Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная


НазваниеМетодические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная
страница1/6
Дата публикации15.06.2013
Размер0.92 Mb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра фармакологии №1 с курсом клинической фармакологии


«Утверждаю»

Заведующий кафедрой фармакологии

№1 с курсом клинической фармакологии

профессор _______________ Алехин Е.К.

" ____ " ____________ 2008 г.
Дисциплина: клиническая фармакология

Курс: V

Специальность: лечебное дело

Семестр: IX – X
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
Методические рекомендации для студентов

лечебного факультета

(аудиторная работа)

Уфа-2008

Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) по курсу клинической фармакологии на основании рабочей программы учебной дисциплины «Клиническая фармакология», утвержденной деканом лечебного факультета в соответствии с типовой программой учебной дисциплины «Клиническая фармакология», утвержденной МЗ РФ от 2002 года

Авторы: Ф.С. Зарудий, Н.И. Шигаев, Р.Т. Рахманова, Г.М. Биккинина, О.Е.Зайцева, Б.Н. Гарифуллин, Ю.А. Гарипова, Г.Р.Зарипова
Рецензенты:


Утверждено на заседании кафедры фармакологии № 1 с курсом клинической фармакологии "___" ______________ 2008 г.

Утверждено на заседании ЦМК "___" ______________ 2008 г.

Утверждено на заседании методического совета лечебного факультета

"___" ______________ 2008 г.

Утверждено на заседании КНМС "___" ______________ 2008 г.

Тема:^ КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
I. Контроль исходного уровня знаний.
П. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (курация больных, оформление листов назначений стационарным больным, составление выписных эпикризов, включающих информацию о лечении, оценка качества фармакотерапии (рациональность выбора комбинации ЛС, адекватность дозового и курсового режима, соответствие стандартам и протоколам лечения), составление рекомендаций по амбулаторному лечению).
^ III. Решить тесты для контроля конечного уровня знаний
Тесты III типа

Обозначьте буквами варианты ответов:

А

Б

В

Г

Д

если верны все

если верны 1,3

если верны

2,4

если верен только 4

если неверны все


1) Методы получения информации о неблагоприятных побочных
реакциях:

  1. спонтанные сообщения

  2. активный мониторинг стационара

  3. рецептурный мониторинг

  4. пострегистрационные клинические исследования

2) Препараты, используемые преимущественно для сублингвального
применения:

  1. кальцитонин

  2. омепразол

  3. бензилпенициллин

  4. нитроглицерин

3) Назовите препараты, не образующие активные метаболиты:

  1. карбамазепин

  2. оскарбазепин

  3. примидон

  4. эналаприл

4) Индукторами метаболизма лекарств являются:

  1. фенобарбитал

  2. рифампицин

  3. прогестерон

  4. зверобой

5) Каков механизм гепатотоксического действия парацетомола:

  1. образование изоникотиновой кислоты

  2. образование ацетилгидрозида

  3. биоактивация канцерогенов

  4. связывание глутатиона

6) Какие ЛС выводятся из организма путем пассивной диффузии через
легкие:

  1. метронидазол

  2. закись азота

  3. фуросемид

  4. этанол

7) Препараты, концентрация которых в крови не повышается при
нарушенной функции почек:

  1. дигоксин

  2. аллопуринол

  3. сульфаниламиды

  4. бензилпенициллин

8) Перечислите ЛС с узким терапевтическим диапазоном:

  1. лидокаин

  2. аскорбиновая кислота

  3. варфарин

  4. ацетилсалициловая кислота

9) Препараты, обладающие тератогенным действием:

  1. пенициллины

  2. метотрексат

  3. преднизолон

  4. тетрациклин

10) Препараты, наиболее часто способные вызывать синдром отмены:

  1. антикоагулянты

  2. НПВС

  3. бета-адреноблокаторы

  4. антигистаминные


Ответы
1) А; 2) Г; 3) Д; 4) А; 5) Г; 6) В; 7) Д; 8) Б; 9) В; 10) Б.
Тесты IV типа

Определите причинно-следственную взаимосвязь между приведенными ниже утверждениями. Обозначьте буквой ответ в соответствии с таблицей

Ответ

Утверждение I

Утверждение II

^ Связь между ними

А

верно

верно

присутствует

Б

верно

верно

отсутствует

В

верно

неверно

отсутствует

Г

неверно

верно

отсутствует

Д

неверно

неверно

отсутствует




  1. Отмена гепарина может привести к тяжелым тромбоэмболическим осложнениям, так как внезапное прекращение приема антиангинальных препаратов может спровоцировать синдром отмены.

  2. Вакцины и сыворотки способны вызывать аллергические реакции, так как ЛС может стать аллергеном в результате биотрансформации или трансформации при хранении.

  3. Цефалоспорины и пенициллины способны вызывать иммуноцитопенические реакции, так как измененные в результате повреждения бактериями и вирусами клетки организма становятся антигенами для иммуноглобулинов класса G и М.

  4. Ингибиторы АПФ являются золотым стандартом в лечении хронической сердечной недостаточности, так как комбинация его с тиазидными диуретиками повышает эффективность гипотензивной терапии.

  5. Комбинация неселективных НПВП с мизопростолом значительно уменьшает ульцерогенное действие НПВП, поэтому НПВП лучше применять у больных артериальной гипертонией на фоне приема ингибиторов АПФ

  6. Повреждение слизистой ЖКТ - причина нарушения всасывания препаратов железа, поэтому при железодефицитной анемии наиболее эффективна комбинация препарата сульфата железа с аскорбиновой кислотой.

  7. Сочетание фторхинолонов с теофиллином приводит к усилению кардиотоксичности последнего, так как фторхинолоны ингибируют изофермент цитохрома Р450, участвующий в метаболизме теофиллина.

  8. В2-адреномиметики приводят к уменьшению содержания цАМФ в
    гладкомышечных клетках бронхов, поэтому комбинация теофиллина с В2-
    адреомиметиками приводит к развитию сильного бронходилатирующего
    эффекта.

  9. Прием алкоголя ослабляет антиагрегантное действие клопидогреля и тиклопидина, поэтому риск геморрагических осложнений при одновременном приеме алкоголя с ацетилсалициловой кислоты увеличивается.

  10. На поздних сроках беременности возможно назначение практически всех групп антимикробных средств, поэтому наиболее безопасно назначение на ранних сроках беременности метронидазола и сульфаниламидов.


Ответы
1. Б; 2. А; 3. А; 4. Б; 5. В; 6. Б; 7. А; 8. Г; 9. Г; 10. Д.
^ IV. Ситуационные задачи для контроля конечного уровня знаний:


  1. Пациентке 57 лет, страдающей сахарным диабетом 2 типа среднетяжелого течения в стадии компенсации и принимающей глибенкламид 3,5 мг 2 раза в сутки (перед завтраком и ужином), в связи с обострением хронического гастрита назначен ранитидин 150 мг 2 раза в сутки в это же время. Через 4 дня от начала терапии ранитидином пациентка стала отмечать периодически возникающие эпизоды резкой слабости, мышечной дрожи, при этом уровень глюкозы составлял 2,8 ммоль-1 . Какова причина возникновения гипогликемии у данной пациентки?

  2. Пациентка 52 лет, страдающей гипертонической болезнью и депрессией, в течение двух недель принимала метопролол 25 мг 2 раза в сутки (утром и вечером) совместно с флуоксетином 20 мг 1 раз в сутки в утренние часы. Сегодня обратилась к участковому врачу с жалобами на периодически возникающие эпизоды общей слабости, сопровождающиеся гипотонией и брадикардией. На снятой ЭКГ зарегистрирована AV-блокада II степени Мобитц I. Какова причина развития подобного состояния у пациентки?

  3. Пациентка 45 лет, принимает карбамазепин по поводу невралгии тройничного нерва, в связи с гипертонической болезнью назначен верапамил SR в дозе 240 мг в сутки. Несмотря на прием верапамила, АД у пациентки практически без тенденции к снижению. Какова причина неэффективности верапамила у данной пациентки?

  4. У больного 48 лет, постоянная форма мерцательной аритмии (более 48 часов). Длительно в течение нескольких лет проводится антикоагулянтная терапия варфарином в дозе 5 мг/сутки. Показатель MHO у пациентки в течение всего срока приема антикоагулянта - 2,5. Недавно самостоятельно начал прием фуросемида 40 мг однократно утром в связи с возникшими отеками. Сегодня утром показатель MHO составил 1,5. Какова причина снижения эффекта варфарина?

  5. Пациентке 46 лет, участковый врач добавил к терапии клонидином 0,075 мг 3 раза в сутки метилдопу 500 мг/сутки. Через несколько дней пациентка обратилась с жалобами на возникновение галлюцинаций, ночных кошмаров, бессонницы. Оцените тактику врача.

  6. Пациентка 52 лет, страдает железодефицитной анемией и принимает по поводу этого заболевания препараты железа (II). В связи с обострением хронического пиелонефрита пациентке назначен ципрофлоксацин по 250 мг 2 раза в сутки. Оба препарата больная принимала одновременно. Через 5 дней от начала приема ципрофлоксацина сохраняется субфебрильная лихорадка, поллакиурия. По данным бактериологического анализа мочи выделена Escherichia coli, чувствительная к ципрофлоксацину. Какова причина неэффективности антибиотикотерапии?

  7. Пациенту 36 лет, в связи с обострением хронического бронхита назначен теофиллин 300 мг в сутки и ципрофлоксацин 250 мг 2 раза в сутки. Через 4 дня от начала терапии у пациента возникла тошнота, рвота, головная боль, сердцебиение, на ЭКГ - синусовая тахикардия, концентрация теофиллина в плазме крови - 30 мг·мл-1. В чем причина возникших осложнений терапии.

  8. Больной 48 лет, страдает ИБС в виде стабильной стенокардии напряжения ФК II. Длительно принимает аторвастатин в дозе 20 мг/сутки. После просмотра телепередачи о пользе фруктов стал постоянно выпивать по стакану грейпфрутового сока три раза в день. Как это скажется на терапии статинами?

  9. ЛС имеет период полувыведения – 8 часов. Через какое время элиминирует 75% этого ЛС? Функции элиминирующих органов не нарушены.

  10. Известно, что парацетамол – слабая кислота. Какие рекомендации по применению парацетамола вы дадите с учетом его фармакокинетики?


Ответы


  1. Ранитидин, увеличивая рН содержимого желудка, приводит к увеличению биодоступности глибенкламида как слабого основания.

  2. Флуоксетин является ингибитором того же изофермента цитохрома Р450, что участвует в метаболизме метопролола; совместное их применение приводит к росту концентрации метопролола в крови, что обусловило возникшую клиническую ситуацию.

  3. Карбамазепин является активатором того же изофермента цитохрома Р450, что участвует в метаболизме верапамила; совместное их применение приводит к снижению концентрации верапамила в крови, что обусловило возникшую клиническую ситуацию.

  4. Диуретики ослабляют антикоагулянтное действие варфарина в связи с увеличением концентрации факторов свертываемости.

  5. Нельзя сочетать назначение клинидина и метилдопы, так как оба препарата оказывают сходное действие на ЦНС.

  6. Железа сульфат уменьшает всасывание ципрофлоксацина, тем самым снижая его биодосупность.

  7. Ципрофлоксацин является ингибитором того же изофермента цитохрома Р450, что участвует в метаболизме теофиллина; совместное их применение приводит к росту концентрации теофиллина в крови, что обусловило возникшую клиническую ситуацию.

  8. Применение сока грейпфрута, ингибирующего CYP3A4 с ЛС, являющимися субстратами данного изофермента, увеличивает их биодоступность и, следовательно, повышает риск нежелательных лекарственных реакций.

  9. 75% ЛС элиминирует за 16 часов.

  10. Учитывая свойства слабой кислоты, парацетамол следует принимать внутрь сразу после еды, когда содержимое желудка максимально кислое. Кроме того, лекарства, обладающие свойствами слабых кислот, для улучшения всасывания следует запивать жидкостями с рН<6.


^ V. Подведение итогов занятия
VI. Задание на дом.
Литература
Основная:

  1. В.Г. Кукес, А.К. Стародубцев "Клиническая фармакология и
    фармакотерапия." Учебник для вузов ГЭОТАР-Медиа 2006, 2-е
    издание исправленное.

Дополнительная:

  1. Лекарственные средства. 5000 наименований лекарственных
    препаратов и их форм. Свойства, применение, взаимодействие,
    противопоказания. Под ред. М.А.Клюева. Изд. 11, доп. и перераб.
    Книжный дом Локус; РИПОЛ классик. М., 2005. 768 с.

  2. Клинические рекомендации + фармакологический справочник /под ред. И.Н. Денисова, Ю.Д. Шевченко. - М: ГЭОТАР-МЕД, 2004. -1104 с.

  3. Белоусов Ю.Б., Моисеев B.C., Лепахин В.К., Клиническая фармакология и фармакотерапия, 2000.

  4. Машковский М.Д. Лекарственные средства: Пособие для врачей: М.Д. Машковский.- М.: Новая Волна, 2005. - 608 с.

  5. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск 9. М., 2008.

  6. Справочник Видаль. М., 2007.

  7. РЛС. Энциклопедия лекарств. Выпуск 15. М., 2007.

  8. Лекарственные средства. - Вып.З. Под ред. Р.У. Хабриева, А.Г.

Чучалина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006 - 753 с.

  1. Руководство по рациональному использования лекарственных

средств/ под ред. А.Г. Чучалина, Р.У. Хабриева, Л.Е. Зиганшиной. -

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 - 768 с.

Тема:^ КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ АНТИМИКРОБНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ


    1. Выписать рецепты:

Бензилпенициллин, амоксициллин/клавуланат (амоксиклав), ампициллин, цефазолин, цефотаксим, цефтриаксон, меропенем, амикацин, азитромицин, кларитромицин, линезолид, ванкомицин, метронидазол, ко-тримоксазол (бисептол), пефлоксацин, левофлоксацин, фуразолидон, флюконазол, ацикловир, зидовудин.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная  iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная  iconМетодические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета...
Предназначение и задачи обсервационных пунктов здравоохранения Российской Федерации
Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная  iconМетодические рекомендации для обеспечения контролируемой самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курса факультета славянских и германских языков при организации кср по теме...
Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная  iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,...
Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-во скагс, 2010
Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная  iconМетодические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета...
Задачи и организационно-штатная структура тыловых госпиталей здравоохранения. Виды тгз РФ
Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная  iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения факультета экономики и управления, приступающих к выполнению...
Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная  iconМетодические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета...
Основные понятия, принципы и содержание управления мобилизационной работой в здравоохранении
Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная  iconМетодические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета...
Опыт мобилизационного развертывания здравоохранения в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная  iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Для студентов факультета...
Общий психологический практикум: Методические рекомендации по изучению дисциплины /нф мгэи. – Нижний Новгород, 2003
Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная работа) Уфа-2008 Методические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная  iconКонтрольная работа и методические рекомендации по её выполнению для...
Контрольная работа и методические рекомендации по ее выполнению рекомендованы к изданию методической комиссией факультета гуманитарной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница