М. И. Глинка и русская культура


Скачать 129.2 Kb.
НазваниеМ. И. Глинка и русская культура
Дата публикации07.05.2013
Размер129.2 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Музыка > Документы
13. М.И.Глинка и русская культура.

Васина-Гроссман В. «Жизнь Глинки». — Государственное музыкальное Издательство: М., 1957.

Веймарн "Очерк истории оперы М.И. Глинки "Жизнь за Царя" (СПб, 1886);

В. Стасов "Памяти М.И. Глинки" (СПб., 1887);

Н. Финдейзен "М.И. Глинка" (СПб., 1896);


Глинка «Записки»

План:


1) Место Г. в культуре (рядом с Пушкиным, жуковским) и аргументы(почему).

2)Вклад в своей области (коротко обрисовать, что сделал впервые, лучше других, что оставил после себя).

Г- 1ый из отечественных композиторов обратился к слушателю по-русски, его мелодии имеют национальный колорит. Испытал в детстве влияние народных песен(колокольный звон, крепостной оркестр дяди)

3) Какие идеи впоследствии развивались.(-М.кучка и Чайковский). Связь Гл и культуры-не забыть, что ^ Г-1ый музыкант, который поменял статус музыканта. До этого музыканты на вторых ролях. Биографии многих музыкантов до и при Глинке не сохранились. Самой своей личностью начал расширять границы. Сам-центр, к нему приходят. После него- Даргомыжский такой центр. Глинка скрывал свой масштаб личности. Но цену себе знал.(Записки Глинки). С определенного момента он стал выступать с разными идеями, его стали слушать.

«Сусанин(Жизнь за царя)» -не фиксировано, что он великий. Только после показа ясен масштаб его личности. Первый случай, когда в честь музыканта- читают стихи(Пушкин, Вяземский, оДоевский). Затем ожидание-а что сделает еще? Эволюция Гения не ясна, движется в другую сторону-обвинения. Русские писатели обращались в основном к классике, а не современным музыкантам. Тургенев о Глинке: «как много можно было от него ждать и как мало он сделал».

2пол творчества - гений в свободном полете. Не зависим. ЕГО тоже мало понимают. Падает значение в современности. ТО же говорили про Пушкина. Отклики окружающих не показатель. Надо смотреть спустя. Какие идеи?

сугубо музыкальные-поздний Г. - проекты по реконструкции рус музыки-утопия. Мыслитель. Стал думать о русской музыке в целом и о своем месте. Изучает труды по музыке в Берлинской библиотеке. Беседы с ним. (философ-мыслитель) Александр Серов о нем.

-общехудожественные идеи –область свободного парения(тем). Это качество зрелости гения.

«Руслан» для всех времен! Шедевр, не стоит на якорях своего времени, а он вне времени!

Для молодого характерны встречи. А для зрелого к нему уже приходят, а он сидит на диване-он сам вселенная!

В советском искусствознании Глинка- икона. Превратился в авторитета навеки, также как и Пушкин. Авторитет национальной культуры. Целые поколения на нем учились. Это фундамент.

Сегодня. Надо возвращать гениев, чтобы обрести точку опоры.





Глинка Михаил Иванович - основоположник русской классической музыки, русского бельканто. М.И. Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, в имении своих родителей, которое принадлежало его отцу - отставному капитану Ивану Николаевичу Глинке - расположенном в ста верстах * от Смоленска и в двадцати верстах * от небольшого города Ельни. С 1817 жил Глинка в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище (его гувернером был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер). Брал уроки игры на фортепиано у Дж. Филда и Ш. Майера, на скрипке - у Ф. Бема; позднее учился пению у Беллоли, теории композиции - у З. Дена. В 20-е гг. 19 века пользовался известностью у петербургской любителей музыки как певец и пианист. В 1830-33 гг. Глинка совершил поездку в Италию и Германию, где познакомился с выдающимися композиторами: Г. Берлиозом, В. Беллини, Г. Доницетти. Увлечение вокальной музыкой(в Италии изучал бельканто) В 1836 Глинка — капельмейстер Придворной певческой капеллы (с 1839 в отставке).

Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие прогрессивных идей, распространившихся в период Отечественной войны 1812 и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы (А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым и др.), искусства, художественной критики способствовали расширению кругозора композитора и выработке новаторских эстетических основ его творчества. Народно-реалистическое по своей устремленности творчество Глинки оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки.
      В 1836 на сцене петербургского Большого театра была поставлена героико-патриотическая историческая опера Глинки "Иван Сусанин".(по инициативе Жуковского) Во-первых, композиторский успех Глинки символизировал для русского любителя художеств тот важнейший факт, что отечественная культура способ-на встать вровень с лучшими европейскими образцами. Впервые не в комическом плане дан портрет простого русского крестьянина-способного на высокие, героические поступки. В связи с оперой “Жизнь за царя” Н.В.Кукольник писал: “Народная гордость в музыкальном от-ношении была удовлетворена произведением, которое могло спорить со всеми современными знаменитостями” .
Второй компонент неофициального национального мифа Глинки выдви-гал достижения композитора на роль символического ориентира в дальнейшем развитии русской музыки. Глинка с этой точки зрения – залог национального культурного прогресса, мощный толчок для него, разведыватель и указатель его путей. Глинка открыл для русской музыки источник свежих национальный сил, показал саму возможность новых ярких достижений. Н.А.Мельгунов еще при жизни композитора (в 1836 году) восторженно восклицал: “…Его первый большой опыт, его опера “Иван Сусанин” докажет, … что русский народ, высо-комузыкальный в душе, имеет резко означенную национальную музыку и тем дает возможность человеку с талантом … положить основание новой музы-кальной школе, о которой мы не имели понятия, которой возможности даже и не подозревали…” Вопреки навязанной композитору концепции (либретто составлено бароном Г. Ф. Розеном в духе монархической официозности, по настоянию двора опера была названа "Жизнь за царя"), Глинка подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина-патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа.

Опера в 4х действиях с эпилогом. Глинка назвал «отечественной героико-трагической оперой». Эпический размах, массовые хоровые сцены. Величественное вступление взволнованно и динамично. В 1ом акте значение хоров. 2 акт контраст с 1ым.основное место-танцы. 2 части в 3 акте: 1-лирическое, интимное, 2-дуэт Сусанина и Вани. Сцена С. с поляками –центральная и наиболее драматичная(ритмы полонеза и мазурки). Ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»(скорбь, боль и мужество). Эпилог-грандиозная массовая сцена. Хор «Славься»-гимн русского народа. В опере разнообразные характеры. Главный герой-дочь Антонида(характер нежно-грациозный-грустный романс), жених Собинин(хар-р «удалой»-привольная молодецкая песня), приемный сын Сусанина-Ваня(хар-простосердный). Глинка отказался от общепринятых в опере разговорных диалогов, все действие воплотив музыкальными средствами.

«Жизнь за царя» (1836) Опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах) .Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы. Восторженно приняли соч-е Пушкин, Вяземский, Жуковский, Одоевский, но аристократическая публика назвала музыку «кучерской», а критик Булгарин написал «опера далеко отстала от музыки». Участвовал композитор Кавос, написавший оперу с тем же названием.

В 1842 в том же театре состоялась премьера оперы "Руслан и Людмила". В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере). Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику.

«Руслан и Людмила» (1837—1842) Опера "Руслан и Людмила", по определению Глинки, -"большая волшебная опера". Фантастический сюжет не стал у Глинки поводом для создания феерического зрелища. Автор использовал сказку для выражения идей верности долгу, победы добра над злом, торжества любви, для правдивого воплощения русских народных образов. В основе лежит одноименная поэма А.С. Пушкина. Образ ее главного героя вырос из русских былин и сказок. По сравнению с Пушкиным, он усилил народно-архаическое, героическое и психологическое начала.

В "Руслане и Людмиле" можно наметить две основные драматургические линии. Одна их них - героико-патриотическая, богатырская; другая- лирическая, воплощающая идею верности героев в любви вопреки всем испытаниям. Обе линии сливаются в финале. Их развитие приводит к торжеству добра над злом, жизни над враждебными ей силами.

Вначале охлаждение публики(исковерканный русский, сокращения театральной дирекции). Но затем успех.

Действующие лица: великий князь киевский-Светозар, его дочь Людмила, жених Руслан, поклонники Ратмир и Варлаф, вещий певец Баян, добрый волшебник Финн, карлик Черномор, колдунья Наина, Горислава. 5 действий: увертюра-ликующие темы(они же в финале предсказывают победу светлых сил), цельность и завершенность. 2 основные темы у.:легкая, стремящаяся, жизнеутверждающая и лирическая(взята из арии Руслана).

1 действие-шумный свадебный пир, песнь Баяна, имитация гуслей, ария Людмилы-каватина, игривая. Хор «Лель таинственный». ; 2 действие. Баллада финна, ария Фарлафа, Ария Руслана; 3 действие. Персидский хор, кавантина Гориславы; 4 д. марш Черномора.

^ Оперы Глинки заложили основу и наметили пути развития русской оперной классики. "Иван Сусанин" - народная музыкальная трагедия на исторический сюжет, с напряжённым, действенным музыкально-драматическим развитием, "Руслан и Людмила" - волшебная опера-оратория с мерным чередованием широких, замкнутых вокально-симфонических сцен, с преобладанием эпических, повествовательных элементов. Оперы Глинки утвердили мировое значение русской музыки. В области театральной музыки большую художественную ценность имеет музыка Глинки к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (пост. 1841, Александрийский театр, Петербург).

В 1843 главный театр СПботдан итальянской труппе и русское искусство по мнению Г,стало гибнуть

В 1844-1848 гг. композитор проводит во Франции и Испании. Эта поездка утвердила европейскую популярность русского гения. Большим почитателем его таланта становится Берлиоз, исполнивший весной 1845 г. произведения Глинки на своем концерте. С успехом прошёл авторский концерт Глинки в Париже. Там же в 1848 году он написал симфоническую фантазию "Камаринская" с русскими народными темами. Это необычайно жизнерадостная, полная юмора фантазия, наслаждаясь которой возникают ассоциации с русскими народными праздниками, народными инструментами и народным хоровым пением. "Камаринская" - это ещё и блестящая мастерская оркестровка.

Чайковский: «Вся русская симфоническая школа в Комаринской». Глинка не просто процитировал фольклорные мелодии, а впервые смог развить подлинные народные темы в свойственной им манере. Приемы мелодического и тембрового варьирования, подголосочной полифонии. 2 музыкальные темы: 1- величавый, степенный напев свадебной песни «Из-за гор, гор высоких»; 2 – жизнерадостная быстрая плясова «Камаринская». Глинка подчеркивал главенство быстрого озорного мотива

В Испании Михаил Иванович изучал культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии, наблюдал народные празднества и традиции. Итогом этих впечатлений были 2 симфонические увертюры: "Арагонская хота" (1845 г.) и "Воспоминание о Кастилии" (1848 г., 2-я редакция - "Воспоминание о летней ночи в Мадриде", 1851 г.). 49-знакомство с музыкальным критиком Стасовым В.
      Музыкальное искусство Глинки характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщенность и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий тонус. Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское владение оркестром разносторонне выявилось в сценической музыке (увертюра "Руслана и Людмилы") и в симфонических пьесах. "Вальс-фантазия" для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839; оркестровые редакции 1845, 1856) - первый классический образец русского симфонического вальса. (жанр вальса возник в Австрии в к 18 в как парный 3хдольный танец. Момент влюбленности в Екатерину Керн. Основная тема вальса тиха и адумчива. Мелодия складывается из 3 тактовых фраз, тогда как большинство темтого времени опиралось на парное-2х или 4х тактовое деление, что придает минорной теме особую нейстойчивость, зыбкость и интонационную напряженность)

"Испанские увертюры" - "Арагонская хота" (1845) и "Ночь в Мадриде" (1848, 2-я редакция 1851)(основана на 4х подлинных испанских мелодиях, контрасты- положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке.
Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности - фундамента глинкинской мелодики, - также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т. ч. "Не пой, красавица, при мне", "Я помню чудное мгновенье", "В крови горит огонь желанья", "Ночной зефир"), Жуковского (баллада "Ночной смотр"), Баратынского ("Не искушай меня без нужды"), Кукольника ("Сомнение" и цикл из 12 романсов "Прощание с Петербургом"). Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры. Ему принадлежат камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 2 струнных квартета, Патетическое трио (для фортепиано, кларнета и фагота, 1832).

Основным творческим принципам Глинки сохраняли верность последующие поколения русских композиторов, обогащавшие национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами. Под непосредственным влиянием Глинки - композитора и вокального педагога - сложилась русская вокальная школа. У Глинки брали уроки пения и готовили с ним оперные партии и камерный репертуар певцы Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьева, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский, Д. М. Леонова и др. А. Н. Серов записал его "Заметки об инструментовке" (1852, опубликованы 1856). Глинка оставил мемуары ("Записки", 1854-55, опубликована 1870). Г. задумал новую оперу «Двумужницы».

Глинка также  посетил Берлин (1856-1857), Париж (1844-1845, 1852-1854), Испанию (1845-1947), Варшаву (1848, 1849-1851). Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. По настоянию младшей сестры М.И. Глинки Людмилы  прах  Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Симфонические произведения

  • Симфония на две русские темы (^ 1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)

  • Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1842)

  • Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччи на тему Арагонской хоты» (1845)

  • «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)

  • Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)

  • «Вальс-фантазия» (1839, 1856)

Камерно-инструментальные сочинения

Романсы и песни

«Моя арфа»; «Не искушай», «Пролог»(на кончину Ал 1), «Я помню чудное мгновенье». Вокальный цикл «Прощание с Петербургом»(на слова Кукольника 12 романсов)


  • «Венецианская ночь» (1832)

  • «Я здесь, Инезилья» (1834)

  • «Ночной смотр» (1836)

  • «Сомнение» (1838)

  • «Ночной зефир» (1838)

  • «В крови горит огонь желанья» (1839)

  • свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)

  • «Попутная песня» (1840)

  • «Признание» (1840)

  • «Слышу ли голос твой» (1848)

  • «Заздравный кубок» (1848)

  • «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)

  • «Мери» (1849)

  • «Адель» (1849)

  • «Финский залив» (1850)

  • «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)

  • «Не говори, что сердцу больно» (1856)



  • Премии и фестивали имени М. И. Глинки:

    • В 1884 году М. П. Беляевым были учреждены Глинкинские премии, просуществовавшие до 1917 года

    • С 1965 по 1990 год существовала Государственная премия РСФСР имени Глинки

    • С 1958 года в Смоленске проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки

    • С 1960 года проводится Международный (ранее Всесоюзный) конкурс вокалистов имени Глинки

  • Фильмы о М. И. Глинке:

    • В 1946 году на Мосфильме был снят художественный биографический фильм «Глинка» о жизни и творчестве Михаила Ивановича

    • В 2004 году к 200-летию со дня рождения был снят документальный фильм о жизни и творчестве композитора «Михаил Глинка. Сомненья и страсти…»

В честь М. И Глинки названа Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (в 1954 году).


Похожие:

М. И. Глинка и русская культура iconБилет №3 Вопрос №1
Русского го­сударства, преодолевались местные культурные особенности, скла­дывалась единая русская культура. В то же время русская...
М. И. Глинка и русская культура iconРасписание лекций на март
Цикл: Русская художественная культура xviii–xx вв. (Русская художественная культура xi–xx вв. Цикл II)
М. И. Глинка и русская культура iconРусская культура IX-XVII веков
Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы...
М. И. Глинка и русская культура iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под...
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
М. И. Глинка и русская культура iconХудожественная культура нового времени
Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка. Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века. Социальная...
М. И. Глинка и русская культура iconРусская культура XVI в
В XVI в прекращают свое существование некогда могущественные школы и культурные центры
М. И. Глинка и русская культура iconРусская культура в первой половине XVIII в
Появление новых направлений культуры (скульптура) под влиянием западноевропейской культуры
М. И. Глинка и русская культура iconЗадания
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
М. И. Глинка и русская культура iconКультура как феномен. Современное понимание сущности культуры. Множественность...
Морфология культуры. Структура понятия культура. Взаимосвязь внутриструктурных элементов. Культура и цивилизация
М. И. Глинка и русская культура iconГлинка Федор Николаевич узник

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница