Курс лекций по древней философии


НазваниеКурс лекций по древней философии
страница1/21
Дата публикации07.05.2013
Размер2.36 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


















А.Н.Чанышев - Курс лекций по древней философии








^

А. Н. Чанышев



Курс лекций по древней философии



(Фрагменты публикуются по источнику: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии:

Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981).









. . . . . . . . .


Лекция IX


Лекция X


Лекция XI


. . . . . . . .


Лекция XXIV


Лекция XXV


Лекция XXVI


Лекция XXVII


Лекция XXVIII


Лекция XXIX





^ ЛЕКЦИЯ IХ



ТЕМА 19. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ЭЛЛАДЫ. ГОМЕР



В ранней древнегреческой истории можно выделить эпохи неолита и бронзы, а


внутри бронзового века - Критское (первая половина второго тысячелетия до н.

э.), Микенское (вторая половина второго тысячелетия до н. э.) и Гомеровское

(начало первого тысячелетия до н. э.) раннеклассовые "азиатообразные" общества.

"Гомеровская Греция" - Эллада после дорийского завоевания - была шагом назад

по сравнению с ахейской Микенской Грецией, частичным возвращением к первобытнообщинному

строю периода его разложения. Поэтому сложившийся в это время гомеровский эпос

- преломление раннеклассового аристократического микенского строя в более примитивном

дорическом сознании. "Гомеровский вопрос" - вопрос об авторстве и происхождении

"Илиады" и "Одиссеи", обычно связываемых с именем Гомера,- выходит за пределы

наших лекций.


Мировоззренческое значение гомеровского эпоса. Этот эпос - прекрасный пример


социоантропоморфического мировоззрения, в котором художественный, мифологический

и религиозный элементы представлены воедино. Но все-таки это больше художественно-мифологическое,

чем религиозно-мифологическое мировоззрение, потому что в центре эпоса люди

или полубоги - герои, боги же находятся на периферии, они соучастники человеческой

драмы, их интересы переплетены с интересами людей. Правда, собственно мировоззренческие

вопросы и сам основной вопрос мировоззрения в гомеровском эпосе затрагиваются

лишь походя. Выявление мировоззренческих вкраплений в художественный текст -

такова первая задача изучающего гомеровский эпос как одну из форм античной предфилософии.


Начала. Проблема начала мироздания во времени - одна из главных проблем мифологического


мировоззрения. Для мифологии проблема начала - это вопрос о космическом родоначальнике

или родоначальниках, сверхъестественной супружеской паре, олицетворяющей те

или иные казавшиеся исходными явления природы. Такую пару Гомер находит в боге

^ Океане и в богине Тефиде. Океан - "предок богов" (Ил. XIV, 201) 1 /То есть песнь

XIV, строка 201 (Илиада. М. - Л., 1949)./, именно от него "все происходит" (Ил.

XIV, 246). Этот Океан уже значительно демифологизирован и деантропоморфизирован.

В эпосе больше говорится об его естественной, чем об его сверхъестественной

ипостаси. Это опоясывающая землю пресноводная река. Она питает ключи, колодцы

и другие реки. Одним из своих рукавов - Стиксом - Океан протекает через подземное

царство.


Космология. Космология Гомера мифологически примитивна, Мироздание состоит


из трех частеи: неба, земли и подземелья, Небо и подземелье симметричны по отношению

к земле: глубочайшая часть подземелья - Тартар - настолько же удалена от непосредственно

расположенного под землей Аида, насколько вершина неба отстоит от поверхности

земли. Земля - неподвижная круглая плоскость. Небосвод медный. В значительно

меньшем числе случаев он определяется как железный (железо еще только входило

в обиход). Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а

внизу - воздухом. Небосвод поддерживается столбами. Их охраняет титан Атлант.

Солнце - зто бог Гелиос, Луна - богиня Селена, ее сестра Эос - богиня зари.

^ Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем и обновляют свой блеск.

Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара. Вход в Эреб находится за Океаном.


Социоантропоморфизм. В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального


имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические

личности находятся между собой в отношениях кровного родства. Например, бог

сна Гипнос - брат-близнец бога смерти Танатоса, бог ужаса Фобос - сын бога войны

^ Ареса. Земля, вода и небо (воздух и эфир) олицетворяются братьями Аидом, Посейдоном

и Зевсом. Медицина представлена богом Пеаном, безумие - Атой, мщение - Эриниями,

раздор - Эридой и т. п. Все эти существа уже не полулюди-полузвери, как боги

Древнего Египта. Они полностью антропоморфизированы. Однако рудименты зооморфизма,

звероподобия сохраняются: боги могут принимать образ птиц, Гера представляется

"волоокой", в древнейшем пласте "Одиссеи" сохраняются образы фантастических

существ, сочетающих черты человека и животного.


Человекоподобие богов касается и их нравственных качеств. Моральный уровень


богов низок. Боги телесны, их можно ранить, они испытывают боль. Однако боги

отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием. У них особая кровь. Они

питаются нектаром и амврозией, передвигаются со скоростью мысли. Боги не творцы

мироздания ни в целом, ни в его частях. Они лишь сверхъестественные двойники

естественпых процессов и явлений.


Олимпийская религия. Это официальная религия древнегреческих полисов. Название


происходит от горы Олимп (в Фессалии), на которой, по представлениям древних

греков, обитали боги. Уходящая в облака снежная вершина Олимпа была древним

грекам так же недоступна, как и небо. Главных олимппйских богов было двенадцать.

Это Зевс, его брат Посейдон (другой брат Зевса Аид - бог подземного царства

- на Олимпе не бывал, а потому и не входил в число олимпийцев), сестры Зевса

- богиня домашнего очага Гестия, богиня земного плодородия Деметра, сестра-жена

^ Зевса Гера, дети Зевса: Афина, Афродита, Аполлон, Гефест, Гермес, Арес, Геба.


Антропология. О происхождении людей в эпосе ничего не говорится. Люди подразумеваются


в противопоставлении богам, Люди краткожизненны и несчастны. Они зависят от

произвола богов. Обязанность людей - приносить богам жертвы, умилостивляя их

и умоляя их о помоши. Однако боги свободны принять жертву или отклонить ее.

При этом боги руководствуются скорее своими страстями, чем разумом и нравствепными

соображениями.


Полианимизм. В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них - псюхе.


^ Зто душа как таковая. Она подобна телу, это его двойник и образ (эйдолон), только

лишенный плотности и непроницаемости. "Псюхе" - начало жизни и источник движения

тела. Она покидает тело после его смерти и перемещается в Аид. Другой вид духа

- "тюмос". Зто аффективно-волевая часть духа. Третий вид - "ноос". Зто ум. "Псюхе"

разлита по всему телу, "тюмос" находится в груди, "ноос" - в диафрагме. Богам

и людям присущи все три вида духовности, животным же - только два пеpвых.


Судьба. Это важнейший момент эпоса. Судьба обозначается древнегреческими словами


"мойра"," морос","ананке" и "айса". Образ судьбы в значительной степени деантропоморфнзирован.

^ Судьба не поддается ни в какой степени никакому умилостивлению. Она могуществепнее

богов. Взаимоотношение богов представлено в эпосе неоднозначно. Нo преобладает

все же представление о зависимости от судьбы не только людей, но и богов.


Богоборчество. Гомеровский эпос - пример именно художественно-мифологического


мировоззрения. В его центре - жизнь и история людей. Нряду с мыслью о зависимости

людей от богов в эпосе имеются и богоборческие тенденции. Богоборец Диомед раннпт

^ Афродиту. Он готов сравняться с богами. Брешь между богами и людьми заполняют

герои, полубоги-полулюди. Напоимер, Ахилл - сын царя Пелея и богини Фетиды.

^ Герои смертны. Они живут среди людей и как люди.


Злементы философии. Элементы философии в гомеровском эпос можно усмотреть


в деантропоморфизации Океана и Судьбы, в подчинении богов безличной cудьбе,

в богоборческих мотивах и в прославлении разумности. Это одно из высших человеческих

качеств. Загробная жизнь хуже земной. В Аиде "псюхе" ведет призрачное существование,

в Аиде "только тени умерших людей, сознанья лишенные реют" (Од. ХI, 475-476).

Ахилл предпочитал бы быть батраком на земле, чем царем в подземелье.


^ ТЕМА 20. ГЕСИОД



Личность и сочинения. Если Гомер полулегендарен, то Гесиод - историческая


личность. Его произведения - плод индивидуального творчества. Однако в мировоззренческой

части своего творчества Гесиод скорее систематизатор мифов, чем их творец. Он

жил в Беотии в деревне Аскра (неподалеку от Фив). Его отец бежал туда из малоазийской

^ Эолиды, спасаясь от кредиторов. Оказавшись в Аскре, которую Гесиод называет

"нерадостной", отец поэта стал земледельцем. Сам Геснод - крестьянин с типичной

мелкособственнической психологией. С его именем связывают две поэмы: "Труды

и дни" и "Теогония". Первая - образец художественно-мифологического мировоззрения.

^ В ней главное внимание уделяется человеку и его нуждам. Мифы о богах выполняют

лишь служебную функцию. В "Трудах и днях" Гесиод рассказывает о своем конфликте

с братом. Сама поэма - наставление Гесиода своему непутевому брату Персу. Тот

промотал свою долю наследства, а потом нагло отсудил себе и долю Гесиода. Гесиод

испытал социальную несправедливость. Отсюда пафос этой поэмы. Гесиод голодал.

^ Но его спасли честность и трудолюбие. Гесиод призывает своего брата к честному

труду. Он описывает для него цикл земледельческих работ в Беотии.


Вторая поэма - пример религиозно-мифологического мировоззрения. "Теогония"


- повествование о происхождении богов. На нее оказала влияние шумеро-аккадская

"Энума элиш". Так как боги олицетворяют явления природы и общественной жизни,

то это также повествование о происхождении мироздания и людей, о месте последних

среди богов - проявление основного вопроса мировоззрения. Повествование ведется

сначала от имени Гесиода. Он формулирует важнейший мировоззренческий вопрос.

^ На этот вопрос отвечает не сам Гесиод, а геликонские музы. Таким образом, "Теогония"

в большеи своей части написана от лица Муз.


Социальные вопросы. Если гомеровский эпос - отражение раннеклассовой микенской


героики в более примитивном сознании человека "гомеровской Греции" - выражал

в основном аристократические идеалы, то Гесиод - крестьянин. Он апологет трула.

^ Он изобретает даже вторую Эриду - богиню трудового соревнования (у Гомера Эрида

- богиня раздора). Время Гесиода позднее времени "Одиссеи" и тем более "Илиады".

^ В поэме "Труды и дни" Эгейский мир уже был знаком с товарно-денежными, вещными

отношениями. Там вопреки политическому господству аристократии, евпатридов,

ведущих свой род от героев, возрастает экономическое господство богатых. В обыденной

жизни богатство расходится со знатностью. В этом обществе быть бедным стыдно,

тогда как "взоры богатого смелы". Перед крестьянином два пути: или, потеряв

свай клочок земли, стать батраком, или же, разбогатев, скупать чужие участки.

Гесиод признает не всякое богатство. Одно дело богатство, нажитое силой и обманом.

^ Другое - то, что приобретено честным трудом. Однако этот идеал честного труда

расходится с тем, что Гесиод видит в жизни. Там царит произвол сильного. Антагонистические

отношения внутри этого обиества Гесиод выражает в басне о соловье и ястребе.

^ А дальше будет хуже. Пророчество Гесиода мрачно: "Правду заменит кулак... Где

сила, там будет и право. Стыд пропадет... От зла избавленья не будет" (Труды

и дни, 185 - 201) 1 /То есть строки 185 - 201 этой лоэмы (Зллинскые поэты. М.,

^ 1963)./. Гесиод выразил имущественное расслоение деревни и распад общииы. Лучшие

времена - "золотой век" - позади.


Пять поколений. Историческая концепция Геспода выражена в легенде о пяти поколениях


людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное

относятся ко временам господства отца Зевса Крона, три последних - ко временам

^ Зевса. Первое поколение было создано "вечными богами" из золота. "Жили те люди,

как боги" (112). последующие поколения были хуже и хуже. Наконец, настало время

железа: "Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью,

ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги" (176
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Курс лекций по древней философии iconКурс лекций тюмень 2011 удк 1 ббк 87
Ефремова Татьяна Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Тюменского государственного нефтегазового универси­тета...
Курс лекций по древней философии iconВопросы к экзамену по философии фмф
Место философии в системе культуры. Возникновение философии как особой формы духовной культуры общества. Возникновение философии...
Курс лекций по древней философии iconКурс лекций Минск бгу 2005 О. В. Блажевич культивирование клеток...
К 90 Культивирование клеток: Курс лекций / О. В. Блажевич. – Мн.: Бгу, 2005. – 80 с
Курс лекций по древней философии iconКурс лекций по социологии
Курс лекций по социологии / Р. А. Лаптев; Курский институт социального образования (филиал) ргсу. – Курск, 2011. – с
Курс лекций по древней философии iconКурс лекций Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2008
Основы римского права: Курс лекций. Издание 2-е, дополненное и переработанное. М.: Изд-во рудн, 2008. 241 с
Курс лекций по древней философии iconКурс лекций Керчь 2007 г. Автор: Захаров И. Ф. старший преподаватель...
Курс лекций рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании методической комиссии мф кгмту
Курс лекций по древней философии iconВопросы к экзамену по философии Проблема генезиса философии в системе культуры
Философия Древнего Востока. Специфика философского умозрения в Древней Индии и Древнем Китае
Курс лекций по древней философии iconУчебное пособие (курс лекций)
Курс лекций по дисциплине «Физика горных пород» разработан для студентов специальности 130201. 65 Геофизические методы поисков и...
Курс лекций по древней философии iconКурс лекций по общему языкознанию с
Курс лекций по общему языкознанию. Научное пособие. К.: Освита Украины, 2006. 312 с
Курс лекций по древней философии iconСергей Аванесов Философская суицидология  Курс лекций     Лекция...
Открыть, в чём состоит суть суицида, наука не в состоянии (по собственной ограниченной природе) и потому должна обращаться за объяснениями...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница