1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда


Название1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда
страница1/13
Дата публикации07.07.2013
Размер1.56 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
1. Гигиена труда общая.

Основные вопросы:

    1. . Гигиена умственного и физического труда;

    2. . Производственные вредности и профессиональные заболевания; их профилактика;

    3. . Содержание работы врача на предприятии;

    4. . Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве;

Основные понятия:

  • Труд, форма труда, труд физический и умственный, условия труда, напряженность труда, тяжесть труда, опасность труда, производительность труда;

  • Гигиена труда, физиология труда, утомление, переутомление, усталость, нагрузка статическая и динамическая, перенапряжение отдельных органов и систем, работоспособность;

  • Производственные вредности, профессиональные вредности, предварительные и периодические медицинские осмотры;



Производственная деятельность является неотъемлемой частью жизни взрослого трудоспособного человека. При этом производственный процесс и факторы производственной среды оказывают на организм человека многостороннее действие. Научным направлением профилактической медицины в области гигиенических аспектов трудовой деятельности человека занимается гигиена труда, или, в последние годы, — медицина труда.

^ 1.1. Гигиена умственного и физического труда. В современных формах трудовой деятельности непосредствен­но физический труд не играет существенной роли. Однако и в наши дни физиологическая классификация трудовой деятельности используется для характеристики отдельных профессий. Выде­ляют следующие формы труда:

1) требующие значительной мышеч­ной активности (энергетические затраты от 17 — 25 МДж (4000 — 6000 ккал) и выше в сутки);

2) групповые формы труда — конвей­ер; механизированные формы труда (энергетические затраты в пределах 12,5—17 МДж (3000 — 4000 ккал) в сутки);

3) связанные с частично автоматизированным производством; связанные с управ­лением производственными процессами и механизмами; интеллектуального (умственного) труда (энергозатраты 10—11,7 МДж (2400 — 2000 ккал) в сутки).
^ Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного на­пряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на : операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Для этих форм труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производ­ственным фактором, одним из условий формирования сердечно­сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль твор­ческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. Во многих профессиях преимущественно физического труда уве­личивается доля умственного компонента, что приводит к стира­нию граней между умственным и физическим трудом.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразде­ляются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опас­ные.

^ Оптимальные условия труда (1-й класс) — такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпо­сылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оп­тимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового про­цесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы от­сутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве без­опасных для населения.

^ Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются таки­ми уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест. При этом возможные изменения функционального со­стояния организма восстанавливаются во время регламентирован­ного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказы­вать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном пе­риоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допус­тимые условия труда условно относят к безопасным.

^ Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиениче­ские нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на орга­низм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

^ 1-я степень 3-го класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиеничес­ких нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск поврежденного здоровья;

^ 2-я степень 3-го класса (3.2) — уровни вредных факторов, вы­зывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня забо­леваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появ­лению начальных признаков или легких (без потери профессио­нальной трудоспособности) форм профессиональных заболева­ний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

^ 3-я степень 3-го класса (3.3) — условия труда, характеризую­щиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хро­нической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудо­способности;

^ 4-я степень 3-го класса (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболева­емости с временной утратой трудоспособности.

^ Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) характе­ризуются уровнями производственных факторов, воздействие ко­торых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных пора­жений, в том числе и тяжелых форм.

В рамках перечисленных классов условий труда трудовой про­цесс может отличаться по тяжести и напряженности.

^ Тяжесть труда — характеристика трудового процесса, отража­ющая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный ап­парат и функциональные системы организма (сердечно-сосуди­стую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической на­грузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, пе­ремещениями в пространстве.

^ Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Основной задачей медицины труда в области организации тру­дового процесса является предупреждение развития утомления и переутомления.

Утомление — физиологическое состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванной интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

В отличие от утомления, переутомление является состоянием пограничным с патологией. Причем обычный кратковременный отдых не восстанавливает исходного уровня работоспособности, а изменение морфологических, биохимических и иных показателей организма носит выраженный и длительный характер.

Исходя из сущности утомления и учитывая известные меха­низмы, вызывающие это состояние, предупреждение его может быть достигнуто благодаря широкому кругу социально-экономических, психофизиологических, технических и других меропри­ятий. Разработкой подобных мероприятий, предназначенных для реализации на производстве, помимо гигиены, физиологии и психологии труда, занимаются эргономика, техническая эстети­ка, инженерная психология и научная организация труда (НОТ).

^ 1.2. Производственные вредности и профессиональные заболевания.

Трудовая деятельность человека протекает в условиях опреде­ленной производственной среды, которая при несоблюдении ги­гиенических требований может оказывать неблагоприятное влия­ние на работоспособность и здоровье человека.

^ Производственная среда как часть окружающей человека внеш­ней среды складывается из природно-климатических факторов и факторов, связанных с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсические пары, газы и т.д.), которые принято на­зывать вредными факторами. Те же факторы могут быть и опасны­ми, приводя в ряде случаев к развитию профессиональных забо­леваний.

Общепринятой и единой классификации профессиональных заболеваний нет, однако наиболее рациональной является клас­сификация по этиологическому признаку, включающая 5 групп (Н.Ф.Измеров, 1996):

  1. Заболевания, вызываемые воздействием химических факто­ров: острые и хронические интоксикации; болезни кожи (эпидермоз, контактный дерматит, фотодерматит, онихии и паронихии, токсическая миланодермия, масляные фолликулиты; металличе­ская лихорадка; фторопластовая (тефлоновая) лихорадка.

  2. Заболевания, вызываемые воздействием промышленных аэро­золей: хронический бронхит (пылевой, токсико-пылевой), пневмокониозы (силикоз, силикатозы — асбестоз, талькоз, каолиноз и др., антракоз, бериллиоз, биссиноз, пневмокониозы смешан­ной этиологии).

  1. Заболевания, вызываемые воздействием физических факторов: вибрационная болезнь; заболевания, связанные с воздействием кон­тактного ультразвука; катаракта; кохлеарный неврит; заболевания, связанные с воздействием неионизирующих излучений (вегетососудистая дистония, астенический, астено-вегетативный, гипоталамический синдромы); местное повреждение тканей лазерным излу­чением (ожоги кожи, поражение роговицы и сетчатки глаз); заболе­вания, связанные с воздействием ионизирующих излучений (луче­вая болезнь, местные лучевые поражения); заболевания, связан­ные с повышением атмосферного давления и его последующими резкими перепадами (декомпрессионная болезнь и ее последствия); заболевания, возникающие при неблагоприятных метеорологиче­ских условиях (перегрев, хронический перегрев).

  2. Заболевания, связанные с физическими перегрузками и пе­ренапряжением отдельных органов и систем: координаторные неврозы; болезни периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата (моно- и полинейропатии, шейные и пояснично-кресцовые радикулиты, эпикондилезы плеча, бурситы, асептические остеонекрозы); опущение матки и стенок влагали­ща; выраженное варикозное расширение вен на ногах; заболева­ния, обусловленные перенапряжением голосового аппарата (хро­нический ларингит, вазомоторный монохордит, узелки голосо­вых связок, фонастения) и органов зрения (прогрессирующая близорукость); плоскостопие грузчиков; эмфизема легких стекло­дувов и музыкантов духовых оркестров.

  3. Заболевания, вызываемые действием биологических факто­ров: инфекционные и паразитарные (туберкулез, бруцеллез, сап, сибирская язва, клещевой энцефалит, вирусный гепатит, микозы кожи, чесотка и др.); дисбактериоз; кандидамикоз кожи и слизи­стых оболочек и др.


^ 1.3. Содержание работы врача на промышленном предприятии.

К числу основных задач работы врача на производстве отно­сятся: участие в мероприятиях, направленных на оздоровление труда рабочих и служащих, предупреждение и снижение общей и профессиональной заболеваемости.

Работа медико-санитарных частей или поликлиники строится по цеховому принципу. Это значит, что к каждому цеху прикреп­ляется врач-терапевт (цеховой врач), ответственный за лечебно-профилактическую работу в закрепленном за ним цехе.

В обязанности цеховых врачей входит:

  1. Оказание квалифицированной лечебной помощи работаю­щим (в необходимых случаях с привлечением других специали­стов или использованием стационара).

  2. Организация и проведение предварительных осмотров при поступлении на работу, а также периодических медицинских ос­мотров (совместно с СЭС и администрацией предприятия).

  3. Анализ причин общей и профессиональной заболеваемости и участие (совместно с СЭС и администрацией предприятия) в разработке мероприятий по их профилактике и снижению.

  4. Санитарно-просветительная работа.

Для проведения профилактической работы цеховому врачу-те­рапевту выделяется из общего бюджета рабочего времени 9 ч в неделю; другим врачам-специалистам: хирургам, гинекологам, окулистам, дерматологам — примерно 4 ч в неделю; фтизиатрам — 6 ч в неделю и т.д.

Работа врачей на производстве может быть эффективной толь­ко при знании условий труда рабочих и служащих и профессио­нальной патологии. На основании изучения технологических и санитарно-гигиенических особенностей производства цеховой врач (совместно с санитарным врачом по гигиене труда) разрабатыва­ет конкретные мероприятия по снижению заболеваемости и уча­ствует в контроле за выполнением всех оздоровительных меро­приятий на производстве.

Врачи-специалисты также осуществляют профилактику забо­леваемости. Так, дерматологи знакомятся с санитарными услови­ями на рабочих местах с целью борьбы с микротравмами, приводящими к развитию гнойничковых заболеваний кожи, следят за санитарным состоянием одежды; офтальмологи изучают глазной травматизм и его причины и т.д.

Профилактическим медицинским осмотрам подлежат лица, которые могут подвергаться воздействию опасных, вредных ве­ществ и неблагоприятных факторов производства в соответствии с Приказом Минздравмедпрома РФ № 90 от 14 марта 1996 г. (ред. от 06.02.2001) «О порядке проведения предварительных и перио­дических медицинских осмотров работников и медицинских рег­ламентах допуска к профессии».

^ Медицинские осмотры разделяются на предварительные и пе­риодические.

Предварительные медицинские осмотры проводятся при по­ступлении на работу. Они позволяют выявить людей, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены на работу в услови­ях данного производства. В предварительных медицинских осмот­рах участвуют все врачи-специалисты (терапевт, невропатолог, офтальмолог, дерматовенеролог, отоларинголог, хирург).

^ Периодические медицинские осмотры позволяют на ранних стадиях выявить профессиональное заболевание или отклонение в состоянии здоровья, повышающие опасность воздействия про­фессиональных вредностей. Основным лицом, проводящим пери­одические медицинские осмотры, является врач-терапевт. Учас­тие врачей-специалистов (фтизиатра, невропатолога и др.) опре­деляется врачом-терапевтом.

При проведении предварительных и периодических медицин­ских осмотров все женщины обязательно обследуются врачом аку­шером-гинекологом с проведением цитологического и бактериоскопического исследования. Лица, подвергающиеся воздействию веществ, являющихся аллергенами, в обязательном порядке осмат­риваются терапевтом, отоларингологом, дерматовенерологом с проведением клинического анализа крови.

Все данные медицинского обследования заносятся в медицин­скую карту амбулаторного больного. В случае установления при про­ведении медицинских осмотров признаков профессионального за­болевания трудящиеся направляются для специального обследова­ния с целью уточнения диагноза и установления связи заболева­ния с профессиональной деятельностью в центры профпатологии.

Одним из документов, на основании, которого решается вопрос о связи заболевания с профессиональным трудом, является сани­тарно-гигиеническая характеристика условий труда работающего (осуществляется в соответствии с приказом МЗ № 555). Санитарно-гигиеническая характеристика составляется и выдается только са­нитарно-эпидемиологической станцией. Право на запрос санитар­но-гигиенической характеристики имеет главный врач медико-са­нитарной части предприятия, на котором работает заболевший.

Все лица с выявленными профзаболеваниями должны нахо­диться на диспансерном наблюдении в течение всей жизни у со­ответствующих специалистов в зависимости от установленного патологического процесса.

В профилактической работе цехового врача большое значение имеет санитарно-просветительная работа. В ней в обязательном порядке участвуют все врачи и медработники среднего звена. Со­держанием санитарно-просветительной работы на предприятии является пропаганда знаний: по вопросам, прежде всего, тех за­болеваний, которые распространены на данном предприятии; по борьбе с профессиональными болезнями; в области личной и общественной гигиены.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда iconКурс лф, пф общая гигиена 2012 (гигиена труда, организация здравоохранения)....
Как меняется функциональное состояние центральной нервной системы в процессе труда?
1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда icon3. Производительность работников умственного труда Производительность...
Производительность работников умственного труда как основной капитал современной организации
1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда iconВопросы промежуточной аттестации По дисциплине : «Гигиена и экология человека»
Предмет гигиены,ее цели и задачи. Гигиена как отрасль профилактической медицины
1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда iconВопросы к гос. Экзаменам по профилактической медицине (гигиена)
Гигиена окружающей среды в формировании заболеваемости детей и подростков. Гигиенические и медицинские аспекты оценки среды обитания...
1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда icon1. Эргономика изучает особенности и возможности функционирования...
Эргономика наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, техническая эстетика,...
1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда iconПитеру Друкеру Производительность работника умственного труда определяется шестью факторами
Производительность работника умственного труда требует четкого ответа на вопрос: “В чем заключается производственное задание?”
1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда iconЛекция 11
Гигиена труда – отрасль гигиенической науки, изучающая воздействие самого трудового процесса и условий производственной среды на...
1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда iconПлан: Общая характеристика нового Трудового кодекса РФ. Рынок труда...
Дифференциация труда особенности регулирования труда …, частично ограничивающими применение общих правил по тем же вопросам либо...
1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда iconЛекция Тема: Предмет и задачи дисциплины «Экономика труда». Основные понятия о труде
Каждый человек воспроизводит себя и свою семью за счет своего труда или труда других людей
1. Гигиена труда общая. Основные вопросы: Гигиена умственного и физического труда iconТема Охрана труда на предприятии
Основные понятия: охрана труда, условия труда, вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, безопасные условия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница