Лекция №6


Скачать 295.34 Kb.
НазваниеЛекция №6
страница1/3
Дата публикации01.05.2013
Размер295.34 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Медицина > Лекция
  1   2   3
Лекция № 6

Обеспечение физиологического и психологического покоя пациента

Содержание учебного материала

  1. Основные потребности человека (по В.Хендерсон).

  2. Роль медицинской сестры при невозможности самостоятельного удовлетворения основных потребностей.

  3. Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и значение.

  4. Оборудование палаты. Обустройство места тяжелобольного пациента в домашних условиях (отделка помещений, освещение, температура и влажность воздуха, режим проветривания, расположение мебели и средств ухода за пациентом, высота кровати).

  5. Уборка палаты/комнаты.

  6. Наблюдение и оценка общего состояния пациента как важный элемент ухода (выражение лица, настроение, изменение голоса, состояние кожи, количество и качество выделений, запах тела, дыхание, пульс, артериальное давление, температура)

  7. Виды режимов двигательной активности.

  8. Виды положения пациента в постели.

  9. Примерный распорядок дня пациента.

10 Правила взаимодействия с пациентом (предоставление возможности самообслуживания, информирование о предстоящих действиях, получение согласия, общение с пациентом во время осуществления процедур ухода вне зависимости от возможности пациента отвечать, соблюдение последовательности процедур ухода, изоляция пациента на время проведения процедур интимного характера
Основные потребности человека.
Модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966г.), акцентирует внимание сестринского персонала на биологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. В то же время, в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это время сестра помогает "человеку, больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают его здоровье или же способствуют его выздоровлению (или в момент его ухода из жизни) и которые этот человек выполнял бы без посторонней помощи, будь у него силы, желания или знания". Вирджиния Хендерсон утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Фундаментальные потребности по В. Хендерсон:

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество жидкости и пищи.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться, раздеваться и выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10.Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции и мнение.

11.Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12.Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14.Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормальному развитию.

Источник проблем пациента:

обстоятельства, условия, перемены в жизни человека, когда он не может осуществлять уход за собой. Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, детский или старческий возраст и т.д.) не в состоянии осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои фундаментальные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенесший тяжелую утрату, может также испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее ему оказывал помощь в этом его умерший родственник.

Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.

^ Цель ухода. В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента. Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях (шок, лихорадка, инфекция или дегидратация). В. Хендерсон рекомендует составлять план сестринского обслуживания письменно, изменяя его после оценки результата сестринских вмешательств.
Роль медицинской сестры при невозможности самостоятельного удовлетворения основных потребностей.

Роль медицинской сестры: в модели В. Хендерсон представлена двояко. С одной стороны - это самостоятельный и независимый специалист при решении вопросов удовлетворения нарушенных фундаментальных потребностей человека. Но это и помощник врача, так как медицинская сестра выполняет его назначения.

^ Направленность сестринской помощи: удовлетворение биологических, психологических, социальных потребностей пациента и его привлечение к планированию и осуществлению ухода.

^ Способы сестринской помощи: различны, включая лекарственные средства и процедуры, назначаемые врачом, а также привлечение больного и его семьи к процессу ухода.

^ Ожидаемый результат и оценка: по данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все фундаментальные потребности, в отношении которых были предприняты действия медицинской сестры.

^ Главной, приоритетной задачей медицинской сестры является:

восстановление независимости пациента при удовлетворении им 14 фундаментальных потребностей.

Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и значение.

Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях предусматривает создание оптимальных условий для выздоровления пациента.

В лечебно-охранительный режим входит определенная организация дня пациента – расписание выполнения лечебно-диагностических мероприятий, режим питания, сна, общения с посетителями и др. Кроме того, лечебно-охранительный режим включает создание у пациента определенного психологического настроя на выздоровление, улучшение состояния, преодоление проблем со здоровьем.

В зависимости от состояния больного ему могут быть назначены различные виды режима :

-общий,

-полупостельный,

-постельный,

-строгий постельный.

^ Строгий постельный режим рекомендован для обеспечения пациенту максимального покоя. При нем больной постоянно находится либо в горизонтальном положении на спине, либо в полусидячем положении с приподнятым изголовьем кровати. Пациенту, которому назначен строгий постельный режим, не позволяется самостоятельно менять положение тела и осуществлять движения в крупных суставах. Такой пациент нуждается в полном уходе (все гигиенические процедуры, кормление, помощь при физиологических отправлениях осуществляет медсестра).

^ Постельный режим показан, когда состояние здоровья пациента позволяет немного активизировать его движения. Основную часть времени такой больной проводит в горизонтальном или сидячем положении с приподнятым изголовьем. При этом ему позволяется выполнять движения конечностями, поворачиваться в постели, а также самостоятельно умываться и есть. Тем не менее, пациенту необходимо помогать во время приема пищи, подавать судно, менять постельное и нательное белье и многое другое.

^ Палатный (полупостельный) режим рекомендован при необходимости постепенного увеличения двигательной активности. Пациенту, находящемуся на палатном режиме, разрешается половину дневного времени находиться в сидячем положении, несколько раз в день можно прохаживаться по палате.

^ Свободный (общий) режим показан при необходимости увеличить физическую нагрузку. При данном режиме большую часть времени пациент проводит вне постели, выходит за пределы палаты, допускаются прогулки на свежем воздухе. Однако тихий час пациент проводит, непременно лежа в постели.

В лечебно-профилактических учреждениях санаторного типа существуют три разновидности общего режима.

---Щадящий режим по уровню физических нагрузок соответствует общему режиму в стационаре. Пациентам разрешаются прогулки на территории санатория, но определенная часть дневного времени должна проводиться в сидячем положении и относительном покое.

---Щадяще-тренирующий режим предполагает участие пациента в экскурсиях и массовых культурных мероприятиях, ему разрешаются более длительные прогулки в окрестностях санатория.

---Тренирующий режим допускает значительно более длительные прогулки и активное участие в любых мероприятиях.


Обустройство места тяжелобольного пациента в домашних условиях.

Общие рекомендации по уходу за тяжелобольным в домашних условиях:
Уход за больным в домашних условиях требует особой организации быта внимания к особенным потребностям больного.

 Предлагаем Вам ряд рекомендаций для оптимизации ухода за больными:

Комната больного. Комната должна быть достаточно просторной и желательно защищенной от посторонних шумов. При этом подопечный не должен чувствовать себя изолированным от внешнего мира.

Мебель и другие предметы домашнего обихода не должны усложнять уборку в комнате желательно установить в комнате прочную и устойчивую мебель, которую больной мог бы использовать в качестве опоры.

Коврик перед кроватью ни в коем случае не должен скользить.

Комнату следует тщательно проветривать, желательно не менее двух раз в день. Температура воздуха должна быть оптимальной – 21°С±2°С.

Кровать больного. Кровать, по возможности, поставьте так, чтобы к ней был открыт доступ со всех сторон. Это поможет вам переворачивать больного, мыть его, менять постельное белье, переодевать памперсы.

Если онкологический больной прикован к кровати или проводит в ней большую часть времени, необходимо весьма тщательно подойти к выбору кровати. Если нет возможности использовать функциональную кровать, то обратите внимание на высоту – она должна быть не ниже 60 см. Достичь необходимой высоты можно с помощью матрацев, сложенных друг на друга.

 

Преимущества функциональной кровати:

-Вы можете регулировать высоту кровати,

-при уходе Вам не нужно будет наклоняться к больному,

-можно поднимать головную или ножную часть кровати,

-боковые защитные решетки не дают больному упасть.

 

Желательно поставить кровать головной частью к стене, чтобы можно было подойти к своему больному со всех сторон. Стулья, вставленные в каркас обычной кровати, помогут заменить боковые решетки.

Постель больного обычно состоит из головной подушки, легкого одеяла (чтобы не было пролежней на кончиках пальцев ног), простыни без складок (желательно на резинке) и специальных подушек для фиксации пациента в положении на боку. Постель не должна быть мягкой. Если это необходимо, застелите клеенкой матрац под поясницей.

Рядом с кроватью необходимо поставить небольшой столик или прикроватную тумбочку. Кровать и прикроватный столик (тумбочка) должны быть изготовлены из материала, который можно дезинфицировать. Дезинфекция необходима, так как защитные силы организма больного снижены. Протирайте пыль и делайте влажную уборку каждый день.

На тумбочке всегда должна стоять питьевая вода, настольная лампа, лежать очки больного (если он читает), пульт управления телевизором (если он смотрит телевизор) и колокольчик, которым больной может Вас подозвать. В выдвижной ящик тумбочки положите термометр, тонометр, ватные палочки, расческу, специальную косметическую продукцию, перевязочные средства (если необходимо). В нижнем отделении тумбочки разместите одноразовые гигиенические средства: пеленки, подгузники, прокладки, штанишки для их фиксации, полиэтиленовые пакеты для сбора мусора. Если больной пользуется туалетом, то рядом с кроватью можно поставить переносной кресло-туалет, шкаф с вещами больного. В изголовье постели разместите бра, настольную лампу, торшер.

 
Особенности ухода

Средства ухода всегда должны находиться под рукой. Наблюдение и оценка общего состояния больного являются важным элементом ухода, помогают вовремя распознать заболевание и предотвратить осложнения. В процессе ухода за больным следует ежедневно наблюдать за: выражением лица, голосом, состоянием кожи, количеством и качеством выделяемой жидкости, частотой и видом испражнений, запахом тела, дыханием, пульсом, давлением. Температура тела является важным диагностическим критерием оценки состояния больного. Ее изменения свидетельствуют о развивающемся заболевании, особенностях его течения и реакции больного на патологический процесс. Температуру тела необходимо измерять ежедневно. Больным, перенесшим инфаркт или инсульт, необходимо не менее двух раз в сутки измерять артериальное давления, записывать показания и сообщать их лечащему врачу.

Если больному трудно пить из чашки, то приобретите поильник или используйте соломку для коктейлей.

Если больной не удерживает мочу и кал, а у Вас есть средства, чтобы купить памперсы для взрослых или взрослые пеленки, то приобретите их. А если нет, то сделайте много тряпочек из старого белья для смены.

Используйте только тонкое (пусть старенькое) хлопчатобумажное белье для больного: застежки и завязки должны быть спереди. Приготовьте несколько таких рубашек для смены.

Проветривайте комнату больного 5-6 раз в день в любую погоду на 15-20 минут, укрыв больного потеплей, если на улице холодно.

Если больной любит смотреть телевизор, слушать приемник, читать – обеспечьте ему это.

Всегда спрашивайте, что хочет больной и делайте то, о чем он просит. Он знает лучше вас, что ему удобно и что ему нужно. Не навязывайте свою волю, всегда уважайте желание больного.

Если больному становится хуже, не оставляйте его одного, особенно ночью. Соорудите себе постель рядом с ним. Включите ночник, чтобы в комнате не было темно.

Спрашивайте больного, кого бы он хотел видеть, и зовите к нему именно этих людей, но не утомляйте его визитами друзей и знакомых.

 

Питание больного:

Питание должно быть легко усваиваемым, полноценным. Желательно кормить больного небольшими порциями 5-6 раз в день. Пищу готовьте так, чтобы она была удобна для жевания и глотания: мясо в виде котлет или суфле, овощи в виде салатов или пюре. Конечно, необходимы супы, бульоны, каши, творог, яйца. Важно ежедневное употребление овощей и фруктов, а также ржаного хлеба и кисломолочных продуктов. Не старайтесь давать всю пищу только в протертом виде, иначе кишечник будет работать хуже. Во время кормления желательно, чтобы больной находился в полусидячем положении (чтобы не поперхнуться). Не укладывайте его сразу после еды. Не забывайте поить пациента соками, минеральной водой.





Распорядок дня

Для ухода за больным дома нужно не только приобрести необходимые средства, но и составить индивидуальный план ухода – распорядок дня. При составлении плана необходимо учесть потенциал и потребности больного. Если в уходе Вам помогают другие члены семьи, то ведение дневника ухода поможет сориентироваться в гигиенических и лечебных процедурах, которые Вы выполнили, чтобы не повторять их, сэкономив средства, силы и время.
Пример распорядка дня:
7:00. Туалет (возможно использование кресла-туалета).
Измерение температуры, пульса, артериального давления (при необходимости).

7:15. Уход за полостью рта. Уход за кожей.
Интимная гигиена. Смена подгузника (при необходимости).
Проветривание комнаты.

8:00. Завтрак.

8:30. Время покоя больного. Уборка комнаты.

10:30. Профилактические и/ или лечебные мероприятия.
Питьевой режим (сок, минеральная вода по желанию).
Туалет (возможно использование кресла-туалета) или смена подгузника (по необходимости). Подготовка к обеду.

12:30. Обед.

15:30. Послеобеденный сон. Питьевой режим (чай, сок, минеральная вода по желанию).
Туалет или смена подгузника (по необходимости).
Измерение температуры, пульса, АД ( при необходимости).
Подготовка к ужину.

18:00. Ужин.

18:30. Уход за полостью рта. Уход за кожей. Интимная гигиена.
Смена подгузника ( по необходимости). Проветривание помещения.

20:00. Подготовка ко сну.

20:30. Сон.

  1   2   3

Похожие:

Лекция №6 iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция №6 iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Лекция №6 icon«Классический и современный психоанализ в зеркале символдрамы» лекция 1
«Психоанализ: прошлое, настоящее и будущее», лекция 2 «Психоанализ характера», лекция 3 «Психоанализ, любовь, семья и супружеские...
Лекция №6 iconЛекция Понятие риэлторской деятельности 2 Лекция Характеристика рынка риэлторских услуг в РФ 13
Лекция Особенности брокерской деятельности. Реализация квартир по договорам комиссии и поручения 161
Лекция №6 iconЛекция Фоновые и предраковые заболевания. Рак матки 46 Лекция Злокачественные...
Жалобы (основные и сопутствующие). Специфические функции женского организма (половая, репродуктивная, секреторная, менструальная)....
Лекция №6 iconЛекция I. Предмет, система и основные понятия курса “Судоустройство”
Лекция II. Судебная власть и правосудие
Лекция №6 iconЛекция № Вакцинация
Лекция № История отечественной педиатрии, организация охраны материнства. Периоды детского возраста
Лекция №6 iconЛекция №1 вводная лекция
Поэтому все мы вас призываем на 3 курсе с особой серьезностью относиться к учебному процессу
Лекция №6 iconЛекция Управление как социальное явление
Лекция Предмет и методы психологии управления. Функции управленческой деятельности
Лекция №6 iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница