Как воспитывать детей без наказания


НазваниеКак воспитывать детей без наказания
страница1/17
Дата публикации11.07.2013
Размер2.82 Mb.
ТипКнига
userdocs.ru > Медицина > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



психология
СЕМЕЙНАЯ БИБЛИОТЕКА: 3доровье

Кэтрин Кволс

РАДОСТЬ

ВОСПИТАНИЯ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ НАКАЗАНИЯ

Издательская группа

«ВЕСЬ»

Санкт-Петербург

2005

ББК 74.9 К32

Перевод Ю. Н. Кузнецов

Катрин Кволс

К32 Радость воспитания. Как воспитывать детей без

наказания. СПб.: ИГ «Весь», 2005. — 288 с. — (Семейная библиотека: здоровье и психология). ISI1N Г)-НГ>7:1-(Ш1-Х

Предстаньте себе такую семью, где каждый старается поддержать другого, где внимательно прислушиваются друг к другу и выходят из конфликтных ситуаций без обид, и каждый получает то, что хочет.

Книга «Радость воспитания», в основе которой лежат научные труды Рудольфа Дрейкурса, станет бесценным помощником и руководством для взрос­лых, желающих видеть свою семью счастливой и гармоничной.

Для широкого круга читателей.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроиз­ведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владель­цев авторских прав.

© Kvols Kathryn, 1994
© Кузнецов Ю. Н., 2002
© Лисовский П. П., 2004
© ОАО «Издательская
ISBN 5-9573-0381-Х группа „Весь"», 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

От издательства 11

Обращение к российским читателям 12

Слона признательности 13

Предисловие 15

^ ГЛАВА 1. МИР ГЛАЗАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА 17

Что такое переориентация? 18

Почему стоит отказаться от наказаний? 18

А как насчет подарков в качестве поощрения? 20

На что следует направлять воспитательный

процесс 20

Задавайте себе вопрос: «Как мой ребенок может

воспринять это?» 22

Что делает детей такими, какие они есть? 24

Основные факторы влияния 24

Порядок рождения : . 25

Разница в возрасте . 26

Пол 27

Отклонения или физические недостатки 28

Социальная среда 29

Трагедии в семье .'. 30

Детская ревность, или соперничество детей

в семье 31

Семейные ценности 34

Реакция родителей на поведение детей .'. 35

^ ГЛАВА 2. ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ 39

Что неверно в этом примере? 40

Почему дети ведут себя плохо

Отличительные особенности целей поведения ребенка 42

Цель —- привлечение внимания 42

Цель — влияние (борьба за власть) 47

Цель — месть 71

Цель — уклонение 75

Как правильно определять ошибочные цели 78

Наши дети могут понимать нас неправильно 81

^ ГЛАВА 3. ДЕМОКРАТИЧНЫЙ ПОДХОД

К ВОСПИТАНИЮ 86

Социальные первопроходцы 86

От принуждения — к взаимопониманию 87

Почему меня не уважают? 90

Проявляйте твердость в отношении своих прав 91

Гармония строгости и доброты 92

^ ГЛАВА 4. НА ПОМОЩЬ! МОИ ДЕТИ ОПЯТЬ

ДЕРУТСЯ!................................................... 98

ГЛАВА 5. КАК ОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

И НАУЧИТЬ ЭТОМУ СВОЕГО РЕБЕНКА ... 113

Как стать уверенным 113

Позаботьтесь о себе! 113

Найдите мужество признать свое

несовершенство 115

Освободитесь от комплекса вины 116

Самопожертвование 117

Знайте точно, чего вы хотите 117

Не забывайте — вы тоже человек! 118

Жизнь все равно возьмет свое! 120

Избегайте вмешиваться в ход развития событий . 121

Дети — наши учителя 121

Как сделать уверенным своего ребенка 123

Проявите уважение к душевному настрою вашего

ребенка 123

Моменты подлинных открытий 124

Мать Тереза из Калькутты сказала 125

Дарите детям любовь без всяких условностей . . . 125

Не понукайте, а действуйте 126

Ваши слова не должны расходиться с делом .... 128
Имейте ясное представление об особенностях

поведения вашего ребенка 129

Не заостряйте внимания на малозначительных

проблемах 129

Чему нельзя научить 130

Избегайте вешать на ребенка ярлыки 131

Помогите ребенку найти правильный для себя

путь 131

Установите границы дозволенного в отношениях

с детьми 132

Следите за интонацией голоса 133

Окажите влияние на формирование у вашего

ребенка положительного самосознания 133

Поддерживайте порядок и соблюдайте

определенный режим , 135

Проявляйте уважение к их намерениям 136

Пусть ваш ребенок принимает решения сам 136

Не навязывайте свое мнение детям 138

Помогите ребенку поверить в его интуицию 139

Дайте ребенку выразить свои чувства 140

Научите вашего ребенка умению самостоятельно

добиваться желанной любви 140

Почаще напоминайте ребенку, что он играет

большую роль в вашей жизни 142

Укрепляйте детскую веру в мечту 142

Приучайте ребенка вкладывать в любое дело

частицу собственной души 143

Почаще устраивайте «праздники вдохновения» . . 143
Действуйте так, будто ваш ребенок может

справиться самостоятельно 144

Сразу переходите от слов к делу 145

Избегайте говорить ребенку «нельзя» 145

Сравнения порождают соперничество! 145

Подчеркивайте личные заслуги детей

без сравнения с заслугами других 146

Поощряйте в своем ребенке полную самоотдачу

в любом деле 146

Сумейте подвести своего ребенка

к самостоятельному выполнению задания 146

Стихийное недовольство 146

Поощряйте сам поступок, не расхваливая того,

кто его совершает . 147

Подчеркивайте личную заинтересованность

ребенка в его поступках 148

Находите малейший повод для поощрения 149

Поощряйте, но делайте это искренне 149

Используйте язык вашего тела 150

Воспользуйтесь своими недостатками 150

Доводите до вашего ребенка только

ту информацию, которую он способен

осмыслить 152

Недооценка 152

Ошибаться — значит познавать жизнь 155

Привычки -....: 157

Жалость — плохой помощник 158

Перестаньте отнимать у ребенка

его самостоятельность! 158

Избавьте ребенка от унижений 159

Не так уж важно быть таким, как все 160

Развлечение — это личное дело детей 161

Критика работает против вас 162

Чему можно научиться у вашего ребенка 162

«Я поощрил ее, а она все равно не сделала так,

как надо!» 163

Воспитывайте ребенка, ориентируясь

на будущее 164

^ ГЛАВА 6. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЧТОБЫ ПОГАСИТЬ КОНФЛИКТ

БЕЗ «КНУТА» ИЛИ «ПРЯНИКА»? 165

Если вы диктуете свои условия ребенку, готовьтесь

к расплате! 165

Почему мы иногда задаем трепку нашим детям?. ... 166
Вознаграждения делают человека

неблагонадежным 169

Вседозволенность 170

Не все правильно, что «срабатывает» 171

Самоуспокоение 171

Естественные последствия 174

Работайте только над одной проблемой 178

Говорите детям о вашей собственной проблеме, не затрагивая их проблем в конфликтной

ситуации 179

Сосредоточьтесь на том, что вы сами можете

сделать, чтобы разрешить конфликт 181

Покажите детям пример самоуважения,

установив границы допустимого поведения 182

Не оставайтесь безучастными к проблеме

ребенка 185

Учите детей так, чтобы они при этом

не страдали 186

Проявляйте чуткость друг к другу 189

Последовательные шаги, ведущие к разрешению

конфликта 189

Примерный план разработки логического

последствия 195

Возможные варианты ответной реакции ребенка. . . . 196

Уклонение от ответа 196

Доработка 196

Неприемлемое предложение 197

Выбор наказания 197

«Честное слово» 197

Логические последствия могут быть

прикладными -:' 200

Если в вашей семье есть подростки 201

Анализ результатов 204

^ ГЛАВА 7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ

ОБЩЕНИЯ 206

Управление чувствами 206

Преуменьшение значимости чувств 209

Искусство общения с ребенком 210

Следите за ответной реакцией ребенка 211

Семейные собрания 211

Советы по проведению семейных собраний 213

Пять шагов, ведущих к исправлению плохого

поведения ребенка 216

Что произошло с Джастином 221

Что делать, если воспитательный прием

«не срабатывает» 225

^ ГЛАВА 8. ОТНОШЕНИЯ В БРАКЕ И РАЗВОДЕ 227

Укрепление брачных уз 227

Особенности совместной жизни 227

Будьте для своих детей образцом супружеской

любви и верности 230

Подход к решению супружеских проблем

и разногласий 231

Шаг навстречу друг к другу — и конфликт

исчерпан 232

Не держите друг на друга зла 235

Дайте почувствовать своему партнеру, что он

занимает особое место в вашей жизни 235

Супружескую любовь нужно лелеять 236

Взаимная поддержка супругов 236

Постарайтесь удивить своего супруга чем-то

приятным и неожиданным 237

Время наедине с супругом 237

Потребность чувствовать себя полезным 238

Знайте точно, чего хотите 238

Полюбите себя . 238

Живите мечтами о собственном счастье 239

Исключите соперничество 239

Несколько слов о безупречности 239

Развод 240

Комплекс родительской вины 240

Опасения детей, связанные с разводом

родителей 240

Дети хотят вернуть своих прежних родителей ... 241

Дети имеют право злиться на своих родителей . . 242

Живите со своими «бывшими» дружно 243

Если вы одиноки 247

Главное — иметь надежных друзей 247

Умейте позаботиться о себе 248

Если появился претендент 248

Смешанные семьи 249

Моя мама — чужой мне человек 249

Заступничество 250

Соперничество сводных детей 251

^ ГЛАВА 9. ОСОБЫЕ СИТУАЦИИ 253

Карманные деньги 253

Отход ко сну 254

Ночное недержание мочи 257

Лень 257

Как поддерживать дома чистоту и порядок 258

Отлынивание от внешкольных занятий 258

Ложь 259

Как поговорить с ребенком о его школьных

делах 260

Переориентация поведения... домашних

животных! 261

Воровство 262

Сладости 266

Утренние часы пик . 266

Телевизор 267

Профилактика плохого поведения детей 268

^ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Дорогие читатели!

Представляем вам очередную книгу серии «Се­мейная библиотека» — «Радость воспитания».

Как воспитывать детей?

Порой мы думаем, что это очень простой вопрос. Но иногда он ставит нас в тупик. Все, что мы знали о воспитании, в эти моменты не приходит нам на помощь.

Если такое случалось в вашей жизни, то книга Кэтрин Кволс станет для вас истинной находкой. Ваша жизнь может полностью измениться!

Вы узнаете, как научить детей быть ответствен­ными и инициативными, как строить отношения на основе уважения и равенства, как воспитать их уве­ренными в себе и своих способностях, как вдохно­вить детей на творчество и научить решать конфлик­ты, договариваясь, как стать просто счастливыми и спокойными родителями.

В своих поисках подходов к сердцу ребенка вы найдете огромную поддержку и помощь в лице ав­тора этой книги — мамы, практического психолога с многолетним опытом, соавтора и ведущего обучаю­щих программ для родителей и детей.

Уверены, что результаты, которые вы получи­те, применяя на практике приемы воспитания из этой книги, вдохновят вас.

Удачи и счастья вашим семьям!

ОБРАЩЕНИЕ

^ К РОССИЙСКИМ ЧИТАТЕЛЯМ

Человечество вступило в XXI век с мечтой о мире без войн и насилия. И наша страна особенно нужда­ется в переменах к лучшему.

Наши дети, которые очень скоро станут руководи­телями, юристами, преподавателями, родителями, будут людьми, формирующими общество будущего. Поэтому, чтобы мечты о свободной, мирной Земле воплотились в реальность, мы можем внести свой вклад, воспитывая свободных, жизнерадостных, общительных людей, обогащенных знанием своих возможностей, умеющих достигать поставленных целей, — людей, исполненных уважения к себе и окружающему миру.

Мы рады представить книгу «Радость воспитания». Это последовательное практическое руководство по переориентации поведения, которое можно также ис­пользовать в сочетании с 15-часовыми курсами для ро­дителей, проводимыми НОУ «Всемирные Центры Вза­имоотношений»®. Благодаря новым знаниям Вы не только найдете общий язык и понимание с детьми, но и по­можете им развить чувство собственного достоинства и стать надежными, полезными членами общества.

Для укрепления семейных отношений, а также раз­вития навыков самоприятия и самопознания мы пред­лагаем вам посетить и другие курсы-тренинги, прово­димые НОУ «ВЦВ».

В добрый путь!

Юрий Кузнецов, Президент НОУ «Всемирные Центры Взаимоотношений»®

СЛОВА

ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

Меня давно интересовала проблема укрепления се­мьи. В течение многих лет я постоянно искала ответ ни вопрос: как помочь семьям стать надежнее и бла­гополучнее? Эта книга явилась итогом моих наблю­дений, размышлений, а также практической рабо­ты с семьями. Надеюсь, что она поможет вам по-новому взглянуть на некоторые проблемы воспита­ния, взаимоотношений в семье и обогатит ваш роди­тельский опыт.

Хочется выразить глубокую признательность Всем, кто помогал мне в этой нелегкой работе.

В первую очередь, я благодарна своей семье: мо­ему мужу Брайану — за взаимопонимание, любовь и поддержку, сыну Тайлеру — за то, что он стал моим учителем, благодаря которому я поняла, что озна­чает безусловная любовь, а также Эмили, Хлоу, Элис и Синди Харпер, которые и сегодня дают мне уроки того, как вести себя, чтобы и смешанная семья была благополучной и счастливой.

Спасибо моему бывшему мужу Биллу Ридлеру, который стал соавтором первого издания этой книги и приобщил меня к преподавательской деятельности. По, безусловно, больше всего я ценю его за то, ка­ким замечательным отцом он стал для нашего сына.

Спасибо моим сотрудникам: Бетти Таури, Лоизу Хэнслеру и Джулии Сжес, — за их поддержку и умение вовремя спросить: «Когда выйдет новая книга?» Спасибо инструкторам курса «Переориентация поведения детей» за их увлеченность и преданность своему делу.

Благодарю Боба Хекстра и Джуди Хэррингтон за то, что они верили в меня, когда моя вера уже иссякала.

Я признательна редактору Триоли Бакус за ее не­вероятную настойчивость и легкую, приятную атмо­сферу, сопутствовавшую нашей совместной работе.

Не могу не сказать и о том, что на создание этой книги меня вдохновил ныне покойный доктор медицины Рудольф Дрейкурс, практический опыт и работы которого стали для меня отправной точкой в дальнейших поисках.

^ Кэтрин Кволс


ПРЕДИСЛОВИЕ

Я знаю Кэтрин Кволс как замечательного друга, учителя, коллегу, руководителя. Кэтрин обладает редким дарованием: общение с ней приносит человеку ощу­щение внутреннего спокойствия и уверенности в себе.

За последние двадцать пять лет в наших пред­ставлениях о детях и семьях произошли разитель­ные перемены. Сегодня многие родители, учителя, воспитатели, тренеры воскрешают в памяти «доб­рые старые времена», когда дети были послушными и беспрекословно выполняли наши просьбы. Совре­менные дети требуют к себе уважения и демокра­тичного подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер. И если их продолжают вос­питывать по старинке, применяя традиционные ме­тоды «кнута» или «пряника», то отношения с роди­телями и воспитателями накаляются, дети становятся агрессивными, скрытными, неуправляемыми. А мы за частую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми!

Неудивительно, что в этой связи многим из нас, и родителям, и специалистам, довелось испытать на себе неприятные чувства замешательства и растерянности.

Книга Кэтрин Кволс «Переориентация поведения детей»* предлагает полный набор «инструментов»,

* Оригинальное название книги «Redirecting Children's Behavior (англ.) — Прим. ред.



способствующих нашему сближению с детьми, а зна­чит — и укреплению семьи. Толчком к написанию книги стал курс «Переориентация поведения детей», пред­ложенный в рамках Международного сообщества дет­ских и семейных отношений. Цель организации кур­са — помочь родителям освоить современные методы воспитания, найти индивидуальный подход к каждо­му из своих детей и добиться положительных пере­мен в семейной жизни. Преподавательская и консульта­ционная работа Кэтрин Кволс в рамках этого курса дала ей богатейший материал для написания книги, в которой отражена наша общая вера в саму жизнь. А родители непременно найдут в ней то, что помо­жет им сделать свои семьи счастливее.

^ Тимоти Джордан, доктор медицины

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Как воспитывать детей без наказания iconРадость воспитания. Как воспитывать детей без наказания (fb2) Кэтрин Кволс
Представляем вам очередную книгу серии «Семейная библиотека» — «Радость воспитания»
Как воспитывать детей без наказания iconСтатья 79. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания...
Как воспитывать детей без наказания iconХарактерные черты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Развитие таких детей, как правило, во многом определяется тем, в каком возрасте это произошло. Чем раньше ребёнок остался без родителей,...
Как воспитывать детей без наказания iconОбщая редакция кандидатов психологических наук Г. В бурменской и В. М. Слуцкого москва
Цель предлагаемой читателю книги — помочь нам, взрослым, мамам и папам, бабушкам и дедушкам, воспитателям и учителям, работникам...
Как воспитывать детей без наказания iconСтатья 1; «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами,...
Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Как воспитывать детей без наказания iconОтчет контрольно-счетной палаты по детям-сиротам 26 октября 2012
Республики Коми, выделенных в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
Как воспитывать детей без наказания iconСвидетельство о государственной аккредитации
Государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный)...
Как воспитывать детей без наказания iconСвидетельство о государственной аккредитации
Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный)...
Как воспитывать детей без наказания iconНередко родители допускают ошибки в отношении к «плохому» поведению...
«оно само пройдет», другие же, наоборот, применяют неоправданно строгие наказания. Как реагировать на агрессию? Что делать, если...
Как воспитывать детей без наказания iconВладимир Львович Леви как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок
Искусство общения родителей и детей, искусство внушения и влияния, дети, непохожие на других, трудности обучения, проблемы подростков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница