1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция


Название1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция
страница1/9
Дата публикации05.03.2013
Размер0.99 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Маркетинг > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) - концепция, предусматривающая реализацию скоординированного, комплексного и целенаправленного внедрения и применения систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от стадии проектирования до этапа послепродажного обслуживания при рациональном использовании технического потенциала и активном участии работников, служащих и руководителей всех подразделений и звеньев организации.

Первоначально TQM был введен в Министерстве обороны США. Термин возник в результате изменения термина «Total Quality Leadership» в связи с тем, что слово «leadership» (руководство) не в полной мере соответствовало трактовке этого термина военными, то есть TQM понималось как руководство по внедрению «total quality» (тотального качества).

Цель всеобщего управления качеством - достижение более высокого уровня качества продукции и услуг.

Важнейший компонент концепции тотального управления – полное перераспределение ответственности за обеспечение качества на предприятиях. Ответственность за качество производимой продукции возлагается, прежде всего, на линейный персонал – от рабочих до руководителей всех рангов. Система организации производства предусматривает контроль рабочих предыдущих технологических операций, каждый рабочий обязан следить за тем, насколько качественно выполнена на поступившем к нему изделии предыдущая технологическая операция. При обнаружении дефекта он обязан остановить конвейер и возвратить изделие на переделку тому, кто допустил брак.

14 постулатов качества Деминга.

  1. Улучшение качества должно быть постоянной целью предприятия. Жесткая конкуренция требует непрерывного улучшения качества. Важно обеспечить стабильный выпуск качественной продукции и конкурентноспособность предприятия в долгосрочной перспективе. Высшее руководство, определив соответствующую цель должно ее довести до сведения каждого работника.

  2. Философией предприятия должна быть абсолютная недопустимость несоответствий. Стиль управления в соответствии с новой философией (руководством) не должен допускать даже малейших задержек, простоев, ошибок, дефектов.

  3. Зависимость качества продукции от массового контроля должна быть исключена. Дефекты надо исключать до того, как они появятся. Следует требовать от поставщиков материалов и организаций-заготовителей статистических доказательств необходимого качества продукции. Если ориентироваться на контроль качества, значит признавать, что определенный уровень несоответствий является неизбежным.

  4. Прекратить покупки, руководясь низкой ценой. Без оценки качества товара, который закупается, объявленная цена не имеет смысла. Если привлечь дешевых поставщиков, а потом столкнуться с отбраковкой материалов, то можно понести дополнительные издержки.

  5. Улучшать каждый процесс. Постоянно надо совершенствовать любую деятельность на предприятии (планирование, производство, обслуживание и т.д.). Нет второстепенных видов деятельности – все важны с точки зрения качества.

  6. Учить всех, в том числе администрацию. Надо использовать современные методы обучения. Работники должны знать статистические методы регулирования технологических процессов. Следует создать работникам все условия, чтобы они не отстали от всего нового, что появляется в производстве.

  7. Новые методы руководства (руководитель – учитель, а не судья). Мастера и контролеры должны играть роли «учителей, а не судей». Главная забота – улучшение качества и повышение на этой основе рентабельности.

  8. Изгонять страх (достоинство, мотивация к труду - главное). Между работниками и руководителями следует развивать и поощрять двухсторонние связи, исключающие возможность нагнетания какого-либо страха. Должно господствовать суровая, но свободная от угроз и непонятных действий атмосфера. Необходимо раскрепощать людей, чтобы они работали эффективно и продуктивно в интересах предприятия.

  9. Уничтожать барьеры между подразделениями. Руководители подразделений могут стремиться к тому, что называется «не выносить сор из избы», скрывать свои внутренние проблемы и возводить барьеры между подразделениями. Для пользы общего дела следует решительно разрушать барьеры между людьми, работающими в разных подразделениях. Этому может способствовать использование автоматизированных систем, обеспечивающих широкий доступ к информации. Работник должен воспринимать предприятие как одно целое и четко представлять свою роль в общем деле, при этом не обязательно разбираясь во всех его аспектах.

  10. Отбросить лозунг и призывы, неподкрепленные соответствующими действиями и средствами. Нельзя требовать от подчиненных бездефектной продукции, если материал неудовлетворительного качества или технологический процесс не позволяет обеспечить заданные технические характеристики. Основные причины низкого качества надо искать не в рабочей силе, а в системе производства.

  11. Исключить количественные нормы для работников и количественные характеристики для администрации. Рейтинги, оценки эффективности целевого управления и другие количественные характеристики принижают людей, сдерживают их инициативу, разрушают личность.

  12. Устранить барьеры, которые не позволяют людям гордиться своей квалификацией (люди должны чувствовать свой вклад в общее дело). Работник может гордиться своей квалификацией, если реально чувствует свой личный вклад в общее дело.

  13. Поощрять образование и самосовершенствование. Людям надо создавать возможности для самосовершенствования и приобретения новых знаний в процессе работы.

  14. Четко устанавливать обязанности руководства высшего звена в сфере качества (нельзя качество перепоручать, но все подчиненные должны участвовать в его улучшении). Качество начинается в кабинетах высшего руководства. Высшее руководство, администрация и непосредственные исполнители – все должны воплощать в жизни перечисленные выше 13 постулатов качества.

Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества понимают замкнутый в виде кольца (рис) жизненный цикл продукции, включающий…см. рис.

Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.



  1. ^ Качество и конкурентоспособность

В общем случае под конкуренцией понимается:

-элемент рыночного механизма

-форма взаимодействия рыночных субъектов, или экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа

-механизм регулирования пропорций общественного производства

Принято говорить о таких её видах как: Национальная конкурентоспособность; Конкурентоспособность товара; Конкурентоспособность предприятия.

Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов: потребители, производители, инвесторы, государство.

конкурентоспособность товара - способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара.

Оценка конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм.

К факторам конкурентоспособности можно отнести: качество товара и его соответствие спросу; экологическую чистоту товара; цену товара; технические характеристики; дизайн и рекламные мероприятия; формы продвижения товара и обслуживания потребителей.

В основе конкурентоспособности лежит качество и цена.

Качество – единство свойств и характеристик продукта и услуги, основанное на их способности удовлетворить заявленные или подразумеваемые потребности покупателя.

Если спросит: Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара».
3. Показатели качества продукции.

Важным показателем, характеризующим выпуск продукции, является качество продукции. Под качеством продукции понимается совокупность таких ее свойств, которые обуславливают способность данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные, единичные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:

  • новой продукции в общем ее выпуске;

  • высшей категории качества;

  • сертифицированной и несертифицированной продукции;

  • аттестованной и неаттестованной продукции;

  • продукции соответствующей мировым стандартам;

  • забракованной продукции и зарекламированной продукции;

  • экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

  • полезность (жирность молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и т.д.);

  • долговечность;

  • безотказность;

  • ремонтопригодность;

  • отказ;

  • технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.д.);

  • эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованности продукции, удельный вес зарекламированной продукции


  1. ^ Экономические параметры конкурентоспособности

Экономические параметры связаны с затратами покупателя на приобретение и использование товара на протяжении всего периода эксплуатации (потребления). Сюда входят:

- затраты на приобретение (единовременные) (цена, транспортировка, таможенные сборы и расходы, налоги). Иногда это расходы на сооружения, необходимость в которых обусловлена требованиями эксплуатации или потребления продукции.

Затраты на транспортирование состоят из затрат на погрузку и разгрузку, доставку, страхование в пути, расконсервацию, хранение, обслуживание продукции при доставке.

-затраты на эксплуатацию (текущие) (эксплуатация, обучение персонала, ремонт, техобслуживание, страховые взносы, затраты на топливо и энергию, затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, потребляемые при использовании продукции).

Полные затраты потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты.

Среди экономических параметров можно назвать также действующую систему скидок, условия поставок и платежей, сроки и условия гарантий и т.д.


5.Методы оценки конкур-сти.

Существуют разные методы оценки конкурент-сти.

С помощью неизмеримых показателей используют:

  1. Органолептический метод – основан на субъект. восприятии

  2. экспертный – основан на экспертной оценке специалистов

  3. социологический метод – потенциальные или реальные потребители оценивают конкурен-сть товара

С помощью измеримых показателей существует общее правило оценки конк-сти товара:

  1. выбор и анализ рынка для реализации товара

  2. изучение конкурентов, производящих аналогичные товары

  3. выбор и обоснование наиболее конкур. аналога-товара в качестве базы сравнения

  4. определение необходимых групп параметров, подлежащих оценке

  5. установление набора единичных показателей по соответствующим группам параметров

  6. выбор методик расчёта, опред-е и анализ сводных показателей по товарным группам

  7. расчет интегрированного показателя конкурен-сти товара предприятия

  8. разработка мероприятий по повышению конкур-сти продукции

Методы: дифференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении. Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он, однако, не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца. Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.
Данный подход является общеупотребительным и повсеместно встречается, по крайней мере, в отечественной литературе. Следует заметить его существенный недостаток - потребительские свойства товара и их набор определяются без учета мнения потребителя.


  1. ^ Органолептический метод оценки конкурентоспособности

Органолептический метод основывается на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. При этом методе не исключается использование некоторых технических средств (кроме измерительных и регистрационных), повышающих разрешающие способности органов чувств человека, например, лупы, микрофона с усилителем громкости и т.д.

Органолептический метод прост, всегда используется первым, часто исключает необходимость использования измерительного метода, как более дорогого, требует малых затрат времени. Кроме доступности и простоты этот метод незаменим при оценке таких показателей качества, как запах, вкус.

Разновидностью органолептического метода являются сенсорный, дегустационный и др. методы. Сенсорный анализ применяется для оценки качества продуктов питания. В результате сенсорного анализа определяют цвет, вкус, запах, консистенцию пищевых продуктов.

Дегустационный метод предполагает апробирование пищевых продуктов. Результаты дегустации зависят от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации: нельзя курить, использовать пахучие вещества, в том числе парфюмерию.

Несмотря на существенные преимущества органолептического метода, он имеет недостаток, выражающийся в его субъективности. Очевидно, что точность и достоверность значений показателей качества, определяемых данным методом, зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей людей, определяющих соответствующие параметры свойств продукции.


  1. ^ Социологический метод оценки конкурентоспособности

Социологический метод определения показателей конкурент-сти основан на сборе и анализе мнений потребителей. Сбор мнений потребителей осуществляется различными способами: устный опрос; распространение анкет-вопросников, организация выставок-продаж, конференций, аукционов. Для получения достоверных результатов требуются научно обоснованная система опроса, а также методы математической статистики для сбора и обработки информации.

Социологический метод широко используют на стадии выполнения маркетинговых исследований, при изучении спроса, для определения показателей качества, оценки качества.

Для обработки полученной информации нужно учитывать средний балл и количество будущих покупателей, которые за данный образец высказались. Затем определяют суммы баллов каждого из параметров и общую сумму баллов. Далее оценивают коэффициенты весомости каждого параметра и проверяют результаты суммированием.


  1. ^ Экспертный метод оценки конкурентоспособности

Экспертный метод определения показателей конкур-сти основан на учете мнений специалистов-экспертов. Эксперт – это специалист, компетентный в решении конкретной задачи. Этот метод применяют в тех случаях, когда показатели качества не могут быть определены другими методами из-за недостаточного количества информации, необходимости разработки специальных технических средств и т.п.

Экспертный метод является совокупностью нескольких различных методов, которые представляют собой его модификации. Известные разновидности экспертного метода применяются там, где основой решения является коллективное решение компетентных людей (экспертов). Квалификация эксперта определяется не только знанием предмета обсуждения. Учитываются специфические возможности эксперта. Например, в пищевой промышленности при оценке качества продуктов питания учитывают возможности эксперта воспринимать вкус, запах, а также его состояние здоровья. Эксперты, оценивающие эстетические и эргономические показатели качества, должны быть хорошо осведомлены в области художественного конструирования.

При использовании экспертного метода для оценки качества формируют рабочую и экспертную группы. Рабочая группа организует процедуру опроса экспертов, собирает анкеты, обрабатывает и анализирует экспертные оценки.

Экспертная группа формируется из высококвалифицированных специалистов в области создания и использования оцениваемой продукции: товароведы, маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи и др. Желательно, чтобы экспертная группа формировалась не для одной экспертизы, а как постоянно функционирующий орган с достаточно стабильным составом экспертов.


  1. ^ Методы оценки конкурентоспособности с помощью измеримых показателей. Выбор базы сравнения

С помощью измеримых показателей существует общее правило оценки конк-сти товара:

-выбор и анализ рынка для реализации товара

-изучение конкурентов, производящих аналогичные товары

-выбор и обоснование наиболее конкур. аналога-товара в качестве базы сравнения

-определение необходимых групп параметров, подлежащих оценке

-установление набора единичных показателей по соответствующим группам параметров

-выбор методик расчёта, опред-е и анализ сводных показателей по товарным группам

-расчет интегрированного показателя конкурен-сти товара предприятия

-разработка мероприятий по повышению конкур-сти продукции

От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать:
потребность покупателей;
величина необходимого полезного эффекта;
конкурирующий товар;
гипотетический образец;
группа аналогов.

Если за базу сравнения принимаются потребности покупателей, то производится выбор номенклатуры и установление величин параметров потребностей покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, кот. потребитель пользуется при оценке прод. на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе.
В том случае, когда базой сравнения является потребность покупателей, осуществляется выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе.
Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона или сумма средств.

Если оцениваемая продукция имеет конкурента, то товар - образец моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.
Иногда в качестве базы сравнения выступает гипотетический образец, который представляет собой среднее значение параметров группы изделий. Такая процедура используется в том случае, когда информации по конкретному образцу - аналогу недостаточно. Фактически речь идет об анализе потребности, которой может и не существовать, поэтому эта оценка должна рассматриваться как ориентировочная и подлежащая дальнейшему уточнению.
Значительно чаще за базу сравнения принимается группа аналогов, отобранных с точки зрения согласования классификационных параметров образца и оцениваемой продукции, из которых выбираются наиболее представительные, а затем прогрессивные изделия, имеющие наилучшую перспективу для дальнейшего расширения объема продаж.
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки суть который вкратце изложена ниже.
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении. Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он, однако, не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца. Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.
Данный подход является общеупотребительным и повсеместно встречается, по крайней мере, в отечественной литературе. Следует заметить его существенный недостаток - потребительские свойства товара и их набор определяются без учета мнения потребителя.


  1. ^ Дифференциальный метод

основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.
Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
http://www.marketing.spb.ru/read/m19/images/e21.gif, (4.1)где qi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3, ..., n);
Pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
P - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n - количество параметров.
Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения - 1 или 0. При этом если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0.

При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя.
Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формулам:

http://www.marketing.spb.ru/read/m19/images/e21.gif, (4.2)

http://www.marketing.spb.ru/read/m19/images/e22.gif, (4.3)

где qi`, qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
Из формул (4.2) и (4.3) выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности. Если технические параметры продукции не имеют количественной оценки, для придания этим параметрам количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.
Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он, однако, не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.

^ 11. Комплексный метод оценки уровня качества продукции

Комплексный метод оценки уровня качества продукции осуществляется с использованием комплексных (обобщённых) показателей качества.

Следует обратить внимание, что комплексная оценка не даёт представления об отдельных свойствах продукции; комплексные показатели можно получать при разном сочетании единичных показателей. Поэтому комплексные показатели должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества.

Комплексный показатель характеризует совокупность взаимосвязанных свойств (сложное свойство) из всего множества свойств, образующих качество продукции и выражается одним числом, что позволяет на практике сравнивать большое число показателей качество продукции с таким же количеством базовых показателей. Он отражает такую совокупность свойств продукции, по которой принято решение оценивать качество продукции.

^ Расчёт группового показателя по техних. параметрам произ-ся по формуле:



- групповой показатель конкурен-сти по технич. параметрам

– ведомость i-ого параметра в общем наборе из n технич. параметров, характеризующих потребность

n – число параметров, участвующих в оценке

Полученный групповой показатель характеризует степень соответствия данного товара, существующей потребности по всему набору технич. параметров. Чем он выше, тем полнее иудовлетворяется потребность покупателей. Основой для определения весомости каждого технич. параметра является экспертизы оценки, основанные на результатах исследований, опросов потребителей, семинаров, выставок. В случае трудности при проведении рын. исследований из техн. параметров может выбрана наиболее весомая группа или применён комплекс параметров, полезная эфф-ть, которая в дальнейшем используется в сравнении.

Также рассчитывается групповые показатель по нормативным (Інп).

^ Полные затраты(по эконом параметрам):

З - полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;
Зс - единовременные затраты на приобретение продукции;
Сi - средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы;
Т - срок службы;
i - год по порядку

– эксплуатационные затраты по j-ой статье

n – кол-во статей эксплуатационных затрат

Расчёт группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле: З, З0 - единовременные затраты на приобретение соответственно анализируемой продукции и образца;
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:

http://www.marketing.spb.ru/read/m19/images/e30.gif, (4.11)

где К - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;
По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.
Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.

^ 12. Стандартизация и сертификация продукции. Международная система качества.

В РБ организационно-правовой основой систем управления качеством является закон о стандартизации и 3 гос.стандарта качества:1.СТБ ISO 9001-88«Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании монтажа и обслуживания» 2.СТБ ISO 9002-88 «Система качества. Модель для определения качества при производстве и монтаже».3.СТБ ISO 9003-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном повторе». Закон РБ о стандартизации устанавливает основные положения, принципы, порядок организации работ в области стандартизации. Законом определена защита интересов потребителей, а также государства в целом путём разработки и применения нормативных документов о стандартизации и порядок осуществления гос.контроля и надзора за соблюдением требований гос.стандарта. Стандартизация-это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, харак-т и обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Стандарт-это нормативный документ, направленный на достижение целей в области упорядочивания в определённой области. Бывают международные, региональные, территориальные и др. Сертификация- подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата.

В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

1. ИСО 9000 “Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению”.

2. ИСО 9001 “Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”.

3. ИСО 9002 “Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже”.

4. ИСО 9003 “Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях”.

5. ИСО 9004 “Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания”.

Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям к:

9001 – требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности.

9002 – требования к системе организации производства.

  1. – требования к системе управления качеством от проектирования до эксплуатации .

^ 13. Инструменты качества: диаграмма Исикавы

Диаграмма Исикавы ( «рыбий скелет») – инструмент качества, служащий для наглядного представления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами.

  1. сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;

  2. группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;

  3. ранжирование их внутри каждого блока;

  4. анализ получившейся картины.


Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка - "хребет" . Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, - "большие кости". Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с "хребтом". Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины ("большие кости"), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде "средних костей", примыкающих к "большим". Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде "мелких костей", примыкающих к "средним", и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой). При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

Диаграмма Исикавы позволяет:

- стимулировать творческое мышление;

- представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция iconКонцепция tqm как инструмент успеха предприятия
Ведя разговор о системах качества, его обеспечении и постоянном улучшении, нельзя обойти стороной такое ныне популярное во всем мире...
1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция iconXI. Управление качеством и сертификация продукции
Управление качеством (понятия, факторы, требования). Основные методы управления качеством
1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция iconВопросы к экзамену по управлению качеством
История развития и основоположники Всеобщего Управления Качеством(tqm): Э. Деминг, Д. Джуран, К. Исикава и др
1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция iconКонспект лекционных занятий Лекция №1. Введение в курс управление...
В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции....
1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция iconВопросы к экзамену по дисциплине «Управление качеством»
Происхождение и развитие концепции управления качеством по отношению к системе общего менеджмента
1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция iconИсследование качества продукции. Под качеством
Охватывает такие вопросы, как контроль качества выполнения технологических процессов и операций по изготовлению продукции, ритмичность...
1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция iconДисциплина: "Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме"
Важнейшая роль в развитии концепции Всеобщего Управления Качеством принадлежит ученым
1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция icon1. управление деятельностью (маркетинговое управление); Реализуется...
Реализуется концепция управления предприятием как «открытой системой». Предприятие не только направляет на рынок товары и получает...
1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция icon3. Исследование управления качеством в организациях по глубине и...
Очевидно, что виды исследования управления качеством могут быть различными. Так, в зависимости от того или иного классификационного...
1 Концепция всеобщего управления качеством. Постулаты Деминга. Петля качества Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) концепция iconКурс, специальность “Управление качеством” сокращенная образовательная программа
Интеграция систем менеджмента качества и охраны окружающей среды (л) Крыжановский О. А
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница