Рисунок в психотерапии


НазваниеРисунок в психотерапии
страница1/14
Дата публикации23.03.2013
Размер1.65 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Джеральд ОСТЕР. Патриция ГОУЛД

РИСУНОК В ПСИХОТЕРАПИИ

Москва 2001

ББК 53.57 УДК 934

Джеральд ОСТЕР, Патриция ГОУЛД. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». Москва, 2001, 184 стр.

лр № 064685 от 01.08.96 г.

Подписано в печать 21.05.2001 Формат 60x88 1/16

Печать офсетная Бумага газетная

Печ. л. 11,5. Тираж 5000 экз. Заказ 5828.

ИВЦ "Маркетинг",

129347, Москва, Ярославское ш., д. 142, к. 732.

Отпечатано в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ,

140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403.

Тел. 554-21-86

ISBN 5-7856-0212-1

© Gerald D. Oster and Patricia Gould, 1987

© Информационный центр психологической культуры, 2000

^ Памяти доктора медицины Мозеса Чард-роффа, преданного своему делу профессионала и доктора Роберта Притулы, критического мыслителя и несравненного учителя.

Г. О.

Памяти Сьюзан Гоулд Тайдиман, которая использовала рисунок в групповой терапии во время своей работы и в период, когда умирала. Ее любовь и самоотдача были для меня огромным вдохновением.

П. Г.

^ ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

В наше время клиницист сталкивается с огромным количеством информации эмпирических исследований в психотерапевтическом лечении. Биологические и эпидемиологические исследования дают важные указания, помогающие распознавать и лечить всевозможные психические отклонения.

При наличии такого количества научно подтвержденных фактов не стоит забывать, что психотерапевтическое лечение основано, кроме прочего, на установлении и поддержании терапевтической связи между лечащим врачом и пациентом. Создание таких отношений требует учета множества тонких аспектов и индивидуального подхода к пациенту. Это утверждение будет верным, независимо от диагноза, терапевтического подхода или теоретической основы. Пытаясь установить и поддержать терапевтический контакт с пациентом, клиницист всегда наталкивается на "трудных" пациентов, у которых часто возникают проблемы с вербальным контактом во время терапии. Всевозможные техники "воображения", "проекции" и "визуализации", созданные специально для диагностики, установления контакта и лечения пациентов, у которых существуют проблемы с самовыражением при помощи слов или другим способом, могут дать точную вербальную информацию и полный доступ ко всем аспектам личности.

В своей книге Джеральд Остер и Патриция Гоулд показывают, каким образом рисунок может помочь клиницисту в распознании и лечении различного типа пациентов. При этом авторы учитывают различные терапевтические подходы и различные этапы терапии. "Рисунок в психотерапии" содержит ценные клинические указания и дает полезные стратегии по-

4

ведения, рассматривая с различных перспектив полезность рисунка в лечении психических отклонений. Данная работа является ценным дополнением к литературе о невербальных формах терапии. Она будет полезной для клиницистов различных школ, желающих расширить и укрепить свои знания в использовании рисунка в клинической практике, поскольку является достойным внимания вкладом в этой области.

^ Доктор медицины Стюарт ГАБЕЛЬ (Stewart Gabel)

доцент психиатрии, ординатор Дневной Детской Больницы New York Hospital / Cornell Medical Cent)

Westchester Division White Plains, штат Нью Йорк

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рисунок сделал себе быструю карьеру как фактор, оказывающий дополнительную помощь в диагностике, обогащающий коммуникацию и социальный репертуар личности в ходе терапии. Рисунок не отнимает много времени, не пробуждает в пациенте страх, поэтому его легко "прописать" и он дает обширный материал для интерпретации. Он, по всей вероятности, чаще всего дополняет такие проективные инструменты как тест Роршаха и ТАТ (Тематический Апперцептивный Тест) в ежедневной практике клинического психолога. Рисунок применяется в процессе изучения больного, также существенно помогая во время самой психотерапии. Рисунок — это форма, в которой проявляют себя страхи, желания и фантазии, это также конкретное выражение психотерапевтических целей. Он также помогает получить контроль над фрустрациями и импульсами, которые появляются в процессе развития коммуникационных способностей, укрепляя чувство самооценки.

В период знакомства и терапии пациента можно использовать "свободный" рисунок, где тема зависит исключительно от пациента. Задания такого типа вводятся главным образом для получения информации о проекциях или укрепления творческого самовыражения. Иногда сюда включают некоторые задания, во время которых клиницист накладывает определенные ограничения на рисующего, чтобы иметь возможность оценить его работу относительно некой стандартной или личной точки зрения. Например, задание копировать паттерны, позволяюицге оценить психическую зрелость или вероятность травмы у пациента. В то же время рисунок на конкретные, заданные терапевтом темы, помогает прояснить сферы эмоци-

6

опальных контактов и ускоряет достижение терапевтических целей.

Данная книга содержит рисунки и рекомендации о рисовании, что, по замыслу авторов, должно увеличить полезность этой техники для терапевтов, занимающихся познаванием и терапией индивидуальных пациентов, семей и групп, как в терапии закрытой, так и в открытой. На конкретных примерах показано, как применять различные аспекты рисунка и включать их в клиническую практику. Иллюстрации показывают, как легко ведущий может укрепить терапевтические иптеракции, включая в свой репертуар рисунок. Здесь также представлен обзор систем оценки, служащих определению отставания в развитии, которые описаны как вступление в диагностический процесс. Кроме того, в книге даны примеры конкретных техник, которые сегодня повсеместно используются терапевтами для диагностики пациента. Отдельные, богато иллюстрированные, главы посвящены системным теориям семьи и техникам групповой терапии. Мы надеемся, что наша работа докажет ценность рисунка в диагностике и лечении, а также даст возможность терапевту использовать эту технику с большим пониманием, более целенаправленно и с большим успехом.

Книга состоит из пяти глав. Первая касается развития и исторических аспектов художественного самовыражения, описывая, каким образом оно стало объектом пристального интереса специалистов, как теоретиков, так и практиков. Эта глава показывает современное использование рисунка по отношению к личности и окружению. Она является общим обзором художественных средств и объясняет, почему авторы сконцентрировали свое внимание именно на рисунке.

Во второй главе говорится об использовании рисунка в процессе познания больного. В ней представлена роль рисунков как признаков зрелости развития и познания, а также коррелятов личности. Эту главу мы особенно рекомендуем вниманию клинических психологов, педиатров, психиатров, арт-герапевтов и других, кому необходимо диагностировать настоящее состояние данного человека. Это также пригодится всем остальным клиницистам, которые желают оценить продвижение пациента в терапии и получить эту информацию с помощью разнообразных техник и рекомендаций, помещенных

7

в этой главе. Здесь также предоставлены способы, которыми может воспользоваться терапевт, когда сталкивается с сопротивлением клиента в момент налаживания терапевтических отношений. В этой главе представлен также обзор популярных техник, которые используют в диагностике, включая примеры клинических случаев с иллюстрациями.

Третья глава показывает, как применять рисунок в индивидуальном лечении. После описания терапевтического процесса даются примеры техник и рекомендации, которые дадут пациентам большую свободу самовыражения. Здесь отмечены важные проблемы, которые специалист в области психического здоровья должен рассмотреть, если ему предстоит ввести рисунок в терапию. Здесь помещено множество иллюстраций, касающихся различных разнообразных эмоциональных вопросов, которые могут возникнуть во время использования рисунка в терапии. Конечная оценка терапевтического процесса детально проиллюстрирована описаниями клинических случаев.

Четвертая глава предоставляет способы объединения искусства с системными теориями семьи с целью лучшего понимания отношений родителей с детьми. Описанные клинические случаи иллюстрируют разницу в восприятии той же самой семейной системы, проявляющуюся, когда члены семьи на рисунках показывают, как они видят части семьи (так называемые диады, триады), доминирующих и пассивных членов. Благодаря этим примерам видно, что рисунок, зачастую лучше, чем другие традиционные методы, может представить организацию семьи и отношения в ней. Здесь описание концентрируется на работах нескольких теоретиков и представляемых ими методах диагностики семьи при помощи искусства. Особенное внимание было обращено на стратегическую модель Хейли, на примере которой продемонстрировано использование рисунка как альтернативной техники генерирования гипотез во время диагностики семьи. Здесь также содержатся описания конкретных случаев, чтобы познакомить с техниками, используемыми во время определения характеристик семьи и супружеских пар, когда одним из инструментов экспрессии и диалога является рисунок.

Пятая глава касается того, как работает искусство в структуре группы и групповом процессе. В ней скрыты теоре-

8

тическпе основы функционирования групповой терапии и ее цель; также обобщенно описаны этапы, через которые проходит группа во время лечения. Также в ней оговариваются ситуации, в которых создается группа, и указания о том, как вводить технику рисунка в групповую структуру. Здесь также содержатся практические советы для ведущего, которому предстоит справиться с тяжелыми ситуациями и участниками. Основной акцент делается на вопрос сотрудничества, то есть, на то, каким образом улучшить коммуникацию и склонить членов группы к мирному сосуществованию, обмену мнениями.

Данная книга дает возможность познакомиться с разнообразным применением рисунка как метода или "клинического инструмента" для диагноза и терапии. Мы надеемся, что наша работа заинтересует терапевтов и студентов, ищущих способы, которые могут обогатить репертуар своих клинических средств. Рисунок дает возможность перебороть предубеждения и защитные действия не только у изучаемого пациента, но и у ведущего, которому придется стать участником или наблюдателем за процессом. Специалист в области психического здоровья — как врач, психолог, социальный работник, так И терапевт, пользующийся средствами самовыражения — вносит в терапевтические отношения свои собственные, личные мнения и интерпретации. Это создает особенный контекст для создания гипотез, необходимых для изучения эмоциональных вопросов или обнаружения черт развития. Эта книга имеет цель не только предоставить для специалистов метод, который помогает успешно вовлечь пациента в процесс диагностики и лечения, но также является попыткой расширения коммуникации в профессиональной среде.

Ранние приверженцы проективных техник старались подчеркнуть, что эмпирические доводы не всегда являются важнейшими в случае доказательства полезности данной диагностической процедуры (Frank, 1948). И действительно — большинство описываемых в данной книге методик нельзя считать непогрешимыми или обязательными для оценки личности в смысле статистики. Анна Анастас и, одна из передовых специалистов в области психологического диагноза, рекомендует рассматривать эти техники не как инструменты пли психометрические тесты, а скорее как "клинические инстру-

9

менты", подчеркивая при этом, что они являются "дополнительной помощью в интервью" (Anastasi, 1982).

В данной книге авторы также хотели бы придерживаться такого разделения, чтобы не расписывать этот спорный вопрос и не потерять из поля зрения свою главную цель: пропаганду техник рисунка среди представителей самых разных дисциплин, которым это было бы полезно. Мы руководствуемся тем, что правильное освоение техники — как и любого полезного инструмента — требует большого клинического опыта и постоянного накопления знаний, получаемых от других людей, знакомых с именно этой процедурой. Конечно, всегда необходимо пользоваться несколькими параллельными способами сбора информации, прежде чем сформулировать некое утверждение о личности данного человека.

В данной книге мы пытаемся доказать, что рисунок не только улучшает коммуникацию и экспрессию, но дает удовольствие и укрепляет чувство контроля и завершенности. Процесс создания графических композиций может также быть полезным в облегчении психического дискомфорта. Связь между рисунком и лечением может быть указанием на продвижение терапевтического лечения, а также объяснять динамику личности, обнажая скрытые конфликты. Рисунок освобождает спонтанность у маленьких детей, а заторможенным взрослым помогает преодолеть препятствия в собственном развитии. Рисунок также способен облегчить для пациентов идентификацию мотивов, которые повторяются в его поведении, и обратить внимание на его проблемы.

Как видно на примере иллюстраций, содержащихся в этой работе, рисунок способен вызвать катарсис: агрессивные и враждебные чувства обращаются в более приемлемые способы самовыражения. Дети и взрослые, плохо контролирующие свои взрывы эмоций, могут благодаря этому открыть для себя альтернативные стратегии, которые не замечали ранее. Рисунок также хорош тем, что инициируется и контролируется самим пациентом, чем укрепляет эго человека. Законченная работа, как и сам процесс, дает клиентам чувство развития и достижения цели, являясь условием личного удовлетворения и убеждения в собственной важности.

Помещенные в этой работе примеры клинических случаев и иллюстрации — плод многих лет практики, происходят

10

от всевозможных пациентов, лечившихся в закрытых и открытых системах. Для обеспечения полной анонимности все фамилии, представленные симптомы и информация о пациентах были изменены. Иногда модификациям подвергнуты были также их рисунки. Все иллюстрации помещены только для того, чтобы обеспечить большую ясность представляемых теорий, или из-за своих исключительно познавательных качеств. Авторы выражают надежду, что описания случаев с соответствующими рисунками подбодрят читателя искать подобные ситуации или проблемы в своей клинической практике и что он захочет использовать описанные здесь методы в своей ежедневной работе.

ГЛАВА 1

^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА

В ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

РАЗВИТИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ

^ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рисование и другая художественная деятельность всегда были неотделимы от достижений человека. Еще в доисторические времена люди с помощью рисунка и резьбы выражали свои чувства и увековечивали события. Очень вероятно, что визуальные формы искусства вначале служили практически целям, а не только эстетичным (Feder and Feder, 1981). Перед тем, как развился фонетический язык, люди общались с помощью зрительных символов. Археологи, занимающиеся изучением общественного развития, издавна собирают художественные работы, доказывающие, что человек с незапамятных времен пытался выразить свои мысли и эмоции. Поэтому рисунок необходимо принимать как основу элементарной коммуникации.

Повсеместно считается, что индивидуальное развитие является отражением развития вида; и действительно, дети могут рисовать, не научившись еще писать. Одним из ранних анализов детских рисунков является работа Кирила Барта (Cyril Burt, 1921). Опираясь на собственные наблюдения и на ранние исследования, Барт выделил в детском творчестве определенные ступени. Он считал, что дети в возрасте двух-трех лет начинают просто мазать. Эти действия видятся Барту как бесцельное выражение активности, которая со временем совершенствуется. В четыре года цветовые пятна заменяются отдельными линиями. Год или два спустя ребенок начинает рисовать примитивные символы, представляющие людей и зверей. Дальнейший период, продолжающийся до 10 лет, Барт классифицирует как описательный, поскольку в нем возника-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Рисунок в психотерапии iconНа 5, 6, и 7 иллюстрациях стоят знаки вопроса, и сегодня я ответил...
Рисунок 6: Две восьмерки- это следствие какого-то моего нарушения, одним из проявлений которого является и косоглазие. Когда я восстанавливаю...
Рисунок в психотерапии icon1 ступень: Базовые движения
Протаптываем и прохлапываем ритмический рисунок ( простые ритмические рисунки). Если хорошо справляются с рисунками. Дать им задание-сделать...
Рисунок в психотерапии iconУпражнения по развитию речи Логопедия для дошкольников Альбом 3 • Звуки Р, л москва
Рассмотри и назови ри­сунки первого ряда; второго; третьего; четвёртого (например: в пер­вом ряду находятся арбуз, пряник, ковер...
Рисунок в психотерапии iconРеферат По предмету: Химия На тему
Как и другие моносахариды d-глюкоза образует несколько форм. Кристаллическая d-глюкоза получена в 2-х формах: -d-глюкоза (рисунок...
Рисунок в психотерапии iconSevere personality disorders
К 74 Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии/Пер. с англ. М. И. Завалова. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2000....
Рисунок в психотерапии iconЛенинград «медицина» ленинградское отделение 1990 введение
Эти особенности семейной психотерапии побуждают не­которых авторов считать ее областью не психотерапии, а психиатрии в целом и говорить...
Рисунок в психотерапии iconВ попов Ведущий редактор а борин Научный редактор э эидеиилпер Редамор...
Теориям практика семейной психотерапии —СПб Питер, 2001 —352 с ил—(Серия «Золотой фонд психотерапии»)
Рисунок в психотерапии iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с
Рисунок в психотерапии iconЯлом И. Дар психотерапии я 51 / Пер с англ. Ф. Прокофье- ва
Ирвин Ялом, психотерапевт с огромным стажем, написал немало книг, научных и не очень. Однако «Дар психотерапии» — текст настолько...
Рисунок в психотерапии iconИя супружеских пар linda Berg-Cross couples therapy the Havorth Clinical...
Б 48 Терапия супружеских пар / Перев с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянце-вой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 528 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница