Святитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание


НазваниеСвятитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание
страница1/12
Дата публикации08.05.2013
Размер1.12 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Святитель Игнатий Брянчанинов


О ПРЕЛЕСТИ





Содержание
О прелести (I часть)

О ревности душевной и духовной

О осторожности при чтении отеческих книг о монашеской жизни

О хранении себя от добра, принадлежащего падшему естеству человеческому

О сновидениях

О жительстве по совету

О отшельнической жизни

О прелести (II часть)

О истинном и ложном смиренномудрии

Зрение греха своего

О любви к ближнему

О любви к Богу

Сети миродержца




^

О прелести (I часть)



Прельстился ум твой: вкусил плод, воспрещенный Богом. Прекрасным показался плод при любопытном, неосторожном взгляде на него; прекрасным показался плод неведению, неопытности, невинности; совет злонамеренный и лукавый убеждал ко вкушению; вкушение плода поразило вкусившего смертию. Горечь ядовитой снеди еще пенится на устах твоих; терзается внутренность твоя от действующего в ней яда. Смущение, недоумение, омрачение, неверие объемлют душу твою. Обессиленный, расстроенный грехом, ты озираешься вспять, будучи прежде направлен в царствие Божие ... (Лук. VI, 62. Плач Иер. 1.)
^ Ученик: Дай точное и подробное понятие о прелести. Что такое — прелесть?

Старец: Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос.

Усвоимся этой Истине верою в Нее; возопием молитвою к этой Истине, — н Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами. Горестно — состояние наше! Оно — темница, из которой мы молим извести нашу душу, исповедатися имени Господню. Оно — та мрачная земля, в которую низвергнута жизнь наша позавидовавшим нам и погнавшим нас врагом. Оно — плотское мудрование и лжеименный разум, которыми заражен весь мир, не признающий своей болезни, провозглашающей её цветущим здравием. Оно — плоть и кровь, которые царствия Божия наследити не могут. Оно — вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который есть воскрешение и живот.

Таково наше состояние. Зрение его — новый повод к плачу. С плачем возопием к Господу Иисусу, чтобы он вывел нас из темницы, извлек из пропастей земных, исторг из челюстей смерти. “Господь наш Иисус Христос”, — говорит преподобный Симеон, Новый Богослов, — потому и сошел к нам, “что восхотел “изъять нас из плена и из злейшей прелести”.

^ Ученик: Это объяснение недовольно доступно для моих понятий: нуждаюсь в объяснении более простом, более близком к моему уразумению.

Старец: В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь. По этой причине Господь назвал Диавола ложью, отцом лжи и человекоубийцею искони. Понятия о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом “искони” указывается на то, что ложь с самого начала послужила для Диавола орудием к человекоубийству, и постоянно служит ему орудием к человекоубийству, к погублению человеков.

Начало зол — ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести — ложная мысль! При посредстве лжи, Диавол поразил вечною смертию человечество в самом корне его, в праотцах. Наши праотцы прельстились, то есть, признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом, что засвидетельствовала и праматерь наша. “Змий прельсти мя, — сказала она, — и ядохъ”.

С того времени естество наше, зараженное ядом зла, стремится произвольном невольно ко злу, представляющемуся добром и наслаждением искаженной воле, извращенному разуму, извращенному сердечному чувству. Произвольно: потому что в нас еще есть остаток свободы в избрании добра и зла. Невольно: потому, что этот остаток свободы не действует как полная свобода; он действует под неотъемлемым влиянием повреждения грехом.

Мы родимся такими; мы не можем не быть такими: и потому все мы, без всякого исключения, находимся в состоянии самообольщения и бесовской прелести. Из этого воззрения на состояние человеков в отношении к добру и злу, на состояние, которое по необходимости принадлежит каждому человеку, вытекает следующее определение прелести, объясняющее её со всею удовлетворительностью: прелесть есть усвоение человекомъ лжи, принятой имь за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою. Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти.

Со времени падения человека Диавол получил к нему постоянно свободный доступ. Диавол имеет право на этот доступ: его власти, повиновением ему, человек подчинил себя произвольно, отвергнув повиновение Богу. Бог искупил человека. Искупленному человеку предоставлена свобода повиноваться, или Богу, или Диаволу, а чтоб свобода эта вынаружилась непринужденно, оставлен Диаволу доступ к человеку.

Очень естественно, что Диавол употребляет все усилия удержать человека в прежнем отношении к себе, или даже привести в большее порабощение. Для этого он употребляет прежнее и всегдашнее свое оружие — ложь. Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние самообольщения; наши страсти — эти болезненныя влечения — он приводит в движение; пагубные требования их облачает в благовидность, усиливается склонить нас к удовлетворению страстям.

Верный Слову Божию не дозволяет себе этого удовлетворения, обуздывает страсти, отражает нападения врага: действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало по малу влияние на себя падших духов, он мало по малу, выходит из состояния прелести в область истины и свободы, полнота которых доставляется осенением Божественной благодати.

Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму, подчиняется врагу, и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение Диаволу. Состояние людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен и порабощен, соответствуя той степени, в которой человек порабощен страсти. Но все, впавшие в бесовскую прелесть, то есть, чрез развитие собственного самообольщения вступившие в общение с Диаволом и в порабощение ему — находятся в прелести, суть храмы и орудия бесов, жертвы вечной смерти, жизни в темницах Ада.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Святитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание iconСвятитель Игнатий (Брянчанинов)
А это зрелище почти беспрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противоположным, точно утешительным зрелищем! редко...
Святитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание iconИгнатий Брянчанинов. О самообольщении. Критика "Подражания Христу" Ф. Кемпийского

Святитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание iconСвятитель Игнатий (брянчанинов). Слова и письма о вере и спасении....
Ище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти беспрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены...
Святитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание iconТом Аскетические опыты. Часть ii второй том Полного собрания творений...
Историко-литературные разыскания показывают как твердо и решительно святитель Игнатий отстаивал истину в исключительно тяжелое для...
Святитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание iconСвятитель Феофан Затворник Вышенский
...
Святитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание iconСвятитель Савва, первый архиепископ Сербский
Пресвятой Богородицы "имея Меня Споручницею к Царю всех. Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?" вызволили его из уныния, переменив...
Святитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание iconСвятитель Савва, первый архиепископ Сербский
Пресвятой Богородицы "имея Меня Споручницею к Царю всех. Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?" вызволили его из уныния, переменив...
Святитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание iconСвятитель Спиридон Тримифунтский День памяти :  Декабрь 12 /25 Святитель...
Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем,...
Святитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание iconСвятитель Иаков, епископ Ростовский Дни памяти:  Май 23 / Июнь 5...
Святитель Иаков, епископ Ростовский, по местному преданию, принял постриг в Копырском на реке Ухтоме монастыре, в 80 километрах от...
Святитель Игнатий Брянчанинов о прелести содержание iconНиколаи
Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание, дневники 1870- 1911 гг. Спб.: Библиополис, 2007. 760 е., ил
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница