Учебное пособие для студентов лечебного факультета


НазваниеУчебное пособие для студентов лечебного факультета
страница1/17
Дата публикации09.03.2013
Размер3.17 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Медицина > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Самарский государственный медицинский университет


Двойников С.И., Аббясов И.Х.
Кафедра сестринского дела

УХОД

ЗА БОЛЬНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО

И ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Учебное пособие для студентов лечебного факультета

^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Самара, 2011

Уход за больными терапевтического и хирургического профиля. Учебное пособие для студентов лечебного факультета. Теоретическая часть/ С.И. Двойников, И.Х. Аббясов. - Самара; ГОУ ВПО Самарский государственный медицинский университет, 2011. – с. 196


Рецензенты:

В учебном пособии представлены основные аспекты ухода за пациентами терапевтического и хирургического профиля, рассмотрены обязанности и условия труда среднего и младшего медицинского персонала, отображены принципы общения медицинского работника и пациента, раскрыты этические нормы и принципы поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей медицинских ВУЗов.
ГОУ ВПО Самарский государственный медицинский университет, 2011 С.И. Двойников, И.Х. Аббясов, 2011

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости,

выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.

Гиппократ
Уход за больным представляет собой самостоятельную дисциплину и в широком смысле охватывает многие аспекты помощи больным. Это и классические приёмы наблюдения за больными (оценка общего состояния, антропометрические исследования, отслеживание параметров дыхания, кровообращения и т.д.), и хорошо известные инъекции, вливания, промывания, зондирования, и вопросы организации и проведения лечебной и профилактической помощи населению.

Важнейшим аспектом современной медицины вообще, и ухода за больным в частности, является медицинская этика (медицинская деонтология). Важно подчеркнуть, что в то время как базисные, основополагающие этические положения не менялись на протяжении веков, например: «Если после осмотра врача больному не становится легче, это не врач» (В.М. Бехтерев), то другие представления, как, например, «Окружи больного заботой и разумным утешением, но оставь его в неведении того, что ему угрожает» (Гиппократ), претерпели существенные изменения вслед за изменениями в социальном устройстве общества и в связи с научно-техническим прогрессом (клеточная терапия, генная инженерия, клонирование и т.д.).

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в Российской системе высшего образования изменяется программное и методическое обеспечение образовательного процесса, меняется тематика и количество лекционных занятий, поэтому возникла необходимость в издании данного учебного пособия.

В учебном пособии студенты в доступной форме смогут познакомиться с основными симптомами острых и хронических заболеваний, с основными требованиями асептики и антисептики, со структурными компонентами ухода за больным в предоперационный и послеоперационный периоды. Для лучшего запоминания большого количества новых терминов, понимания происхождения и сущности многих симптомов различных болезней, в учебном пособии даётся толкование терминов с приведением латинских истоков, чтобы их усвоение было более осмысленным и прочным.

Технический прогресс активно реализуется во многих вопросах оказания помощи больным. Поэтому наряду с традиционными техническими средствами и приёмами в учебном пособии даётся информация и по некоторым современным методам диагностики заболеваний терапевтического и хирургического профиля, современным средствам, инструментам и аппаратам, используемым при уходе за больными, адекватно тому объёму информации, которым должен владеть студент лечебного отделения.

Учебное пособие «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» имеет очевидную практическую направленность, так как представлена оптимальная последовательность действий при выполнении лечебных и диагностических процедур.

Уход за больным нельзя считать второстепенным, «падчерицей медицины». Это, можно сказать, условие, без которого действительно невозможно эффективно бороться с болезнью. Знаменательно в этом плане то, что современные крупные международные научные медицинские конгрессы начинают свои рабочие заседания с сессии сестринский уход, поэтому в учебном пособии подробно представлены обязанности и условия труда среднего и младшего медицинского персонала. Все представленные в учебном пособии составляющие правильного ухода за больными терапевтического и хирургического профиля необходимо знать будущему врачу, так как своевременное распознавание болезни, хороший уход и назначение правильного лечения обеспечивают больному быстрое выздоровление.

Лекция № 1

Тема: «Здоровье и болезнь»
Прежде чем раскрыть содержание понятий «здоровье» и «болезнь», необходимо остановиться на представлениях о социальной сущности человека. Его здоровье и болезнь нельзя трактовать лишь с биологических позиций, необходимо учитывать и социальные аспекты.

В настоящее время к определениям категорий «здоровье» и болезнь» имеет место самый различный подход. Обычно «здоровье» определяют как отсутствие болезни, соответственно «болезнь» определяют как нарушение, поломку, дефект физических и психологических функций, ведущих к нарушению жизнедеятельности. Бытуют и представления о болезни как нарушении нормы жизнедеятельности, или физиологической нормы.

Ганс Селье в своем учении о стрессе, болезнь рассматривает в качестве патологического стресса – нарушении процессов адаптации, обеспечиваемой адаптивными гормонами и выражаемыми изменениями общего адаптационного синдрома – гомеостаза.

Встречаются идущие из прошлого медицины и из новейших модных представлений теории, рассматривающие болезнь как изменения энергетических ресурсов, возможностей организма.

Самыми популярными являются представления о болезни как нарушении связей, взаимодействия организма с внешней средой, как нарушение адаптации к среде обитания (дезадаптации) и как нарушение функций организма или его частей, органов, систем.

И.В.Давыдовский утверждал, что «болезнь – это приспособление организма через болезнь как измененную форму адаптации. Социологи, философы и некоторые медики указывают на нарушение человеческих, поведенческих, общественных функций при заболеваниях, нарушения человеческих чувств, переживаний. Они подчеркивают преимущественное значение нарушения социальных качеств при болезни, прежде всего работоспособности; в качестве основного признака болезни у человека рассматривается невозможность полноценно осуществлять человеческие функции, то есть полноценно в физическом, психическом, морально-нравственном и социальном плане осуществлять жизнедеятельность, прежде всего трудовую, вести полноценный, здоровый образ жизни. Болезнь рассматривается как на нарушение, деформация образа жизни, стереотипа поведения в конкретных условиях жизни.

Вышеизложенные и другие определения болезни человека могут быть сгруппированы в несколько разделов, позволяющих более упорядоченно подойти к их восприятию и оценке, что само по себе важно для направленной и эффективной стратегии и тактики борьбы с ними.

^ Группировка некоторых определений болезни человека

(по Ю.П. Лисицину)

  1. Биологизаторские дефиниции: «Болезнь» – это:

- нарушения, поломки, дефекты деятельности организма, его органов и систем;

- нарушение связей, гармонии с внешней средой, адаптации к окружающей среде;

- нарушения целостности организма, его внутренней среды, нарушения постоянства внутренней среды;

- нарушение функций и механизма адаптации, общего адаптационного синдрома, состояние дистресса;

- адаптация через механизм нарушенной адаптации; адаптация через болезнь;

- несоответствие природных и организменных биоритмов (дисхроноз).

2. Кибернизаторские, управленческие дефиниции: «Болезнь» -это

- нарушения в механизмах управления, координации, регуляции функций организма;

- разлад, расстройство в функциональной структуре организма как сложнейший кибернетической системе;

- нарушение модели организации, расстройство алгоритмов жизнедеятельности.

3. Энергизаторские дефиниции: «Болезнь» - это

- дефицит, избыток, дисбаланс энергии человеческого организма;

- нарушения расходования энергетических ресурсов организма;

- неадекватное, не соответствующее его потребностям воздействие энергетических силовых, магнитных «полей»; воздействий извне и внутри- организменных.

4. Социологизаторские и психологизаторские дефиниции: «Болезнь» - это

- нарушение, «стеснение» свободы человеческой жизни во всех ее проявлениях, функций человека;

- нарушение человеческих (общественных) отношений, взаимосвязей, контактов, социальных черт, свойств;

- психологический срыв, психологическая дезадаптация, дезинтеграция личности, человеческих чувств, психологических установок, психосоматическая дезорганизация, дезадаптация;

- нарушение условий, образа жизни, жизненного стереотипа, стиля жизни человека.

В этой группировке приведены далеко не все дефиниции болезни человека, так как их существует сотни, а скорее всего тысячи, заслуживающих внимания – от академических, строго научных, взвешенных, до романтических и лирических.

Все сказанное о сущности человека, соотношение социального и биологического, определениях болезни человека относится и к определению «здоровье». С помощью определения «болезнь» постараемся перейти к пониманию дефиниции «здоровье».

Прежде всего нужно подчеркнуть, что здоровье человека, как и болезнь – новое качество в сравнении с другими живыми существами на Земле, социальное явление и социально опосредованное, то есть заключает в себе воздействие социальных условий и факторов. Разумеется, как и при болезни, здоровье человека имеет биологическую природу, естественное течение физиологических процессов на конкретной морфологической, биологической структуре, то есть процессов, жизнедеятельности организма. Причем эти процессы происходят в определенных условиях – гармонии, уравновешенности как внутри организма, так и с окружающей средой и ее воздействиями на организм. С таких биологических позиций здоровье – это отсутствие болезней (соматических и психических), дефектов, поломок в организме и всех тех патологических явлений (нарушений адаптации, управления деятельности организма, изменения энергетического баланса и др.).

Многие философы и врачи подчеркивают, что невозможно понять здоровье человека лишь по аналогии с животными, то есть лишь на основе биологических мерок. Здоровье – это гармоническое единение биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями.

Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; «оно –состояние, которое позволяет человеку вести полноценную не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие». Именно с таких позиций определяет здоровье ВОЗ. В преамбуле Устава ВОЗ написано: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Здоровье – не только физическая, душевная ценность для каждого из нас, неоценимое богатство человека, но и высокая морально-этическая, гуманистическая ценность, это условие счастья. Непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – признак не только низкой общей культуры и низкой медицинской грамотности, но и самый настоящий социальный инфантилизм. Формула «здоровье - общественное богатство» относится не только к личному, но и к так называемому общественному здоровью.

Академик Н.М. Амосов считал, что здоровье подлежит количественному измерению и определял «количество здоровья» как сумму «резервных мощностей» функциональных систем, которые можно выразить через «коэффициент резерва», то есть максимальное количество функции по отношению к ее нормальному уровню.

До сих пор, речь шла о понятии здоровья и болезни вообще. В жизни, однако мы сталкиваемся с конкретными людьми и их здоровьем. Если речь идет об отдельных людях, мы имеем дело с индивидуальным здоровьем, если о нескольких людях, их сообществах, мы говорим о групповом здоровье; если речь идет о населении, проживающем в городах, селах, на определенной территории, о всем населении, то вводится понятие здоровье популяции, здоровье населения, общественное здоровье.

Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. Оно оценивается по самочувствию человека, наличию или отсутствия заболевания, характеру потери трудоспособности, физическому состоянию и развитию. Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей, например – ресурсы здоровья, потенциал здоровья, баланс здоровья.

^ Ресурсы здоровья – это морально-функциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону, повышение ресурса обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни.

^ Потенциал здоровья – это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и т.д.) и механизмом психической саморегуляции.

^ Баланс здоровья – выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами. С целью индивидуальной комплексной оценки здоровья принято относить человека к той или иной группе здоровья.

Общественное здоровье – это здоровье общества, популяции в целом. Если речь идет о групповом или общественном здоровье, то наряду с оценками индивидуального здоровья прибегают с медико-статистическим показателям, характеризующим различные стороны общественного здоровья.

Для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:

  1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

  2. Доступность медико-социальной помощи.

  3. Охват населения медицинской помощью.

  4. Уровень иммунизации населения.

  5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

  6. Состояние питания детей.

  7. Уровень детской смертности.

  8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

  9. Гигиеническая грамотность населения.

В медико-социальных исследованиях общественного здравоохранения населения принято использовать критерии:

1. Демографические показатели

2. Заболеваемость и инвалидность.

3. Физическое развитие

При изучении общественного здоровья, факторы его определяющие, принято объединять в следующие группы:

  1. Социально-экономические (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.).

  2. Социально-биологические (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т.д.).

  3. Экологические и природно-климатические (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т.д.).

  4. Организационные или медицинские (уровень и организация медицинской помощи).

Медико-статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения:

Демографические показатели

А. Показатели естественного движения населения:

- смертность общая и возрастная;

- средняя продолжительность предстоящей жизни (ППЖ);

- рождаемость, плодовитость;

- естественный прирост населения;

- брачность;

- возрастно-половая структура населения.

Б. Показатели динамики населения:

- миграция населения, иммиграция, эмиграция

^ Показатели заболеваемости и распространенности болезни:

- по обращаемости – уровень и структура;

- по медицинским осмотрам;

- по причинам смерти.

^ Показатели инвалидности:

- взрослого населения;

- детского населения.

Показатели физического развития:

- антропометрические;

- соматоскопические;

- функциональные.

Между здоровьем и болезнью существует третье состояние - предболезнь (донозологическое состояние). Это переходное состояние в медицинской статистике и в официальном определении не регистрируется, тем не менее, знать о нем очень важно, чтобы не допускать возникновения и развития заболевания, формирования нозологического состояния (конкретной болезни). Людей в этом третьем состоянии гораздо больше, чем принято считать, по современным взглядам это «третье» состояние охватывает не менее половины населения.

Здоровье человека может рассматриваться в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, психофизическом и т.д. По-настоящему здоровая личность обладает не только физическим (биологическим), но и психологическим, социальным, духовно-нравственным, интеллектуальным и мировоззренческим, экологическим и ноосферным здоровьем. Поэтому сейчас в практике стали широко использоваться термины, отражающие лишь одну какую-либо грань здоровья человека – «психическое здоровье», «биологическое здоровье», «социальное здоровье», «духовно-нравственное здоровье», «экологическое здоровье» и т.д.

Физическое (биологическое) здоровье – это здоровье нашего тела: мышц, костей, кожи, внутренних органов и т.д. Здоровье в этом смысле – это когда ничего не болит, человек имеет хороший аппетит, активен и трудоспособен.

Для сохранения психического здоровья чрезвычайно важно иметь хорошее биологическое здоровье. Не случайно, ещё с античных времен говорят, что в здоровом теле – здоровый дух. Смысл этого выражения в том, что здоровые душевные потребности находятся в гармонии, а не в антагонизме со здоровыми потребностями тела. Бывает так, что физически здоровый человек обладает больной или извращенной психикой, а глубокий инвалид демонстрирует несгибаемую силу и красоту духа. Это говорит о том, что между телом и психикой связь сложная и неоднозначная, а сама психика имеет свои собственные законы функционирования и относительную самостоятельность от состояния нашего тела.

Основной признак психического здоровья – это устойчивость, уравновешенность психики, адекватная, то есть естественная и способствующая физическому и моральному благополучию индивида реакция на воздействия окружающей природной и социальной среды. Главное в психическом здоровье – выработка сильной и устойчивой воли, надежной системы мотиваций (целей, интересов) и установок.

Важной формой психического здоровья является здоровье интеллектуальное здоровье. Оно состоит в правильной организации и функционировании мышления, в усиленном контроле и управлении личностью процессов своего мышления.

Современная медицина старается сохранить и укрепить биологическое и психическое здоровье, в то время как социальный компонент часто остается в стороне. На деле же социальное здоровье не менее важно, чем биологическое, психическое и духовное.

Под социальным здоровьем понимается состояние личности в обществе, её социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом его жизни и образом мыслей.

Духовно-нравственное здоровье – это сознательное соблюдение человеком общечеловеческих норм морали, а также уважение тех частных нравственных традиций и верований других людей, которые не несут ему, его близким и третьим лицам угрозы для жизни, здоровья, благополучия.

Духовно - нравственное здоровье является важной составной частью мировоззренческого здоровья. Здоровое мировоззрение – это уважение к общепринятым правовым и гражданским принципам, в наиболее полной форме сформулированным во Всеобщей декларации прав и свобод человека и содержащимся в текстах конституций многих стран.

В современном мире всё большее значение приобретают экологическое и ноосферное здоровье. Без них здоровье человека не может быть полноценным, потому что жизнедеятельность современного человека неотделима от его мощного взаимодействия со средой обитания, от давления людей на природу и даже космос. Сила разума, достижения науки и наукоёмких технологий столь велики, что на планете Земля образовалось особое пространство – ноосфера – сфера, созданная научной и техногенной деятельностью человека. У этой сферы особые законы, которые человек обязан знать и соблюдать во имя безопасности среды обитания и, в конечном счёте, своей собственной безопасности.

Центральным принципом ноосферного и экологического здоровья является принцип сотрудничества и синергетики, то есть взаимного плодотворного соучастия (партнёрства) человека и природы в сохранении гармонии мира, его первозданного порядка и красоты.

С полным основанием можно считать, что здоровье и его показатели в целом определяются следующими факторами:

    1. биологическими, психологическими (наследственность, тип телосложения, темперамент, тип высшей нервной деятельности и др.) свойствами человека;

    2. состоянием окружающей человека среды, экологии (ее чистоты, загрязнения химическими, физическими, биологическими и прочими агентами);

    3. природными (климат, погода, ландшафт, местности, флора, фауна) воздействиями;

    4. социально-экономическими, политическими и прочими факторами, действующими обычно через условия труда и быта;

    5. здравоохранением, состоянием его служб, кадров, уровня медицинской науки, а также многими другими воздействиями окружающей человека среды, отношениями между людьми и др.

Такого рода воздействия входят в общепринятые схемы состояния здоровья и его обусловленности. Указанные факторы воздействуют не только на здоровье населения, но и на индивидуальное и общественное здоровье, которые зависят, таким образом, от конкретных социальных условий и социальных факторов (способа общественного производства, производительных сил и производственных отношений, воздействий социально политической и экономической структуры общества). Именно конкретные условия жизни – труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и многие другие условия коллективной жизни и есть социальные условия и факторы.
От чего непосредственно зависит здоровье – это основной вопрос медицины. В его решении первостепенное значение приобретает знание факторов риска для здоровья.

^ Факторы риска, отличаются от непосредственных факторов (причин) возникновения и развития заболеваний – бактериальных, химических, физических, механических, психических и многих других неблагоприятных воздействий, которые вызывают прямо или косвенно, опосредованно патологические изменения в организме, его органах и системах; факторы риска создают неблагоприятный фон, то есть, способствуют возникновению и развитию заболеваний. Но для того или иного патологического процесса при наличии факторов риска требуется ещё и действие конкретного причинного фактора или их комбинаций. Однако в жизни подчас трудно доказать наличие определённой причины заболевания при наличии факторов риска и наоборот. Кроме того, эти категории столь переплетены друг с другом и столь интегрированы, что, как правило, налицо целая цепь причинно-следственных отношений, когда причина может быть следствием фактора риска, и наоборот, когда причина может создать ситуацию риска для данного или иного заболевания.

К настоящему времени создано целое учение, теория о факторах риска, которое во многом вызвано развитием хронического типа патологии, то есть, преобладанием в структуре заболеваемости и смертности, хронически протекающих заболеваний, конкретные причины которых не известны, зато установлены способствующие возникновению заболеваний факторы, которые и называются «факторы риска».

Число факторов риска огромно и с каждым годом оно возрастает. Так только генетических факторов выявлено более трёх тысяч. Всего же полагают, что только из окружающей среды на человека воздействует более 6 млн. различных вредностей (физических, биологических, химических и др.), при этом их число по данным многолетних исследований возрастает на 5-6 тысяч ежегодно.

Предлагается большое число классификаций факторов риска. Одна из наиболее популярных – выделение главных или больших факторов риска. По отношению, например, к сердечнососудистым заболеваниям и другим хронически протекающим неэпидемическим болезням это – курение, гиподинамия, избыточный вес, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы, алкоголь. Как видно, таких больших факторов выделяют немного, но они имеют место при многих хронических заболеваниях. Большинство таких факторов риска зависит от самих людей, их поведения, их образа и условий жизни, то есть они носят субъективный характер.

По своей природе, происхождению факторы риска бывают первичными, вторичными, третичными и т.д. Так, уже названные факторы риска: неблагоприятные воздействия образа жизни – курение, гиподинамия, избыточный вес, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы, алкоголь, нарушение режима труда и отдыха и многие другие факторы нездорового образа жизни; загрязнение внешней среды продуктами химии, отходами и пр., генетический риск, то есть наследственные предпосылки заболеваний; неблагоприятная организация служб здравоохранения, недостатки, дефекты медицинской помощи и др. обычно действуют первично, изначально.

Выделяют также в качестве предпосылок атеросклероза, ИБС и других сердечнососудистых заболеваний различные патологические состояния: артериальную гипертензию, диабет, ревматизм и пр., такие состояния, которые сами по себе являются заболеваниями и имеют свои первичные факторы риска, относят нередко тоже к факторам риска.

Кроме отдельных факторов риска следует выделить и так называемые группы риска, то есть группы населения, в большей степени чем другие предрасположенные к различным заболеваниям. К ним могут быть отнесены дети, престарелые, беременные, мигранты, одинокие, лица без определённых занятий, бомжи, безработные с девиантным поведением (проститутки, алкоголики, наркоманы, психопатические личности и др.), работающие во вредных производственных условиях и пр.

Группы риска

Группа демографических факторов риска:

  • дети

  • престарелые

  • одинокие

  • вдовы, вдовцы

  • мигранты, беженцы, перемещённые лица

Группы производственного, профессионального риска:

  • Работающие в условиях вредных для здоровья производств (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.)

Группа риска функционального, патологического состояния:

  • Беременные

  • Недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела

  • Лица с генетическим риском, врожденными аномалиями, дефектами

  • Инвалиды детства

Группа риска низкого материального уровня жизни, бедности, нищеты:

  • Бедные

  • Необеспеченные

  • Безработные, работающие неполный рабочий день

  • Бомжи

Группа риска лиц с девиантным поведением, наличием психопатических, социально-психологических и других отклонений:

  • Алкоголики

  • Наркоманы

  • Токсикоманы

  • Проститутки

  • С сексуальными отклонениями («сексуальные меньшинства»)

  • С деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и пр.)

  • Религиозные и другие сектанты с психическими и физическими отклонениями.

Разумеется, это далеко не полная классификация больших факторов риска и групп риска, более того, как и всякая группировка она условна, приблизительна, но годна для решения основного вопроса - определения факторов риска, непосредственно влияющих на здоровье.

Лекция № 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Учебное пособие для студентов лечебного факультета iconУчебное пособие по организации и проведению производственной практики по хирургии
В. М. Лобанков, С. И. Слизько, Т. В. Гугешашвили. «Учебное пособие для студентов V курса лечебного факультета по организации и проведению...
Учебное пособие для студентов лечебного факультета iconПособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического...
Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и факультета...
Учебное пособие для студентов лечебного факультета iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебное пособие для студентов лечебного факультета iconМетодические рекомендации для студентов лечебного факультета (аудиторная...
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию российской федерации гоу впо «башкирский государственный медицинский...
Учебное пособие для студентов лечебного факультета iconИ здравоохранения
Учебное пособие предназначено для студентов лечебного, медико-профилактического факультетов и факультета подготовки медицинских сестер...
Учебное пособие для студентов лечебного факультета iconУчебное пособие по английскому языку для студентов первого курса Тверь
Учебное пособие написано в соответствии с программой по иностранным языкам для студентов ссузов
Учебное пособие для студентов лечебного факультета iconТомский государственный университет кафедра новой, новейшей истории...
...
Учебное пособие для студентов лечебного факультета iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Учебное пособие для студентов лечебного факультета iconУчебное пособие по английскому языку для студентов 1 курса неязыковых...
Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса экономических специальностей. Пособие включает тексты по страноведению и основным...
Учебное пособие для студентов лечебного факультета iconПамятка для студента первокурсника!
Деканат лечебного факультета поздравляет Вас с зачислением в число студентов лечебного факультета Башкирского государственного медицинского...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница