Профессора Фрунзель и Дерибасов


Скачать 150.43 Kb.
НазваниеПрофессора Фрунзель и Дерибасов
Дата публикации12.03.2013
Размер150.43 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Музыка > Документы
Профессора Фрунзель и Дерибасов.
Доктора психологических наук, профессора кафедры возрастной и педагогической психологии государственного педагогического университета
Vitamin youth как психологический феномен.

Введение.

В статье рассматривается использование иерархической системы музыкального воздействия в психокоррекционной и развивающей работе с детьми. Анализ данных научной литературы и собственных исследований позволил нам сделать предположение о структуре музыкального воздействия. На наш взгляд, она представлена взаимодействием трех подсистем, являющихся иерархическими уровнями целостной системы, построенной по динамическому принципу, в наибольшей мере отражающему сущность музыкального воздействия на личность: психофизиологический, психологический, социально-личностный.

Ключевые слова: иерархическая система музыкального воздействия, этическая функция музыки, эстетическая функция музыки.

In article use of hierarchical system of musical influence in psychocorrectional and developing work with children is considered. The analysis of the data of the scientific literature and own researches has allowed us to make the assumption of structure of musical influence. In our opinion, it is presented by interaction of three subsystems which are hierarchical levels of complete system, constructed on a dynamic principle, in the greatest measure reflecting essence of musical influence on the person: psychophysiological, psychological, socially-personal.

Key words: hierarchical system of musical influence, ethical function of music, aesthetic function of music.

Среди феноменов, оказывающих активное и глубокое влияние на жизнь человека, особое место занимает музыка. Представляя собой организующее, упорядочивающее начало, создавая систему и порядок из Хаоса, музыка выступает как мощнейшее средство воздействия на личность. Способность музыки воспроизводить целостные душевные состояния человека и моделировать типы его деятельного участия в различных жизненных процессах привели в последнее время к заметному возрастанию интереса к ее применению в разнообразных видах деятельности в качестве средства улучшения психо-эмоционального состояния, повышения работоспособности и снижения утомляемости.

Однако, несмотря на усилия многих исследователей, накопленный отечественный опыт в этой области разрознен и не систематизирован. Фундаментальных обобщающих работ, рассматривающих музыку во всей полноте ее воздействия на личность, пока нет.

Разнообразие уровней музыкального воздействия и их тесная взаимосвязь в реальной жизни свидетельствуют о существенной роли музыки в жизни человека. Проследим это в исторической перспективе. Известно, что ранние этапы функционирования и использования музыки как психологического феномена были связаны с внешними по отношению к ней содержательными и конструктивными факторами, такими как поэтическое слово или танец, логика культа или обряда.

Первоначально музыка носила характер магического управления природными силами, являлась средством влияния на демонов и богов, и способом борьбы с болезнями и страхами. В заклинаниях, уговорах, песнопениях преобладало ритмическое действие с мощной силой внушения. Маг (колдун), ударяя палкой о камень или пустотелое бревно, в монотонном, то убыстряющемся, то замедляющемся темпе, вызывал у присутствующих стихийные движения. Эффективность всей этой процедуры усиливало магическое пение колдуна.

Из примитивнейших способов «магического лечения» (игры на простейших музыкальных инструментах, пения, движения-танца) рождались ритуальные формы. Священные песнопения являлись эффективным способом излечения болезней, заживления ран, повышения жизненной “животной силы”. Песни оплакивания в траурных церемониях как бы объективировали тяжелое чувство скорби и выводили его из души страдающей личности.

Одним из важных понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях – не только в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку (подобно инструменту в оркестре) отведена своя роль [1].

По мнению другого греческого философа, Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая помогает возвыситься индивиду до уровня общественных требований и осознать свой собственный мир как единство с полисной общиной .

Идею использования музыки как средства гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. Аристотель разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция катарсиса, согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. По мнению Аристотеля, когда человек страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа обособляется от жизни общества. Когда же в процессе глубокого переживания он очищается от аффекта, его душа поднимается от своей частной единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни. Такое понимание принципов нормализации психической жизни в какой-то мере сохраняется и до настоящего времени, разумеется, при наличии самых разнообразных конкретных методических приемов, ведущих к нравственному и психическому здоровью [3].

В процессе исторического развития использование музыки в воздействии на человека постепенно освобождается от обязательной связи с внемузыкальными компонентами художественной образности, становится самостоятельным средством.

Анализ данных научной литературы и собственных исследований позволил нам сделать предположение о структуре музыкального воздействия. На наш взгляд, она представлена взаимодействием трех подсистем, являющихся иерархическими уровнями целостной системы, построенной по динамическому принципу, в наибольшей мере отражающему сущность музыкального воздействия на личность:

1) психофизиологический уровень: происходит активизация зрительных, слуховых и других рецепторов с последующим изменением физиолого-биологических ритмов организма (кровообращения, дыхания, внутренней секреции, и др. ,) чаще всего происходит повышение физической работоспособности, изменяются сенсомоторные реакции;

2) психологический уровень: возникают изменения прежде всего в эмоционально-волевой сфере, изменяется психологическая активность личности, ее восприятие, внимание, память;

3) социально-личностный уровень: музыка, воздействуя на личность, вызывает в ней катарсическую реакцию, преобразующую и гармонизирующую личность. Попадает под ее влияние мировоззрение,система ценностей,направленность личности.

Анализ работ, посвященных научному обоснованию музыкального воздействия на личность в многоаспектном рассмотрении, позволил констатировать, что большая часть исследований посвящена вопросам влияния музыки на психофизиологическое состояние человека.

В конце XIX века ученик И. М. Сеченова И. Р. Тарханов результаты своих исследований в этом направлении обобщил в работе «О влиянии музыки на человеческий организм». Интересны высказывания автора о том, что музыка отражает и передает не только чувства, но и мысли, и это особенно расширяет ее власть над человеком.

В 1884 году И. Р. Тарханов, выступая на П Международном медицинском конгрессе в Риме с докладом на вышеуказанную тему, привел впечатляющие данные о реституционном воздействии, оказываемом бодрой, оживленной, веселой музыкой на мышечную активность человека. В частности, было обнаружено, что испытуемый, прекративший работу на эргографе в результате физиологического истощения, тут же возобновлял ее на некоторое время после восприятия такой музыки [4].

Наблюдения И. Р. Тарханова были во многом подтверждены и дополнены экспериментами И. М. Догеля, описанными в его работе “Влияние музыки на человека и животных”. Он исследовал значение высоты, силы и тембра звуковых раздражителей. Автор одним из первых показал зависимость определенных реакций на музыку от индивидуальных особенностей организма, т. е. попытался раскрыть физиологические основы не только общего, но и глубоко индивидуального в восприятии музыки [5].

Большим энтузиастом изучения воздействия музыки на человека был В. М. Бехтерев. В 1916 году он опубликовал статью «Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки», где обобщил данные, накопленные к тому времени отечественными и зарубежными исследователями в этой области.

Особое внимание он уделил ритму как важнейшему компоненту музыки. Проведенные им опыты позволили установить, что даже простые удары метронома, отбивающего определенный ритм, способны вызвать замедление пульса и вместе с ним состояние удовольствия или, напротив, убыстрение пульса.

В. М. Бехтерев высказал мнение о том, что работу мышц способно стимулировать как расширение, так и сокращение артерий под влиянием музыки. Ритмические звуки музыки помогают сосредоточиться на выполнении определенных операций, отвлекая от посторонних раздражителей.

В начале XX века специальными исследованиями было обнаружено изменение электрической активности мозговых клеток при действии музыкальных стимулов. Так, Ж. Урбанович установил снижение порогов цветового различия. При объяснении механизмов психофизиологического воздействия музыки исследователи ссылались на явление сенсорной реституции в том смысле, что утомление зрачкового рефлекса, обычно наблюдаемое после 50-55 отдельных раздражителей, наступает значительно позднее, если испытуемый одновременно воспринимает и музыкальный раздражитель. Появились исследования, доказывающие влияние характера музыки на вегетативные реакции организма. И. В. Темкин показал, что мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс, повышает максимальное артериальное давление, увеличивает тонус мышц, повышает температуру кожных покровов предплечья.

Из современных исследований, посвященных психофизиологическому воздействию музыки, мы можем выделить работы Б. А. Вяткина, Л. Я. Дорфмана [8], показывающие влияние эмоций, вызванных музыкой, на физическую работоспособность в связи с силой нервной системы.

Большой интерес представляют работы по изучению музыкального воздействия на психическое состояние личности.

Психологическому анализу влияния музыки на поведение человека посвящено исследование Б. Г. Ананьева. Оно находится в русле экспериментов, начатых К. Дизренсом, О. Хайдом, Н. Скалапино, и преследует цель проследить, как отражается на поведении человека восприятие им «лирической и драматической музыки», по терминологии автора. Он пишет: «Желая получить полную и цельную картину поведения личности в момент музыкального воздействия, мы избрали комбинированный метод исследования, сочетающий субъективные данные самонаблюдения с объективными данными, которые можно охарактеризовать как объективные симптомы реагирования на музыку» [7].

В качестве объективных показателей регистрировались изменения в рамках колебательных движений мимико-соматическиех реакций испытуемых. В ходе эксперимента испытуемым предъявляли два разнохарактерных музыкальных фрагмента – из Первого фортепианного концерта Ф. Шопена и из Второго концерта К. Сен-Санса. Одновременно с прослушиванием предлагалось ритмически нажимать на резиновый баллончик (запись проводилась на кимографе).

После окончания слушания испытуемому давался листок с вопросами. Автор приходит к выводу, что музыка может быть регулятором поведения личности: музыкальное произведение организует поведение, в первую очередь аффекты, то овладевая ими, то преодолевая их.

В исследовании Л. П. Новицкой экспериментально показано влияние музыкальных жанров на психическое состояние человека.

Автор указывает на разнонаправленность влияния рок-, диско-музыки, с одной стороны, и классической – с другой, на эмоционально-мотивационные компоненты психического состояния человека [8].

В последние годы наметились тенденции к изучению влияния музыки на умственную деятельность и функции мозга.

Исследования ряда авторов показали, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС. Интересные результаты были получены Н. Н. Захаровой и В. М. Авдеевым [9], которые исследовали функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыхания. Они приходят к выводу о том, что прослушивание мелодичной музыки в спокойном темпе негромкого звучания оказывало на испытуемых седативное воздействие, а на ЭЭГ фиксировалось уменьшение в частотном спектре а-ритма или заметное увеличение его индекса, увеличение амплитуды а-ритма и снижение амплитуды быстрых колебаний. Музыка энергичная, с четким ритмом, контрастная, умеренного темпа и громкости давала тонизирующий эффект, что сопровождалось депрессией а-ритма, увеличением амплитуды и индекса быстрых колебаний.

Анализ церебральной гемодинамики на основании данных реоэнцефалограмм показал, что в подавляющем большинстве случаев при прослушивании музыки происходила нормализация мозгового кровообращения у испытуемых. Деятельность больших полушарий мозга является взаимодополнительной, обеспечивает неравномерность распределения функций между двумя различными системами мозгового кодирования. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, т. е. кодирует «целостность», а левое – дискретными функциями, т. е. кодирует существенные признаки целого. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т. е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия. Об этом пишет Т. П. Хризман: было установлено, что при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры. Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений [10]. В результате проведенных экспериментов у всех испытуемых в момент прослушивания музыки отмечались:

• более высокий уровень всех межцентральных связей по сравнению с фоном;

• более сильные межполушарные взаимодействия в передних отделах коры по сравнению с задними отделами, особенно в левом полушарии;

• большее число межполушарных асимметричных связей.
Многие авторы доказали, что предъявление музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков головного мозга. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

В современных условиях особую актуальность приобретают исследования, посвященные изучению воздействия музыки на социально-личностное развитие.

Социально-личностное воздействие музыки мы определяем как процесс и результат взаимодействия музыкального искусства с общественным и личностным сознанием. Оно осуществляется в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом общества на каждом из этапов его социокультурного развития. Музыка как часть духовной культуры содержит ценности человеческого духа. Соответственно классической триаде высших ценностей, определившихся в эстетике XVIII века, таких как: истина, добро, красота, можно выявить три основных группы общечеловеческих ценностей, выраженных в музыке: мировоззренческие, этические, эстетические.

В чем заключается сущностная сила воздействия музыки? В музыке запечатлены богатства внутреннего мира людей, «опредмечен» огромный, исторически сложившийся опыт человеческих отношений, представляющий большую ценность для каждого человека. «Озвученное» композитором переживание является своеобразным синтезом человеческих мыслей, чувств, действий. Именно эта насыщенность психологического содержания, отраженная в динамизме музыки, не просто волнует слушателя «вообще», но и вызывает у него глубокое эмоциональное переживание, предрасполагающее к действию.

Обращаясь к роли музыки в жизни человека, необходимо осмыслить, какие функции она имеет, что несет обществу, людям, отдельному человеку. Музыка, содержащая ценности человеческого духа, прежде всего несет истину, добро, красоту, а значит ее основные функции – философскую (мировоззренческую), этическую (нравственную), эстетическую (чувственно-выразительную). Кратко остановимся на них.

Мировоззренческие идеи – это система обобщенных взглядов на окружающий мир и место человека в жизни, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы, определяющие отношения людей к миру, окружающей действительности и к самим себе. Художник, живущий в социуме, естественно, в своем творчестве выражает мировоззренческие идеи. В его искусстве присутствует ценностная доминанта. Ценностную доминанту как зерно музыкально-образного смысла можно обнаружить как в творчестве отдельных композиторов, так и в сущности целых направлений: этико-нравственную (мировоззренчески-религиозную) – у И. С. Баха и современных композиторов – С. Губайдулиной и В. А. Мартынова, эстетико-мировоззренческую – у Ф. Листа, Р. Вагнера, А. Н. Скрябина, поднимавших значение художника в жизни общества до мессии; революционно-мировоззренческую, наполненную демократическими идеями и идеалами своей эпохи: братство, свобода – у Л. Бетховена, пантеистическую (социально-нравственную) – у Н. А. Римского-Корсакова, Г. Малера.

Этическая функция музыки тесно связана с мировоззренческой. Традиционная точка зрения заключается в том, что музыка, ее ценности воздействуют на человека, нравственно воспитывают его. Композиторы, создавая произведения, подчас высказывали мысль о том, что им было бы досадно, если бы их музыка доставляла слушателям только удовольствие, их цель – делать людей лучше.

Рядом с этической функцией музыки (ценность «добро») встает эстетическая (ценность «красота»). В истории эстетической мысли известны две тенденции во взгляде на соотношение эстетического и этического. Первая, идущая от античной философии, настаивала на единстве прекрасного и нравственного, на обязанности музыки, искусства морально воздействовать. Вторая, характерная для искусства XIX-XX веков, эти понятия уже не совмещала, а подчас и противопоставляла: красивая внешняя форма может содержать порочную внутреннюю сущность.

Как трактовать сегодня известное изречение Ф. М. Достоевского «красота спасет мир?». Бесспорно, оно формулирует этико-эстетический идеал, однако недостижимый. Реальность, на наш взгляд, заключается в том, что красота не спасет мир, но и мир без красоты не спасется. Красота – это тот необходимый баланс на чаше весов добра и зла, который удерживает человечество от «падения».

Музыкальное искусство дает особый импульс для оптимизации творческих, созидательных качеств человека. Крайне важно для эмоционального и интеллектуального развития человека – приникнуть к источникам музыки. Попробуем увидеть грани музыкальной ценности.

^ Музыка как самовыражение. На музыку человек запрограммирован самой природой, давшей ему голос и моторно-ритмическое чувство. Он сам – готовый естественный музыкальный инструмент, на котором остается только творить и играть мелодии и ритмы живой жизни. В любую музыку вплетаются, насыщают ее психологическим смыслом голосовые интонации понимания человека человеком.

^ Музыка – людское единение. Родовое, племенное, общинное, социальное, коллективное, всенародное, всемирное в человеке музыка, как никакое другое искусство, способна поддержать и укрепить.

Бразильский композитор Вила-Лобос писал о том, что хоровое пение представляет собой одно из высших музыкальных проявлений, важнейший атрибут музыкальной культуры. Своей огромной силой единения, создавая могучий коллективный организм, оно включает индивида в социальное достояние родины.

^ Музыка – весь человек. В высших достижениях музыкального искусства человек созидает такую полноту личности, которая укрепляет его единичное “Я” до тотальности всего мира. Благо, добро, выраженное крупно и заразительно, в уникальном ряде прекрасных мгновений, незабываемо вторгающихся в жизнь личности, – вот неизмеримые ценности, которыми одаривает человека вечно живое, всегда рождающееся заново искусство музыки.

Как можно видеть, музыка – это психофизиологический, интеллектуальный, духовный опыт, и мы считаем, что познаваться она должна в интеграции этих трех «доминант», ни одна из которых не может игнорироваться. Такой концептуальный подход, на наш взгляд, открывает новые перспективы, при которых музыка одновременно выступает средством оптимизации эмоционально-психической деятельности и ведет к духовному росту и нравственному совершенствованию личности.

Литература

1. Лосев А. Античная музыкальная эстетика [Текст] / А. Лосев. – М. , 1960. – С. 15.

2. Там же. – С. 127-130.

3. Аристотель. Собрание сочинений [Текст]: в 4-х т. Т. 4. / Аристотель. – М. , 1975. – С. 367-368.

4. Тарханов И. Р. О влиянии музыки на человеческий организм [Текст] / И. Р. Тарханов. – Спб. , 1893.

5. Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных [Текст] / И. М. Догель. – Казань, 1888.

6. Вяткин А. Б. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики [Текст] / А. Б. Вяткин, Л. Я. Дорфман // Вопросы психлогии. – 1980. – №1. – С. 94-100.

7. Ананьев Б. Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение ребенка и взрослого [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Владикавказ, 1928. – С. 24.

8. Новицкая Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека [Текст] / Л. П. Новицкая // Психологический журнал. – 1984. – №6. – С. 79-85.

9. Захарова Н. Н. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки [Текст]: / Н. Н. Захарова, В. М. Авдеев // Журнал высшей нервной деятельности. – 1982 – Т. 2. – Вып. 5. – С. 915-929.

10. Хризман Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка [Текст] / Т. П. Хризман, В. П. Еремеева, Т. Д. Лоскутова. – М. : Педагогика, 1992. – 232 с.

Похожие:

Профессора Фрунзель и Дерибасов iconГенри Форд Моя жизнь, мои достижения
Предисловие профессора Н. С. Лаврова и послесловие профессора И, Л. Андреева открывает перед читателем возможность сопоставить различные...
Профессора Фрунзель и Дерибасов iconСтрашная смерть постигнет всякого, кто посмеет ступить на эту священную...
Рашит учёного-зоолога, профессора Стэнфордского университета Хелен Закари, ведь её влечёт отнюдь не золото инков, а шанс найти там...
Профессора Фрунзель и Дерибасов icon«Актуальные вопросы медицинской науки» Посвященная 70-летию профессора А. А. Чумакова
Совет Молодых ученых Ярославской государственной медицинской академии приглашает Вас принять участие во Всероссийской научно-практической...
Профессора Фрунзель и Дерибасов iconПособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических...
Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Л. С. Волковой
Профессора Фрунзель и Дерибасов iconФгоу впо
Рязанская Государственная Сельскохозяйственная академия имени профессора П. А. Костычева
Профессора Фрунзель и Дерибасов iconФгоу впо
Рязанская Государственная Сельскохозяйственная академия имени профессора П. А. Костычева
Профессора Фрунзель и Дерибасов iconЭндокринология и метаболизм в 2 томах
Перевод с английского доктора медицинских наук В. И. Кандрора и профессора Н. Т. Старковой
Профессора Фрунзель и Дерибасов iconЛекция директора Института питания Российской Академии медицинских...

Профессора Фрунзель и Дерибасов iconФармакология
Вашему вниманию предоставляются лекции по фармакологии профессора Омской государственной медицинской академии Ю. В. Редькина
Профессора Фрунзель и Дерибасов iconСписок научных трудов профессора кафедры Истории факультета Социальных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница