Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу


Скачать 126.53 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу
Дата публикации02.06.2013
Размер126.53 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
Методические РЕКОМЕНДАЦИИ учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста

Филимонова В.И., кандидат педагогических наук, доцент АГПУ.

Значимыми проблемами современного образовательного пространства, особенно таких его областей, как специальная педагогика и психология (дефектология), являются проблемы формирования и совершенствования профессиональной деятельности учителя-логопеда. В тарифно-квалификационных требованиях по должностям работников учреждений образования РФ отмечается, что учитель-дефектолог, учитель-логопед должен осуществлять работу, направленную на обследование обучающихся (воспитанников), определение структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта, а также максимальную коррекцию отклонений развития [1]. Одним из отклонений развития являются патологические расстройства голосовой функции.

На логопедическом отделении факультета дошкольного образования Армавирского государственного педагогического университета в соответствии с государственным образовательным стандартом изучается по специальности 050715 – «Логопедия» курс «Нарушения голоса» и проводится практикум по постановке голоса и выразительности речи. Содержание курса лекций и практикума определяется задачами, которые возникают перед логопедами в связи с тем, что значительная часть детей и подростков имеет те или иные нарушения голоса.

Е.В. Лаврова [2] приводит данные ряда американских исследователей о том, что в США 1,5% детей имеют нарушения голоса, мешающие общению. Она же отмечает, что эпидемиологические исследования, выявляющие состояние голоса детей в России, крайне скудны – как представленные клиницистами, так и логопедами. По нашим данным, полученным в результате обследования выборочного контингента детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, заиканием и общим недоразвитием речи в разных группах были выявлены нарушения голоса соответственно 15,2%, 35% и 80,7%. Расстройства голосовой функции проявлялись у детей в снижении силы, нарушениях мелодики, изменениях тембра в виде осиплости и назальности [6].

Е.С. Алмазова [3] отмечает, что патология голоса может быть обусловлена самыми различными факторами: перенапряжением голоса, закономерным последствием хирургического вмешательства по поводу различных заболеваний голосообразующего аппарата, хроническими ларингитами и т.д.

Нарушения голоса органического и функционального характера оказывают существенное влияние на общее развитие детей и подростков, их нервно-психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Как бы правильно ни формировалась система языка у ребенка, по мнению Е.В. Лавровой [2], при нарушении голоса коммуникативная функция речи резко снижается. Безусловно, зависит это от тяжести патологии голосового аппарата и выраженности дефекта голоса. Диапазон встречающихся нарушений – от полной потери голоса (афония) до незначительных его изменений.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что среди лиц, обратившихся за логопедической помощью по поводу нарушений голоса, у половины они отмечались с детства. Голос всегда был слабый, речевая нагрузка утомляла. Однако этому не придавалось значения, а в дальнейшем, в период трудовой активности, выявлялась стойкая функциональная недостаточность голосового аппарата. В связи с этим охрана и развитие детского голоса должны быть составной частью воспитания и обучения детей с самого раннего возраста. Ответственность за правильное становление голосовой функции, в первую очередь, ложится на логопедов как специалистов в области различных форм патологии речи и голоса. Профессиональную компетентность логопеда будут в данном случае составлять владение им необходимой системой знаний, умений и навыков по проведению правильной диагностики нарушений голосовой функции и использованию адекватного метода преодоления дефекта. В настоящей статье мы остановимся на рассмотрении методики аудитивного логопедического обследования голоса у детей.

Известны различные методы исследования голосового аппарата и, прежде всего, инструментальные (ларингоскопия, стробоскопия, глоттография и т.д.) Е.В. Лаврова [2] отмечает, что исследовать гортань с помощью обычной ларингоскопии у маленьких детей невозможно. Кроме того, исследование гортани специальными инструментальными методами входит в профессиональную компетенцию узкого специалиста, а именно, врача-фониатра. Известно, что фониатрическая помощь, как правило, оказывается только в больших городах, что ограничивает круг лиц в получении диагностической и консультативной информации по поводу нарушений голоса. В связи с вышесказанным, студенты-логопеды должны овладеть в процессе проведения лекционных и лабораторных занятий навыками аудитивной оценки голосовых качеств.1 [4]

^ Методика обследования и оценки акустических характеристик глосса и интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста

На основе анализа результатов обследования дошкольников с речевой патологией, проведенного в 1987-1988 гг., 1988-1989гг., 1989-1990 гг. в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи №57, 815, 820, 967 г.Москвы разработаны новые методы обследования и качественной оценки акустических характеристик голоса и интонационной стороны речи у дошкольников.

Экспериментальное исследование, наряду с изучением акустических характеристик голоса и интонационной стороны речи, включало оценку речевого дыхания, поскольку сила голоса во многом зависит от объема выдыхаемого воздуха, а некоторые акустические характеристики голоса связаны с силой длительностью речевого выдоха.

^ 1. Показатели акустических характеристик голоса и интонационной стороны речи и их оценка

Для характеристики голоса были выделены следующие показатели:

а) сила голоса и динамический диапазон;

б) звучание голоса;

в) мелодика;

г) тембр;

д) логическое ударение;

е) темп;

ж) речевое дыхание.

Показатели дополнительных компонентов исследования:

  • состояние голоса родителей исследуемых детей, логопедов и воспитателей дошкольных учреждений;

  • состояние органов слуха и голосообразования детей;

  • состояние органов артикуляции;

  • уровень развития речи исследуемых детей.

Оценка исследуемых показателей.

1. Речевое дыхание. Оценка сформированности речевого дыхания проходила следующим образом:

а) отмечалось, в какой фазе дыхания происходило преимущественное проговаривание слова: процесс вдоха, процесс выдоха;

б) отмечалось, в какой фазе дыхания происходило преимущественно проговаривание высказывания, состоящего из двух-трех слов.

2. Сила голоса и динамический диапазон оценивались по следующим параметрам:

а) тихий голос – громкий голос;

б) возможность изменять голос по силе – от тихого до громкого и наоборот.

3. Звучание голоса оценивалось по следующим качественным параметрам:

а) наличие голоса – отсутствие голоса (афония);

б) осиплый голос – чистый голос.

Для качественной оценки звучания голоса использовались шкала, принятая Союзом Европейских фониатров (1978г.):

нормальный голос

глуховатый голос

осиплость слабой степени

осиплость средней степени

осиплость сильной степени

афония.

4. Интонация оценивалась по следующим характеристикам: мелодика голоса, тембр, логическое ударение, темп речи.

4.1. Мелодика исследовалась по следующим параметрам:

а) низкий голос – высокий голос;

б) монотонный голос – модулированный голос (доступность звуковысотных изменений, то есть понижение и повышение голоса).

4.2. Тембр голоса оценивался следующим образом:

а) звонкий голос – глухой голос;

б) звучный голос – тусклый голос;

в) назализованный голос – нормальный голос (неназализованный).

4.3. Логическое ударение определялось по интенсивности звучания отдельных слов и речи.

4.4. Темп речи характеризовался как быстрый – медленный. Наряду с этим проверялась способность ускорять или замедлять темп речи.

В программу исследования включалось несколько дополнительных компонентов:

1. Состояние центральной нервной системы оценивалось на основании анамнестических сведений о протекании беременности матери, родах и особенностях развития ребенка (моторики, голоса, речи от момента рождения до времени настоящего исследования (со слов родителей и по данным медицинской документации).

2. Влияние речевого окружения на формирование акустических характеристик голоса и интонационной стороны речи изучалось на основании анализа социальных условий жизни: семейное или общественное воспитание, с кем находился дома, тип учреждения, в котором воспитывался ребенок; здоровье и взаимоотношения родителей, отношение к ребенку.

3. Состояние голоса родителей исследуемых детей, логопедов и воспитателей дошкольных учреждений при аудитивном прослушивании голоса в процессе спонтанной речи взрослых и при ответах на вопросы, имеющие эмоциональную окраску. Оценивалась сила голоса и динамический диапазон, звучание голоса, интонационная сторона речи.

4. На основании анализа данных медицинского обследования детей оценивалось:

а) состояние слуха, носовой полости, носо- и ротоглотки; наличие острых и хронических заболеваний органов голосообразования (ангины, ларингиты, риниты, бронхиты, тонзиллиты, фарингиты и т.п.);

б) общее соматическое состояние в связи с тем, что многие характеристики голосовой функции зависят от общего состояния организма, при этом особое внимание уделялось изучению сведений об инфекционных и соматических заболеваниях ребенка, приведших к общей астении детского организма или хроническим заболеваниям.

5. Оценка состояния органов артикуляции детей:

а) строение твердого неба: нормальное, плоское, готическое;

б) формирование прикуса: нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний прикус (правосторонний, левосторонний);

в) подъязычная связка: толстая, короткая, длинная;

г) форма и подвижность языка: нормальный, толстый, подвижный, малоподвижный;

д) форма и подвижность мягкого неба: нормальное, подвижное, малоподвижное;

е) наличие саливации по время речи.

6. Краткая характеристика уровня развития речи исследуемых детей на период обследования: словарный запас, фонематическое восприятие, фонематическая сторона речи, наличие простой или сложной фразы, владение грамматическими категориями.

^ Методика экспериментального изучения акустических характеристик голоса и интонационной стороны речи детей

Акустическая характеристика голоса (сила, динамический диапазон, звучание) и интонация (мелодика, тембр, логическое ударение, темп) проверялись при произнесении изолированных гласных и их сочетаний, согласных, слогов, слов, коротких фраз.

I. Произнесение гласных, согласных и их сочетаний.

Задания на произнесение изолированных гласных предлагались в следующей последовательности: А, О, У, Э, И. В такой последовательности увеличивается плотность смыкания голосовых складок (на «А» может не проявиться охриплость, на «И» - проявится). Кроме того, возрастает при этом возвратный импеданс – соотношение надскладочного и подскладочного давления воздушной струи.

Произнесение звуков осуществлялось при их многократном звучании (например, укачивание куклы «а-а-а» и т.п.), в процессе чего регистрировалась интонационная характеристик голоса:

а) «А» – проверялось при выполнении ребенком инструкции: - Как нужно укачивать куклу? В случае, если ребенко самостоятельно не выполнял задание, экспериментатор показывал, как надо укачивать куклу: «А-А-А».

б) «О» – выполнение ребенком инструкции экспериментатора: - как стонет человек, у которого что-нибудь болит? Если ребенок не выполнял задание, экспериментатор показывал, как это надо делать: «О-О-О».

в) «У» - выполнение ребенком следующего задания экспериментатора: - Как звучит самолет в воздухе? При отсутствии реакции ребенка на инструкцию экспериментатор предлагает образец: «У-У-У».

г) «Э» - повторение за экспериментатором коротких слов: эй, это, эхо.

д) «И-А» - выполнение ребенком следующей инструкции экспериментатора: – Как кричит маленький ослик? Если ребенок испытывал затруднения при выполнении этого задания, экспериментатор показывал образец: «и-а, и-а, и-а».

е) «Р» - проверялись характеристики голоса при выполнении такой инструкции: - Как собачка рычит, если ей что-нибудь не нравится? В случае невыполнения задания, предлагалось послушать экспериментатора: «рррр …» (грозно).

ж) «З» - выполнении следующей инструкции экспериментатора: - Как звенит комар? При отсутствии реакции ребенка на инструкцию, экспериментатор показывал, как звенит комар: «з-з-з-з…» (тихо и высоко).

з) «Ж» выполнение ребенком следующего задания: - Как жужжит жук весной? При невыполнении инструкции давался образец: «ж-ж-ж…» (громко, грозно).

II. Произнесение слогов.

а) «АВ» - проверялись качества голоса при выполнении следующей инструкции: - Как собака лает, когда не допускает чужих к дому? Если ребенок не выполнял задание, экспериментатор предлагал образец: «АВ-АВ-АВ …».

Аналогичным образом поверялись характеристики голоса при выполнении следующих инструкций экспериментатора:

б) «ОХ» - Как вздыхает старенькая бабушка?

в) «МУ» - Как мычит большая корова?

г) «МУ» - Как мычит теленок, который, потерял свою маму? (жалобно).

д) «МЕ» - Как мычит маленький козлик?

е) «ПИ» - Как пищат мышки? (тихо)

ж) «МУРР» - Как мурлычет взрослый кот?

з) «МЯУ» - Как мурлычет маленький котенок?

и) «КУ-КУ» - Какие звуки издает кукушка?

к) «КУ-КА-РЕ-КУ» - Как кричит петушок?

л) «ТИК-ТАК» - Как тикают часики?

В каждом случае невыполнения ребенком заданий экспериментатор предлагал образец.

III. Произнесение слов, обозначающих название той или иной предметной картинки. При выборе картинок учитывался максимальный набор гласных и сонорных в их названиях: мак, малина, мыло, машина, лимон, дом, самолет, юла, лиса, мел.

IV. Повторение за экспериментатором с утвердительной, вопросительной и восклицательной интонацией коротких фраз типа:

Мила любила молоко.

Нина ела малину.

Мама купила лимон.

При выборе фраз для отраженного повторения также учитывался максимальный набор гласных и сонорных в словах.

V. Произнесение тех же фраз с вопросительной интонацией с разным логическим ударением, например:

^ Мама мыла Милу?

Мама мыла Милу?

Мама мыла Милу?

VI. Чтение наизусть коротких стихотворений:

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

Уронила Мила мыло,

В мыльной пене утопила.

Ла-ла-ла

Мила пол мела.

Лу-лу-лу

Слава взял пилу.

Ул-ул-ул

Михаил уснул.

Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила,

Уронила Мила мыло,

Мишку Мила не домыла.

Для установления лучшего контакта с ребенком, сначала просили прочитать любимое или хорошо известное ему стихотворение, затем проводилось чтение стихотворений, заученных с помощью экспериментатора.

VII. Инсценирование сказок с целью проверки умения детей передавать голосовыми реакциями характер персонажей и умения интонационно оформить свою собственную речь («Три медведя» Л.Н. Толстого, «Кто сказал Мяу?» В. Сутеев, «Волк и козлята» русская народная сказка в обработке Л.Н. Толстого и др.). Между детьми распределялись роли, дети рассказывали сказку, при этом каждый должен имитировать голос, каким должен говорить его персонаж.

VIII. Исследование голоса и интонационной стороны речи при наблюдении за ребенком в процессе игры со сверстниками, при беседах в непринужденной обстановке, на прогулках, в различные режимные моменты, во время логопедических занятий.

Организация экспериментального исследования:

1. Зависимость голоса от эмоционального состояния не требует доказательств, поэтому наиболее полное представление о голосе дошкольников можно было получить только при условии хорошего контакта, доверия и заинтересованности. Принимая во внимание тесную связь голосовой и психической функций, учитывалось настроение детей, их общее поведение. Если ребенок, по наблюдениям воспитателя и экспериментатора, был вял, плаксив, обследование отменялось.

2. Голос обследовали при наличии устойчивых погодных условий (если на улице дождь, высокая влажность воздуха – дети чаще болеют простудными заболеваниями, и голос многих из них сразу приобретает приглушенный, хрпловатый оттенок, что может повлиять на объективную оценку голоса).

3. Реализация ребенком всех заданий проводилась в игровой форме. Игра организовывалась в соответствии с возрастом ребенка. Детям ясельного возраста предъявлялись игрушки, которые использовались в качестве персонажей игры. Например, при рассказывании сказки «Теремок» каждому ребенку давали маску определенного животного (мышки, лягушки, зайчика и т.д.).

Многие пробы сопровождались чтением экспериментатором стихов. Для детей 4-6 лет в игру включались простейшие загадки, заключенные в стихотворную форму. Например:

1) Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком.

2) Я на солнышке лежу,

Дом хозяйки сторожу.

Со своими я не злая,

На чужих я громко лаю.

В специальных заданиях дети должны были продемонстрировать звучание голоса при произнесении гласных, слогов, слов, отдельных предложений и свободном рассказе, повторении стихотворений и участии в инсценировках.

Если для детей младшего дошкольного возраста в процессе исследования ограничивались произнесением слогов, слов, то детям 4-6 лет предлагались фразы, стихотворения.

Исследования голоса и интонационной стороны речи проводились многократно у одного и того же ребенка в процессе коррекционной работы над развитием голоса с записью голоса ребенка на магнитной ленте.

Предлагаемая методика обследования голоса у детей с речевой патологией может быть использована логопедом не только в ДОУ компенсирующего вида, но и в обычных детских садах.

В заключение хочется отметить, что логопеды в силу своей профессиональной компетенции должны в своей работе осуществлять мероприятия не только по диагностике и коррекции голосовых расстройств, но и проводить профилактику нарушений голоса у детей и взрослых.

Примечания:

  1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (учитель-дефектолог, учитель-логопед, логопед) (Постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. №46. Извлечение).

  2. Лаврова Е.В. Влияние патологии голоса детей на развитие коммуникативной функции речи //Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: «Прометей» МГПУ, 2005. – с.213-216.

  3. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие /Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192с. – (Библиотека логопеда-практика).

  4. Филимонова В.И. Состояние голоса у дошкольников с речевой патологией: Дисс. … канд.пед.наук. – М., 1990. – 159 с.




1 Исследование проводилось в 1987-1990 годах на базе детских садов №820, №967, №57 г.Москвы. Проведено изучение трех групп детей – с ФФН, ОНР, заиканием. Обследовано 157 детей, в возрасте от2 до 4 лет – 68, от 4 до 6 – 89. Все дети были с первично сохранным слухом, зрением и интеллектом, подавляющее большинство посещали логопедические группы первый год.




Похожие:

Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу iconУчебный курс «Допинговые проблемы современного спорта и организация...
Р педагогических наук, профессор А. А. Кудинов; кандидат философских наук, профессор Ю. Н. Москвичев; кандидат педагогических наук,...
Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу iconМетодика обучения глухих детей языку. Учеб пособие для студентов...
Рецензенты: член-корреспондент апн ссср, доктор педагогических наук Н. Д. Ярмаченко, кандидат педагогических наук К. А. Волкова,...
Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации по организации
Немыкина О. Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского филиала гоу впо рап
Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Зав кафедрой доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент В. К. Батурин
Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Зав кафедрой доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент В. К. Батурин
Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Горшенева Ю. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского филиала Российской академии...
Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу iconМетодические рекомендации для студентов Самара 2005 Составили: доктор...
Составили: доктор философских наук, профессор филатов т. В., кандидат биологических наук, доцент торопкова о. А
Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Тематика рефератов
Корсакова С. В., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского филиала гоу впо...
Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Автор: Минина Н. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права цф фгбоувпо «рап», доцент
Методические рекомендации учителю -логопеду по обследованию голоса у детей дошкольного возраста Филимонова В. И., кандидат педагогических наук, доцент агпу iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Автор: Минина Н. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница