Профессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца


Скачать 178.37 Kb.
НазваниеПрофессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца
Дата публикации15.05.2013
Размер178.37 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
ТАИНСТВО МОЛИТВЫ

ПРОФЕССОР ВАЛЕРИЙ СЛЁЗИН: МОЛЯСЬ, ЧЕЛОВЕК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МЛАДЕНЦА

Общение с Богом полезно для здоровья, считает петербургский ученый. А американские онкологи подтверждают: верующие больные живут на 5 лет дольше!

В лабораторию нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского Психоневрологического НИИ им. В. М. Бехтерева православные священники, католические ксендзы, последователи ислама, дзен-буддисты приходят молиться. Это главное условие эксперимента, который проводит доктор биологических наук, профессор Валерий Слёзин.

Многим психиатрам и неврологам известен феномен, когда после молитвы улучшается душевное состояние, сходят на нет симптомы тяжелейших заболеваний. Профессор Слёзин стал первым, кто попытался с помощью научных методов объяснить что происходит с мозгом в минуты обращения к Богу. Результаты эксперимента ошеломили специалистов.

— Когда на голову надевают шлем электроэнцефалографа с десятками проводов, туг всякому по-началу не до молитвы, — рассказывает Валерий Борисович. — С человеком надо поговорить, успокоить, и только затем начинать эксперимент. Впрочем, гораздо сложнее найти добровольцев из числа глубоко верующих. Ведь не каждый согласится, чтобы его обследовали в момент таинства молитвенного общения с Господом. А у тех, кто все-таки решился, порой доходило до курьезов. Приехал к нам отец Амвросий, настоятель монастыря в Иванове, здоровый такой мужик, бывший тренер по борьбе. Посадили мы его в кресло, а в этот момент на него возьми да упади лабораторная лампа. «Видно, Бог не велит», — сказал отец Амвросий, и эксперимент пришлось прекратить.

— Что же показали исследования?

— Мы впервые сумели зарегистрировать неизвестное науке состояние сознания. До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга — быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из них свойствен свой ритм биотоков. Но вдруг выяснилось, что во время молитвы ритм биотоков мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания — медленного, или молитвенного, бодрствования. Мозг фактически выключается, прекращается активная мыслительная деятельность. Мне кажется, хотя пока я не могу этого доказать, что сознание начинает существовать вне тела.

На электроэнцефалографе это выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же люди погружались в молитву, происходило замедление ритма биотоков до 3 герц. Эти медленные ритмы носят название дельта-ритмов и наблюдаются только у младенцев до двух-трех месяцев. У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа- и бета-ритмов, только дельта-ритмы. С точки зрения нейрофизиологии эти люди становились в буквальном смысле слова как младенцы.

— Но это наблюдалось не у всех?

— Наиболее отчетливо замедление ритмов проявилось у молодых послушников Александро-Невской лавры. Они долгие часы проводят в молитвенном бдении. А вот у игумена Вениамина из Лавры результаты оказались намного слабее. «Понятно почему, — говорил священнослужитель. — У меня огромное количество дел, которые надо постоянно держать в голове. Времени на молитву просто не хватает. Знать, такое мое послушание».

Аналогичные замедления мы отследили у католического ксендза и у муллы. Совсем другая картина наблюдается в мозгу во время медитации. Частота альфа-ритма, наоборот, возрастает — как будто человек решает сложную задачу. Приходил ко мне один человек, постоянно практиковавший медитацию и даже основавший духовную школу. Я попросил его прочитать «Отче наш». На энцефалограмме пошли разряды как перед эпилептическим припадком. «Выходит, Бог против медитации», — сказал я тогда. Через некоторое время этот человек позвонил и сказал, что перестал заниматься медитацией, стал ходить в церковь.

— А какие последствия имело открытие «молитвенного бодрствования» для вас?

— Я поверил в Бога, принял крещение, стал ходить в церковь. Благодаря молитве выздоровела моя тяжелобольная жена. Теперь я собираюсь попробовать применить молитву в медицине. По данным американской онкологической ассоциации воцерковленные люди, болеющие раком, в среднем живут на пять лет дольше, чем неверующие больные. Директор Психоневрологического НИИ им. Бехтерева профессор Модест Кабанов дал согласие на использование молитвы для реабилитации пациентов. Я думаю, наше исследование может привести к разработке методов лечения без лекарств.

Мнение специалистов

Доктор медицинских наук, член редколлегии журнала «Независимый психиатрический журнал» Виктор Каган:

— Исследование Слёзиным состояния мозга во время молитвы проводится на высоком техническом уровне. Методы, которые использовались ученым, позволяют говорить о высокой степени достоверности эксперимента. Это очень хорошо, что сейчас в российской науке появляются такие нестандартные научные работы. Тем более что тематика исследований, связанных с религией, еще недавно являлась запретной для нас.

Доктор медицинских наук, зам. директора Института мозга человека Андрей Аничков:

— Я знаю Валерия Слёзина и могу предположить, что он действительно нащупал что-то очень интересное. Однако лично я не стал бы заниматься подобными исследованиями. Не хочу обижать Валерия, но объяснять веру наукой, на мой взгляд, кощунственно.

Секретарь ученого совета петербургских Духовной академии и Духовной семинарии отец Кирилл (Копейкин):

— Своим экспериментом Валерий Слёзин доказал, что четвертое состояние сознания необходимо человеку и делает его жизнь полноценной. Но это ни в коем случае не доказательство существования Бога и не аргумент, способный убедить неверующих. Верующим людям такой аргумент не нужен. Они знают о Боге из собственного духовного опыта.

Личное дело

Валерий Борисович Слёзин родился в 1937 г. в Ленинграде. Доктор биологических наук, кандидат медицинских наук. Занимался исследованиями по изучению структур мозга, связанных с эмоциональными проявлениями. Автор свыше 100 публикаций. Руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии в Санкт-Петербургском Психоневрологическом НИИ им. В. М. Бехтерева.

(Игорь Черкасов «Комсомольская правда» от 20 ноября 2001 г.)

^ ПОЧЕМУ МОЛИТВА ЛЕЧИТ?

В Научно-исследовательском психоневрологическом институте имени В. М. Бехтерева в лаборатории нейропсихофизиологии в течении последних сорока лет исследовались нейрофизиологические механизмы эмоций, поведения и сознания человека.

Результатом этих исследований явились практические рекомендации для людей, страдающих психическими и психоневрологическими заболеваниями, т. е. людей с нарушениями сознания и эмоционального поведения. Что такое сознание?

Сознание (сознание), т. е. совместное знание возникает в результате общения между людьми и предполагает возможность такового. Сознание зависит от функционального состояния мозга человека. Это состояние определяется готовностью мозга к работе (тонус) и количеством и качеством сообщений, которые в настоящее время воспринимает данный человек. Функциональное состояние человека связано с работой целого ряда структур его головного мозга, нарушение работы которых приводит к изменению восприятия сообщений из окружающей среды и вследствие этого и к нарушению поведения. Этих сообщений (информации) может поступать больше или меньше, т. к. человек может сосредоточиться на чем-либо одном, а все прочее не замечать или наоборот все видеть, ни на чем особо не останавливаясь. Человек может задуматься, уйти в себя перестать обращать внимание на то, что происходит вокруг. К такому человеку надо несколько раз обращаться, прежде чем он что-либо ответит. Итак, можно говорить о трех крайних состояниях человека (имеется множество промежуточных):

1 — восприятие максимума информации обо всем, что происходит вокруг. Мозг полностью загружается информацией, воспринять что то еще ему трудно, он увлечен красотами природы, многообразием окружающего мира и с трудом возвращается к решению конкретных задач.

2 — узкое сосредоточение человека на решении задачи, на какой-то работе, событии. В этом состоянии человек не видит и не слышит того, что не имеет непосредственного отношения к его работе, например, перестает слышать тиканье часов.

В опытах на животных показано, что когда животное улавливает запах пищи, стремится ее получить, тогда незначащие звуки, как тиканье часов или звук метронома, не проходят в высшие центры слуха, а отсекаются в начале мозгового слухового пути. В таком состоянии человек может наиболее продуктивно работать, творить, создавать что-то новое.

Говорят, рассеянный профессор — самый сосредоточенный человек. Его считают рассеянным потому, что он не сразу отвечает на вопросы, иногда что-то не то делает, но эта «рассеянность» — следствие крайней сосредоточенности на чем-то главном, на каком-то важном вопросе, который этот профессор пытается решить при любых жизненных обстоятельствах. Даже в то время, когда он не ставит эксперимент и не работает с литературой, он обдумывает перспективный план дальнейших исследований, т. е. не меняет прежней сосредоточенности, а поэтому продолжает отвечать не впопад, допускать странности в поступках.

3 — Наконец человек может углубиться в какие-то внутренние переживания, мысленно «застрять» на каких-то событиях, ругать себя или кого-то другого, при этом человек тоже, как и предыдущем случае, недостаточно внимателен к другим людям, но причина этого поведения совсем иная. Описанный ранее профессор связан с реальным миром, черпает из него новую информацию, без нее ему не решить проблему, а в данном случае человеку не нужно никакой новой информации, т. к. он оценивает и переоценивает то, что было в прошлом и уже ничего не изменишь и не решишь. Следует отметить, что в мозгу человека имеются структуры, регулирующие- восприятие информации. У сосредоточенного профессора эти структуры не пропускают информацию, не относящуюся к той проблеме, которую он в данный момент решает, чем увеличивают эффективность работы.

Все эти три перечисленные функциональные состояния человека относятся к норме и, естественно, каждый из нас в них периодически пребывает. Функциональные состояния человека зависят от функционального состояния различных структур его мозга. Мозг человека развивается в процессе жизни и это развитие обусловлено числом связей между клетками мозга — нейронами. Клеток в мозгу миллиарды, а связей каждый нейрон может приобрести до ста тысяч. Эти связи образуются при нашем вхождении в жизнь, означают память о событиях, наши приобретенные знания. Вполне естественно, что голова младенца меньше головы взрослого человека, хотя число нейронов у младенца больше, чем у взрослого т. к. у последнего часть клеток уже отмерла. Голова человека при взрослении растет за счет связей между нейронами. Структуры мозга человека несут различные функции. Условно мы можем их разбить на четыре группы. К первой группе относятся структуры, расположенные в глубине мозга, ниже коры больших полушарий (подкорковые структуры), которые связаны с переработкой поступающих из внешней и внутренней среды сообщений, первичного их обобщения, выработки побуждений (пищевых, половых, агрессивных и т. п.). Все возникшие побуждения вызывают у человека чувство неудовлетворенности, но без подключения других структур мозга это чувство будет носить нецеленаправленный характер. Во вторую группу входят структуры, обобщающие все полученные сведения о воспринимаемых предметах со стороны органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, ощущения со стороны внутренних органов) и на основании их создающие образ предмета. При этом эти образы получают эмоциональную оценку, которая обозначивает важность данного предмета для данного человека, т. е. определяет отношение человека к воспринимаемому предмету, ситуации. Отношение к предмету остаётся в нашей памяти, оно может быть и хорошим и плохим. Причем, это отношение зависит не только от объективной ценности для человека этого предмета, но и от обстоятельств, при которых вы с ним столкнулись. Например, при тяжелом заболевании вам дали банан и, когда вы его ели, вас вырвало. Впоследствии вы долгое время не сможете есть бананы. Выработалась связь между бананом и рвотой, появился рвотный условный рефлекс на банан, который может продержаться очень долго. К третьей группе можно отнести структуры мозга, регулирующие поведение в узком круге лиц (в стае, в семье).

В каждом таком круге есть соподчиненность — кто-то главнее, кто-то менее главный, кто-то подчиняется. Подчиняются дети, они воспитываются на примере своих родителей, они не могут жить самостоятельно, не ориентируются в пространстве, их водят за руку. Мозг ребенка еще не созрел, его биотоки еще не имеют быстрых ритмов. Естественно, что идеалом, к которому стремится ребенок, являются те, кто водит его за руку, т. е. родители. Родители и становятся тем образцом (идеальное «я» по Фрейду), к достижению которого на определенном этапе стремится ребенок. Естественно, что отсутствие родителей существенно мешает ребенку стать полноценным взрослым человеком, нет образца для ориентации. Помехой к полноценному взрослению, конечно, являются и плоховедущие себя родители, не любящие свое дитя. Один шведский профессор говорил мне, что в Швеции очень высокий процент детей невротиков, как следствие распада семьи, невнимания родителей к детям (ребенок мешал). Можно утверждать, что нормальная семья является основным условием для счастливого детства ребенка и залогом его полноценности, его личности в зрелом возрасте. По данным профессора И. С. Добронравовой мозг человека после тяжелой травмы головы может утратить все быстрые ритмы биотоков, совершенно не реагировать на обращение людей, крики, шумы, но реагировать, когда близкий человек обратится к пострадавшему по имени, даже очень тихим голосом. С близкими людьми вырабатывается особый контакт, это механизм общения с конкретным человеком, а не с человеком вообще. На этом уровне сознания устанавливаются близкие отношения с узким кругом людей, симпатии, любовь, т. е. выделение небольшого числа людей из всего человечества. Можно полагать, что симпатизируют тем, чьи черты характера, облика, поведения в какой-то степени совпадают с «идеальным я». Неполноценность формирования идеального образа человека у ребенка в распавшихся семьях и порождает у него ту невротичность, о которой говорил шведский профессор. Кроме того, когда этот ребенок вырастет, ему трудно будет создать прочную семью из-за недостаточно выработанной способности любить конкретного человека, а не человечество вообще, неспособности выделить своих людей из общей массы окружающего его населения. К четвертой группе относятся структуры, регулирующие социальное поведение человека, его взаимоотношение с окружающими его людьми.

Попытки ребенка выйти за рамки семьи, узнать окружающий мир, начинаются тогда, когда появляются в мозгу быстрые колебания биотоков. Естественно неполноценные дети не имеющие этих колебаний лишаются возможности самостоятельной жизни, их всегда надо водить за руку. У ребенка, как уже говорилось развивается «идеальное я» на основе общения с родителями, а когда ребенок находит себе место в окружающем мире вне семьи у него, по терминологии Фрейда, развивается «сверх я», возникающее при продуцировании высокочастотных биоритмов мозгом. Такой человек осваивает этические нормы поведения в обществе, начинает понимать с кем как надо говорить, где и как себя вести и т. д., ориентируется в пространстве за пределами дома. В случае какого-либо заболевания разрушающего структуры мозга ответственные за

быстрые ритмы биотоков, человек возвращается на уровень ребенка. Из сказанного ясно, что метод записи биопотенциалов важен для изучения состояния сознания у человека. При записи биотоков анализируется их частота ритмов, мощность и прочие особенности (запись и анализ электроэнцефалограммы ЭЭГ). При анализе ЭЭГ у человека, находящегося в состоянии бодрствования было отмечено присутствие быстрых ритмов, а также так называемый альфа-ритм 9-12 колебаний в секунду, исчезновение которого наблюдалось при потере сознания. С этим ритмом и принято было связывать сознание. Однако, в последнее время было показано, что сознание может сохраняться и при доминировании и более низкочастотных ритмов, но такое сознание имеет свою специфику, т. к. на уровне этих ритмов, как уже говорилось, происходит взаимосвязь с близкими людьми. Возможно, сохранение сознания и при еще более низкочастотных ритмах — 2—3 колебания в секунду. Эти интересные результаты были получены нами при записи ЭЭГ у православных священников во время молитвы. Во время молитвы биоэлектрическая активность человека претерпевает несколько этапов изменения, но заключительный этап этих изменений, по оценке молящихся, совпадает с периодом наиболее глубокого погружения в состояние молитвы. В этот период наблюдалось отчетливое подавление высокочастотных ритмов биотоков мозга. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что приближались к простой линии. При этих столь значительных изменениях характера ЭЭГ не отмечалось никаких отклонений от нормы в активности биотоков, в частности не возникали какие-либо проявления, присущие судорожным припадкам. Полученные данные подвергались машинной

обработке. Эта обработка показала, что при молитве наблюдается существенное (в 15-20) раз снижение спектральной мощности на частотах 8-30 колебаний в секунду.

На более низких частотах мощность биотоков не снижалась, но и не росла, т. е. оставалась неизменной. Возвращение молящихся в обычное состояние сознания сопровождалось быстрым восстановлением исходной фоновой картины, имевшей место до начала молитвы. По окончании обследования всеми молившимися было отмечено, что они сохраняли нормальный уровень чувственного восприятия и не испытывали каких-либо нарушений внимания и памяти, т. е. полностью сохраняли сознание. Сохранность сознания и полная свобода воли при православной молитве — существенные моменты, которые следует особо отметить. Перечисленные в изложенном материале особенности поведения человека являются нормальными и встречаются у всех в повседневной жизни.

Однако эти же виды поведения при определенных обстоятельствах могут становится ненормальными. Это происходит, например, когда одна из форм поведения начинает резко преобладать над другими, затруднена смена видов поведения. Человек может загрузить весь свой мозг излишними сведениями, стараясь замечать все и все учитывать. Такое поведение может продолжаться долго, существенно мешать какой-либо целенаправленной деятельности, требующей сосредоточения. Это симптомы неврастении. Такое состояние может потребовать лечения. Наоборот, когда информации в мозг поступает слишком мало, ее не хватает для принятия решения, для оценки ситуации, когда работа мозга не достаточно подкрепляется реальными событиями из окружающей среды, возникает болезненное состояние, связанное с недостатком информации для правильной оценки ситуации, этот недостаток возмещается фантазией.

Неправильная оценка событий способствует неправильным реакциям на них, такие реакции свойственны заболеванию истерией. Когда же поток сведений, идущий в мозг еще более сокращается, тогда возникает существенный разрыв между реальным положением дел и теми суждениями, которые возникают в голове человека. Это свойственно неврозу навязчивых состояний. При этом заболевании человек совершает массу ненужных, не отвечающих реальному положению дел действий. Надо сказать, что все перечисленные заболевания относятся к неврозам, при которых сохраняется критика к своему состоянию, человек понимает, что болен, но не может сам исправить неправильности в своем поведении. Потеря критики, разрыв между реальностью и мышлением наступает при психозе. В этом случае больной перестает воспринимать реальный мир в его истинном виде, т. к. получение сведений о мире резко ограничено. Начинается самовозбуждение мозга, возникают бредовые мысли, не связанные с реальным состоянием дел. Система регуляции поступления в мозг информации, о которой говорилось ранее, явно поломалась надолго и излишне сильно перекрывает каналы поступления сообщений о реальном мире. Отрыв от реального мира всегда плохо сказывается на психическом здоровье человека, увеличивает напряженность, способствует не только психическим заболеваниям, но и инфарктам. Кстати, в традиционном патриархальном обществе, где сохраняется прочная семья, выполняются строгие правила поведения, религии, этики и морали не наблюдаются инфаркты, редки психические заболевания и самоубийства. Объекты реального мира, воспринимаемые человеком, «питают» все три уровня сознания формирующих его личность. Современный человек в своем поведении, занятиях, образе жизни существенно отошел от правил традиционного общества однако сущность человека осталась прежней структура его сознания не изменилась. Поэтому преобладание социального уровня сознания над другими двумя уровнями — семейным и духовным приводит к нарушению внутреннего равновесия в сознании человека, что выражается в росте психических заболеваний, депрессий, агрессивности. Пытаясь как-то подавить эти состояния люди потребляют наркотики и алкоголь. Как же можно помочь современному человеку в этих его бедах?

Путь один — восстановление полноценной структуры сознания. В основе этой структуры, как уже говорилось, лежит первый уровень сознания, связанный с феноменом практического исчезновения быстрых частот колебания потенциалов биотоков в головном мозгу человека во время христианской молитвы. Быстрые ритмы, так называемые, «альфа» и «бета» волны, связаны с деятельностью коры больших полушарий мозга, которая регулирует наше поведение в человеческом обществе, эти быстрые ритмы формируются у ребенка по мере его вхождения в общество, при этом образуются новые связи между нейронами, мозг растет. При исчезновении быстрых ритмов, т. е. при функциональном (временном) затормаживании деятельности коры мы отходим от привычных ценностей земной цивилизации, ее атрибутов, включая вещи, бытовые удобства и сложные отношения с окружающими людьми, все симпатии и антипатии. Как отмечал известный ученый В. Н. Мясищев, болезненное неправильное общение человека с другими

людьми переходящее в заболевание невроз во многом обусловлено воспитанием человека, его личностными особенностями. Естественно полагать, что лечебный эффект молитвы, отмеченный издавна и многократно, связан с временным отходом от земных забот, признанием их незначительности в сравнении с чем-то вечным и незыблемым, с которым учится общаться человек при молитве. Например, молясь, онкологический больной теряет страх смерти, преодолевает уныние, а это приводит к вполне объективному росту иммунитета, растет сопротивляемость болезни, продлевается жизнь, возможно самоизлечение. Однако не всякая молитва эффективна, а только та, что услышана Богом, т. е. та, которая временно отстраняет нас от земной жизни, что выражается в отключении быстрых корковых ритмов биотоков. Этот феномен исчезновения или уменьшения быстрых ритмов позволяет нам оценивать глубину молитвенного погружения, оказать помощь священнику при его работе с психически и телесно больными людьми. Такое содружество медицины и церкви существовало испокон веков, собственно и сама медицина вышла из религии. В настоящее время есть много священников-врачей, еще больше их было в прежнее время. Так что, в принципе, мы не создаем ничего нового, но пытаемся продолжить то, что было всегда и всегда будет. В заключение хотелось бы сказать, что больной приходит в церковь во имя спасения своей души. Предаваясь молитве, верующий отдаляется от социального уровня сознания и переходит на духовный, что гармонизирует личность, делает ее ближе к Богу и более человечной, а следствием этой гармонии может явиться и телесное здоровье, о чем писалось выше. Любой психически больной или родные его могут обратиться к священнику за

духовной помощью и он посоветует что делать. Тем более, что пребывание священнослужителей в психиатрических больницах не редкость.

На основании имеющегося опыта состояние больных улучшалось при чтении псалма 67 «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его...» Молитва об исцелении больного «О, премилосердный Боже, Отче, Сыне и святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего...». Тропарь, глас 4, Акафист Святителю Пантелеймону и другие. В дальнейшем возможны иные издания с конкретными рекомендациями и перечнем молитв.

(Профессор В. Б. Слёзин)

^ ХРИСТИАНСКАЯ МОЛИТВА КАК ОДНО ИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МОЗГА

В последнее время значительное внимание привлечено к религиозной жизни человека, важнейшей составляющей которой является молитва, обращенная к Богу. Избегая вульгарной трактовки этого состояния, можно тем не менее говорить о том, что с точки зрения психофизиологии оно является специфической формой общения, направленного на постижение первооснов внешнего и внутреннего мира человеческой личности. В особой степени эта аналогия справедлива по отношению к христианской религиозной практике, основанной на обожествлении отношений между верующими людьми и очеловечивании образа Бога. Однако, в отличие от повседневного режима общения, в процессе молитвы человек стремится избежать контакта с внешними раздражителями «мира сего» и концентрирует внимание исключительно на объекте веры. Поверхностное знакомство с христианской патристикой порождает — в духе традиционных атеистических представлений — тривиальную версию объяснения религиозного опыта как феномена мифологического сознания, в ассоциируемого в литературе с активацией архетипов правого полушария, в сочетании с элементами самогипноза. Субъективные свидетельства верующих о своем состоянии молитвенного погружения — невыразимость средствами языка религиозных переживаний, состояние деперсонализации, отторжение собственного «я» при общении с сакральной реальностью, потеря чувства реального времени — отчасти совпадают с известными признаками правополушарной активации. Энцефалографическим свидетельством в пользу такой трактовки могло бы служить уменьшение амплитуды медленных и нарастание альфа-и бета-волн при отчетливо выраженной межполушарной асимметрии с преимущественной активацией правого полушария.

Однако состояние молитвы может сопровождаться и значительно более глубокой перестройкой физиологической активности мозга, красноречивым свидетельством чему служат разнообразные психосоматические проявления молитвенной деятельности, зафиксированные как в церковной, так и в научной литературе. Рассматривая молитву в контексте упомянутых выше классификаций, уместно задать вопрос о том, с каким из известных уровней эмоциогенной системы связан процесс религиозного общения, и какую роль он может играть при формировании структуры личности.

Мы попытались наметить подход к объективному исследованию психофизиологических коррелятов религиозной деятельности, основанный на спектральном анализе скальповой электроэнцефалограммы (ЭЭГ) при медитации, состоянии молитвы. Такой подход при проведении серии функциональных проб позволил составить представление о роли и иерархии основных механизмов восприятия вовлеченных в процесс религиозной деятельности.

Методика

Изучена биоэлектрическая активность головного мозга (...) добровольных испытуемых, имеющих опыт регулярной молитвы и медитации. Производилась запись и спектральный анализ ЭЭГ у 8 человек в возрасте от 30 до 60 лет. Среди них три православных священника, один католический, двое православных мирян, два представителя восточной медицины, практикующих медитацию, два экстрасенса.

Регистрация электроэнцефалограмм (ЭЭГ) проводилась на приборах «Энцефалан», «Эра», «Меделек», «Биомедика» при монополярных отведениях по общепринятой схеме с ушным индифферентным электродом. Анализ записей ЭЭГ по окончанию наблюдений проводился посредством визуального метода и компьютерного спектрального анализа. Запись ЭЭГ производилась в состоянии относительного покоя (фон), при функциональных пробах (проба на открывание глаз, на световой стимул, гипервентиляция, счет, мысленное чтение стихов светского содержания, и, как основной объект изучения, состояние молитвенного погружения, особого состояния у экстрасенсов.

Следует особо отметить, что по нашим наблюдениям, состояние христианской молитвы не является патологическим типа комы, гипноза, т. к- восприятие окружающего мира полностью сохраняется. По всей видимости, молитва представляет собой принципиально новое, физиологически нормальное функциональное состояние головного мозга, которому еще предстоит занять свое место в существующей системе физиологической классификации.

Не значит ли это, что глубокой молитвой достигается внесенсорное подключение к объективной реальности, о которой нам, по-видимому, пока рано судить? Не значит ли это, что двухтысячелетний опыт религиозного постижения мира опередил информатику в познании связей в окружающей нас реальности, хотя при этом эмпирически использовались «донаучные» внесенсорные формы непосредственного контакта с миром, сакрального для нашего обыденного восприятия? Эти вопросы на настоящем этапе исследования остаются открытыми, однако весьма вероятно, что именно они могут пролить свет на действительное назначение особого функционального состояния мозга, описанного в нашей работе, Религиозный опыт общения и познания может содержать в себе многое из того, что на настоящем этапе развития цивилизации оказалось потеряно и забыто, и что ищется с большим трудом представителями гуманитарных направлений, стремящихся к воссозданию контуров целостной человеческой личности, разрушаемой условиями технократического общества. Вспомним слова Томаса Элиота: «Где наша мудрость, потерянная ради знаний, и где наши знания, потерянные ради информации?».

(Слёзин В. Б., Музалевская Н. И., Урицкий В. М., Рыбина И. Я. Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. Санкт-Петербургский

государственный университет)

Похожие:

Профессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца iconПубличное и частное в системе характеристик права
Малахов Валерий Петрович, начальник кафедры теории государства и права Московского университета мвд россии, заслуженный работник...
Профессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца iconКнига выдающегося американского психолога Д. Стерна необычна, она...
С 797 Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер с англ. М& Генезис, 2001. — 192 с
Профессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца iconДмитрий четвергов и Валерий сивер соло для гитары с оркестром Презентация проекта «СюрПриз»
Специальные гости: Эдуард Артемьев, Дмитрий Маликов, Игорь Демарин, Валерий Яременко
Профессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца iconПрограмма документальных фильмов внутри квадратного круга, режиссер...
В главных ролях: Полина Кутепова, Дэник Неверов, Валерий Баринов, Александр Ильин
Профессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца iconМетодические указания подготовили: профессор Жуков В. В., профессор...
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации [5]
Профессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца iconУчебный курс «Допинговые проблемы современного спорта и организация...
Р педагогических наук, профессор А. А. Кудинов; кандидат философских наук, профессор Ю. Н. Москвичев; кандидат педагогических наук,...
Профессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца iconВалерий Поволяев Тихая застава
Или два копья. Глаза – прозрачные, с медовым отливом, холодные, как горная вода, и что за рыба в этой воде плещется – сразу не поймешь....
Профессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца iconУниверсальные ценности и многообразие исторического опыта
Иф ран с. Л. Чижков, доцент гу вшэ п. М. Кудюкин, главный научный сотрудник Института экономики ран, профессор И. М. Клямкин, старший...
Профессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца iconЛитература как часть культуры
Рецензенты: кафедра культурологии Московского педагогического государственного университета (зав кафедрой — доктор философских наук,...
Профессор валерий слёзин: молясь, человек превращается в младенца iconРоссийской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших...
Профессор А. С. Панарин (введение, разд. I, гл. 1—4) (ответственный редактор); профессор И. А. Василенко (разд. II, гл. 1; разд....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница