Учебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика»


Скачать 199.4 Kb.
НазваниеУчебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика»
Дата публикации19.05.2013
Размер199.4 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Музыка > Программа

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА



Учебная программа для студентов заочной формы получения образования

по специальности

1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика»
Производственная педагогическая практика (далее - практика) проводится на 3 курсе в 6 семестре со студентами заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика» продолжительностью 5 недель. Практика организуется на базе учреждений образования – средних школ, гимназий, колледжей.

Базой проведения практики для студентов заочной форме получения образования являются школы и гимназии Республики Беларусь, в том числе и г. Минска, так как основная масса студентов проходит практику по месту жительства. Студенты заочной формы получения образования, работающие по специальности, соответствующей профилю подготовки в учреждении высшего образования, могут проходить практику по месту работы.

Студенты-практиканты самостоятельно находят базу для прохождения практики по договоренности с администрацией школы либо непосредственно с учителем музыки. В решении различных вопросов по организации практики, психологической адаптации студентов и их педагогической подготовки принимают непосредственное участие как администрация школы, так и педагоги кафедр психологии и педагогики БГПУ.

Во время практики студенты выполняют отдельные работы, предусмотренные служебными обязанностями квалификационной характеристики «Единого квалификационного справочника должностей служащих по соответствующей должности». В период данной практики студенты могут приниматься на работу на вакантные должности в соответствии с законодательством.

цель практики - овладение студентами практическими навыками, умениями и их подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности «Музыкальное искусство».

Цель достигается при решении следующих задач:

  • приобретение студентами профессиональных навыков по специальности;

  • закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин по профилю специальности;

  • ознакомление с общей системой учебно-воспитательной работы школы;

  • изучение практики работы учителя музыки по предмету «Музыка»;

  • углубленное изучение школьной программы и всего методического комплекса для предмета «Музыка»;

  • ознакомление с документацией, которую ведет учитель музыки (календарное и поурочное планирование, журнал, личные дела учащихся и др.);

Проводятся курсовые собрания по организационно-методическим вопросам. Организация и руководство практикой осуществляется руководителями практики от факультета, и кафедр. Формой контроля практики является дифференцированный зачет, который выставляется студенту-практиканту по результатам прохождения практики при наличии всей необходимой документации.

^ Руководитель организации осуществляет проведение практики, ее документальное оформление и обеспечивает:

заключение договоров с учреждением высшего образования об организации практики студентов;

издание приказа по организации о зачислении студентов на практику согласно договорам об организации практики студентов и назначении непосредственных руководителей;

ознакомление студентов с базой организации, правилами внутреннего трудового распорядка;

создание студентам необходимых условий для прохождения практики и выполнения ее программы;

проведение инструктажа студентов по охране труда;

привлечение студентов к работам, предусмотренным программой практики;

утверждение письменных отчетов студентов о прохождении программы практики.

^ Непосредственный руководитель практики от организации:

знакомит студентов со спецификой профессиональной деятельности, документацией, необходимой для выполнения программы практики;

распределяет темы уроков (занятий) и мероприятий между студентами;

консультирует студентов при выполнении заданий, определенных программой практики;

оказывает методическую помощь студентам при подготовке пробных и зачетных учебных занятий, внеклассных мероприятий, утверждает планы-конспекты предстоящих занятий;

анализирует и оценивает уроки (занятия) и мероприятия, проведенные студентами;

своевременно информирует руководителя организации и руководителей практики от кафедр (кафедры) об отсутствии студентов в организации, невыполнении ими программы практики, нарушении правил внутреннего трудового распорядка;

подписывает письменный отчет о выполнении программы практики и оформляет письменный отзыв о прохождении практики студентом;

вносит предложения по совершенствованию практики.

^ Студент обязан:

участвовать в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам педагогической практики;

вести дневник практики;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

выполнять распоряжения администрации организации и непосредственного (непосредственных) руководителя (руководителей) практики;

своевременно оформить и представить отчетную документацию по практике руководителю (руководителям) от кафедры (кафедр).

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Практика студентов заочной формы получения образования обобщает содержание предшествующей подготовки студентов на факультете эстетического образования. В то же время, она имеет на заочной форме получения образования свои особенности, обусловленные формой обучения, имеющимся практическим педагогическим опытом студентов.

В настоящее время практику проходят студенты, работающие непосредственно по специальности «Учитель музыки» в общеобразовательной школе, а также студенты, преподающие различные музыкальные дисциплины (музыкально-теоретического цикла, обучение игре на музыкальных инструментах, хоровой класс и др.) в ДМШ, студиях, школах, детских дошкольных воспитательных учреждениях.

Педагогическая практика включает три этапа: подготовительный, производственно-педагогический и заключительный.

Во время прохождения практики студент под контролем непосредственного руководителя практики от организации выполняет программу практики и отражает ход ее выполнения в дневнике прохождения практики, которая включает три этапа: подготовительный, производственно-педагогический и заключительный.

^ В подготовительный период студенты на основе приобретенных знаний готовят конспекты уроков, разрабатывают воспитательные мероприятия. Руководитель от кафедры теории и методики преподавания искусства знакомится с содержанием программы практики. Руководитель практики от факультета проводит курсовые собрания по организационно-методическим вопросам, на которых рассматриваются задачи практики, объясняются обязанности практикантов и требования к дифференцированному зачету и содержанию и оформлению итоговой документации.

^ В основной этап входят: знакомство практикантов с базовым учреждением; посещение уроков (до 20), проводимых своими коллегами; осуществляют подготовку и проведение уроков, среди которых 8 – зачетных; анализируют уроки своих коллег и проводят самоанализ учебной деятельности; проводят внеклассное мероприятие; выполняют задания по педагогике и психологии (по изучению коллектива и личности). По результатам практики ведется дневник. Требования по его оформлению см. Приложение.

^ В течение последней недели практики студент составляет письменный отчет о выполнении программы практики. По окончании практики непосредственный руководитель практики от организации оформляет письменный отзыв о прохождении практики студентом.

^ По окончании практики студент представляет отчетную документацию, а также другие материалы, предусмотренные программой практики, руководителю практики от кафедры.


^ Задание по педагогике:

  • Подготовка и проведение внеклассного мероприятия (в рамках школьного планирования) в форме творческого проекта с представлением его плана-сценария

  • Наблюдение и письменный анализ воспитательного мероприятия в школе.

^ Задание по психологии:

  • Изучение коллектива учащихся и составление письменной психолого-педагогической характеристики класса (отдельно ученика, участников художественного коллектива)


^ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Требования к оформлению отчетной документации по практике.

Основными формами отчетной документации являются:

1) дневник прохождения практики, содержащий сведения о базе прохождения практики, о классе и учащихся, индивидуальный план студента-практиканта, письменные анализы посещенных уроков (занятий) и воспитательных мероприятий, планы-конспекты проведенных уроков (занятий), сценарий (творческий проект) проведенного воспитательного мероприятия, приложения (при необходимости);

2) документация по педагогике (см. Комплекс заданий по педагогике);

3) документация по психологии (см. Комплекс заданий по психологии);

4) письменный отчет студента о выполнении программы практики;

5) письменный отзыв непосредственного руководителя от организации о прохождении практики студентом


^ Дневник студента-практиканта имеет следующую структуру:

    1. Титульный лист с Ф.И.О. студента с указанием места его учебы и номера группы.

    2. Номер школы, Ф.И.О. директора, завуча по эстетическому воспитанию, учителя музыки, классного руководителя.

    3. Список учеников класса.

    4. Схема рассадки учащихся в кабинете музыки.

    5. Анализ-наблюдение уроков учителя и студентов-практикантов.

    6. План-конспект (сценарий) собственных уроков с подписью методиста либо учителя.


В дневнике практикант ежедневно записывает содержание своей работы, личные наблюдения и мысли по организации и деятельности учебно-воспитательной работы школы, конспекты занятий своих коллег, оформляет конспекты своих уроков (допускается отдельно вне дневника), описывает наблюдения психолого-педагогических отношений в коллективе. (См. Приложение 1.)

Документация по педагогике оформляется отдельно по требованиям руководителя от кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий, согласно программе, разработанной кафедрой.

Документация по психологии оформляется отдельно по требованиям руководителя от кафедры психологии, согласно программе, разработанной кафедрой.

Письменный отчет студента о выполнении программы практики пишется в свободной форме и имеет следующие разделы:

  1. Даты прохождения и база практики

  2. Cведения о базе практики с точки зрения её пригодности для высокого уровня прохождения практики.

  3. Материально-методическая оснащенность базы практики.

  4. Личность учителя музыки.

  5. Методическая культура учителя музыки и организация и управление деятельностью учащихся на уроке музыки.

  6. Пожелания студента-практиканта в дальнейшем улучшении процесса прохождения практики.

  7. Отчет должен быть подписан студентом, непосредственным руководителем практики от организации и утвержден руководителем (заместителем руководителя) организации.

  8. Письменный отзыв непосредственного руководителя от организации о прохождении практики студентом оформляется согласно образцу. (см. Приложение 2)

^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИКИ

При оценке деятельности практиканта учитывается совокупность приобретенных навыков и умений педагога, в том числе использование принципов дидактики, методов обучения, педагогическое мастерство и педагогический такт.

Руководитель от кафедры теории и методики преподавания искусства с учетом мнения руководителя от кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий. А так же, руководителя от кафедры психологии и учителя-предметника учреждения образования выставляет студенту общую отметку за практику по следующим критериям:

Балл

Критерии оценки


10

  • высокий уровень теоретических знаний по педагогике, психологии и методике, стремление их пополнять,

  • педагогическое мышление,

  • анализ педагогической деятельности на основе выполненных заданий практики,

  • ведение дневника с элементами рефлексии, анализа и обобщения,

  • проявление познавательной активности, самостоятельности и ответственности,

  • высокий уровень коммуникативной культуры,

  • активное участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий

9

  • выполнение всех педагогических заданий без ошибок с элементами рефлексии

  • проявление познавательной активности, самостоятельности и ответственности,

  • высокий уровень коммуникативной культуры

  • ведение дневника с подробными записями всех выполненных заданий и собственными комментариями

активное участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий

8

  • выполнение всех заданий без ошибок с элементами рефлексии

  • ведение дневника с подробными записями педагогических заданий и собственными комментариями

  • активное участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий

  • проявление способностей к принятию самостоятельных решений и ответственности за их последствия

  • участие в решении воспитательных задач

7

  • выполнение всех педагогических заданий без существенных ошибок

  • уровень коммуникативной культуры выше среднего

  • ведение дневника наблюдений с записями педагогических заданий

  • проявление познавательного интереса, инициативности, активности и самостоятельности

6

  • выполнение педагогических заданий с несущественными ошибками

  • ведение дневника наблюдений с записями заданий

  • эпизодические проявления активности, самостоятельности

5

  • частичное выполнение педагогических заданий,

  • ведение дневника наблюдений с неполными записями заданий

  • эпизодические проявления активности, самостоятельности

4

  • записи в дневнике фрагментарны

  • частичное выполнение заданий на низком уровне

  • ошибки в планировании и проведении отдельных форм педагогической работы,

  • неумение учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей

  • слабое проявление активности и самостоятельности

3

  • слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять ее на практике при реализации педагогических задач

  • частичное выполнение единичных педагогических заданий

  • записи в дневнике фрагментарны

  • отсутствие активности и самостоятельности

2

  • нежелание работать и вести дневник наблюдений

  • невыполнение заданий практики

  • отсутствие активности и самостоятельности

  • неумение устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и педагогическим коллективом

1

  • отсутствие студента во время практики


Практика может быть не зачтена, когда практикант без уважительной причины пропускал занятия в закрепленном за ним учреждении, не провел зачетных занятий и не подготовил отчетной документации.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – М.: Академия, 2004 .- 336 с.

  2. Абдуллин, Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.

  3. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б.Алиев – М.: Академия, 2002. – 416 с.

  4. Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. / Н.А.Бергер – СПб.: КАРО, 2004. – 368 с. – (Модернизация общего образования)

  5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. / А.Л.Готсдинер - М.: Просвещение,1993

  6. Гришанович, Н.Н. Концепция художественно-эстетического образования школьников Беларуси. / Н.Н.Гришанович - Мн.: Издательство БГПУ, 2004 – 24 с.

  7. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: Методическое пособие для учителей / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006. – 384 с.

  8. Дихтиевская Е.П. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // История, теория и методика преподавания искусства: сб. науч. ст. / Т.П. Королева, Е.П. Дихтиевская И.П. Марченко и др. Минск: БГПУ, 2009 – С. 3-5.

  9. Дихтиевская Е.П. Педагогическая технология подготовки сценария урока // Теория и практика музыкально-педагогического образования/ сб. науч. ст., Мн., 2002. С. 33-39

  10. Королева, Т.П. 10 лекций по методике музыкального воспитания. /Т.П.Королева - Мн.: Бестпринт, 2005. – 56 с.

  11. Королева, Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование. / Т.П.Королева - Мн., 2003, УП «Технопринт» - 216 с.

  12. Музыкальное, образование в школе / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.: под ред. Л.В. Школяр. – М.: Академия, 2001. – 232 с.

  13. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева., Л.А. Безбородова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

  14. Халабузарь, П.Н. Теория и методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. – 224 с.

  15. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе. / Л.В.Школяр - М.: 2000 – 345 с.

Приложение 1
Структура дневника педагогической практики

  1. Титульный лист с Ф.И.О. студента, с указанием места его учебы и номера группы.

  2. Номер школы, Ф.И.О. директора, завуча по эстетическому воспитанию, учителя музыки, классного руководителя.

  3. Список учеников класса.

  4. Схема рассадки учащихся в кабинете музыки.

  5. Анализ-наблюдение уроков учителя и студентов-практикантов.

  6. План-конспект (сценарий) собственных уроков с подписью руководителя практики от кафедры теории и методики преподавания искусства, либо учителя.


Примерная схема плана-конспекта урока музыки
Дата __________________________

Класс__________________________

Четверть _______________________

Тема урока______________________

Цель урока ______________________


Содержание урока

Задачи

Методы

Время

Ход урока
































Оценка ___________________

Подпись учителя (руководителя от кафедры теории и методики преподавания искусства) __________________
Примерная схема анализа урока музыки
Дата _________________________

Ф.И.О. учителя (студента-практиканта) ________________________

Класс _________________________

Четверть _______________________

Тема урока ______________________

Цель урока ______________________


Содержание

(этапы урока)

Задачи

Методы

Анализ, наблюдение, собственная оценка используемых методов и результатов урока


























Подпись руководителя практики от кафедры теории и методики преподавания искусства _______________


Анализ урока музыки
Основные критерии анализа-наблюдения урока:
Целенаправленность и результативность урока:

  1. Наличие главной (нравственно-эстетической идеи урока).

  2. Достижение цели урока.

  3. Степень заинтересованности и активности учащихся.


Эмоционально-смысловая насыщенность урока:

  1. Художественность преподавания.

  2. Ассоциативная атмосфера урока.

  3. Разнообразие и взаимосвязь применяемых видов музыкальной деятельности.

  4. Соответствие учебного материала программе.

  5. Опора на предыдущий опыт учащихся и степень новизны содержания урока.

  6. Развивающая и воспитательная направленность урока.


Методическая культура учителя:

  1. Артистизм.

  2. Культура педагогического общения.

  3. Вокальная подготовка.

  4. Инструментальная подготовка.

  5. Дирижерская подготовка.

  6. Драматургия урока.

  7. Оптимальность выбора методов с средств обучения.

  8. Рациональность использования времени урока.

  9. Творческое отношение к программе.


Организация и управление деятельностью учащихся на уроке:

  1. Художественно-игровая атмосфера и психологический климат урока.

  2. Умение ставить учащихся в исполнительскую, композиторскую и слушательскую позицию.

  3. Развитие музыкального мышления и элементарных музыкальных способностей учащихся.

  4. Стимулирование самостоятельности и творческого отношения учащихся.

  5. Взаимосвязанное использование коллективной, индивидуальной и групповой форм обучения.

  6. Способы и средства поддержания интереса и работоспособности учеников.

Приложение 2

ОТЗЫВ

о прохождении педагогической практики студента

В учреждении образования ___________________________________________,

В период с _______20 __г. по _______20 _г.
Охарактеризуйте профессиональные личностные качества студента по отношению к: а) учащимся__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) работе___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в) коллегам_________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените по 10 балльной шкале уровень сформированности следующих профессиональных умений студента:





1




























  • Степень подготовленности к работе































  • Умение планировать работу































  • Наличие организаторских способностей,































  • Умение заинтересовать детей































  • Умение общаться с детьми































  • Знание методики работы































  • Умение действовать в нестандартной ситуации































  • Способность к принятию самостоятельных решений































  • Дисциплинированность, соблюдение правил внутреннего распорядка































  • Педагогическая этика































  • Организация и качество учебной работы, зачетные уроки (занятия)































  • Организация и качество воспитательной работы, зачетное мероприятие































Рекомендуемая итоговая оценка

































Пожелания студенту-практиканту в его дальнейшей профессиональной подготовке______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Непосредственный руководитель от организации

________________

(подпись, расшифровка подписи)

«__________»_____________________20____г.
СОСТАВИТЕЛИ:
Дихтиевская Е. П., доцент кафедры теории и методики преподавания искусства учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук;

^ Королева Т. П., доцент кафедры теории и методики преподавания искусства учреждения образования «Белорусский государственный педагогический факультет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук;

^ Кузьминич Н. Л., доцент кафедры теории и методики преподавания искусства учреждения образования «Белорусский государственный педагогический факультет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук

^ РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой теории и методики преподавания искусства                           

(протокол № _____ от ____________)

Заведующий кафедрой
________________________________________

(подпись) (И.О. Фамилия)
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
Советом факультета             эстетического образования                                       
(протокол № _______ от ___________)
Председатель

Совета факультета

_______________________________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


Оформление учебной программы и сопроводительных её материалов. Действующим требованиям Министерства Республики Беларусь соответствует
Руководитель практики

УМП БГПУ

_____________________

Г.В.Савицкая

Похожие:

Учебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика» iconНа 2012-2013 учебный год заочная форма получения образования
...
Учебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика» iconПрограмма педагогической практики студентов 4 курса для специальности
Педагогическая практика предназначена для студентов 4 курса дневной и заочной формы получения образования высших педагогических учреждений,...
Учебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика» iconРасписание учебных занятий для студентов
Для студентов II курса заочной (сокращенной) формы получения образования юридического факультета
Учебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика» iconПрограмма по дисциплине бз. Б 8 социальная педагогика
Социальная педагогика как учебная дисциплина имеет цель сформировать у будущих педагогов-психологов представления о социально-педагогической...
Учебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика» iconУчебно-методический комплекс курса Для специальности 050711 «Социальная педагогика»
История педагогики и образования: учеб метод комплекс курса для специальности 050711 – «Социальная педагогика» / авт сост. Н. А....
Учебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика» iconМетодические указания прохождения учебно-ознакомительной практики...
Для студентов вечерней, очной, очно-заочной и заочной формы обучения специальности 080200. 62 «Менеджмент»
Учебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика» iconУчебная программа, методические указания и задания к контрольной...
Статистика. Учебная программа, методические указания и задания к контрольной работе
Учебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика» iconВопросы к экзамену по истории педагогики и образования Для студентов...
Развитие педагогической мысли в рабовладельческом об­ществе (Древняя Греция, Древний Рим)
Учебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика» iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Барановичский государственный...
Программа предназначена для студентов факультета экономики и права. Учебная программа разработана в соответствии с образовательными...
Учебная программа для студентов заочной формы получения образования по специальности 1-03 01 04-04 «Музыкальное искусство. Социальная педагогика» iconВниманию студентов юридического факультета заочной формы получения образования
В соответствии с п и 4 положения «О платном обучении и дополнительных платных образовательных услуг» (№234 от 12. 11. 2012)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница