Учебно-методическое пособие


НазваниеУчебно-методическое пособие
страница1/6
Дата публикации25.03.2013
Размер0.83 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Медицина > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Министерства здравоохранения и медицинской

промышленности Российской Федерации


СВОБОДНОЕ ДЫХАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Иваново 1996
УДК 615.851-02:612.211(07)

ISBN 5-89085-010-5

Свободное Дыхание: Учебно-методическое пособие / С.В.Васильев; Ивановская государственная медицинская академия - Иваново, 1996. - с. ISBN 5-89085-010-5.

В пособии представлены теоретические и практические основы психотехник Свободного Дыхания, одного из современных разделов трансперсональной психотерапии. В последней главе рассмотрены методики, часто применяющиеся на сессиях Свободного Дыхания.

Рекомендовано для психиатров, психотерапевтов, врачей-интернов и клинических ординаторов соответствующих специальностей.


Табл. 1. Рис. 13. Библиогр.: 25 назв.
Издаётся в соответствии с программой непрерывного обучения по специальности “психотерапия” на основании приложения 14 к приказу Минздравмедпрома России от 30.10.95г.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Хабаровского государственного педагогического университета Р.И.Цветкова;

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии наркологии и медицинской психологии Ивановской государственной медицинской Академии, главный внештатный психотерапевт Ивановской области О.Ю.Смирнова.

ISBN 5-89095-010-5 Ивановская государственная

медицинская академия

1996.

ВВЕДЕНИЕ
От одного удара забыл всё, что знал заранее.

^ Для этого не нужно прилагать никаких усилий.

Случайно открылся старинный путь,

И он свободен от всякой бездеятельности.

Нигде не остаётся следов.

Всё, что я вижу и слышу, не подчиняется правилам.

Те, кто достигли просветления,

Объявляют это наивысшим действием.

Сян-ян
Во второй половине XX века многие терапевты и исследователи начали активно обращать своё внимание на значительный терапевтический и трансформирующий потенциал необычных (психоделических) состояний сознания, действующих как неспецифические катализаторы и усилители бессознательных процессов. Повышая энергетический уровень психики, они обнажают её глубинное содержание и внутреннюю динамику. Систематические исследования теоретических и практических аспектов этих состояний стали проводиться с 60-х годов. В современных лабораторных условиях подобные состояния сознания вызываются различными формами биологической обратной связи, сеансы сенсорной изоляции, использование визуальной или акустической перегрузки, лишением сна или его быстрой фазы, использование кинестетических средств типа "вращающейся кушетки", электронная или акустическая стимуляция мозга и тд. Однако необычные состояния сознания отнюдь не открытие современной науки. Если мы обратимся к истории, антропологии, религии, то мы увидим, что подобные состояния сознания уже не одно тысячелетие практикуются в мистериях смерти и возрождения, посвящениях и ритуалах перехода, действиях шаманов и других целителей, духовных практиках различных религиозных и мистических традиций и других подобных феноменов различных культур. Необычные состояния сознания являются центральными для мистических течений традиционных религий: Суфизм (Ислам), Йога (Индуизм), Дзен (Буддизм), Христианский мистицизм, Кабала (Иудейский мистицизм). Там необычные состояния сознания достигались либо употреблением священных психоделических растений (этот аспект подробно исследован современной ЛСД-терапией), либо мощными немедикаментозными техниками, в которых разнообразными способами сочетаются управление дыханием, пение, ритм барабанного боя, монотонные движения танца, сенсорная перегрузка, социальная и сенсорная изоляция, пост, лишение сна и тд. Исследование антропологами культур последних пяти столетий (которые представляют более 50% всех мировых культур) показало, что 90% из них имели некоторые институциализированные формы необычных состояний сознания (20).

Эта работа посвящена одному из самых мощных немедикаментозных методов психоделической психотерапии - методике Свободного Дыхания. Свободное Дыхание родилось в последние 30-40 лет на основе Голотропного Дыхания (Grof C. 1985-88), Ребёфинга (Orr L. and Ray S. 1977) и впитало в себя их методы, неорайхианские методики, учение об архетипах Юнга (24,25) и многое другие. В процессе роста Свободное Дыхание вышло за рамки отдельной технологии и превратилось в большой раздел современной психологии, объединяющий многие методики. В виду специфики развития психологии в нашей стране (недостаток специальной информации и образования восполняемый личным опытом и огромное количество противоречивых сведений) Свободное Дыхание в России имеет довольно аморфный и не сформировавшийся для психотерапевтической школы вид. Далее Вам будет предложена попытка систематизации имеющейся в нашем распоряжении информации о Свободном Дыхании, поэтому некоторая информация может предстать в необычном ракурсе для отдельных психотерапевтических школ.

Выражаем огромную признательность Сергею Всехсвятскому, любезно предоставляющему свои материалы и опыт всем желающим продвигаться в себя в процессе Свободного Дыхания.

^ ГЛАВА 1

Проблемы Свободного Дыхания
1.1 Понятие Свободного Дыхания
Когда я голоден, то ем рис,

Когда хочется спать, закрываю глаза,

Глупцы смеются надо мной,

Но мудрец всё понимает.

"Песнь восхваления Пути"
Сразу необходимо остановиться на двух вариантах понятия Свободного Дыхания, из-за смешения которых часто возникает путаница. Во-первых, Свободное Дыхание - это отдельная методика, имеющая свои правила и цели. О СД как отдельной методике мы подробно скажем в 5 разделе этой главы, а сейчас будем иметь в виду СД как раздел современной психологии. В названии этого раздела два слова: Свобода и Дыхание. Свобода - это естественность протекающих психических и внешних процессов. В отличие от традиционной психиатрии и психологии СД не пытается загнать человека в какие-то рамки, определённые обществом, а даёт возможность развиваться как уникальной индивидуальности. С другой стороны, Свобода - это возможность реагировать на меняющийся внешний мир, отражая его в себе как в зеркале, а не следуя каким-либо жёстким правилам. И ещё это возможность использовать для своего роста и развития всё, что происходит с человеком, будь то умная лекция, нелепый разговор или отдавленный в очереди палец.

Дыхание - второе объединяющее начало раздела. Все методы связаны с необычным типом дыхания. Дыхание - функция значительно более многогранная, чем только реализация газового гомеостаза организма. Вы сами можете заметить, что с изменением состояния сознания у человека всегда меняется тип дыхания (17). В этом плане представляет интерес наблюдение П.П.Блонского, который считал, что дыхание лучше характеризует поведение человека, чем любые другие системы. Он говорил даже о "мимике дыхания" (2). Когда человек расслаблен, он дышит медленно и спокойно, когда возбуждён - часто. Легко поставить простой эксперимент: попробуйте поменять тип дыхания и посмотрите, как изменится Ваше состояние. Поэтому используя необычные типы дыхания, легко добиться связанных с ними необычных состояний сознания. Иногда уже один выход за рамки "нормального" состояния сознания позволяет вырваться из наезженной колеи проблем, комплексов и психосоматики. У Свободного Дыхания есть ещё одна общая для всех методик особенность - оно всегда связное. Связное дыхание - это дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Этот тип дыхания первичен и весь животный мир дышит именно так. У человека процесс дыхания непрерывен во внутриутробном периоде и новорожденный тоже постоянно поддерживает непрерывный тип дыхания. Такой тип дыхания периодически включается во сне примерно до 12-13 лет (14). С увеличением роли сознания человек всё больше теряет связность дыхания: всё больше ограничений поведения и психических процессов приводит к зажиманию человеком отреагирования и поведения, а, вместе с ними, происходит задержка дыхания. Теряя связность дыхания, человек теряет процессы саногенеза, им запускаемые (3,14,15). На важную роль связного дыхания указывают многие китайские и индийские источники, связывая разрыв дыхательного цикла с нарушениями циркуляции жизненной энергии и уменьшением продолжительности жизни. Восстанавливая непрерывность дыхательного цикла, мы снимаем зажимы психики и запускаем механизмы саногенеза.

Резюме: Свободное Дыхание - это комплекс методик, объединённых безусловным принятием всего происходящего; использованием необычных типов дыхания, вызывающих необычные состояния сознания; использованием связного типа дыхания (без пауз между вдохом и выдохом).

^ 1.2 Объёмная модель сознания (3)
В песчинке целый мир найти,

И небеса в цветке лесном.

В ладони космос уместить,

И век - в мгновении одном.

Уильям Блейк

^ 1.2.1 Слои сознания и осознание
Основополагающей теорией Свободного Дыхания является объёмная модель структуры сознания, рассматривающая психику как единое целое, состоящее из единых частей (слоёв сознания) с различными свойствами и характеристиками. Понять эффекты и механизм действия СД можно только учитывая отличия слоёв сознания и единство происходящих психических процессов, затрагивающих сразу все слои. В рамках данной теории мозг рассматривается как интерфейс между микрокосмом (внутренним миром человека) и, через тело, с макрокосмом (внешним миром). Психика не является продуктом мозга, однако её деятельность во внешнем мире определяется им. Как следствие, мы имеем три ориентации психотерапии: на внутренние психические процессы; на их материализацию через действие на процессы мозга и на изменение среды, окружающей человека.

Сразу необходимо определиться в использовании термина сознание. В традиционной сейчас Фрейдовской модели психики она делится на сознание (понимаемая и управляемая часть психики) и подсознание (часть психики, не доступная для понимания и управления). При этом обе части психики активны и влияют на поведение, течение психических процессов и соматику человека (об отличиях Фрейдовской модели психики и модели, используемой в СД, мы будем более подробно говорить в разделе 1.4). В модели СД сознание равно всей психике и существует термин “осознание” - активно функционирующая часть психики, влияющая на поведение, протекание психических процессов и соматику человека. Осознание не имеет жёсткой привязки к разделу психики, как сознание у Фрейда, а перемещается по всем слоям психики. При этом осознание приобретает свойство того слоя сознания, где оно в данный момент находится, пользуясь языком и информацией этого участка сознания. Чем дальше находится осознание от данного участка психики, тем более недоступна информация и язык данного участка. Когда Вы больны, всё видится в тёмном свете, вспоминаются в основном болезни и неприятности, трудно сосредоточиться на чём-либо творческом и продуктивном. Вспомните школу или институт: пока сидишь на своём месте - всё знаешь, как только выходишь к доске - всё вылетает из головы, а ведь Вы просто сменили положение тела, не заметив, что при этом изменилось положение осознания. Мы ещё рассмотрим это более подробно при разборе структуры матрицы.

Существуют определённые закономерности изменения характеристик слоёв сознания:

- чем поверхностнее (ближе к внешнему миру) слой сознания, тем больше психика структуризирована. Чем глубже, тем более она однородна;

- чем поверхностнее слой, тем больше различие между разными людьми и между человеком и окружающим миром. Чем глубже, тем больше общего у каждого из нас с Миром. Первым из традиционных учёных, обратившим на это внимание был Юнг в своём учении об архетипах (24,25);

- чем глубже слой сознания, тем более он недоступен для "нормального" человека, который, в основном пользуется первым слоем - личностью;

- чем глубже слой сознания, тем меньше мощность осознания.

Хотим обратить Ваше внимание, что подобный подход к структуре психики подробнейшим образом разработан в психологическом разделе Буддизма уже много-много лет назад (4,5,6,7,11,21 и многое другое).

^ 1.2.2 Первый слой сознания - Личность
Самый поверхностный слой сознания - личность1. Характерные черты этого слоя сознания:

- максимальная структуризация реальности, абсолютное невосприятие жизни как единого потока;

- структурной единицей личности является матрица;

- этот слой сознания прекрасно описывается Фрейдовской моделью психики и обрабатывается методами психоанализа;

- ограничен личными биографическими переживаниями, можно сказать, что он начинается с момента рождения.
^ 1.2.2.1 Свойства матрицы



РИС 1
Матрица - структурная единица личности. В разных школах можно встретить различные названия матриц: Дхарма в Буддизме, Системы Конденсированного Опыта (СКО) в Голотропном Дыхании, Инграмма в Дианетике (23). Процесс образования матрицы можно сравнить с формированием кристалла в перенасыщенном растворе соли. Когда с человеком происходит событие, то оно оставляет в сознании отпечаток, причём отпечатываются абсолютно все детали, и это событие становится центром кристаллизации. Все последующие события, имеющие с ним что-то общее, откладываются туда же и образуется структура, нарастающая как снежный ком - Система Конденсированного Опыта. Вся наша психика на уровне личности состоит из подобных образований (рис 1).

Ребёнок чихнул, уронил чашку и получил выволочку. Если всё это произошло впервые, то образовалась матрица, содержащая все три компонента. Матрица как полноценная часть человеческого сознания обладает определёнными свойствами:

- матрица растёт. Растёт она за счёт событий, аналогичных записанным в матрице. В нашем примере матрица будет расти за счет событий, связанных с ронянием предмета, чиханием и выговором за это. При анализе матриц мы выявили интересную зависимость - в начале возникновения матрица впитывает только ситуации, содержащие все необходимые компоненты2. При набирании матрицей определённой силы она впитывает уже ситуации, содержащие только один или два компонента, а в последующем допускаются уже вариации компонентов. На следующем этапе матрица уже становится более самостоятельной и способна длительно удерживать в себе осознание человека, провоцируя его на совершение поступков, необходимых для его подпитки. Далее она способна уже полностью подчинить себе осознание человека, как нередко происходит с пожилыми людьми или клиентами психиатрических лечебниц. Именно этим объясняется состояние аффекта, в котором человек делает не свойственные ему поступки, а выйдя из этого состояния, ничего не помнит, так как его осознание находится в другой матрице, а аффектировавшая блокирована (о блокировке матриц см. ниже);

- матрица размножается. Однако размножается она не в одном человеке, а в окружающих. Особенно благодатную почву матрицы находят в детях. Ведь новые матрицы активнее всего формируются в раннем возрасте, причём формируются они не по учебникам и поучениям родителей и окружающих, а по их поведению. Проверьте, насколько Вы строите свою семью и подбираете свою половину по родительскому стереотипу. Посмотрите, насколько часто дети повторяют судьбу своих родителей. В человеке можно выделить матрицы нескольких уровней: приобретённые самим; подаренные родителями; приобретённые в коллективе3; общественные (государственные, национальные и тд.);

- матрица имеет защиту. Активизация многих матриц была бы крайне нежелательна для организма человека, так как они несут мощный негативный психо-физиолого-эмоциональный заряд, и организм заново проходит через то состояние, или вызывают социально-осуждаемое поведение. Такие матрицы блокируются от внешнего мира и их активация не допускается (рис 2). При этом человек тратит жизненную энергию на поддержание блока:




РИС 2
- матрица блокирует жизненную энергию, в ней содержащуюся (см. предыдущий пункт);

- матрица выделяет. Напряжение в постоянно активизируемой матрице при наличии блока (см. выше) приводит к тому, что она стравливает энергию внутрь организма, нарушая работу Центров Управления Организмом. Основные заболевания сейчас связаны с нарушением регуляции обмена веществ, вегетативной регуляции организма, иммунитета;

- матрица накапливает информацию, которая при наличии блока становится недоступной. Чем мощнее блок, тем сильнее забывается информация;

- матрица активизируется. Если человек сталкивается во внешнем мире с событиями, которые являются кнопками (см. Матричное досье п.2), матрица резонирует и активизируется, стремясь захватить осознание в плен. Если ей это удаётся, то дальнейшее поведение человека целиком определяется содержимым матрицы;

- матрица меняет восприятие мира. "Оптимист надеется, что сейчас для него самое лучшее время, а пессимист боится, что именно так и есть". Вот пример того, как матрица меняет окраску восприятия мира. Матрица действует как цензор при восприятии и выдаче информации. Если Вам не нравится Ваша работа, то Вы можете, собираясь на работу, подолгу искать ключи от кабинета, лежащие под самым носом. Описки, ослышки, оговорки и тд. Матрица может также подставлять в поступающую извне информацию лишние куски или заменять существующие. Самые яркие примеры проявления матриц мы можем видеть в случаях множественных личностей. Не замечали ли Вы на себе: на работе Вы одни, дома другие, в гостях третьи и т.д. Ещё более яркий пример - состояние аффекта.

Активизацию мощной матрицы можно заподозрить по повторяющимся в жизни ситуациям. Чем мощнее матрица, тем более жёстко предопределены детали ситуации и тем сложнее что-то изменить. Чем чаще активизируется матрица, тем более лавинообразный характер приобретает процесс.

Второй признак, говорящий о присутствии мощной матрицы, - немотивированные реакции, начиная от простого желания, кончая состоянием аффекта. Вам знакомы пословицы: "Бес попутал", "Чёрт под руку толкнул". В матрице всегда записана определённая цепочка событий и действий. В случае пропуска звена этой цепочки у нас возникает необходимость его совершить. В зависимости от мощности матрицы эта необходимость варьируется от слабого желания через необходимость до одержимости.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие 032700 «Филология»
История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения: Учебно-методическое пособие / Авт. Я. В. Погребная. – Ставрополь:...
Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения
Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методическое пособие iconОбразовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое...
Учебно-методическое пособие предназначено для использования в целях повышения квалификации работников сферы государственной молодежной...
Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие очерчивает основной круг вопросов, исследуемых...
Волкова В. В. Имиджелогия. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СевКавгту, 2005. – 168 с
Учебно-методическое пособие iconМетодические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов
Учебно-методическое пособие iconКафедра государственного, муниципального управления и социологии...
Политология: учебно-методическое пособие для вузов / А. Г. Воржецов, Е. В. Храмова [и др.] / под ред. А. Г. Воржецова, Е. В. Храмовой...
Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для организации и проведения тренингов социальной компетентности
Кибирев А. А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших...
Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие iconПрактический курс. Грамматические аспекты Учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей ипк и пк, обучающихся по специальности «Современный иностранный язык». Пособие...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница