Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология»


НазваниеМетодические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология»
страница1/10
Дата публикации22.03.2013
Размер1.05 Mb.
ТипМетодические разработки
userdocs.ru > Медицина > Методические разработки
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ «РЕАВИЗ»


Кафедра гуманитарных дисциплин


С.Н. Фоломеев
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ»

Учебно-методическое пособие для всех специальностей

Самара 2010

ББК

С5060.50

Ф66

С.Н. Фоломеев. Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «Социология, политология». Учебное пособие для студентов высших учебных медицинских заведений. НОУ ВПО Самарский медицинский институт «Реавиз», Самара, 2010. 98с.
Пособие содержит учебно-методические материалы для практических занятий, вопросы для самоконтроля студентов, темы докладов, рефератов, сообщений, тестовые задания по дисциплине «Социология, политология». В процессе самостоятельной работы студенты получают возможность познакомиться с обобщенным материалом учебников, углубленной информацией из дополнительной литературы. При решении тестовых заданий студенты могут проанализировать и закрепить полученную информацию.

Пособие предназначено для студентов медицинских вузов, всех интересующихся проблемами социологии и политологии.

Рецензенты:

Биканин К.Т., канд. полит. наук, доцент кафедры «Общественные науки» Самарского филиала ГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».

Жданова В.В. канд. филос. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Самарского медицинского института «Ревиз».

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский медицинский институт «Реавиз», протокол

СОДЕРЖАНИЕ

СОЦИОЛОГИЯ

Темы практических занятий

1. Культура в общественной системе 4

2. Социальная структура и социальная стратификация общества 7

3. Социальные конфликты: генезис и механизмы разрешения 11

4. Социальные организации 14

5. Социальные движения. Источники социального напряжения 17

6. Массовое сознание и коллективное поведение 20

7. Девиация и социальный контроль 23

8. Религия и образование 27

9. Социально-демографическая и поселенческая структура общества 31

ПОЛИТОЛОГИЯ

1. Социально-политические идеи Древнего Востока 36

2. Социально-политическая мысль в Древней Греции 38

3. Политическая мысль эпохи Просвещения и Нового времени 40

4. Политические элиты 43

5. Политическое лидерство 46

6. Государство 49

7. Группы интересов и политические партии 52

8. Политическое сознание 55

9. Тоталитаризм и авторитаризм 59

10. Демократия: теория и реальность 62

11. Политический процесс 65

Тестовые задания 70
СОЦИОЛОГИЯ
Тема: Культура в общественной системе

Цель занятия: рассмотреть социальные и культурные аспекты познания общества; охарактеризовать основные элементы культуры; обсудить проблемы, возникающие в ходе производства, распространения культуры и межкультурного взаимодействия; определить понятие массовой культуры.

^ Основные понятия: культура, социокультурная реальность, ценности, нормы, обычаи, нравы, законы, культурная интеграция, доминантная культура, субкультура, контркультура, этноцентризм, межкультурное взаимодействие, культурный релятивизм, массовая культура, «высокая культура», народная культура.

План:

1. Понятие культуры. Основные элементы культуры.

2. Типы и взаимодействие культур. Субкультура, контркультура, этноцентризм, культурный релятивизм.

3. Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функции культуры.

4. Политическая культура современного российского общества.

Вопросы для самоконтроля студентов

1. Понятие культуры и ее основные элементы.

А) понятие культуры в широком и узком смысле этого слова.

Б) «язык» как первооснова любой культуры.

В) что мы понимаем под убеждениями, верованиями, знаниями.

Г) ценностно-нормативный механизм (базовые ценности, ценностные установки, понятие «идеала», общечеловеческие нормы, обычаи, привычки, традиции, обряды и ритуалы, правовые нормы).

2. Типы и взаимодействие культур. Типы культур (цивилизационные, региональные, этнические, национальные, локальные). Доминирующая культура общества. Субкультура, контркультура, этноцентризм, культурный релятивизм (примеры, их взаимодействие).

3. Как взаимодействуют культура и экономика, культура и политика и т.д., вообще культура с другими сферами общественной жизни?

4. Каковы социальные функции культуры? (образовательно-воспитательная, интегративная и дезинтегративная, регулирующая).

5. Как культура влияет на общественное развитие? Приведите примеры.

Темы сообщений и рефератов

1. Молодежная субкультура и ее особенности.

2. Особенности российской политической культуры.

3. Политическое мифотворчество в России: причины, цели, результаты.

4. Контркультура «хиппи»: истоки, ценности, последствия.

5. Субкультура «новых русских»: особенности формирования, доминирующие черты.

6. Контркультура – форма протеста или социальный эпатаж?

7. Российское телевидение, его роль в развитии культуры общества.

8. Россия глазами иностранца.

9. Ж.Ж. Руссо о влиянии культуры на развитие общества.

10. «Гастарбайтер» глазами россиянина.

Литература

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология:

Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- М.: Гардарики,2000. Гл.2.

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.- 3 изд., перераб.и дополн.- М.: Центр, 2000. Тема 4.

3. Гидденс Энтони. Социология / Научн. ред. проф. В.А. Ядов.- М.: Эдиториал УРСС, 1999. Гл.2.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие.- М., 1996.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв.- М., 1990.

6.Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифотворчества.- М.: Прогресс-Культура, 1995.

7. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХI века.- М., 1991.

8. Миллз Р. Властвующая элита.- М., 1959.

9. Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия. Избранные работы по теории и методологии культуры, социологии культуры, социальной философии.- М., 2007.

Дополнительная литература

1. Островски К., Тюни Г. Три политические культуры в Европе // Социологические исследования.- 1998.- № 1.

2. Демидов А.М. Социокультурные стили в Центральной и Восточной Европе // Социологические исследования.- 1998.- № 4.

3. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования.- 2008.- № 2.

4. Козиев В.Н., Петрунина Л.Я. Динамика посещаемости художественных музеев (1985-2006) // Социологические исследования.- 2008.- № 10.

5. Мальковская И.А. Эволюция зрелищ в человеческом измерении // Социологические исследования.- 2008.- № 2.

6. Латова Н.В., Латов Ю.В. Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран // Социологические исследования.- 2007.- № 11.

7. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования.- 2007.- № 4.

8. Зарубина Н.Н. Деньги в культуре богатства: перспективы социальной ответственности бизнеса в условиях глобализации // Социологические исследования.- 2008.- № 10.

9. Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В., Шапко В.Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // Социологические исследования.- 2009.- № 4.

10. Горяинов В.П. Ценностные суждения в России и Западной Европе: сравнительный анализ // Социологические исследования.- 2009.- № 5.

11. Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение и общество в России 2000-х годов // Социологические исследования.- 2009.- № 7.
Тема: Социальная структура и социальная стратификация общества

Цель занятия: изучение теорий происхождения неравенства; анализ различных типов стратификационных систем; характеристика стратификационной системы современного индустриального общества; выявление характера неравенства современного общества; формирование представлений о мобильности и маргинальности; анализ эволюции стратификационной системы российского общества.

^ Основные понятия: социальная структура общества, неравенство, стратификация, класс, средний класс, дисперсный характер неравенства, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, маргинальность, естественная маргинализация, предписанная маргинализация, экстремальная маргинализация, патернпализм, корпоративизм.

^ Основные теории и концепции: структурно-функционалистская теория неравенства, конфликтная теория неравенства, теория неравенства К. Маркса, теория неравенства М. Вебера, стратегии исследования стратификации: «объективный метод», метод «оценки репутации», метод «классовой идентификации», концепция классового типа стратификации У. Уорнера, теория мобильности П. Сорокина, концепция маргинальности.

План:

1.Понятие социальной структуры общества, ее динамика.

2. Социальная стратификация современного западного общества.

3. Социальная стратификация современного российского общества.

4. Социальная мобильность.

Вопросы для самоконтроля студентов.

1.Что такое социальная структура общества? Покажите ее динамику.

2. Что представляет собой социальная стратификация общества? Какие критерии лежат в ее основе?

3. Какие западные социологические теории социальной стратификации вы знаете? (Т. Парсонс, Р. Дарендорф, У.Л. Уорнер, Л. Зиммель, П. Сорокин и т.д.).

4. Марксистская социология о социальной стратификации общества.

5. Какие слои американского общества выделяет У.Л. Уорнер? Какие параметры положены в их основу?

6. Какова социальная стратификация современного российского общества?

7. Каковы ее особенности, динамика и перспективы развития?

8. Дайте характеристику понятия социальная мобильность.

9. Какие типы социальной мобильности вы знаете?

10. Какую роль играет социальная мобильность в развитии общества?

11. В чем заключается проблема маргинализации в обществе?

12. Дайте характеристику проблемы маргинализации применительно к современному российскому обществу.

Темы сообщений и рефератов

1. Проблема формирования среднего класса в России: вчера, сегодня, завтра.

2. Проблема маргинализации в современном российском обществе.

3. Проблема бедности в России, подходы и способы ее разрешения.

4. Интеллигенция и ее роль в преобразовании общества.

5. Социальный портрет российского предпринимателя.

6. Бездомные в России: причины, тенденции, последствия.

7. Беспризорность как социальная проблема России.

8. Возможен ли социально ответственный бизнес в России?

9. Безработица в России: истоки, динамика, эффективность мер противодействия.

Литература

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред Ю.Г. Волкова.- М.: Гардарики, 2000. Гл.6.

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.- 3-е изд., перераб и дополн.- М.: Центр, 2000. Тема 8.

3. Гидденс Энтони. Социология.- М.: Эдиториал УРСС, 1998. Гл.7.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

5. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие.- М., 1996.

6.Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования.- 1994.- № 5.

7. Тихонова Н.Е.Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа.- М., 2007.

8. Шкаратан О.И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2009.

Дополнительная литература

1. Ильин В. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917-1996 гг.: Опыт конструктивистско-структуралистского анализа.- Сыктывкар, 1996.

2. Росенко С.И. Социальная дифференциация современного американского общества.- СПб., 1995.

3. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоиндентификации // Социологические исследования.- 1996.- № 8.

4. Голенкова З.Т. Британские социологи о современном среднем классе // Социологические исследования.- 1996.- № 10.

5. Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования.- 1998.- № 10.

6. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность.- 1997.- № 2.

7. Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе // Общественные науки и современность.- 1997.- № 5.

8. Голенекова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов // Социологические исследования.- 2008.- № 7.

9. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Социологические исследования.- 2008.- № 12.

10. Советская предыстория челночества: от мешочников до кооператоров // Социологические исследования.- 2008.- № 4.

11. Юдина О.А. Численность и демографические особенности средних слоев российского общества // Социологические исследования.- 2008.- № 10.

12.Гришина Е.А. Научная интеллигенция: противоречия социальной идентификации // Социологические исследования.- 2008.- № 3.

13. Ерохина К.С. Социальная мобильность ученых и проблемы ее государственного регулирования // Социологические исследования.- 2008.- № 9.

14. Наумова Т.В. Отток кадров из российской науки: выигрыш или проигрыш? // Социологические исследования.- 2008.- № 9.

15. Иванов В.П. Приватизация: итоги и перспективы ( по результатам одного исследования) // Социологические исследования.- 2007.- № 6.

16. Андреев А.Л. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства // Социологические исследования.- 2007.- № 9.

17. Беленький В.Х. Российский высший класс: проблема идентификации // Социологические исследования.- 2007.- № 5.

18. Беляева Л.А. И вновь о среднем классе в России // Социологические исследования.- 2007.- № 5.

19. Беляева Л.А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции // Социологические исследования.- 2007.- № 11.

20. Магарил С.А. Исчерпана ли социальная роль интеллигенции // Социологические исследования.- 2007.- № 1.

21. Арская Л.П. Социальное будущее России: идеи и перспективы // Социологические исследования.- 2007.- № 3.

22. Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность // Социологические исследования.- 2009.- № 1.

23. Романович Н.Э. Дихтомия отношения интеллигенции к власти // Социологические исследования.- 2009.- № 1.

24. Цыганов В.В., Шульц В.Л. Олигархия: сущность, цикличность, модификации в условиях глобализации // Социологические исследования.- 2009.- № 2.

25. Яницкий О.Н. Социальные ограничения модернизации России // Социологические исследования.- 2010.- № 7.

Тема: Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения

Цель занятия: изучение теоретических истоков конфликтологической парадигмы; анализ условий возникновения конфликта, возможных вариантов его развития; знакомство с основными способами регулирования и разрешения конфликта.

^ Основные понятия: социальный конфликт, условия происхождения конфликта, функции конфликта, конфликтная ситуация, объект конфликта, стратегия конфликтного поведения, регулирование конфликта, разрешение конфликта.

^ Основные теории и концепции: теории конфликта К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и Л. Козера, типологизации конфликтов Р. Даля, А. Раппопорта, М. Дойча, метод исследования стратегии поведения конфликтующих сторон Томаса-Килмена.

План:

1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.

2. Динамика социальных конфликтов.

3. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.

Вопросы для самоконтроля студентов

1. Каковы причины социальных конфликтов?

2. Назовите функции и возможных субъектов социальных конфликтов.

3. Сформулируйте основные положения теорий конфликта Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л.Козера, П. Сорокина.

4. Марксистская теория конфликта.

5. Какие стадии развития социального конфликта вы знаете? Дайте им характеристику.

6. Дайте характеристику процессуальной и структурной модели конфликта.

7. Дайте оценку понятия «сила» в социальном конфликте.

8. Назовите способы и условия, ускоряющие процесс разрешения конфликта.

9. Какие виды социальных конфликтов в современной России вы знаете?

10. Дайте им характеристику. Назовите возможные пути их разрешения.

11. Назовите формы протекания социальных конфликтов в обществе. В чем их отличие?

12. Какие формы социального конфликта характерны для современной России?

Приведите конкретные примеры, дайте им характеристику.

Темы сообщений и рефератов

1. Межнациональные конфликты: причины и следствия.

2. Национальный вопрос в Российской империи и позиции большевиков по национальному вопросу.

3. Социально-экономические конфликты в современной России: объективные и субъективные факторы.

4. Территориальные конфликты России с сопредельными государствами после распада Советского Союза.

5. Политический конфликт в современном российском обществе и пути его преодоления.

6. Конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти в октябре 1993 г.: причины, формы, последствия.

7. Трудовые конфликты в российском обществе: формы протекания и методы разрешения.

8. Особенности протекания институциональных конфликтов в России (суд, выборы и т.д.).

9. Межконфессиональные конфликты в российском обществе.

10. Межличностные конфликты в обществе (в семье, на производстве и т.д.).

11. Межпоколенный конфликт в России и за рубежом: особенности протекания и разрешения.

12. Социальный консенсус в обществе: миф или реальность.

Литература

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.- 3 –е изд., перераб. и дополн.- М.: Центр, 2000. Тема 9.

2. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты.- М., 1997. Гл.11.

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Пособие для студентов высших учебных заведений.- М., 1994.

4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты.- М., 1997.

5. Зеркин В.Д. Конфликтология. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1998.

6. Конфликтология. Учебник / Под ред. С.А. Кармина.- СПб., 1999.

7. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика.- М., 1998.

Дополнительная литература

1. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах.- М., 1996.

2. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения.- М., 1992.

3. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры.- М., 1973.

4. Зигерт В., Лонг Л. Руководить без конфликтов.- М., 1990.

5. Фромм З. Анатомия человеческой деструктивности // Общественные науки и современность.- 1992.- № 3.

6. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Фрагменты из книги // Иностранная литература.- 1993.- № 4.

7. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования.- 1994.- № 5.

8. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал.- 1997.- № 1.

9.Пирогов Г.Г., Ефимов Б.Л.Социальная справедливость: генезис идей // Социологические исследования.- 2008.- № 9.

10. Рыбаковский Л.Л. Сравнительная оценка демографического неблагополучия регионов России // Социологические исследования.- 2008.- № 10.

11. Бессокирная Г.П. Социальное самочувствие рабочих // Социальные исследования.- 2008.- № 3.

12. Халий И.А. Защита Байкала: хроника конфликта // Социологические исследования.- 2007.- № 8.

13. Сухарев А.Л. Этнонациональный конфликт в Чечне и Косово: сравнительный анализ // Политические исследования.- 2007.- № 4.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология» iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Обработка данных медицинских исследований в Excel” по дисциплине “Медицинская информатика”...
Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология» iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Корреляционный и регрессионный анализ данных медицинских исследований” по дисциплине...
Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности»
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» / Сост. Л. А. Мелихова. Н. С. Панова;...
Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Управление...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Управление инновационными процессами». – Ростов-н/Д: Рост гос строит...
Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология» iconМетодические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной...
Прокурорский надзор: методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе / сост. О. А. Брашнина. – Новосибирск:...
Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология» iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов специальности...
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»
Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология» iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов медицинских...
Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической...
Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология» iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов медицинских...
Методические указания для самостоятельной подготовки сту-дентов медицинских факультетов к практическим занятиям по биологической...
Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология» iconМетодические указания для самостоятельной подготовки к практическим...
Южный филиал национального университета биоресурсов и природопользования украины «крымский агротехнологический университет»
Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «социология, политология» iconМетодические указания к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации предназначены для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, где дисциплина...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница