Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной


НазваниеЛогопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной
страница1/17
Дата публикации02.06.2013
Размер2.11 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17






Алмазова Е. С.

Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей

под общ. ред. Г. В. Чиркиной

М.: Айрис-пресс, 2005

В пособии приводится методика восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани. На основе знания анатомо-физиологических механизмов речи и голоса предложен комплексный метод восстановления голоса, который заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий. Книга адресована логопедам-практикам а также студентам дефектологических факультетов.
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

От автора 6

1 Классификация нарушений голоса у детей и подростков 9

Клинико-педагогический подход к нарушениям голоса 9

Функциональные нарушения голоса 13

Органические нарушения голоса 25

2 Особенности психического и речевого развития детей с органическими заболеваниями гортани 52

3 Методика восстановления и развития голоса у детей 69

Общие проблемы восстановления голоса у детей 69

Содержание курса логопедических занятий
по восстановлению голоса 87

Подготовительный этап логопедических занятий 87

Восстановительный (основной) этап логопедических занятий 111

Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования) 178

Особенности логопедической работы при дисфонии 180

Особенности логопедической работы по устранению ринофонии 182

Результаты логопедической работы по восстановлению голоса 190

Приложение 194

Предисловие


Елена Самсоновна Алмазова родилась 2 августа 1935 г. В 1953-1958 гг. была студенткой логопедического отделения дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ). В 1960-1964 гг. обучалась в заочной аспирантуре при кафедре психопатологии и логопедии под руководством профессора С.С. Ляпидевского. Научные интересы Е.С. Алмазовой сложились в период работы в логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 (г. Москва), где она начала заниматься восстановлением голоса у детей с органическими заболеваниями гортани. В отделении, которое являлось базой клиники детского возраста ГНИИ уха, горла и носа, проводились серьезные исследования нарушений голоса, апробировались новейшие лечебно-педагогические методики.

Первые научно-методические разработки были начаты Е.С. Алмазовой еще в 1958 г., их результаты были опубликованы в I и II выпусках «Очерков по патологии речи и голоса» под редакцией С.С. Ляпидевского (1960-1963), в Ученых записках, журналы «Вопросы дефектологии» МГПИ им. В.И. Ленина (1964) под ред. X.С. Замского, С.С. Ляпидевского и др.

После окончания аспирантуры и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Е.С. Алмазова, не прерывая связи с клиникой, начала работать на дефектологическом факультете. Елена Самсоновна с блеском читала лекции, вела практические занятия, семинары на отделениях логопедии и олигофренопедагогики. Все виды вузовской работы Е.С. Алмазова — сначала ассистент, затем доцент — выполняла на высоком научно-теоретическом и организационно-методическом уровне. Она разработала ряд учебных курсов, написала программы, подготовила лекционный курс по проблеме нарушений голоса на английском языке, получала приглашения читать лекции в разных странах.

Вклад Е.С. Алмазовой в подготовку кадров дефектологов значителен. Ее многочисленные ученики — ныне выдающиеся специалисты в разных областях логопедии, с неизменным уважением вспоминают своего учителя, ее эрудицию, глубокое знание специальной литературы по логопедии и смежным дисциплинам, ее содержательные и эмоциональные лекции, выступления на научных конференциях. Известные специалисты-дефектологи О.С. Орлова, Е.Д. Худенко, которым довелось слышать лекции Е.С. Алмазовой, всегда стараются передать своим слушателям не только содержание разработанной ею методики, но и свойственную ей способность вызвать у логопеда неподдельный интерес к своей профессии. Увлеченный наукой человек — Елена Самсоновна приобщала к исследовательской работе и студентов, руководила интересными курсовыми и дипломными работами, вела научный кружок, готовила доклады студентов на межвузовские студенческие научные конференции.

Круг научных интересов Елены Самсоновны в России был широк, но основной ее поиск был направлен на изучение и восстановление детского голоса. Работая в этом аспекте, она вместе с Б.М. Гриншпуном, В.И. Селиверстовым, В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской под руководством С.С. Ляпидевского способствовала становлению научной школы кафедры психопатологии и логопедии (позднее логопедии), развивала психолого-педагогические основы логопедии в ее связи с другими дисциплинами, в первую очередь с психолингвистикой. Величайший авторитет в логопедии, Е.С. Алмазова параллельно с вузовской работой продолжала научные изыскания, консультировала детей, взрослых, обращавшихся к ней с разными проблемами, оказывала методическую помощь логопедам и фониатрам.

Проблема нарушений голоса и их коррекции долгие годы была, да и сейчас остается, одной из сложнейших, это направление было представлено в науке и практике недостаточно. Е.С. Алмазова представила подробный анализ клинических и психолого-педагогических особенностей детей с такими нарушениями, разработала методику восстановления голоса, которая получила широкое распространение и показала высокую ее эффективность.

Е.С. Алмазова подчеркивала необходимость медико-психолого-педагогического подхода к изучению и лечению таких больных, детально анализировала все аспекты комплексного воздействия (лечебного, психотерапевтического, педагогического и воспитательного). Выделяя в структуре дефекта первично пострадавшее звено и вторичные проявления нарушения, Е.С. Алмазова четко определяла основную направленность системы ортофонического воздействия, при этом подчеркивая, что эта работа строго индивидуализированная, что наилучший терапевтический эффект достигается комплексной терапией — хирургическим, медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием, логопедическими занятиями и лечебной физкультурой. Е.С. Алмазова неизменно утверждала, что восстановление голоса возможно даже при очень тяжелых, казалось бы, необратимых деформациях гортани и голосовых складок.

Можно с уверенностью утверждать, что издание книги по сложной проблематике восстановления и развития детского голоса будет встречено с интересом не только логопедами-практиками, но и преподавателями дефектологических факультетов, специалистами в области фониатрии и фонопедии.

Доктор пед. наук, профессор ^ Г.В. Чиркина

Кандидат пед. наук, профессор С.Н. Шаховская
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной iconЛитература глава II. Обследование понимания речи
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ ред проф. Г. В. Чиркиной
Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной iconВведение 1 анатомо-физиологические особенности голосового аппарата 4
Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн для логопеда. —М.: Просвещение, 1984. — 112 е., ил
Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной iconУниверситетский курс / Под общ ред проф. С а. Лебедева. М.: Фаир-пресс,...
Философия: Университетский курс / Под общ ред проф. С а. Лебедева. — М.: Фаир-пресс, 2003. — 528 с
Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной iconГодин В. В., Корнев И. К. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учебник
Автоматизированные информационные технологи и в экономике / Под общ ред проф. Г. Л. Титоренко. — М.: Компьютер: юнити, 1998
Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной iconВ. Н. Буробина
Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ ред канд юр наук В. Н. Буробина. Изд. 2-е, перераб и допол. М.: «Икф...
Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной iconСамодина Н. И. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер...
...
Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной iconРабочая программа по курсу «Нарушения голоса. Ринолалия»
Сформировать у студентов знания о нарушениях голоса, звукопроизношения и других компонентов речи у детей при ринолалии и основных...
Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной iconOverview 4 общ 10б общ 6 общ 5 общ Sheet 1: 4 общ

Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной iconХэбиф Т. П. Кожные болезни: Диагностика и лечение/ Томасч П. Хэбиф;...
Цель лекции: подготовить специалистов по диагностике, лечению и профилактике пиодермитов
Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей под общ ред. Г. В. Чиркиной iconХэбиф Т. П. Кожные болезни: Диагностика и лечение/ Томасч П. Хэбиф;...
Цель лекции: подготовить специалистов по диагностике, лечению и профилактике туберкулеза кожи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница