Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях


НазваниеУчебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях
страница1/7
Дата публикации30.04.2013
Размер0.63 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Музыка > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7
ББК 74.100.5 Ф62

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор РГПУ им. А. И.Герцена Е.П.ИЛЬИН

кандидат педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена М.Л.ЖУРАВИН

кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. А.И.Герцена С.О.ФИЛИППОВА

Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г.

Ф62 «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. — СПб.: «Детство-пресс», 352 с, ил.

ISBN 5-89814-068-9

В пособии представлена оздоровительно-развивающая про­грамма по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе», рассчитанная на четыре года обучения детей от 3 до 7 лет, и конспекты уроков.

В программу входят средства по музыкально-ритмическому воспитанию детей, основной гимнастике, танцам и танцеваль­но-ритмической гимнастике, а также игропластике, пальчиковой гимнастике, музыкально-подвижным играм, игровому самомас­сажу, сюжетным урокам и креативной гимнастике. Даны мето­дические рекомендации по применению игрового метода про­ведения занятий и обучению двигательным действиям.

Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях.

ББК 74.100.5

ISBN 5-89814-068-9

Ж. Е. Фирилева, 2000

Е.Г.Сайкина, 2000

«Детство-пресс», оформление, 2000

Вступление

Дошкольный возраст — один из наиболее ответствен­ных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного ум­ственного, нравственного и физического развития ребен­ка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потреб­ностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физиче­ского воспитания детей: упражнения ритмической гим­настики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки ко­торой берут свое начало в глубокой древности — антич­ной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента — гимнастика и ритмический танец.

В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных — это танцевально-ритмическая гимнас­тика. Доступность этого вида основывается на простых об-щеразвивающих упражнениях. Эффективность — в ее раз­ностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы че­ловека. Эмоциональность достигается не только музыкаль­ным сопровождением и элементами танца, входящими

Вступление

и упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки и под умелым руководством педагога могут быть использованы в до­школьных учреждениях. В этой связи актуальной стано­вится проблема разработки программы по физическому воспитанию для дошкольных учреждений с использова­нием нетрадиционных эффективных разнообразных форм, средств и методов физического, эстетического и музы­кального воспитания детей.

^ Оздоровительно-развивающая программа «Са-Фи-Дан-се» по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на четыре года обучения — от трех до семи лет.

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошколь­ном учреждении (Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Просвещение, 1985, 1987). В программе «Са-Фи-Дансе» представлены различные разделы, но ос­новными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнас­тика (см. табл. 1).

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений пред­ставлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, иг­ровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные за­дания.

Игровой метод придает учебно-воспитательному про­цессу привлекательную


форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, вообра­жения и творческих способностей ребенка.

^ Основной целью программы «Са-Фи-Дансе» является содействие всестороннему развитию личности дошколь­ника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Предполагается, что освоение основных разделов про­граммы поможет естественному развитию организма ре­бенка, морфологическому и функциональному совершен­ствованию его отдельных органов и систем. Обучение по программе «Са-Фи-Дансе» создает необходимый двига­тельный режим, положительный психологический на­строй, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умст­венному развитию.

В то же время немаловажным является вооружение специалистов дошкольных учреждений нестандартной оздоровительно-развивающей программой по физическо­му воспитанию ребенка и подготовке его к обучению в общеобразовательной школе.

Исходя из целей программы предусматривается реше­ние следующих основных задач для детей 3—7 лет.
^ 1. Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развития опор­но-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

содействовать развитию и функциональному совер­шенствованию органов дыхания, кровообращения, сердеч­но-сосудистой и нервной систем организма.
^ 2 Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и тан­цев;

развивать ручную умелость и мелкую моторику.
^ 3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

развивать мышление, воображение, находчивость и по­знавательную активность, расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения дви­жений под музыку;

воспитывать умения эмоционального выражения, рас­крепощенности и творчества в движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищест­ва, взаимопомощи и трудолюбия.

При распределении разделов программы по годам обу­чения учитывались основные принципы дидактики, возрас­тные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности ребенка от 3 до 7 лет. За­нятия по танцевально-игровой гимнастике проводятся два раза в неделю из расчета 68 часов в год (таблица 2).

^ Таблица 2

Планирование занятий по танцевально-игровой гимнастике (час)

Сетка часов при двухразовых занятиях в неделю



При трехразовых (и более) занятиях в неделю время на отведенные разделы пропорционально увеличивается, используется дополнительный материал. Если группа де­тей начинает заниматься танцевально-игровой гимнасти­кой не с 3—4 лет, а с более позднего возраста, то целе­сообразно пройти материал программы первого года обу­чения, но в более короткие сроки.
^ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ «СА-ФИ-ДАНСЕ»

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно пра­вильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освое­ния ребенком различных видов движений, обеспечиваю­щих эффективное формирование умений и навыков, не­обходимых при дальнейшей работе по программе «Са-Фи-Дансе». В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Игротанцы направлены на формирование у воспитан­ников танцевальных движений, что способствует повыше­нию общей культуры ребенка. Танцы имеют большое вос­питательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танце­вальные формы, как историко-бытовой, народный, баль­ный, современный и ритмический танцы.

В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» пред­ставлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный харак­тер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи програм­мы. Все композиции объединяются в комплексы упраж­нений для детей различных возрастных групп.

^ Раздел «Игропластика» основывается на нетрадицион­ной методике развития мышечной силы и гибкости за­нимающихся. Здесь используются элементы древних гим­настических движений и упражнения стретчинга, выпол­няемые в игровой сюжетной форме.

Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ре­бенку вволю покричать, погримасничать, свободно выра­жая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

^ Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой мотори­ки и координации движений рук. Упражнения, превра­щая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают



положительное воздействие на улучшение памяти, мыш­ления, развивают фантазию.

^ Раздел «Игровой самомассаж» является основой зака­ливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения спо­собствуют формированию у ребенка сознательного стрем­ления к здоровью, развивая навык собственного оздоров­ления.

^ Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит уп­ражнения, применяемые практически на всех уроках, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, об­разные сравнения, ролевые ситуации, соревнования — все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнас­тике.

^ Раздел «Игры-путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный мате­риал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает воз­можность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.

^ Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает це­ленаправленную работу педагога по применению нестан­дартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой ини­циативы. Благодаря этим занятиям создаются благопри­ятные возможности для развития созидательных способ­ностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
Первый год обучения (младшая группа, 3-4 года)

^ 1.ИГРОРИТМИКА. Специальные упражнения для со­гласования движений с музыкой.

Хлопки в такт музыки. Ходьба, сидя на стуле. Акцен­тированная ходьба. Акцентированная ходьба с одновре­менным махом согнутыми руками. Движения руками в различном темпе. Различие динамики звука «громко — тихо». Выполнение упражнений под музыку.

2. ИГРОГИМНАСТИКА.

2.1. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и в колонну по команде. Передвижение в сцеплении. Постро­ение в круг и передвижения по кругу в различных на­правлениях за педагогом. Построение врассыпную, бег врассыпную. Перестроение из одной шеренги в несколько по ориентирам.

^ 2.2. Общеразвивающие упражнения.

Упражнения без предмета. Основные движения прямы­ми и согнутыми руками и ногами. Основные движения туловищем и головой. Полуприсед, упор присев, упор лежа на согнутых руках, упор стоя на коленях, положение лежа. Комплексы общеразвивающих упражнений.

Упражнения с предметами. Упражнения с погремуш­ками, султанчиками (хлопками).

^ 2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Свободное опускание рук вниз. Напряженное и расслабленное положения рук, ног.

Потряхивание кистями рук. Расслабление рук с выдохом. Упражнения на осанку, стоя спиной к опоре. Имитаци­онные, образные упражнения.

2.4. ^ Акробатические упражнения. Группировки. Сед ноги врозь, сед на пятках. Перекаты в положении лежа, руки вверх и в седе на пятках с опорой на предплечья. Равновесие на носках с опорой и без нее. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных дей­ствиях.

3. ИГРОТАНЦЫ.

3.1. Хореографические упражнения. Полуприседы, подъемы на носки, держась за опору. Стойка руки на пояс и за спину. Свободные, плавные движения руками. Комбинации хореографических упражнений.

^ 3.2. Танцевальные шаги. Шаг с носка, на носках, полу­присед на одной ноге, другую вперед на пятку. Пружин­ные полуприседы. Приставной шаг в сторону. Шаг с не­большим подскоком. Комбинации из танцевальных шагов.

3.3. Ритмические танцы «Хоровод», «Мы пойдем сна­чала вправо», «Танец сидя», «Галоп шестерками» (на при­ставном шаге), «Если весело живется», «Танец утят», «Ла-вота», «Кузнечик».

^ 4. ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

Специальные композиции и комплексы упражнений: «Большой олень», «На крутом берегу», «Муренка», «Хо­ровод», «Я танцую», «Чебурашка».

5. ИГРОПЛАСТИКА. Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игро­вых и двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений.

^ 6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. Общеразвиваю-щие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: сгибание и разгибание, приведение и отведение, противопоставление пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой. Игры-потешки. Выполнение фигурок из пальцев.

^ 7. ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ. Поглаживание отдель­ных частей тела в образно-игровой форме.

8. МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «Отгадай, Чей голосок», «Найди свое место», «Нитка — иголка», «Попрыгунчики-воробышки», «Мы — веселые ребята», «Совушка», «Цапля и лягушки», «У медведя во бору», «Водяной».

Музыкально-подвижные игры по ритмике. Подвижные 11 образные игры для строевых и общеразвивающих уп­ражнений.

9 ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ «На лесной опушке», «Пу­тешествие по станциям», «Путешествие в морское царст­во — подводное государство», «В гости к Чебурашке», «Поход в зоопарк», «Конкурс танца».

^ 10. КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА. Музыкально-твор­ческие игры «Кто я?», «Море волнуется». Специальные задания. «Создай образ», «Импровизация под песню».
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях iconУчебное пособие «Дрессировка служебных собак»
Учебное пособие предназначено специалистам служебного собаководства пограничных, внутренних войск, органов мвд. Оно может быть использовано...
Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях iconИнновационное технологическое оборудование для ресторанов
Приготовление и прием пищи, как в фешенебельных ресторанах, барах, кафе, так и в общественных столовых – в больницах, школах, на...
Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях iconДанная книга уникальна. В ней впервые изложена методика применения...
Это прежде всего практическое пособие, в котором собрано огромное количество практических методик, апробированных в детских садах,...
Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях iconОтчет о работе программы «Реабилитация детей в детских домах»

Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях iconКруть Охрана труда в дипломном проекте (работе) Утвержден о Ученым советом института
Учебное пособие предназначено для студентов вузов всех специальностей. Может быть использовано практическим работниками, как при...
Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях iconПоложение                                     5 Международного конкурс
Для участия в конкурсе приглашаются балетмейстеры и их коллективы любых жанров, а также хореографы детских школ искусств, общеобразовательных...
Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях iconРоль наглядной агитации и рекламы в формировании трезвости в обществе
Методическое пособие принято администрацией Ставропольского Края, для использования в детских дошкольных учреждениях и других образовательных...
Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях iconУчебное пособие Специальность 030501 «Юриспруденция»
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов вузов, готовящих специалистов в области юриспруденции и может быть использовано...
Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях iconПособие адресовано педагогам дошкольных учреждении для проведения...
Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждении для проведения занятий по развитию речи с детьми в возрасте 2—3 лет. Оно может...
Учебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских садах, общеобразовательных школах, клубах, детских домах творчества, летних оздоровительных лагерях и других учреждениях iconОтчет о работе с планами тушения пожаров
Форма журнала учета людей, находящихся в детских и лечебных учреждениях в ночное время суток
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница