Литература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг»


Скачать 362.78 Kb.
НазваниеЛитература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг»
страница1/3
Дата публикации18.05.2013
Размер362.78 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Маркетинг > Литература
  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

4

Практические занятия № 1,2

5

Практические занятия №3,4,5,6

8

Практические занятия № 7,8

13

Практические занятия №9,10,11,12

15

Практическое занятие № 13,14,15,16

16

Практическое занятие № 17,18,19,20

22

Литература

26


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг» для направления 080500.62 «Менеджмент (бакалавр менеджмента)», и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускников данного направления.

Проведение практических занятий предусмотрено в целях закрепления и углубления теоретического материала курса, получения необходимых навыков анализировать среду маркетинга; определить емкость рынка; анализировать рекламное послание; выбрать стратегию ценообразования.

Методические указания содержат перечень литературных источников, необходимых для подготовки к каждой практической работе, их цели, задания для выполнения, порядок выполнения работы, содержание отчета, контрольные вопросы для защиты работ.

Практические занятия предусматривают возможность работы студентов в компьютерном классе и отчет о проделанной работе, который может быть представлен в рукописном варианте, распечатан на принтере или сохранен в памяти ЭВМ (либо на ГМД).

На проведение данных практических работ в соответствии с тематическим планом дисциплины, представленным в рабочей программе по направлению 080500.62 «Менеджмент (бакалавр менеджмента)», отводится 40 учебных часов. Наименование тем практических работ и объем часов, отведенных на проведение каждой работы, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Перечень тем практических работ

Перечень практических работ

Количество часов

Тема 1


1,2 Виды маркетинга

4

Тема 3

3,4,5,6 Рынок и рыночные показатели.

8

Тема 4

7,8 Сегментация рынка

4

Тема 5

9,10,11,12 Изучение поведения потребителей

8

Тема 10

13, 14, 15, 16 Ценообразование в маркетинге

8

Тема 11

17,18,19,20 Реклама в системе маркетинговых коммуникаций.

8

Итого:

40


Практические занятия № 1,2

Виды маркетинга


  1. ^ Цель работы: закрепить и углубить понимание сущности маркетинга и его значения в рыночной экономике, умение классифицировать виды маркетинга и его проблемы.




  1. Подготовка к работе:

Изучить материал по теме: «Понятие и сущность маркетинга».


  1. Задания:

  1. Решить задачу:

Проанализировать потребление услуг А,Б,В и построить график жизненного цикла потребления всех услуг. Рассмотреть различные участки жизненного цикла товаров и дать характеристику каждому участку.

Сделать вывод о перспективности всех услуг.

Исходные данные:

Таблица 1 –Объем реализации услуг за ряд лет (с (N-2) по (N+9) годы)

e:\маркетинг\рисунки\таблица- объем реализации услуг за ряд лет.jpg


  1. Проанализируйте маркетинговую ситуацию.

Описание ситуации. Садоводческая проблема – газон

Западногерманский производитель садоводческих систем стоит перед проблемой стагнирования рынка посевного материала и удобрений.

Половина домашних хозяйств в ФРГ имеет сады (всего 10 млн. садов площадью примерно 230 м2 каждый в среднем). Однако прибавляется только около 2,3 % общей площади газонов. Около 30% собственников газонов имеют с ними проблемы. Одна из причин – низкокачественный посевной материал, не отвечающий принятым размерам, рост летом и низкая устойчивость к болезням. Кроме того, он плохо переносит частое скашивание и через несколько лет дегенерирует. Удобрение и поливка против сорняков имеют только поверхностный эффект, так как качество основной поросли зависит от посевного материала, в связи с чем восстановление газонов должно быть капитальным.

Более того, изменяются требования владельцев газона к его особенностям. Вместо репрезентативности и декоративности предпочтение отдается сильному и крепкому газону, который способен выдержать нагрузку, т.е. спорт, игры и т.д.

Однако красивый и качественный газон можно получить только путем полного пересева уже ранее засеянной территории высококачественным посевным материалом, но при этом газоном вообще нельзя пользоваться три месяца и он достаточно дорог.

Исследования, которые производитель проводит в этой области, показывают, что засев высококачественного посевного материала на месте уже существующего дегенерировавшего газона дает только оптический эффект. Для того, чтобы получить действительно качественный газон, необходима специальная обработка почвы, прежде всего с применением соответствующих удобрений.

Система восстановления газона, которую предлагает производитель, состоит в использовании следующих продуктов: посевной материал, удобрения для корней рассады, специальные удобрения для травы и необходимое садоводческое оборудование для повседневной деятельности, т.е. косьбы, внесения удобрении, поливки, уборки и т.д.

Главная часть этой системы – результат исследований и развития производителя.

Выгода потребителя заключается в том, что старый дегенерировавший газон полностью обновляется в течение короткого времени (около 6 недель). При том цена составляет 1/7 цены нового газона. Кажущаяся сложность этой системы и анализ сбыта показали, что классическим сбытовым путем эта система на рынке укрепиться не смогла.

  1. Опишите маркетинговые проблемы, перед которыми стоит производитель.

  2. Выделите общие и частные проблемы, определите вид маркетинга, его задачи.

  3. По результатам анализа разработайте маркетинговую концепцию и шаги по её претворению в жизнь.




  1. Содержание отчёта:

  1. Укажите тему и цель работы.

  2. Последовательно выполните задания 1 и 2.

  3. Ответьте на контрольные вопросы.

  4. Проведите анализ эффективности проделанной работы.




  1. Контрольные вопросы:

  1. Что такое рынок?

  2. Охарактеризуйте современную концепцию маркетинга.

  3. Каковы направление, методы и задачи маркетинга?

  4. Каковы основные проблемы исследования рынка?

  5. Расскажите о содержании и целях маркетинговой деятельности.


Практические занятия №3,4,5,6

Рынок и рыночные показатели


  1. Цель работы: сформировать представление об основных элементах рынка, освоить расчет некоторых рыночных показателей.




  1. Подготовка к работе:

Повторить темы: «Система маркетинговых исследований», «Рынок и рыночные показатели»


  1. Задание:

  1. Рассмотреть ситуационную задачу.

При сертификации услуг связи, проводимой НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» в рамках системы добровольной сертификации, в качестве одного из методов испытания используется опрос клиентов. Результаты опроса обрабатываются, что позволяет получать независимые оценки качества услуг связи на основе мнения потребителей. Опрос и обработка его результатов проводятся по методике, разработанной НИИ «Интерэкомс» в соответствии с рекомендациями Е125 Красной книги и 432 Белой книги Международного консультативного комитета по телефонии и телеграфии ( МККТ).
В результате опроса клиентов определяются:

- обобщающие оценки потребительских свойств услуг связи: качества передачи, обслуживания клиентов и т.д.;

- обобщающая оценка услуг связи в целом;

- дополнительные характеристики, например, доля респондентов, пользующихся каждой из рассматриваемых услуг.

Для анкетирования абонентов был выбран метод телефонного интервью.

Номера телефонов абонентов выбираются следующим образом: первые три цифры фиксированные, а следующие четыре берутся подряд из таблицы случайных чисел.

Вызовы при этом не должны тарифицироваться.

Первоначально предпринимались попытки проводить опрос путем рассылки анкет с помощью факсимильной связи. Однако от этого пришлось отказаться из-за низкого процента возврата заполненных анкет, получения ответов не от тех, в чей адрес была послана анкета, а также из-за появления групповых ответов и использования советов других лиц там, где требуется индивидуальное мнение.

Анкета-вопросник для телефонного опроса позволяет вызвать реакцию на заданный вопрос, получить ответ и зафиксировать его. В анкете должно быть указано, какие вопросы следует задавать, и в какой форме указывать ответ.

Опыт показывает, что полезно провести предварительный или пробный опрос, который позволяет изменить формулировки вопросов, упростить или дополнить их содержание, а также сделать дополнительные выводы о целесообразности отдельных вопросов или всего исследования в целом. Таким образом, появляется возможность еще до начала опроса оценить его реалистичность в данных условиях, а также достоинства и недостатки анкеты (доходчивость формулировок и правильность выбранного стиля вопросов). Пробный опрос проводится среди небольшого числа лиц из выборочной совокупности.

Однако для успеха исследования недостаточно правильно составленной анкеты. Важно также установить предварительный контакт с респондентами: опрашивающий эксперт должен провести краткую вступительную беседу и ознакомить опрашиваемого с задачами исследования, подчеркнуть анонимный характер опроса и объяснить, что он проводится в интересах пользователей, так как направлен на повышение качества услуг связи.

Следующий этап – процесс самого интервью. Если вступительная беседа может иметь достаточно свободную форму, то на процесс интервьюрования накладываются жесткие ограничения: эксперт не должен отклоняться от текста анкеты или менять интонации голоса при повторении вопроса. При этом он не только должен задавать вопросы, но и давать пояснения как на них отвечать, внимательно выслушивать и четко фиксировать ответ респондента, записывать его комментарии и ответы на открытые вопросы, не замедляя темпа опроса.

Достоверность полученных ответов можно оценить уже заранее, задавая для этого предварительные вопросы, например о том, как часто пользуется респондент данной услугой. Кроме того, необходимо проверить насколько последний владеет информацией по данному вопросу – это поможет выявить противоречивые ответы и отбросить недостоверные анкеты при дальнейшей их обработке.

Анкета – вопросник содержит вопросы трех основных типов. Ответы на вопросы первого типа оцениваются по бальной шкале, например, на вопрос «Как Вы оцениваете качество услуг, предоставляемых сетью (или Оператором)?».

Рекомендация Е432 Белой книги МККТТ предусматривает четыре категории оценки качества: «отличное» - 4 балла, «хорошее» - 3, «среднее» - 2 и «плохое» - 1 балл.

Однако, методика обработки результатов опроса, разработанная НИИ «Интерэкомс», предусматривает шкалу от 2 до 5 баллов ввиду традиционно сложившейся психологической особенности российских клиентов давать оценки именно по этой шкале. Вопросы этого типа касаются таких потребительских свойств услуги как, например, доступность и качество передачи. В каждом случае будут получены обобщающие оценки потребительских свойств услуги. Эта группа вопросов в анкете преобладает, так как при сертификации услуг связи в нормативной базе фигурируют показатели обощающих оценок в баллах для каждой конкретной услуги. Поэтому соответствие или несоответствие фактического (полученного в результате опроса) значения тому значению, которое заявлено в нормативной базе, покажет, отвечает ли качество услуги требованиям клиентов по каждому из потребительских свойств. Такие вопросы помогают установить возможные «слабые места», снижающие оценку данного потребительского свойства, а также сравнить оценки разных потребительских свойств между собой.

Вопросы второго типа требуют ответов «да» или «нет», например: «Были ли у Вас нарушения связи из-за каких-либо неисправностей?».

Третий тип – вопросы открытого типа, например: «Имеются ли у Вас пожелания или замечания по качеству работы сети связи?». Ответы на такие вопросы дают наглядные представления о том, какие замечания могут возникнуть у клиента помимо тех, которые уже были выявлены вопросами первого, второго типов.

Телефонный опрос может проводиться в несколько этапов:

- формулировка целей и постановка задач исследования;

- определение репрезентативной выработки;

- составление предварительного варианта анкеты;

- проведение пробного опроса небольшой группы респондентов;

- корректировка анкеты с учетом результатов пробного опроса;

- проведение опроса всей выборной совокупности;

- обработка материалов, полученных в результате опроса;

- анализ результатов и формулировка выводов.
Следует отметить значение последнего этапа исследования – анализа результатов и формулировки выводов. На этом этапе необходимо перейти от предварительных результатов и ответов на отдельные вопросы к серьезным обобщениям, от результатов исследования выработки к оценке всей генеральной совокупности, а также сопоставить друг с другом элементы сортировки ответов на вопросы и заставить «заговорить» цифры, чтобы сделать точные и убедительные выводы. Здесь незаменимы статистические методы, но не менее важно умение выявить главное, не вдаваясь в детали. Выводы должны быть логическими, конкретными, отвечающими на вопросы анкеты по существу.

Поэтому проведение испытаний методами опроса может и должно служить для оценки качества услуг, что следует из определения собственной услуги и дает возможность оценить качество обслуживания. Однако, учитывая, что этот метод не всегда дает объективную картину, целесообразно в процессе исследования потребительских свойств услуг связи пользоваться также другими, объективными методами (метод обработки статистических данных, использовать контрольно-измерительную аппаратуру и т.д.).

Чтобы обеспечить более конкретное сравнение результатов, полученных при исследовании качества услуг связи разных операторов связи, методами телефонного опроса, необходимо строго следовать порядку и формулировке вопросов, определенными Рекомендацией Р.82 Синей книги МККТТ.

Сертификация услуг связи наряду с другими целями направлена в конечном итоге на получение именно объективных оценок качества, что отвечает интересам как отдельных операторов связи, так и отрасли в целом – ведь только объективные оценки могут быть признаны государственными органами управления.

Основными показателями оценки потребительских свойств услуг электросвязи, как показывает опыт проведения испытаний методом опроса, должны быть средние значения оценки качества в баллах и доля удовлетворительных абонентов в процентах.
Вопросы и задания к ситуационной задаче:

1. Какие показатели качества услуг телефонной связи подвергались «испытаниям» путем полевых маркетинговых исследований методом опроса?

2. Какие виды вопросов включались в анкете? Дайте оценку правильности их выбора.

3. Предложите другие виды маркетинговых исследований, которые могли бы повысить результативность «испытаний» и достоверность выводов.

4. Какие типы вопросов для анкет наиболее приемлемы при маркетинговых исследованиях почтовой связи.


  1. Решить задачу.

На рынке товара действуют два продавца. Предложение первого продавца описано функцией QS = ½ Р-I, предложение второго продавца функцией QS = Р, где QS – величина предложения товара (млн. ед.), Р – цена товара (руб.). Определить долю рынка, приходящуюся на первого продавца при цене реализации товара.
Таблица 2 – Исходные данные

Показатель

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цена товара за единицу, руб.

8

11

9

6

12

10

8

11

9

6


3.3 Рассчитайте емкость рынка некоего товара по следующим данным.
Таблица 3– Исходные данные для выполнения задания

Дано

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 Численность потребителей в сегменте, тыс.чел.

890

860

735

900

840

920

760

910

780

820

2 Уровень потребления в базисном году, ед.

90

85

82

94

98

100

82

89

80

92

3 Поправка на эластичность спроса (сокращение) на 1% роста цен в году, ед.

2

2

1

3

2

3

1

3

1

2

4 Прогнозный рост цен в текущем году, %.

3

3

2

4

3

4

2

4

2

3

5 Наличие данного товара у населения по данным исследования, млн.ед.

17

15

12

20

11

24

16

22

10

14

6 Физический износ товара (в среднем от наличного), %.

42

40

45

43

41

46

39

40

42

39

7 Моральный износ товара (в среднем от наличного), %.

11

12

14

16

11

17

10

19

9

13

8 Нетоварное потребление данного товара, млн.ед.

19

14

17

12

15

16

9

23

4

18


  1   2   3

Похожие:

Литература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг» iconТематика и задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению
Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению составлены в соответствии с программой курса «Бухгалтерский...
Литература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг» iconОбщие методические указания по выполнению контрольных работ Общие положения
Методические указания и задания для выполнения контрольных работ составлены в соответствии с программой курса «Гражданское право»...
Литература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине
Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Электротехника и электроника" для студентов спец. 37 01 06 "Техническая...
Литература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине
Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Электрооборудование автотранспортных средств" для студентов спец. 37 01...
Литература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания составлены в соответствии с программой подготовки...
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов не только теоретических знаний, но и практических навыков,...
Литература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг» iconЗадания и методические указания
Задания и методические указания к выполнению практических работ и подготовке студентов к семинарским занятиям по дисциплине «Философия...
Литература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине «экономический анализ»
Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине “Экономический анализ” для студентов всех форм обучения специальности...
Литература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические рекомендации по выполнению
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения, изучающих курс «Экономическая теория» на неэкономических...
Литература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ...
Разработано в соответствии с примерным тематическим планом дисциплины «Электрические аппараты». Приложение к типовому учебному плану...
Литература 26 пояснительная записка методические указания к выполнению практических работ составлены в соответствии с утвержденной программой по дисциплине «Маркетинг» iconМетодические указания предназначены для выполнения практических работ...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница