Лекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении


НазваниеЛекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении
Дата публикации29.07.2013
Размер80.5 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Маркетинг > Лекция
(слайд 1) Лекция 4.2. Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении.
Основные понятия маркетинга.
Маркетинг является одной из основных составляющих профес­сионального знания для участника рыночных отношений. (слайд 2) Марке­тинг — это основа для регулирования деятельности организации на любом типе рынка. Он эффективен не только в условиях развитого рынка. Его применение дает положительный результат и в условиях рецессии, экономической и политической неопределенности и не­стабильности, а также в переходном периоде от одной экономиче­ской формации к другой.

Это своего рода прогноз, влияние и удовлетворение спроса на товары и услуги путем обмена. По определению известного специалиста по вопросам маркетинга

(слайд 3) Ф. Котлера, маркетинг — это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения целевых аудиторий по отношению к кон­кретным организациям. Он представляет собой рыночную концеп­цию управления организацией, направленную на изучение рынка и его конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориента­цию производства на их удовлетворение.

(слайд 4) Маркетинг это комплекс мероприятий в области исследова­ний торгово-сбытовой деятельности организации по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и про­движения товаров и услуг от производителя к потребителю.
(слайд 5 )^ Основные понятия маркетинга:

рынок, обмен, цена, товар или услуга, нужда, потребность, спрос, сделка, конкуренция, реклама.
(слайд 6) Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

(слайд 7) Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

(слайд 8) Спрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих потребностей и ресурсов.

(слайд 9) Товарэто все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

(слайд 10) Обмен–передача ценностей

(слайд 11) Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

(слайд 12) Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Виды: физиологическая, социальная, личная.

(слайд 13) Конкуренцияэто борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.

(слайд 14) Рекламаинформация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

(слайд 15) Основной задачей маркетинга является удовлетворение спроса.

Решение этой задачи во многом зависит от культуры работы. Чем выше уровень сервиса, тем больше спрос на товары и услуги. Маркетинг позволяет понять, каким образом организация должна осуществлять процесс сбыта, как надо проводить кампанию продвижения товара или услуги на рынок, как строить стратегию рекламы и т.д.

(слайд 16) Маркетинг позволяет рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию продукции, определить, какие виды товаров и услуг, проданные какому потре­бителю и в каком регионе принесут максимальную прибыль.

^ Этапы развития маркетинга

Маркетинг как метод управления деятельностью организации получил широкое распространение в послед­ние годы. Сам термин происходит от английского слова market, что означает рынок (marketing — формирование рынка). Этот термин получил официальное признание еще в 1935 г., когда он впервые был введен Национальной ассоциацией преподавателей экономики США. В последующие годы в него стало вкладываться все более широкое понимание.

Первые упоминания о маркетинге в отечественной литературе появились в начале 60-х гг., причем это была в основном критика его в качестве попытки буржуазной экономической мысли решить «неразрешимые» проблемы реализации в условиях капиталистического общества. Надо сказать, что недооценка маркетинга, как в отечественной экономической науке, так и в хозяйственной практике обусловливалась, прежде всего, устаревшими взглядами на характер и значение управленческой и посреднической деятельности, а также на процессы сбора и обработки информации как на непроизводительный труд.

Однако после Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), где было принято соглашение о развитии международных экономических связей, в том числе торговли на принципах маркетинга, в нашей стране при Торгово-промышленной палате стала функционировать секция по вопросам маркетинга. Многие ученые и специалисты пришли тогда к выводу, что и в условиях плановой экономики целесообразно использовать отдельные элементы маркетинга.

Изначально маркетинг понимался как одна из функций орга­низации по сбыту, направленная на продвижение услуг от органи­зации к клиенту. (слайд 17) Более современное понимание маркетинга рассма­тривает его, как комплексный подход к организации и управлению всей деятельностью, направленной на оказание таких услуг и в таких количествах, которые соответствуют потенциальному спросу. При этом спрос формируется усилиями самой организации и ею же удо­влетворяется.

В целом в развитии организации управления производством и продвижения товаров на рынке можно выделить несколько стадий:

(слайд 18)

  1. ^ Ориентация на производство (до 30-х гг. XX в.).

Производи­тели занимались, в основном, вопросами производства, пы­таясь продать потребителю то, что они произвели. При этом они не интересовались судьбой товара за пределами предпри­ятия.

Результат экономический кризис 1929—1932гг.

(слайд 19)

  1. ^ Ориентация на сбыт (до первой половины 50-х гг. XX в.).

Производители используют различные методы воз­действия на покупателей с целью заставить их приобрести товар или услугу. При этом возникала ориентация покупателей на долгосрочные отношения с производителем.

(слайд 20)

  1. ^ Ориентация на маркетинг (до конца 70-х гг. XX в.).

Все больше используются эле­менты маркетинга. Это период потребительства, когда рациональность по­требления тех или иных товаров и услуг не имела значения, вопросы рационального использования ресурсов, защиты окружающей среды отошли на второй план.

(слайд 21)

  1. ^ Ориентация на социально-этический маркетинг (начиная с 80 х гг. XX в).

Производители по-прежнему заинтересованы в максимальном удовлетворении интересов потребителей, но с учетом рационального и эффективного использования ре­сурсов, соблюдения требований к охране окружающей среды, снижения иррационального спроса.

Причина 4 этапа - энергетический кризис второй половины 70-х гг., проблемы защиты окружающей среды радикальным образом изменили установки общества и, соответственно, производителя.

Таким образом, прослеживаются этапы становления маркетинга от ориентации на производство до ориентации на социально-этический маркетинг. Как видно, на каждом этапе основной целью было производство и сбыт тех или иных товаров и услуг. И только на последнем этапе стали прослеживаться черты современных маркетинговых отношений, где предложение порождается спросом.

Маркетинг же в здравоохранении РФ является совершенно новым направлением как науки, так и практики. Это связано с тем, что в советском здравоохранении медицинские услуги не являлись това­ром на рынке, а оказывались независимо от их стоимости за счет государства. Поэтому необходимость в проведении маркетинговых исследований отсутствовала.

До последнего времени в здравоохранении преобладала «сбы­товая» система маркетинга, т.е. медицинские услуги оказывались независимо от воли и желания пациентов, независимо от их необ­ходимости и полезности. Следует отметить, что первыми интерес к маркетингу проявили те предприятия и организации, которые были озабочены проблемами выхода на международный рынок. Значительно позже с методами товародвижения, сбыта продукции, ориентированной на запросы потребителя, познакомились организации, фирмы, работающие на внутреннем рынке. В самую последнюю очередь систему маркетинга стали осваивать предприятия непроизводственной сферы, в том числе сфе­ры услуг и, конечно, медицинские учреждения.

Внедрение концепции маркетинга в систему здравоохранения предо­пределено тем, что в настоящее время в ней реально существуют государст­венный, муниципальный и частный секторы, сформировалась система обя­зательного медицинского страхования, способствующая зарождению эле­ментов рыночных отношений.

(слайд 22) Основными предпосылками возникновения маркетинга медицинских услуг явились:

(слайд 23)

  1. изменения методов финансирования медицинских учреждений с раз­витием нового хозяйственного механизма;



(слайд 24)

  1. развитие коммерческих медицинских учреждений, функционирование которых предполагает получение прибыли от реализации услуг;

(слайд 25)

  1. появление новых источников финансирования, независимых от госу­дарства, в лице страховых компаний, самих покупателей медицинских ус­луг;

(слайд 26)

  1. увеличение затрат медицинских учреждений на оказание услуг в связи с применением новых технологий лечения, более совершенного оборудова­ния, новых лекарственных средств;

(слайд 27)

  1. повышение требований к качеству медицинских услуг в условиях рос­та объема платных услуг;

(слайд 28)

  1. ухудшение состояния здоровья населения в связи с уменьшением его обращаемости в медицинские учреждения вследствие осложнения эконо­мической ситуации и социальной нестабильности в стране.


Сегодня в России, по мере обострения конкуренции, роста из­держек, падения производительности и ухудшения качества услуг, все большее число организаций обслуживания начинают проявлять интерес к маркетингу. Медицинские учреждения, поставленные в условия медицинского страхования, начали изучать своих клиен­тов и конкурентов, принимать позитивные меры, чтобы сделать лечение менее обременительным. Еще одной сферой деятельности, где маркетинг получил распространение в течение сравнительно короткого отрезка времени, стали санатории. Медицинские учреждения, страховые компании поль­зуются маркетингом по-разному. Есть среди них и лидеры, пред­принимающие кардинальные шаги в сторону маркетинга.

В настоящее время маркетинг в здравоохранении находится в стадии становления. Это – сложный путь эволюционного развития, преодоления многочисленных трудностей и противоречий, накопление опыта.

Применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельности медицинских учреждений в том смысле, что это помогает учреждениям здравоохранения наиболее рационально планировать свою деятельность, адаптировать к условиям рыночных отношений. Маркетинг даёт возможность прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынка медицинских услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможность определить, какие услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребитель готов за это заплатить и готов ли он платить вообще или нет.




Похожие:

Лекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении iconЛекция 5 Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений...
Аналитическая: изучение рынка, изучение потребителя, изучение фирменной структуры рынка, изучения товара, изучение внутренней среды...
Лекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении iconМетодические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета...
Основные понятия, принципы и содержание управления мобилизационной работой в здравоохранении
Лекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении iconЛекция №8
Формирование в Украине рыночных отношений предполагает необходимость выяснения сущности рынка, условий, необходимых для его нормального...
Лекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении icon4. Осуществите профессиональное толкование теоретических основ социальной...
Осуществите профессиональное толкование теоретических основ социальной работы в здравоохранении
Лекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении iconГ отрасль статистики, изучающей вопросы, связанные с медицинской и социальной гигиеной
Укажите наиболее приоритетное направление структурных преобразований в здравоохранении
Лекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении iconНовый Закон о здравоохранении
Ст. 2 п. 9 – «медицинская деятельность – это профессиональная деятельность», кроме прочего, «по заготовке органов и тканей»
Лекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении iconИспользование метода гирудотерапии в практическом здравоохранении методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для врачей и экспертов лицензионных комиссий
Лекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении iconГендерный подход в здравоохранении учебное пособие
Подготовка и издание пособия осуществлены в рамках проекта "Гендерное образование" при поддержке Женской сетевой программы Института...
Лекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении iconСпециальная психология. Вопросы к тестированию
Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном производстве стало основой для возникновения таких ее прикладных...
Лекция Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении iconСпециальная психология. Вопросы к тестированию
Так, применение психологии в здравоохранении, просвещении, промышленном производстве стало основой для возникновения таких ее прикладных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница