Лекция №1 вводная лекция


НазваниеЛекция №1 вводная лекция
страница1/28
Дата публикации10.04.2013
Размер3.05 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Медицина > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Лекция №1 ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ.

3 курс в системе высшего медицинского образования является особым. Предметы, которые вы будете в этом году изучать, имеют исключительное значение в формировании личности врача. Третий курс является переходным с общебиологических, медикобиологических на клинические дисциплины. Почти все дисциплины третьего курса имеют основополагающее значение в формировании клинического мышления. Студент, пропустивший этот курс, никогда не сможет стать врачом, хотя и может - быть будет иметь диплом врача. Такие дисциплины, как патфизиология, патанатомия, пропедевтика внутренних болезней, закладывают фундамент для всех знаний, которые вы будете накапливать не только у нас на факультете, а на протяжении всей своей жизни. Поэтому все мы вас призываем на 3 курсе с особой серьезностью относиться к учебному процессу.

Особое место среди всего, что вы будете изучать в этом году, занимает фармакология. Фармакология - наука, изучающая действие лекарственных средств на живые организмы. Основной задачей фармакологии является лекарственная регуляция функций живого организма. Другой, не менее важной, задачей фармакологии является изыскание новых эффективных лекарственных средств.

У нас на кафедре вы научитесь выписывать лекарственные препараты, узнаете дозы. Будете знать каким образом лекарственные средства действуют на функции организма. Вы научитесь применять лекарства. Но для того, чтобы освоить эту сложную и трудную дисциплину нужно приложить много труда, энергии, нужно напрячь волю. Только так можно достигнуть вершины нашей дисциплины.

Фармакология очень красивая, логичная наука, она также является очень старой наукой, поэтому говорят: "Фармакология стара как само человечество".

^ Основные этапы истории фармакологии.

И.П.Павлов писал "Врачебная деятельность - ровесница первого человека. Было бы несправедливо считать историю медицины с письменного ее периода. А фармакология является составной частью медицины. Без лекарств не было, нет и не будет лечения. Известно, что первый этап становления медицины был этапом анимизма, характеризовался одухотворением всей природы (amina - душа). Считалось, что болезнь возникает тогда, когда вселяется в человека злой дух. Лечение заболевания в этот период ограничивалось назначением горечей и слабительных.

Постепенно накапливались материалистические понятия о медицине и фармакологии. Большого развития медицина и фармакология в том числе достигла в Древней Греции. Гиппократ в своей врачебной практике применял много медикаментов. Он связывал болезнь с нарушением баланса четырех жидкостей - крови, слизи, желтой и черной желчи. Принципы лечения заболеваний по Гиппократу сводились к восстановлению баланса четырех жидкостей. С этой целью применялись слабительные, мочегонные, потогонные средства. Широко применяли кровопускание. Большой вклад в развитие фармакологии внес римский врач Клавдия Гален. Болезнь Гален связывал с засорением крови. Методы лечения Галена были направлены на очищение крови. Он широко применял мочегонные средства и кровопускания. Гален предложил для выделения целебного, божественного начала лекарств готовить из лекарственных растений настои. Эти лекарственные формы до сих пор используются в медицинской практике.

Большой вклад в развитии медицины и фармакологии внесла ^ Арабская медицина. Они сохранили и обогатили медицину Древних греков, римлян. В "Каноне медицины" выдающегося врача Ибн-Сина (Авиценна) приводится около ста лекарственных растений и способы приготовления из них лекарств. Первая в истории человечества аптека была открыта в Богдаде в 765 году. Затем был длительный застой в медицине и учении о лекарствах. Уместно напомнить имя известного ученого Ганемана (18 век). Он является основоположником гомеопатии. Ганеман считал, что в природе есть определенное лекарственное средство против каждой болезни, нужно только его найти. Основные принципы лечения Ганемана следующие. Эти принципы лежат и в основе современной гомеопатии.

1. Болезни должны лечиться малыми дозами таких средств, которые в больших дозах вызывают у здоровых аналогичные симптомы.

2.Считал необходимым испытание лекарственных средств на людях

^ Развитие медицины и фармакологии в России.

Первое отечественное руководство по лекарствоведению было издано в 1783 году. Автором его был акушер-гинеколог профессор П. Максимович-Амбодик. Большой вклад в развитие фармакологии внес великий русский врач ученый А.П. Нелюбин. Он написал ряд монографий по лекарствоведению. Нелюбин выделил фармакологию в отдельную дисциплину. Он был большим сторонником экспериментального исследования лекарств.

Также сыграли значительную роль в развитии фармакологии ^ Н.И. Пирогов, изучивший наркотическое действие эфира и хлороформа. И.П. Павлов по праву считается одним из основоположников психофармакологии. Вам необходимо знать и имя выдающегося фармаколога, который считается основоположником отечественной школы фармакологов - это П.П.Кравков. зав. кафедрой фармакологии в Военно-медицинской академии с 1899 по 1924 г. Кравков обогатил методику исследования введением в практику фармакологических экспериментов метода изолированных органов.

Учениками Кравкова являются выдающиеся советские фармакологи ^ С.В.Аничков, В.В.Закусов и др.

В настоящее время наши отечественные фармакологи очень активно работают в различных направлениях фармакологии. Нужно знать имена таких фармакологов, как академик В.В.Закусов - психофармакология, Н.В.Каверина, профессор, работает в области кардиологии, академик АМН Д.А. Харкевич, академик АМН А.В. Вальдман, академик АМН М.Д. Машковский -фармакология сердца.

^ Успехи фармакологии.

Конечно, фармакология стара как само человечество, однако следует отметить, что большая часть лекарственных средств, более 80-90% были созданы за последние 50 лет. За последние десятилетия произошло взрывообразное развитие фармакологии. Были созданы десятки тысяч новых лекарственных препаратов, пересмотрены и заново изучены механизмы действия известных фармакологических средств.

Столь бурное развитие фармакологии связано с развитием таких наук как химия, биохимия, физиология, патологическая физиология и др.

В настоящее время с помощью имеющегося арсенала лекарственных средств появилась возможность лекарственной регуляции почти всеми жизненными функциями человека. В последние три десятилетия была создана психофармакология - это принципиально новая группа лекарственных средств, которые способны оказывать влияние на наши эмоции, волю, мышление, память, могут управлять сознанием. Это интереснейшая группа лекарственных средств, о которой вы скоро узнаете.

Даже малограмотный человек сегодня знает, что такое антибиотики. Антибиотики совершили революцию в медицине. Сегодня мы можем лечить почти все инфекционные заболевания, а ведь в недалеком прошлом (50 лет назад) многие инфекционные заболевания заканчивались летальным исходом.

Достигнуты значительные успехи в иммуннофармакологии. Созданы лекарства, которые способны угнетать иммунный статус организма. Успехи большие, достигли многого, но в то же время перед фармакологией стоят не менее значительные задачи, проблемы, решение которых будет способствовать совершенствованию лечения многих заболеваний или полному избавлению от них.

Проблемой № 1 сегодня в фармакологии и в целом в медицине является лечение опухолевых заболеваний. К сожалению, приходится констатировать, что имеется тенденция роста раковых заболеваний. Нужно отметить, что определенные успехи в лечении данной патологии достигнуты, однако, пока химиотерапия играет вспомогательную роль. А кардинальное решение этого вопроса конечно же за фармакологией. Ведь вы знаете, что опухолевая клетка дает метастазы, а скальпелем нельзя проникнуть во все уголки организма, куда попадает раковая клетка. Это может сделать только лекарство.

Важной проблемой фармакологии в настоящее время является также создание противосклеротических средств. Атеросклероз сегодня является причиной инфаркта миокарда, гипертонической болезни, вызывает раннюю инвалидизацию населения. То есть медицина в настоящее время испытывает потребность в новых более эффективных лекарственных средствах.

Современная фармакология - это большое достояние человечества, цивилизации. Однако лекарственное средство может приносить не только пользу.

Любое лекарство заключает в себе опасность токсического действия. Токсические, побочные эффекты, которые могут возникнуть под влиянием лекарственных средств, сегодня являются важной проблемой фармакологии. Токсические эффекты иногда могут иметь необратимый характер. Следует однако отметить, что чаще всего токсические эффекты являются результатом неправильного применения лекарственных средств. В руках неграмотного врача лекарство может выступать в качестве патогенного фактора. Можно привести много примеров, когда из-за элементарного незнания лекарственных средств погибали больные. Врач незнающий лекарства, является потенциальным преступником.

Незнание лекарств врачом является также своего рода преступлением перед цивилизацией, обществом. Ведь для создания лекарственного средства были затрачены энергия человеческой мысли, большие материальные средства. И если по вине врача больной лишен возможности пользоваться этими достижениями цивилизации, то такого врача иначе, как преступником не назовешь.

Для того, чтобы грамотно назначать лекарства нужно очень четко представлять механизм их действия, широту спектра фармакологических эффектов. Нередко неправильное назначение лекарственных средств не только больному не помогает, а может оказывать существенный вред.

Следовательно, фармакология занимает особое место в формировании личности врача. Оценка по фармакологии является своего рода знаком качества врача.

Эти указанные особенности нашей дисциплины диктуют необходимость жесткости в учебном процессе. У нас создана стройная система организации учебного процесса. Нужно в общих чертах вас с ней познакомить.

Строго обязательно посещение всех лекций. На лекции все сидят в шапочках. На лекцию лектор заходит последний. Фармакология очень быстро развивается, каждый год внедряются новые препараты. Поэтому любой даже самый новый учебник, как правило, минимум на пять лет отстает. Почти половины информации, которую вы получите на лекции, в учебниках не найдете.

Ее можно найти в монографиях и журналах, но у вас на 3 курсе будет очень мало времени на дополнительную литературу. По каждой пропущенной лекции студент пишет реферат. Лекции всегда опережают практические занятия.

Практические занятия в первом семестре 3 часовые, а во втором семестре 2 часовые. О том, как проводятся практические и семинарские занятия был подробный разговор на первых практических занятиях. Хочется еще обратить ваше внимание на семинарские занятия. Семинаром завершается каждый раздел фармакологии. Семинары в изучении фармакологии имеют большое значение. Они способствуют обобщению соответствующих разделов фармакологии, способствуют формированию целостного представления о больших группах лекарственных средств.

^ Связь фармакологии с другими медицинскими дисциплинами.

При изучении фармакологии крайне важна межпредметная интеграция, как по вертикали, так и по горизонтали. Для понимания механизма действия лекарственных средств важно знание физиологии и биохимии. Ведь любое лекарство оказывает свое действие на уровне каких либо биохимических процессов и, влияя на биохимические процессы, изменяет функции соответствующих органов и систем. Для понимания механизма действия лекарственных средств крайне важно знание патологической физиологии, т.к. лекарства используются для коррекции патологически измененных функций, для воздействия на патологический процесс.

^ О создании новых лекарств.

В настоящее время арсенал лекарственных средств довольно велик. Это далось ценой больших усилий человечества. Чтобы вы имели некоторое представление о том, как создаются лекарства, я вам расскажу о том, какой путь проходит каждое новое средство прежде чем попасть больному.

В качестве сырья для получения лекарств широко используют лекарственные растения. В прошлом почти все лекарственные средства получали из лекарственных растений. В настоящее время не более 15 % лекарственных средств получают из растений. Получают также лекарственные препараты из сырья животного происхождения и из минералов.

Некоторые лекарственные препараты являются продуктами жизнедеятельности грибов и микроорганизмов (например - антибиотики). Успешное развитие этого пути привело к созданию современной биотехнологии. Основным ее содержанием является использование в промышленности биологических систем и процессов. Для получения необходимых соединений используют микроорганизмы, культуры клеток, ткани растений и животных.

Большую часть лекарственных средств получают методом химического синтеза. Этот путь создания лекарственных средств является наиболее перспективным, т.к. позволяет создавать соединения заданной структуры. Наиболее перспективным в химическом синтезе лекарств является направленный синтез, т.е. сначала строится теоретическая модель структуры соединения, которое мы хотим получить. В качестве основы используются структуры известных лекарственных средств, биогенных веществ.

Из химической лаборатории соединение передается в экспериментальную фармакологическую лабораторию, где исследования начинаются с определения острой токсичности, затем исследуется специфическая активность. Скажем, что если соединение по структуре напоминает антиаритмики, то на моделях аритмий изучается активность этого соединения, это очень трудоемкая работа. Если соединение обнаруживает специфическую активность, то дальше его сравнивают с активностью известных соединений. Далее, если соединение окажется интересным, изучают весь спектр фармакологический активности соединения. Это еще более трудоемкая работа. Нужно изучить влияние на ССС, резистентность, тератогенность, мутагенность, канцерогенность, аллергогенность и ряд других видов активности. Только после всестороннего исследования и если препарат окажется активным, малотоксичным, фармакологи делают представление в фармакологический комитет Минздрава РФ, который рассматривает эти данные, и, если найдет нужным, разрешает клинические испытания препарата на людях.

1 фаза. Проводится на небольшой группе здоровых добровольцев. Устанавливаются оптимальные дозировки, которые вызывают желательный эффект. Целесообразны также фармакокинетические исследования, касающиеся всасывания веществ, периода их полужизни, метаболизма. Рекомендуется, чтобы такие исследования выполняли клинические фармакологи.

2 фаза. Проводится на небольшом количестве больных (обычно до 100 -200 пациентов) с тем заболеванием, для лечения которого предлагается данный препарат. Детально исследуется фармакодинамика (включая плацебо) и фармакокинетика веществ, регистрируются возникающие побочные эффекты. Эту фазу апробации рекомендуется проводить в специализированных клинических центрах.

3 фаза. Клиническое (рандомизированное контролируемое) испытание на большом контингенте больных (до нескольких тысяч наблюдений). Подробно изучается эффективность (включая двойной слепой контроль) и безопасность веществ. Специальное внимание обращается на побочные эффекты, в том числе аллергические реакции, и токсичность препарата. Проводится сопоставление с другими препаратами этой группы.

Затем фармакологический комитет дает разрешение на применение препарата в клинической практике. После этого налаживается производство лекарства на заводе и только тогда лекарство поступает в аптечную сеть. В лучшем случае этот путь проходит соединение за пять лет, а чаще 10 лет и более. После поступления препарата в аптечную сеть начинается 4 фаза клинических испытаний. Широкое исследование препарата на максимально большом количестве больных. Наиболее важны данные о побочных эффектах и токсичности, которые требуют особенно длительного, тщательного и масштабного наблюдения. Кроме того, оцениваются отдаленные результаты лечения.

В нашей стране создана строгая система проверки и внедрения новых лекарственных средств, это исключает попадание за прилавки аптек лекарств вредных, оказывающих серьезные нежелательные воздействия на организм.
^ Лекция № 2 ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ (общая фармакокинетика)

Как и для всякой другой науки для фармакологии характерны общие закономерности и положения. Их можно выделить как для каждой группы препаратов, так и в целом для всей дисциплины. Исходя из этих особенностей фармакология делится на два раздела: общую и частную.

В разделе общей фармакологии выделены общие положения, характерные в целом для всех лекарственных средств.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Лекция №1 вводная лекция icon«Диалог с картиной» Вводная лекция. «Живопись искусство, понятное без слов»
Лекция посвящена тому, как зритель сегодня воспринимает живопись, и с какими трудностями он встречается
Лекция №1 вводная лекция iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция №1 вводная лекция iconПрограмма семинара
Вводная лекция: «Российская венчурная компания как институт развития инновационной экономики»
Лекция №1 вводная лекция iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Лекция №1 вводная лекция icon«Классический и современный психоанализ в зеркале символдрамы» лекция 1
«Психоанализ: прошлое, настоящее и будущее», лекция 2 «Психоанализ характера», лекция 3 «Психоанализ, любовь, семья и супружеские...
Лекция №1 вводная лекция iconПРограмма курса по данной юните Основные функции языка (Вводная лекция)
Эксуайзед В., Эсти К., Хотите говорить по-английски – учитесь правильно читать! Москва, инфра-м, 1995
Лекция №1 вводная лекция iconЛекция Понятие риэлторской деятельности 2 Лекция Характеристика рынка риэлторских услуг в РФ 13
Лекция Особенности брокерской деятельности. Реализация квартир по договорам комиссии и поручения 161
Лекция №1 вводная лекция iconЛекция № Вводная. Физиология
Она изучает физиологические процессы и физиологические функции живого организма и отдельных его частей в их взаимосвязи между собой...
Лекция №1 вводная лекция iconЛекция Фоновые и предраковые заболевания. Рак матки 46 Лекция Злокачественные...
Жалобы (основные и сопутствующие). Специфические функции женского организма (половая, репродуктивная, секреторная, менструальная)....
Лекция №1 вводная лекция iconЛекция Вводная
Причем её перспективы нельзя рассматривать как пессимистические. Опыт стран Запада свидетельствует о том, что несмотря на существенные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница