Звучащее вещество


Скачать 86.54 Kb.
НазваниеЗвучащее вещество
Дата публикации07.04.2013
Размер86.54 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Музыка > Документы


ЗВУЧАЩЕЕ ВЕЩЕСТВО

Пресс-релиз

20 декабря в Мраморном дворце Русского музея открылась выставка, «Звучащее вещество», соединившая в себе визуальное и музыкальное искусство. Это - около 80 работ, в основном современные. Каждое из произведений этой выставки уникально и все они звучат, вибрируют, светятся, излучают энергию, как живые существа. Впервые демонстрируются проекты, основанные на переводе звуковых импульсов в изображение, двигательных – в звук. А благодаря интерактивности многих работ, и возможности взаимодействовать с ними, посетители ощутят себя внутри «звучащего вещества».

В создании выставки приняли участие Московский музей современного искусства, Государственный музей изящных искусств им. А.С.Пушкина, Институт русской литературы (Пушкинский дом), Государственный музей театрального и музыкального искусства, а также художники, композиторы, музыканты Москвы и Петербурга. Выставка сопровождается специальной концертной программой.

Экспозиция «Звучащее вещество» отличается от предыдущих выставок, посвященных феномену визуализации звука, поискам связей между музыкой и живописью - более широким кругом современных художников, при этом акцент сделан на петербургских авторах. В проекте приняли участие 50 художников, среди которых: Владимир Тарасов, Вячеслав Колейчук, Булат Галлеев, Герман Виноградов, Владимир Мартынов, Сергей Загний, Валентин Афанасьев, Алексей и Елена Каварга, Виктор Алимпиев, Юрий Календарев, Александра Митлянская, Вадим Воинов, Александр Панкин, Сергей Катран, Владимир Смоляр, Людмила Белова, Марина Колдобская, Анна Франц, Никола Овчинников, Татьяна Парфенова, Матиас Джакиш и другие. Здесь представлены авторские нетрадиционные музыкальные инструменты, видеопроекты композиторов, цветомузыкальные эксперименты, звучащая скульптура, визуально-акустические объекты, инсталляции и многое другое. Некоторые авторы и работы попали на выставку с известного петербургского «Киберфеста», где концентрируются произведения подобного плана. Наряду с мультимедиа на «Звучащем веществе» представлены и традиционные виды искусства – живопись, графика, коллаж, скульптура. Присутствует и исторический контекст, что также является отличительной чертой этой выставки.

Необычное название выставки также имеет исторические корни: оно позаимствовано у музыковеда и пианиста Михаила Друскина. «Звучащее вещество» - так был озаглавлен его доклад 1923 года в легендарном ГИНХУКе (Государственный институт художественной культуры), где работали такие видные деятели русского искусства как К.Малевич, В.Татлин, М.Матюшин, И.Пуни, В.Маяковский. Это метафора, которая напоминает о времени, когда художники пытались найти материальный аналог звука – «звучащее вещество».

Стена между живописью и музыкой рухнула в начале ХХ века. Художники стремились к созданию цветомузыкального синтеза ( Микалоюс Чюрленис, Василий Кандинский, Владимир Баранов-Россине), пытались установить и использовать в творчестве взаимодействие между цветом и звуком (Михаил Матюшин), предсказывали появление нового музыкального языка (Николай Кульбин, Казимир Малевич). Свидетельства этих экспериментов на выставке - прямая скрипка Михаила Матюшина, струнный секстет Александра Зайковского 1910-х годов, цветомузыкальные таблицы Матюшина. Также экспонируются живописные работы на тему музыки И.Машкова («Автопортрет и портрет художника П.П.Кончаловского»), К.Петрова-Водкина («Скрипка»), К.Малевича («Алогизм. Корова и скрипка»).

Одним из самых ярких событий ХХ века стало изобретение в 1919 году Львом Терменом «терменвокса» – первого электронного музыкального инструмента, который не покидает сцену до сих пор. В воздухе витала идея избавления композитора от ограничений исторических инструментов. Наступала эра электроники, а использование магнитофона, с помощью которого можно было монтировать музыкальный материал, привело к подлинной революции. Важнейшим событием стало появление в США на рубеже 1950–1960-х годов художественного движения «флюксус» (Fluxus), знаковыми фигурами которого являются Джон Кейдж и Нам Джун Пайк. Оно объединило в своей эстетике принципы дадаизма, поп-арта, конкретной и электронной музыки, музыкального минимализма; из него выросли видеоарт и первые звуковые объекты. В экспозиции все эти тенденции представлены документально.

Выставка начинается в «озвученном» дворе и продолжается на «поющей лестнице» до третьего этажа, где занимает все пространство. На первом этаже под неё отведено несколько новых залов. Здесь посетителей встретят «звучащие» платья известного петербургского дизайнера одежды Татьяны Парфеновой; необычные сценические костюмы Сергея Курехина, сделанные для концертов «Поп-механики». В отдельном зале расположилась аудиоинсталляция Дмитрия и Елены Каварги «Остаточный мыслепоток 5», созданная специально для выставки. Эта работа является технобиологическим объектом искусства. Она создана вместе с учеными и музыкантами. Интерактивный объект реагирует на мозговую био-активность зрителя, которая имеет свойство меняться каждую секунду. Считывая ее, он создает в ответ сложные сочетания разных ритмов. Таким образом, посетитель получает уникальную возможность в прямом смысле «услышать самого себя».

На парадной лестнице - четыре поющие скульптуры, олицетворяющие утро, день, вечер и ночь. Здесь же находятся и магические барабаны Николы Овчинникова, светящиеся и звучащие сами по себе.

В водной зоне третьего этажа можно увидеть произведения, вдохновленные творчеством культового композитора Джона Кейджа – одного из наиболее известных новаторов в музыке ХХ века. Здесь же представлены фотографии, рассказывающие об акции «Водная симфония», приезде Джона Кейджа в Ленинград в 1988г, и создании им перфоманса вместе с Сергеем Бугаевым-Африкой, Сергеем Курехиным, Тимуром Новиковым и Александром Каном. Демонстрируется видеопрограмма концертов группы «Популярная механика», записи «Новых композиторов», которые повлияли на зарождение рейв-движения в России.

В большом зале представлены исторические и очень редкие музыкальные инструменты, имеющие необычные экспериментальные конструкции, с которых началось и продолжается усовершенствование форм музыкальных инструментов (Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства). Также в качестве артефакта представлен электроинструмент эмиритон, созданный в Ленинграде в 1947 году. Есть здесь и диковинные инструменты – арт-объекты Андрея Кузнецова (музыкальные инструменты, воплощенные в технике коллажа из разного хлама) и «Скрипка» скульптора Армана Пьера Фернандеса из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина (Москва).

Интересна своим интерактивом инсталляция Сергея Катрана «Семечки», которая состоит из семи огромных семечек, символизирующих концентрат жизни. Человек, входя в пространство инсталляции, включает своим появлением многочисленные датчики, семечки начинают звучать и двигаться вокруг него. Когда и какой звук появится, зависит от движения наблюдателя внутри инсталляции. Также здесь можно послушать «Брагафон» Михаила Креста. Объект имеет форму огромного самогонного аппарата и издает ритмичные звуки, посредством движущейся в нем жидкости.

В следующем зале находятся живописные произведения Валентина Афанасьева — музыканта и художника, автора уникальной системы функциональных соотношений цветов и звуков, позволяющей воспринимать музыку в цвете. Валентин Афанасьев имеет патенты на несколько изобретений, преподавал в Санкт-Петербургской консерватории основы своей теории светозвукового музыкального строя. Концерты с применением системы Афанасьева состоялись в Петербурге (Смольный собор, Капелла, Большой зал филармонии, Ледовый дворец), в Париже (Большой зал ЮНЕСКО).

На выставке демонстрируется светомузыкальный фильм выдающегося художника, философа и конструктора Булата Галеева «Вечное движение» (1969 год). Это один из первых абстрактных фильмов, наложенный на музыку композитора Эдгара Вареза – пионера электронной музыки. Представлено также видео Виктора Алимпиева «Мое дыхание» (2007 год). Художник и кинорежиссер не раз участвовал в Венецианском фестивале, а эту его работу включил в свою коллекцию Центр Помпиду.

Посетители услышат музыку, написанную легендарным британским композитором Брайаном Ино специально для Мраморного дворца. Брайан Ино – художник, музыкант-электронщик, изобретатель жанра эмбиент. В 1997 году он жил в Санкт-Петербурге и изучал в музее русский авангард. Самые известные его произведения - «Музыка для аэропортов», призванная избавить от страха перед полетами, и звуковая тема операционной системы Windows`95.

Взаимодействие звука и изображения представлены в медиаперформансе «Drumpainting» (2010 год) Анны Франц и Марины Колдобской. С помощью специальной программы звуки окружающей среды трансформируются в образы. Перформанс «дирижируется» живым музыкантом – барабанщиком, который создает ритмы, преобразующиеся в изображения.

^ Выставка организована при финансовой поддержке ОАО «НОВАТЭК», при участии Центра современного искусства Сергея Курехина.
Выставка продлится до 11 марта 2013 года

Концертная программа в рамках выставки

^ «ЗВУЧАЩЕЕ ВЕЩЕСТВО»

Мраморный дворец. Белый зал и Зеленая гостиная

20 декабря 2012. Дмитрий Шубин. (de) Construct. 2012.

Аудио-перформанс. Подготовленное фортепиано,

электроника. (Зеленая гостиная)

27 декабря 2012. Фестиваль «Звуковые пути» представляет программу

из произведений Лучано Берио, Янниса Ксенакиса,

Джона Кейджа, Александра Радвиловича.

10 января 2013. Фестиваль «Звуковые пути» представляет концерт

современной фортепианной музыки.

В программе произведения Юрия Акбалькана, Лучано

Берио, Александра Радвиловича, Янниса Ксенакиса,

Джорджа Крама.

17 января 2013. Просмотр документальных фильмов, посвященных

творчеству Джона Кейджа и Нам Джун Пайка. (Зеленая

гостиная).

24 января 2013. Концерт Оркестра импровизационной музыки под

управлением Дмитрия Шубина.

31 января 2013. Гермес Зайготт и Валерий Алахов представляют

«Концерт со Звуком без струнного оркестра».

7 февраля 2013. Концерт на инструментах работы А.Зайковского из

собрания Музея музыкального и театрального искусства.

Начало в 17.30.

Посещение концертов по входным билетам в Русский музей

Начало всех концертов в 18.00 (кроме 7 февраля).


Пресс-служба РМ

Тел/факс 347-87-21

e-mail: press@rusmuseum.ru

Похожие:

Звучащее вещество icon001. Какой из перечисленных методов не относится к лучевой ди агностике?
...
Звучащее вещество icon10 причин
Алкоголь — спирт, формула которого С2Н5ОН — наркотическое, протоплазматическое вещество, работать с которым необходимо в резиновых...
Звучащее вещество iconВ гистологическом препарате наблюдается кроветворный орган, который...
Мозговое вещество дольки кроветворного органа на гистологическом препарате имеет светлую окраску и содержит эпителиальные тельца....
Звучащее вещество iconЛабораторная работа №4 «Исследование действия ультразвука на вещество»
Цель работы: Выявить закономерность звуко-химического действия ультразвуковых волн на водные растворы гемоглобина. Научиться работать...
Звучащее вещество iconГарри тюрк бирма. Ад полузабытой войны
«чиндитов», боевые действия в провинции Аракан, строительство дороги из Ледо, форсирование рек Чиндуин и Иравади сплетаются в общее...
Звучащее вещество iconВещество

Звучащее вещество iconДиоген Лаэртский: Египтяне в своей философии рассуждали о богах и...
Диоген Лаэртский: «Египтяне в своей философии рассуждали о богах и справедливости. Они утверждали, что началами всего является вещество,...
Звучащее вещество iconДиоген Лаэртский: Египтяне в своей философии рассуждали о богах и...
Диоген Лаэртский: «Египтяне в своей философии рассуждали о богах и справедливости. Они утверждали, что началами всего является вещество,...
Звучащее вещество iconКто был первым профессором гигиены в России?
Как называется внешняя оболочка земли, в которой концентрируется все ее живое вещество?
Звучащее вещество iconВопросы к зачету для студентов факультета клинической психологии по дисциплине
Белое вещество полушарий головного мозга (характеристика различных групп волокон)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница