Введение 5


НазваниеВведение 5
страница1/20
Дата публикации21.06.2013
Размер1.9 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Оглавление

Панаев М. С.

Шб Основы массажа и реабилитации в детской педиатрии/ Серия «Медицина для вас». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 320 с.

ВВЕДЕНИЕ 5

I. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА 10

II. ТЕХНИКА МАССАЖА 31

  1. ТЕХНИКА МАССАЖА ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ТЕЛА 64

  2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАССАЖА И
    ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 85

  3. КОМПЛЕКСЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ
    ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 173

^ VI. МЕТОДИКА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 226

Что такое массаж? Какого, делать детям и заниматься с ними оздоровительной гимнастикой. На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой книге. Но главное ее достоинство - в рисунках, которые помогут вам подспорьем в занятиях с

детьми.

Рекомендуется для медицинских работников, преподавателей физической культуры.

Отсканировал МАGn@t magmator@mail.ru

© Панаев М. С, 2003

© Оформление: изд-во «Феникс», 2003

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь... Это самое ценное, что у нас есть. В этом мире все течет, все меняется, почти у всех вещей есть начало и конец. Наша жизнь также не бесконечна, пожалуй, даже коротка. Особенно для тех, кто хочет прожить ее достойно, красиво, уверенным в своих си­лах. Эта уверенность во многом зарисит от здоровья нашего тела, и мы в ответе за чистоту «сосуда жиз­ни». Однако зачастую мы задумываемся над этим, будучи уже изрядно измученными болезнями, непра­вильным образом жизни. Порой уже в 40, 50, да что там говорить, и в 20 лет мы обнаруживаем в себе ре­зультаты необратимых процессов, изменивших наше здоровье, а это настроение, счастье нас и наших близ­ких. По статистике 97% населения страдает остеохон­дрозом и другими заболеваниями позвоночника. Пре­дупредить эти проблемы лучше в детстве. В последние годы зачастую дети появляются на свет уже с различ­ными нарушениями. Это и результаты сложных ро­дов, и неблагополучное внутриутробное развитие, и много других проблем, которые испытывает будущая мать во время беременности, а ребенок в первые годы жизни.

Наряду со многими реабилитирующими процеду­рами одно из важных мест занимает массаж.

Где и когда появилась эта чудесная лечебно-про­филактическая методика, и кто ее изобрел? На этот

^ 5 Основы массажа и реабилитации в педиатрии

вопрос нельзя ответить точно, ведь корни этого сред­ства уходят далеко в глубь веков. Археологи до сих пор находят в самых разных уголках нашей Земли медицинские записи древних врачевателей с упоми­наниями или подробными изложениями техник мас­сажа и других физиотерапевтических процедур. Это и Древний Рим, где патриции ежедневно начинали свой день с массажа, и Греция, где славился культ здорово­го тела. В такой мощнейшей цивилизации, как Древ­ний Египет, также уделяли большое внимание втира­нию разных масел и массажу, а знаменитые турецкие бани, где после мягкого, приятного, проникающего сквозь все тело тепла посетителю «вправляли кости», исцеляя его от мучительных болей в спине. Нельзя не вспомнить и дальневосточные методики массажа и рефлексотерапии, по которым до сих пор практикуют современные медики всего мира. Как люди могли от­крыть такое чудо?! Остается только догадываться и благодарить наших предков за такое богатое наследие.

К сожалению, в нашей стране большинство населе­ния как-то незаслуженно забыло это древнее, проверен­ное веками мощное лечебно-профилактическое средство и считало массаж «привилегией буржуазии» или сред­ством для лечения остеохондроза у пожилых людей, в то время как во всем мире массаж назначают при са­мых различных заболеваниях у всех возрастных групп. А детям начиная с 1,5-месячного возраста массаж обяза­телен в силу физиологических особенностей организма.

В чем же польза массажа для недавно появивше­гося на свет малыша? В первую очередь массаж бла­готворно влияет на энерго- и информационный обмен между матерью и ребенком Я считаю, что если ребе-

Введение

нок здоров и не требует вмешательства детских специ­алистов, то массаж должны делать непосредственно родители. Ведь 5-10 минут нежных материнских при­косновений дадут малышу намного больше тепла и по­ложительных эмоций. Механизм действия массажа включает в себя такие факторы, как: а) механический; 6) гуморальный, в) нервно-рефлекторный.

Под воздействием механического фактора — раздра­жения руками, биологически активные вещества аце-гилхолин, гистамин переходят в активную форму. Ацетилхолин стимулирует центральную нервную си­стему, гистамин действует на надпочечники, которые выделяют адреналин. И это только поверхностный взгляд на тот сложный механизм действия, который происходит в крови на биохимическом уровне, влияя на гормональный уровень.

Так же, воздействуя на кожные рецепторы, можно влиять на состояние внутренних органов. Каким об­разом, спросите вы?

Кожа является огромным рецепторным полем, на которое проецируются почти все внутренние органы. Механически раздражая нужные участки тела, мож­но воздействовать на определенные внутренние орга­ны. Массаж способствует очищению кожи от отмира­ющего эпидермиса (верхний слой кожи, который по­стоянно обновляется за счет отмирания старых и образования новых клеток), усиливая тем самым ды­хательную, выделительную функции кожи. При этом улучшается терморегуляция тела и снижается чувстви­тельность Холодовых рецепторов. Массаж воздейству­ет и на эластичные волокна, тонизируя упругость (тур-гор) кожи, что немаловажно для малыша.

^ 8 —Основы массажа и реабилитации в педиатрии

Проверено на практике, что недоношенные младен­цы, принимая массаж, быстрее восстанавливают свои функции, прибавляют в весе, лучше развиваются в психоэмоциональном плане.

Массаж воздействует и на мышечную ткань. При поверхностном рассмотрении это выглядит так: мышцы имеют множество сосудов, следовательно, стимулиру­ется кровообращение. В них улучшается питание мы­шечной ткани, ускоряются процессы метаболизма, т. е. выведения продуктов распада через кожу. Резервные сосуды мышц раскрываются, что обогащает кровоснаб­жение, повышая работоспособность, выносливость, мышца менее травмируется.

Это положительно влияет и на связочно-суставный аппарат ребенка.

Массаж способствует подвижности сустава, элас­тичности связочного аппарата, поддерживает сустав в тонусе, улучшает образование хрящевых тканей.

Со стороны сердечно-сосудистой системы нормали­зуется частота ритма сердца, поддерживается артери­альное давление в норме, оказывается благотворное влияние на венозное кровообращение. Рефлекторно стимулируется кровообращение в сердечной мышце. Улучшается периферическое и коронарное кровооб­ращение.

Массаж также увеличивает глубину дыхания, нор­мализует частоту дыхательных движений, рефлекторно стимулирует кровообращение в легочной ткани, ока­зывает действие на дыхательную мускулатуру.

Он стабилизирует функции желудочно-кишечно­го тракта, рефлекторно улучшая перистальтику кишеч­ника. Манипулируя массажными приемами, можно

Введение 9

увеличивать или уменьшать выделение внутренней секреции желудочно-кишечного тракта.

Но имея в виду возраст наших пациентов, наибо­лее важное значение массаж оказывает на централь­ную нервную систему. Ребенок недавно появился на свет, у него нарабатывается масса врожденных и при­обретенных рефлексов. Ребенок познает этот мир, и здесь массаж и гимнастика оказывают очень важное значение для детей, имеющих различные нарушения. Массажем можно добиться от детского организма наиболее быстрого и лучшего развития со стороны всех органов и систем, кроме того, нормализовать мышеч­ный тонус и другие анатомо-физиологические осо­бенности детского развивающегося организма. Еще И. М. Сеченов, выдающийся русский физиолог, гово­рил, что гимнастика для тела — есть гимнастика для мозга. Это объясняется тем, что мышцы, грубо говоря, функционально связаны с мозгом, и поэтому, совершая работу над мышцами, мы посылаем импульсы к мозгу ребенка, что благотворно влияет на развитие малыша. Развиваются координация движений, ориентация в пространстве и много других важных для жизни ре-бенка качеств. Поэтому массаж и гимнастику должен получать каждый ребенок. Перед началом занятий не забывайте, что ребенок еще мал и слаб, так что не проявляйте свою молодецкую удаль, присматривайтесь к реакции ребенка, чтобы не навредить ему.

Анатомно-физиологические особенности...

11


^ I. AHATOMO-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Главными показателями способностей ребенка яв­ляются его рост и развитие. Эти два общих процесса имеют некоторые отличия. Под таким понятием, как рост, мы понимаем увеличение роста, массы тела и другие физические показатели, в то время как разви­тие — это «рост» интеллектуальных, поведенческих, социальных структур мозга.

Все это контролируется множеством факторов как внутри ребенка, так и вокруг него, и важно вовремя заметить возможные нарушения и принять какие-либо меры. Ведь это одно из главных условий обеспечения здоровья ребенка. Как известно, проще предупредить заболевание, чем лечить его.

Квалифицированно определить степень нарушения может врач-педиатр, но, владея некоторыми знаниями детской анатомо-физиологии, можно провести оценку развития своего ребенка и своевременно обратиться к специалисту. Или в некоторых случаях самим уст­ранить факторы, влияющие на неправильный рост и развитие ребенка. Но не всегда выявленные вами отклонения означают нарушение здоровья, так как в развитии ребенка есть много индивидуального. По­этому при обнаружении отклонений во всех случаях обратитесь к врачу.

Раннее детство включает в себя 3 возрастных пе­риода'

  1. новорожденность (от рождения до конца 1-го
    месяца жизни);

  1. грудной возраст (от 1 до 12 месяцев);

  2. ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Раннее детство отличает от других периодов дет­ства ряд факторов:

  1. быстрый темп роста и развития;

  2. взаимосвязь физического состояния здоровья и
    нервно-психического развития;

  3. высокая ориентировочная реакция на окружа­
    ющий мир;

  4. огромное значение положительных эмоций;

  5. особая роль взрослого.

В период раннего детства ребенка происходит очень быстрое увеличение массы тела и роста. В сред­нем до 1-го года вес увеличивается в 3, а длина в 1,5 раза. Таким же быстрым является и темп развития: из неуклюжего, беспомощного существа к концу 1-го года жизни ребенок превращается в разумного чело­века, нарабатываются и развиваются многие врожден­ные и приобретенные рефлексы, в том числе «речь» и прямохождение. Но подобные быстрые темпы разви­тия отличаются скачкообразностью, одному скачку предшествует период медленного накопления инфор­мации. Это нормально, и не следует переживать из-за временного торможения в развитии, ребенок просто усваивает, впитывает новую порцию информации и выдает ее очередным скачком нового качества. Так, например, от 1 до 1,3 года отмечено медленное накоп­ление запаса понимаемых слов, зато в этот период он

^ 12 Основы массажа и реабилитации в педиатрии

овладевает ходьбой. Это расширяет его возможности ознакомления с окружающим миром. С одной сторо­ны, это овладение ходьбой как бы замедляет понима­ние речи, с другой- ходьба помогает общению с окру­жающими предметами, так как родители словом обо­значают предмет, чем помогают ребенку установить связь слова и предмета. Отсюда следует скачок в развитии понимаемой речи.

Скачок: 7-8 месяцев совершается переход в вер­тикальное положение.

  1. год — овладение ходьбой.

  2. года — переломный период в развитии речи.
    Формирование наглядно-действительного мышления.

  3. года — осознает себя как личность.

Эти периоды трудны для ребенка, они могут сопро­вождаться снижением его активности, ему особенно нужны хороший уход и внимание.

В периоде раннего детства ребенок развивается при постоянном повторении. В основу обучения ребенка этого периода положено развитие определенных спо­собностей:

  • подражание, воспроизведение;

  • навык смотреть, слушать, сравнивать, обобщать.
    Движение — это нормальное состояние ребенка

раннего возраста, улучшается его умственное разви­тие, одним из тяжелых условий для ребенка является отсутствие возможности двигаться.

Длина тела у нормального здорового ребенка при­близительно равна 50-52 см. Темпы роста зависят от факторов при рождении: чем длина при рождении меньше, тем рост больше, и наоборот. Длина тела де­вочек немного меньше длины тела мальчиков.


^ 13

Анатомно-физиологические особенности...

Ежемесячно прибавка тела выглядит примерно так:

Возраст

Прибавка, см

0 — 3 мес.

3,0

4 — 6 мес.

2,5

7 — 9 мес.

1,5-2,0

10 —12 мес.

1,0

На втором году жизни ребенок вырастает на 2-13 см, на третьем году на 1-8 см.

Масса новорожденных детей колеблется от 2500 до 4000 г. Средняя масса мальчиков 3500 г, девочек 3350 г. После рождения через несколько дней масса ребенка может уменьшиться на 150-200 г. Это нормальная физиологическая реакция. Такая потеря массы полу­чается в результате повышения выделения воды че­рез кожу, легкие, отхождения во внутриутробном пери­оде кала и мочи.

Обычно к 7-12-му дню жизни масса тела нормали­зуется, а затем резко набирается. Ежедневная прибав­ка составляет в среднем в 1-й четверти года 25-30 г, во 2-й - 20-25 г, 3-й - 15-20 г, в 4-й - 10-15 г К пер­вому году вес мальчиков составляет приблизительно 10-11 кг, девочек 9-10 кг, на 2-3-м году ребенок при­бавляет в весе приблизительно на 2 кг.

Теперь можно измерить Окружность головы и груд­ной клетки малыша. Для измерения окружности го­ловы можно взять сантиметровую ленту, которая накла­дывается на голову по наиболее выступающей части затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Обычно при рождении здорового ребенка окруж­ность головы равна 34-36 см В первые месяцы жиз­ни окружность головы увеличивается быстрее, до 6

^ 14

Основы массажа и реабилитации в педиатрии

месяцев примерный рост составляет 1,5 см, после по­лугода 0,5 см. От 1 года и до 3 лет окружность голо­вы увеличивается на 1,5-2 см. Чтобы определить нор­мальный объем головы, можно провести нехитрый расчет: суммировать величину окружности головы при рождении с ежемесячной прибавкой.

Рассматривая окружность грудной клетки малы­ша, надо отметить, что ее у ребенка до 3 лет измеряют при спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накла­дывают сзади под нижними углами лопаток, затем переводят ее вперед и накладывают на уровне сосков.

По окружности груди можно судить об изменении поперечных размеров тела. При рождении окружность груди несколько меньше окружности головы и состав­ляет приблизительно 32-34 см. Впоследствии грудь увеличивается быстрее, чем головка малыша, особен­но в первом полугодии, ежемесячная прибавка состав­ляет 2 см, после 6 месяцев окружность груди увели­чивается медленнее, в среднем на 0,5 см в месяц. В возрасте от 1 года до 3 лет окружность грудной клет­ки ежегодно увеличивается на 1,5 см. Определить со­ответствие грудной клетки можно по той же схеме, по которой определяли окружность головы.

Для оценки общего пропорционального' сложения ребенка можно пользоваться наиболее простыми и рас­пространенными формулами Чулицкой или Эрисмана.

Индекс Чулицкой выглядит так.

х = (ЗОП + ОБ + ОГ) - Р,

где х = значению индекса, ОП — окружность пле­ча, ОБ — окружность бедра, ОГ — окружность го­лени, Р — рост.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Введение 5 iconАртур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса лекций, в...
Введение 5 iconКонспекты лекций по физиологии. Введение
Введение. Жизнь – сложная открытая саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся система, постоянно обменивающаяся с окружающей средой...
Введение 5 iconВведение в языковедение
Р 45 Введение в языковедение/Под ред. В. А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996. 536 с. Isbn 5-7567-0046-3
Введение 5 iconВведение Во «Введение…»
Вам войти в этот мир — такой, каким мы его видим, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или,...
Введение 5 iconВведение к уложению государственных законов
Введение сие содержит в себе два отделения. В первом излагается план и распределение предметов, входящих в состав государственного...
Введение 5 iconА. А. Реформатский "Введение в языковедение"
Учебники и сборники упражнений по грамматике английского языка / А. А. Реформатский "Введение в языковедение"
Введение 5 iconТемы контрольных работ по дисциплине «Введение в рекламу и связи...
Объем – 15 страниц. Титульный лист, введение, содержание, текст, заключение, список литературы
Введение 5 iconКодекс корпоративного поведения 5 апреля 2002 года введение "Корпоративное поведение"
Одним из способов такого совершенствования может стать введение определенных стандартов, установленных на основе анализа наилучшей...
Введение 5 iconСамарская государственная экономическая академия введение в специальность
Введение в специальность "Бухгалтерский учет, анализ и аудит": Учеб справ пособие / Кол авт сост.; Отв ред. В. П. Фомин, А. З. Москалева....
Введение 5 iconОсновные направления деятельности
Указ о Единонаследии позволил увеличить приток офицеров в армию и прекратил дробление имений дворянства. Уничтожение патриаршества,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница