Учебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»


НазваниеУчебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»
страница1/12
Дата публикации16.05.2013
Размер1.43 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Медицина > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12





РУКОВОДСТВО

к лабораторно-практическим занятиям по фармакологии
Лекарственные средства,

влияющие на периферический отдел нервной системы

Учебное пособие



Якутск, 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет

имени М.К. Аммосова»

Медицинский институт

Руководство

к лабораторно-практическим

занятиям по фармакологии
Лекарственные средства,

влияющие на периферический отдел

нервной системы
^

Учебное пособие



Якутск, 2011
УДК 615.217 (075.8)

ББК 52.81я73

Р 85
Утверждено

учебно-методическим советом университета
Авторский коллектив

А.А. Кузьмина, И.Ш. Малогулова, Н.А. Варфоломеева, Э.А. Бушкова, Л.К. Туркебаева
Рецензенты

доктор медицинских наук, профессор,

заведующий кафедрой управления и экономики фармации с курсами фармакогнозии

и ботаники, фармацевтической технологии, фармацевтической

и токсикологической химии

ГОУ ВПО «Тверская государственная медицинская академия Росздрава»

^ М.А. Демидова

кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней и

общей врачебной практики Института последипломного обучения врачей

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова»,

клинический фармаколог Республиканской больницы №2 – ЦЭМП

^ У.С. Портнягина

Кузьмина А.А., Малогулова И.Ш., Варфоломеева Н.А., и др.

Руководство к лабораторно-практическим занятиям по фармакологии. Лекарст-венные средства, влияющие на периферический отдел нервной системы: учебное пособие. – Якутск, 2011. – 89 с.

Учебное пособие по фармакологии предназначено для внеаудиторной самостоятельной и аудиторной работы студентов II-III курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов медицинского института. В руководстве к лабораторно-практическим занятиям по фармакологии рассматриваются вопросы изучения лекарственных средств, влияющих на периферический отдел нервной системы.
Издание осуществлено на средства авторов


УДК 615.217 (075.8)

ББК 52.81я73

Р85

© Коллектив авторов, 2011

© Северо-Восточный федеральный университет, 2011

Содержание



Занятие 1. Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию

5

Занятие 2. Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию: Холиномиметики

16

Занятие 3. Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию: Холиноблокаторы

28

Занятие 4. Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию: Адреномиметики

41

Занятие 5. Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию: Адреноблокаторы

51

Занятие 6. Заключительное занятие по теме «Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию»

61

Особенности применения средств, влияющих на периферический отдел нервной системы, в педиатрии

85

Особенности применения средств, влияющих на периферический отдел нервной системы, в стоматологии

85

Рекомендуемая литература для подготовки к занятиям

87

Использованная литература

88


^ Нейротропные средства, влияющие

на периферический отдел нервной системы

ЗАНЯТИЕ 1

Лекарственные средства,

влияющие на афферентную иннервацию


Цель занятия: Изучить классификации, механизмы, осо­бенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты и проти­вопоказания к применению лекарственных средств, влияющих на афферентную иннервацию; острое и хро­ническое отравления кокаином. Научиться прописывать лекарственные средства в рецептах при определенных патологических состояниях, исходя из особенностей фармакодинамики и фармакокинетики.
Актуальность темы

Вещества, раздражающие и защищающие чувствительные нервные окончания, используются в терапии различных воспалительных заболеваний кожи, слизистых, а также внутренних болезней (бронхиты, трахеиты, пневмонии, холециститы, радикулиты, невралгии, артриты, заболевания слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта). Рвотные, слабительные и адсорбирующие средства используются при острых отравлениях различной этиологии. Местноанестезирующие препараты применяются при хирурги-ческих вмешательствах в хирургических стационарах.

Местные анестетики – наиболее ис­пользуемая в стоматологической практике группа лекарственных препаратов, поскольку большинство манипуляций врача-стоматолога связано с болевыми ощущениями различной интенсивности.
Для усвоения материала темы необходимо знать: из общей фармакологии – особенности транспорта через мембраны тре­тичных аминов, липофильных, ионизированных и нейтральных молекул; из курса физиологии – понятие о болевой (ноцицептивной) рецепции, механизм развития фазы деполяризации при возбуждении рецепторов нервных клеток. Для усвоения материала необходимо также знать из курса бионеорганической и органической химии понятие о коллоидных растворах, коагуляции белков, про­цессах адсорбции; из курса физиологии – понятие о зонах Захарьина-Геда, ак­сон-рефлексе.

Блок заданий для внеаудиторной1 работы
А. Вопросы для самоподготовки к занятию:


  1. Местные анестетики: история создания (В.Л. Анреп), требования, предъявляемые к местным анестетикам.

  2. Механизмы действия местных анестетиков: зависимость эффекта от рН среды, растворимости в липидах; влияние на проницаемость натриевых каналов. Связь химической структуры с фармакологическим действием. Фармакокинетика.

  3. Виды местной анестезии: терминальная, проводниковая, спинномозговая (спинальная, эпидуральная), инфильтрационная. Выбор препаратов для различных видов местной анестезии.

  4. Резорбтивное действие местных анестетиков на ЦНС и сердечно-сосудистую систему. Осложнения при назначении местных анестетиков.

  5. Острое отравление кокаином: патогенез, стадии, симптомы, меры помощи.

  6. Хроническое отравление кокаином (кокаинизм): механизмы развития зависимости, меры профилактики наркомании.

  7. Вяжущие средства: механизмы действия, показания к применению. Особенности действия и применение вяжущих средств.

  8. Обволакивающие средства: принцип действия, применение.

  9. Адсорбирующие средства: принцип действия, применение.

  10. Раздражающие средства: механизмы местного, рефлекторного и гуморального действия, показания к применению. Ваниллоидные рецепторы.

  11. Особенности действия и применение раздражающих средств.


^ Дополнительные вопросы для студентов педиатрического факультета


  1. Преимущества и недостатки местной анестезии в педиатрической практике.


^ Дополнительные вопросы для студентов стоматологического факультета


  1. Характеристика интралигаментарной и внутрипульпарной анестезии. Препараты, применяемые при интралигаментарной и внутрипульпарной анестезии.

  2. Средства, применяемые для обезболивания твердых тканей зуба:

    • местные анестетики

    • препараты, уплотняющие твердые ткани зуба (натрия фторид, стронция хлорид)

    • препараты, вызывающие коагуляцию белка (раствор формальдегида, триоксиметилен, серебра нитрат, свинца ацетат)

    • хелатоны – препараты, повышающие проницаемость дентина за счет образования растворимых комплексов с ионами кальция (ЭДТА – динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты)

    • препараты, создающие гиперосмию (гипертонические растворы солей, кристаллы натрия хлорида, пасты с карбонатом кальция и натрия)

    • использование органических растворителей (хлороформ, спирт этиловый, эфир, диметилсульфоксид)

  3. Свойства и применение гвоздичного масла, эвгенола.


Классификация лекарственных средств, влияющих

на периферический отдел нервной системы
угнетающие:

А. МЕСТНОАНЕСТЕЗИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА (местные анестетики):

    • сложные эфиры – прокаин (новокаин), бензокаин (анестезин), тетракаин (дикаин), кокаин;

    • замещенные амиды кислот – лидокаин, артикаин (ультракаин)| бупивакаин (маркаин), мепивакаин (мепикатон), ропивакаин (наропин), тримекаин;

    • комбинированные препараты – артикаин / эпинефрин (ультракаин Д-С), бупивакаин / эпинефрин (маркаин-адреналин).

^ Б. ВЯЖУЩИЕ СРЕДСТВА:

    • соли металлов – висмута галлат основной (дерматол), висмута трикалия дицитрат (де-нол), сукральфат (вентер), ксероформ, ли­нимент бальзамический по А.В. Вишневскому, меди сульфат, цинка сульфат;

    • средства растительного происхождения – танин, кора дуба, трава зверобоя, корневища и корни кровохлебки, плоды черники, пло­ды черемухи, листья шалфея, цветки ромашки.

^ В. ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА:

      • слизь крахмала, слизь из корня алтея и семян льна.

Г. АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА:

      • уголь актированный, тальк, глина белая.


стимулирующие:

^ Д. РАЗДРАЖАЮЩИЕ СРЕДСТВА:

    • средства растительного происхождения – ментол, валидол, меновазин, эфкамон, горчичная бумага, плоды перца стручкового (пластырь перцовый, никофлекс), масло терпентинное очищенное;

    • синтетические средства – раствор аммиака (нашатырный спирт), метилсалицилат, нонивамид (финалгон), камфорный спирт.


Б. Основные программные препараты для выписывания в рецептурной тетради:


1

Артикаин (Ультракаин)

18

Свинца ацетат

2

Бензокаин (Анестезин)

19

Серебра нитрат

3

Бупивакаин (Маркаин)

20

Висмута субнитрат основной

4

Лидокаин (Ксикаин)

21

Ксероформ

5

Прокаин (Новокаин)

22

Дерматол

6

Тримекаин

23

Тальк

7

Дикаин

24

Уголь активированный (Карболен)

8

Мепивакаин

25

Слизь крахмальная

9

Кора дуба

26

Ментол

10

Танин

27

Валидол

11

Трава зверобоя

28

Раствор аммиака (Нашатырный спирт)

12

Плоды черники

29

Горчичная бумага

13

Плоды черемухи

30

Нонивамид (Финалгон)

14

Листья шалфея

31

Масло гвоздичное

15

Цветки ромашки

32

Эвгенол

16

Сальвин

33

Раствор формальдегида

17

Ромазулон

34

Триоксиметилен
















^ Препараты для студентов отделения «Лечебное дело» (ЛД)

№№ 2-6, 9, 10, 20-30




Препараты для студентов отделения «Педиатрия» (П)

№№ 2-6, 9, 10, 20-30




^ Препараты для студентов отделения «Стоматология» (СТО)

№№ 1-19, 24-26, 28, 31-34


В. Задания по рецептуре

Фармакотерапевтические вопросы2 для студентов лечебного и педиатрического факультетов:


  1. Средство, используемое только для терминальной анестезии (масляный раствор, мазь, ректальные суппозитории, таблетки).

  2. Средство для терминальной анестезии (аэрозоль).

  3. Наиболее коротко действующий местный анестетик для инфильтра-ционной анестезии (раствор для инъекций).

  4. Наиболее длительно действующий местный анестетик для провод-никовой анестезии (раствор для инъекций)

  5. Средство для спинномозговой анестезии (раствор для инъекций).

  6. Средство, применяемое при всех видах анестезии (раствор для инъекций),

  7. Вяжущее средство для полоскания полости рта (отвар).

  8. Вяжущее средство для обработки ожоговых ран (раствор для наружного применения).

  9. Неорганическое вяжущее средство (мазь, порошок для приема внутрь, таблетки).

  10. Обволакивающее средство для приёма внутрь (слизь).

  11. Адсорбирующее средство при отравлениях (порошок).

  12. Средство при метеоризме (таблетки).

  13. Раздражающее средство при мышечных болях (спиртовой раствор, масляный раствор)

  14. Средство, применяемое для рефлекторной стимуляции центров продолговатого мозга при обмороке (раствор).


Фармакотерапевтические вопросы3 для студентов стоматологического факультета


  1. Новокаин для растворения антибиотиков.

  2. Анестезин в виде масляного раствора и пасты для обезболивания твердых тканей зуба.

  3. Препарат из группы сложных эфиров для проводниковой и инфильтра-ционной анестезии.

  4. Препарат для проводниковой анестезии.

  5. Местный анестетик с противоаритмическим эффектом.

  6. Препарат из группы амидов, в 3 раза превосходящий новокаин по актив­ности.

  7. Производное тиофена для интралигаментарной анестезии.

  8. Адсорбирующее средство при остром отравлении.

  9. Глицериновый раствор танина для смазывания десен.

  10. Жидкость Платонова (обезболивающая). Показания к применению.

  11. Настойка зверобоя. Показания к применению.

  12. Новогаленовый препарат из листьев шалфея.

  13. Новогаленовый препарат из цветков ромашки.

  14. Цинк-эвгеноловая паста.


Г. Тестовые задания для самоконтроля
I. Механизм действия местноанестезирующих средств:

1. Препятствуют возбуждению чувствительных нервных оконча­ний за счет поверхностной коагуляции белков, образующих за­щитную пленку. 2. Блокируют натриевые каналы чувствительных нервных окончаний и нервных волокон, что препятствует возбуждению мембран чувствительных нервных окончаний и нервных волокон. 3. Препятствуют возбуждению чувствитель­ных нервных окончаний, образуя защитный слой на поверхнос­ти слизистых оболочек.

II. Местноанестезирующие средства применяют:

1. Для терминальной (поверхностной) анестезии. 2. Для провод­никовой анестезии. 3. Для инфильтрационной анестезии. 4. Для спинномозговой анестезии. 5. Для блокады нервных сплетений. 6. Для общей анестезии.

III. Что характерно для новокаина?

1. Высокоэффективен при всех видах анестезии. 2. Эффективен при проводниковой и инфильтрационной анестезии. 3. Малоэф­фективен при поверхностной анестезии. 4. Не используется при спинномозговой анестезии. 5. Длительность действия при инфиль­трационной анестезии 30-60 мин. 6. Длительность действия при инфильтрационной анестезии 2 ч. 6. Высокотоксичен. 7. Обладает низкой токсичностью. 8. При непереносимости может вызвать рез­кое снижение артериального давления (шок).

IV. Что характерно для тримекаина?

1. Применяется в основном для инфильтрационной и проводнико­вой анестезии. 2. В высоких концентрациях эффективен при терми­нальной анестезии. 3. По активности и длительности действия ус­тупает новокаину. 4. По активности и длительности действия пре­восходит новокаин. 5. Менее токсичен, чем новокаин. 6. Несколько токсичнее новокаина. 7. Может применяться при непереносимос­ти новокаина и других производных парааминобензойной кислоты.

V. Что характерно для лидокаина?

1. Эффективен при всех видах анестезии. 2. По активности и дли­тельности действия уступает новокаину. 3. По активности и дли­тельности действия превосходит новокаин. 4. Менее токсичен, чем новокаин. 5. По токсичности соответствует новокаину или несколько превосходит новокаин. 6. Может применяться при не­переносимости новокаина и других производных парааминобен­зойной кислоты.

VI. Что характерно для бупивакаина?

1. Эффективен при инфильтрационной и проводниковой анесте­зии. 2. Используется для всех видов анестезии. 3. По активности и токсичности уступает новокаину. 4. По активности и токсичности превосходит новокаин. 5. Является одним из наиболее дли­тельно действующих местных анестетиков. 6. По продолжитель­ности действия уступает новокаину. 7. Может применяться при непереносимости новокаина и других производных параамино­бензойной кислоты.

VII. Анестезин:

1. Применяется для инфильтрационной и проводниковой анесте­зии. 2. Применяется только для терминальной анестезии. 3. Хо­рошо растворим в воде. 4. Плохо растворим в воде. 5. Использу­ется в виде масляных растворов, мазей, таблеток, суппозиториев.

VIII. Сосудосуживающие средства (адреналин, мезатон) добавляют в растворы местных анестетиков:

1. Для замедления всасывания местных анестетиков в системный кровоток. 2. Для снижения риска возникновения побочных эф­фектов, связанных с резорбтивным действием местных анестети­ков. 3. С целью увеличения продолжительности местноанестезирующего эффекта. 4. Для стабилизации растворов местных анес­тетиков.

IX. Механизм действия вяжущих средств:

1. Частичная коагуляция белков на поверхности слизистых обо­лочек или поврежденной кожи с образованием пленки, предох­раняющей чувствительные рецепторы от раздражения. 2. Блока­да рецепторных образований. 3. Образование защитного слоя на слизистых оболочках.

X. Эффекты вяжущих средств:

1. Противовоспалительный. 2. Болеутоляющий. 3. Отвлекающий.

XI. Вяжущие средства применяют:

1. Местно при стоматитах, кровоточивости десен, фарингитах. 2. Местно для обработки пораженных участков кожи. 3. Для про­мывания желудка при отравлении солями тяжелых металлов и солями алкалоидов. 4. Внутрь при метеоризме. 5. Внутрь при воспа­лительных процессах пищеварительного тракта (энтерит, колит).

XII. Для полоскания рта и ротоглотки используют:

1. Отвар коры дуба. 2. Танин. 3. Висмута нитрат основной.

XIII. Для промывания желудка при отравлении солями тяжелых ме­таллов и солями алкалоидов применяют:

1. Отвар коры дуба. 2. Танин. 3. Висмута нитрат основной.

XIV. При воспалительных процессах пищеварительного тракта (энте­рит, колит) применяют:

1. Отвар коры дуба. 2. Танин. 3. Висмута нитрат основной.

XV. Механизм действия адсорбирующих средств:

1. Адсорбируют на своей поверхности химические вещества, пре­дохраняя окончания чувствительных нервов от их раздражающе­го действия. 2. Адсорбируют вещества в просвете желудка и ки­шечника, препятствуя их всасыванию в системный кровоток. 3. Образуют защитный слой на поверхности слизистых оболочек, препятствуя возбуждению чувствительных нервных окончаний.

XVI. Уголь активированный применяют:

1. Внутрь при отравлениях. 2. Внутрь при поносе. 3. Внутрь при метеоризме. 4. Местно при поражениях кожи.

XVII. С какими целями используют раздражающие средства?

1. Для расширения сосудов кожи. 2. Для рефлекторного улучше­ния трофики внутренних органов, мышц, суставов. 3. Для дости­жения болеутоляющего эффекта. 4. Для рефлекторной стимуля­ции бульбарных центров.

XVIII. Для рефлекторного улучшения трофики органов и тканей при­меняют:

1. Ментол. 2. Раствор аммиака. 3. Финалгон.

XIX. Для достижения отвлекающего (болеутоляющего) эффекта ис­пользуют:

1. Ментол. 2. Раствор аммиака.

XX. Для рефлекторной стимуляции центров продолговатого мозга (при обмороках, опьянении) применяют:

1. Ментол. 2. Раствор аммиака.
Ответы к тестовым заданиям:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Учебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» iconДоговор о прохождении практики студентами фгаоу впо «Северо-Восточный...

Учебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» iconДоговор о прохождении практики студентами фгаоу впо «Северо Восточный...
О прохождении практики студентами фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
Учебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» iconМинистерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «северокавказский...
Передовая статья в ставропольской прессе предреволюционного десятилетия (1908-1917 гг.)
Учебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» iconПредварительный договор на трудоустройство выпускника
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный...
Учебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» iconУчебное пособие томск  2005 Министерство образования и науки Российской Федерации
...
Учебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» iconМинистерство образования и науки российской федерации московский...

Учебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» iconФгаоу впо «северо-кавказский федеральный университет» факультет интенсивного обучения(экстернат)

Учебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» iconПоложение о фестивале самодеятельного творчества фгаоу впо «Сибирский федеральный университет»
Настоящее положение определяет порядок проведения фестиваля самодеятельного творчества «Новая весна 2013» (далее – Фестиваль) фгаоу...
Учебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» iconМинистерство образования и науки Российской федерации Федеральное...
Ачения студентам федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный...
Учебное пособие Якутск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница