Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2


НазваниеУчебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2
страница1/7
Дата публикации16.03.2013
Размер1.12 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Медицина > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7

Педагогика


Учебное пособие для студентов медицинских вузов

в 2 частях, ч.2.

Теория воспитания






ОРЕНБУРГ

2013
УДК

ББК

Б 79

М.И. Болотова

Б 79 Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. мед. Учебных заведений. В 2-х частях. Часть 2. Теория воспитания / М.И. Болотова. – Оренбург: Пресса – 85 с.
В учебном пособии представлен современный взгляд на проблемы воспитания в медицине. Материал, представленный в пособии, поможет студентам сориентироваться в вопросах теории воспитания, воспитательных аспектах в деятельности врача, что способствует осознанию роли воспитания в профессиональном и личностном становлении будущего медицинского работника.

Учебное пособие составлено на основе требований ФГОС-3 и предназначено для реализации основных образовательных программ по специальностям «Лечебное дело» – 060101.65, «Педиатрия» – 060103.65, «Медико-профилактическое дело» – 060105.65, «Стоматология» – 060201.65, «Фармация» – 060301.65.

В предлагаемой второй части пособия основное внимание уделено рассмотрению теоретических основ и методики организации воспитательного процесса. Теоретические знания о сущности процесса становления личности раскрываются в максимально возможном приближении к практике воспитательной работы в личностно ориентированных условиях.

Пособие предназначено для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы для студентов высших медицинских учебных заведений.
Рецензенты:

Щетинская А.И. д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Ермакова М.А., к.п.н., доцент, зав. кафедрой физической культуры ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава Российской Федерации.
Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА.


СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………..4
^ ТЕМА 1. ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ….11

1.1. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс………11

    1. Проблема целей и ценностей воспитания в истории……………….19

1.3. Основные теории и подходы к воспитанию…………………………..34

1.4. Цели и задачи современного воспитания……………………………...39

1.5. Закономерности и принципы воспитания……………………………..42

1.6. Проблемы воспитания и самовоспитании…………………………….54

Глоссарий……………………………………………………………………62

Вопросы и задания для самоконтроля…………………………………..63
^ ТЕМА 2. ОБЩИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ…………………………65

2.1. Понятие о методах и средствах воспитания…………………………..66

2.2. Классификация методов воспитания…………………………………..69

2.3. Формы воспитания……………………………………………………...78

Глоссарий……………………………………………………………………83

Вопросы и задания для самоконтроля…………………………………..86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….87

ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная)…………………….........90

^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО «ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ»…………...92

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ………………...99

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современная гуманитарная парадигма высшего образования переносит акцент с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на интеллектуально-духовное развитие личности, на развитие личностных качеств, в том числе, профессионально значимых.

В модели личности современного врача особое значение приобретают следующие компоненты:

• Гуманистическая направленность; что связано с основным объектом деятельности врача - человек, который рассматривается в медицинской деонтологии как высшая ценность.

• Клиническое мышление, под которым понимается способность охватить, проанализировать и синтезировать все данные о больном человеке, то есть - это интеллектуальная деятельность врача, подчиняющаяся основным принципам и общим закономерностям мышления. И в то же время оно специфично и своеобразно, так как объектом его познания является наиболее сложное существо - человек. По своей сути оно представляет собой вариант гуманитарного мышления, так как базируется на всей совокупности опыта и знаний о человеке.

• Третий компонент, характеризующий будущего врача, включает систему профессионально важных качеств: ответственность, коммуникативность, чувство долга, честность, любовь к профессии и т.п.

Представление о модели личности будущего врача позволяет наметить пути развития гуманитарных качеств личности в системе медицинского образования, разработать стратегии исследования и проектирования гуманитарного развития личности будущего врача в рамках психолого-педагогических дисциплин.

Изучение педагогики и психологии началось в высшем медицинском уч­реждении в 50-х годах XX века, в медицинских вузах России в 80-х годах XX в. Министерство здравоохранения РФ утвердило типовые программы для та­ких направлений, как лечебное дело, стоматология, педиатрия и др. основной упор делается на понимание студентами гуманитарной направленности врачеб­ной деятельности.

Педагогика - сложная отрасль знаний, исследующая чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями общественных и естественно-научных дисциплин. Вот почему педагогика не поддается быстрому освоению, ее содержание трудно запомнить с первого раза.

Данное пособие рассматривает только вопросы педагогики из общей учебной дисциплины «Психология и педагогика».

Целью изучения педагогики на лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом, фармацевтическом и стоматологическом факультетах является формирование общекультурных и профессиональных компетенций заявленных в ФГОС третьего поколения:

^ 1. Для специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология»

ОК- 1

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК-2

Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию.

ОК - 5

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.

ОК- 5

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.

ОК- 8

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, соблюдать врачебную тайну.

ПК- 25

Способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях.

ПК-26

Способность и готовность к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни.

^ 2. Для специальности «Фармация»

ОК- 4

Владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний, а также принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументировать свою точку зрения.

ОК-6

Способность и готовность к самоусовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности, может адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности, склонен к формированию новых идей (креативности).

ОК - 11

Способность и готовность к способности и готовности самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, а также наличием склонности к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владеет методами пропаганды научных достижений.

ПК- 47

Способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

^ 3. Для специальности «Медико-профилактическое дело»

ОК- 1

Способность к научному анализу социально-значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности.

ОК-2

Владение письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, знанием одного иностранного языка как средства делового общения, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

ОК - 3

Способность и готовность к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности.

ОК- 4

Способность и готовность к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией.

ОК- 7

Владение культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу.

ПК- 8

Готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации.

Содержание предлагаемого учебного пособия соответствует авторской учебной программе данного курса, составленной на основе ФГОС третьего поколения по вышеперечисленным специальностям; расширено и дополнено рассмотрением вопросов воспитания с экзистенциально-гуманистического подхода в современной педагогике.

Таким образом, главной целью данного изданияподготовить студентов к профессиональной врачебной деятельности через изучение теоретических основ теории воспитания в свете педагогического мышления. Изучая теорию воспитания, студент должен реализовать следующие основные за­дачи: усвоить и принять лично для себя педагогически аспекты деятельности врача; овладеть основами педагогических знаний и повысить свою общую педагогическую культуру; понять значение гуманитарного блока знаний для развития своих способностей в период обучения и для личного и профессионального роста.

Также следует отметить, что потребность в настоящем учебном пособии объясняется рядом факторов. Во-первых, повышением уровня требований к качеству профессиональной (включая личностную сферу) подготовки врача в XXI веке, которую в состоянии обеспечить лишь преподаватели вуза с глубокими психолого-педагогическими знаниями, свободно ориентирующиеся в современных тенденциях развития высшего медицинского образования.

Во-вторых, переход вузов России на уровневую систему и новые образовательные стандарты требуют от преподавателей значительных усилий по модернизации содержания средств и методов обучения с целью интенсификации образовательного процесса. Деятельность преподавателей университета в связи с этим сосредоточена на сохранении объема аудиторных, лекционных занятий до 1/3 существующих. Педагогическим ресурсом в данной ситуации выступает с одной стороны – информационный ресурс (учебники, учебные пособия и другие печатные издания, а также, мультимедиа-издания, а также всемирная система объединённых компьютерных сетей); аксиологический ресурс (студенческая мотивация, способы познания, ориентация студентов на познание как ценность, стремление к овладению профессией, локус контроля, притязания, реализуемые в рамках индивидуального образовательного маршрута, познавательная самостоятельность); методический ресурс (переход на компетентностный уровень обучения с использованием инновационных технологий, интерактивных технологий аудиторной работы и обеспечения самостоятельной работы субъектов).

Подчеркнем, что интерактивность выступает одной из черт инноваций университетского образования. Интерактивность образовательного процесса обеспечивается применением интерактивных технологий, то есть технологий проблемно-диалогового и деятельностного обучения, развивающих нестандартное, сильное, критического мышление обучаемого.

В-третьих, незначительным числом источников учебной литературы, отражающей эти тенденции.

Учебное пособие рассчитано как для преподавателей, работающих в интерактивном режиме обучения, так и для самостоятельной учебной деятельности самих обучающихся. Такую цель преследует предложенная структура пособия. Систематическому изложению основ курса «Педагогика» способствует развёрнутое содержания каждой темы в программе, творческие задания и создание глоссария по теме.

Основной структурной единицей пособия служит отдельная тема. В соответствии с календарным планом на занятии может изучаться одна или несколько тем. В каждой теме имеются четко сформулированная цель, указаны вопросы для обсуждения, приводится базовая информация и литература для самоподготовки, приведены задания для контроля усвоения темы и самостоятельной работы.

Курс «Педагогика» включает большой фактический материал, базирующийся на теоретических основах педагогики. Студенту медицинского вуза важно не просто запомнить отдельные теоретические положения, но научиться применять их для решения конкретных задач.

На каждом занятии после рассмотрения теоретических вопросов выделяется время для обсуждения практических вопросов, в том числе разработки и решения ситуационных задач, интегрирующих мотивационную, информационную и обучающие функции. Работа по выявлению проблемы, решению задач, которые имеют ситуационный характер и выраженную профессиональную направленность, осуществляется индивидуально, анализ алгоритма решения и полученный результат рассматривается коллегиально. Учебный материал, предлагаемый в пособии можно использовать в трёх целях:

1) для ознакомления с новой информацией, расширения кругозора и удовлетворения любознательности;

2) для получения практических умений и навыков анализа образовательной среды и её воздействия на профессионально-личностное развитие;

3) для приобретения помимо названных практических навыков также умений теоретического осмысления для подготовки к творческому поиску и проведению определённой научной работы в сфере средообразования и личностно ориентированного обучения.

При подготовке к занятиям рекомендуется использовать указанную литературу.
^ ТЕМА 1 . ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Форма занятия: интерактивная лекция с элементами проблемного обучения, технологии коллективного взаимодействия, технологии развития критического мышления.

На занятие используются интерактивные средства обучения: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Цель: сформировать у студентов представление о сущности и структуре процесса воспитания, его движущих силах, роли и месте воспитания в развитии человека.

^ Задачи освоения темы:

1) теоретический компонент:

  • сформировать базовые знания о сущности воспитания, движущих силах процесса воспитания, его закономерностях и принципах, базовых концепциях воспитания, национальном своеобразии воспитания в России

2) познавательный компонент:

  • сформировать умения анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс;

  • сформировать умения выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе;

  • сформировать умения устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и факторов воспитания;

3) практический компонент:

  • развить способности и навыки по решению задач организации здорового образа жизни;

  • сформировать готовность студента к оказанию лечебно-педагогической помощи пациенту;

  • развить профессионально значимые личностные качества будущего врача.

^ Основные понятия темы: воспитание как социокультурный процесс, воспитание как педагогический процесс, движущие силы процесса воспитания, цели воспитания, закономерности воспитания, принципы воспитания, перевоспитание, самовоспитание.

План:

1.1.Воспитание как социокультурный и педагогический процесс.

1.2.Проблема целей и ценностей воспитания в истории.

1.3. Различные теории и подходы к воспитанию.

1.4.Цели и задачи современного воспитания

1.5.Закономерности и принципы воспитания.

1.6.Проблемы воспитания и самовоспитания.
^ 1.1. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс

Над чем подумать:




«Женщина вздохнула и замолчала. Я чувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые не один год волнуют и меня, и спросил:

— Какая же у вас обида?

— Не учили жить. …Нет, мы просто не умеем жить. …Не умеем мы уважать друг друга. Не умеем чувствовать рядом с собой человека. Не умеем уступать друг другу. Не умеем подчинять чувства разуму, не умеем дорожить жизнью, — о, как это важно, уметь дорожить жизнью!..»

^ В. А. Сухомлинский «Родительская педагогика»
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие "воспитание" — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

В определении понятия "воспитание" заключены некоторые трудности, во-первых, в крайней сложности самого воспитательного процесса, во-вторых, в невозможности выделить процесс воспитания из комплекса жизнедеятельности (из процесса социализации, обучения и психологического формирования личности), в-третьих, в неопределенности самого, результата, воспитания — воспитанности (сложность структуры и неустойчивость). Процесс воспитания — многофакторное явление. Необычное определение воспитанию дано в "Педагогической энциклопедии" автором А. В. Мудриком. "Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека". В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания.

Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность". Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника.

^ Различные подходы к определению понятия «воспитание». Определение сущности воспитания является одной из самых давних проблем, которую общество характеризовало исходя из своих социальных установок. Следует отметить, что понятийный аппарат, раскрывающий сущность воспитания, постоянно обновлялся и развивался. В научно-педагогической теории данное понятие рассматривается с различных позиций.

1. ^ Воспитание как конкретно-историческое социальное явление предполагает «формирование и учет требований общества и государства к молодому поколению, общественно-государственный социальный заказ. А. В. Мудрик подчеркивает, что воспитание тесно связано с социально-экономи­ческим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.

2. ^ Воспитание как социальный институт реализует исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества по использованию духовных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов с целью планомерного создания условий для удовлетворения важнейшей социальной потребности в воспитании востребованных типов личности.

3. ^ Воспитание как сегмент социализации способствует преодолению или ослаблению отрицательных последствий социализации, ей придается гуманистическая ориентация (В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов). Мы согласны с мнением С. Т. Погорелова, который считает, что такое понимание ограничивает воспитание процессами адаптации, делая его одномерно-функциональным.

4. ^ Воспитание как пространство, в котором господствует определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю. С. Мануйлов).

5. Воспитание как педагогически целесообразно организованная среда (Л. И. Новикова); специально организованная педагогами совместно с детьми гуманитарная «среда в среде».

5. ^ Воспитание как система в зависимости от выбора системообразующего элемента может быть представлено как множество внутренних подсистем, обладающих свойствами целостности, взаимозависимости воспитания и среды, иерархичности, множественности описания каждой подсистемы и др.

6. ^ Воспитание как педагогический процесс представляет собой деятельное содействие развитию в ребенке индивидуальной человеческой личности (К. Н. Вентцель), поддержку в самоактуализации (А. В. Мудрик, В. А. Петровский).

7. ^ Воспитание как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для их развития, подготовки к общественной жизни и труду.

8. ^ Воспитание как целенаправленное влияние на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский); на развитие мотивационно-ценностной сферы человека (С. Д. Поляков).

9. ^ Воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности, духовного и физического развития личности.

Анализ научных исследований показал, что понимание воспитания меняется: происходит переосмысление от толкования его как «воздействия» к «взаимодействию», совместному бытию взрослых и детей, в чем проявляется двудоминантность характера воспитания — взаимовлияние, взаимопроникновение субъектов.

Отметим, что для современного этапа развития общественных наук характерно осознание воспитания как ценности, что определяет готовность общества и государства уделять больше внимания и ресурсов на поиск и реализацию эффективных путей его развития.

Суммируя вышесказанное и учитывая, что главный механизм воспитания — это вовлечение воспитанника в целенаправленно организованную деятельность и (или) общение, согласимся с мнением В. А. Андреева, что воспитание — это один из видов человеческой деятельности, которая осуществляется преимущественно в ситуации педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанника при управлении игровой, учебной, научной, трудовой, досуговой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития и саморазвития его личности.

Таким образом, в педагогической теории воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность, и в узком смысле как социальный институт, пространство, система, процесс, деятельность, взаимодействие, ценность и т.д., что отражено в таблице 1.

Таблица 1

Эволюция категории «воспитание»

Персоналии

Определение категории «воспитание»

^ А. В. Мудрик

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.

^ Б. Т. Лихачев

Воспитание связано с достижением цели-идеала как представления, ожидания общества, образа идеального человека — носителя общечеловеческих норм морали, высоких духовных ценностей.

^ В. А. Сластенин,

И. Ф. Исаев,

А. И. Мищенко,

Е. Н. Шиянов

Воспитание — процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации, т.е. целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению.

^ Н. И. Болдырев

Воспитание — это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов.

^ Ю. П. Сокольников

Воспитание — процесс последовательного усвоения воспитанником социального опыта, накопленного обществом, тех или иных элементов культуры и развития на этой основе его духовных и физических сил, формирования личности.




^ С. Д. Поляков

Воспитание — целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека.

И. А. Зимняя

Воспитание как целенаправленное, непосредственное или опосредствованное, прямое или косвенное социально позитивное воздействие на личность посредством создания условий для ее самоактуализации в процессе социализации и социального взаимодействия.

^ М. И. Рожков

Воспитание — целенаправленное воздействие на воспитанника; социальная направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком социальных ролей.

^ К. А. Абульханова,

Н. В. Васина,

А. Г. Лаптев

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам.

^ Ю. К. Бабанский

Воспитание — процесс активного взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, в результате которого под воздействием первого через организацию жизни и деятельности, включение в систему общественных отношений формируется всесторонне развитая гармоничная личность.

^ Х. И. Лийметс,

Л. И. Новикова,

В. А. Караковский,

Н. Л. Селиванова,

А. М. Сидоркин

Воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности.

^ А. И. Кочетов

Воспитание — управление процессом духовного и физического развития личности.

В. Е. Гурин

Воспитание — целенаправленное выявление оптимальных педагогических условий для развития морально-волевых качеств личности, придающих ей гуманистическую направленность, целеустремленность, действенность, устойчивость в сочетании с необходимой гибкостью средств достижения цели, способностью находить оптимальные поведенческие решения.

^ Б. З. Вульфов

В. Д. Иванов

Воспитание — целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности.

А. Б. Есин

Г. П. Выжлецов

Воспитание — взаимосвязь ценностей воспитания и ценностей культуры.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2 iconУчебное пособие для студентов лечебного факультета
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей медицинских вузов
Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2 iconУчебное пособие может быть рекомендовано студентам медицинских и...
Усов Г. М., Федорова М. Ю. Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов. Зао "Юстицинформ", 2006 г
Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2 iconУчебное пособие для студентов медицинских вузов
...
Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2 iconУчебное пособие составлено на основе требований фгос-3 и предназначено...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медицинских вузов
Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2 iconЛитература для студентов медицинских вузов Хирургические болезни
Рекомендовано Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации...
Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2 iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2 iconУчебное пособие для студентов V курса медицинских вузов IV уровня аккредитации Харьков хнму 2009
Рекомендовано к изданию Ученым Советом Харьковского национального медицинского университета
Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2 iconИ здравоохранения
Учебное пособие предназначено для студентов лечебного, медико-профилактического факультетов и факультета подготовки медицинских сестер...
Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2 iconУчебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом
Учебное пособие предназначено для студентов технических специальностей, преподавателей вузов, слушателей системы дополнительного...
Учебное пособие для студентов медицинских вузов в 2 частях, ч. 2 iconУчебное пособие по английскому языку для студентов 1 курса неязыковых...
Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса экономических специальностей. Пособие включает тексты по страноведению и основным...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница