Всякого инотонального


Скачать 409.05 Kb.
НазваниеВсякого инотонального
страница1/4
Дата публикации07.04.2013
Размер409.05 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Музыка > Документы
  1   2   3   4

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ВИДЫ МОДУЛЯЦИЙ»

В широком смысле слова модуляцией называется «введение всякого инотонального элемента» (И.Способин), включая и кратковременные отклонения, и эллипсис, и ладовую переменность. Собственно модуляцией (в узком смысле этого слова) называется переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения (периода). Наличие полной каденции в новой тональности – основное отличие модуляции, совершаемой в экспозиционном периоде, от отклонений.

В музыкальном произведении модуляция является важнейшим средством развития и формообразования. Побочные тональности, как и побочные аккорды, подчинены своему центру – главной тональности, образуя функции высшего порядка, среди которых основная тональность подобна тонике, а остальные аналогичны неустойчивым функциям лада. Зависимость новой тональности от главной придает модулирующим построениям неустойчивость. Модулирующий период всегда требует продолжения и не может быть формой самостоятельного законченного произведения. Музыкальная мысль, заключенная в таком периоде, нуждается в дальнейшем развитии. Наиболее значительную роль играют модуляции в разработочных частях формы, способствуя созданию ощущения непрерывности движения, изменения музыкальной мысли. В разработках, связующих построениях разница между модуляцией и отклонением нивелируется и здесь речь идет о таком типе модуляции, как проходящая модуляция.

Модуляция имеет многообразные виды и формы, отличающиеся друг от друга отдаленностью новой тональности, способом ее введения, протяженностью, местоположением в музыкальной форме. По способу введения новой тональности модуляции в наиболее крупном плане делятся на постепенные и внезапные. Исторически наиболее ранними являются постепенные модуляции, т.е. модуляции в тональности с максимальной разницей в 1 ключевой знак, совершенные плавно, мягко и не несущие в себе эффекта неожиданности.

Внезапные модуляции осуществляются как неожиданный, подчас резкий поворот в новую тональность. Такие модуляции совершаются в тональности, отличающиеся от исходной на 3-6 ключевых знаков. Среди них различают модуляции без энгармонизма, или «ускоренные» модуляции, совершаемые через аккорды-«ускорители»: гармонические S и D, II, III, VI, одноименную тонику, и энгармонические модуляции. Последние вызывают особенно яркое ощущения неожиданности и изысканности. Наиболее ранними являются энгармонические модуляции через уменьшенный септаккорд (уже у Баха), а также модуляции через малый мажорный септаккорд – у венских классиков. «Ускоренные» модуляции в основном принадлежат музыке XIX (второй половины особенно) и XX вв.

Некоторые исследователи относят к внезапным также следующие виды модуляций: мелодико-гармоническая (эллиптическая), основанная на логике голосоведения в значительно большей мере, чем на функциональных связях; мелодическая – в виде одноголосной мелодической модулирующей связки между двумя тональностями, и сопоставление – т.е. введение новой тональности на грани построений, не подготовленное предыдущим развитием. Эллиптическая, или мелодико-гармоническая, модуляция происходит в неродственные тональности и характерна для развивающих частей музыкальной формы.

При изложении же тематического материала она стала использоваться лишь с конца XIX в., в музыке, отличающейся сложностью гармонического языка.

Мелодическая модуляция может связывать как далекие, так и близкие тональности, продолжительность связки бывает различной. Встречается такая модуляция и в классической музыке, и в более поздние эпохи.

Модуляция-сопоставление является резким скачком из одной тональности в другую, чаще далекую. Разные тональности, как правило, «соприкасаются» своими тониками. Такая модуляция всегда присутствует на гранях достаточно крупных разделов формы (частей сложной трехчастной, к примеру). Однако сопоставление тональностей может происходить и на грани периодов, предложений и даже фраз.

В эстрадной музыке нередко применяется сопоставление-сдвиг на полутон вверх для придания песне большей экспрессивности звучания. Такие сдвиги по полутонам иногда повторяются многократно.

В модуляционном процессе существенна роль модулирующего и общего (посредствующего) аккордов. Модулирующий аккорд своим появлением «заявляет» о наступлении новой тональности, он содержит знаки альтерации, не свойственные основной тональности. В качестве модулирующего выступают аккорды доминантовой группы, диссонирующей S, реже - К64 новой тональности. Общий аккорд (чаще всего консонирующее трезвучие) входит в состав обеих тональностей и звучит непосредственно перед модулирующим. Наибольшая плавность и связность возникает в модуляционном переходе, если общий аккорд является одним из субдоминантовых аккордов новой тональности. (В мелодико-гармонической, мелодической модуляциях, при сопоставлении тональностей общий аккорд отсутствует.)


^ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ПОСТЕПЕННАЯ МОДУЛЯЦИЯ»

Постепенная модуляция - это модуляция в тональности, имеющие максимальную разницу с основной в один ключевой знак. Постепенные модуляции обычно совершаются в тональности 1 и 2 степеней родства. Однако в разработках классико-романтических сонатных форм зачастую можно встретить постепенные модуляции в далекие тональности, складывающиеся в длинную цепь промежуточных тональностей (например, C-dur – G-dur – D-dur – A-dur – E-dur, где первая и последняя тональности различаются на 4 ключевых знака).

Рассмотрим модуляции в тональности 1-ой степени родства. Такие модуляции обычно происходят в конце экспозиционного периода. В форме модулирующего периода пишутся не законченные музыкальные произведения, а их начальные экспозиционные части, после чего следует развитие темы.

В классическом экспозиционном периоде обычна модуляция в тональность доминантовой группы – V и III ступеней. Она помещается во второе предложение периода. Схема модуляции такова:



Первое предложение

Второе предложение

1

2

3

4

5

6

7

8

Показ основной тональности

Общий аккорд Модулирующий аккорд



Каденция

К64 D7 T

При модуляции в V и III ступени из мажора и минора общим аккордом часто служит тоника первой тональности, а также трезвучие VI ступени, которые в новой тональности имеют субдоминантовой значение. Это самый распространенный и самый удобный вариант общего аккорда. Менее популярна модуляция через общий аккорд, который в новой тональности является трезвучием III, VII и I ступени. Между тональностями с разницей в 1 знак имеется по 4 общих аккорда: это тоники обеих тональностей (исходной и конечной) и тоники их параллелей. Например, общими аккордами при модуляции из C-dur в e-moll являются аккорды c-e-g, e-g-h, a-c-e, g-h-d. Из них для модулирования следует выбрать трезвучия c-e-g и a-c-e.

Субдоминантовое направление менее свойственно начальному модулирующему периоду. В определенной мере это можно объяснить тем, что среди общих аккордов между основной и субдоминантовыми тональностями (II, IV ступеней) мало или вовсе нет аккордов субдоминантового значения для новой тональности. Так, при модуляции в тональность II ступени (например, из C-dur в d-moll) общие аккорды будут иметь в новой тональности значение VII, I, V, III ступеней, т.е. аккордов, которые не подготавливают заключительный каданс.

Общий аккорд чаще всего звучит в начале 6 такта. Он может быть взят сразу, а может быть результатом отклонения и таким образом представлять собой тонику посредствующей тональности. Именно вторым способом совершается модуляция в тональности 2 степени родства – с разницей в 2 ключевых знака. Например, при модуляции из C-dur в D-dur необходимо отклониться вначале в G-dur или e-moll, т.е. в тональности, занимающие промежуточное положение по количеству знаков между исходной и конечной тональностями. Их тоники и будут общими аккордами в этой модуляции. Иногда при модуляции в 1 степень родства происходит отклонение в общий аккорд, который далее приравнивается к тонике и закрепляется каденций: Л.Бетховен. Соната для ф-но №10, ч.2


Сразу за общим аккордом, который неприметен ни на слух, ни визуально (не содержит никаких новых знаков альтерации), следует модулирующий аккорд, помещаемый обычно в конце 6-го такта. Это аккорд, характерный для новой тональности и не свойственный предыдущей. Им обычно бывает II65, II43, II6, IV7 (c альтерацией или без нее), D7 с обращениями или K64. Модулирующий аккорд содержит знаки новой тональности и тем самым сразу выделяется и заявляет о появлении новой тональности.

Каденционное закрепление модуляции как правило приходится на последние два такта периода. Эта схема на практике может иметь подвижку как ближе к концу (обычно в сложных размерах), так и к центру периода.
^ Задания по теме:

  1. Сделать гармонический анализ:

Ф. Шуберт. Экспромт Es-dur


2. П. Чайковский. Вальс



2. Играть модуляции в тональности первой степени родства в форме повторного, квадратного периода с данным первым предложением (на выбор). Модуляцию совершить в тональности V, III, VI ступеней. Второе предложение должно содержать неаккордовые звуки, присущие первому предложению, желательно сохранить ритмический рисунок первого предложения.

1)



2)




  1. Гармонизовать мелодии:




Литература по теме:

  1. А.Мясоедов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1980. – С.162-176.

  2. Н.Хадзінская. Фактура ў курсе гармоніі. – Мн., 2000. – 50 с.


^ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «УСКОРЕННАЯ МОДУЛЯЦИЯ»

«Ускоренная» модуляция принадлежит к группе внезапных модуляций, т.е. таких модуляций, при которых непосредственно связываются тональности не 1-ой степени родства. Она происходит в тональности с разницей на 3-5 ключевых знаков. Распространилась эта модуляция в музыке романтиков, причем не только в развивающих, но и в экспозиционных построениях. Ускорение в данных модуляциях заключается в том, что в качестве общего аккорда применяется аккорд, который позволяет сразу резко сократить разницу в знаках. Чаще всего это аккорд гармонической S или гармонической D одной из двух тональностей. К примеру, при модуляции из C-dur в As-dur общим аккордом будет гармоническая S До-мажора – аккорд f-as-c, который в новой тональности является трезвучием VI ступени. Для модуляции из C-dur в H-dur в качестве общего аккорда выступит гармоническая S Си-мажора (e-g-h), являющаяся в исходной тональности трезвучием III ступени.

Модуляции из минора в минор осуществляются через аккорд гармонической D одной из двух тональностей: a-moll→e-gis-h→cis-moll; a-moll→c-e-g→f-moll.



C-dur г.S=VI As-dur a-moll D=III cis-moll
В роли аккордов-«ускорителей» у романтиков (и раньше – у Бетховена) часто выступают аккорды мажоро-минора: одноименная Т, III, VI, VII, а также неаполитанская гармония.
^ Задания по теме:

1.Проанализировать следующие модуляции:


К.М. Вебер. «Allegro di bravura»


И. Гайдн. Симфония № 93, ч. II



2. Гармонизовать мелодии:
1)



2)





  1. Играть ускоренную модуляцию из Фа мажора в Ре-бемоль мажор, Ми мажор и из Ре мажора в Фа мажор, Фа-диез мажор с одним из данных в предыдущей теме предложений.


^ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ МОДУЛЯЦИЯ»

Энгармоническая модуляция основана на явлении энгармонизма (от греч. – «согласный, созвучный, стройный»), что означает совпадение по высоте различных по написанию звуков, интервалов, аккордов. Энгармонические замены, не ведущие к переосмыслению аккордов, часто используются в нотной записи для ее упрощения: his-dis-fisis проще записать как c-es-g, тональность Cis-dur можно заменить на более простую тональность – Des-dur. Такой энгармонизм часто называют пассивным. Активный же энгармонизм связан с преобразованием интервальной структуры аккорда: так, септаккорд g-h-d-f (D7 в До-мажоре) равен по звучанию квинтсекстаккорду g-h-d-eis, который является альтерированным аккордом S или D группы далеких тональностей (си-минора, Ре-мажора, Фа-диез-мажора). Именно этот вид энгармонизма лежит в основе энгармонических модуляций.

Энгармоническая модуляция – это внезапная модуляция, совершаемая через общий аккорд, в котором совершается энгармоническая замена записи одного или нескольких звуков и интервальный состав которого становится иным. Энгармонические модуляции имеют характер неожиданных, порой резких поворотов в новую тональность. Особенно часто они встречаются на гранях разделов и построений музыкальной формы. Они могут происходить как в близкие тональности, так и в далекие. Однако наиболее эффектно звучит энгармоническая модуляция в неродственные тональности. Такой она появляется уже в своих ранних образцах – в сочинениях Баха («Страсти по Матфею», № 60, речитатив).

В зависимости от контекста энгармонические переосмысления аккордов вызывают разнообразные по своему характеру, но всегда яркие выразительные и красочные эффекты. В отличие от общего аккорда в постепенной модуляции, где он нейтрален и не обращает на себя внимание, в энгармонической модуляции общий аккорд, напротив, ярко выделяется, часто подчеркивается и обязательно привлекает к себе внимание неожиданностью своего разрешения в новую тональность.

Среди аккордов, наиболее часто применяемых в энгармонической модуляции, можно выделить две группы: 1) аккорды симметричного строения – уменьшенный септаккорд и увеличенное трезвучие, все обращения которых энгармонически равны друг другу и которые традиционно были связаны с воплощением грозно-стихийных или таинственно-волшебных сил и образов; 2) аккорды, включающие интервал м.7, энгармонически равный ув.6. Чаще всего это малый мажорный септаккорд, он же с пониженной или повышенной квинтой, после энгармонической замены превращаемые в альтерированные аккорды S и D.
  1   2   3   4

Похожие:

Всякого инотонального iconДеяния Святых Апостолов, 13: 9-10
Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства,...
Всякого инотонального iconПосле десятилетий засилья воинствующего атеизма и бездуховности душу...
Бога» [Виктор Вейник. Почему я верю в Бога. Изд-во Белорусского Экзархата, Минск, 2000 г. Далее по тексту ссылки на эту книгу следуют...
Всякого инотонального iconВеликая цель всякого человеческого существа осознать любовь. Любовь...
Великая цель всякого человеческого существа — осознать любовь. Любовь — не в другом, а в нас самих, и мы сами ее в себе пробуждаем....
Всякого инотонального icon1. Нормальное функционирование всякого завода зависит от безупречной...
Нормальное функционирование всякого завода зависит от безупречной подачи сырья, определенного инженером проектировщиком
Всякого инотонального icon"Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел...
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тимофею 1: 15)
Всякого инотонального icon-
Уважаемый шейх Хумуд ибн ‘Укля аш-Шу’айби, да сохранит Вас Аллах от всякого зла, мир вам, милость Аллаха и Его благословения
Всякого инотонального iconРэй Брэдбери Вино из одуванчиков
Уолтеру А. Брэдбери, не дядюшке и не двоюродному брату, но, вне всякого сомнения, издателю и другу
Всякого инотонального iconРэй Дуглас Брэдбери Вино из одуванчиков
Уолтеру А. Брэдбери, не дядюшке и не двоюродному брату, но, вне всякого сомнения, издателю и другу
Всякого инотонального iconМолитвы утренние
Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение,...
Всякого инотонального icon2 встречи с враждебными существами – от демонических до бесов и всякого рода нелюди и нежити
Исконного Универсального Ведения сокрытого в разных Исконных Народных и других полноценных Духовных Традициях
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница