Ф кгму 4/3-06/02


Скачать 69.03 Kb.
НазваниеФ кгму 4/3-06/02
Дата публикации10.07.2013
Размер69.03 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Медицина > Закон
Ф КГМУ 4/3-06/02

ИП №6 от 14 июня 2007 г.

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра физиологии



Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий


Тема: «Законы проведения возбуждения по нервам. Парабиоз»


Специальность: 5В130200 «Стоматология»

Дисциплина: «Нормальная физиология»

Курс: 2

Составитель: доцент, к.б.н. Евневич А.М.


Караганда
2013


Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры
^

Протокол № 9 от 24.01. 2013 г.



Зав. кафедрой,

профессор Ф.А.Миндубаева




  • Тема: «Законы проведения возбуждения по нервам. Парабиоз»

  • Цель: по окончании занятия студенты будут компетентны в вопросах, какими функциями и физиологическими свойствами обладают нервные волокна, будут знать их классификацию, механизмы проведения возбуждения в нервных волокнах; иметь

представление о законах проведения возбуждения в нервных волокнах; ознакомятся с учением о парабиозе.

  • ^ Задачи обучения:

- усвоить классификацию нервных волокон, физиологические свойства и функцию нервных волокон отдельных классов;

- изучить механизмы проведения возбуждения в нервных волокнах;

- ознакомиться с законами проведения возбуждения в нервных волокнах;

- иметь представление о парабиозе и его стадиях, значении этого явления для теории и практики медицины;

- доказать в опыте значение физиологической целостности нерва для проведения возбуждения;

- доказать в опыте закон двустороннего проведения возбуждения по нервам;

- получить в эксперименте явление парабиоза.

  • Основные вопросы темы

  1. Виды нервных волокон, их физиологические свойства. Классификация нервных волокон.

  2. Механизм проведения возбуждения в миелиновых нервных волокнах.

  3. Механизм проведения возбуждения в безмиелиновых нервных волокнах.

  4. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам.

  5. Парабиоз Введенского, его стадии. Значения учения о парабиозе для теории и практики медицины.

  • Методы обучения и преподавания: устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, работа в малых группах, обсуждение практических работ, оформление протоколов практических работ.


Перечень выполняемых работ:
^ Работа 1. Закон физиологической целостности нерва.

Цель работы: убедиться в действии закона физиологической целостности нерва.

Для работы необходимо: лягушка, инструменты для препарирования, препаровальный столик, салфетки, электростимулятор, 0,65% раствор NaСl, вата, 2% раствор новокаина.

Ход работы. Готовят нервно-мышечный препарат. Накладывают электроды на нерв и включают стимулятор. Наблюдают сокращение икроножной мышцы. Затем на 5 минут накладывают на один из участков нерва ватный тампон, пропитанный 2% раствором новокаина. Вновь включают стимулятор и отмечают, что теперь отсутствуют сокращения икроножной мышцы. После этого ватный тампон убирают и обильно смачивают этот участок нерва раствором Рингера. Через 5 минут раздражают нерв током и отмечают, что вновь появились сокращения мышцы.

Результаты работы и их оформление: результаты наблюдений запишите в протоколе.

Выводы: объясните, почему нарушение физиологической целостности нерва приводит к нарушению его проводимости.
^ Работа 2. Двустороннее проведение возбуждения по нерву.

Цель работы: убедиться в двустороннем проведении возбуждения по нерву.

Для работы необходимо: лягушка, инструменты для препарирования, препаровальный столик, салфетки, электростимулятор, 0,65% раствор NaСl, вата, стеклянный крючок, стеклянная пластина

Ход работы. Готовят препарат задней лапки лягушки. Далее поворачивают бедро задней поверхностью кверху. Двумя большими пальцами раздвигают мышцы бедра и находят седалищный нерв. Затем осторожно стеклянным крючком препарируют седалищный нерв в нижней трети бедра примерно на расстоянии одного сантиметра. Препаровку нерва необходимо проводить так, чтобы по возможности сохранить отходящие от него веточки к четырехглавой мышце бедра. После того как нерв будет выделен под него подводят браншу ножниц и перерезают мышцы и бедренную кость. Таким образом, теперь голень и бедро соединены между собой только с помощью седалищного нерва. Препарат укладывают на стеклянную пластинку, а нерв кладут на электроды, которые соединены со стимулятором. Раздражают нерв и наблюдают сокращение мышц бедра и голени.

Результаты работы и их оформление: результаты наблюдений запишите в протоколе.

Выводы: отметьте, что доказывает проведенный опыт.
^ Работа 3. Парабиоз и его стадии

Цель работы: пронаблюдать стадии парабиоза.

Для работы необходимо: лягушка, инструменты для препарирования, препаровальный столик, салфетки, булавки для фиксации, горизонтальный миограф, электростимулятор, кимограф, вата, чернила, 1% раствор КСl.

Ход работы. Готовят нервно-мышечный препарат и фиксируют его в горизонтальном миографе. Раздражая нерв одиночными стимулами, регистрируют на кимографе кривые мышечного сокращения. Определяют параметры раздражения для получения слабого и сильного сокращения мышц.

Парабиотический очаг создают наложением кусочка ваты, смоченного 1%-ным раствором КСl (можно использовать другие вещества: 2%-ный раствор хлороформа, эфир, спирт и т.п.). На фоне действия альтерирующих веществ, проводят стимуляцию нерва с помощью электродов, расположенных выше альтерированного участка. Через некоторое время можно обнаружить, что при увеличении и уменьшении силы раздражения регистрируются одинаковые по амплитуде сокращения. Это свидетельствует о наступлении уравнительной фазы парабиоза. Далее следует парадоксальная фаза, когда слабые стимулы вызывают высокоамплитудные сокращения, и наоборот. Наконец, мышца вообще перестает сокращаться и при сильных и при слабых раздражениях, что характерно для тормозной стадии парабиоза.

Результаты работы и их оформление: зарисуйте фазы парабиоза, укажите силу и частоту раздражений.

Выводы: сделайте вывод о причине развития фаз парабиоза.


  • Обсуждение результатов выполненных работ

Подписание протоколов


  • Литература

Основная:

  1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студентов мед. вузов. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. - С.75-81.

  2. Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.18-23.

  3. Дегтярев В.П., Будылина С.М. Нормальная физиология: учебник. – М.: Медицина, 2006. – С.52-58.

  4. Судаков К.В. Нормальная физиология : учебник для студентов мед. вузов / К. В. Судаков. - М.: Мир книги, 2006. - С.29-32, 111-114.

  5. Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учеб.пособие / С.А. Чеснокова , С.А.Чеснокова,С.А. Шастун, под ред. Н.А.Агаджаняна . - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Мед. информ. агентство, 2007. – С.238-240.

  6. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. – С.67-69.


Дополнительная:

  1. Камкин А.Г., Каменский А.А. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для медвузов / ред. Камкин А.Г.; ред. Каменский А.А. - М.: Академия, 2004. - 1072 с.

  2. Орлов Р.С. Нормальная физиология: Учебник / Орлов, Ратмир Сергеевич, Ноздрачев А.Д.; ред. Улумбеков Э.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 688 с.

  3. Современный курс классической физиологии: избранные лекции / под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.

  4. Судаков К.В. Нормальная физиология: ситуационные задачи и тесты: учеб. пособие. – М.: Мед. Информ. агенство, 2006. – 248 с.

  5. Ткаченко Б.И.. Физиология человека: Соmpendium / ред. Б. И. Ткаченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с

  6. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека: в 3-х т.: пер. с англ. / ред. Р. Шмидт, ред. Г. Тевс. - 3-е изд. - М.: Мир. – 2005.




  • Контроль

Вопросы

  1. Функции и физиологические особенности нервных волокон типа А.

  2. Функции и физиологические особенности нервных волокон типа В.

  3. Функции и физиологические особенности нервных волокон типа С.

  4. Особенности проведения возбуждения в безмякотных нервных волокнах.

  5. Особенности проведения возбуждения в мякотных нервных волокнах.

  6. Последовательность стадий парабиоза.


Приложение 1.

Ситуационные задачи

1. Один конец нерва раздражают электрическим током. На другом его конце размещены две пары электродов. При помощи одной из них можно регистрировать на осциллографе потенциал действия, при помощи другой измерять посредством микроамперметра силу тока, проходящего через участок нерва. Затем нерв раздавливают в средней части. Что покажут приборы, если теперь снова нанести раздражение?

Приложение 2.

1. Какова правильная последовательность фаз парабиоза?

а) тормозная, уравнительная, парадоксальная

б) парадоксальная, тормозная, уравнительная

в) уравнительная, тормозная, парадоксальная

г) уравнительная, парадоксальная, тормозная

д) парадоксальная, уравнительная, тормозная
2. С чем связана различная скорость проведения возбуждения по нервным волокнам?

а) с низким порогом возбуждения

б) с коротким периодом абсолютной рефрактерности

в) с различной толщиной волокон

г) с различной длиной волокон

д) с высокой функциональной лабильностью

Похожие:

Ф кгму 4/3-06/02 icon#Author=Кафедра пропедевтики внутренней медицины кгму

Ф кгму 4/3-06/02 iconФ кгму 4/3-06/02
Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий
Ф кгму 4/3-06/02 iconФ кгму 4/3-06/02
Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий
Ф кгму 4/3-06/02 iconФ кгму 4/3-06/02
Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий
Ф кгму 4/3-06/02 iconМедицинская микробиология (Сборник тестовых заданий для самостоятельной...
Медицинская микробиология (Сборник тестовых заданий для самостоятельной работы студентов), Выпуск пятый / Кафедра микробиологии,...
Ф кгму 4/3-06/02 iconМинистерства здравоохранения и социального развития
Г. А. Голубцова, доцент кафедры поликлинической терапии с курсом овп фпк и ппс кгму
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға анатомиялық терминдерді қолдану қабілетін және дайындығын арттыру, тірек–қимыл жүйесінің адам ағзасындағы...
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға қажетті терминдердің негізін қалыптастырып, анатомиялық терминдерді қолдану қабілетін дамыту, адам ағзасының...
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға «Денсаулық мәселесі.—Елбасы жолдауында» тақырыбын таныстыру, қажетті терминдердің негізін қалыптастыру,...
Ф кгму 4/3-06/02 iconФкгму 4/3-08/02 пп кгму 4/02
Мақсаты: дәрігер мамандарға тұрғын халықты иммундау жөнінде ақпарат беру, қажетті терминдердің негізін қалыптастыру, анатомиялық...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница