Методические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль


Скачать 255.55 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль
Дата публикации11.05.2013
Размер255.55 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Медицина > Методические указания
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического,

лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль-

тетов
1. Раздел курса. Реактивность. Иммунитет и аллергия

2. Тема занятия. Реактивность и резистентность, биологические

барьеры.

3. Цель занятия. На модели кислородной недостаточности показать

значение реактивности в развитии патологических процессов и воз-

можности ее целенаправленного изменения. В эксперименте на жи-

вотных изучить поглотительную функцию клеток РЭС и зависимость

ее от состояния ЦНС. Показать защитную роль ГЭБ.
ВОПРОСЫ для подготовки:

^ 1. Понятие о реактивности и резистентности организма.

2. Показатели реактивности и резистентности.

3. Уровни регуляции реактивности.

4. Взаимоотношения реактивности и резистентности.

5. Роль функционального состояния ЦНС в изменении реактивности и

резистентности.

^ 6. Применение способов целенаправленного изменения реактивности

в практической медицине.

7. Защитные барьеры организма, классификация. Характеристика.

8. Гисто-гематические барьеры, определение, виды.

^ 9. ГЭБ, строение, функции, патология.

10. Ретикулоэндотелиальная система (РЭС), строение, функции.

11. Методы изучения РЭС, патология.

12. Понятие о системе мононуклеарных фагоцитов (СМФ) и ее функциях,

лабораторных показателях деятельности. Взаимоотношения между поня-

тиями: РЭС и СМФ.

^ 13. Факторы естественного иммунитета, классификация, характеристика.
ЛИТЕРАТУРА

1. Лекции по этой теме.

2. Учебники по патофизиологии.

3. Практикум по патологической физиологии/Под ред. С.В. Павленко.
^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Карр Я. Макрофаги: Обзор ультраструктуры и функции/Пер. с

англ. - М.: Медицина, 1978. - 188 с.

2. Учитель И.Я. Макрофаги в иммунитете. - М.: Медицина,

1978. - 200 с.

3. Фрейдлин И.С. Система мононуклеарных фагоцитов. - М.:

Медицина, 1984. - 271 с.

^ 4. Маянский Д.Н. Клетка Купфера и система мононуклеарных

фагоцитов. - Новосибирск: Наука, 1981. - 172 с.

5. Маянский А.Н., Маянский Д.Н. Очерки о нейтрофиле и

макрофаге. - Новосибирск: Наука, 1983 и 198 (пер-

вое и второе издания).
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

1. Раздел курса. Реактивность

2. Тема занятия. Значение реактивности и резистентности в разви-

тии патологических процессов и возможности ее целенаправленного

изменения.

^ 3. Цель занятия. На модели кислородной недостаточности показать

значение реактивности в развитии патологических процессов и воз-

можности ее целенаправленного изменения.

^ 4. Планируемый уровень усвоения: 2-3 уровни.

5. Частные задачи занятия:

1. Показать студентам значение функционального состояния ЦНС

в формировании реактивности и возможности целенаправленного

изменения реактивности.

^ 2. Показать взаимосвязь реактивности и резистентности.

3. Показать значение обмена веществ в реактивности.

6. Длительность занятия в академических часах.

Лечебный факультет 2 часа

Педиатрический факультет 2 часа

Медико-профилактический факультет 2 часа

Стоматологический факультет 2 часа

^ 7. Место проведения занятия: учебные залы кафедры патофизиоло-

гии.

8. Оснащение занятия:

1. Мыши - 8 шт.

2. Банки с притертыми пробками - 5

3. Банки для горячей воды.

4. Термометр.

5. Лоток для снега.

^ 6. Таз со снегом.

7. Пинцеты.

8. Вата.

9. Аппарат для определения основного обмена.

10. Шприцы для гексенала или тиопентал-натрия на 1,0 мл.

11. Иглы к шприцам.

12. 1% раствор гексенала или тиопентал-натрия.
^ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОПЫТ N 1. Изменения резистентности организма к недостатку

кислорода при изменении функционального состояния ЦНС.

Берут двух мышей, изучают исходные показатели: частоту

дыхания, поведение, окраску кожных покровов. Одну из мышей

наркотизируют внутрибрюшинным введением 1% раствора гексенала

или тиопентал-натрия в количестве 0,1-0,2 мл. Другая мышь слу-

жит контролем. После наступления глубокого наркоза у наркотизи-

рованной мыши обеих животных помещают в стеклянные банки с при-

тертыми пробками, ведут наблюдение за состоянием животных,

регистрируют те же показатели, что и в исходном фоне каждые

5 минут. Опыт ведут до гибели животных. Вычерчивают график

изменения частоты дыхания у обеих мышей.
ОПЫТ N 2. Изменения резистентности организма к недостатку

кислорода при изменении температуры окружающей среды.

У трех мышей определяют исходные показатели: поведение,

частоту дыхания, окраску кожи и видимых слизистых у первой -

после 15-минутного охлаждения при температуре +4-5_S00_TС (в банке в

лотке со снегом, либо за окном); у второй - после 15-минутного

перегревания при температуре 38-40_S00_TС (в банке, помещенной в го-

рячую воду); у третьей (контроль) - при нахождении в обычных

условиях (комнатная температура). Всех мышей помещают в банки с

притертыми пробками, и, продолжая согревать и охлаждать их, наб-

людают за состоянием животных и регистрируют те же показатели,

что и в исходном фоне каждые 5 минут. Опыт ведут до гибели жи-

вотных. Результаты заносят в таблицу и вычерчивают график.
Таблица

Изменения частоты дыхания у мышей при различных состояниях реактив-

ности в условиях гипоксии

───────────────┬─────────┬──────────────────────────────────────────

^ Модель │Исходный │Время опыта (минуты)

фон ├──┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───

│ │5 │10 │15 │20 │25 │30 │35 │40 │45 │50 │55

───────────────┼─────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼───

^ Контроль │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

Наркоз │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

Охлаждение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

Перегревание │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

───────────────┴─────────┴──┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───
-2-
Частота │

дыхания │

























└───────────────────────────────────────────────

^ Время, минуты
Опыт 3. Влияние наркоза и охлаждения на основной обмен.

Берут 3-х мышей. Одну из них наркотизируют внутрибрюшинным

введением 1% гексенала или тиопентал-натрия (0,1-0,2 мл), вторую

подвергают охлаждению, третья - служит контролем. Всех мышей по-

мещают в аппараты для измерения газообмена при дыхании. Наблюда-

ют степень поглощения кислорода, результаты заносят в таблицу и

делают выводы.

Таблица
Влияние наркоза и охлаждения на основной обмен

──────────────────────────┬────────────────────────────────────

^ Состояние │ Количество поглощенного кислорода

животных │ за 10 минут

──────────────────────────┼────────────────────────────────────

Контроль │

──────────────────────────┼────────────────────────────────────

Наркоз │

──────────────────────────┼────────────────────────────────────

Переохлаждение │

──────────────────────────┴────────────────────────────────────

Подсчитывают основной обмен, исходя из того, что 1 литр кислорода

дает 5000 кал.
ВЫВОДЫ

^ 1. В состоянии наркоза повышается резистентность организма к не-

достатку кислорода и понижается реактивность, что способствует

более длительному выживанию наркотизированной мыши.

^ 2. Повышение резистентности при пониженной температуре и пони-

жение реактивности дают большие сроки выживаемости, и, наоборот,

повышение реактивности и понижение устойчивости к недостатку кис-

лорода в атмосфере при высокой температуре дают меньшие сроки

выживаемости.

^ 3. В состоянии наркоза и переохлаждения понижаются обменные про-

цессы, что дает повышение устойчивости к кислородному голоданию.

Это явление имеет большое практическое значение.
^ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАЧ-ЗАДАНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Как изменится реактивность и резистентность организма челове-

ка к болевым воздействиям в состоянии наркоза?

Ответ: реактивность понижается, а резистентность возрастает.

^ 2. Каким образом можно увеличить резистентность организма к ги-

поксии (например, во время операции)?

Ответ: дать наркоз и ввести в состояние гипотермии.

^ 3. По каким показателям жизнедеятельности организма можно судить

о состоянии реактивности у больного?

Ответ. Основными показателями являются: обмен веществ, деятель-

ность эндокринных желез, состояние нервной системы и деятельность

других функциональных систем.

^ 4. Почему новорожденные более устойчивы к кислородному голоданию?

Ответ. У новорожденных более высокая устойчивость к кислородному

голоданию связана с низким обменом в нервной ткани (несформировав-

шаяся нервная система), то есть с низкой реактивностью.

^ 5. Чему равны показатели основного обмена, если за 5 минут в аппа-

рате для газообмена мышь поглотила 3 мл кислорода, при условии, что

на 1 литр кислорода вырабатывается 5 ккал тепла?

Ответ. За сутки -

1) 3 мл * 12 * 24 = 864 мл

2) 1 л кислорода - 5 ккал

0,86 л - х

0,86*5

х= -------- = 4,3

1
-3-

Перечень практических навыков, которые должны освоить студенты по

данной теме:

^ 1. Подсчет частоты дыхания у мышей.

2. Умение работать с аппаратом для определения газообмена и рассчи-

тывать основной обмен по газообмену.
^ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕС-

КОМУ ЗАНЯТИЮ.

1. Понятие о реактивности и резистентности организма.

2. Показатели реактивности и резистентности.

3. Уровни регуляции реактивности.

^ 4. Взаимоотношения реактивности и резистентности.

5. Роль функционального состояния ЦНС в изменении реактивности и

резистентности.

6. Применение способов целенаправленного изменения реактивности

в практической медицине.
^ РЕФЕРАТИВНЫЕ СООБЩЕНИЯ

1) Особенности реактивности детей в раннем постнатальном периоде.
ЛИТЕРАТУРА

1. Лекции по этой теме

2. Учебники по патофизиологии

3. Практикум по патологической физиологии/Под ред. С.В. Павленко
^ ПРОФИЛИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ПО ФАКУЛЬТЕТАМ:

На педиатрическом факультете:

1. Обратить внимание на формы взаимоотношения реактивности и резис-

тентности в различные возрастные периоды и реакции детского организ-

ма на различные повреждающие агенты.

На медико-профилактическом факультете:

^ 1. Обратить внимание на необходимость ограничения действия факторов,

неблагоприятно влияющих на реактивность организма и различных мерах

по оздоровлению организма (улучшение условий труда, отдыха; уменьше-

ние действия неблагоприятных экологических факторов, недостаточности

питания; влияние массовых прививок и пр.).
^ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО НЕПАРАМЕТРИЧЕС-

КОМУ КРИТЕРИЮ U (Вилкоксона-Манна-Уитни)

Берут 2 ряда наблюдений и располагают каждый ряд в порядке умень-

шения величины показателя. Подсчитывают число нарушений расположения

чисел по сравнению с их идеальным расположением. Одной инверсией счи-

тают такое расположение, когда перед числом первого столбца стоит од-

но число второго столбца. Два числа считают за две инверсии. Подсчиты-

вают общее число инверсий и суммируют их. По таблице определяют

достоверность различия.

^ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ КРИТЕРИЯ U (достоверность выше 95%, P<0,05)

────────────────────────────────────────────────────────────────────

^ Число опытов 2 3 4 5 6 7 8 9

────────────────────────────────────────────────────────────────────

2 - - - 0 0 0 1 1

3 - 0 0 1 2 2 3 4

4 - 0 1 2 3 4 5 6

5 0 1 2 4 5 6 8 9

6 0 2 3 5 7 8 10 12

7 0 2 4 6 8 11 13 15

8 1 3 5 8 10 13 15 18

9 1 4 6 9 12 15 18 21

────────────────────────────────────────────────────────────────────
^ Пример:

────────────────────────────────────────────────────────────────────

Продолжительность жизни При охлаждении

мышей в контроле

(в минутах)

────────────────────────────────────────────────────────────────────

16 40

12 35

10 20

8 15

5 11

────────────────────────────────────────────────────────────────────
U = 1+2 = 3; P<0,05;

то есть продолжительность жизни мышей при охлаждении статистически

значимо выше, чем в контроле.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического,

лечебного и медико-профилактического факультетов

^ 1. Раздел курса. Иммунитет и аллергия

2. Тема занятия. Значение факторов неспецифической резистентнос-

ти в защитных реакциях организма. Роль биологических факторов в

патологии.

^ 3. Цель занятия. В эксперименте на животных изучить поглотитель-

ную функцию клеток РЭС и зависимость ее от состояния ЦНС. Пока-

зать защитную роль ГЭБ.

ВОПРОСЫ для подготовки:

^ 1. Защитные барьеры организма, классификация. Характеристика.

2. Гисто-гематические барьеры, определение, виды.

3. ГЭБ, строение, функции, патология.

4. Ретикулоэндотелиальная система (РЭС), строение, функции.

5. Методы изучения РЭС, патология.

^ 6. Понятие о системе мононуклеарных фагоцитов (СМФ) и ее функциях,

лабораторных показателях деятельности. Взаимоотношения между поня-

тиями: РЭС и СМФ.

^ 7. Факторы естественного иммунитета, классификация, характеристика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лекции по этой теме

2. Учебники по патофизиологии

3. Практикум по патологической физиологии/Под ред. С.В. Павленко

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Карр Я. Макрофаги: Обзор ультраструктуры и функции/Пер. с

англ. - М.: Медицина, 1978. - 188 с.

2. Учитель И.Я. Макрофаги в иммунитете. - М.: Медицина,

1978. - 200 с.

3. Фрейдлин И.С. Система мононуклеарных фагоцитов. - М.:

Медицина, 1984. - 271 с.

^ 4. Маянский Д.Н. Клетка Купфера и система мононуклеарных

фагоцитов. - Новосибирск: Наука, 1981. - 172 с.

5. Маянский А.Н., Маянский Д.Н. Очерки о нейтрофиле и

макрофаге. - Новосибирск: Наука, 1983 и 198 (пер-

вое и второе издания).
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

1. Раздел курса. Иммунитет и аллергия

2. Тема занятия. Значение факторов неспецифической резистентнос-

ти в защитных реакциях организма. Роль биологических факторов в

патологии.

^ 3. Цель занятия. В эксперименте на животных изучить поглотитель-

ную функцию клеток РЭС и зависимость ее от состояния ЦНС. Пока-

зать защитную роль ГЭБ.

^ 4. Планируемый уровень усвоения: 2-3 уровни.

5. Длительность занятия в академических часах.

Лечебный факультет 2 часа

Педиатрический факультет 2 часа

Медико-профилактический факультет 2 часа

Стоматологический факультет 2 часа

^ 6. План проведения занятия (для 2-х часовых):

проверка присутствующих 5 мин.

контрольная работа 15 мин.

методические указания по проведению занятия 10 мин.

перерыв 5 мин.

практическая часть 50 мин.

выводы 10 мин.

^ 7. Место проведения: учебные залы кафедры патофизиологии.

8. Перечень предметов, приборов и оборудования.

1. Мыши

2. Банки

3. Пинцет

4. Шприц с иглой для трипановой сини

5. 1% раствор трипановой сини

6. Шприц с иглой для гексенала

7. Ножницы

8. Эфир

9. Вата

10. 1% раствор гексенала

11. Дощечка
^ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОПЫТ N 1. Исследование поглотительной функции защитных барьеров,

в частности, перитонеальных макрофагов и роль ГЭБ в защите мозга

от токсических веществ.
Берут 2 мышей: опытную и контрольную. Опытной вводят п/к

0,5 мл 1% раствора гексенала (тиопентала). После наступления

глубокого наркоза обеим мышам вводят в/брюшинно по 0,4-0,5 мл

^ 1% раствора трипановой сини. Затем каждые 10 минут в течение

30-40 минут отмечают окраску кожных покровов и слизистых. Оценку

проводят по четырех-бальной системе (максимальная окраска соот-

ветствует 4-м крестам). Данные заносим в график. Через 30-40 мин.

наиболее окрашенную мышь забиваем эфиром, вскрываем брюшную

полость, лишнюю краску смываем водой. Затем вскрываем черепную

коробку и осматриваем мозг (обычно он не окрашивается и имеет

желтовато-белый цвет).
^ ГРАФИК ИНТЕНСИВНОСТИ ОКРАСКИ
Интенсив- │

ность 4 │

окраски │

3 │



2 │



1 │



0 └─────────────────────────────────

10 20 30 40 Время,

минуты
-2-
Выводы: а) при введении в кровь коллоидных красок (трипановая

синь), они поглощаются клетками РЭС, расположенными по току

крови;

б) поглотительная функция клеток РЭС зависит от функ-

ционального состояния ЦНС (при наркозе ослабляется);

в) в организме существует ГЭБ, который защищает мозг от

попадания различных токсических веществ, в том числе и трипано-

вой сини.
Опыт 2. Значение ГЭБ при действии токсических агентов (коллоид-

ная краска) на ЦНС.

Берем 2-х мышей - опытную и контрольную. Опытной очень

осторожно шприцом с маленькой и острой иглой субокципитально

вводим 0,1 мл 1% раствора трипановой сини. Контрольной -

вводится 0,1 мл физиологического раствора. Наблюдаем за разницей

в поведении мышей.

Вывод. При нарушении ГЭБ появляются тяжелые симптомы токсичес-

кого поражения ЦНС, нередко смерть.

^ 10. Контрольные вопросы.
1. Защитные барьеры организма, классификация. Характеристика.

2. Гисто-гематические барьеры, определение, виды.

3. ГЭБ, строение, функции, патология.

4. Ретикулоэндотелиальная система (РЭС), строение, функции.

5. Методы изучения РЭС, патология.

^ 6. Понятие о системе мононуклеарных фагоцитов (СМФ) и ее функциях,

лабораторных показателях деятельности. Взаимоотношения между поня-

тиями: РЭС и СМФ.

^ 6. Факторы естественного иммунитета: классификация, характеристика.
Программированный контроль.
Вариант 1.

1. ГЭБ, характеристика, строение, функции.

Относится к гисто-гематическим барьерам,находится между кровью

и мозгом.

Строение: эндотелий капилляров мозга, клетки глии, сосудистые

сплетения, оболочки мозга. Функции: защитная, регуляторная.
^ 2. Перечислите основные факторы естественного иммунитета (неспе-

цифического).

Клеточные: слизистые оболочки, кожа, ГЭБ, РЭС, макрофаги, микро-

фаги.

Гуморальные: система комплемента, нормальные антитела в крови и

секретах, интерфероны, лизоцим, фибронектин, пропердиновая систе-

ма, белки острой фазы воспаления.

Вариант 2.
^ 1. Перечислить функции РЭС.

-защитная (поглотительная);

-кооперирующая;

-обменная;

-секреторная;

-пигментная;

-гемопоэтическая;

-пролиферативная.

^ 2. Если ввести трипановую синь мышке, попадет ли она в ликвор

или мозг? Обоснуйте ответ.

Трипановая синь не попадет ни в ликвор, ни в мозг, так как

между мозгом и кровью есть ГЭБ, котоый играет защитную роль и

не пропускает токсические вещества (краска).
Вариант 3.
^ 1. РЭС, характеристика, строение.

Относится к внутренним барьерам, расположена по току крови и

обладает способностью поглощать из крови микробы, токсические про-

дукты обмена, красители.

Строение: стенки сосудов, ретикулярные клетки лимфатических

узлов, селезенки, клетки Купфера печени, перитонеальные, легочные

макрофаги.

^ 2. Если у ребенка менингит, какой путь введения антибиотиков будет

наиболее эффективен и почему?

Эндолюмбально, то есть в спиномозговой канал, в обход сущест-

вующего ГЭБ, который не пропускает антибиотики.

-3-
Вариант 4.
^ 1. Перечислить методы изучения РЭС.

-определение клиренса (способность к очищению вводимых коллоидных

частиц);

-введение животному в кровь трипановой синей или другой краски;

-определение фагоцитарной активности макрофагов и микрофагов в

крови;

-исследование метаболической, секреторной и др. функций клеток

РЭС.

^ 2. От чего зависит повышенная чувствительность к инфекциям и прос-

тудным заболеваниям у женщин во второй половине беременности?

Это следствие блокады РЭС продуктами обмена плода.

Вариант 5.
^ 1. Гисто-гематические барьеры, характеристика, определение,

виды.
Находятся между кровью и внутренними органами. Это саморегули-

рующаяся система и составная часть комплексного нейро-гумораль-

ного регуляторного аппарата, обеспечивающий гомеостаз.

Виды: гемато-офтальмический; гемато-лабиринтный; гемато-ликвор-

ный; гемато-плевральный; гемато-синовиальный; гемато-тестику-

лярный; гемато-тиреоидный.
^ 2. Как можно повысить устойчивость организма к инфекциям,

воздействуя на клетки РЭС?
витамины

УФО

пирогенотерапия

дозированная физическая нагрузка

Лекарственные препараты: пантокрин, ФИБС, стекловидное тело,

Жень-Шень, золотой корень, апилак.
ЛИТЕРАТУРА

1. Лекции по этой теме

2. Учебники по патофизиологии

3. Практикум по патологической физиологии/Под ред. С.В. Павленко
^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Карр Я. Макрофаги: Обзор ультраструктуры и функции/Пер. с

англ. - М.: Медицина, 1978. - 188 с.

2. Учитель И.Я. Макрофаги в иммунитете. - М.: Медицина,

1978. - 200 с.

3. Фрейдлин И.С. Система мононуклеарных фагоцитов. - М.:

Медицина, 1984. - 271 с.

^ 4. Маянский Д.Н. Клетка Купфера и система мононуклеарных

фагоцитов. - Новосибирск: Наука, 1981. - 172 с.

5. Маянский А.Н., Маянский Д.Н. Очерки о нейтрофиле и

макрофаге. - Новосибирск: Наука, 1983 и 1989 (пер-

вое и второе издания).
БИЛЕТЫ
-----------------------------------------------------------------

Вариант 1.

^ 1. ГЭБ, характеристика, строение, функции.

2. Перечислите основные факторы естественного иммунитета (неспе-

цифического).

-----------------------------------------------------------------

Вариант 2.

^ 1. Перечислить функции РЭС.

2. Если ввести трипановую синь мышке, попадет ли она в ликвор

или мозг? Обоснуйте ответ.

-----------------------------------------------------------------

Вариант 3.

^ 1. РЭС, характеристика, строение.

2. Если у ребенка менингит, какой путь введения антибиотиков будет

наиболее эффективен и почему?

-----------------------------------------------------------------

Вариант 4.

^ 1. Перечислить методы изучения РЭС.

2. От чего зависит повышенная чувствительность к инфекциям и прос-

тудным заболеваниям у женщин во второй половине беременности?

-----------------------------------------------------------------

Вариант 5.

^ 1. Гисто-гематические барьеры, характеристика, определение,

виды.

2. Как можно повысить устойчивость организма к инфекциям,

воздействуя на клетки РЭС?

-----------------------------------------------------------------

Вариант 1.

^ 1. ГЭБ, характеристика, строение, функции.

2. Перечислите основные факторы естественного иммунитета (неспе-

цифического).

-----------------------------------------------------------------

Вариант 2.

^ 1. Перечислить функции РЭС.

2. Если ввести трипановую синь мышке, попадет ли она в ликвор

или мозг? Обоснуйте ответ.

-----------------------------------------------------------------

Вариант 3.

^ 1. РЭС, характеристика, строение.

2. Если у ребенка менингит, какой путь введения антибиотиков будет

наиболее эффективен и почему?

-----------------------------------------------------------------

Вариант 4.

1. Перечислить методы изучения РЭС.

2. От чего зависит повышенная чувствительность к инфекциям и прос-

тудным заболеваниям у женщин во второй половине беременности?

-----------------------------------------------------------------

Вариант 5.

1. Гисто-гематические барьеры, характеристика, определение,

виды.

2. Как можно повысить устойчивость организма к инфекциям,

воздействуя на клетки РЭС?

-----------------------------------------------------------------
_

Похожие:

Методические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль iconОрганизация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации...
Для лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического, фармацевтического факультетов
Методические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль iconБилеты
Для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и иностранного факультетов
Методические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль iconМетодическая разработка по проведению практического занятия по «Медицине...
«Медицине катастроф» для студентов лечебного. Педиатрического стоматологического факультетов
Методические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль iconСитуационные задачи для лечебного, педиатрического и медико-профилактического...
...
Методические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль icon«Медико-тактическая характеристика очагов катастроф мирного и военного времени»
«Медицине катастроф» для студентов лечебного педиатрического и стоматологического факультетов
Методические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль iconМетодические указания к изучению курса «Альгология и микология» для...
«Альгология и микология» для студентов 1 курса дневного и заочного отделений специальностей 1– 31 01 01 – «Биология» и 1 – 33 01...
Методические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль iconКонтрольные вопросы для самоподготовки к практическим и лабораторным...
Белок как молекулярная основа живой материи. Роль белков в процессах жизнедеятельности
Методические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль iconЭкзаменационные вопросы по мобилизационной подготовке и медицине...
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени: определение основных понятий и классификация чрезвычайных ситуаций
Методические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль iconПособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического...
Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и факультета...
Методические указания для студентов вечернего и дневного отделений педиатрического, лечебного, медико-профилактического и стоматологического факуль iconЭкзаменационные вопросы по биологии с экологией для студентов первого...
Данный файл является в большей степени компиляцией большинства источников информации, регулярно используемых на курсе биологии, чем...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница