Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения


НазваниеУчебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения
страница1/25
Дата публикации11.05.2013
Размер3.81 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Медицина > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25






Н. И. Федюкович

основы

^ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения

Допущено Министерством образования Республики Беларусь




/~и>.

%








МИНСК

^ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ 2011УДК 61(075.3=161.1) ББК 5я721 Ф35

Рецензенты:

кафедра анатомии, физиологии и безопасности человека Брест­ского государственного университета имени А. С. Пушкина (д-р мед. наук, проф. С. В. Панько);

учитель высшей категории, преподаватель кафедры биологии че­ловека и экологии Международного государственного экологического университета имени А. Д. Сахарова А. Б. Авчинников

Федюкович, Н. И.

Ф35 Основы медицинских знаний : учеб. пособие для 10—11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Н. И. Федюкович. — Минск : Нац. ин-т образования, 2011. — 256 с. : ил.

181Ш 978-985-465-798-1.

УДК 61(075.3=161.1) ББК 5я721

I8ВN 978-985-465-798-1 © Федюкович Н. И., 2011

© Оформление. НМУ «Национальный институт образования», 201

1ВВЕДЕНИЕ

Овладение основами медицинских знаний необходимо каждому человеку для его нормального физического и ду­ховного развития. Особенно важно иметь эти знания в слу­чаях, требующих оказания человеку первой медицинской помощи в быту, на работе, в поездке, путешествии, школе, на улице и т. д. Правильно оказанная на месте помощь может сохранить жизнь пострадавшему, предотвратить быстрое развитие необратимых изменений в его организме и обеспечить желаемый результат еще до доставки в лечеб­ное учреждение. Поэтому так важно с юных лет быть гото­вым к действиям в экстремальных условиях, овладеть эле­ментарными медицинскими знаниями и практическими навыками по оказанию себе и другим первой медицинской помощи, по уходу за пострадавшими и больными и контро­лю за их состоянием. Исключительное значение эти знания, умения и навыки приобретают в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного либо природного происхождения, а также в условиях военного времени.

Первая медицинская помощь предусматривает проведе­ние простейших неотложных мероприятий по спасению жизни человека или предупреждению возможных ослож­нений и включает три основные группы действий:

  1. меры по незамедлительному прекращению воздейст­вия внешних повреждающих факторов (например, электри­ческого тока, высокой или низкой температуры, отравля­ющих веществ и т. д.);

  2. меры по оказанию первой медицинской помощи по­страдавшему или самопомощи в зависимости от характера и вида травмы, несчастного случая или внезапного заболе­вания (например, остановка кровотечения, наложение по­вязки на рану, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца, введение противоядий и др.);

  3. меры по незамедлительной доставке больного или пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Мероприятия первой группы часто оказываются в поряд­ке само- или взаимопомощи и должны выполняться в пер­вую очередь. Вторая группа действий может быть проведена лицами, знакомыми с основными признаками повреждений и владеющими специальными приемами оказания первой помощи. Большое значение имеет третья группа мероприя­тий по обеспечению транспортировки пострадавшего в лечеб­ное учреждение в наиболее безопасном для него положении. Своевременно оказанная и правильно проведенная медицин­ская помощь часто не только спасает жизнь пострадавшему, но и создает предпосылки для его дальнейшего успешного лечения и восстановления здоровья, предупреждает развитие осложнений, уменьшает вероятность и длительность времен­ной нетрудоспособности.

В данный учебник включены основные медицинские сведения, которые в соответствии с действующими програм­мами обучения предназначены к усвоению учениками об­щеобразовательных школ в качестве первичного минимума.^ ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

  1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Первая медицинская помощь при травмах, острых забо­леваниях, несчастных случаях может быть оказана на месте поражения самим пострадавшим (самопомощь) или дру­гим человеком (взаимопомощь) и должна проводиться в соответствии с определенными правилами. Мероприятиями первой медицинской помощи являются:

  • временная остановка возникшего кровотечения, нало­жение стерильной повязки на рану или травмирован­ную поверхность (например, при ожоге);

  • искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца;

  • введение антидотов (противоядий) при отравлениях, средств обезболивания при травмах и острых болевых синдромах, антибиотиков при инфекциях и т. д.;

  • тушение одежды в случае ее возгорания, иммобилиза­ция (обеспечение неподвижности) определенной части тела на время транспортировки;

  • согревание тела или наложение холода (при необходи­мости), частичная санитарная обработка и др.

При сильном кровотечении, поражении электрическим током, утоплении, прекращении дыхания и работы сердца и в других случаях первая медицинская помощь произво­дится неотложно. Если ее необходимо оказать одновремен­но значительному количеству пострадавших, то очередность проведения мероприятий зависит от состояния потерпев­ших. В первую очередь помогают детям и тем, кто нахо­дится в более тяжелом состоянии или может погибнуть.

При оказании первой медицинской помощи необходимо быстро спланировать последовательность ее этапов. Все приемы должны производиться бережно и осторожно, по­скольку грубые действия нередко могут только ухудшить состояние пострадавшего. Если помощь оказывают несколь­ко человек, то их действия должны быть не только опера­тивными, но и слаженными, скоординированными. В этом случае один из тех, кто оказывает помощь, должен принять на себя обязанности старшего группы и руководить дейст­виями всех остальных.

В ходе оказания первой медицинской помощи использу­ются табельные (специальные) и подручные средства. К та­бельным средствам относятся бинты, перевязочные меди­цинские пакеты, большие и малые стерильные повязки и салфетки, вата, специальные жгуты для остановки крово­течения, шины для иммобилизации. В качестве подручных средств при оказании первой медицинской помощи могут быть использованы: для наложения повязок — чистые про­стыни, белая ткань; для остановки кровотечения — ко­жаные и другие ремни, пояса или закрутки из ткани; для иммобилизации при переломах — куски картона, фанеры, доски, палки и др. Там, где существует такая опасность, для личной профилактики и защиты от поражений радио­активными, отравляющими веществами и бактериальными средствами используют стандартную индивидуальную ап­течку (АИ-2) или иные укомплектованные медицинские сумки и наборы.

Возникновение состояний, требующих немедленного ока­зания эффективной реанимационной помощи в течение первых минут после несчастного случая за пределами ле­чебных учреждений, — нередкое явление. Поэтому обуче­ние населения основам неотложной помощи имеет важное государственное значение, так как это позволит сохранить жизнь многим тысячам пострадавших.

^ Причины потери сознания. Причинами потери созна­ния могут быть инфаркт миокарда, травма, утопление, от­равление, удар электрическим током или молнией, токси­ческое воздействие лекарств, острое массивное кровотечение, кровоизлияния в жизненно важные центры головного моз­га, заболевания, осложненные кислородным голоданием и острой сердечной слабостью, и др. Во всех этих случаях нужно незамедлительно начать мероприятия по искусствен­ному поддержанию кровообращения и дыхания.

^ Признаки жизни и смерти. Реанимация. Остановка ра­боты сердца и дыхания не сопровождается мгновенным прекращением процессов жизнедеятельности организма че­ловека, некоторое время в нем еще сохраняются условия для восстановления жизненных функций. Клиническая смерть — обратимый этап умирания, длящийся несколько минут после прекращения кровообращения и дыхания. На­чалом клинической смерти считают последний вдох и по­следнее сердечное сокращение. В этот момент зрачки рас­ширены, кожные покровы бледные, холодные, рефлексы отсутствуют. Обратимость клинической смерти в основном зависит от степени изменений клеток головного мозга, вы­званных кислородным голоданием (гипоксией). Выделяют следующие этапы клинической смерти: пред агональный пе­риод — этап умирания, для которого характерно угнетение сознания, постепенное снижение артериального давления, учащение сердечных сокращений, сменяющееся снижением их частоты, поверхностное дыхание, бледность кожных по­кровов; агональный период (агония) — конечный момент жизни, период, во время которого возможно увеличение ар­териального давления, температуры тела и частоты сердеч­ных сокращений, исчезают рефлексы глаз, дыхание стано­вится прерывистым. Агональная вспышка жизнедеятель­ности очень короткая и заканчивается полным угнетением всех функций организма.

Переход от клинической смерти к биологической назы­вается терминальной паузой (от 5 с до 4 мин).

^ Биологическая смерть наступает вслед за клинической и является необратимым состоянием, когда оживление уже невозможно. Признаками биологической смерти являются помутнение и высыхание роговицы, наличие симптома «кошачьего глаза» — при сжатии глаза зрачок подвергает­ся деформации; остывание тела и возникновение трупных пятен; трупное окоченение, которое развивается через 2—

  1. ч после смерти.

Прекращение дыхания и остановка работы сердца — клиническое состояние организма, при котором восстанов­ление жизнедеятельности еще возможно за счет интенсив­ных реанимационных мероприятий. Для этой цели практи­чески в любой ситуации применяются искусственная вен­тиляция легких и непрямой массаж сердца.

В основе искусственной вентиляции легких лежит вду­вание воздуха в дыхательные пути пострадавшего. Наибо­лее простые методы искусственной вентиляции легких — «изо рта в рот» и «изо рта в нос». Для наполнения легких больного используется выдыхаемый воздух спасателя. Газо­вый состав вдуваемого воздуха отличается от атмосферного, концентрация кислорода в нем уменьшена с 21 до 15— 18 %, концентрация углекислого газа увеличена с 0,3 до

  1. %. Однако при отсутствии самостоятельного дыхания вы­дыхаемый спасателем воздух способен поддерживать дея­тельность жизненно важных органов пострадавшего.

Главная задача искусственной вентиляции — восстанов­ление и обеспечение нормальной проходимости дыхатель­ных путей. Наиболее частая причина ее нарушения — западение корня языка и надгортанника вследствие рас­слабления жевательных мышц. Обеспечение проходимости воздухоносных путей достигается максимальным запроки­дыванием головы пострадавшего и одновременным подтя­гиванием и прижатием нижней челюсти к верхней. В слу­чаях, когда таким образом не удается освободить дыха­тельные пути, применяются воздуховоды.

В основе непрямого массажа сердца лежит ритмическое сжатие сердца между грудиной и позвоночником. При этом кровь из левого желудочка поступает в аорту и по сосудам — в головной мозг, а из правого желудочка — в лег­кие, где насыщается кислородом (искусственная систола).

Для выполнения непрямого массажа сердца обязатель­ным условием является наличие твердой поверхности (зем­ля, пол, стол, кушетка).

^ Транспортировка пострадавших. После оказания неот­ложной помощи больного или тяжело пострадавшего необ­ходимо доставить в ближайшее лечебное учреждение. Отзнания правил транспортировки зависит ход дальнейшего лечения больного, а их нарушение может привести к ухуд­шению его состояния, например за счет смещения осколков костей, увеличения кровотечения, дополнительного травми­рования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения iconУчебные пособия: Информатика : учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных...
Информатика : учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Г. А. Заборовский,...
Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения iconИнформатика 9 класс
Информатика : учебное пособие для 9-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Г. А. Заборовский,...
Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения iconИнформатика 8 класс
Информатика : учебное пособие для 8-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения / Е. Л. Миняйлова,...
Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения icon“ родноеподмосковь е” ( учебное пособие для учащихся общеобразовательных...
Греханкина Л. Ф. «Родное Подмосковье» учебное пособие для учащихся 7-8-9 классов общеобразовательных учреждений
Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения iconИнформатика 6 класс
Информатика : учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / А. Е. Пупцев,...
Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения iconПособие для учащихся общеобразовательных школ Чебоксары
Учебное пособие «Систематика растений» предназначено для учащихся 6 классов общеобразовательных школ и направлено, прежде всего,...
Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения iconУчебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения
Разрыв между «богатыми» и «бедными» странами продолжает увеличиваться. В целом современное развитие человечества характеризуется...
Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения iconУчебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений
Практикум. Роль молодежи в становлении сильной и процветающей Беларуси
Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения iconПояснительная записка для проведения экзамена по обж для выпускников...
Исный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 9 марта 2004...
Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения iconУчебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских...
Ф62 «са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница