Большая энциклопедия джаза


НазваниеБольшая энциклопедия джаза
страница1/91
Дата публикации30.06.2013
Размер6.98 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Музыка > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   91
Большая энциклопедия джазаen
Online Media Technologies Ltd.
26.07.20118646a371-d8ff-4486-9415-2056d48d87bb1.0



ПУТЬ К ЭНЦИКЛОПЕДИИ

В мае 1967 года во время Московского джазового фестиваля Алексей Баташев сделал мне царский подарок - вручил американскую "Энциклопедию джаза", составленную Леонардом Фэзером. В Ленинграде я видел этот фолиант только у Валерия Мысовского, барабанщика, тонкого ценителя джаза и моего соавтора по маленькой компилятивной брошюре "Джаз" (правда, это была первая, а потому и достаточно шумная публикация). В тот же год я решил, что обязательно выпущу джазовую энциклопедию, причем в двух томах: первый том -джазовые термины, второй - биографии музыкантов. Не скрою, в то время термины интересовали меня больше (сказалось музыковедческое образование), за год я подготовил рукопись в шесть печатных листов и далее в течение трех лет она "гуляла" по ленинградским и московским редакциям, обрастала рецензиями (в основном отрицательными) и, в конце концов, так и не нашла своего издателя.

В 70-е годы я поостыл к писательству и составительству, меня закрутила фестивально-гастрольная стихия, и устное просветительство меня вполне устраивало (кажется, это мне удавалось). Изредка я откликался на предложения что-нибудь написать, но делал это крайне редко и с какими-то невероятными усилиями. Бесконечно завидовал моему московскому другу и коллеге Аркадию Петрову, который на час-другой садился за пишущую машинку и "выдавал" текст на любую эстрадно-джазовую тему. И его печатали без всякой правки. Тем не менее материал для мифического второго тома накапливался сам по себе. Было много встреч с музыкантами, приходилось составлять буклеты для фестивалей, меня и Алексея Баташева чехи "подписали" на сотню имен для их двухтомника "Энциклопедия джаза и современной популярной музыки". Однажды, по инициативе киевлянина Владимира Симоненко, в Москве, в редакции "Музыка" собралась тройка - Баташев, Симоненко и я. Пригласившая нас женщина-редактор с большим энтузиазмом "нарисовала" нам проект огромного академического издания - и с терминологией, и с персоналиями. Мы составляли словники, встречались, мило спорили по пустякам, пять раз перепечатывали тезисы, но энциклопедию так и не утвердили. Позже, в 1981 году, Владимир Симоненко, работавший в Киеве в редакции "Музична Украiна" сумел выпустить "Лексикон джаза" (правда, его попросили вычеркнуть все польские фамилии, поскольку в то время активная "Солидарность" раздражала советское начальство), а я уговорил Аркадия Петрова составить справочник "Советские джазовые исполнители и музыковеды". И вдруг "лед тронулся" -издательство "Советский композитор" приняло нашу заявку и включило книгу в план 1991 года, одновременно и ленинградская "Музыка" утвердила мой сборник "Мелодии ленинградского джаза" (я собрал самые популярные темы ленинградских джазменов, привел биографии музыкантов и в большом вступлении изложил историю джаза в городе на Неве). Ах, уж этот 1991 год!.. Конечно, все обрушилось. Правда, в Москве мы успели получить аванс - это стало единственной маленькой радостью. Но рукопись вернули, честно сказав при этом: "Все. Времена теперь другие. Несите деньги, тогда напечатаем". Кстати, составляя ее, мы много спорили. Аркадию очень хотелось раздавать характеристики по своему вкусу, а я в то время ратовал за сухое изложение фактов. "Не хочу составлять бухгалтерскую книгу" -кипятился мой партнер. "А я не хочу, чтобы о ком-то с симпатией, а ком-то абсолютно равнодушно" - ворчал я.

Через несколько лет мой покой нарушил Сергей Беличенко - барабанщик, лидер сибирского джаза, большой энтузиаст печатного слова. Он хотел вместе со мной и Петровым воскресить справочник об отечественных исполнителях, обещая быстрое и дешевое издание. Некоторое время мы бурно переписывались, я снабдил его биографиями джазменов европейской части страны, он составил биографии сибиряков, на чем-то мы естественно "застряли" (да и музыканты не очень охотно отвечали на наши запросы), потом я "закрутился" с книжкой "Джаз от Ленинграда до Петербурга" и, наконец, получил предложение выпустить "Джаз. XX век" от издательства "Скифия".

Принимаясь за справочник, я прекрасно понимал, что довольных не будет. Справочники, словари, энциклопедии никогда не бывают удовлетворительными. Они обречены на неполноту, недосказанность, необъективность и быстро теряемую актуальность. Но я перешел Рубикон, после чего мне остается лишь пояснить читателю некоторые принципы подбора материала.

Книг о джазе выпущено уже немало. Грех жаловаться. И мне показалось возможным не уделять внимания джазовым терминам. Сколько можно объяснять, что такое свинг, фанк или диксиленд? Не представляю издания об академической музыке, где бы поясняли, что такое вальс, аллегро или соната. Думается, что те, кого заинтересуют биографии Чарли Паркера или Дона Черри, уже встречались со многим джазовыми терминами и потому нет смысла повторяться. Кому это необходимо, пусть заглянет в "Словарь иностранных музыкальных терминов" (Ленинград, 1974), "Лексикон джаза" Владимира Симоненко (Киев, 1981), "Словарь специальных терминов" Валерия Озерова в книге "Становление джаза" Джеймса Коллиера (Москва, 1984), "Краткий словарь основных джазовых терминов" Георгия Гараняна и Александра Медведева в книге "Советский джаз. Проблемы. События. Мастера" (Москва,

1987), "Джаз" Уин-тропа Сарджента (Москва, 1987).

Споры могут возникнуть и по поводу выбора персоналий. Думаю, что с американскими джазменами все понятно - я стремился "высветить" музыкантов XX века, оставив за очень талантливыми и уже признанными двадцати-тридцатилетними мастерами право войти в справочник по XXI веку. Точно так же я подошел и к отбору отечественных музыкантов. Приоритет имели те, кто сказал веское слово в течение предыдущего стролетия, оставляя за бортом десяток выдающихся молодых исполнителей, у которых кроме индивидуального мастерства еще нет внушительных достижений ни на сцене, ни в звукозаписи. И, конечно, многим может показаться несправедливым количественное соотношение "наших" и "не наших". Но тут я не отступил от общей тенденции. Немцы в свои справочники вписывают множество немцев, англичане - англичан. А как же иначе? Мы же чаще всего слышим своих собственных джазменов! Пусть они и не входят в обойму "самых крутых" на планете, но нам они, несомненно, интересны. Такая вот патриотически оправданная необъективность. Значительно меньше места уделяю европейцам, упоминая лишь тех, кто добился признания за пределами Старого Света. И пусть простят меня наши именитые импровизаторы, я не перечисляю почетные звания, которые им присвоило "благодарное отечество". А то за американцев обидно - нет у них званий "народных", "заслуженных" или "лауреатов международных фестивалей". Зато биографии зарубежных героев откровеннее, там есть и алкоголь, и наркотики, и публичные скандалы. А у нас все светлые и беспорочные, хотя, конечно, достаточно и весьма неумеренных любителей "огненной воды", и людей со взрывным характером.

Учитывая специфическую историю нашего познания джаза, я решил упомянуть почти всех, кто в разные годы выступал в Советском Союзе и России и был представлен на отечественных пластинках. Согласен, что Густав Бром или Курт Эдельхаген не столь значимы, как Дон Эллис или Джордж Рассел, но с их именами связано одно из наших первых знакомств с "живым" джазом. Возможно, что и список вокалистов несколько великоват. Но кто знает, где там у американцев грань между "чистым джазом" и "нечистой эстрадой"? Во всем мире публика любит вокалистов значительно больше, чем инструменталистов, и я, как бы потакая "простому слушателю", подавил в себе ростки снобизма, когда вставлял их биографии в текст.

В биографических справках я считал необходимым указывать не только город, в котором родился музыкант, но и штат (если в Америке). Исключение сделано лишь для самых крупных городов, полагая, что читателю не нужно пояснять, где находятся Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско. Новый Орлеан и Филадельфия. И не удивляйтесь, когда после упоминания европейской столицы указана еще и страна. Дело в том, что в Америке есть свои Лондон, Бирмингем, Париж и Москва.

Сложно и с дискографией. Еще как сложно! Нетрудно догадаться, что полную дискографию можно привести только в специальном каталоге и составление такового - задача отдельного исследования. Я хотел указать лишь на самые важные записи, без которых трудно представить творчество того или иного музыканта. Разумеется, опираясь на собственный вкус или, точнее, на мое представление об этом исполнителе. Не указаны носители записи. Все музыканты XX века за исключением самых молодых исполнителей, дебютировавших в середине 80-х годов, записаны на долгоиграющих пластинках. Компакт-диски - это, как правило, компиляции. И очень много времени ушло на выяснения дат выпуска пластинок и компакт-дисков. Особенно трудно с анонимными записями нашей уникальной фирмы "Мелодия" (даты выпуска начали ставить только в 80-е годы). Для уточнения я пользовался каталогами "Мелодии" (а они давали сведения с большим опозданием) и рукописями Уфимского клуба филофонистов (составитель Евгений Паскудский). Для удобства сохранил несколько английских обозначений: Vol. - том, в данном случае "пластинка", LP -долгоиграющая пластинка, CD - компакт-диск.

Вспоминаю, как мы пришли с Аркадием Петровым в редакцию "Советского композитора" и нам вручили тоненькую книжечку "Правила составления словарей, справочников и энциклопедий". Там точно было указано, что древних философов указывать надо одной фамилией (Аристотель, Гегель), бойфрендов - классиков марксизма - с именем (Карл Маркс, Фридрих Энгельс), а современных политических деятелей с инициалами (Л. И. Брежнев). Там же был приведен огромный список обязательных сокращений. Мы с тоской смотрели, как выглядят после редакторской правки наши тексты - ок. Моск. конc. по кл. (это означало -"окончил Московскую консерваторию по классу кларнета"). К моей радости, редакция согласилась не пользоваться никакими сокращениями (разве что пишем "шт." - "штат" или "обл." - "область") и всюду указываем полностью имя и фамилию исполнителя, как это принято на эстраде. Что касается правописания, выбран так называемый фонетический принцип, следуя которому иностранные фамилии пишутся так, как звучат. Я пользовался подсказками американских джазменов, хотя в некоторых случаях не хотелось нарушать традиции - например, привычнее Вуди Герман, Дайна Вашингтон, а не Херман и Уошингтон). Все названия тем приведены по-английски и без перевода (иначе пришлась бы давать словарь американского слэнга). Только кинофильмы указаны на русском в соответствии с энциклопедическим словарем "Кино" (Москва, 1986). Малоизвестные географические названия сверены с "Географическим энциклопедическим словарем" (Москва, 1983) или с действующими географическими картами.

В конце книги приведен список использованной литературы. Когда я сталкивался с разночтениями (например, разные даты рождения и смерти), то обращался к моему гамбургскому другу Петеру Бартковскому, скрупулезному собирателю фактов, издателю "Джазового дерева". Когда-то он сказал мне: "Спрашивай меня, потому что в случае надобности я звоню самим музыкантам или их вдовам и детям". Я действительно несколько раз воспользовался его помощью. Тем не менее, ошибок полностью избежать не удалось и я прошу читателей быть снисходительными. Я искренне благодарен издательству "Скифия" за безупречный энтузиазм, и особенно редактору Ирине Знаешевой за въедливость и терпение. Спасибо всем, кто помогал собрать материал - моим коллегам Аркадию Петрову, Алексею Баташеву, Сергею Беличенко, Владимиру Корнееву, Николаю Дмитриеву. Виктору Дубильеру, санкт-петербургской вокалистке Татьяне Громовой, фотохудожникам Александру Смирнову и Павлу Корбуту. И спасибо джазу, без которого жизнь немыслима! В. Б. Фейертаг

Санкт-Петербург

сентябрь, 2001

^ АБЕРКРОМБИ Джон

John L. Abercrombie

16.12.1944, Портчестер, шт. Нью-Йорк

Гитарист, яркий солист современного джаза. Успешно соединил электронные эффекты, свойственные рок-музыке (продление звука, тембровая вариантность) с традиционной импровизационной лексикой джаза 50-60-х годов. Вырос в Гринвиче (шт. Коннектикут), гитару освоил самостоятельно. В 1962-66 учился в школе Беркли в Бостоне. Дебютировав 1967 в трио органиста Джонни Хэммонда Смита, через полтора года (в 1969) вошел в группу Dreams братьев Майкла и Рэнди Бреккеров. В 1970 приехал в Нью-Йорк и вошел в квинтет Чико Хамильтона. Стал востребованным студийным музыкантом, его партнерами были Джереми Стейг, Михал Урбаняк, Гил Эванс, Гато Барбиери, Энрико Рава. В 1974-75 играл в группе Билли Кабэма Spectrum, а также выступал с Джеком Де-Жонеттом. Известность принесли два диска с записями дуэта с Ральфом Таунером -Sargasso Sea (1976), Five Years Later (1981) и сольная пластинка Characters (1978). В 1978 собрал собственную группу, параллельно играл с разными гастролирующими в Европе. АБДУЛЛА Ибрагим

см. БРАНД ДОЛЛАР

^ АБРАМС Мухал Ричард

Muhal Richard Abrams

19.09.1930, Чикаго

Пианист и композитор. Представитель чикагской школы фри-джаза, сторонник коллективной джазовой импровизации. Один из основателей Ассоциации в поддержку творческих музыкантов (ААСМ).

Учился в чикагском музыкальном колледже. Позже занимался композицией у Пауля Хиндемита. В 50-е годы начал выступать с группами ритм-энд-блюза, играл бибоп, соул-джаз, в 1955 вместе с саксофонистом Эдди Харрисом собрал ансамбль МJТ+3 (Modern Jazz Trio + 3), а в 1961 вместе с бас-кларнетистом Дональдом Гарретом организовал большой экспериментальный оркестр, который стал эталоном и эпицентром чикагского фри-джаза. В1965 основал Ассоциацию в поддержку творческих музыкантов (ААСМ), стал ее первым президентом, также собрал группу Art Ensemble Of Chicago. В 70-е годы играл не только фри-джаз, но и хард-боп, выступал и записывал альбомы с Максом Роучем, Сонни Ститом, Декстером Гордоном, Зутом Симсом, Джином Аммонсом, Артом Фармером, Буди Шоу и многими другими. В 80-е собрал новый квартет и вновь представлял фри-джаз. В 90-е годы выступал с сольными фортепианными программами. ЗАПИСИ: Levels And Degrees Of Light (1967) Things To Come From Now To Gone (1970) Sightsong (1976) Mama And Daddy (1980) в Roots Of Blue (1986) Blues Forever (1986) a Blu (1992) Family Talk (1993) One Line, Two Views (1 995) Song For All (1997) The Open Air Meeting (1998) The Visibility Of Thoght (2001)

АВДЕЕВ Виктор Леонидович

17.06.1950, Калининград - 08.03.1999, Калининград

Трубач, флюгельгорнист, аранжировщик, руководитель оркестра. Один из первых организаторов джаза в Калининграде.

В 1971 окончил Калининградское музыкальное училище. За год до этого организовал джаз-оркестр "Ритм", с которым выступал на фестивалях в Донецке (1971,1973). В1972-73 играл в оркестре "Чанги", затем в различных эстрадных ансамблях. В 1979-83 снова собрал биг-бэнд "Ритм" (выступал на ленинградских "Осенних ритмах"), но, к сожалению, оркестр удержать не удалось, и в последующие годы он больше работал как аранжировщик в эстрадных группах. Как импровизатор, прекрасно освоивший школу бибопа и кула, с радостью откликался на приглашения поиграть с джазовыми ансамблями.

^ ЗАПИСИ: "Джаз над Волгой" (1981) "Осенние ритмы-87, пл. 1" АBEPMEHKOB Дмитрий Анатольевич

09.03.1964, Иркутск

Контрабасист. Как блестящий аккомпаниатор и изобретательный солист стал одним из немногих сибирских музыкантов, востребованных в европейской части России. Окончив Иркутское музыкальное училище, переехал в Новосибирск и начал играть в квинтете Владимира Тимофеева и биг-бэнде Владимира Толкачева. С 1991 сотрудничал со всеми лучшими группами Новосибирска (трио Игоря Дмитриева, разные проекты Сергея Беличенко). В Москве и Санкт-Петербурге играл с Андреем Кондаковым, Игорем Бутманом, а также со многими зарубежными исполнителями, приезжавшими в Россию (Энди Лаверн, Джо Локк, Валерий Пономарев, Бенни Голсон и другие). ЗАПИСИ: "Старое джазовое трио" (1993) "Журнал джазовой иммунологии" (1993) и "Таежные затворники" (1994) "Нежно, нежно и только нежно" (1994, с Давидом Голощекиным) "Странник из Вермонта" (1995, с американским гитаристом Стивом Блэйром и Даниилом Крамером) "Танцы дельфина" (1995) "Школьная тетрадь" (1995, с биг-бэндом Толкачева) "Адская смесь" (1996) "Свинг первой ночи" (1996, с Игорем Бутманом) "Миссия в Сибири" (с Бенни Голсоном) Step By Step (1999) АДАМС Джордж

George Rufus Adams

29.04.1940, Ковингтон, шт. Джорджия -14.11.1992, Нью-Йорк

Саксофонист, бас-кларнетист, флейтист. С 11 лет играл на фортепиано, в школьном оркестре освоил альтовый саксофон, позже предпочел теноровый. В 16 лет был вторым дирижером школьного бэнда и играл на фаготе. Выиграл конкурс на право учиться в Атланте у саксофониста Уэйтмена Карвера (в 30-е годы играл в бэнде Бенни Картера и Чика Уэбба), о котором позже сказал : "Он определил мою стилистику и привил мне хороший вкус". Весной 1968 появился в Нью-Йорке и начал сотрудничать с Гилом Эвансом (1969-73). Некоторое время играл с Артом Блэйки, но широкой известности достиг как саксофонист оркестра Чарльза Мингуса (1973-76). Только в 1979 собрал собственный квартет, в музыке которого соединял элементы хард-бопа и ритм-энд-блюза. Твердо придерживался правила - работать не более 20 недель в году и постоянно подчеркивал, что истоки его стиля - в духовной музыке афро-американцев. Его лучшие композиции: Fool Moon, flowers for Lady, Samba For Now.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   91

Похожие:

Большая энциклопедия джаза iconБольшая Топонимическая Энциклопедия Санкт-Петербурга. 15 000 городских имен
Большая Топонимическая Энциклопедия Санкт-Петербурга. 15 000 городских имен. Справочное издание. Под ред. А. Г. Владимировича
Большая энциклопедия джаза iconДжеймс линкольн коллиер луи армстронг американский гений москва
...
Большая энциклопедия джаза iconПанасье Ю. История подлинного джаза. - 2 е изд., 
В книге рассказывается о формировании и развитии негритянского народного музыкального искусства — «подлинного» джаза; освещаются...
Большая энциклопедия джаза iconБольшая советская энциклопедия
Двухкомнатная квартира в центре города – старая, «сталинская», высокие потолки. В комнатах легкий туман, как и на улице: где-то за...
Большая энциклопедия джаза iconАндрей Олейник Энциклопедия пикапа. Версия 12. 0
Энциклопедия Пикапа — это лучший учебник, лучшее руководство по знакомству и соблазнению женщин
Большая энциклопедия джаза iconГвидо Буффо «Большая энциклопедия музыки»
Астафьев (вроде, автора «Теория интонаций», но я про него нигде ничего не нашла) считал, что музыка – это тоже речь, имеет когнитивную...
Большая энциклопедия джаза iconГастроли цкиО г. Иванова
Международный фестиваль современного джаза. Александр Сакуров и квартет «Manhettan Time Quintet» (сша)
Большая энциклопедия джаза icon25 февраля 2013 года Санкт-Петербург, бкз «Октябрьский»
Международный фестиваль «Триумф джаза» крупнейшее в России джазовое событие европейского уровня
Большая энциклопедия джаза iconДиректор спф «Мастер»
Волонтерская программа народного спортивного праздника «Большая вода» разработана в соответствии с международными принципами волонтерского...
Большая энциклопедия джаза icon68 Энциклопедия домашнего мастера.— Сост. Л. Г. Одинцов — М.: «Рипол...
Э 68 Энциклопедия домашнего мастера.— Сост. Л. Г. Одинцов — М.: «Рипол классик», 1998.— 672 с., илл
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница