Методические рекомендации для преподавателей. Модуль


Скачать 323.15 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей. Модуль
страница1/4
Дата публикации25.05.2013
Размер323.15 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации для преподавателей.
Модуль: Основы стоматологии.
Содержательный модуль: Удаление зубов и инструментарий для удаления зубов.
Тема 3: Обезболивание в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Удаление зубов, инструментарий для удаления зубов.
Актуальность темы:
Несмотря на то, что современные методы консервативного лечения позволяют в большинстве случаев сохранять зубы, остается много показаний к удалению зуба.

Травма, острый воспалительный процесс, острая зубная боль при периодонтите (при отсутствии стоматолога) могут быть причиной, когда врач любой специальности, оказывая первую помощь, вынужден произвести операцию удаления зуба. Поэтому именно этот раздел хирургической стоматологии приобретает для врачей любого профиля особую практическую значимость.
^ Цель общая: Создать условия для формирования у студентов знаний по показаниям и противопоказаниям к удалению зубов и технике выполнения операции удаления зуба.
Конкретные цели:

  1. Ознакомить студентов с различными инструментами для удаления зубов.

  2. Ознакомить студентов технике операции удаления зуба.

  3. Ознакомить студентов ориентировочной основе действий по диагностике и лечению общих осложнений при удалении зуба.



Исходный уровень знаний – умений:

  1. Знать абсолютные и относительные показания и противопоказания к операции удаления зуба.

  2. Знать классификацию инструментария для удаления зубов.

  3. Знать технику выполнения операции удаления зуба.

  4. Знать возможные осложнения при удалении зуба и действие по диагностике и лечению общих осложнений при удалении зуба.


^ Краткие методические указания по работе со студентами на практическом занятии:

В учебной комнате преподаватель называет тему, общие и конкретные цели занятия, после чего проводит тестовый контроль начального уровня знаний.

Затем в учебной комнате студенты, используя таблицы, цветные атласы, инструменты, приборы и фантомы проводят самостоятельное изучение инструментария, на фантоме проводят тренинг этапов удаления зуба.

После этого в комнате для приема больных в корректной с деонтологической точки зрения форме приступают к обследованию пациентов. Изучают жалобы, ведут сбор анамнеза заболевания и жизни, проводят детальное обследование ЧЛО. После постановки диагноза определяют показания и противопоказания к операции удаления зуба, подбирают необходимые инструменты для проведения этой операции. Данные заносят в рабочие тетради.

Далее студенты зачитывают результаты обследований, преподаватель вносит необходимые коррективы.

В конце занятия в учебной комнате преподаватель контролирует окончательный уровень знаний и умений, оценивая их с помощью вариантов тестовых заданий и ситуационных задач.
^ Содержание занятия:

Показания к удалению зуба условно можно разделить на две группы: абсолютные показания и относительные.

Абсолютным показанием к удалению зуба служит: острый периодонтит при невозможности создания оттока другим методом, отлом коронковой части зуба, «причинный» зуб при остром остеомиелите челюсти. Абсолютным показанием для хирургической санации полости рта является также наличие хронического периодонтита у больных, страдающих заболеваниями, в основе которых преобладает аллергический фактор (ревматизм, эндокардит, хронический нефрит, иридоциклит и др.). Наличие хронических одонтогенных очагов обусловливает состояние хронической интоксикации и аллергизации. Тщательное изучение зубочелюстной системы является задачей первостепенной важности. Выявление патологических очагов в периапикальной области служит основанием только для хирургической санации. Задача врача должна заключаться в проведении наиболее радикальных методов лечения — удалении одонтогенных очагов интоксикации и аллергизации организма.

Абсолютное показание к удалению зуба определяется теми условиями, в которых решается данный вопрос.

^ Относительные показания к удалению зуба крайне разнообразны. Наиболее частой причиной удаления зуба является разрушение коронковой части при отсутствии возможности восстановления его коронки. Должно быть крайне ограничено показание к удалению молочных зубов, так как это создает неблагоприятные условия для прорезывания постоянных зубов и иногда отрицательно влияет на развитие челюсти и альвеолярного отростка. Кроме того, операция может быть причиной травмы зачатка постоянного зуба. Даже сильно разрушенные молочные зубы, вызывающие болевые ощущения и беспокойство ребенка, желательно лечить. Удалению подлежат молочные зубы с хроническим воспалительным процессом пульпы или периодонта только в тех случаях, когда все использованные методы консервативного лечения не ликвидировали хронический процесс.

Удалению подлежат те зубы, корни которых находятся в линии перелома челюсти. Нахождение корня в линии перелома часто затрудняет совмещение фрагментов челюсти и является причиной инфицирования со стороны полости рта (со слюной) и костной раны.

Неправильно прорезавшиеся зубы (вне зубной дуги), создающие условия для травмирования слизистой оболочки, при невозможности исправления также подлежат удалению.

Затрудненное прорезывание третьих моляров обусловливает иногда развитие в ретромолярной области острого воспалительного процесса, вплоть до флегмоны. При повторном осложнении после неоднократного консервативного лечения (см. раздел «Патология прорезывания зубов») такие зубы подлежат удалению.

В связи с особенностями анатомического строения корни моляров, а иногда и премоляров верхней челюсти в отдельных случаях контактируют с дном верхнечелюстной пазухи, а иногда непосредственно с ее слизистой оболочкой. При развитии периодонтита (острая или хроническая стадия) в воспалительный процесс может вовлекаться верхнечелюстная (гайморова) пазуха. Для ликвидации гайморита вынужденной мерой является удаление пораженного зуба.

При далеко зашедшем пародонтите резкая подвижность одного или нескольких зубов часто является причиной затруднения акта жевания, обусловливает болевые ощущения; такие зубы подлежат удалению. Наконец, в ряде случаев удалению подлежат зубы, препятствующие созданию наиболее выгодного зубного протеза.

В последние годы пересмотрена тактика по отношению к беременным, которым хирургическая санация полости рта считалась противопоказанной даже в ранние сроки беременности. В настоящее время санация полости рта у беременных (терапевтическая и хирургическая) является обязательным оздоровительным мероприятием и проводится в первую половину беременности. При необходимости проведения операции удаление зуба возможно и в более поздние сроки беременности.
^ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К УДАЛЕНИЮ ЗУБА

Абсолютных противопоказаний к операции удаления зуба по существу нет. Однако при расположении корня зуба в зоне злокачественной или внутрикостной опухоли, особенно внутрикостной гемангиомы, возможны серьезные послеоперационные осложнения.

Указанные обстоятельства при крайней необходимости следует рассматривать как относительные, а не абсолютные противопоказания к операции удаления зуба. Удаление зуба, корень которого расположен в зоне злокачественной опухоли, на фоне лучевой терапии до минимума снижает возможность активизации метастазирования, а соответствующая подготовка к операции в условиях стационара (гемотрансфузия, тампонада и др.) позволяет предупредить или остановить возможное кровотечение при наличии гемангиомы.

Не следует проводить операцию при различного рода инфекционных заболеваниях в остром и подостром периодах (грипп, ангина, стоматит и др.).

Если у больного с инфекционным заболеванием интенсивная зубная боль при остром периодонтите или диагностирован воспалительный одонтогенный очаг, операцию удаления зуба откладывают, проводят консервативное лечение. Только в случаях, когда одонтогенный очаг воспаления создает угрозу развития перифокального процесса (флегмоны, остеомиелит), операция удаления зуба оказывается вынужденной и проводится на фоне применения антибиотиков или других противовоспалительных средств.

С большой осторожностью следует решать вопросы об удалении зубов у больных с заболеваниями крови.

Больным с геморрагическим диатезом (гемофилия, тромбопения), заболеваниями, протекающими с геморрагическими симптомами, перед операцией удаления зуба необходима активная подготовка в условиях стационара для предупреждения послеоперационного кровотечения (витамин К и дробное переливание крови, хлорид кальция и др.). Даже после соответ­ствующей подготовки у таких больных иногда наблюдается кровотечение, которое, несмотря на предпринимаемые меры, может продолжаться много дней (см. «Кровотечение из альвеолы удаленного зуба»). В результате длительной кровопотери может возникнуть угроза для жизни больного.

Не менее серьезным противопоказанием к операции удаления зуба является лейкоз. Только чрезвычайные обстоятельства могут служить основанием для проведения операции у больных, страдающих лейкозом.

Несомненными противопоказаниями к операции удаления зуба служат состояния после перенесенного инфаркта миокарда, гипертонический криз, выраженные нарушения сердечной деятельности (экстрасистолия, ослабление сердечной деятельности и др.). Вопрос о возможности удаления зубов у таких больных можно решать только после стихания острых явлений и оценки состояния больного. Наилучший метод обезболивания в таких случаях, даже в условиях поликлиники, — наркоз смесью фторотана, закиси азота и кислорода с предварительной премедикациёй [см. «Общее обезболивание (наркоз)»].

Особое внимание необходимо уделять больным с выраженными психическими заболеваниями (шизофрения, эпилепсия). Для проведения операции удаления зуба таких больных следует госпитализировать. Для обезболивания используют наркоз.

Противопоказано удаление зубов в период острой луче­вой болезни. До начала плановой лучевой терапии проводят предварительную санацию полости рта.

При облучении челюстно-лицевой области необходимо предва­рительно снять металлические коронки, мостовидные протезы, заменить металлические пломбы цементными для предупреждения развития выраженной лучевой реакции. В отдельных случаях металлические коронки и мостовидные протезы можно покрыть защитной пластинкой из быстротвердеющей пластмассы.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей. Модуль iconМетодические рекомендации для преподавателей. Модуль
...
Методические рекомендации для преподавателей. Модуль iconМетодические рекомендации для преподавателей. Модуль
...
Методические рекомендации для преподавателей. Модуль iconМетодические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...
Методические рекомендации для преподавателей. Модуль iconМетодические рекомендации для студентов «Тромбоцитопеническая пурпура и гемофилия»
Содержательный модуль 4: «Основы диагностики, лечения и профилактики основных болезней крови и кроветворных органов»
Методические рекомендации для преподавателей. Модуль iconМетодические рекомендации для студентов «Острые и хронические лейкемии»
Содержательный модуль 4: «Основы диагностики, лечения и профилактики основных болезней крови и кроветворных органов»
Методические рекомендации для преподавателей. Модуль iconМетодические рекомендации для студентов «Лимфомы и миеломная болезнь»
Содержательный модуль 4: «Основы диагностики, лечения и профилактики основных болезней крови и кроветворных органов»
Методические рекомендации для преподавателей. Модуль iconМетодические рекомендации для студентов «Острые и хронические лейкемии»
Содержательный модуль 4: «Основы диагностики, лечения и профилактики основных болезней крови и кроветворных органов»
Методические рекомендации для преподавателей. Модуль iconМетодические рекомендации для студентов «Лимфомы и миеломная болезнь»
Содержательный модуль 4: «Основы диагностики, лечения и профилактики основных болезней крови и кроветворных органов»
Методические рекомендации для преподавателей. Модуль iconМетодические рекомендации для студентов «Тромбоцитопеническая пурпура и гемофилия»
Содержательный модуль 4: «Основы диагностики, лечения и профилактики основных болезней крови и кроветворных органов»
Методические рекомендации для преподавателей. Модуль iconМетодические рекомендации для преподавателей по проведению занятий...
Фгос впо для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница