Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни»


НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни»
страница1/13
Дата публикации26.03.2013
Размер2.23 Mb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ


Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

по дисциплине «Внутренние болезни» для студентов IV курса,

по специальности «Лечебное дело»

VIII семестр 2011-2012 учебный год
Темы занятий:




Тема:

Стр.

1.

Гипертоническая болезнь



2.

Хроническая сердечная недостаточность




3.

Хронический гастрит.




4.

Язвенная болезнь желудка и 12-п.кишки




5.

Хронический холецистит




6.

Хронический панкреатит




7.

Хронический гепатит




8.

Циррозы печени




9.

Острый гломерулонефрит




10.

Хронический гломерулонефрит




11.

Железодефицитная анемия




12.

Итоговое занятие. Тестирование. Прием практических навыков.




^ ТЕМА №1 ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ

I. Тема и её актуальность: «Гипертоническая болезнь» (ГБ). Гипертоническая болезнь – хроническое заболевание, основным проявлением которого является синдром артериальной гипертензии (АГ). Распространенность АГ в России составляет 39,2% среди мужчин и 41,1% среди женщин. ГБ (эссенциальная, первичная АГ) развивается преимущественно у лиц среднего возраста как результат дисфункции корковых и гипоталамических структур головного мозга и нарушения регуляции вазомоторной системы на фоне генетической предрасположенности, нейрогуморальной активации симпатической нервной системы, активации ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, эндотелиальной дисфункции, нарушения водно-солевого баланса и вазоконстрикции с ремоделированием сердечно-сосудистой системы. Значительный удельный вес ГБ в структуре заболеваемости среди лиц трудоспособного возраста определяет актуальность своевременной диагностики, рационального лечения и профилактики.

^ II. Цель занятия: Изучение современных методов диагностики, лечения и профилактики ГБ, умение оказать неотложную помощь при гипертонических кризах, провести дифференциальную диагностику между первичной и симптоматическими АГ.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

● собрать анамнез заболевания и жизни у больного ГБ, выявление факторов риска развития заболевания и их стратификацию;

● провести осмотр и физикальное обследование органов сердечно-сосудистой системы (пальпация, перкуссия, аускультация);

● сформулировать диагноз согласно современной классификации;

● назначить дополнительные методы исследования и дать оценку их результатам;

● провести дифференциальный диагноз с симптоматическими АГ;

● назначить лечение (медикаментозное и физиотерапевтическое);

● оказать неотложную помощь при неосложненном и осложненном гипертонических кризах;

● провести экспертизу трудоспособности больного.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

1. Регуляцию артериального давления в норме.

2. Современную этиологию и теории патогенеза гипертонической болезни.

3. Патоморфологические проявления артериальной гипертензии.

4. Современную классификацию ГБ.

5. Клиническую картину ГБ.

6. Диагностические критерии ГБ (показатели общего анализа крови, мочи, анализа мочи по Нечипоренко, по Зимницкому, электрокардиографии, реоэнцефалографии, эхокардиографии, экскреторной урографии, мониторинга артериального давления, исследования глазного дна, УЗИ почек).

7. Осложнения ГБ.

8. Фармакологические свойства основных классов гипотензивных препаратов, терапевтические дозы препаратов.

9. Целевые уровни АД, тактику лечения ГБ, профилактику развития сердечно-сосудистых осложнений.

10. Неотложную помощь при гипертонических кризах.

11. Критерии временной нетрудоспособности.

III. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

III.1. Исходные базисные знания и умения:

Дисциплины

Содержание знаний

Анатомия

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Строение сердечной и сосудистой стенки.

Патанатомия:

Патоморфологические проявления артериальной гипертензии.

Патофизиология

Регуляция артериального давления в норме.

Пропедевтика

внутренних

болезней

Методы физикальной, лабораторной и инструментальной диагностики гипертрофии миокарда левого желудочка. Методика измерения артериального давления.

Фармакология

Фармакологическое действие основных классов гипотензивных препаратов. Умение выписать рецепты.


^ III.2. Вопросы для самоподготовки:


Вопросы для самоподготовки

Письменные задания

1. Этиология и патогенез развития ГБ.

1.Перечислить факторы риска гипертонической болезни.

2. Факторы риска развития ГБ

2.Перечислите основные прессорные и депрессорные системы организма.

3. Классификация ГБ.

3.Назовите органы-мишени ГБ.

4 Клиническая картина ГБ.

4.Напишите классификацию ГБ по стадиям, степени АГ, риску ССО.

5. Лабораторные данные, показатели ЭКГ, ЭхоКГ, РЭГ, УЗДГ МАГ, изменения сосудов сетчатки, УЗИ почек

5.Назовите современную классификацию гипертонических кризов.


6. Дифференциальный диагноз ГБ с симптоматическими АГ.

6.Перечислите ЭКГ-признаки ГБ.

7. Принципы лечения ГБ.

7. Написать в виде рецептов основные группы гипотензивных препаратов для лечения ГБ: ингибиторы АПФ (эналаприл, диротон, хартил, престариум, моноприл), β-адреноблокаторы (метопролол (эгилок), бисопролол (конкор), антагонисты кальция (нифедипин, амлодипин (нормодипин, норваск), верапамил), мочегонные (гипотиазид, арифон, индап, фуросемид), блокаторы рецепторов ангиотензина II (лозартан, лозап, диован, атаканд).

8. Гипертонические кризы. Неотложная помощь

8. Перечислить санатории и курорты РБ для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы.


^ IV. Контроль исходного уровня знаний и умений

Задания для самоконтроля: (решение студентами тестов по теме ГБ)

Ниже даны образцы типовых тестовых заданий по теме занятия с инструкцией к выполнению и эталонами ответов. Весь набор тестов приводится в приложении.

^ Тесты I типа (выберите один наиболее правильный ответ).

Какой признак выявляется только с наступлением 2-й стадии гипертонической болезни?

А. Гипертонические кризы

Б. Дилатация сердечных полостей

В. Стабилизация АД в форме систоло - диастолической гипертензии

Г. Гипертрофия левого желудочка

Д. Появление приступов стенокардии

Эталоны ответов: Г.

^ Тесты II типа (для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один соответствующий ответ, обозначенный буквой, один и тот же ответ может быть использован один раз, два раза или не использован ни разу):

^ Укажите причины появления у больных ГБ следующих клинических симптомов:

1. Сердцебиение, ощущение пульса-

ции в голове, покраснение лица,

потливость.

2. Стойкое повышение АД.

3. Повышение систолического

артериального давления.

4. Феномен перекреста - симптом

Салюса-Гунна.

5. Расширение границ сердечной

тупости влево.

6. Тахикардия, усиление тонов

сердца.

7. Акцент II тона над аортой.

8. Систолический шум на верхушке

сердца.

А. Повышение ударного и минутного объемов крови.

Б. Развитие артериосклероза головного мозга.

В. Гиперсекреция ренина, альдостерона, задержка натрия в стенках артериол- повышение периферического сосудистого сопротивления.

Г. Рабочая гипертрофия левого желудочка.

Д. Развитиe относительной нeдостаточности митрального клапана.


Эталоны ответов: 1А, 2В, 3А, 4Б, 5Г, 6А, 7В, 8Д.

^ Тесты Ш типа (выберите один или несколько правильных ответов):

Какие исследования нужно выполнить для диагностики феохромоцитомы:

А. Суточная экскреция альдостерона с мочой

Б. Определение ванилилминдальной кислоты в моче

В. Активность ренина в плазме

Г. УЗИ поджелудочной железы

Эталоны ответов: Б.

^ V. Учебно-исследовательская работа студентов по теме ГБ:

1.

Составить реферативное сообщение о современных методах лечения ГБ.

2.

Составить реферативное сообщение по неотложной помощи при различных формах гипертонического криза.

3.

Анализ историй болезни больных с ГБ по материалам клинической базы кафедры.


^ VI. Литература для студентов.

Основная:

1.

Маколкин Владимир Иванович. Внутренние болезни: учебник / В. И. Маколкин, С. И. Овчаренко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2005. - 591 с.

2.

Лекция «Гипертоническая болезнь» зав. кафедрой, профессора или доцента кафедры факультетской терапии


Тесты для контроля знаний студентов по теме:

^ «ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ»

Тесты 1 типа.

1. Уровнем АД, свидетельствующим об артериальной гипертензии (по ВОЗ), является:

А. 140/90 мм рт. cт.и выше

Б. 140-159/90-94 мм рт. ст.

В. 160/95 мм рт. cт. и выше

Г. 130/80 мм рт. cт.

Д. 160/80 мм рт. cт. и выше
2. Какой признак встречается только с наступлением 2-й стадии гипертонической болезни?

А. Гипертонические кризы

Б. Дилатация сердечных полостей

В. Стабилизация АД в форме систоло - диастолической гипертензии

Г. Гипертрофия левого желудочка

Д. Появление приступов стенокардии
3. Какой из нижеперечисленных препаратов нельзя назначать больному гипертонической болезнью с полипозом носа и хроническим обструктивным бронхитом?

А. Клофелин

Б. Капотен

В. Гипотиазид

Г. Нифедипин

Д. Обзидан
4. Что является ведущим звеном патогенеза ГБ в ее на­чальном периоде?

А. Увеличение сердечного выброса вследствие повышения активности симпатоадреналовой системы

Б. Повышение общего периферического сопротивления

В. Гиперпродукция ренина, ангиотензина II, альдостерона

Г. Повышение выделения вазопрессина

Д. Задержка натрия в стенках артериол
5. Артериальная гипертензия может быть заподозрена по следующим клиническим признакам и проявлениям:

А. Кратковременные эпизоды потери сознания

Б. Нарушения сердечного ритма и проводимости

В. Наличие периферических отеков

Г. Боли в теменной и затылочной области

Д. Нарушение ритма дыхания
6. Гипертензия при коарктации аорты развивается вследствие:

А. Ишемии внутренних органов ниже места сужения

Б. Тромбоза вен нижних конечностей

В. Недостаточности мозгового кровообращения
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни» iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по...
Тема и ее актуальность: Пневмония (П) – острое инфекционное заболевание, преимущественно бактериальной этиологии, характеризующееся...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни» iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим...
Учебно-методический комплекс «Правовое обеспечение экономики» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни» iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Обработка данных медицинских исследований в Excel” по дисциплине “Медицинская информатика”...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни» iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Корреляционный и регрессионный анализ данных медицинских исследований” по дисциплине...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни» iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,...
Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-во скагс, 2010
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности»
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» / Сост. Л. А. Мелихова. Н. С. Панова;...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Управление...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Управление инновационными процессами». – Ростов-н/Д: Рост гос строит...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни» iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности»
Цель методических указаний – помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям. В методических указаниях предоставлен материал...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни» iconМетодические разработки к практическим занятиям для студентов по...
С. Н. Фоломеев. Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «Социология, политология». Учебное пособие...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов (квалификация (степень) «бакалавр») и преподавателей юридического факультета...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница