Вальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть)


Скачать 182.17 Kb.
НазваниеВальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть)
Дата публикации11.04.2013
Размер182.17 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Музыка > Документы
Вальс.
Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть)
Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Чехию и Австрию, а его предшественниками такие танци как вольта, фурмант и лендлер.

В середине XVIII века во Франции бытовал вольт - танец крестьян из Прованса, 17 января 1882 года Парижская газета " Lа Patrie " ("Родина") датировала его появление 1559 годом. Название его итальянского происхождения от слова вольтаре – «поворачивать». Танцевали его парами, вначале преобладали прыжки, а затем появились и быстрые повороты и вращения.

В Чехии в это же примерно время был очень популярен веселый и задорный танец фурмант, что означает «франт», «гордец». Парень, подражая франтоватому богачу, сначала горделиво выступает, шагает, а потом начинает гоняться по кругу за своей партнершей и, поймав ее, обнимает за талию и начинает кружиться в веселом танце под одобрительную песню и притоптывание остальных.

А в австрийской области Ландль танцевали степенный танец лендлер - кавалер, выведя понравившуюся ему партнершу на круг, вращал ее вокруг себя. Была немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный вальцер (от немецкого слова walzen – кружиться). Крепко обхватив друг друга, пары кружились в вихревом движении. Музыка «Waltzen» впервые появилась в Германии в 1754 году, а в 1770 году она уже стала вполне похожа на современные вальсы, в 1775 году под "waltzen" уже танцевали и во Франции.

Соединив элементы вольта, фурманта и вальцера, которые были парными и танцевались под музыку в размере ¾, получив новый характер – широкие, скользящие и плавные движения, избавившись от прыжков новый танец вальс завоевал популярность в Германии, Чехии, Австрии.

- как к нему относилось общество

К вальсу и к его предшественникам отношение в обществе было довольно неоднозначно.

"Waltzen", как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени, в 1779 году появился памфлет некоего "Волка" (Wolf) под названием: "Доказательства того, что вальсирование - основной источник слабости тела и вырождения нашего поколения".

Во Франции вольт запрещалось исполнять при дворе, а кардинал Ришелье усматривал в нем подрыв устоев религии и общества.

При многих дворах Европы, в самом начале ХIХ века официальное отношение к вальсу было весьма осторожным – на балах в самой Вене вальс разрешалось танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы в танце считались не вполне подобающими.

В Англии, где традиционная сдержанность является национальной чертой, вальс приобрел горячих поклонников, но и противники вальса вели себя тоже достаточно энергично и яростно. Борьба против "немецкого вальса" велась очень активно, в 1833 в книге "Правил хорошего поведения" Мисс Селбарт писала:" этот танец - только для девиц легкого поведения!". Узаконить этот танец смогло только вмешательство королевы Елизаветы. А после того как принцесса Виктория пригласила оркестр Иоганна Штрауса на день своей коронации – 28 июня 1838 года, вальс окончательно «поселился» в дворцовых бальных залах.

Даже в немецких землях официальный запрет на вальс был снят лишь 1888 году! В общественных местах, где они исполнялись, присутствовал специальный представитель власти, который при малейшем нарушении правил мог остановить танец. В ряде мест на введение вращательных движений в другие танцы мужчину могли оштрафовать. Так, в одном из городов Германии в 1572 году специальным служащим разрешалось штрафовать и даже заключать в тюрьму тех, кто будет в танце чрезмерно кружить женщину или девушку

В России император Павел I издал предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсеном именуемой» да и при Александре I вальс пользовался репутацией излишне вольного танца. М. Сперанский писал дочери: «Жаль только, что глупый вальс занял место французских кадрилей; но есть надежда, что и у нас он сделается столько же дряхл и смешон, как в некоторых государствах». "Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности... чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило бы приличие", -говорилось в танцевальном руководстве 1825 г, (Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков, 1825). В Российской империи вальс стал популярен только на частных балах после Отечественной войны 1812 года.

Но остановить вальс было уже невозможно, и когда в 1815 году после победы над Наполеоном в Вене проходил конгресс союзников-победителей, на всех балах самозабвенно танцевали вальс.
- какие знаете его вариации

Существуют различные виды вальса: наиболее популярный —

в три pas (valse a trois temps);

в два pas (a deux temps), во Франции его называли русским;

вальс у п'ять па(a waltze à cinque temps);

миньон;

алеман («вальс втроем»),

вальс-бостон (медленный вальс)

вальс-мазурка

венгерский вальс

Вальс в три па
(66 тактов в минуту)

Основные характеристики вальса, названного Вилсоном французским медленным вальсом и впоследствии превратившегося в «вальс в три па» или «à trois temps» (читается [а труа тã]), заключались в особенном исходном положении — кавалер спиной к центру зала, дама спиной к стене — и особенной динамике вращения пары за счет того, что танцор вращается вокруг своего партнера. Для стороннего наблюдателя, т. е. не вовлеченного во вращение пары, становится очевидным, что движение основано именно на шести разных движениях, выполняющихся за два музыкальных такта. Это придает вальсовому вращению такую особенность, из-за которой выполняющий первые три шага (боковой шаг влево, закрест в пятую заднюю позицию и пируэт) является как бы осью для того, кто выполняет вторые три шага, обходя ось, которая вращается на месте.

Кавалер располагается напротив дамы и держится прямо, его левая рука и правая рука дамы округлые. Кавалер начинает с левой ноги, дама с правой. Кавалер делает шаг левой ногой перед своей партнершей. Это «раз». Он ставит правую ногу в закрест за левую, при этом стоя на полупальцах. Это «два». Дальше - оборот на двух ногах на полупальцах, так что бы оказаться в закрытой ІІІ позиции с правой ногой впереди. Кавалер подает правую ногу вбок, скользит левой ногой тоже вбок , оборачиваясь на правой, и переносит спереди правую ногу, закрываясь в ІІІ позицию. Это «три» «четыре» «пять» «шесть»
Дама начинает с четвертого шага кавалера, делает пятый и шестой, и продолжает первым, вторым, тратим. За шесть шагов делается полный оборот
Примерно в середине девятнадцатого века параллельно с вальсом à trois temps появился другой, и оба танца сосуществовали до конца века.

Мы не можем сказать с точностью, кто был первым учителем, изменившим основные правила, коренным образом, преобразовав французский медленный вальс Вилсона, но первый след мы находим в США в 50-ых годах XIX века.

Учитель Чарльз Дурэнг в книге «The fashionable casket», опубликованной в Филадельфии в 1857 г., дает описание вальса, совершенно отличающееся от популярного танца, хотя продолжает называть его «à trois temps». Дурэнг не говорит об исходной позиции, но из его описания понятно, что кавалер стоит спиной не к центру, а по линии танца, тогда как дама стоит не спиной к стене, а лицом по линии танца. Именно изменение исходной позиции пары стало революцией как в описании, так и в логике вращения.

Вот описание Дурэнга:

Первая часть

  • Первое движение: Кавалер скользит левой ногой назад в диагональ;

  • Второе движение: кавалер скользит правой ногой к левой, поворачиваясь направо;

  • Третье движение: переставляет левую ногу за правую.

Вторая часть

  • Первое движение: скользит правой ногой вперед, поворачиваясь направо;

  • Второе движение: скользит левой вперед;

  • Третье движение: поворачивается на двух ногах, в конце движения правая нога ставится впереди левой.

Дурэнг советует выполнять шаги на полупальцах.

Мы не знаем, сознательно ли Дурэнг вносит изменение в описание вальса. Не знаем, было ли это изменение его собственным или оно уже созрело в обществе. Но совершенно точно изменение произошло, поскольку способ исполнения, описанный Дурэнгом, закрепился в американских учебниках.

Элиас Хоу бостонский учитель, в разных изданиях своего Учебника, с 1858 по 1878 гг., повторяет описание Дурэнга. Лоренс Брукс в своем «Modern dancing», вышедшем в Нью-Йорке в 1867 г., снова предлагает это описание, но уже как «старого» вальса à trois temps. В «Beadle’s Ball Room companion», опубликованном в Нью-Йорке в 1868 г., мы снова находим описание Дурэнга, под которым подразумевался «старый вальс», вальс à trois temps, что наводит нас на мысль о том, что в тот момент еще не отдавался отчет о различиях, о произошедших изменениях.

Окончательное подтверждение того, что речь идет о другой манере танцевания вальса, а не просто об ошибочном способе описывать вальс, мы находим в «Dick’s Quadrille Call-Book and Ball-Room prompter», опубликованном в Нью-Йорке в 1878 г. Автор описывает Plain waltz, т. е. основной, традиционный вальс, приводя все то же описание Вилсона, но добавляет «современный» trois temps, с описанием, похожим на приведенное Дурэнгом. Главное, что мы находим внятное объяснение исходной позиции: «Отличие от старого plain waltz состоит в том, что в нем первый шаг кавалер и дама выполняли, стоя боком.... в современном trois temps кавалер перемещается назад влево, а дама продвигается вперед вправо». Эта цитата ясно показывает, как самими учителями воспринималась отличия между двумя типами вальса, как с точки зрения исходной позиции, так и с точки зрения выполнения шагов.

Начиная с этого момента, мы будем приводить практически только одни цитаты. Описание нового trois temps мы находим в «The dancer’s guide and ball-room companion», изданном в Нью-Йорке в середине 70-х; в «The Dance of Society» Вильяма Де Гарно, Нью-Йорк, 1875; в работе бостонца Кливленда, 1878; в учебнике «How to dance», изданном в Нью-Йорке в 1878 и в учебнике Картьера в книге учителя Сауза «The art of dancing», в 1889; а также в «Wehman’s complete dancing master and call-book», Нью-Йорк 1889, и в «Round Dancing» Гильберта опубликованном в Портланде в 1890, со стилистическим отличием: первый и третий шаг выполнялись с жете.

В Европе описание «нового trois temps» не получило такого распространения, как в США. Однако мы находим его в таких важных работах, как «Грамматика» немецкого учителя Фредерика Цорна 1887 года, «Dance Album» Юэна 1874 г., учебник Вайтерспуна 1894 г. и Эдварда Скотта 1892 г.

Шотландцем Космо Митчеллом из Абердина в статье «A guide to ball room dancing», опубликованной в Абердине в 1910 г., рассматривается современный вальс. В Италии и Франции такой способ танцевать вальс в XIX в., видимо, не получил столь широкого распространения, по крайней мере, не оставил заметных следов. В «Nouveau Guide des dances», опубликованной Лагу в Париже примерно в 1890 г., встречается описание, очень похожее на вальс Дурэнга, почему-то был названное «Бостон-вальс, или американский вальс», но это был вовсе не так называемый «Бостон», а «новый trois temps».

Изменение исходной позиции пары не было простой поверхностной операцией внешнего характера, а привело к существенному изменению способа вращения в вальсе. Новый способ перемещения заставляет пару двигаться вдоль линии танца способом, совершенно отличающимся от описанного ранее trois temps. Во вращении, описанном Вилсоном, осью пары является один из танцоров, вокруг которого вращается другой. Теперь же ось расположена между двумя танцорами, которые выполняют один и тот же шаг зеркально. Вместо последовательности из шести шагов, выполняемых дамой и кавалером одновременно со сдвигом по фазе (дама выполняет шаги 4-5-6-1-2-3, а кавалер — 1-2-3-4-5-6), в новой технике партнеры по очереди выполняют одни и те же три шага вперед и назад.

Новый способ движения — вращение вдоль линии танца — показывает зрителю другую картину движения пары. Эта картина более плавная. Две индивидуальности в паре полностью исчезают, спаянные в единстве бесконечного движения, вращающиеся в пространстве танца.


Вальс в пять па

Так называемый вальс в пять па был придуманный Перотом для театра, и был наполнен прыжками, сложными фигурами и перемещениями, но был упрощен для лучшего понимания публикой.
Шаг этого вальса сам по себе не сложный, основная сложность представляется в темпе, который не часто встречается. (например Boieldieu «Viens, gentille dame»).
.
Исходная позиция – как в вальсе в два па, кавалер начинает с левой ноги, дама с правой.

Первая доля – правая нога кавалера спереди, он делает jetè левой, продвигаясь перед дамой, как в вальсе в три па.

Вторая доля – правая нога приводится в третью позицию сзади.
Третья – приставить левую ногу за правой.

Четвертая – перевести правую ногу в четвертую позицию вперед.

Пятая – небольшой глиссад сзади вбок

Пол-оборота надо делать на три доли как в вальсе в три па, на четвертой делать небольшой доворот и второй полуоборот на небольшом глиссаде.

Шаги дамы:

Первый шаг – впереди левая нога, jetè на правой, поднимая левую сзади.

Второй - Coupé на левой ноге, поднимая правую ногу спереди в четвертую позицию.
Третий - jetè на правой , поднимая левую сзади.

Четвертый - jetè на левой , поднимая правую сзади.

Пятый – небольшой глиссад подтягивая правую ногу.


В этом вальсе как и в остальных есть и обороты и прямой ход.
Для приучения учеников к этому ритму композитор предложил легкий звоночек на пятой доле, и условное разделения такта на две части – три доли и две.

Вальс в два па
(88 тактов в минуту) Кто еще обирается сдаваться быстренько выдайте мне свои наработки (надеюсь таковые имеются).


Вальс в два па появился в Вене в 1830 и стал очень популярным в 1850-х. Движения вальса в два па приходятся на первый и третий счета, пауза – на второй счет, таки образом, считаем: раз-и-два.

Музыка этого вальса так же на ¾ как и для вальсу в три па.

Шаг очень простой – собственно это галоп, который исполняется, оборачиваясь, обеими ногами попеременно. Но важно, вместо прыжков скользить
Шаг deux tepms (Ball Room Guide, and Call Book):
1. Скользящий шаг левoй ногой влево, перенося правую ногу к левой, позади в третью позицию (счет 1)
2. Скользящий шаг левой в диагональ вперед, делая половину поворота на левой ноге и ставя правую ногу близко к левой лодыжке, позади в 3 позицию, носок касается пола. (счет 2).
В отличии от вальса в три па , в котором двигаются по кругу , вальс в два па танцуется по прямой и оборот делается на глиссаде.

Исходная позиция кавалеров не такая же как в вальсе в три па, он стоит не лицом к партнерше, а немного смешается относительно нее правее.
Кавалер в вальсе в два па начинает с левой ноги, дама с правой.

- Расскажите как развивался и распространялся танец. Как и где впервые стал популярным
В первой половине XIX в. во Франции было сочинено стихотворение «Заповеди вальса»: «Выверни хорошенько ногу наружу, держи высоко и грациозно голову. Правой рукой обнимай свою даму и поддерживай ее. Твои ноги должны плавно скользить в веселом и радостном вальсе, но отнюдь не бегай и не скачи, как безумный. Вальсируя, ты должен придерживаться трех ритмических тактов. С левой ноги ты должен начинать, а затем медленно и плавно подвигать правую. Пусть твоя дама будет рабой такта и ни на миг не выбивается из него. Когда же вальс окончится, не забудь поблагодарить ее за танец».

Во второй половине XVIII века вальс уже вышел из сельских кабачков, с деревенских свадеб и, пройдя по дорогам всей Европы, переступил пороги аристократических танцевальных зал и даже дворцов.

Так в 1787 году, на сцене Венской Оперы в постановке "Редкая вещь, или Красота и добродетель" впервые его станцевало несколько пар под музыку композитора В. Мартин-и-Солера.

А уже в 1782 г. В Германии вышла брошюра «Etwas uber das Walzen» — «Некоторые сведения о вальсировании».

В начале 19-го века в Вене открыли новые танцевальные залы "Sperl" и "Apollo" – специально для вальса, " в 1808 (в котором могли разместиться 3000 пар!)

В 1815 году после победы над Наполеоном в Вене проходил конгресс союзников-победителей, на всех балах самозабвенно танцевали вальс.

В 1816 г. вальс стал популярен и в Англии, его станцевала в клубе Олмакс графиня Ливен со своим постоянным партнером — лордом Пальмерстоном.

Именно в это время вальс приобрел свою специфическую особенность – акцентированный ритм, который сделал этот танец более элегантным и более романтичным. Два замечательных композитора, живших в Вене – Иоганн Штраус-отец (1804 – 1849) и еще более знаменитый Иоганн Штраус-сын, написавший такие широко известные и популярные и сегодня шедевры как «Голубой Дунай» и «Сказки Венского леса», несомненно, способствовали становлению венского вальса, а также тому, что в ХIХ веке этот танец затмил собой все другие. Вальс, став официальным бальным танцем, как нельзя лучше гармонировал и с тогдашней модой: узкие в талии платья с роскошными пышными юбками с кринолином подчеркивали красоту движений дамы.

И сегодня венский вальс сохраняет традиции бальных танцев ХIХ века и исполняется по третьей позиции, во время исполнения корпус должен быть строго подтянут, вычурные изгибы и манерность не приветствуются. Красота венского вальса заключается в изменчивом темпе и в постоянно чередующихся левых и правых поворотах. Стремительное кружение венского вальса требует от пары полного взаимопонимания. Движения в венском вальсе должны выполняться плавно и с изяществом, несмотря на стремительность кружения.

В это же время, пока в Европе царствовал венский вальс, в США и Англии рождался новый вид вальса – Медленный вальс или вальс Бостон (хотя некоторые считают, что эта форма также родилась в Австрии, кто-то склонен полагать, что она имеет русские корни).

В Англии вальс признали и допустили ко двору позже, чем в других европейских странах. Правда, на придворных балах вальс танцевали медленнее, чем в Вене (30 тактов в минуту). Примерно в 1874 образовался очень влиятельный "Бостонский Клуб" (“Клуб Бостона”) и начал появляться новый стиль танца, английский, названный в последствии медленным вальсом (Slow Waltz). Точно неизвестно, откуда пришла эта другая форма вальса, который исполнялся на два шага под музыку на три такта, но и она достигла большого успеха. Возможно, такой вариант танца было легче разучить, а возможно этот вариант явился компромиссом между горячими поклонниками нового танца и ярыми противниками вальса, считающими его непристойным танцем: в медленном вальсе партнеры держатся слегка разойдясь.

Однако, наибольшей популярности этот танец достиг только после 1922 .

Сразу после 1-ой Мировой войны Вальс стремительно меняется. В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из них мы танцуем до сих пор. История так же не забыла отметить заслуги англичан в развитии Медленного Вальса, его второе название - Английский Вальс

В Соединенные Штаты вальс был привезен в середине 1800 годов. Темп венского вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее (40 тактов в минуту). От этой музыки развился новый стиль вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением

От классического венского этот вальс отличается и музыкой, и движениями, и сегодня считается самостоятельным танцем. В музыке вместо аккомпанемента на три доли «бас-аккорд-аккорд» используется «бас-аккорд-пауза», что позволяет прихотливо менять ритм мелодии. Изменяются и техника исполнения танца, положения в паре, движения партнеров. В медленном вальсе движения пары – скользящие, мягкие, волнообразные. На конкурсах медленный вальс, несмотря на свою романтичность и плавность, требует очень высокой техники исполнения и строгой дисциплины.

В 1820-е гг. вальс не имел еще той популярности, которая пришла к нему позже. В романе Э. Бульвера-Литтона «Годольфин» (конец 1820-х гг.) вальс описывается так: «Был объявлен иностранный танец, в это время мало кому известный в Англии, его умели исполнять лишь те, кто побывал за границей. Но так как движения требовали особой грациозности, многие отказывались продемонстрировать свое умение из скромности».

До 30-х гг. вальс могли танцевать замужние дамы, но для юных девушек это было недопустимо. В той же Англии вальс исполнялся на балу не более трех раз, и танцевать его было принято с одним и тем же постоянным партнером. Это не обязательно был муж или любовник (для кавалеров, соответственно, жена или любовница). Это был человек, с которым дама (или кавалер) на каждом балу танцевала вальс (дело в том, что и в провинции, и в Лондоне существовала традиция регулярных балов, проводившихся в одном и том же месте каждую неделю). Поскольку партнер был у многих известен заранее, часто на вальс специального приглашения не делали. Хотя, конечно, бывали и исключения.

Техника вальса 1820-х гг Описание его, приведенное у Максина (1839), очень простое: три шага вперед (первое полу-па), шаг вперед, приставить, прокрутиться (второе полу-па). В этом вальсе ярко выражен момент: один обходит, второй пропускает. Шагов назад здесь не было. Вальсовой позиции (с отведенными в сторону руками), по-видимому, также еще не существовало: обе руки дамы лежали на плечах кавалера, обе руки кавалера — на талии дамы. Но вальс состоял не только из вращения.

По английским картинам и рисункам 1810-х гг видно, что вальс состоял не только из кружения, но и из различных фигур: часть танцующих стоят не лицом, а боком друг к другу, а некоторые выполняют па с одной и той же правой ноги. Это позволяет предположить, «наполеоновский» вальс включал такие фигуры как променад и повороты, аналогичные открытому и закрытому повороту мазурки. Пары были вольны исполнять любые известные им (или придуманные ими) фигуры. Кроме того, некоторые танцоры стоят в позициях, аналогичных тем, в которых и по сей день танцуется лендлер.
^ Музыка для вальсов

Кроме венского вальса, были распространены различные варианты французского вальса, состоящего из 3-х частей различного темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Широко популярны вальсы французского композитора Э. Вальдтейфеля.
Вальс становится для композиторов излюбленной формой, способной воплотить разнообразные оттенки человеческих чувств: от нежного, немного грустного воспоминания до возвышенной, страстной патетики.

Шуберт, импровизировавший свои вальсы во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая вальсы в лирическую миниатюру. Форма шубертовских вальсов — простая 2-частная или (реже) 3-частная — типична для ранних вальсов. Такие вальсы часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области вальса были продолжены Шуманом («Бабочки» и «Карнавал» для фп.) и Брамсом (16 вальсов для фп. в 2 или 4 руки, «Вальсы любви» и «Новые вальсы любви» для вокального квартета, а также для фп. в 4 руки).
Уже с начала XIX века ярко проявляется тенденция к превращению вальса в крупное концертное инструментальное произведение. Заметная уже в вальсах Гуммеля («Танцы для зала Аполлона» для фп. — с трио, репризой и кодой, 1808), она впервые находит полное выражение в «Приглашении к танцу» Вебера (1819). Преодолевая сюитность, Вебер на основе вальса создает развернутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтической идеей. Эта тенденция нашла отражение и в венских вальсах Штрауса-сына. Вальсы Шопена приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе лирико-поэтическую выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью. Ф. Лист придает жанру еще большую широту, привносит в него оттенок демонической страстности. Пример тому — его знаменитый «Мефисто-вальс».

Вальс проникает во многие виды инструментальной и вокальной музыки. Характерные черты вальса — лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются в темах многих произведений композиторов XIX века (Шопена, Брамса, Верди, Чайковского и др.). Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке. «Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса быстро охватил всю музыку Европы, внедряясь во все жанры. Вальс как ритм был одним из выражений обогащенного ритмического восприятия и выявлен был иным строем чувствованием, шедшим на смену чопорности и окаменелости движений и поз феодально-придворного ритуала. Ритм вальса — обобщение в художественно-пластической области нового эмоционального строя чувствований… был порожден оживляющейся и все более и более демократизировавшейся уличной жизнью большого европейского города» (И. Глебов [Б. Асафьев]. Памяти П. И. Чайковского. М.-Л., 1940, стр. 16).
На основе вальсового ритма создаются многие камерные вокальные произведения: песни, романсы, в том числе и такие шедевры, как «Средь шумного бала» Чайковского. Большой глубины и тонкости художественного содержания достигает вальс в симфониях XIX века, где он иногда занимает место менуэта или скерцо («Фантастическая симфония» Берлиоза, 5-я и 6-я симфония Чайковского, 7-я симфония Малера). Велико его значение как сценической танцевальной формы, которая была воспринята оперой, балетом, опереттой.
В опере, помимо массовых танцевальных сцен («Фауст», «Евгений Онегин»), вальс используется как основа сольных вокальных эпизодов («Ромео и Джульетта» Гуно, «Травиата» Верди, «Богема» Пуччини и др.). На его фоне нередко развертываются драматургически важные, подчас даже кульминационные сцены (например, сцена Фауста и Маргариты в опере Гуно «Фауст», Прокофьев «Война и мир», Шапорин «Декабристы»). Вальс широко применяется в оперетте (Оффенбах, Зуппе, Легар, Мессаже, Штраус-сын), позднее в музыке для кино.
Появившись впервые на сцене парижской Большой оперы в 1800 году в комическом балете «Дансомания» (композитор Мегюль, балетмейстер Гардель), вальс становится излюбленным жанром балетной музыки. Причем, в балетном спектакле он используется очень разнообразно: как массовый танец (Вальс из 1 акта балета «Жизель» Адана), как основа балетных вариаций, как основа развернутых балетных сцен (Большой вальс из 1 картины 1 действия «Раймонды» Глазунова, Вальс невест из 2 действия «Лебединого озера» Чайковского).
С конца XIX века в лучших образцах балетной музыки вальс получает широкое эмоциональное истолкование (как выражение «освобожденного чувства, романтически парящей души»). Сказанное относится, прежде всего, к балетам Чайковского, в которых вальсы и вальсообразные эпизоды отличаются особенной лиричностью и теплотой и приближаются к масштабам симфонической поэмы. Справедливо утверждение Б. Асафьева о том, что в творчестве Чайковского «вальс перестает быть вальсом жанра. Он становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа…»
Жанр вальса получает развитие во многих национальных музыкальных школах (вальсы Грига для фп., «Грустный вальс» Сибелиуса и др.). Особое значение он приобретает в русской музыке — от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальсы Грибоедова для фп., русский бытовой романс) до классических образцов поэтически обогащенного симфонического и концертного вальса (Глинка, Чайковский, Глазунов, Скрябин, Рахманинов). В симфоническом творчестве Чайковского вальс служит обобщенным поэтизированным выражением представлений о красоте, ценности жизни. Эта традиция развивается в вальсах Прокофьева («Пушкинские вальсы», опера «Война и мир», балет «Золушка» и др.).
В музыке XX века жанр вальса иногда используется для воссоздания атмосферы прошлого — с оттенком идиллического любования или же в юмористическом, ироническом, гротесковом преломлении (Малер). К типу вальсов Штрауса возвращаются Р. Штраус (опера «Кавалер роз»), Равель (хореографическая поэма «Вальс», представляющая собой образец драматизации жанра, трагического переосмысления танца). К пародийному использованию вальса прибегают Стравинский («Петрушка», «История любви»), Берга («Воццек»), Шостакович («Катерина Измайлова»)

Похожие:

Вальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть) iconМилан Кундера Вальс на прощание «Вальс на прощание»: Азбука-классика;...
«Невыносимая легкость бытия» и «Бессмертие» буквально заворожили читателей изысканностью стиля, умелым построением сюжета, накалом...
Вальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть) icon - арабский национальный танец. Западное название
Западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как...
Вальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть) iconЕсли есть кто-то готовый свернуть горы, за ним сразу же пойдут другие, готовые свернуть ему шею
Ее время усилилась в разы. Это связано с неудавшимися диверсиями русских. На этот раз провала быть не может, возвращение с пустыми...
Вальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть) icon-
Этот вопрос, хвала Аллаху, что у нас есть такие напоминающие!
Вальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть) iconВсем спасибо, все герои!
Прошу указывать в скобках, откуда вы брали инфу. Если кто-нибудь удалит всё написанное, прокляну его на три незача. Или как минимум...
Вальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть) iconЗимина С. Танец демона: Фантастический роман / Рис на переплете С. А. Григорьева
...
Вальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть) iconКак самому продать подержанный автомобиль?
Те, кто не имеет автомобиля, стремятся его купить, а те, у кого он есть — продать. Это известное утверждение не на все сто процентов...
Вальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть) iconДжуз 3 "Тилкя р-Русуль", перевод Крачковского Ю. Е. Сура Корова
И если бы Аллах захотел, то не сражались бы те, кто был после них, после того, как пришли к ним ясные знамения. Но они разошлись,...
Вальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть) iconЛев Толстой. Церковь и государство
Вера есть смысл, даваемый жизни, есть то, что дает силу, направление жизни. Каждый живущий человек находит этот смысл и живет на...
Вальс. Откуда этот танец взялся и кто считается его предшественниками (если такие есть) iconЭто энергоинформационный паразит, обитающий в тонком теле человека...
О присутствии лярвы свидетельствует наличие хотя бы некоторых из нижеперечисленных признаков. Особенно если есть хотя бы один из...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница