Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций»


Скачать 412.33 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций»
страница1/3
Дата публикации22.07.2013
Размер412.33 Kb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
  1   2   3


ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

в учреждении образования

«Белорусский государственный медицинский университет»

КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры ОМОВ и ЭМ

полковник м/с И.Р.Боровко

«____» июня 2011 года.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения практических занятий

по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций»
Тема: «Отравляющие вещества психодислептического действия»

Учебная группа: предназначена для студентов 3-4 курсов всех факультетов.

Обсуждена на заседании кафедры ОМОВ и ЭМ

протокол № 10

от « 15 » июня 2011 года.

  1. ^ Учебные и воспитательные цели:

Учебная цель: освоение обучаемыми практических навыков по изучению клинической картины, диагностике, подходам к лечению, медицинской сортировке при поражениях отравляющими и высокотоксичными веществами психодислептического действия.

^ Воспитательная цель: в процессе проведения занятия, рассмотрения больного преподаватель старается привить обучаемым чувство сострадания к больному, чувство ответственности и уверенности за правильность выполнения диагностических и лечебных мероприятий.


  1. ^ Место проведения: учебный класс (согласно расписанию занятий).




  1. План проведения практического занятия и расчет учебного времени:




Содержание занятия

Время

1.

Введение, мотивация темы.

5 мин.

2.

Определение исходного уровня знаний (тестовый контроль и разбор допущенных ошибок).

10 мин.

3.

Обсуждение учебных вопросов:

55 мин.



Галлюциногены. Диэтиламид лизергиновой кислоты (ДЛК). Патогенез поражений.






Клиническая картина психотических состояний. Объем помощи на этапах медицинской эвакуации. Лечение. Прогноз.






Делириогены. Вещество BZ. Патогенез поражений.






Клиническая картина психотических состояний. Объем помощи на этапах медицинской эвакуации. Лечение. Прогноз.




4.

Контроль знаний по теме занятия (тестовый контроль и разбор допущенных ошибок).

15мин.

5.

Заключение и задание для самостоятельной подготовки обучаемых.

5 мин.




Итого:

90 мин.


^ IV.Учебно-материальное обеспечение

а) литература для самостоятельной работы обучаемых по теме:

Основная:

  • Бова А.А., Горохов С.С. Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций. Мн., БГМУ, 2005.

  • Бова А.А., Горохов С.С. Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций. Электронный учебник. - Мн., ВМедФ, 2006.

Дополнительная:

  • Е.А. Лужников, Л.Г. Костомарова. Острые отравления. М 2002

  • Курляндский Б.А., Филов В.А. Общая токсикология. М., 2002.

  • И.С. Бадюгин. Экстремальная токсикология. Под редакцией акад. Е.А. Лужникова. М.2006

  • Постановление МО РБ, МЗ РБ №61/122 от 21 июля 2008г.

Информационные источники, рекомендуемые обучаемым по разделу:

  • Сайт БГМУ www.bsmu.by в разделе военно-медицинский факультет, кафедра военно-полевой терапии.


б) наглядные пособия:

— учебный DVD-диск с презентацией по теме занятия, данные лабораторных исследований.
в) учебные кино- и видеофильмы:

— видеофильмы: №14, №15, №16.
д) ТСО

— телевизор, DVD-проигрыватель, компьютерный класс.
ж) ситуационные задачи:

— ситуационные задачи по теме занятия, компьютерный тест.

^ V. Методические рекомендации по проведению практического занятия.

1. После приветствия преподаватель проверяет посещаемость студентами занятий, обращает внимание на их внешний вид. Занятие начинается в учебном классе. В кратком вступительном слове преподаватель объявляет тему занятия, подчеркивает ее актуальность для военного и мирного времени, определяет цель и учебные задачи

2. Преподаватель проверяет выполнение задания по самостоятельной подготовке. Методом устного опроса и программированного контроля устанавливается исходный уровень знаний обучаемых по данной теме.

3. Далее разбираются учебные вопросы. Вместе с обучаемыми обсуждаются патогномоничные признаки отравления, варианты клинического течения острой интоксикации, вопросы дифференциальной диагностики поражений с другими отравлениями и заболеваниями. Преподаватель обращает внимание студентов на характер и объем медицинской помощи на догоспитальном этапе, в приемном отделении и в токсикологическом стационаре. Изучается практическое применение кислородной и дыхательной аппаратуры при лечении больных с данной патологией. Указывается на особенности проводимой терапии в зависимости от вида, степени тяжести интоксикации, а также стадии отравления.

5.После проведения компьютерного тестирования преподаватель подводит итоги занятия, оценивает степень подготовленности обучаемых, еще раз обращает внимание на важность изучаемой темы. Объявляет тему следующего занятия и дает задание на самостоятельную подготовку.

Общее время занятия – 2 часа.

^ VI. Мотивационная характеристика темы

Любая современная война, локальные или региональные конфликты, которых в условиях мира очень много, не могут не быть химическими, т.к. уровень развития современной химической промышленности таков, что при диверсии или разрушении химического завода возникнет химический очаг, сопоставимый по характеристикам с очагом химического поражения при применении химического оружия.

Все выше изложенное свидетельствует о необходимости и важности изучения военной токсикологии. Токсиканты, относящиеся к группе психодислептиков, не только имеются на вооружении ряда армий в качестве боевых отравляющих веществ, но также широко распространены в качестве наркотических средств, в частности, ЛСД. Все это объясняет необходимость знания клиники, диагностики, терапии поражений этими соединениями, так как отравления ими возможны не только в военный период, но также при техногенных катастрофах, диверсиях, террористических актах, в быту.

^ VII. Цель занятия

Изучить патогенез и клиническую картину поражений ОВ психодислептического действия, систему и методы их ранней диагностики, принципы сортировки и оказания неотложной помощи на этапах медицинской эвакуации.
^ VIII. Задачи занятия

1. Знать клинику поражений ОВ психодислептического действия, объем и характер первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи, военно-врачебную экспертизу, алгоритм проведения внутрипунктовой и эвакуационно-транспортной сортировки пораженных.

2. Выработать у студентов навыки владения методами диагностики поражений психодислептиками; умения на основании анамнестических, клинических, лабораторных, инструментальных данных сформулировать и обосновать развернутый диагноз поражения с указанием степени тяжести, основных синдромов отравления, осложнений и последствий.

3. Выработать навык оказания неотложной терапевтической помощи на этапах медицинской эвакуации с использованием табельных средств.

4. Ознакомить студентов с перспективами развития и дальнейшего совершенствования диагностики и лечения поражений ОВ психодислептического действия.

5. После изучения темы занятия и отработки практических навыков студенты должны знать:

— симптоматологию и основные приемы оказания неотложной помощи при отравлениях ОВ психодислептического действия.

— объем терапевтической помощи пораженным ОВ психодислептического действия на медицинских пунктах и в лечебных организациях Вооружённых Сил в мирное и военное время;

— патогенез, клинику, диагностику, профилактику и лечение, и принципы военно-врачебной экспертизы поражений отравляющими веществами данной группы;

— организацию и объем терапевтической помощи в медицинском пункте части, медицинской роте соединения, военном полевом госпитале при поражениях психодислептическими токсикантами;

— перспективы развития терапевтической помощи пораженным ОВ психодислептического действия.

уметь:

— правильно организовывать медицинскую сортировку и оказывать медицинскую помощь по неотложным показаниям пораженным ОВ психодислептического действия;

— оказывать первую медицинскую помощь (неотложные меры по спасению граждан, оказание нуждающимся необходимой помощи )пораженным ОВ психодислептического действия;

— правильно формулировать и обосновывать клинический диагноз поражений ОВ психодислептического действия в соответствии с современными классификациями и номенклатурой болезней;

— применять современные средства диагностики и лечения поражений психодислептиками;

— оформлять медицинскую документацию на больных и пораженных терапевтического профиля (первичную медицинскую карту, историю болезни и др.).

— проводить общеклиническое обследование пораженных ОВ психодислептического действия;

— проводить лабораторные и инструментальные исследования в объеме медицинского пункта части при поражениях токсикантами данной группы;

— применять табельные антидоты и другие лекарственные средства в полевых условиях.
^ IX. План проведения занятия

1. Введение, мотивация темы

Психодислептическими ОВТВ принято называть большую группу химически разнородных веществ, которые способны в незначительных дозах вызывать заметные изменения психики по типу острых психозов. Психодислептическим называется токсическое действие химических веществ, сопровождающееся нарушением процессов восприятия, эмоций, памяти, обучения, мышления и формированием состояния, характеризующегося неадекватными поведенческими реакциями личности на внешние раздражители. Изменения психики после однократного воздействия психодислептиков могут длиться от нескольких минут до нескольких суток.

Подобные вещества могут быть использованы как новые отравляющие вещества, не смертельные, но надежно выводящие из строя. Известно, что 1 самолет или управляемый снаряд может создать в районе большого города и его окрестностей туманообразное облако без цвета и запаха, которое способно оказать действие на 90% населения. В зависимости от характера ОВ действие их варьирует от потери координации до полного умственного расстройства. На симпозиуме, организованном Калифорнийским университетом, шведский профессор Хиден сделал доклад о препарате, дающем возможность «осуществлять контроль над психикой» широких групп населения. По словам Хидена, небольшой дозы препарата, введенной в городской водопровод, достаточно, чтобы «сделать население крупного города крайне восприимчивым к любой пропаганде».

Способность вызывать психодислептический эффект у разных психоактивных веществ выражена неодинаково. Так, в рекомендованных врачом дозах большинство психотропных лекарственных препаратов (нейролептики, антидепрессанты, психостимуляторы, наркотические анальгетики и т.д.) угнетают или активируют (в зависимости от свойств) процессы, лежащие в основе высшей нервной деятельности, сохраняя в целом адекватное отношение личности к окружающей действительности. Только в относительно больших дозах они в той или иной степени могут извращать процессы восприятия, эмоций, памяти и т.д.

Однако известны вещества, для которых психодислептический эффект является основным в профиле их биологической активности. Количество такого вещества, делающее человека полностью недееспособным, в сотни – тысячи раз меньше того, в котором это же вещество угнетает сознание или вызывает соматические расстройства.

В литературе эта группа веществ обозначается также как психотомиметики, галлюциногены, психодислептики, шизогенные вещества.

^ Классификация ОВ психодислептического действия

Психодислептические вещества представлены разнородными химическими группами, но, все-таки, большую их часть можно разделить на 4 группы:

I группа: вещества, имеющие структурное родство с медиатором серотонином. К ним относятся: диэтиламид лизергиновой кислоты ДЛК), около 40 других амидов лизергиновой кислоты, псилоцин, псилоцибин, ибогаин, гармалин.

^ II группа: вещества, структурно родственные медиатору адреналину — мескалин, амфетамин (фенамин), метаболиты адреналина (адренохром, адренолютин).

III группа состоит из 2 подгрупп:

а) вещества, имеющие структурное родство с ацетилхолином (фосфорорганические вещества — ФОВ, эзерин, прозерин). Эти вещества обладают холиномиметическим действием и составляют группу ОВ нервно-паралитического действия. Здесь упоминаются потому, что также могут вызывать психозы;

б) вещества, обладающие холинолитическим действием. К ним относится вещество с центральным холинолитическим действием, являющееся боевым отравляющим веществом — BZ. В эту группу также входят производные гликолевой и бензиловой кислот — атропин, дитран, бенактизин (амизил).

^ IV группа: представлена различными по химическому строению веществами, объединяющим началом которых является факт их растительного происхождения: марихуана, план, гашиш, бхапро, кава-кава, индийская конопля. Есть и несколько синтетических производных, созданных по подобию естественных действующих начал (налорфин, фенциклидин). Действующим началом основных представителей этой группы является каннабинол, имеющий структурное сродство с кортикостероидами.

Группы токсикантов в соответствии с особенностями формируемых ими токсических процессов:

1. Эйфориогены: ∆-тетрагидроканнабинол, суфентанил, клонитазен и др.

2. Галлюциногены (иллюзиогены): ДЛК, псилоцин, псилоцибин, буфотенин, мескалин и др.

3. Делириогены: BZ, скополамин, дитран, фенциклидин и др.

^ Таблица 1

Химическая классификация психодислептиков

Группа соединений

Представители

Производные

Триптамина

диметилтриптамин

буфотенин

псилоцин

псилоцибин

диэтиламид лизергиновой кислоты (ДЛК)

гармин

Производные

Фенилалкиламинов

мескалин

2,5-диметокси-4-метиламфетамин

2,5-диметокси-4-этиламфетамин

триметоксифенизопропиламин

Пиперидилгликоляты

атропин

скополамин

хинуклединилбензилаты

Производные

фенилпиперидина

и бензимидазола

фентанил

суфентанил

этонитазен

Разные

фенциклидин (сернил)

∆-тетрагидроканнабинол

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» iconМетодические рекомендации для проведения практического занятия по...
Учебная цель: освоение обучаемыми практических навыков по изучению клинической картины, диагностике, подходам к лечению, медицинской...
Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» iconМетодические рекомендации для проведения практического занятия по...
...
Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» iconМетодические рекомендации для проведения практического занятия по...
...
Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» iconКомпьютерный тест по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций»...
Компьютерный тест по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» (раздел «Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций»)...
Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» iconМетодические рекомендации, планы семинарских и практических занятий...
Методические рекомендации, планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения...
Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» iconМетодические рекомендации к выполнению практических занятий Методические...
Задания для самостоятельной работы студентам заочной формы обучения учебной дисциплине
Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» iconМетодические рекомендации к ним по дисциплине «Предварительное следствие...
Сборник заданий для практических занятий, методические рекомендации к ним по дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних...
Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» iconМетодические указания по проведению практических занятий и выполнению...
Методические указания предназначены для проведения практических занятий и выполнения домашних заданий по дисциплине «Экономико-математические...
Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» iconФ кгму 4/3-06/02
Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий
Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «Медицина экстремальных ситуаций» iconФ кгму 4/3-06/02
Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница