• определить конкретные направления деятельности, целевые рынки и место предпринимателя на этих рынках;

• обосновать ассортимент и определить параметры 'товаров и услуг, которые будут предложены потребителям;

• оценить уровень производственных и торговых издержек;

• определить перечень маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию, стимулированию продаж;

• оценить финансовое состояние предпринимательской организации и соответствие имеющихся материальных и финансовых ресурсов возможностей достижения поставленных целей.

В бизнес-плане обосновываются основные параметры предпринимательской организации, анализируются проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться, и определяются способы их решения. Бизнес-план в конечном итоге должен ответить на вопросы: стоит ли вкладывать деньги в реализацию предпринимательской идеи, где их взять и окупятся ли затраты. Отсутствие у предпринимателя плана действий вынуждает его импровизировать, идти на риск, что нередко сопряжено с большими непредвиденными затратами. Грамотно же составленный бизнес-план страхует его от непредвиденных ситуаций на рынке и выступает одним из важнейших условий успешной предпринимательской деятельности.

Бизнес-план может разрабатываться как на достаточно длительный период, так и на один год, как для вновь создаваемой, так и действующей организации или индивидуального предпринимателя. В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес-план может разрабатываться в различных модификациях: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по организации в целом (новой или уже действующей); бизнес-план может быть нацелен как на развитие организации, так и на ее финансовое оздоровление; направления развития могут предусматриваться как для всей организации, так и для ее отдельных подразделений.

Функции бизнес-плана:

1. Разработка бизнес-плана позволяет обосновать концепцию бизнеса, тщательно проанализировать предпринимательскую идею, проверить ее разумность и реалистичность. Это дает возможность еще до начала предпринимательской деятельности либо отказаться от практической реализации идеи, либо, в случае ее принятия, проработать все стратегические вопросы.

2. Бизнес-план помогает предпринимателю оценить фактические результаты деятельности. Когда они отклоняются от плановых, можно установить, насколько эти отклонения благоприятны или нежелательны и наметить программу дальнейших действий.

3. Бизнес-план предназначен для обоснования инвестиций и получена заемных денежных средств. Большинство инвесторов и других кредиторов не будут вкладывать деньги в бизнес, пока не получат от предпринимателя грамотно разработанный бизнес-план.

Исходя из функций, которые выполняет бизнес план, определяется круг лиц, для которых он предназначен.

1. Бизнес-план нужен прежде всего самому предпринимателю. Разработка бизнес плана позволяет ему определить:

• жизнеспособность организации в условиях конкуренции, критически оценить свои силы и возможности;

• ориентиры, в соответствии с которыми предприниматель будет действовать, особенно на этапе становления организации;

• возможности получения предпринимателем финансовой помощи от внешних инвесторов;

• бизнес-план дает предпринимателю объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, ожидаемой прибыли, финансовых и экономических результатах деятельности.

2. Важное значение бизнес-план имеет для инвесторов и кредиторов.

Предпринимателя, обратившегося за ссудой в банк или к потенциальному инвестору со своими идеями без готового бизнес-плана, не воспримут всерьез и никаких дел с ним иметь не будут.

3. Бизнес-план представляет интерес для персонала организации. Учредители и наемные работники могут оценить уровень ожидаемого личного дохода и гарантии сохранения рабочего места.

Бизнес-план по своему назначению содержанию является перспективным документом. Он призван определит курс, которого должен придерживаться предприниматель в течение определенного периода времени. Поэтому план разрабатывают обычно на 3-5 лет, иногда он охватывает период продолжительностью свыше 5 лет.

Срок действия бизнес плана зависит от масштабов деятельности предпринимателя. Нет смысла разрабатывать его на 5 лет для небольшой мастерской по ремонт сельскохозяйственной техники. В то же время для крупной организации очень важно четко определить потенциальные рынки сбыта и объем производства на возможно боле длительный срок - это обеспечит устойчивость ее развития.

Главное внимание в плане уделяется деятельности предпринимателя в предстоящие 12 месяцев. Поэтому для первого года основные показатели плана приняло разрабатывать помесячно. Для инвесторов это означает, что уже в начале деятельности предприниматель имеет сформировавшийся портфель заказов, а потому предоставление кредитов его организации связано с меньшим риском. По мере убывания точности прогноза показатели плана для второго года рассчитываются поквартально, для третьего и последующих лет – в целом на год.

Серьезные инвесторы требуют, чтобы бизнес-план предоставлялся им лично руководителем организации, что требует активного участия руководителя в разработке плана даже в случае привлечения внешних разработчиков. Включаясь в разработку бизнес-плана предприниматель моделирует свою будущую деятельность, проверяя и свой замысел, и свои силы и возможности.

Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработка бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Общие требования, которые необходимо учитывать при подготовке бизнес-плана:

бизнес-план – это первое, что узнает об организации потенциальный инвестор, поэтому необходимо, чтобы оформление бизнес-плана соответствовало имиджу преуспевающей организации: оно должно быть привлекательным, но неброским;

степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего: четкая структура материала и его наглядность, краткость. Зарубежная практика показывает, что оптимальным (стандартным) является объем бизнес-плана 40 страниц. Тем не менее в ряде случаев требуются более детальные бизнес-планы объемом до 70-80 страниц. Если для обеспечения полноты и конкретности изложения необходимого материала в бизнес-плане требуется меньший объем, то число страниц бизнес-плана может быть снижено до 30 и менее страниц;

в бизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в приложения. Как правило, инвесторы запрашивают дополнительную информацию, и наличие приложений увеличивает гибкость проекта. Объем приложений не ограничивается;

стиль изложения: простота изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров, т.е. доступность в изучении и понимании. Бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями;

разумное дозирование при изложении технологии делового предложения;

при составлении бизнес-плана необходимо также помять, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. В связи с этим рекомендуется использование метода свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит, и результативнее;

объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченного в бизнес-плане;

бизнес-план должен представлять собой честный анализ, основанный на реалистичных предположениях. Предположения и прогнозы должны быть обоснованы и подкреплены ссылками на источники информации, например проведенные исследования рынка (опросы), статистические данные по отрасли, экономические и демографические исследования, а также заключения лиц, которые будут вести бизнес с данной компанией. Немногие инвесторы или кредиторы будут рисковать, основываясь на нереалистичных планах. Бизнес-план показывает инвесторам и кредиторам качество и глубину лидерства организации и отмечает управленческую способность достигать поставленных целей;

точность финансовых расчетов;

следует обсудить организации. Доверие к организации может быть серьезно подорвано, если существующие риски и проблемы будут раскрыты не самостоятельно, а со стороны;

не следует делать несущественных или неопределенных утверждений. Например, утверждения типа «продажи удвоятся в следующем году» или «будет введена продуктовая линия» следует исключить и представить подробные пояснения. Утверждения должны быть определенными и подкреплены маркетинговой информацией и другими данными;

план должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ организации и преодоления потенциальных трудностей;

многие инвесторы любят читать одно- или двухстраничное краткое содержание бизнес-плана (резюме), что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Имеются также четыре жизненно важных блока ключевых вопросов, прорабатываемых в бизнес-плане, которые особенно тщательно оценивают инвесторы: управленческий коллектив, текущие и планируемые финансовые показатели, товары и услуги, план маркетинга. Необходимо подготовить сильную аргументацию в каждом из этих разделов;

бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ;

бизнес-план должен быть представлен в привлекательной, а не сверхсложной форме и размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров.

Следует помнить, что в целом работа по бизнес-планированию – это очень трудоемкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана. Различные специалисты по бизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов.

Стандартный (классический) бизнес-план обычно состоит из следующих разделов:

1. Резюме.

2. Общая характеристика организации.

3. Характеристика товаров и услуг.

4. Рынки сбыта товаров.

5. Конкуренция и другие внешние факторы.

6. Стратегия маркетинга.

7. Производственный план.

8. Организационный план.

9. Юридический план

10. Оценка рисков и управление ими

11. Финансовый план.

12. Стратегия финансирования

Бизнес-планы различных сельскохозяйственных предпринимателей различаются степенью детализации и проработки отдельных разделов. Это зависит от масштабов и сферы деятельности организации (производство, сфера услуг и т.д.), размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов, перспектив роста организации. Если, например, создается небольшое крестьянское хозяйство или мастерская по ремонту технических средств, то некоторые разделы бизнес-плана (стратегия маркетинга, анализ конкурентов, организационный план и др.) не требуют детальной проработки. Однако совсем по-другому обстоит дело, если создается крупная агрофирма, где названные разделы являются основными.

В любом случае бизнес-план не должен быть перегружен второстепенной информацией, расчетными таблицами. Вся информация технического характера (для сельскохозяйственных организаций – размер и структура посевных площадей, расчет объема производства продукции растениеводства и животноводства и др.) обычно приводится в приложениях. В качестве приложений к бизнес-плану можно рассматривать план экономического и социального развития организации, план маркетинга и др.

Методика разработки бизнес-плана

Резюме. Начинается бизнес-план всегда с резюме, хотя пишется этот раздел в последнюю очередь, когда разработаны все остальные разделы плана. Только тогда, когда программа действий сельскохозяйственного предпринимателя полностью продумана и имеется предельная ясность во всех аспектах разрабатываемого проекта, можно в сжатой форме изложить его основное содержание.

Резюме в предельно лаконичной форме (его объем не должен превышать 3-4 страниц) должно дать заинтересованным лицам наиболее важную информацию по реализуемому проекту. Оно должно вызвать немедленный интерес у адресата. Поэтому стиль изложения должен быть деловым, не лишенным эмоциональности, придающей ощущение значимости проекта.

Максимальное внимание должно быть уделено разъяснению цели предлагаемого проекта и того, чем организация планирует заниматься, характеристике новизны предлагаемой к производству продукции, ее отличий от продукции конкурентов, привлекательности дам потенциальных покупателей (почему именно ее они предпочтут приобретать).

Особое место в резюме должно быть уделено финансовым результатам реализации проекта. Здесь показывают прогнозируемые объемы продажи продукции, выручку от продажи, затраты на производство и реализацию продукции, балансовую и чистую прибыль, отношение прибыли к выручке, активам и собственному капиталу (уровень рентабельности). Приводят и другие важные сведения: период, в течение которого организация выйдет на безубыточность, гарантированный срок возврата кредитов и др.

Общая характеристика организации. Объем этого раздела не должен превышать 3-4 страниц. Здесь следует описать основные виды и характер деятельности сельскохозяйственной организации (производство, сбыт сельскохозяйственной продукции и др.), показать географические районы, где она планирует развивать свой бизнес (отдельные зоны, в масштабах страны и т.д.).

В данном разделе должны быть четко сформулированы цели и задачи предпринимательской деятельности. Например, сельскохозяйственный предприниматель может стремиться освоить определенный сектор на рынке того или иного товара, освоить новые рынки сбыта, либо занять прочные позиции в определенных видах деятельности. Конечно эти цели должны выглядеть реалистичными и достижимыми.

Если бизнес-план составляется для действующей сельскохозяйственной организации, то в этом разделе необходимо привести информацию о фактическом положении дел на ней: степень освоения производственных мощностей, ассортимент выпускаемой сельскохозяйственной продукции, уровень эффективности производства и т.п.

Характеристика товаров и услуг. В данном разделе детально описывают те товары и услуги, которые сельскохозяйственный предприниматель хотел бы предложить своим покупателям и ради производства которых задуман проект. Независимо от стратегических соображений предпринимателя, его идея может оказаться несостоятельной, если не будет убедительно показана привлекательность продукции и услуг, не заинтересовать инвесторов и кредиторов дать средства под этот проект.

В этом разделе нужно показать наиболее привлекательные характеристики товара, прокомментировать возможности трансформации его потребительских свойств в зависимости от изменений условий на рынке; при необходимости показать защищенность товара патентами и авторскими свидетельствами.

Большое внимание в разделе должно быть уделено обоснованию конкурентных преимуществ предлагаемого к производству сельскохозяйственного товара. Современная теория выделяет два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и специализацию. Под более низкими издержками как конкурентным преимуществом понимают не просто меньшую сумму затрат на производство продукции по сравнению с конкурентами, а способность предпринимателя разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты.

Например, если предприниматель решил производить новый товар, на который предвидится большой спрос, однако плохо организовано его производство, то производственные издержки, а значит, и цена товара могут оказаться слишком высокими для покупателя. Это характерно для многих фермерских хозяйств, где из-за небольших объемов производства себестоимость продукции нередко очень высокая.

Может сложиться ситуация, когда и новинка интересная, и процесс производства организован хорошо, но не продумана система сбыта товара. Предпринимателя и в этом случае ожидает неудача, поскольку продавцы либо потребуют высокой торговой скидки для покрытия собственных высоких затрат и тем самым лишат предпринимателя части его прибыли, либо установят высокую торговую наценку, что приведет к удорожанию товара и сокращению объема сбыта.

Специализация как конкурентное преимущество означает способность товара удовлетворять особые запросы покупателей и получать за это цену в среднем более высокую, чем у конкурентов. Для обеспечения такого конкурентного преимущества предприниматель должен выделяться среди конкурентов: высоким уровнем качества продукции при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя, либо какими-то другими признаками. Например, сельскохозяйственная организация может реализовать молоко в переработанном виде с различными потребительскими свойствами (жирность, срок хранения и др.).

В каждый конкретный момент времени стратегию обеспечения конкурентоспособности намеченной к выпуску продукции можно строить с опорой лишь на один из типов конкурентных преимуществ: либо на более низкие издержки, привлекая покупателей относительной дешевизной товара по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, либо на специализацию, вызывая интерес у клиентов, которые предъявляют определенные требования к качественным параметрам. Совмещать оба типа конкурентных преимуществ невозможно, такие попытки обычно приводят к неудаче.

Выбор наиболее подходящей стратегии конкуренции зависит от возможностей организации. Так, если она располагает современным оборудованием и высококвалифицированными работниками, имеет отличные конструкторские разработки или изобретения, но сырье и материалы обходятся дорого она может достичь конкурентоспособности за счет выпуска товаров с таким высоким уровнем качества, который оправдывает в глазах покупателя высокие цены на товар. И наоборот, если в организации используется устаревшее оборудование, квалификация работников невысокая, нет интересных технических новинок, но зато не слишком велика заработная плата работников и относительно дешево сырье, то она может обеспечить себе конкурентное преимущество за счет выпуска товаров не слишком высокого качества, но зато более дешевых.

Совсем не обязательно раз и навсегда придерживаться одного и того же типа конкурентных преимуществ. Например, освоив выпуск ограниченного круга товаров, доступных широкому кругу небогатых покупателей, предприниматель в дальнейшем может пойти по пути расширения товарного ассортимента при сохранении низких цен – это позволит увеличить объем реализации и массу прибыли при умеренной рентабельности.

Можно, однако, не расширять ассортимент, а направить усилия на повышение качества выпускаемых товаров – это будет способствовать повышению уровня рентабельности капитала, хотя не всегда приведет к увеличению массы прибыли.

Все возможные конкурентные преимущества в выпуске товара можно подразделить на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка.

Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых рабочей силы, сырья и материалов и т.д. Они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны в связи, например, с ростом цен на сырье и материалы и т.д. Они не способны обеспечить сельскохозяйственному предпринимателю длительного преимущества перед конкурентами. Так, резкое увеличение себестоимости продукции в семеноводческих организациях (семян многолетних трав, кукурузы и др.) в итоге приведет к существенному удорожанию кормов и, как следствие, продукции животноводства в животноводческих организациях.

К преимуществам высокого порядка относят уникальную продукцию, уникальную технологию и высококвалифицированных специалистов, хорошую репутацию организации. Они обеспечивают длительное ее преимущество перед конкурентами и устойчивое положение на рынке, поскольку обеспечение таких же преимуществ потребует от конкурентов больших затрат и длительного времени. К таким преимуществам, например, можно отнести производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, производство семян перспективных сельскохозяйственных культур, предложение на рынок новой продукции (сок и масло облепихи, продукты пчеловодства и т.п.).

Очень важно в этом разделе показать наиболее привлекательные стороны товара, подчеркнуть его преимущества перед аналогичной продукцией или услугами конкурентов. Так, сельскохозяйственная организация не может производить и реализовать не только цельное молоко, но и перерабатывать его и реализовать в удобной упаковке через собственную торговую сеть. Oна может специализироваться на производстве экологически чистой продукции, которая по внешнему виду не отличается от аналогичной продукции конкурентов, однако существенно превосходит ее по качественным параметрам.

Далее в этом разделе должен быть дан предварительный прогноз цен с учетом уровня, сложившегося на рынке, и тех затрат, которые потребуются при производстве сельскохозяйственного товара, (Обоснование уровня цен и издержек на единицу продукции приводятся в других разделах).

Таким образом, при разработке данного раздела необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. Что представляет собой предлагаемая к производству продукция?

2. Каковы специфические требования рынка и насколько хорошо отвечает им товар?

3. Что в нем особенного, почему потребители отдадут ему предпочтение по сравнению с продукцией конкурентов?

4. Как (для каких целей) потребитель будет использовать товар?

5. Как долго товар будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом сложившихся тенденций)?

6. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены
особенности товара (технологии)?

7. Какой торговый знак (марку) имеет товар, когда и кем он зарегистрирован?

8. Какой метод продаж наиболее приемлем для товара?

9. Какой уровень цен на аналогичную продукцию сложился на рынке и как он изменится с выходом нового предпринимателя на рынок?

10. Прогноз издержек на единицу продукции в организации?

Общий объем раздела – 5-8 страниц.

Рынки сбыта товаров. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что слабое знание рынков сбыта – одна из главных причин несостоятельности многих коммерческих проектов. Результаты исследования рынка – основа для разработки не только долгосрочной стратегии предпринимателя, но и его текущей политики, они позволяют определить потребность в трудовых и материально-технических ресурсах.

В конечном итоге сведения, представление в данном разделе бизнес-плана, должны дать ответ на следующие вопросы: Кто будет покупать товары предпринимателя на рынке? Какую нишу на рынке предприниматель может занять?

Поиск своей ниши на рынке требует соблюдения определенной этапности в исследовании. Прежде всего, предприниматель должен проанализировать спрос на продукцию и услуги, являющиеся предметом его деятельности.

Емкость рынка – это максимально возможный спрос на данный товар на конкретном рынке. Объем рыночного спроса, выраженный в натуральных и стоимостных показателях, соответствует количеству товаров, которые будут куплены в определенном регионе определенной группой покупателей за определенный период. Разница между емкостью рынка и объемом рыночного спроса представляет собой ту нишу, которую может занять предприниматель при осуществлении своего проекта.

Для принятия верного решения при организации предпринимательской деятельности важно не только знать величину спроса на товар на данный момент, но и оценить перспективы его изменения с учетом экономических, социально-культурных и психологических факторов.

На следующем этапе исследования рынка определяется реальный объем продаж, т.е. то количество товара, которое предприниматель реально сможет продать при имеющихся условиях деятельности, возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который он намерен установить.

Источниками информации для оценки рынка могут быть издания государственных органов (статистические сборники) и периодические издания. Нередко информация о рынке может быть получена путем анкетных опросов, наблюдений. Для оценки рынка используются также внутренние источники информации: отчеты по результатам анализа рыночной конъюнктуры, отчеты торговых работников, личные беседы и др.

Таким образом, в данном разделе плана необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. Какова была динамика объема продаж в сфере агробизнеса (отрасли) за последние годы (не менее 3 лет)?

2. Какие ожидаются темпы прироста в отрасли?

3. Сколько новых предприятий возникло в отрасли в последние 3 года?

4. Какие новые виды сельскохозяйственной продукции появились в отрасли за последние годы?

Объем раздела – 4-7 страниц.

Конкуренция и другие внешние факторы. В этом разделе плана необходимо определить крупнейших конкурентов – производителей аналогичной сельскохозяйственной продукции, как можно точнее оценить объем и динамику их продаж, доходы, перспективы освоения новых товаров основные потребительские характеристики, уровень качества, дизайн основной продукции. Желательно охарактеризовать уровень цен и ценовую политику конкурентов, показать их сильные и слабые стороны.

Необходимо убедительно описать, какие преимущества сельскохозяйственный предприниматель имеет перед конкурентами, является ли его продукция (услуги) уникальной и если да, то в чем заключается эта уникальность? Будет ли продукция предпринимателя более дорогой или более дешевой? Будет ли она более привлекательной? Будет ли рынок товара более доступным для покупателя?

Отвечая на все эти вопросы, предприниматель должен удержаться от наиболее распространенной ошибки – приукрашивания действительности. Многие начинающие предприниматели считают, что лучше о своих слабых сторонах умолчать или занизить их, выпятив, наоборот, реальные или мнимые недостатки конкурентов.

Если предприниматель идет по пути введения в заблуждение заинтересованных лиц ради получения необходимых средств, то в лучшем случае за ним закрепится репутация низкоквалифицированного бизнесмена, в худшем – злостного обманщика, с которыми в будущем никто никаких дел иметь не будет. И тогда получение следующих кредитов или инвестиций, без которых невозможна сельскохозяйственная деятельность, окажется для предпринимателя очень проблематичным.

Необходимо учесть также следующие важные обстоятельства.

Во-первых, чем хуже проработан вопрос о конкурентах в бизнес-плане, тем дороже обойдется получение кредита (за счет страхования риска: больше неопределенности – больше риск – больше страховая сумма).

Во-вторых, если уже на стадии планирования предприниматель не видит четких путей борьбы с конкурентами, то, скорее всего, он не сможет обнаружить их потом, когда текучка дел не оставит времени на детальное обдумывание. Максимум, что он сможет сделать, – это создать свое дело и реализовать идею, но главную цель предпринимательства – получить высокую прибыль – вряд ли удастся достичь.

Таким образом, лучше оценить своих конкурентов предельно объективно, указать те пробелы в их стратегии и поимущественные качественные характеристики своих товаров, которые позволяют предпринимателю реализовать свой проект и добиться успеха.

Анализ конкурентов следует вести по следующей схеме:

удельный вес в общем объеме сельскохозяйственных товаров или услуг на выбранном сегменте рынка;

объем и номенклатура товаров или услуг;

используемая схема и каналы сбыта сельскохозяйственной продукции;

надежность и качество товаров и услуг;

политика в области сбыта.

По итогам такого анализа предприниматель устанавливает перечень мероприятий, которые позволят ему занять на рынке свою нишу и удержать свои конкурентные преимущества.

В бизнес-плане обязательно должна быть предусмотрена вероятность ответных действий конкурентов на попытку выхода предпринимателя на рынок (снижение цен, увеличение затрат на рекламу, расширение ассортимента, повышение качества товара и т.п.).

В зависимости от характера предпринимательской деятельности на меле и ее развитие могут оказывать существенное влияние и другие внешние факторы. Например, в настоящее время привлечение иностранных инвестиций российскими предпринимателями, причем не только в АПК, в значительной мере затрудню не только в связи с финансовой неустойчивостью многих организаций, но и в связи с общим неблагоприятным инвестиционным климатом и нестабильностью политический ситуации в стране.

Объем раздела-.4-6 страниц.

Стратегия маркетинга. Практика показывает, что многие сельскохозяйственные предприниматели, выходящие на рынок с действительно нужным для потребителя товаром (зерно, картофель, шерсть и др.), нередко терпят неудачу из-за неправильного маркетинга или вообще отсутствия такового. Именно поэтому на маркетинг расходуется до половины конечной цены товара.

Детально и всесторонне разработанный план маркетинга – это самостоятельный документ, практически в обязательном порядке составляемый в любом достаточно крупном сельскохозяйственном формировании. В бизнес-плане приводятся лишь наиболее важные, стратегические положения план маркетинговой деятельности предпринимателя.

  1   2   3

Похожие:

Бизнес-план предпринимателя iconБизнес план предпринимателя Расчет затрат на приобретение техники Наименование техники

Бизнес-план предпринимателя iconКурсовая работа на тему: «Бизнес-планирование в туризме»
Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план. Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется,...
Бизнес-план предпринимателя iconБизнес-план ООО ”N” Оглавление
Настоящий бизнес-план представляет ООО “N ” возможным инвесторам с целью финансирования деятельности предприятия в объеме 90 000...
Бизнес-план предпринимателя iconКак составить бизнес план
Также, составив план будущего бизнеса, предприниматель будет видеть ближайшие и вдаль идущие цели, понимать, сколько денег следует...
Бизнес-план предпринимателя iconПредлагаем вашему вниманию готовый бизнес-план по проекту Телеканал”....
Ебрр, мэрт рф, Минфин, Минсельхоз и пр и успешно пройдет проверку не только в российских и международных банках, но и в государственных...
Бизнес-план предпринимателя iconСодержание образовательной программы
Модуль Построение бизнес-модели Блок №1. Формирование личности предпринимателя
Бизнес-план предпринимателя iconБизнес план деятельности предприятия Для представления: Инвесторам Адрес предприятия
Данный бизнес план разработан для инвесторов. С целью привлечения долгосрочного инвестирования капитала для открытия и развития,...
Бизнес-план предпринимателя iconИнструкция как составить бизнес-план самостоятельно Последовательность оформления бизнес-плана
Большое значение имеет титульный лист бизнес-плана. Чем профессиональней он составлен, тем лучшее впечатление произведет сам проект....
Бизнес-план предпринимателя iconБизнес-план физкультурно-спортивной организации
Бизнес-план это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемой деятельности физкультурно-спортивной организации
Бизнес-план предпринимателя iconМолодежный Форум «Молодежная волна 2012»
О том, как заработать в интернете, как отличаться от конкурентов и какой рынок выбрать, как презентовать проект, чтобы получить инвестиции,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница