Вопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.)


НазваниеВопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.)
страница1/10
Дата публикации03.05.2013
Размер1.31 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ВОПРОСЫ К ГОС. ЭКЗАМНАМ

ПО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ (пед. фак.)
1. Общественное здоровье и здравоохранение. История, разделы, основные категории. Социальная педиатрия как часть общественного здоровья и здравоохранения, ее история, основные проблемы, значение для повышения эффективности профилактической работы.

Общественное здоровье - состояние здоровья населения или его однородных групп. Здравоохранение - общественная, социальная функция медицины и всего общества, государства по охране и укреплению здоровья. ОЗиЗ - как самостоятельная наука изучает закономерности общественного здоровья, его обусловленность с целью разработки научно-обоснованных медико-профилактических мероприятий стратегического и тактического характера по сохранению и укреплению здоровья и совершенствованию мед. помощи населению. Разделы: 1) рассматривает проблемы охраны и улучшения здоровья различных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп и общества в целом; 2) рассматривает научно обоснованные оптимальные методы управления здравоохранением, формы и методы работы мед. учреждений, пути улучшения качества мед. помощи. Основные принципы лечебно-профилактической помощи детям: 1) непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; 2) преемственность в работе врачей; 3) этапность в лечении (поликлиника, стационар, санаторий). 1848 г - закон о социальной помощи работающим, страхование и охрана здоровья. В начале ХХ века самостоятельная дисциплина - социальная гигиена, основоположник врач Альфред Гротьян. 1903г создан журнал по соц гигиене; 1922г Семашко организовал при 1 мед университете кафедру по соц гигиене; 1923г кафедра во 2 мед университете Соловьев, создан первый учебник –Френкель; 1917 г. страхование на случай болезни. В конце 20-х годов появились СЭС; 1944г охрана материнства и детства; 1999г - общественное здоровье и здравоохранение. ОЗ и З: биология, экология; гигиена; социология; клиническая дисциплина; статистика. Разделы: история, теоретические проблемы здравоохранения и медицины, методы изучения состояния здоровья расселения, проблемы социальной помощи, социального обеспечения, организация мед помощи, экономика финансирования здравоохранения, управление здравоохранения.
2. Система профилактики и здравоохранения. Основные виды профилактики. История профилактического направления в здравоохранении России. Состояние и особенности профилактики в условиях реформы. Санология как научная основа развития первичной профилактики.

Профилактика - одно из важнейших направлений здравоохранения, дает возможность сохранить здоровье населения. Профилактика (греч. предохранение, предупреждение) - широкая и разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их искоренению (ослаблению) и предупреждению их проявления среди отдельных людей, групп и всего населения. Виды профилактики: 1) индивидуальная; 2) общественная. В зависимости от характера объекта приложения профилактических мер: 1) первичная - меры профилактики направленные на непосредственную причину заболевания или повреждения; 2) вторичная – меры воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего заболевания или повреждения. По характеру профилактических мероприятий: 1) социально-экономические; 2) медицинские. История профилактики: начинается с возникновения взглядов на значимость предупреждения причин, условий, факторов болезней, предотвращения их тяжелого течения, осложнений. На заре медицины это были простые, доступные гигиенические предписания: правила личной гигиены, поддержание чистоты тела, окуривание больных и их одежды, сжигание одежды умерших, трупов и предметов ухода. гигиенические рекомендации были у античных медиков. Гиппократ создал учение о роли природный условий и образа жизни на здоровье человека. О профилактике говорили М.Л. Мудров(нач.19 столетия), И.И. Пирогов, Г.А.Захарьин, но общественно-политический строй России в конце 19-нач. 20 в. не позволял создать и развивать профилактическое направление здравоохранения.
в марте 1919 г.на 8 съезде РКП(б) была принята программа о ведущем направлении здравоохранения - профилактическом. Роль профилактики в здравоохранении в нашей стране была полно отражена в Конституции СССР(1977г). В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993г) в числе основных принципов здравоохранения - "приоритет профилактических мер".
3. Значение изучения общественного здоровья и его обусловленности для решения проблем профилактики. Схема и методика изучения общественного здоровья. Использование статистических величин к методов медицинской статистики в изучении общественного здоровья. Основные показатели и ведущие факторы здоровья.

Общественное здоровье – такое состояние, которое обеспечивает условия для образа жизни людей, не обремененных заболеваниями, физическими и психическими расстройствами. Общественное здоровье рассматривается в условии и образе жизни и имеет прямое отношение к стратегиям в обл-ти охраны и улучшении здоровья, позволяет полнее всестороннее вскрыть социальную обусловленность здоровья людей, разработать действенные меры профилактики заболеваний, укрепления здоровья, развития здравоохранения. Общественное здоровье - состояние здоровья определенной группы населения определяемое четырьмя группами антегративных групповых показателей: 1) медико-демографических показателей; 2) показатели заболеваемости; 3) показатели инвалидности; 4) показатели физического развития. Теории и факторы обусловлен общ здоровья: 1) теория воздействия факторов образа жизни населения – первое место образ жизни (трудовая, физическая и социальная активность, активность в быту, в сфереобразован и воспитания, мед активность. 2теория факторов риска здоровья: первично большие ф риска- курение, злоупотреблен алкоголем, нерацион питание, гиподинамия, психоэмоц стресс; вторичные большие ф риска- диабет, артер гипертензия, липидемия, холестеринемия, ревматизм, аллергия, иммунодефициты и др.
4. Значение изучения медико-социальных вопросов охраны здоровья детей для решения проблем профилактики. Методика изучения и комплексной оценки здоровья детей. Критерии и группы здоровья. Особенности физического, нервно-психического развития и состояния здоровья детского населения в современной России.

В основе распределения групп здоровья лежат 4 критерия: 1) отсутствие или наличие хронических заб-ний, степень его выраженности; 2) резистентность орг-ма (кратность перенесенных за год острых заб-ний); 3) функциональное состояние органов и систем; 4) уровень физического и нервно-психического развития. Выделены следующие группы здоровья: I. Здоровые, с нормальным уровнем развития и нормальным уров­нем функций. II. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфоло­гические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (часто болеющие - 4 и более раза в году). III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компен­сации с сохраненными функциональными возможностями организма. IV. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии суб­компенсации, со сниженными функциональными возможностями организма. V. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии деком­пенсации, со значительно сниженными функциональными возможнос­тями организма. Как правило, дети данной группы мс посещают детс­кие учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены. Во избежание ошибок и для максимально возможной унификации полученных в разных учреждениях данных в оценке состояния здоро­вья приводится «схема определения группы здоровья при массовых врачебных осмотрах детей в зависимости от характера и выраженнос­ти некоторых распространенных отклонений в состоянии здоровья». Желательно, чтобы группу здоровья определял по своей специаль­ности каждый участвующий в осмотре врач. Окончательную оценку состояния здоровья и определения группы здоровья на основании заключений специалистов дает педиатр или за­ведующий дошкольно-школьным отделением поликлиники, возглав­ляющий массовые медицинские осмотры или диспансеризацию. При наличии нескольких заболеваний окончательная оценка ста­вится по наиболее тяжелому из них. При совокупности нескольких заболеваний, каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижает фун­кциональные возможности организма, больного следует отнести к IV группе. В истории болезни записывается полный диагноз и ставится группа здоровья.
5. Значение медико-социальных проблем охраны здоровья женщин для повышения эффективности профилактики. Методика оценки и изучения состояния здоровья женщин. Особенности заболеваемости, смертности, физического развития женщин в России. Проблемы абортов, невынашивания беременности, материнской смертности.

6. Роль медицинской демографии в решении проблем первичной и вторичной профилактики. Разделы и методы медицинской демографии. Семья как основной объект медико-социальных исследований и демографической политики. Использование данных о статике и динамике населения в здравоохранении.

7. Проблемы антенатальной профилактики. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методы изучения рождаемости. Факторы, влияющие на рождаемость и состояние здоровья новорожденных. Рождаемость и состояние здоровья новорожденных в России.

8. Профилактика преждевременной смерти как медико-социальная проблема. Методика изучения и причины смертности. Возрастно-половые особенности смертности. Младенческая, неонатальная, ранняя неонатальная, перинатальная смертность в России и др. странах: причины, уровни, профилактика.

Смертность является одним из показателей социального, демографического, медицинского благополучия. Изучение структуры причин смерти дает наиболее полное представление о состоянии здоровья населения, отражает эффективность мероприятий, проводимых органами и учреждениями здравоохранения и государства в целом по оздоровлению населения. Под общим показателем смертности понимается число умерших в определенном регионе в течение года на 1000 населения.

^ Общий показатель смертности = (общее число умерших / среднегодовая численность населения) х 1000.

Методика изучения основана (видимо) на статистике так как все умершие как и рожденные подлежат обязательной регистрации органами ЗАГСА. Причины смерти устанавливаются на вскрытии, если смерть обусловлена двумя и более причинами,необходимо для статистической обработки выбрать лишь одну, которую называют первоначальной причиной смерти. Она обозначается как болезнь или травма, вызвавшая последовательный ряд болезненных процессов, непосредственно приведших к смерти." В группе причин смерти, составляющих более 92%,в России в 2000г: 1) сердечно-сосудистые заболевания - 55,4%; 2) отравления, травмы, внешние причины смерти и др. - 14,1%; 3) новообразования - 13,8%; 4) болезни органов дыхания - 4.4%; 5) болезни органов пищеварения - 2,8%; 6) инфекционные и паразитарные болезни - 1,7%. Существенное значение для претворения в жизнь медико-социальных профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня смертности, имеет сравнительный анализ причин смертности мужчин и женщин,особенно в трудоспособном возрасте. Возрастно-половые особенности смерти:

^ Показатель смертности соответствующей возрастно-половой группы = (число умерших данного пола, в данном возрасте за год / среднегодовая численность населения) х 1000.

После рождения с возрастом вероятность смерти уменьшается, наиболее низкие показатели отмечаются в возрасте от 5-9 до 10-14лет (0,5%0),а уже после 15 лет происходит увеличение показателя смертности. Уже после 50 лет показатель повышается в 3,4раза по сравнению с возрастом от 1-4лет. Наиболее высок уровень смертности в возрасте 80-84 лет (122,8%0) и 85 лет и старше(207,2%0).Уровень смертности мужчин не только в целом, но и во всех возрастных группах выше, чем у женщин. А в возрасте 85 лет и более смертность мужчин ниже, чем женщин(так как их осталось мало).

^ Младенческая смертность (на 1-ом году жизни)

Общий показатель младенческой смертности = (число детей, умерших в течение года на 1-м году жизни / 2/3 родившихся живыми в данном календарном году + 1/3 родившихся живыми в предыдущем году) х 1000.

^ Ранняя неонатальная (в первые 168 ч жизни) смертность

Показатель ранней неонатальной смертности = (число детей, умерших в течение первых 168 ч жизни / число родившихся живыми за год) х 1000

^ Показатель неонатальной смертности = (число детей, умерших в первые 28 дней жизни / число родившихся живыми за год) х 1000.

Перинатальная смертность (с 22-й нед=154день внутриутробной жизни плода по 168ч после рождения).

Показатель перинатальной смертности = (Число детей, родившихся мертвыми + умерших в первые 168 ч жизни / Число родившихся живыми и мертвыми за год) х 1000.

Основные причины младенческой смертности: 1) перинатальная патология(44,1%); 2) врожденные аномалии (23,2); 3) болезни органов дыхания (16,0%); 4) несчастные случаи, травмы(9.3%); 5) инфекционные болезни (8,9%). Младенческая смертность в России одна из самых высоких среди развитых стран. В 1999 г на 1000 родившихся живыми умерло 16,5, США - 8,1, Англии - 6,1, Франции - 5,9, Германии 5,3, Японии - 4,2, Швеции 4,1.
9. Организация профилактики заболеваний как медико-социальная проблема. Виды заболеваемости, методика ее изучения, уровни и структура по основным возрастным группам. Особенности заболеваемости женского населения России, значение, для антенатальной профилактики.

Виды заболеваемости по обращаемости: 1) Общая - все случаи первичных посещений в амбулаторно-поликлинические учреждения, учетная форма - "статтистический талон уточненных диагнозов"; 2) Острая инфекционная заболеваемость учетная форма-"Экстренное извещение об инфекционном заболевании"; 3) Заболеваемость важнейшими неэпидимическими болезнями, учетная форма - "Специальное извещение, которое заполняется в случае постановки диагноза туберкулеза, онкологического и венерического заболевания"; 4) Госпитализированная заболеваемость, учетная форма-"карта выбывшего из стационара"; 5) Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, учетная форма - "больничный лист". Методы изучения заболеваемости: сплошной и выборочный (более экономичный).Сплошной основан на сводке отчетных данных текущего учета по всем лечебным учереждениям. Выборочный метод используют при социально-гигиенических исследованиях, изучают заболеваемость различных возрастно-половых, социальных, профессиональных, этнических и иных групп населения в зависимости от воздействия различных факторов, условий и образа жизни. Уровни выявления заболеваемости: 1) впервые выявленная заболеваемость-все новые случаи острых заболеваний, первые обращения по поводу хронических заболеваний в течение года. 2) Общая заболеваемость-совокупность всех имеющихся среди населения заболеваний, как впервые выявленная в данном году, так и в предыдущие годы, но по поводу которых больной вновь обратился в данном году; 3) Накопленная заболеваемость (распространенность) включает все случаи заболеваний, выявленные как в данном году, так и в прошлые годы, по поводу которых больные обращались и не обращались в медицинские учреждения. Структура общей заболеваемости взрослого населения, занимают: 1) Болезни органов дыхания; 2) болезни органов кровообращения; 3) болезни органов пищеварения; 4) болезни костно-мышечной системы; 5) болезни глаз и придаточного аппарата; 6) болезни мочеполовой системы; 7) травмы, отравления. У женщин России в более молодом возрасте чаще по сравнению с мужчинами регистрируется ревматизм, в возрасте от 30-70 лет-гипертоническая болезнь с преимущественным поражением сердца. Гинекологическая заболеваемость в детском возрасте 60-70 на 1000 девочек. Влияние неблагоприятных факторов перенатального периода, наследственной предрасположенности, нерационально построенного режима дня и чрезмерной занятости девочек в школе в предпубертатном и пубертатном периодах приводит к манифестации гинекологической потологии, которая растет с увеличением возраста девочек. В группе дошкольниц преобладают различные воспалительные заболевания гениталий 78,8%, среди которых существенную роль составляют аллергические вульвиты, то среди школьниц наиболее часто встречаются нарушения менструального цикла.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Вопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.) iconВопросы к гос. Экзаменам по профилактической медицине (гигиена)
Гигиена окружающей среды в формировании заболеваемости детей и подростков. Гигиенические и медицинские аспекты оценки среды обитания...
Вопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.) iconКнига М.: Высш шк
Практикум по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Для студентов заочников истор фак пед ин-тов
Вопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.) icon1 Предмет, задачи и структура пед-кой пси-гии. Связь пед-кой пс-ии...
Пед псих это отрасль пс-ии, изуч-ая закономерности развития ч-ка в усл-х обуч-я и восп-ия
Вопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.) iconКурсовая работа по дисциплине «Прикладная экономика»
Задания к курсовой работе по дисциплине «Прикладная экономика» и методические указания для их выполнения (гос-2000). Екатеринбург,...
Вопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.) iconДоклад на международном конгрессе по мануальной медицине, Братислава, 2004
Функция  и дисфункция. Основные вопросы диагностики и лечения в мануальной медицине
Вопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.) iconПеречень вопросов кафедры общественного здоровья и здравоохранения...
История возникновения профилактических дисциплин в нашей стране и за рубежом. Роль Н. А. Семашко и З. П. Соловьева, Г. А. Баткиса,...
Вопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.) iconУчебное пособие для студентов дневного отделения неязыковых факультетов
Е. Е. Васильева, Н. П. Зонина ( отв ред. ), Н. В. Карпенко и др.; Перм гос пед ун-т. – Пермь, 2007
Вопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.) iconТ. В. Цырлина; Центр "Пед поиск". М. Центр "Пед поиск", cop. 2009
Американский учитель: особенности функционирования / Т. В. Цырлина; Центр "Пед поиск". М. Центр "Пед поиск", cop. 2009. 144 с.; 21...
Вопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.) iconМетодика обучения глухих детей языку. Учеб пособие для студентов...
Рецензенты: член-корреспондент апн ссср, доктор педагогических наук Н. Д. Ярмаченко, кандидат педагогических наук К. А. Волкова,...
Вопросы к гос. Экзамнам по профилактической медицине (пед фак.) iconМетодические указания к самостоятельной работе новосибирск 2012
Биология: метод указания/Новосиб гос аграр ун-т. Биолого-технол фак.; сост. Л. А. Осинцева. – Новосибирск, 2012. – 28 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница