Дошкольниками


НазваниеДошкольниками
страница1/8
Дата публикации06.08.2013
Размер0.96 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

















































































БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД»


Е.А. Борисова

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Методическое пособие



УДК 373 ББК 74.102 Б82

Борисова Е.А.

Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5)

■■■ 18ВЫ 978-5-9949-0031-4

В пособии освещены структура, содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразного и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности излагаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать т? внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом.

Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.

УДК 373 ББК 74.102 Борисова Елава Альбертовна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Методическое пособие

Главный редактор ^ Т.В. Цветкова
Научный редактор ОА. Степанова ■ |

■-.'■ Редактор Л.С. Киммель ;■'.

Дизайнер обложки ОЗ. Максимова

Корректор Т.Э. Балоунова

Компьютерная верстка СМ. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г.

Подписано в печать 06.08.08. Формат 60 х90'/|6.

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0.
' : ■. ' Тираж 6000экз. Заказ №9689. Ч '

. Издательство «ТЦСфера».

,;!,;. ,. Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (495)656-75-05, 656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».
' 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. :

978-5-9949-0031-4


© ООО «ТЦ Сфера», 2008 © Борисова Е.А , 2008

Предисловие

•л.

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим признакам, и в смешении звуков.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные


Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками ~) I

условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопедические занятия — основная форма коррекцион-ного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизноше-ния занимают индивидуальные занятия. Структура, содержание и форма проведения таких занятий — основная тема предлагаемого пособия.

->».*•■

•ЧОЕ




^ Библиотека журнала «Логопед»

Структура и содержание

индивидуальных

логопедических занятий I

Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.

При их подготовке и проведении логопед должен:

  • сформулировать тему и цель занятия; 1;

  • определить этапы занятия, их взаимозависимость и по
    следовательность;

  • постепенно усложнять лексический и грамматический
    материал, предъявляемый детям;

  • разнообразить занятие при помощи игр и игровых при
    емов; л

  • учитывать зону ближайшего развития ребенка;

  • осуществлять дифференцированный подход к каждому
    ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возраст
    ных и индивидуальных особенностей;

  • кратко и четко формулировать инструкции, даваемые
    детям;

  • использовать разнообразный и красочный наглядный
    материал;

  • уметь создавать положительный эмоциональный фон за
    нятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом уве
    личения сложности излагаемого материала.

Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи — сложный двигательный навык.

Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.

В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их
(У) (^ Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками

вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.

В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи — губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.

Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизно-шения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза — неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев — более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука — это создание нового условного рефлекса.

Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения детей в игровую
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Дошкольниками iconЗанятия по рисованию с дошкольниками Творческий Центр Москва 2008
Авторы: Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками /...
Дошкольниками iconПредлагаем вашему вниманию тетрадь с логопедическими заданиями на...
Предлагаем вашему вниманию тетрадь с логопедическими заданиями на закрепление в речи звуков [р] и [р']. Тетрадь можно использовать...
Дошкольниками iconСтатья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня я предлагаю вам игру “Библиотека”. Представим, что это наша большая семья. Кто есть у нас...
Дошкольниками iconИздательский Дом «Литера»
Книга предназначена для занятий с детьми-дошкольниками 5-6 лет. Рекомен­дуется родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений....
Дошкольниками iconНаглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками творческий Центр Сфера
У18 Наглядно-игровые средства в логопедической работе с до­школьниками. — М.: Тц сфера, 2009. — 64 с. (Библиоте­ка журнала «Логопед»)...
Дошкольниками iconК числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими...
Онр, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница