Методические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009


НазваниеМетодические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009
страница1/3
Дата публикации25.05.2013
Размер0.53 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Медицина > Методические указания
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра хирургии № 1

Хирургические заболевания и травмы пищевода
Методические указания к практическим занятиям

для студентов V курса медицинских факультетов.

Харьков 2009

Авторы: Бойко В.В.

Сушков С.В.

Кузнецов А.В.

МОДУЛЬ 2. ТОРАКАЛЬНАЯ, СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ, ЭНДОКРИННАЯ ХИРУРГИЯ.

Содержательный модуль 3: ГРУДНАЯ, СЕРДЕЧНАЯ, ЭНДОКРИННАЯ ХИРУРГИЯ.
Тема18.6. Хирургические заболевания пищевода. (Ахалазия пищевода, дивертикулы пищевода, химисекие ожоги пищевода, рубцовые послеожоговые стриктуры пищевода, ятрогенные повреждения пищевода).
I.Актуальность темы.

Заболевания пищевода составляют довольно большую группу среди различной патологии желудочно-кишечного тракта. К наиболее часто встречающимся относятся такие заболевания как рак, кардиоспазм, дивертикулы, химические ожоги и рубцовые стриктуры, ятрогенные повреждения пищевода. Так, кардиоспазм встречается в 16-25 % случаях среди всех заболеваний пищевода и занимает 3 место после рака и рубцовых стриктур. Дивертикулы пищевода составляют от 5 до 29 % случаев, часто их существование носит безсимптомный характер и они являются рентгенологической находкой, а иногда приносят больному тяжкие страдания, приводя, при отсутствии лечения, к инвалидности, а при присоединении некоторых осложнений и к смерти.

С вышеуказанными заболеваниями пищевода приходится встречаться всем врачам основных специальностей и каждый из них должен уметь, разобраться в данной патологии, назначить необходимое обследование и в случае необходимости консервативное лечение или направить его на операцию.
II. Конкретные цели изучения темы.

  1. Освоить анатомо-физиологические особенности пищевода.

  2. Трактовать этиологию, патогенез и классификацию таких заболеваний пищевода как ахалазия кардии (кардиоспазм), дивертикулы пищевода, ожоги пищевода, стриктуры пищевода, ятрогенные повреждения пищевода.

  3. Уметь проводить опрос и физикальное обследование больных с вышеуказанными патологиями пищевода и анализировать их результаты.

  4. Уметь определять клинические симптомы и синдромы, которые характерны для типичной клинической картины ахалазии кардии, дивертикулов пищевода, ожогов пищевода, стриктур пищевода, ятрогенных повреждений пищевода.

  5. Уметь выявлять различные клинические варианты, атипичные формы течения, а также осложнения вышеуказанных заболеваний.

  6. Уметь выделять главный клинический симптом или синдром каждого заболевания согласно списку 1 ОКХ и поставить наиболее вероятный или синдромный диагноз заболевания у больного согласно списку 2 ОКХ .

  7. Уметь назначать план лабораторного и инструментального обследования больных с заболеваниями пищевода, используя стандартные схемы согласно списку 4 ОКХ и оценивать результаты исследований.

  8. Уметь проводить дифференциальную диагностику предполагаемого заболевания пищевода и поставить предварительный клинический диагноз согласно списку 2 ОКХ .

  9. Уметь на основании предварительного клинического диагноза по имеющимся алгоритмам и стандартным схемам определить характер лечения больного с ахалазией пищевода, дивертикулами пищевода, химическими ожогами пищевода, послеожоговыми структурами пищевода, ятрогенными повреждениями пищевода (консервативное или оперативное лечение), определить принципы консервативного или оперативного лечения, необходимую диету, режим работы и отдыха при лечении данных заболеваний.

  10. Уметь при показанном хирургическом лечении больных с вышеуказанными заболеваниями определять принципы послеоперационного ведения и реабилитации, знать факторы риска развития послеоперационных осложнений и проводить их профилактику, а при их возникновении – необходимое лечение.

  11. При наличии или возникновении при данных заболеваниях неотложных состояний (согласно списку 3 ОКХ) - уметь их диагностировать, определять тактику оказания и оказывать неотложную медицинскую помощь.

  12. Используя стандартные методики, уметь выполнять диагностические и лечебные врачебные медицинские манипуляции, необходимые при данных заболеваниях (согласно списку 5 ОКХ ).

  13. При наличии показаний к диспансерному наблюдению у больных с заболеваниями пищевода уметь определять тактику обследования и вторичной профилактики.

  14. Уметь определять прогноз для жизни и проводить экспертизу нетрудоспособности у больных с этой группой заболеваний.

  15. Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского работника и принципами профессиональной субординации, умение ведения медицинской документации в хирургической клинике.



Ш. Учебные задания для самостоятельной подготовки студента к практическому занятию.

Ш.1.Минимальный базовый уровень знаний и умений, необходимых для усвоения темы.

1. Топографо-анатомические особенности пищевода.

2. Физиология пищевода.

3. Патоморфологические и патофизиологические изменения при следующих заболеваниях пищевода: ахалазии, дивертикулах пищевода, ожогах и стриктурах пищевода, ятрогенных повреждениях пищевода.

4. Методика опроса и физикального обследования хирургического больного.

Ш.2. Конкретные цели самоподготовки студента к практическому занятию по теме.

Ш.2.1. Используя базовый уровень знаний, изучить теоретический материал по теме занятия и знать ответы на контрольные вопросы по теме занятия:

Ахалазии пищевода (кардиоспазм).

1. Классификация и этиопатогенез.

2. Клиническая симптоматика и стадии течения.

3.Возможные осложнения и их клинические проявления.

4.Современная диагностика (лабораторная и инструментальная).

5. Перечень схожих заболеваний, с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику.

6. Дифференциальная диагностика ахалазии и рака пищевода.

7. Имеющиеся методы лечения каждого заболевания (консервативный, медикоментозная терапия, методы кардиодилатации, оперативный). Выбор лечебной тактики.

8. Основные принципы консервативного лечения, показания к лечению методом кардиодилатации.

9. Виды оперативных вмешательств и показания к ним при.

10. Особенности ведения послеоперационного периода, возможности и виды послеоперационных осложнений, их профилактика, диагностика, лечение.

11. Диагностика и лечение осложнений.

12. Экспертиза нетрудоспособности больных с данной патологией, принципы реабилитации, показания к диспансерному наблюдению.

Дивертикулы пищевода.

13. Классификация и этиопатогенез.

14. Клиническая симптоматика и особенности течения дивертикулов (в том числе Ценкера, эпифренального).

15. Клиника «атипичных форм».

16. Возможные осложнения дивертикулов различной локализации и их клинические проявления (в том числе бифуркационного).

17. Современная диагностика дивертикулов пищевода (лабораторная и инструментальная).

18. Перечень похожих заболеваний, с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику.

19. Существующие методы лечения (консервативные, оперативные). Выбор лечебной тактики.

20. Основные принципы патогенетически обоснованной консервативной терапии дивертикулов пищевода и показания к ней.

21. Виды оперативных вмешательств и показания к ним при дивертикулах пищевода различной локализации в том числе при (в том числе при дивертикуле Ценкера). Хирургические доступы. Интраоперационные осложнения.

22. Особенности ведения послеоперационного периода, возможные послеоперационные осложнения, их профилактика, диагностика, лечение.

23. Диагностика и лечение осложнений заболевания.

24. Экспертиза нетрудоспособности больных с данной патологией, принципы реабилитации, показания к диспансерному наблюдению.

Химические ожоги пищевода.

25. Классификация и этиопатогенез.

26. Клиническая симптоматика и стадии течения.

27. Возможные осложнения.

28. Современная диагностика.

29. Существующие методы лечения данного заболевания. Выбор лечебной тактики.

30. Первая врачебная неотложная медицинская помощь.

31. Основные принципы патогенетически обоснованной консервативной терапии.

32. Диагностика и лечение осложнений.

33. Экспертиза нетрудоспособности больных с данной патологией, принципы реабилитации, показания к диспансерному наблюдению.

Послеожоговые рубцове стриктуры пищевода.

34. Классификация и этиопатогенез.

35. Клиническая симптоматика и стадии течения.

36. Возможные осложнения.

37. Современная диагностика.

38. Перечень схожих заболеваний, с которыми необходимо проводить дифференциальную диагностику.

39. Существующие методы лечения данного заболевания (консервативные, оперативные). Выбор лечебной тактики.

40. Показания и основные методы бужирования пищевода, возможные осложнения.

41.Виды оперативных вмешательств и показания к ним при данном заболевании. Хирургические доступы.

42. Особенности ведения послеоперационного периода, возможные послеоперационные осложнения, их профилактика, диагностика, лечение.

43.Диагностика и лечение осложнений заболевания.

44. Экспертиза нетрудоспособности больных с рубцовыми стриктурами пищевода, принципы реабилитации, показания к диспансерному наблюдению.

Ятрогенные повреждения пищевода.

45. Классификация.

46. Клиническая симптоматика повреждений пищевода различной локализации.

47. Возможные осложнения, возникающие при повреждении пищевода и их клинические проявления.

48. Современная диагностика.

49. Существующие методы лечения.

50. Виды оперативных вмешательств и показания к ним при повреждениях пищевода различной локализации.

51. Особенности ведения послеоперационного периода, возможные послеоперационные осложнения, их профилактика, диагностика, лечение.

Ш.2.2. Используя теоретические знания по теме, знать теоретически технику выполнения и быть готовым к усвоению на практическом занятии практических навыков по теме занятия:

1) Проведение клинического обследования больных с ахалазией, дивертикулами пищевода, химическими ожогами и послеожоговыми рубцовыми структурами пищевода, ятрогенными повреждениями пищевода в палате: опрос (жалобы, опрос по системам, анамнез заболевания и жизни); оценка общего состояния и внешнего вида (осмотр кожи, подкожно-жировой клетчатки, пальпация лимфатических узлов, щитовидной и молочной желез); обследование состояния сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и брюшной полости, костно-мышечной системы.

2) Выделение основного клинического симптома или синдрома заболевания и “Locus morbi”, определение специальных патогномоничных симптомов заболевания.

3) Поставить наиболее вероятный или синдромный диагноз заболевания у больного.

4) Назначить план дополнительного обследования (лабораторного и инструментального) и оценить его результаты.

5) Провести дифференциальную диагностику заболеваний пищевода с заболеваниями со схожими клиническими проявлениями.

6) Сформулировать клинический диагноз больного с учетом классификации заболевания, наличия осложнений и сопутствующей патологии.

7) Определить индивидуальную лечебную тактику для больного (консервативное или оперативное лечение).

8) Определить принципы лечения больного, показания к нему, мероприятия направленные на профилактику диагностику и лечение возможных послеоперационных осложнений при данных заболеваниях пищевода.

9) При наличии или при возможном возникновении как осложнения при данном заболевании неотложного состояния уметь диагностировать его, определить тактику оказания экстренной медицинской помощи и оказать ее.

10) Уметь выполнять врачебные диагностические и лечебные медицинские манипуляции, необходимые при данных патологиях пищевода, в первую очередь при оказании неотложной медицинской помощи.
IV Источники учебной информации.

1. Базовая литература:

1. Березницький Я.С, Захараш М.П., Мішалов В.Г., Шидловський В.О. Хiрургiя. Том 1.Пiдручник. 2006.

2. Березницький Я.С., Захараш М.П., Мішалов В.Г. Хірургія. Том ІІ. Підручник. 2007. – 628 с.

3. «Хірургія». Підручник. / М.П. Захараш, О.І. Пойда, М.Д. Кучер. – К.: Медицина, 2006. – 656 с.

4. Хірургічні хвороби: Підручник. / За ред. проф. П.Г. Кондратенка. – Х.: Факт, 2006. – 816 с.

5. Шпитальна хірургія. / За ред. Л.Я. Ковальчука, Ю.П. Спіженка, В.Ф. Саєнка та ін. – Тернопіль: Укрмедкнига, 1999. – 560 с.

6. Клінічна хірургія. Том І / За ред. Л.Я. Ковальчука, Ю.П. Спіженка, В.Ф. Саєнка та ін. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – 536 с.

7. Клінічна хірургія. Том ІІ / За ред. Л.Я. Ковальчука, Ю.П. Спіженка, В.Ф. Саєнка та ін. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – 536 с.

8. Лекції з госпітальної хірургії в 3 томах. За ред.. проф.. В.Г. Мiшалова. Київ: «Асканiя», 2008.

2. Дополнительная литература:

1. Бойко В.В. и др. Кардиоспазм и его лечение: Харьков, 1995, 340 с.

2) Комаров Б.Д. и др. Повреждения пищевода.- М.: Медицина, 1981.- 174 с.

3. Шалимов А.А. Дивертикулы пищеводного аритального тракта.- Киев: Здоров`я, 1985.- 183 с.

4. А.А. Шалимова. Хирургия пищевода. – Киев: Здоров`я, 1975. – с. 368.
V. Информационный блок для самостоятельной подготовки студента к практическому занятию.

Ахалазия карди (кардиоспазм)

1. Наиболее распространенной классификацией кардиоспазма, принятая и в нашей клинике, является классификация Б.В.Петровского (1957), подразделяющая заболевание по клиническому течению на 4 стадии:

I стадия (непостоянный спазм кардии) – характеризуется кратковременной дисфагией, возникающей в следствии несвоевременного раскрытия кардии. Рентгенологически сохраняются нормальные размеры длины и поперечника пищевода, контуры пищевода и пищеводно-желудочного перехода ровные, тонус стенок нормальный, перистальтика активная, глубокая, проходит вдоль всего пищевода и заканчивается у кардии, часто не вызывая ее открытия; периодически кардия раскрываеся и часть бария «броском» поступает в желудок; эвакуация из пищевода происходит своевременно.

^ II стадия (стабильный спазм кардии) – прогрессирует расстройства функции кардии, поэтому дисфагия более выражена. Эвакуация из пищевода начинает замедляться. Рентгенологически отмечается незначительное равномерное расширение дистальной части пищевода с конусовидным сужением в терминальном отделе. Перистальтика ускорена, раскрытие кардии не регулярно, между раскрытиями большие перерывы, что ведет к нарушению эвакуации из пищевода.

^ III стадия (рубцовые изменения в кардии и расширение пищевода) – характеризуется появлением органических изменений (кроме функциональных), проявляющихся сужением кардиального канала в следствии фиброзно-рубцового процесса. Резко выражены дисфагия, давящая боль за грудиной и регургитация во время еды и по ночам. Рентгенологически пищевод значительно расширен, дистальный отдел его имеет форму «конуса», «мышиного хвоста»; контуры пищевода и кардии ровные, полного раскрытия кардии не бывает, перистальтика носит беспорядочный характер, резко ослаблена, отмечаются сегментарные спазмы.

^ IV стадия (резкие рубцовые изменения в кардии с выраженным расширением пищевода) – кардиальный канал резко сужен, представляет собой рубцовую трубку, пищевод максимально расширен, удлинен, изогнут; стенки его атоничны, пища задерживается в пищеводе часами, сутками, в его просвете большое количество жидкости.
  1   2   3

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов медицинских...
Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической...
Методические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов медицинских...
Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической...
Методические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов V курсов...
Количество больных с травмой груди неуклонно растет в связи с техническим прогрессом и усиленной автомобилизацией страны
Методические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов V курса...
Тема18 Хирургические заболевания пищевода. (Ахалазия пищевода, дивертикулы пищевода, химисекие ожоги пищевода, рубцовые послеожоговые...
Методические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов V курса...
Характеризуется болью, отеком, вторичным варикозным расширением подкожных вен, трофическими изменениями с гиперпигментацией кожи,...
Методические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009 iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов V курса...
По даным литературы лимфадема конечностей (ЛК) или слоновость встречается у 0,25% пациентов из числа обратившихся в клинику. Слоновость...
Методические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009 icon27. Патология пищеварительной системы Тема 27. 11
Методические указания к практическим занятиям для студентов VI курса медицинских факультетов
Методические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009 iconГнойные заболевания легких и плевры Методические указания к практическим...
Острые легочные нагноения чаще возникает в зрелом возрасте, преимущественно у мужчин, которые болеют в 3-4 раза чаще, чем женщины,...
Методические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009 iconГнойные заболевания легких и плевры Методические указания к практическим...
Острые легочные нагноения чаще возникает в зрелом возрасте, преимущественно у мужчин, которые болеют в 3-4 раза чаще, чем женщины,...
Методические указания к практическим занятиям для студентов V курса медицинских факультетов. Харьков 2009 iconCиндром «острого живота» Методические указания к практическим занятиям...
Тема 27. 10. Синдром «острого живота». Этиология, диагностика, дифференциальная диагностика и лечебная тактика при острых заболеваниях...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница