Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей»


Скачать 97.76 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей»
Дата публикации10.07.2013
Размер97.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
Ф КГМУ 4/3-06/02

ИП №6 от 14 июня 2007 г.

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра физиологии



Методические рекомендации для практических занятий


Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей»


Специальность: 5В130200 «Стоматология»

Дисциплина: «Нормальная физиология»

Курс: 2

Составитель: доцент, к.б.н. Евневич А.М.


Караганда
2013


Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры
^

Протокол № 9 от 24.01. 2013 г.



Зав. кафедрой,

профессор Ф.А.Миндубаева




  • Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей»

  • Цель: по окончании занятия студенты будут иметь представление о методах физиологических исследований, физиологической аппаратуре, технике безопасности при работе с физиологическими приборами, правилах работы с подопытными животными.

  • ^ Задачи обучения:

- ознакомиться с историей развития физиологии и особенностями современного этапа;

- знать методы физиологических исследований;

- ознакомиться с физиологической аппаратурой и принципами работы отдельных физиологических приборов;

- ознакомиться с техникой безопасности при работе с физиологическими приборами;

- освоить методику приготовления нервно-мышечный препарат лягушки;

- освоить методы прямого и непрямого раздражения возбудимых тканей.

  • Основные вопросы темы:

1. Физиология, ее роль в системе медицинского образования.

2. Этапы развития физиологии.

3. Развитие физиологической науки в Казахстане.

4. История развития методов физиологических исследований.

    5. Принципы работы отдельных физиологических приборов.

6. Правила техники безопасности при работе с физиологическими приборами.

7. Правила работы с подопытными животными и их содержание.


  • Методы обучения и преподавания: устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, работа в малых группах, обсуждение практических работ, оформление протоколов практических работ.

Перечень выполняемых работ:

^ Работа 1. Знакомство с принципами работы отдельных физиологических приборов

Цель работы: ознакомиться с принципами работы отдельных физиологических приборов.

^ Для работы необходимо: инструкции к физиологическим приборам, схемы, плакаты, электроэнцефалограф, аудиометр, спирометр, гематологический анализатор, спектрофотометр, электростимулятор, кимограф, осциллограф, электроды, регистрирующее устройство и т.д..

^ Ход работы. Электростимулятор обеспечивает оптимальные условия раздражения тканей с наименьшим их травмированием, особенно при длительной стимуляции. Стимулятор импульсный физиологический состоит из нескольких блоков. Его генератор частоты следования импульсов (задающий генератор) часто выполняется по схеме мультивибратора и может работать в ждущем и непрерывном режимах. При непрерывном режиме работы задающий генератор стимулятора генерирует импульсы непрерывно, их частоту можно изменять от долей герца до нескольких сотен герц.

Кроме импульсных стимуляторов в физиологических экспериментах используют фото- и фоностимуляторы. Они отличаются, в основном, структурой выходного блока. Выходной блок фотостимулятора формирует световые сигналы, а фоностимулятора - звуковые.

Преобразование внешних проявлений деятельности органов в электрические импульсы осуществляют с помощью различных устройств, получивших название датчиков. В сочетании с определенными электрическими схемами, эти приборы позволяют преобразовывать различные физические величины в эквивалентные электрические сигналы и затем записывать их с помощью регистраторов. Разработаны различные типы датчиков.

Для предварительного усиления электрических сигналов малой величины используют усилители. В физиологических лабораториях наиболее часто применяют два типа усилителей: усилители переменного тока, усилители постоянного тока. Крупным шагом вперед было предложение английского физиолога Э.Д. Эдриана использовать для записи биоэлектрических явлений электронные усилители. Использование электронных усилителей позволило создать компактные электрокардиографы.

^ Регистрирующие приборы (электроэнцефалограф, аудиометр, спирометр, электрокардиограф) предназначены для трансформации электрических сигналов, поступающих к ним от преобразователей. Они делает измеряемую величину или исследуемый процесс доступными зрительному или слуховому восприятию. Это может выражаться в различных формах: в отклонении стрелки измерительного прибора, или цифровой регистрации процесса на бумаге с помощью различных пишущих устройств, в отклонении луча на экране осциллографа, в виде световых или звуковых сигналов и прочего.

В качестве регистрирующих приборов в электрофизиологии применяют электромагнитные самописцы с чернильной или тепловой записью, шлейфовые осциллографы, а также приборы для непосредственного фотографирования с экрана электронно-лучевой трубки.

Современные регистрирующие приборы сложны по устройству, например, электроэнцефалограф, аудиометр, спирометр, электрокардиограф, спектрофотометр, гематологический анализатор. Они имеют собственные усилители, калибраторы времени и усиления, механические системы для протягивания бумажной ленты или кинопленки, оптические системы для фотографирования и т.д.

^ Катодный осциллогра является универсальным прибором, в котором безинерционное регистрирующее устройство позволяет исследовать как медленные, так и быстрые процессы. Регистрирующим выходным устройством в катодном осциллографе служит электронно-лучевая трубка. В осциллографах общего назначения наибольшее распространение получили электростатические трубки.

В последние годы для наблюдения и регистрации как периодических, так и однократных электрических процессов применяют электронные осциллографы.

К электронным приборам специального назначения относятся пульсотахометры, оксигемометры, плетизмографы  и другие. Электронные приборы специального назначения представляют собой сочетание специального датчика с соответствующей ему схемой преобразования и усиления сигнала.

Совершенствование измерительной и регистрирующей аппаратуры, а также создание разнообразных систем, преобразующих неэлектрические процессы в электрические, позволили разработать отличающиеся высокой точностью методы объективной регистрации физиологических функций. В ряде приборов используются дополнительные воздействия на организм (ультразвуковые или электромагнитные волны, высокочастотные электрические колебания и т.п.) В таких случаях записывают изменение величины параметров этих воздействий, изменяющихся тех или иных физиологических функций.

^ Техника безопасности при работе с физиологическими приборами

1. Перед включением электроприбора необходимо убедиться, что напряжение сети соответствует напряжению, на которое рассчитан прибор.

2. Прибор обязательно должен быть заземлен через шину заземления

3. Необходимо проверить провода - они не должны быть повреждены или оголены и убедиться в наличии исправных предохранителей.

4. Перед работой включатели и тумблеры должны находиться в состоянии «Выключить».

5. После включения тумблера по световым индикаторам необходимо убедиться, что прибор получает питание.

6. Во время работы на приборе не следует прикасаться к оголенным концам проводов.

7. Во время работы на приборе нельзя одновременно прикасаться к металлическим частям приборов и к водопроводным трубам, батареям отопления.

8. После завершения эксперимента сначала надо выключить тумблером прибор, затем извлечь вилку шнура питания из розетки (а не наоборот!).

9. Запрещается снимать панели и заниматься ремонтом включенного в сеть прибора.

^ Результаты работы и их оформление. Зарисуйте схемы изучаемых приборов и запишите принципы их работы.

Выводы. Сделайте вывод о приобретенных навыках.
Работа 2. Ознакомление с методами обездвиживания, фиксации лягушки. Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки.

^ Цель работы: научиться обездвиживать лягушку и готовить нервно-мышечный препарат.

Для работы необходимо: лягушка, операционный пробковый столик, салфетки, набор препаровальных инструментов (ножницы прямые с острыми концами длиной 12 см, ножницы малые препаровальные с острыми концами, пинцет большой анатомический, пинцет препаровальный с тонкими концами, игла, тонкий зонд), вата, салфетки, 0,65% раствор поваренной соли, эфир, емкость со стеклянным колпаком, чашка Петри, булавки для фиксации.

^ Ход работы:

Обездвиживание лягушки разрушением центральной нервной системы.

А. Лягушку обертывают марлевой салфеткой, чтобы передние лапки оказались прижатыми к туловищу, а голова оставалась свободна. В рот лягушки тупым концом вводят браншу ножниц. Быстро, одним движением отсекают верхнюю челюсть с головным мозгом, оставляя спинной мозг, затем тонкий зонд, или иглу вводят в позвоночный канал и разрушают спинной мозг.

Б. Завернув лягушку в салфетку, как указано выше, берут ее в левую руку так, чтобы указательный палец давил на голову. При этом голова и позвоночник образуют угол. Проводят зондом по средней линии головы в каудальном направлении. Зонд, пройдя вдоль затылочной кости, соскальзывает в ямку, соответствующую атланто-окципитальной мембране. В этом месте зондом прокалывают кожу и мембрану, вводят его в спинномозговой канал. Повернув зонд кверху, проходят в черепную коробку и разрушают головной мозг. Не вынимая зонда, поворачивают его в позвоночный канал и разрушают спинной мозг. При этом способе разрушения потери крови минимальны.

Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки.

Этапы приготовления нервно-мышечного препарата.

  1. Обездвиживание лягушки.

  2. Вскрытие брюшной полости и удаление внутренностей.

  3. Рассекание позвоночника в поясничном отделе и удаление верхней части туловища лягушки.

  4. Удаление кожи с задних лапок.

  5. Вырезание копчиковой части.

  6. Рассекание позвоночника вдоль.

  7. Препарирование седалищного нерва до коленного сустава.

  8. Перерезание бедренной кости в нижней трети.

  9. Препарирование икроножной мышцы вместе с седалищным нервом и коленным суставом.

Ткани лягушки сохраняют свои функциональные свойства длительное время, если их смачивать физиологическим раствором.
^ Результаты работы и её оформление: зарисуйте нервно-мышечный препарат икроножной мышцы лягушки.

Вывод: сделайте вывод об использовании нервно-мышечного препарата в физиологических исследованиях.
Работа 3. Реакция тканей на механические, химические и электрические раздражения
^ Цель работы: наблюдение ответной реакции возбудимых тканей на раздражение.

Для работы необходимо: нервно-мышечный препарат, кристаллы поваренной соли, электростимулятор, 0,65% раствор поваренной соли, пинцет, пипетка.

^ Ход работы. Приготовить нервно-мышечный препарат лягушки. Провести механическое (щипок), химическое (кристаллы NaCl), электрическое раздражения мышцы препарата и пронаблюдать за реакцией на раздражение.

^ Результаты работы и её оформление: результаты наблюдений записать в протокол.

Выводы: сделать вывод о реакции возбудимых тканей на раздражители.
Обсуждение результатов выполненных работ

Подписание протоколов


  • Литература

Основная:

  1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студентов мед. вузов. - М. : Мед. информ. агентство, 2009. - С.12-15.

  2. Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.5-9.

  3. Дегтярев В.П., Будылина С.М. Нормальная физиология: учебник. – М.: Медицина, 2006. – С.14-16, 29-30.

  4. Судаков К.В. Нормальная физиология : учебник для студентов мед. вузов / К. В. Судаков. - М.: Мир книги, 2006. - С.17-19.

  5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. – С.17-21,34-38.


Дополнительная:

  1. Камкин А.Г., Каменский А.А. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для медвузов / ред. Камкин А.Г.; ред. Каменский А.А. - М. : Академия, 2004. - 1072 с.

  2. Орлов Р.С. Нормальная физиология: Учебник / Орлов, Ратмир Сергеевич, Ноздрачев А.Д.; ред. Улумбеков Э.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 688 с.

  3. Современный курс классической физиологии: избранные лекции / под ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.

  4. Судаков К.В. Нормальная физиология: ситуационные задачи и тесты: учеб. пособие. – М.: Мед. Информ. агенство, 2006. – 248 с.

  5. Ткаченко Б.И.. Физиология человека: Соmpendium / ред. Б. И. Ткаченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с

  6. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: в 3-х т. : пер.с англ. / ред. Р. Шмидт, ред. Г. Тевс. - 3-е изд. - М. : Мир. – 2005.



  • Контроль

Вопросы

  1. Объект изучения физиологии.

  2. Основатели физиологической науки в Казахстане.

  3. Правила техники безопасности при работе с физиологическими приборами.

  4. Методы физиологических исследований.



Приложение 1.

Ситуационные задачи

  1. В лаборатории идет наблюдение и регистрация электрических процессов у объекта исследования. Какое оборудование применяют?


Приложение 2.

1. Кто был первым директором института физиологии АН Республики Казахстан?

а) П.П. Егоров

б) А.П. Полосухин

в) И.Н. Краснов

г) К.А. Петров

д) Е.В. Иванов
2. Что изучает наука физиология?

а) здоровье

б) химические процессы в организме

в) жизнедеятельность живого организма

г) строение организма

д) строение клеток и тканей

Похожие:

Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей» iconМетодические рекомендации для практических занятий Тема: «Физиология...
Х тканей, законы раздражения возбудимых тканей, ионные механизмы фаз потенциала действия и изменения возбудимости ткани при возбуждении;...
Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей» iconФормы рубежного контроля и экзамена Вопросы рубежного контроля (рк...
Методы эколого-физиологических исследований. Приемы и методы эколого–физиологических исследований в природе и эксперименте
Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей» iconТезисы Каковы основные методы регистрации физиологических процессов...
...
Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей» iconМетодические указания по проведению практических занятий и выполнению...
Методические указания предназначены для проведения практических занятий и выполнения домашних заданий по дисциплине «Экономико-математические...
Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей» iconПлан: Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение для...
Физиология это наука о функциях и механизмах деятельности клеток, тканей, органов, систем и всего организма в целом. Физиологическая...
Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей» iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тема 26 Острые заболевания кожи и мягких тканей. Диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и
Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей» iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса...
Тема 26 Острые заболевания кожи и мягких тканей. Диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и
Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей» iconМетодические рекомендации практических занятий по урологии для преподавателей...
Тема практического занятия: «Урологические состояния, требующие неотложной помощи» 3 часа
Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей» iconМетодические рекомендации к выполнению практических занятий Методические...
Задания для самостоятельной работы студентам заочной формы обучения учебной дисциплине
Методические рекомендации для практических занятий Тема: «Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей» iconМетодические рекомендации, планы семинарских и практических занятий...
Методические рекомендации, планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница