Скачать 2.23 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни» для студентов IV курса, по специальности «Лечебное дело» VIII семестр 2011-2012 учебный год Темы занятий:
^ I. Тема и её актуальность: «Гипертоническая болезнь» (ГБ). Гипертоническая болезнь – хроническое заболевание, основным проявлением которого является синдром артериальной гипертензии (АГ). Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин. ГБ (эссенциальная, первичная АГ) развивается преимущественно у лиц среднего возраста как результат дисфункции корковых и гипоталамических структур головного мозга и нарушения регуляции вазомоторной системы на фоне генетической предрасположенности, нейрогуморальной активации симпатической нервной системы, активации ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, эндотелиальной дисфункции, нарушения водно-солевого баланса и вазоконстрикции с ремоделированием сердечно-сосудистой системы. Значительный удельный вес ГБ в структуре заболеваемости среди лиц трудоспособного возраста определяет актуальность своевременной диагностики, рационального лечения и профилактики. ^ Изучение современных методов диагностики, лечения и профилактики ГБ, умение оказать неотложную помощь при гипертонических кризах, провести дифференциальную диагностику между первичной и симптоматическими АГ. Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь: ● собрать анамнез заболевания и жизни у больного ГБ, выявление факторов риска развития заболевания и их стратификацию; ● провести осмотр и физикальное обследование органов сердечно-сосудистой системы (пальпация, перкуссия, аускультация); ● сформулировать диагноз согласно современной классификации; ● назначить дополнительные методы исследования и дать оценку их результатам; ● провести дифференциальный диагноз с симптоматическими АГ; ● назначить лечение (медикаментозное и физиотерапевтическое); ● оказать неотложную помощь при неосложненном и осложненном гипертонических кризах; ● провести экспертизу трудоспособности больного. Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать: 1. Регуляцию артериального давления в норме. 2. Современную этиологию и теории патогенеза гипертонической болезни. 3. Патоморфологические проявления артериальной гипертензии. 4. Современную классификацию ГБ. 5. Клиническую картину ГБ. 6. Диагностические критерии ГБ (показатели общего анализа крови, мочи, анализа мочи по Нечипоренко, по Зимницкому, электрокардиографии, реоэнцефалографии, эхокардиографии, экскреторной урографии, мониторинга артериального давления, исследования глазного дна, УЗИ почек). 7. Осложнения ГБ. 8. Фармакологические свойства основных классов гипотензивных препаратов, терапевтические дозы препаратов. 9. Целевые уровни АД, тактику лечения ГБ, профилактику развития сердечно-сосудистых осложнений. 10. Неотложную помощь при гипертонических кризах. 11. Критерии временной нетрудоспособности. III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: III.1. Исходные базисные знания и умения:
^
^ Задания для самоконтроля: (решение студентами тестов по теме ГБ) Ниже даны образцы типовых тестовых заданий по теме занятия с инструкцией к выполнению и эталонами ответов. Весь набор тестов приводится в приложении. ^ (выберите один наиболее правильный ответ). Какой признак выявляется только с наступлением 2-й стадии гипертонической болезни? А. Гипертонические кризы Б. Дилатация сердечных полостей В. Стабилизация АД в форме систоло - диастолической гипертензии Г. Гипертрофия левого желудочка Д. Появление приступов стенокардии Эталоны ответов: Г. ^ (для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один соответствующий ответ, обозначенный буквой, один и тот же ответ может быть использован один раз, два раза или не использован ни разу): ^
Эталоны ответов: 1А, 2В, 3А, 4Б, 5Г, 6А, 7В, 8Д. ^ (выберите один или несколько правильных ответов): Какие исследования нужно выполнить для диагностики феохромоцитомы: А. Суточная экскреция альдостерона с мочой Б. Определение ванилилминдальной кислоты в моче В. Активность ренина в плазме Г. УЗИ поджелудочной железы Эталоны ответов: Б. ^
^ Основная:
Тесты для контроля знаний студентов по теме: ^ Тесты 1 типа. 1. Уровнем АД, свидетельствующим об артериальной гипертензии (по ВОЗ), является: А. 140/90 мм рт. cт.и выше Б. 140-159/90-94 мм рт. ст. В. 160/95 мм рт. cт. и выше Г. 130/80 мм рт. cт. Д. 160/80 мм рт. cт. и выше 2. Какой признак встречается только с наступлением 2-й стадии гипертонической болезни? А. Гипертонические кризы Б. Дилатация сердечных полостей В. Стабилизация АД в форме систоло - диастолической гипертензии Г. Гипертрофия левого желудочка Д. Появление приступов стенокардии 3. Какой из нижеперечисленных препаратов нельзя назначать больному гипертонической болезнью с полипозом носа и хроническим обструктивным бронхитом? А. Клофелин Б. Капотен В. Гипотиазид Г. Нифедипин Д. Обзидан 4. Что является ведущим звеном патогенеза ГБ в ее начальном периоде? А. Увеличение сердечного выброса вследствие повышения активности симпатоадреналовой системы Б. Повышение общего периферического сопротивления В. Гиперпродукция ренина, ангиотензина II, альдостерона Г. Повышение выделения вазопрессина Д. Задержка натрия в стенках артериол 5. Артериальная гипертензия может быть заподозрена по следующим клиническим признакам и проявлениям: А. Кратковременные эпизоды потери сознания Б. Нарушения сердечного ритма и проводимости В. Наличие периферических отеков Г. Боли в теменной и затылочной области Д. Нарушение ритма дыхания 6. Гипертензия при коарктации аорты развивается вследствие: А. Ишемии внутренних органов ниже места сужения Б. Тромбоза вен нижних конечностей В. Недостаточности мозгового кровообращения |
![]() | Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по... Тема и ее актуальность: Пневмония (П) – острое инфекционное заболевание, преимущественно бактериальной этиологии, характеризующееся... | ![]() | Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим... Учебно-методический комплекс «Правовое обеспечение экономики» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |
![]() | Методические указания к практическим занятиям “ Методические указания к практическим занятиям “Обработка данных медицинских исследований в Excel” по дисциплине “Медицинская информатика”... | ![]() | Методические указания к практическим занятиям “ Методические указания к практическим занятиям “Корреляционный и регрессионный анализ данных медицинских исследований” по дисциплине... |
![]() | Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,... Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-во скагс, 2010 | ![]() | Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» / Сост. Л. А. Мелихова. Н. С. Панова;... |
![]() | Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Управление... Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Управление инновационными процессами». – Ростов-н/Д: Рост гос строит... | ![]() | Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности» Цель методических указаний – помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям. В методических указаниях предоставлен материал... |
![]() | Методические разработки к практическим занятиям для студентов по... С. Н. Фоломеев. Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «Социология, политология». Учебное пособие... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов (квалификация (степень) «бакалавр») и преподавателей юридического факультета... |