План Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право»


НазваниеПлан Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право»
страница1/41
Дата публикации19.04.2013
Размер5.09 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Медицина > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Лекция 1




ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗДРАВООХРАНЕНИИ И МЕДИЦИНСКОЕ


ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

План





  1. Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения.

  2. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и «медицинское право».

  3. Краткая история развития законодательства о здравоохранении и медицинского права России и зарубежных стран.

  4. Основные принципы охраны здоровья граждан. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

  5. Основные нормативно-правовые акты законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

  6. Медицинское право как самостоятельная отрасль права.

  7. Связь медицинского права с медицинской деонтологией и биоэтикой.



1. Моральные и правовые нормы в регулировании отношений

в области здравоохранения
При рассмотрении вопроса о социальном нормировании в сфере здравоохранения особого внимания заслуживает соотношение моральных и правовых норм в регулировании отношений в области охраны здоровья граждан.

Следует отметить три подхода к решению вопроса о взаимоотношении норм права и морали в регулировании указанных отношений.

^ Первый подход заключается в отрицании существенного значения правовых норм в регулировании отношений в сфере здравоохранения. Наиболее ярким представителем подобных взглядов выступал академик Н.М. Амосов, который считал, что никакой закон не сможет заменить совесть врача, явля-ющейся основным регулятором во взаимоотношениях врача и пациента.

^ Второй подход диаметрально противоположен первому, его связывают с именем академика М.Д. Шаргородского, который полемизируя с академиком Амосовым резонно замечал, что совесть является важным регулятором врача и пациента, но, к сожалению, она не у всех есть. В данной полемике академик Шаргородский делал основной акцент на правовое регулирование общественных отношений в сфере здравоохранения.

^ Третий подход, его можно назвать комплексным, на протяжении длительного времени он отстаивался в работах сотрудников кафедры судебной медицины и права Самарского государственного медицинского университета, а в настоящее время сотрудниками кафедры медицинского права и биоэтики СамГМУ. Суть данного подхода заключается в том, что в регулировании общественных отношений в сфере здравоохранения не допустимо резкое (содержательное) противопоставление норм права и морали, которые именно в данной сфере взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга. Именно в области медицины можно привести большое количество примеров когда нормы морали, будучи включенными в законодательные акты, становились по форме правовыми нормами, не теряя при этом этического содержания. В качестве примера можно привести нормы о врачебной тайны. До включения их в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее – Основы) сохранение врачебной тайны рассматривалось как моральная норма. В соответствии со ст. 61 Основ за разглашение сведений составляющих врачебную тайну предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. В частности, возможна уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ.

Таким образом, социально-нормативные системы в здравоохранении, безусловно, должны представлять из себя комплексные образования, включающие как правовые, так и моральны нормы.
^ 2. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья

граждан» и «медицинское право»
Следующим достаточно сложным вопросом является соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и «медицинское право».

Согласно ст. 3 Основ законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ и иных федеральных законов и федеральных нор-мативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законы субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Для того чтобы перейти к раскрытию понятия медицинского права, необходимо разграничить такие категории как охрана здоровья граждан и медицина. В соответствии со ст. 1 Основ охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам РФ гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, Конституциям (уставами) субъектов РФ.

Следовательно, охрана здоровья граждан – это достаточно широкое понятие, в котором меры медицинского характера являются одним из элементов его содержания.

Медицина – это система научных знаний и практических мер, объединенных целью распознания, лечения, предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления их жизни.

Общественные отношения в области медицины возникают по поводу оказания медицинской помощи.

Поэтому под медицинским правом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между пациентами (их законными представителями) и медицинскими работниками, возникающими в процессе оказания медицинской помощи.

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан правильнее называть здравоохранительным правом.
^ 3. Краткая история развития законодательства о здравоохранении

и медицинского права России и зарубежных стран
Большого внимания заслуживает сочинение Гиппократа «Закон» (V-1V век до н.э.), тема которого его борьба с псевдоврачами, людьми невежественными, роняющими достоинство медицины; причину ее упадка Гиппократ видит в отсутствии соответствующего законодательства: «Меди-цина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с лекгомысленной снисхо-дительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств. И, по-моему мнению, причиной такого падения служит больше всего то, что в государ-ствах одной лишь медицинской профессии не определено никакого другого наказания, кроме бесчестья, но это последнее ничуть не задевает тех, от которых оно отделимо».

Обращают на себя внимание следующие нормы, регламентирующие врачебную деятельность, в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.):

§ 215. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и излечит этого человека или снимет бельмо человека бронзовым ножом и вылечит глаз человека, то он должен получить 10 сиклей серебра.

§ 218. Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть этому человеку или снимет бельмо бронзовым ножом и повредит глаз человеку, то ему должно отрезать пальцы.

Наряду с регламентацией врачебной деятельности и ответственности за причинение вреда развивались нормы, направленные на охрану здоровья населения.

Первыми правовыми нормами, направленными на охрану здоровья людей были нормы права, связанные с попытками поставить преграду на пути распространения эпидемии острозаразных болезней.

С давних времен эпидемии приносили многочисленные бедствия человечеству. В 480 г. до н.э. эпидемия чумы поразила большую часть Древней Греции. В XIV веке в результате эпидемии чумы погибла ¼ населения Европы.

Самыми первыми средствами борьбы против распространения заразных болезней были попытки полностью изолировать людей от начавшейся эпидемии. Эти мероприятия часто юридически закреплялись в правовых актах и подкреплялись мерами военно-принудительного характера.

Одним из первых правовых актов, установивших изоляцию отдельных людей являлся приказ императора Юстиниана, изданный во время эпидемии чумы в 532 году, которым предписывалось всех лиц, прибывших в Константинополь из неблагополучных в эпидемическом отношении районов подвергать «очистке» в специально отведенных местах.

Сроки изоляции были различны и зависели от произвола властей. К XIV веку в странах Европы стала преобладать 40-дневная изоляция, получившая название «карантин». Предпочтение 40-дневной изоляции было отдано не на основе каких-либо научных данных, а под воздействием христианского вероучения, согласно которому Христос в течение 40 дней находился в изоляции в пустыне.

В Британском акте 1788 года впервые упоминается о специальном желтом флаге, который должен подниматься на судне, находящимся в карантине. Этот карантинный флаг сохранился в международном морском своде сигналов до настоящего времени.

Особое внимание законодательство различных стран, в том числе и Рос-сии, уделяло карантину в морском порту, поскольку санитарный контроль на сухопутных границах осуществить было легче чем в порту, так как санитарное состояние сопредельных государств было известно лучше, чем санитарное состояние стран, из которых приходили суда. Портовые власти требовали от капитанов судов письменного подтверждения того, что там, откуда прибыло судно не было острозаразных заболеваний. За неточность своих заявлений капитан часто отвечал жизнью.

С развитием консульской службы обязанности по наблюдению за санитарно-эпадемиологическим состоянием в порту стали возлагаться на консулов, которые в некоторых случаях должны были ставить свою визу на санитарном патенте, выдаваемом портовыми властями.

Следует напомнить, что развитие правовых норм, направленных на охрану здоровья населения шло параллельно с нормативным развитием врачебной деятельности.

Нормы, регулирующие врачебную деятельность, встречаются в Уложении Карла V (XVI век н.э.) «Каролина». Так, в ст. 134, которая называется «Наказание лекаря, причинившего смерть своими лекарствами», указано: «Если врач по нерадивости или невежеству, хотя и неумышленно причинит смерть кому-либо и ученые и сведущие в лекарстве люди признают, что легкомысленно злоупотребил лекарствами или необоснованно недопустимым лечением, на которое он не должен был осмеливаться, и этим причинил смерть кому-либо, то он должен быть наказан сообразно характеру и обстоятельствам дела и по указанию законоведов. В сем случае надлежит уделить особое внимание легкомысленным людям, дерзающим заниматься лекарством, не имея никакого основательного обучения. Но ежели лекарь причинит смерть умышленно, то он должен быть наказан как умышленный убийца».

В глубь веков в русском государстве уходит правовая регламентация врачебной деятельности. Древние памятники русского права «Русская Правда» и Устав Владимира Святославовича (ХI век) содержат нормы, относящиеся к врачебной деятельности. Так, в ст. 2 древнейшей редакции Русской Правды, которую еще именуют Краткая Правда определено: «Если потерпевший не может мстить за себя, то пусть возьмет с виновного три гривны и сверх того плату лекарю». В Уставе Владимира Святославовича лиц, занимающихся врачебной деятельностью причисляли к числу служителей церкви.

Прогрессивная регламентация врачебной деятельности в России, началась при Петре I. Законодательный акты Петра определяли требования не только в профессиональной деятельности, но и к личным качества врача: «следует, чтобы лекарь в докторстве добрые основания и практику имел; трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно, так и денно отправлять мог».

Единый врачебный Закон появился в России в 1857 году и с незначительными дополнениями просуществовал до Великой Октябрьской революции. Уникальным документом является Устав Врачебный, который составил том XIII Свода Законов Российской Империи, состоящей из трех книг: Книга первая «Учреждения врачебные», Книга вторая «Устав медицинской полиции», Книга третья «Устав судебной медицины».

Обращает на себя внимание ст. 88 Устава Врачебного, в которой указано: «Когда медицинским начальством будет признано, что врач, оператор или акушер, по незнанию своего искусства, делают явные, более или менее важные в оном ошибки, то им воспрещается практика, доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельство о надлежащем знании своего дела. Если от неправильного лечения последует кому-либо смерть или важный вред здоровью, то виновный буде он христианин предается церковному покаянию по распоряжению своего духовного начальства».

Особое место в истории правовой регламентации врачебной деятельности принадлежит Декрету ВЦИК СНК РСФСР от 1 декабря 1924 года «О про-фессиональной работе и правах медицинских работников».

19 декабря 1969 года Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства Союза ССР о здравоохранении».

В соответствии с данными Основами 29 июля 1971 года ВС РСФСР был принят Закон «О здравоохранении», утративший силу с момента вступления в силу.

Начало ХХ века ознаменовалось важным шагом в развитии норм международного права, регулирующих вопросы здравоохранения. Наряду с соглашениями о предотвращении распространения эпидемий, особо опасных инфекционных заболеваний появились соглашения по другим вопросам здравоохранения – о борьбе с наркоманией, венерическими болезнями, алкоголизмом, проституцией и т.д.

Важным итогом нескольких международных конференций, посвящен-ных медицинскому праву было создание в начале XX века постоянной международной организации по здравоохранению – Международного бюро общественной гигиены (МБОГ). При участии МБОГ было разработано Брюссельское соглашение 1924 г. «О предупреждении венерических заболеваний среди моряков», Конвенция 1930 г. «Об антидифтерийной сыворотке». МБОГ приняло участие в практической работе по осуществлению Конвенции 1925 и 1931 г.г. «О контроле над наркотиками».

После первой мировой войны возникла и действовала параллельно с МБОГ другая международная организация по вопросам здравоохранения – Организация здравоохранения Лиги Наций ОЗЛН. Юридической основой для создания ОЗЛН была ст. 23 Устава Лиги Наций, в которой отмечено, что государства-члены приложат усилия, чтобы принять меры международного порядка для предупреждения болезней и борьбы с ними.

7 апреля 1948 года основана Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – этот день отмечается ежегодно как всемирный день здоровья. ВОЗ – специализированное учреждение ООН. Высший орган ВОЗ – Всемирная Ассамблея здравоохранения, сессии которой созываются ежегодно. Центральный административный орган ВОЗ – секретариат (штаб-квартира в Женеве), возглавляемом – Генеральным директором. В 1953 году Шестая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, обсудив предложение Бельгии о проведении исследований, связанных с международным медицинским правом и сравнительным законодательством в области здравоохранения, приняла Резолюцию № 6.40, в которой предложила организовать изучение проблемы международного медицинского права.

За последнее 100 лет в международном праве возник ряд норм, закрепляющих различные мероприятия, направленные на охрану здоровья людей, и не только в военное, но и мирное время: заключены Конвенции, способствующие предотвращению распространения особо опасных инфекционных болезней, соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи государств в борьбе с другими болезнями, взяты под контроль производство и потребление некоторых видов лекарств.

Таким образом, как отмечает В.С. Михайлов (1984), имеется большая группа международно-правовых норм, регулирующих специфическую об-ласть международных отношений – отношений между субъектами между-народного права по вопрос у охраны здоровья людей, как в мирное, так и в военное время. Совокупность этих норм и составляет международное меди-цинское право. Такое название представляется не совсем удачным. Если ис-ходить, из следующих энциклопедических определений: «Медицина – это система научных знаний и практических мер, объединенных целью распознавания, лечения, предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продление жизни. Здравоохранение – это комплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и др. мер, предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества», то данную отрасль лучше бы называть международным здравоохранительным правом.

^ 4. Основные принципы охраны здоровья граждан.

Задачи законодательства Российской Федерации об охране

здоровья граждан
В соответствии со ст. 2 Основ основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Согласно ст. 4 Основ, задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов РФ по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответствен-ности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.
^ 5. Основные нормативно-правовые акты законодательства

Российской Федерации об охране здоровья граждан
Среди основных нормативно-правовых актов законодательства об охра-не здоровья граждан необходимо назвать следующие:

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

2. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ».

3. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

4. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

5. Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентах».

6. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

7. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

8. Федеральный закон от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».

9. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

10. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

11. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

12. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

13. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

14. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

15. Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека».

Верховный Совет Российской Федерации принял ^ Основы законода-тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в преам-буле которых указано: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,

признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации,

стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья,

настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан».

^ Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.

Верховный совет РФ, принимая ^ Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», исходил из признания высокой ценности для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности; учитывал, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку; отмечал, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства; принимал во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

^ Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки.

^ Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентах» призван урегулировать отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора.

^ Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздорови-тельных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла ^ Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» признавая, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),

приобретает массовое распространение во всем мире,

остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу,

вызывает тяжелые социально - экономические и демографические последствия для Российской Федерации,

создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,

вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,

а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции.

^ Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности. Порядок осуществления генно-инженерной деятельности и применения ее методов к человеку, тканям и клеткам в составе его организма, за исключением генодиагностики и генной терапии (генотерапии), не является предметом регулирования настоящего Федерального закона.

^ Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

^ Федеральный закон «О лекарственных средствах» создает правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств, устанавливает систему государственных органов, осуществляющих издание нормативных правовых актов, действия по контролю и надзору, оказание государственных услуг, правоприменительную практику в соответствии с настоящим Федеральным законом, распределяет полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения лекарственных средств.

^ Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

^ Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

^ Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

^ Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

^ Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека» вводит временный запрет на клонирование человека, исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека.

С учетом перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования организмов предусматривается возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления научных знаний в данной области, определения моральных, социальных и этических норм при использовании технологий клонирования человека.
^ 6. Медицинское право как самостоятельная отрасль права
Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.

^ Медицинское право – это система правовых норм, регулирующих взаимоотношения пациентов (их законных представителей) и медицинских работников, возникающие в процессе оказания медицинской помощи.

Правовые нормы образуют отрасль через правовые институты.

Правовой институт – это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений.

В медицинском праве можно назвать следующие правовые институты:

1. Институт информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

2. Институт отказа от медицинского вмешательства.

3. Институт оказания медицинской помощи без согласия граждан.

4. Институт регулирования репродуктивной функции человека.

5. Институт применения новых медицинских технологий и проведения биомедицинских исследований.

6. Институт врачебной тайны.

7. Институт профессиональной профессиональной ошибки.

Самостоятельную отрасль права характеризуют собственный предмет правового регулирования и специфический метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это то, на что воздействует право. Известно, что право воздействует на общественные отношения.

Следовательно, предмет правового регулирования – это качественно однородный вид общественных отношений, на которые воздействуют нормы определенной отрасли права.

Предметом правового регулирования в медицинском праве являются взаимоотношения пациентов (их законных представителей) и медицинских работников, возникающие в процессе оказания медицинской помощи.

Метод правового регулирования общественных отношений – это совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, на поведение граждан и организаций в этих отношениях.

Юридические методы заключаются в том, что право воздействует на общественные отношения трояким путем в зависимости от того, каков характер правил поведения, закрепленных в диспозициях юридических норм.

Среди методов правового регулирования различают: дозволение, предписание, запреты.

Дозволение представляет участникам общественных отношений право на совершение положительных действий, указывает на возможное поведение субъектов.

Предписание устанавливает обязанность физических и юридических лиц совершать какие-либо активные действия.

Запреты указывают на необходимость воздержаться от определенного поведения, признаваемого противоправным.

В юриспруденции традиционно считается, что каждая самостоятельная отрасль права имеет свой специфический метод правового регулирования. И на этом основании нередко в научной юридической литературе можно встретить суждение о том, что какая-либо отрасль, например, медицинское право не может считаться самостоятельной, поскольку у нее нет специфического метода правового регулирования. Данная традиционная точка зрения не отвечает объективным процессам, происходящим в современной российской правовой системе.

Правильнее говорить о преобладании какого-либо метода правового регулирования в определенной самостоятельной отрасли права.

Так, для гражданского права характерно преобладание дозволения как основного метода правового регулирования. Но в гражданском праве применяются и такие методы правового регулирования как предписание и запрет.

В административном праве основным методом правового регулирования является предписание. Вместе с тем в данной отрасли права применяется и запрет, и дозволение.

В уголовном праве основным методом правового регулирования является запрет. Однако, в этой отрасли права применяется также предписание и даже дозволение.

В медицинском праве также применяются все три метода правового регулирования. Для метода правового регулирования в медицинском праве характерно то, что дозволение, предписание и запрет применяются в равных пропорциях.

Таким образом, медицинское право является самостоятельной отраслью права с собственными предметом правового регулирования и методом правового регулирования, для которого характерно пропорциальное сочетание дозволения, предписания и запрета.
^ 7. Связь медицинского права с медицинской деонтологией и

биоэтикой
В современных условиях в системе гражданин (пациент) – медицинский (фармацевтический) работник происходит усиление социального контроля за профессиональной деятельностью и возрастанием социальной ответственности специалистов.

Взаимообусловленность, взаимодополнение и взаимодействие норм морали (этики) и права в процессе социального нормирования в здравоохранении диктует необходимость рассмотрения проблем современной медицины (фармации) в аспекте построения комплексных социально-нормативных систем в сфере охраны здоровья. При этом деятельность в данной области государственных органов должна строиться в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества и представителями разных специальностей.

В наших исследованиях (Сергеев В.В. и соавт., 2003) подчеркивается значение комплексных социально-нормативных систем в здравоохранении. Актульность создания которых диктуется, в частности, следующими обстоятельствами:

1) масштабностью и темпами преобразования в сфере правового и этического регулирования отношений, возникающих по поводу организации и оказания медицинской помощи, проведения медикобиологических исследований, применения новых медицинских технологий;

2) необходимостью рассмотрения вопросов социально-нормативного регулирования в сфере здравоохранения в аспекте взаимообусловленности, взаимодополнения и взаимодействия норм морали (этики) и права;

3) важностью международного измерения в области здравоохранения и медицины как приоритетных сфер общественной жизни с опорой на знание и использование российским врачом документов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, ВОЗ, ВМА, направленных на социально-нормативное (правовое, этическое) регулирования отношений в сфере здравоохранения;

4) существенным значением в современных условиях социально-нормативного регулирования отношений в системе гражданин (пациент) – медицинский работник (медицинская организация) при усилении социального контроля за медицинской деятельностью и возрастанием социальной ответственности врача.

В аспекте построения комплексных социально-нормативных систем в здравоохранении заслуживают отдельного рассмотрения связь медицинского права с деонтологией и биоэтикой.

Деонтология – это учение о должном поведении специалиста (медицинского, фармацевтического работника) в процессе профессиональной деятельности. Деонтология является одной из составных частей медицинской этики, другая ее часть – это медицинская аксиология (учение о профессиональных ценностях). Поэтому, говоря о деонтологии, следует помнить, что мы не выходим за пределы этического регулирования медицинской деятельности. В то время как медицинское право создает основу правового регулирования взаимоотношений, возникающих между пациентом (его законными представителями) и медицинскими работниками по поводу оказания медицинской помощи. Медицинская этика охватывает собой сферу профессиональной морали. Профессиональная мораль может быть формализована в профессиональных этических кодексах. Так, II (XVIII) Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 года одобрен Кодекс врачебной этики. Ассоциация медицинских сестер России принят Этический кодекс медицинской сестры России.

Медицинскую этику не следует путать с биоэтикой. Биоэтика является прикладной этикой, в которую в качестве относительно автономной части входит медицинская (профессиональная) этика. А.А. Гусейнов (2003) считает, что прикладная этика представляет собой новую, внутри себя многообразную область знания и общественной практики, возникающую на стыке этики и других конкретных форм научно-практической деятельности. Она тесно соприкасается и отчасти совпадает с профессиональной этикой, но не тождественна ей. Различия касаются, по крайней мере, двух пунктов. Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения, а прикладная этика имеет своим предметом конкретные моральные ситуации. Первая рассматривает профессиональное поведение, поведение человека внутри профессии и от ее имени, вторая – общезначимые проблемы, охватывающие людей разных компетенций и касающиеся самого личностного бытия индивидов, а не отдельных аспектов его деятельности.

Биоэтика – представляет собой интенсивно развивающуюся область комплексных исследований биологов, врачей, философов, юристов, посвященных этическим проблемемам, поставленным прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий, с целью формулирования моральных норм и принципов, обеспечивающих использование достижений биологии и медицины во благо человека.

С содержательной стороны связь биоэтики и медицинского права очень глубокая, поскольку в медицине нормы морали и права, находясь в постоянном взаимодействии, взаимообусловливают, взаимодополняют и взаимообеспечивают друг друга. Вместе с тем медицинское право – это система правовых норм, регулирующих взаимоотношения пациентов (их законных представителей) и медицинских работников, возникающие в процессе оказания медицинской помощи, поэтому за нарушение норм медицинского права предусмотрены различные виды юридической ответственности, а за нарушение норм морали наступает моральная ответственность.
^ Библиографический список

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. – Раздел I // Справочная правовая система «Гарант». Ред. от 29 января 2005 г.

Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» // Там же.

Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Там же.

Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Там же.

Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентах» // Там же.

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // Там же.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Там же.

Федеральный закон от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // Там же.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Там же.

Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» // Там же.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Там же.

Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // Там же.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Там же.

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Там же.

Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» // Там же.

История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2003.

Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве: Учебное и практическое пособие. – М.: Изд-во «БЕК», 1995. – С. 1-7.

Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. – М.: Прогресс-Интер, 1992.

Михайлов В.С. История международного здравоохранительного права. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1984.

Сергеев В.В., Захаров С.О., Ильина Е.Р., Купряхин В.А. О преподавании медицинского права и биоэтики // Медицинское право. – 2003. – № 3.

Стеценко С.Г. Медицинское право. Учебник. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Тихомиров А.В. Медицинское право: Практическое пособие. – М.: Изд-во «Статут», 1998. – Раздел 1, 2.

Шаргородский М.Д. Прогресс медицины и уголовное право // Вестн. Ленинградского ун-та. – Серия. Экономика, философия, право. – 1970. – № 3.
Лекция 2
^ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Похожие:

План Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право» iconРоссийская федерация федеральный закон об охране здоровья граждан
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует...
План Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право» icon21 октября законопроект об охране здоровья будет рассматриваться в ГосДуме во втором чтении
По законопроекту об охране здоровья граждан в РФ найден полный консенсус со всеми заинтересованными сторонами, включая представителей...
План Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право» iconСтатья Субъекты медицинского страхования в качестве субъектов медицинского...
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья
План Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право» iconЗакон от 23. 02. 2013 n 15-фз "Об охране здоровья граждан от воздействия...
Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
План Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право» icon1. 3Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
Общая характеристика дисциплины «Административное право». Место и роль дисциплины в системе профессиональной подготовки специалиста....
План Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право» iconПлан лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине
Нормативная база по включает государственные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в области обучения, воспитания,...
План Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право» icon1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граж- дан от 22...
Основы законодательства РФ об охране здоровья граж- дан от 22 июля 1993 г. №5487-1, статьи 32 Согласие на
План Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право» iconViii международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
Соотношение публично-правовых и частноправовых начал в регулировании общественных отношений
План Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право» iconЗаконодательное обеспечение системы российского здравоохранения
Тем не менее, характер здравоохранения определяется, прежде всего, социальным строем общества и государства, хотя цель здравоохранения...
План Моральные и правовые нормы в регулировании отношений в области здравоохранения. Соотношение понятий «законодательство об охране здоровья граждан» и«медицинское право» iconЗаконодательство и иные правовые акты о судебной власти и судебной системе
Предмет и система курса. Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы в рф» с другими юридическими
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница