Логопедический массаж


Скачать 43.48 Kb.
НазваниеЛогопедический массаж
Дата публикации05.05.2013
Размер43.48 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ



В детской логопедии раннее речевое развитие стало рассматриваться как предмет научного исследования сравнительно недавно. Исторически первой организационной формой выявления детей с речевыми нарушениями была поликлиническая диспансеризация в возрасте 3 лет. Однако за последние десятилетия сама жизнь внесла серьёзные коррективы в логопедическую теорию и практику.

Патология, перенесённая ребёнком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих органов и систем организма, в большинстве случаев на психомоторное и речевое развитие.

Логопедическая помощь детям раннего возраста при задержке речевого развития является актуальной, так как в настоящее время оказание квалифицированной педагогической помощи детям до трёх лет часто необоснованно откладывается на более поздние сроки. Положение усугубляется ещё и тем, что на втором году жизни, когда ещё не завершилось развитие речи и других психических функций, большинство детей, перенесших перинатальную энцефалопатию и имеющих выраженных двигательных нарушений (парезов, параличей), начавших ходить в возрасте около года, снимают с учёта у невропатолога в детской поликлинике. Особенности их речевого развития не фиксируются в медицинской документации, а на приём к логопеду они, как правило, попадают в возрасте не ранее трёх лет. Отсутствие профилактического логопедического наблюдения за динамикой развития речи в раннем возрасте, недостаточность или несвоевременность назначения медицинских и педагогических коррегирующих мероприятий являются основными факторами, влияющими на увеличение количества и тяжести различных форм стойких речевых нарушений у дошкольников. Педагоги-логопеды детских садов и школ практически всегда работают над исправлением
произношения звука, и редко — над устранением причин возникновения расстройств речевого развития. А ведь средство есть! Логопедический массаж. Правда, чтобы им овладеть, придётся пройти курсы повышения квалификации, но ведь результат того стоит!

При помощи логопедического массажа можно добиться поразительных успехов в лечении таких речевых нарушений, как дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия, заикание, нарушения голоса.

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10–20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев.
При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т. п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5–7 минут, а конечная — 20–25 минут. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшим эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей.

Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят, и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем.


Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемешиваются с приемами массажа и реже — предшествуют
массажу. Гимнастика называется пассивной, потому что движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т. е. пассивно. Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда. Перед тем как выполнить пассивное движение, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение упражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду, сериями по 3–5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры. Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестетические ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т. п.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений. Формируется такие качества движения, как полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т. п. Гимнастика включает движения мышц и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Похожие:

Логопедический массаж iconП рактическое пособие ббк 51. 1(2)4 К78
К78 Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— Спб.: Корона принт, 2004.— 80 с, ил
Логопедический массаж iconТибетский лечебный массаж
Тибетский лечебный массаж содержит основные положения теории и практики тибетской медицины. Массаж как один из основных методов лечения...
Логопедический массаж iconМассаж головы
Массаж головы эффективно снимает головную боль и мигрень. В результате такой приятной и очень эффективной процедуры  происходит релаксация,...
Логопедический массаж iconТибетский массаж Ку-Нье включает в себя диагностику с точки зрения...
Масло с питательными и целебными веществами проникает через поры кожи и оказывает целебное действие на ткани, внутренние органы и...
Логопедический массаж iconКраткая история развития массажа
В лечебно-профилактических учреждениях широко используется основной вид лечебного массажа (ЛМ) классический массаж (КМ) и его разновидности....
Логопедический массаж iconОсновные схемы по рефлексотерапии
Живого опыта. Скажем, детям такой массаж помогает просто замечательно. А в сочетании с различными маслами (прежде всего пихтовым),...
Логопедический массаж iconЗадание для срс.(Дислалия)
Подготовить логопедический альбом (папку), с речевым материалом, по обследованию и коррекции трёх групп звуков (свистящие, шипящие,...
Логопедический массаж iconМассаж при заболеваниях органов дыхания
В книге рассказывается о всех видах массажа, которые можно применять для профилактики и лечения органов дыхания. В издании подробно...
Логопедический массаж iconПальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами
Пятница Т. В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005
Логопедический массаж iconКуничев Л. А. Лечебный массаж (справочник для средних медицинских работников)
Куничев Л. А. Лечебный массаж (справочник для средних медицинских работников). — Л.: Медицина, 1979.—216 с, ил
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница