Литература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста»


Скачать 130.81 Kb.
НазваниеЛитература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста»
Дата публикации27.04.2013
Размер130.81 Kb.
ТипЛитература
userdocs.ru > Музыка > Литература

  1. Основные задачи начального периода обучения.

  1. Значение начального периода обучения, его важность для дальнейшего развития ученика.

  2. Психологические и физиологические особенности детей 5-6 лет

  3. Главные задачи начального периода обучения: налаживание контакта с учеником, развитие у него интереса к музыке, к занятиям, пробуждение творческой инициативы.

  4. Виды занятий: работа над песней, движения под музыку, рисунок, прослушивание муз. Произведений, рассказ впечатлений от музыки.

  5. Ознакомление с клавиатурой, подбор по слуху.

  6. Особенности поведения педагога при работе с начинающими: владение игровыми формами обучения, мобильность, знание разнопланового музыкального материала.




Литература:

Алексеев




Любомудрова




Милич «Воспитание ученика-пианиста»




Комментарии к сборникам:




«Фортепианная игра» ред. Николаев




«Музыкальная азбука» Гнесиной




«Первая встреча с музыкой» Артоболевской




Путь к музицированию» Баренбойма



  1. ^ Обучение начинающих первоначальным приемам игры
    на фортепиано.


  1. Формирование навыков игры на фортепиано, развитие пианистического аппарата – важный и ответственный момент в обучении. Постепенность. Естественность, простота и свобода движений.

  2. Гимнастика - помогает организации движений, освобождает аппарат, развивает координацию.

  3. Non legato: перенос звука через октаву, слуховая задача, показ, объяснение педагога. Порядок ввода пальцев, 1й и 5й пальцы.

  4. Анализ пианистических движений.

  5. Перечень упражнений non legato.

  6. Подбор песен по слуху, транспонирование.

  7. Освоение приема legato. Слуховые задачи. Связное исполнение 2х, 3х, 4х, 5ти звуков.

  8. Аппликатура, сочетание движений пальцев с движением кисти, запястья.

  9. Формирование посадки ребенка за инструментом.

  10. Муз. Материал – попевки, мелодии, пьесы из сборников для начинающих.




Литература:

та же.



  1. ^ Обучение начинающих нотной грамоте и игре по нотам.
    Анализ сборников для начального обучения.


  1. Обучение нотной грамоты возможно только после прохождения определенного «донотного» периода. Начиная изучать нотную грамоту, ребенок уже владеет многими навыками: знает названия клавиш, нумерацию пальцев, владеет приемами игры non legato, legato, умеет подбирать попевки от разных звуков, выполнять ритмические упражнения.

  2. Многообразие литературы для начинающих.

  3. Принципы последовательности и постепенности обучения, нашедшие отражение в сборниках.

  4. Обучение начинающих нотной грамоте. Нотная запись как понятное графическое изображение музыки. Варианты объяснения нотной грамоты.

Далее ответ идет с иллюстрацией конкретного сборника («Например,…»)

  1. Исполнение учащимися первых пьес по нотам – решение различных текстовых, аппликатурных, штриховых, динамических задач.

  2. Многообразие музыкального материала, представленного в сборниках, использование различных видов заданий, материал для творческого развития учащихся.



  1. Значение работы над развитием техники.
    Гаммы, арпеджио, аккорды.


  1. Техника-мастерство. Широкое толкование и более узкое понятие.

  2. Виды фортепианной техники, значение мелкой пальцевой техники.

  3. Гаммы как разновидность инструктивного материала, их значение.

  4. Последовательность 3х, 4х, 5ти пальцев и подкладывания. Шопеновская формула. Кварто-квинтовый круг.

  5. Ровность звучания при подкладывании 1 пальца, упражнения.

  6. Применение различных ритмических, динамических, штриховых вариантов при изучении гамм в старших классах.

  7. Аккорды, принципы их исполнения, упражнения.

  8. Арпеджио, принципы их исполнения, упражнения, аппликатура.




Цитаты

Нейгауз:

«Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее и то, как это надо сделать».







«Я настаиваю на том, чтобы музыкальное развитие предшествовало техническому или, по крайней мере, шло с ним неразрывно рука об руку».







«Чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая».



  1. Работа с учащимися над этюдами.

  1. Фортепианный инструктивный материал включает в себя следующие разновидности: упражнения, гаммы и все их разновидности, этюды.

  2. Разнообразие этюдного репертуара.

  3. Разбор: строение пассажей, особенности гармонического сопровождения, представление о форме, типах движения (формулах) данного этюда.

  4. Аппликатура.

  5. Работа в медленном темпе: прослушивание, подбор и организация движений, свобода рук, динамика.

  6. Способы достижения необходимого темпа. Работа в различных темпах от медленного до быстрого. Выработка пространственной точности.

  7. Необходимость звуковой и ритмической ровности, дослушивание, опорные точки.

  8. Возможные ритмические, динамические, штриховые варианты (способы).

  9. Цель выбора того или иного этюда.




Цитаты.

Фейнберг:

«Следует отделить в своей работе материал, легко и свободно исполняемый, от трудностей, над которыми придется долго и упорно работать».




Нейгауз:

«Вся точность в них (кончиках пальцев) сосредоточена. Ведь решающим для звука является прикосновение кончика пальца к клавише».







«Не надо забывать, что принцип «медленно и громко» – всего лишь один из многих верных принципов технической работы».







«Хороший пианист должен уметь сыграть ровно все, что угодно».




М.Лонг:

«Воспитание пяти пальцев кажется мне ключом, открывающим все двери техники».




^ Иосиф Гат:

«Самым главным условием беглости является быстрота музыкальных представлений».




Игумнов:

«Все технические приемы рождаются их поиска того или иного звукового образа. Величайшую ошибку совершает тот, кто
отрывает технику от содержания музыкального произведения. Нельзя отрывать приемы исполнения от той звучности, которую надлежит получить. От уха к движению, а не наоборот».



  1. Работа над мелодической линией в гомофонных сочинениях.

  1. Значение изучения пьес, разнообразие репертуара, образность.

  2. Значение мелодии как основной линии произведения.

  3. Осмысленное, выразительное исполнение мелодии зависит от таких качеств исполнителя как: внутренние слуховые представления, умение представить мелодию в виде линии, предслышать ее развитие.

  4. Осмысление мелодии – выяснить протяженность фраз, разобрать, из каких мотивов состоит каждая фраза, как согласуются мотивы между собой, где кульминация – т.е. – какова логика развития.

  5. Выразительное исполнение (почувствовать). Лучший способ – пропевание голосом, показ на инструменте.

  6. Движения пальцев, кисти, руки при исполнении кантилены.

  7. Сложные звукосочетания внутри мелодической линии.



  1. Работа над аккомпанементом в гомофонных сочинениях.

  1. Значение гармонического слуха для муз.развития учащегося.

  2. Роль аккомпанемента в пьесах, характер звучания, звуковое соотношение мелодии и аккомпанемента.

  3. Основные виды сопровождения в фортепианной музыке: альбертиевы басы,
    бас – аккорд, последовательность интервалов (аккордов), широкая гармоническая фигурация. Исполнительские приемы.

  4. Роль баса.



  1. Обучение учащихся приемам педализации.

  1. Роль педализации в исполнении на фортепиано. Механизм педали и достигаемый результат.

  2. Виды педализации: запаздывающая, прямая, предварительная.

  3. Функции педали: соединительная, ритмическая, красочная.

  4. Очень важно научить ученика правилам соединительной педализации – рассказать…

  5. Употребление неполной педали, ее значение.

  6. Приблизительность графического отображения педализации в нотном тексте. Различная педаль в зависимости от темпа, точной пальцевой игры, владения регистровыми соотношениями. Роль слуха.

  7. Обучение ученика приемам педализации: педальное и беспедальное звучание, положение ноги на педали, упражнения (беззвучные и со звуком).

  8. Постепенный переход к игре с постоянной педализацией.



  1. Работа над сонатной формой.

  1. Произведения крупной формы в репертуаре учащихся. Значение работы над ними.

  2. Возникновение классической сонаты, ее строение.

  3. Работа над конкретным муз.образом каждой партии. Артикуляция, штрихи, паузы, педаль.

  4. Контрасты, различие партий.

  5. Достижение единства сонатного allegro. Единство темпа. Кульминации.

  6. Сонатины → сонаты.


Сонатная форма возникла в связи с формированием нового музыкального мышления, с необходимостью отображать глубокие контрасты, конфликтные ситуации.

  1. Работа над вариациями.

  1. Значение работы над вариациями (особенность формы вариаций - сочетание элементов крупной и малых форм).

  2. Анализ формы в целом.

  3. Изучение темы.

  4. Работа над каждой вариацией как над отдельной пьесой (характер, мелодия, штрихи, интонации темы и пр.).

  5. Воплощение формы в целом: выявление групп вариаций (если цикл большой), единство и дыхание, темп, кульминации.



  1. Значение полифонических произведений для развития учащихся.
    Виды полифонии. Сочинения И.С.Баха в репертуаре ДМШ.


  1. Значение полифонических произведений для развития пианиста: многоплановость, фортепианной фактуры, необходимость слышания каждой линии в рамках целого.

  2. Виды полифонии: подголосочная, контрастная, имитационная.

  3. Произведения И.С.Баха в репертуаре ДМШ: «Нотная тетрадь А.М.Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», Инвенции.

  4. Изучая произведения Баха, мы знакомимся с несколькими редакциями. ^ Исторические предпосылки возникновения редакций:

1) неразрывность композиторского и исполнительского творчества и 2) исполнительские традиции.

Значение авторского текста.

Краткая характеристика редакций:

      • «А.М.Бах» – Л.Ройзман, С.Диденко, Лукомский

      • «Маленькие прелюдии» – Ф.Бузони, Л.Ройзман, Кувшинников

      • Инвенции – Черни, Бузони, И.Браудо, Гольд, Л.Ройзман, С.Диденко

      • ХТК – Кроль, Бишоф, Черни, Бузони, Муджеллини, Барток, В.Мержанов, С.Диденко

  1. Кратко охарактеризовать сборники Баха. Методы изучения произв.контрастной полифонии – рассказ о жанре произв, его особенностях, изучение по голосам, отработка нужных штрихов, мелизмов. Анализ формы и выстраивание динамики.




Литература:

Алексеев «Клавирное искусство»




Фейгин «Мелодия и полифония в первые годы обучения»




Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в ДМШ»




Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе».




Швейцер «И.С.Бах» - монография



  1. Основные методы работы над полифонией имитационного типа.

  1. Имитационная полифония – наличие 2х и более самостоятельных голосов, развивающих одну тему.

  2. Грамотный разбор (помощь педагога).

  3. Работа над голосоведением (каждый голос отдельно):
    интонирование, штрихи, логика развития, длинные звуки, проведения темы. (типично – затактовое строение мотива, «правило восьмушки»)

Аппликатурные приемы в исполнении полифонии: часто встречаются «перекладывания», «скольжения», беззвучная подмена пальцев исполнение одной рукой разных штрихов и т.д.
Попарное соединение голосов (сохранить индивидуальность каждого).
Работа над партией руки, в которой одновременно два голоса. Отработать несовпадения – штрихов, интонационных вершин и т.п.

Дополнительные способы работы: напамять каждый голос, удвоение в октаву одного из голосов, игра всех голосов с внимательным прослушиванием одного из них.

  1. Работа с учащимися над формой, темой, динамикой в полифонических произведениях

Необходимость анализа формы для понимания художественного содержания полифонического произведения. Тональный план.

Черты трехчастности в инвенциях. Понятие интермедии.

Тема: первое проведение, знание всех проведений, идентичность штриха, темпа, кульминационной точки во всех проведениях темы.

Динамика связана с формой, гармоническим развитием. Сопоставление пластов без cresc. и dim.

  1. ^ Основные методы обучения учащихся в классе спец.фортепиано.

  1. Метод – прием, способ. Опора на законы общей педагогики и знание индивидуальности учащихся, умение педагога выбрать наиболее действенный метод.

  2. Понятие развивающего обучения.

  3. Методы слуховой активизации. Значение педагогического показа.

  4. Метод словесных пояснений.

  5. – || – подражания.

  6. – || – попутных поправок.

  7. – || – эмоционального воздействия.

  8. – || – психологического воздействия.

  9. Выбор того или иного метода зависит: от индивидуальности учащегося, от конкрктной ситуации на уроке, от изучаемого произведения…




Цитаты.

Нейгауз:

«На низших ступенях развития учащегося необходим комплексный метод преподавания. Учитель должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано.»




  1. Методика проведения фортепианного урока.

  1. Значение, цели, задачи урока по фортепиано.

  2. Специфика фортепианного урока – четкое планирование сочетается с импровизационностью, творчеством.

  3. Подготовка педагога к уроку - знание репертуара учащихся, игра педагога на уроке.

  4. Значение моральной обстановки в классе. Личность педагога.

  5. Тематические и смешанные уроки.

  6. Формы проведения урока: проверка домашнего задания, объяснение, задание на дом. Проверка – это прослушивание.

  7. Как слушать ученика. Дефекты: что в первую очередь, что потом

  8. Законченность урока, формулирование задания.




Литература:

Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» гл.5.




Щапов «Фортепианный урок в школе и училище».



  1. Роль педагога в организации самостоятельных занятий ученика.

  1. В фортепианном обучении очень велика роль самостоятельных занятий. Домашняя работа часто имеет определяющее значение для роста ученика. Поэтому педагог должен научить ребенка заниматься грамотно и осмысленно.

  2. Наиболее типичные недостатки домашних занятий учеников: бездумное, бесцельное проигрывание произведений, а также малое количество времени занятий, связанное с непониманием цели, невнимательностью, отсутствием интереса.

  3. Взаимосвязь урока и домашней работы. Педагог объясняет, показывает, учит ставить конкретную цель и контролировать результат.

  4. Еще педагог заинтересовывает, увлекает ученика, чтобы тому хотелось продолжить работу дома.

  5. Помощь педагога в организации рабочего дня ученика.
    Доступность домашнего задания.



  1. Планирование учебного процесса.
    Принципы формирования педагогического репертуара.


  1. Педагогический репертуар – это совокупность художественных и инструктивных произведений, используемых педагогом в качестве материала для обучения учащихся.

  2. Педагогическая работа как комплекс. Неразрывность воспитания личности и развития узкопрофессиональных качеств. Понимание индивидуальных особенностей ученика.

  3. Принципы формирования репертуара:

      • максимальный охват жанров, стилей;

      • сбалансированность художественного и инструктивного материала;

      • направленность репертуара на развитие конкретного ученика;

      • уровень возможностей ученика, проблема завышения программ;

      • произведения для классной работы и сценических выступлений.

  1. Методические обсуждения индивидуальных планов учащихся.



  1. Процесс работы над музыкальным произведением.
    Основные этапы.


  1. Различные музыкальные произведения – основной учебный материал. Каждый жанр, стиль требует специфического подхода, но есть и общие черты. Любое произведение в процессе его изучения проходит 3 основных этапа.

  2. Начало ознакомления с произведением – чтение с листа. Цель – понять главное: характер, форму, тональность, тематизм.

  3. Разбор нотного текста – детальное изучение его. Возможные варианты
    (по партиям рук, по голосам и т.д.), важность навыка комплексного разбора. Типичные ошибки (ноты, знаки, ритм, аппликатура). Помощь педагога.

  4. Выучивание напамять. Работа по фрагментам. Основа деления – форма. Применение методов изучения, специфических для конкретного произведения. Тщательное освоение всех элементов музыкальной ткани.

  5. Этап художественной отделки – все фрагменты собираются в единое целое. Уточняется темп, укрупняется динамика. Кульминации. Конкретизация образных характеристик.

  6. Подготовка к выступлению – все произведения программы должны быть готовы одновременно. Установить порядок исполнения произведений. Репетиция.

  7. Эмоциональная, психологическая подготовка ученика к выступлению.
    Помощь педагога.




Литература:

Гинзбург «О работе над музыкальным произведением»




Коган «Работа пианиста»




Майкапар «Как работать на рояле»




Савшинский «Пианист и его работа»



  1. Развитие творческих навыков учащихся.

  1. Творческое музицирование – основа развития музыкального мышления.

  2. Игровые приемы обучения как средство активизации творческой инициативы учащихся и развития их творческих способностей. Сочетание индивидуальных и групповых форм музицирования.

  3. Раннее систематическое обучение практической гармонии как предпосылка обучения импровизации.

  4. Подбор мелодии по слуху и ее гармонизация.

  5. Обучение транспонированию мелодии и аккомпанемента.

  6. Овладение основными пианистическими формулами аккомпанемента и освоение различных типов фактуры.

  7. Освоение навыков аранжировки, импровизации и композиции.

  8. Значение ансамблевого музицирования в воспитании музыкальной культуры учащихся.




Литература:

Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. СПб, 1999

Глушенко М. Волшебный мир фортепиано. Вступ. статья.

Гринштейн С. Учебные задания по развитию творческих задатков ученика в классе фортепиано. Мн., 1988

Каганович Г. Импровизация и обучение игре на фортепиано. Мн., 1980

Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано.
М., 1997

Система музыкального воспитания Карла Орфа. Л., 1970

Смирнова Т. Allegro.Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. М., 1999

Спектор Б. Творческие формы работы в классе фортепиано. Мн., 1988

Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. М., 1986

Похожие:

Литература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста» iconЛитература: 2х томник «Правовой системы общества»
Вопросы про государство тгп или общая теория госуарства и права по редакцией Алексеев С. С., Бабаев В. К
Литература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста» iconКак реализовать воспитательные возможности литературы Человек перестаёт...
Вопрос у меня важный и нужный. Действительно, вся литература, особенно русская литература, направлена на воспитание человека как...
Литература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста» iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Литература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста» iconАлексеев Л. В. Смоленская земля IX-XIII вв. Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии
Алексеев В. И. Роль церкви в создании русского государства: период централизации. Иван III, 1462–1505 гг. – Спб.: Бельведер, 2003....
Литература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста» iconВсе разработки по теме характеристика ученика смотрите в тематическом...
Все разработки по теме характеристика ученика смотрите в тематическом каталогеХарактеристика ученика
Литература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста» iconВащилин Евгений Николаевич Литература: С. С. Алексеев, Государство...
Богом (Фома Аквинский 13в.) «Всякая гос власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть как исполнители божественной...
Литература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста» iconЛитература
Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб для учащихся пед уч-щ по спец. 03. 08. «Дошк воспитание»/ Н. А. Ветлугина,...
Литература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста» iconЛитература лежит в основе всех искусств в основе театра пьеса, в...
Станиславский Константин Сергеевич (Алексеев) – создал направление психологический театр (театр прямых жизненных соответствий)
Литература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста» iconВаш ребенок
Воспитание своего ребенка. Пять правил поведения, укрепляющих связь с ребенком. Метод неразрывной связи вовлекает отцов в воспитание...
Литература: Алексеев Любомудрова Милич «Воспитание ученика-пианиста» iconВаш ребенок оглавление
Воспитание своего ребенка. Пять правил поведения, укрепляющих связь с ребенком. Метод неразрывной связи вовлекает отцов в воспитание...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница