Кафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов


НазваниеКафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов
страница1/19
Дата публикации18.04.2013
Размер2.88 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра психиатрии и клинической психологии

ПРОБЛЕМЫ НАРКОЛОГИИ


(лекционный курс)


Курск - 2005




А.В. ПОГОСОВ



УДК 616.89 ББК 56.14



Печатается по решению редакционно-издательского совета КГМУ

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицин­скому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебно­го пособия для студентов медицинских вузов.
^ Погосов А.В. Проблемы наркологии (лекционный курс). - Курск:

КГМУ, 2005.-216 с. " Г '
Лекционный курс предназначен для проведения электива «Проблемы наркологии» студентам лечебного, педиатрического и медико-профилак­тического факультетов медицинских университетов. Он включает 15 лек­ций, освещающих современные представления об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, лечении и профилактике заболеваний, обусловлен­ных приемом психоактивных средств. Материал лекций может быть также использован на факультете последипломного образования для подготовки клинических интернов и ординаторов по специальности врач психиатр-нарколог, проведения занятий с курсантами при прохождении первичной специализации и сертификационных циклов усовершенствования по нар­кологии. Ряд лекций рекомендуется студентам факультета клинической психологии при изучении курса «Профилактика наркомании и алкоголиз­ма». Лекции иллюстрированы таблицами и рисунками.

Рецензенты:

заведующий кафедрой психиатрии и наркологии факультета после­дипломного образования Московского государственного медико-стоматологического университета, академик Международной акаде­мии наук, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России Б.Д. Цыганков

заведующий кафедрой педагогики Курского государственного уни­верситета, исполнитель федеральной целевой программы «Ком­плексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы», доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Гонеев

ISBN 5-7487-0936-8 БЕК 56.14

©А.В. Погосов, КГМУ, 2005

^ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АКАТ - аффективная контратрибуция

АС - абстинентный синдром

ВКБ - внутренняя картина болезни

ИВЛ - искусственная вентиляция легких

КОС - кислотно-основное состояние

ЛР - летучие растворители

МКБ - международная классификация болезней

ОСОА - опий-сырец, обработанный ангидридом

ОЦК - объем циркулирующей крови

ПАС - психоактивное средство

ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство

СПВ - синдром патологического влечения

ТАР - тетурамо-алкогольная реакция

ТААР - тетурамо-апоморфино-алкогольная реакция

ТГК - тетрагидроканнабинол

ТФАР - тетурам-фурадонин-алкогольная реакция

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема наркологии из-за серьезных социальных и медицинских последствий продолжает оставаться одной из актуальных в современном мире. Академик В.Я. Семке подчеркивает, что в последние годы нарколо­гическая ситуация в России обнаруживает стремительное ухудшение. Поч­ти половина мужского населения страдает от злоупотребления спиртными напитками. Это национальная трагедия России, угроза безопасности лич­ности, общества и государства. Рост потребления алкоголя увеличивается, что приводит к повышению смертности и сокращению ожидаемой про­должительности жизни населения. Катастрофически увеличивается число лиц, принимающих наркотики: до 20% выпускников российских школ по крайней мере один раз' пробовали сильнодействующие наркотические средства.

Современный врач, клинический психолог, специалист по социаль­ной работе - профессионалы, интегрирующие в своей деятельности дос­тижения различных отраслей медицины. Высокая распространенность в России и за рубежом заболеваний, связанных с употреблением психоак­тивных средств (алкоголь, наркотики, табак, лекарственные препараты -бензодиазепины, барбитураты, стимуляторы, антигистаминные и антипар-кинсонические средства и др.), не вызывает сомнений в том, что знания основ наркологии имеют важное значение для упомянутых специалистов.

Существенной проблемой додипломной подготовки врачей является ограниченный объем учебных часов по наркологии. Необходимо считать обоснованным и методически верным включение ее в курс психиатрии на лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом факультетах меди­цинских вузов. Однако из-за небольшого количества часов, предусмотрен­ных для психиатрии, на преподавание наркологии отводится не более 8-10 часов (4 часа лекций, 4-6 часов практических занятий). В сложившейся си­туации не приходится рассчитывать на приобретение студентами каких-либо устойчивых практических навыков. Удается лишь сформировать на­учное представление о болезнях зависимости, познакомить с классифика­цией, клиническими проявлениями наркологических заболеваний, научить врачебной тактике в ургентных ситуациях (тяжелые формы опьянений, аб­стинентного синдрома, алкогольных психозов и др.). Совершенно необос­нованным следует считать отсутствие в программах подготовки специали­стов по социальной работе курса наркологии, хотя ряд выпускников фа­культета социальной работы ориентирован на трудоустройство в нарколо­

гические учреждения. Серьезные проблемы возникают при изучении пре­дусмотренного образовательным стандартом курса «Профилактика нарко­маний и алкоголизма» на факультете клинической психологии из-за отсут­ствия учебной литературы.

Исходя из этого, мы предлагаем лекции, предназначенные для элек­тивного курса на лечебном, педиатрическом и медико-профилактическом факультетах медуниверситетов. Некоторые лекции, прежде всего «Профи­лактика зависимости от психоактивных средств», «Осознание болезни при наркологических заболеваниях», «Психотерапия зависимости от психоак­тивных средств» и др., рассчитаны для преподавания курса «Профилактика наркоманий и алкоголизма» студентам факультета клинической психоло­гии. Материал лекций может быть использован на факультете последип­ломного образования для подготовки клинических интернов и ординаторов по специальности врач психиатр-нарколог, проведения занятий со слуша­телями во время прохождения ими первичной специализации и сертифи­кационных циклов усовершенствования по наркологии. Применение лек­ций возможно при организации элективных курсов по социальным аспек­там наркологии на факультете социальной работы.

Данные лекции являются переработанным и значительно дополнен­ным изданием курса лекций «Актуальные проблемы наркологии» (Курск: изд-во КГМУ, 1999. - 92 с). Наряду с упомянутыми выше, написаны лек­ции по следующим темам: «Клиника и систематика алкоголизма (алко­гольной зависимости)», «Зависимость от психоактивных средств и комор-бидные психические расстройства», «Зависимость от летучих растворите­лей», «Особенности терапии зависимости от опиоидов и летучих раствори­телей».

При подготовке настоящего издания соавторами шести лекций явля­лись ассистенты кафедры психиатрии и клинической психологии КГМУ, кандидаты медицинских наук Л.Б. Харитонов (14-я лекция), И.А. Погосова (7-я и 10-я лекции), А.В. Козырева (8-я и 15-я лекции), Е.М. Евдокимова (9-я лекция).
Заведующий кафедрой психиат­рии и клинической психологии КГМУ, член-корреспондент РАЕН, доктор медицинских на­ук, профессор А.В. Погосов

ЛЕКЦИЯ 1

Общая характеристика психических и поведенческих расстройств вследствие употребления психоактивных средств. Наркологическая ситуация в России
Настоящая лекция преследует цель рассмотреть общую характери­стику психических и поведенческих расстройств вследствие употребления психоактивных средств, определить ряд терминов, используемых в нарко­логии, дать диагностические критерии зависимости от психоактивных средств, злоупотребления психоактивными средствами и неправильного употребления психоактивных средств. Кроме того, будут представлены основные положения 1 рубрики МКБ-10 «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных средств».

К психоактивным относят такие средства, прием которых приводит к психическим и поведенческим расстройствам. Это разрешенные законом алкоголь и табак, выдаваемые по предписанию врача транквилизаторы или снотворные препараты (бензодиазепины, барбитураты), запрещенные за­коном опиоиды (опий-сырец, героин и др.), каннабиноиды (гашиш, ма­рихуана и др.), кокаин, галлюциногены (ЛСД), законным способом произ­водимые летучие растворители (ацетон, клей «Момент», бензин). Все пси­хоактивные средства могут стать источником неправильного употребле­ния, злоупотребления или развития зависимости. Каждое из них может вы­звать делирий, деменцию, амнестический, бредовой, галлюцинаторный, депрессивный синдромы и расстройство личности. Перечисленные средст­ва являются причиной интоксикации и синдрома отмены.

В рамках психических и поведенческих расстройств вследствие употребления психоактивных средств в отечественной наркологии тради­ционно рассматривают психические состояния, возникающие при алкого­лизме, наркомании и токсикомании. Ниже остановимся на определении основных понятий и терминов, применяемых в наркологии.

В руководстве для врачей «Алкоголизм» (под ред. Г.В. Морозова, В.Е. Рожнова, Э.А. Бабаяна) приводится следующее определение этого по­нятия: «Алкоголизм - прогредиентное заболевание, возникающее в резуль­тате систематического употребления алкоголя, характеризующееся пато­

логическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием абстинентного синдрома при прекращении упот­ребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях - стойкими сомато-неврологическими расстройствами и психической деградацией». Как вид­но, ставится знак равенства между патологическим влечением и психиче­ской и физической зависимостью. Такой подход, по нашему мнению, не совсем верен, но об этом речь пойдет на одной из последующих лекций.

Приводимые далее наши определения наркомании и токсикомании наиболее полно отражают суть этих заболеваний.

Наркомания - заболевание, вызываемое употреблением для дости­жения немедицинских целей средств, признанных наркотическими, и ха­рактеризующееся развитием синдрома наркоманической зависимости.

Токсикомания - заболевание, вызываемое употреблением для дости­жения немедицинских целей средств, не признанных наркотическими, и характеризующееся развитием синдрома наркоманической зависимости.

Понятие «наркотическое средство» (вещество синтетического или естественного происхождения, препарат, растение) несет в себе 3 крите­рия:

  • медицинский (средство должно обладать психотропным эффек­том - стимулирующим, эйфоризирующим, седативным, галлюци­ногенным);

  • социальный (употребление средства должно иметь социальную значимость: в процесс употребления вовлекаются не десятки, не сотни и даже в некоторых случаях не тысячи, а десятки тысяч че­ловек);

  • юридический (средство должно быть включено в «Перечень» наркотических средств, подлежащих контролю в РФ в соответст­вии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года).

В России в перечень наркотиков входят не только наркотические средства из списка Единой конвенции 1961 года, но и вещества, приведен­ные в Конвенции о психотропных веществах 1971 года. К ним относят ве­щества синтетического или естественного происхождения, препараты.

^ Психотропные вещества оказывают стимулирующее воздействие на ЦНС, вызывают галлюцинации, нарушения моторной функции, мышления, поведения, восприятия, настроения. Их употребление влечет за собой раз­витие зависимости, проблемы для здоровья и социальные последствия.

Термин «психоактивные средства)) введен для объединения нарко­тических средств и психотропных веществ.

^ Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ ~ ве­щества, используемые при производстве, изготовлении, переработке нар­котических средств и психотропных веществ (ацетон, перманганат калия, эфедрин и др.). В соответствии с законодательством РФ их оборот ограни­чен, за ними установлены меры контроля.

^ Токсические психоактивные средства ~ средства, используемые для одурманивания, обладающие свойствами наркотиков, но официально не включенные в список наркотических средств и психотропных веществ. Отличаются от последних отсутствием юридического определения.

В 50-х годах Эдди вместо термина «наркомания» предложил термин «лекарственная зависимость)/ (драг депенденс). Он мотивировал это сле­дующими обстоятельствами: а) появление все новых разновидностей нар­команий, вызываемых «неклассическими» наркотиками (чаще лекарствен­ные препараты); б) зависимость является общим проявлением всех форм злоупотребления лекарственными препаратами. Эдди подразделял зависи­мость на психическую и физическую.

^ Психическая зависимость - состояние, при котором психоактивное средство вызывает чувство удовлетворения и психического подъема. Оно требует периодически возобновляемого или постоянного введения психо­активного средства для того, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта. Другими словами, это состояние комфорта в интоксикации и дискомфорта вне интоксикации.

^ Физическая зависимость - адаптивное состояние, которое проявля­ется интенсивными физическими расстройствами после прекращения вве­дения соответствующего психоактивного средства. Эти расстройства (син­дром абстиненции) представляют собой комплекс специфических симпто­мов, характерных для действия любого психоактивного средства.

Замена термина «наркомания» на термин «лекарственная зависи­мость» нецелесообразна (Э.А. Бабаян). Об этом свидетельствуют следую­щие примеры:

  1. Как известно, больной эпилепсией зависит от противосудорож­ных препаратов. Однако в этом случае речь о наркомании не идет.

  2. У ряда соматических больных, например, страдающих коллагено-зами, отмечается зависимость от преднизолона. И здесь нет осно­ваний говорить о наркомании.

  3. Предметом злоупотребления могут быть не только лекарственные средства, но и средства растительного происхождения (маковая соломка, индийская конопля, листья ката и др.).

  4. В ряде случаев при приеме кофеина и никотина развивается пси­хическая и физическая зависимость, однако эти виды злоупотреб­ления не включены в группу наркоманий.

^ Аддиктивное поведение (пагубная привычка, пристрастие) - это зло­употребление различными веществами, изменяющими психическое со­стояние (в том числе курение табака, употребление алкоголя), до форми­рования зависимости. Следует подчеркнуть, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения, поэтому меры, применяемые при этом, носят не медицинский, а воспитательный характер. В США термин «аддикция» ис­пользуется как равнозначный зависимости. Аддикция подразумевает: 1)рост толерантности; 2) стремление раздобыть и употребить средство; 3) безуспешность попыток прекратить злоупотребление.

Интоксикация - специфический синдром, связанный с недавним употреблением психоактивного средства, приводящим к дезадаптивному поведению вследствие его воздействия на центральную нервную систему. Оно проявляется воинственностью, снижением критики, нарушением спо­собности выполнять социальные и профессиональные функции.

Толерантность - необходимость увеличения дозы для достижения желаемого эффекта при многократном употреблении психоактивного средства.

Абстиненция - синдром, наступающий вслед за прекращением или уменьшением количества потребляемого психоактивного средства по сравнению с тем количеством, которое лицо употребляло ранее.

Диагностическими критериями зависимости от психоактивных средств по DSM-1II-R являются:

  1. субъект часто и длительное время принимает психоактивное средство в больших дозах;

  2. им овладевает постоянное желание приема психоактивного сред­ства, или же он предпринимает безуспешные попытки сократить или урегулировать его прием;

  3. много времени затрачивается на деятельность, связанную с добы­ванием психоактивного средства, его употреблением, и на то, чтобы прийти в себя после его воздействия; f

  4. пребывание в состоянии интоксикации или абстиненции при не­обходимости выполнения каких-либо важных обязанностей на работе, в школе, по дому или в момент, сопряженный с риском для жизни (управление автомобилем);

  5. пренебрежение важными профессиональными и общественными обязанностями ради употребления психоактивного средства;

  6. продолжение приема психоактивного средства, несмотря на явные пагубные последствия для здоровья и общественного положения;

  7. заметный рост толерантности; необходимость значительного уве­личения дозы потребляемого психоактивного средства для дости­жения желаемого действия или же значительное ослабление эф­фекта от прежней дозы;

  1. наличие характерного синдрома абстиненции;

  1. употребление психоактивного средства во избежание или для об­легчения синдрома абстиненции.

Пункты 8,9 не относятся к каннабису и галлюциногенам.

Диагностическим критерием зависимости от психоактивных средств является также наличие этих проявлений в течение по крайней мере одного месяца. Обращает на себя внимание тот факт, что из 9 представленных ди­агностических критериев зависимости 4 свидетельствуют о социальной де­задаптации. Такой подход при диагностике заболеваний, обусловленных употреблением психоактивных средств, характерен для зарубежной нарко­логии. Это подтверждают и критерии злоупотребления психоактивными средствами или неправильного их употребления (DSM-1II-R).

A. По меньшей мере один из перечисленных признаков нарушения
адаптации вследствие употребления психоактивного средства:

  1. продолжение употребления, несмотря на имеющиеся пагубные последствия для здоровья и общественного положения и зна­ние того, что дальнейший прием может усугубить эти наруше­ния;

  2. употребление психоактивного средства в моменты, когда это сопряжено с особым риском (управление автомобилем).

Б. Данные явления наблюдаются постоянно в течение месяца.

B. Отсутствие признаков зависимости к данному средству.
Представляет интерес классификация групп населения по отноше-
нию к наркотическим средствам (по Э.А. Бабаяну).

  1. группа - основная масса населения, не употребляющая наркотиче­ских средств.

  2. группа - лица, получающие наркотики по назначению врача по ме­дицинским показаниям (неправильное употребление наркотика по DSM-III-R).

  3. группа - лица, злоупотребляющие наркотическими средствами. Любой факт немедицинского потребления по Э.А. Бабаяну следует считать злоупотреблением. Эта группа делится на экспериментаторов (пробуют наркотики из-за любопытства), эпизодических потребителей (потребляют для получения эйфории, с которой уже знакомы), систематических потре­бителей, больных наркоманиями. За исключением последних (здесь речь идет о зависимости), лица, злоупотребляющие наркотическими средства­ми, соответствуют таковым в DSM-1I1-R.

В МКБ-10 (международная классификация психических и поведен­ческих расстройств) психические и поведенческие расстройства вследст­вие употребления психоактивных средств отнесены в 1 рубрику (Ff)-. Они подразделяются на:

F10 Психические и поведенческие расстройства в результате упот­ребления алкоголя; Fn Психические и поведенческие расстройства в результате упот­ребления опиоидов; F12 Психические и поведенческие расстройства в результате упот­ребления каннабиноидов;

Fii Психические и поведенческие расстройства в результате упот­ребления седативных или снотворных средств;

F,4 Психические и поведенческие расстройства в результате упот­ребления кокаина;

F15 Психические и поведенческие расстройства в результате упот­ребления других стимуляторов, включая кофеин;

Fje Психические и поведенческие расстройства в результате упот­ребления галлюциногенов;

Fn Психические и поведенческие расстройства в результате упот­ребления табака;

F!8 Психические и поведенческие расстройства в результате упот­ребления летучих растворителей;

F19 Психические и поведенческие расстройства в результате соче-танного употребления наркотиков и использования других психоактивных средств.

Для уточнения клинического состояния могут использоваться 4-й и 5-й знаки.

0

Острая интоксикация

00

неосложненная

01

с травмой и другими телесными повреждениями

03

с делирием

м

с расстройствами восприятия

05

с комой

06

с судорогами

07

патологическое опьянение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Кафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов icon4 курса лф по психиатрии и наркологии
Важнейшие этапы мировой и отечественной психиатрии. Развитие психиатрии в Республике Беларусь. Роль в развитии психиатрии Ф. Пинеля,...
Кафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов iconЭкзаменационные вопросы по психиатрии и наркологии для студентов...
Предмет и задачи психиатрии. Основные этапы развития зарубежной и отечественной психиатрии. Выдающиеся отечественные психиатры (В....
Кафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов iconЭкзаменационные вопросы по психиатрии и наркологии для студентов...
Предмет и задачи психиатрии. Основные этапы развития зарубежной и отечественной психиатрии. Выдающиеся отечественные психиатры (В....
Кафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов iconМ. А. Винникова Институт клинической наркологии Национального научного...
Орами. Начало заболевания в подростковом и молодом возрасте (характерно для России) обусловливает его быстрое формирование и тяжелое,...
Кафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов iconКафедра психологии человека Российского государственного педагогического...
Оргкомитет принимает к рассмотрению материалы, посвященные широкому кругу проблем общей, возрастной, социальной, педагогической,...
Кафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов iconМетодические рекомендации по производственной практике для студентов...
Н. В. Яковлева, канд псих наук, доцент, декан факультета клинической психологии Рязгму
Кафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов iconВопросы для экзаменов и зачетов по клинической психологии для психологического факультета ургпу
Предмет и задачи клинической психологии. Основные методы и разделы. Связь с психиатрией. Бригадное ведение психически больных врачом,...
Кафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов iconВопросы для дифференцированного зачёта предмет «Сестринское дело...
Содержание понятий: дееспособность, недееспособность, вменяемость, невменяемость
Кафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов iconКурс лекций по судебной психиатрии
Автор: Колоколов Георгий Рюрикович — доцент кафедры правовой психологии и судебной экспертизы, кандидат медицинских наук
Кафедра психиатрии и клинической психологии проблемы наркологии (лекционный курс) Курск 2005 А. В. Погосов icon29 марта (четверг) иц "Манхэттен", Ленина, 21/1, корпус 2, 3-й этаж...
Конференция «Экспертные знания в консультировании, психологии, психотерапии, психиатрии»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница