Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности


НазваниеУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности
страница1/7
Дата публикации16.07.2013
Размер0.99 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Математика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Факультет экономики и управления

Кафедра менеджмента и предпринимательства



Учебно-методическое пособие

по выполнению

выпускной квалификационной работы

(проекта)

для студентов специальности

080507 «Менеджмент организации»

специализации «Предпринимательство»

очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения
Авторы-составители:

д.э.н., проф. Крылова Е.Б.,

д.э.н., проф. Мысаченко В.И.,

д.э.н., проф. Пирогов Н.Л.,

к.э.н., доц. Гусев А.К.,

к.э.н., доц.Федорчукова С.Г.


Москва - 2012
^ Крылова Е.Б., Мысаченко В.И., Пирогов Н.Л., Гусев А.К., Федорчукова С.Г. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов по специальности 080507 «Менеджмент организации». – М.: Национальный институт бизнеса, 2012. 68с.


Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы является составной частью методического обеспечения процесса подготовки студентов по специальности 080507 «Менеджмент организации» специализации «Предпринимательство».

Обсуждено и рекомендовано к печати на заседании кафедры менеджмента и предпринимательства, протокол №5 от 14 января 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................………………………………... …4

1.Цели и задачи дипломной работы........................................................... 5

2. Организация процесса выполнения дипломной работы.......................5

3. Руководитель выпускной квалификационной работы .........................7

4.Объем и структура выпускной квалификационной работы..................8

5.Содержание выпускной квалификационной работы………………….10

6.Защита выпускной квалификационной работы.....................................42

Приложения..................................................................................................46

Примерная тематика выпускных квалификационных работ...................61

Библиографический список .......................................................................65

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое учебно-методическое пособие призвано оказать помощь студенту в написании выпускной квалификационной работы (ВКР). От умения организовать свой труд в значительной степени зависит ее конечный результат.

Задачей данного методического пособия является ориентация студента на высокое качество ВКР, которая должна быть выполнена на уровне современных требований к профессионалу избранной им специальности. Студент должен продемонстрировать способность к самостоятельной работе над теоретическими и практическими вопросами, составляющими тему выпускной квалификационной работы, показать глубокую связь между теорией и практикой, а также умение делать выводы и предложения.

Выполнение выпускной квалификационной работы является заключительным этапом гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного, математического, общепрофессионального обучения и специальной подготовки менеджера, на котором студент должен продемонстрировать приобретенные им знания, практические навыки и творческие способности, а также владеть современными информационными технологиями, экономико-математическими методами, иметь навыки аналитической работы с литературой.

Важное значение имеет преддипломная практика, во время которой должна быть выбрана и утверждена тема выпускной квалификационной работы. Студент самостоятельно очерчивает круг своих интересов в свете его практической деятельности в конкретной организации, после чего совместно с руководителями практики от кафедры и от предприятия определяет направление и тему выпускной квалификационной работы. Студент должен сформулировать тему не позже указанного ему срока, так как после утверждения ее приказом по институту по окончании преддипломной практики изменение темы допускается лишь в исключительных ситуациях.

После выбора темы перед студентом встает задача собрать в процессе практики необходимый практический и теоретический материал для будущей ВКР. Для этого студент приступает к изучению соответствующей научной и специальной литературы, законодательных и нормативных материалов, а также к изучению методического опыта, имеющегося в организации. В результате преддипломной практики студент должен создать черновой вариант выпускной квалификационной работы в виде практической части, включающей формулирование задач, предполагаемые необходимые расчеты, выводы и рекомендации, обзор библиографии.
^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ студент должен быть в полной мере подготовлен к профессиональной организационно-управленческой, экономической, проектно-аналитической и конкретной исследовательской деятельности в сфере управления и предпринимательства. Любое из этих направлений может стать предметной областью выпускной квалификационной работы, в которой студент должен показать соответствующий уровень знаний и степень владения методами научных и практических исследований.

Кроме этого, выпускная квалификационная работа должна выявить степень самостоятельности, с которой студент способен ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией его профессиональных функций. Студент должен не только суметь провести системный анализ проблемы в целом, но также поставить и решить ряд конкретных задач, сделать определенные выводы по нерешенным вопросам, проанализировать экономическую эффективность решений, показать себя зрелым и подготовленным специалистом, владеющим современной вычислительной техникой, экономико-математическими методами, имеющим навыки аналитической работы с литературой.

^ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
После окончания преддипломной практики и защиты отчета по ней, студент непосредственно приступает к написанию выпускной квалификационной работы. Нужно особо подчеркнуть, что выпускная квалификационная работа предполагает самостоятельность работы студента. Ответственность за разработку и качество выполненной работы возлагается на студента; подписи заведующего кафедрой и руководителя удостоверяют, что тема выпускной квалификационной работы соответствует выбранной специальности и специализации, а ее содержание согласуется с аналогичным пунктом задания.

После защиты преддипломной практики период выполнения дипломной работы разбивается на три части – три контрольные точки. Студент должен к каждой контрольной точке предоставить руководителю ВКР результаты, полученные к этому времени. Руководитель оценивает в процентах работу студента на данный период. К первой контрольной точке студент должен подготовить работу на 30 %, ко второй контрольной точке студент должен выполнить работу на 70 % и к третьей контрольной точке - все 100 % работы. Календарный план выполнения работы (приложение 9) утверждается при сдаче отчета о преддипломной практике и после выполнения с соответствующими отметками руководителя вставляется в пояснительную записку.

На заключительном этапе, не позже чем за неделю до начала работы Государственной аттестационной комиссии (ГАК), на кафедре проводится предварительная защита (предзащита) выпускной квалификационной работы. Студент должен представить полностью подготовленную несброшюрованную работу и графические, иллюстративные материалы к докладу – раздаточный материал. На титульном листе ВКР должна быть подпись руководителя выпускной квалификационной работы. Титульный лист раздаточного материала должен быть подписан руководителем выпускной квалификационной работы и студентом. Один экземпляр задания на дипломную работу вставляется в пояснительную записку.

Далее требуется получение письменного отзыва руководителя и рецензента (формы этих документов и их примерное содержание даны в приложениях 4, 5). Рецензия должна быть оформлена на бланке организации за подписью рецензента и заверена печатью.

Отзыв руководителя ВКР и положительная рецензия на выпускную квалификационную работу являются необходимыми условиями для представления полностью подготовленной и сброшюрованной работы в ГАК. Предварительную защиту (предзащиту) выпускной квалификационной работы проводит заведующий кафедрой или по его поручению преподаватель кафедры с участием руководителя дипломной работы. Комиссия, в составе указанных лиц, рассмотрев все представленные материалы, принимает решение о готовности студента к защите ВКР. Окончательное решение о допуске к защите выпускной квалификационной работы на заседании ГАК принимает заведующий кафедрой, ставя подпись на титульном листе ВКР.


^ 3. РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В целях оказания студенту теоретической и практической помощи в период подготовки и написания выпускной квалификационной работы (ВКР) кафедра выделяет ему руководителя. Как правило, им является преподаватель кафедры, под руководством которого студент проходил преддипломную практику.

Руководитель ВКР обязан:

1) оказать помощь студенту в выборе темы работы и разработке плана ее выполнения;

2) выдать задание на ВКР;

3) оказать помощь в выборе методики проведения исследования;

4) дать квалифицированную консультацию по выбору литературных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения работы;

5) осуществлять систематический контроль за ходом выполнения ВКР;

6) после завершения ВКР дать оценку качества ее выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к ней (отзыв руководителя);

7) участвовать в предзащите ВКР с целью выявления готовности студента к ее защите.

Студент должен периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать своего руководителя о ходе подготовки ВКР, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность заведующего кафедрой о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работы.

Руководитель выпускной квалификационной работы не является соавтором данной работы, но при этом может вносить коррективы при наличии в работе теоретических, методологических, стилистических и других ошибок.

На различных стадиях подготовки и выполнения ВКР задачи руководителя меняются.

На первом этапе подготовки руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы и источников.

В ходе выполнения работы руководитель выступает как оппонент, указывает студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить.

Рекомендации и замечания руководителя студент должен воспринимать творчески – учитывать или отклонять их по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания, оформление ВКР полностью несет он, а не его руководитель.

После получения окончательного варианта ВКР руководитель данной работы, выступающий экспертом кафедры, составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество ВКР, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом, мотивирует возможность или нецелесообразность представления ВКР в ГАК. Отрицательный отзыв руководителя не является препятствием для защиты работы в ГАК.

В отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения работ в соответствии с графиком, добросовестность, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания ВКР, и рекомендует оценку.
^ 4. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Объем выпускной квалификационной работы, не считая приложения, должен составлять примерно 80–95 страниц.

Независимо от темы выпускная квалификационная работа должна содержать следующие обязательные составные части:

1. ^ Титульный лист установленного образца (приложение 7).

2. Задание на выполнение дипломной работы (приложение 8) и календарный план выполнения работы (приложение 9).

Обязательными составными частями задания являются:

- анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, по материалам которой выполняется дипломная работа;

- формулирование проблемы совершенствования управления, стоящей перед рассматриваемой организацией и предложений по ее решению;

- оценка эффективности предлагаемых мероприятий.

3. ^ Содержание (оглавление) включает в себя наименования глав и параграфов ВКР. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания названий глав и параграфов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности с указанием номеров страниц.

4. Введение. В этом разделе раскрывается актуальность темы выпускной квалификационной работы, указываются объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи, определяются методы исследования и его теоретические основы.

5. ^ Основная часть работы состоит из теоретического, расчетно-аналитического и практического разделов, разбитых на главы и параграфы (подробнее об этом указано в п.5 данного методического пособия).

6. ^ Заключение (или выводы) содержит общие итоги выпускной квалификационной работы, перечисляются конкретные результаты, полученные студентом, указываются направления использования предложенных им теоретических и практических решений.

7. ^ Список литературы и использованных источников включает всю литературу, на которую есть ссылки в выпускной квалификационной работе. Он должен содержать не менее 50 позиций.

8. Глоссарий – толковый объясняющий словарь ключевых понятий и терминов. Используя в тексте работы термины и правильно раскрывая их содержание, автор демонстрирует степень включенности в сферу будущей профессии и готовность к профессиональной и научной деятельности. В глоссарий включаются основные профессиональные термины, факты, персоналии, важнейшие даты. Формулировка понятий глоссария должна соответствовать формулировкам, данным в различных словарях, энциклопедиях, справочниках и в документах законодательного характера. Образец глоссария дан в приложении 11.

9. Приложение. В этом разделе, если он необходим, помещаются иллюстративные материалы, схемы, таблицы, результаты расчетов и т.д.

10. Графическая, иллюстративная часть к докладу (раздаточный материал) считается составной частью выступления студента на заседании ГАК. Здесь должны быть отражены такие вопросы, как постановка задачи, логика проектирования, основные результаты. Объем иллюстративного (раздаточного) материала должен составлять не менее шести и не более десяти листов, выполненных на компьютере. Предварительно разработанные макеты листов согласуются студентом с его руководителем. Раздаточный материал оформляется на листах А4. Обложка раздаточного материала должна быть оформлена как титульный лист ВКР с подписью студента и руководителя - консультанта. Количество экземпляров раздаточного материала оформляется в соответствии с числом членов ГАК.

Как дополнение к раздаточному материалу студент может разработать и представить компьютерный вариант презентации своего выступления на заседании ГАК.

^ 5. СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Содержательная часть выпускной квалификационной работы должна включать введение, основную часть, состоящую из трех глав, каждая из которых делится на три или два параграфа, заключение и список литературы.

Введение должно содержать:

1) краткое обоснование выбора темы ВКР, её актуальности и практической значимости в масштабах государства, региона, предприятия (организации);

2) определение объекта и предмета исследований

3) общую характеристику цели работы и задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели;

4)  определение применяемых в работе методов исследования и его теоретической базы.

Во введении не следует давать определения, информацию в форме таблиц или рисунков. Все формулировки должны быть краткими, четкими, логически последовательными, с соблюдением принципа субординации цели и задач.

^ Актуальность темы ВКР определяется значимостью теоретического решения проблемы для решения практических задач.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это совокупность связей, отношений и свойств, существующая объективно и служащая источником необходимой для исследователя информации.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект, проще говоря, – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Как правило, объектом ВКР специалиста выступает организация, на базе которой осуществляется исследование. Например, объектом исследования в ВКР на тему «Совершенствование системы управления персоналом организации (на примере ОАО «Росинка»)» будет организация – ОАО «Росинка», а предметом – процесс по совершенствованию управления персоналом исследуемой организации.

Студенту-выпускнику при написании ВКР следует учитывать, что именно предмет определяет тему квалификационной работы. Для исследования предмета формулируются цель и задачи исследования, которые всегда соотносятся между собой как общее и частное.

Целью выпускной работы может быть развитие теории или совершенствование практики управления (чаще всего она совпадает с названием работы). Так, например, для темы ВКР «Совершенствование системы управления персоналом организации (на примере ОАО «Росинка»)» цель исследования может быть сформулирована так: «Анализ и оценка состояния процесса управления персоналом в ОАО «Росинка» и разработка мероприятий по совершенствованию данного процесса».

Задачи исследования выпускной квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Цели выпускной работы, как отмечалось выше, конкретизируются и развиваются в задачах, которые можно условно разделить на три группы.

Первая группа задач, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, теоретико-методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемой проблемы.

Вторая – с анализом реального состояния объекта и предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Методы исследования – это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Например, в рамках исследования, возможно, использовать следующие методы:

- изучение и анализ научной литературы;

-изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование, анкетирование и т.д.

Рекомендуемый объем введения –^ 3-4 страниц.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) для студентов всех форм обучения по специальности...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности iconМетодические указания по выполнению разделов курсовых работ и выпускной...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности (направлению) «Государственное и муниципальное управление»,...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности iconМетодические рекомендации по выпускной квалификационной работе студентов...
Критерии оценки выпускной квалификационной работы студентов, выполненной по кафедре информатики и методики преподавания информатики...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности iconМетодические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» исодержат указания...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности iconМетодические указания к выполнению выпускной квалификационной работы по специальности
...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности iconУчебно-методическое пособие для студентов
Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности iconМетодические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы
Балалова Е. И., Гужавина Н. М., Чижова Л. П., Малиева Ф. Г., Фейзрахманова Н. М. Методические рекомендации по выполнению и защите...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы (проекта) для студентов специальности iconУчебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной формы...
Б 33 Маркетинговые исследования. Учебно-иетодическое пособие для студентов специальности «Маркетинг» / Донецк: Донгуэт им. М. Туган-Барановского,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница