Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.


НазваниеСтатья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
страница1/4
Дата публикации22.05.2013
Размер0.52 Mb.
ТипСтатья
userdocs.ru > Право > Статья
  1   2   3   4


Президенту Российской Федерации

Путину В. В.

инициативной группы педагогических работников

и граждан, неравнодушных к судьбе российского образования

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ.

Уважаемый Владимир Владимирович!
Обращаемся к Вам как к гаранту Конституции, прав и свобод человека и гражданина РФ в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Мы считаем, что это закон по своей сути является антиконституционным, нарушающим ряд прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ.

Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Статья 55 пункт 2 Конституции РФ утверждает: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Вступление в силу с 1 сентября 2013 года, не приведённого в соответствие с Конституцией РФ закона и соответствующих ему подзаконных актов (так называемой "дорожной карты" (распоряжение Правительства РФ № 2620-р от 30 декабря 2012 г.), приведёт к разрушению признанных во всём мире традиций отечественного образования, падению качества российского образования и ухудшению социального и материального положения граждан страны.
Проведённый нашей инициативной группой анализ закона «Об образовании в Российской Федерации» показал, что:

  1. Ряд пунктов закона противоречат Конституции РФ.

  2. В законе не указаны некоторые важнейшие гарантии прав и свобод человека в сфере образования, предусмотренные Конституцией РФ.

  3. В законе не установлены отдельные базовые нормы, регулирующие общественные отношения (правовые, организационные и экономические) в сфере образования.

  4. Ряд пунктов сформулирован нечётко и может быть неоднозначно истолкован.

  5. Некоторые пункты противоречат друг другу.


Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Пункт 3 статьи 5 гласит: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования».

В данном пункте исключены государственные гарантии гражданам РФ на обязательность получения основного общего образования, гарантированного п.4. статьи 43 Конституции РФ.

Законодательное закрепление необязательности посещения образовательных учреждений обучающимися, а также снятие с государства функции контроля за условиями реализации права на обязательное основное общее образование, приведёт к возрастанию уровня девиантного поведения и преступности среди молодёжи, увеличению количества беспризорных детей. Министерством образования уже подготовлен проект приказа «Об утверждении порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности», в котором перечислен ряд проступков, за которые будут исключать из общеобразовательного учреждения. Государство будет нести колоссальные финансовые затраты на содержание колоний и тюрем. Практика подтверждает, что государства, экономящие на образовании, разоряются на тюрьмах!

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с основным государственным законом – Конституцией РФ, а не федеральными государственными образовательными стандартами. Содержание федеральных государственных образовательных стандартов может меняться, но оно обязательно должно соответствовать Конституции РФ.

В связи с вышесказанным, необходимо переформулировать пункт 3 статьи 5 следующим образом: «В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, обязательность основного общего образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».
Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Пункты 5-7 статьи 6 гласят: «5) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций; 6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований; 7) установление федеральных требований к образовательным организациям в части минимальной оснащенности образовательного процесса средствами обучения и оборудования учебных помещений».

Согласно статье 6 (особенно пунктов 5-7) общественность полностью исключается из процесса принятия ключевых решений, касающихся сферы образования, а федеральные органы государственной власти в сфере образования наделяются полномочиями принимать решения, касающиеся интересов субъектов образовательного процесса, без учёта их мнения. Тем самым, нарушается пункт 1 Статьи 32 Конституции РФ, постулирующий: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Передача законом «Об образовании в Российской Федерации» выше указанных полномочий федеральным органам государственной власти производится без учёта мнения населения страны. Таким образом, игнорируется Статья 3 Конституции РФ, констатирующая, что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», а «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Создание и содержание образовательных учреждений осуществляется на деньги налогоплательщиков, поэтому реорганизация и ликвидация данных учреждений должны производиться с согласия органов общественного самоуправления образовательной организации. В противном случае, узаконивается «рейдерский захват» образовательных организаций и их разорение, как это происходит в настоящее время с вузами (например, с РГТЭУ), со школами, особенно сельскими (за последние 15 лет количество школ в стране сократилось более чем на 20 тысяч), а в недавнем прошлом - с детскими садами. Например, только в Калужской области с 1990 года количество дошкольных образовательных учреждений снизилось с 640 до 264 (к 2010 году), причём число дошкольных учреждений продолжало падать даже в тот период, когда численность детей дошкольного возраста в Калужской области стала возрастать. В результате, на сегодняшний день наполняемость детских садов в Калужской области увеличилось с 83 человек (1990 г.) до 135 (2010 г.).

Принятие ключевых решений в области образования должно осуществляться при обязательной общественной экспертизе. Данное положение необходимо внести в закон.
Пункт 2 статьи 6 гласит: «Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования».

Данный пункт снимает с государства ответственность за обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование, гарантированных Конституцией РФ.

В связи с этим пункт 2 статьи 6 следует переформулировать следующим образом: «Федеральные государственные органы обязаны обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях (учреждениях) организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, обязательность основного общего образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».
Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Пункты 2, 3, 6.1.-6.2., 8.5. статьи 7 закона гласят:

«2. Финансовое обеспечение осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели в размере, который не менее размера планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в области образования, по лицензированию образовательной деятельности и по государственной аккредитации переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:

1) вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также устанавливать в случае необходимости целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

2) согласовывает назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;… 8.5) имеет право до утверждения регламентов, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не содержат не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций».

Пункты 2, 3, 6.1-6.2, 8.5 Статьи 7 закона содержат нечёткие сведения об источниках и механизмах финансирования, что снимает с государства ответственность за финансирование сферы образования. Неоднозначное толкование статьи может привести к размыванию ответственности руководителей высшего звена федерального и регионального уровней в сфере образования и росту коррупции среди них.

Необходимо законодательно закрепить источник финансирования сферы образования, указав в законопроекте долю федерального бюджета (не менее 7%, как в развитых странах), выделяемую государством на данную сферу.
Статья 8. «Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования».

Пункт 1.2 статьи 8 гласит:

«1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

…2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации».
Данный пункт ограничивает право граждан РФ на участие в управлении делами государства в области образования, гарантированное статьёй 32 Конституции РФ. Создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций должны осуществляться при обязательной общественной экспертизе. Новый закон это не предусматривает.
Пункт 1.3 гласит: «1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

… 3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Из данного пункта исключено положение о «выделении субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ». Необходимо вернуть пункт 6.1. статьи 29 действующего в настоящий момент «Закона об образовании РФ» в новый законопроект (вместо пункта 1.3 данной статьи), законодательно закрепив ключевые статьи финансовой ответственности государства.

Установление соответствия размера субвенций, выделяемых субъектам РФ для реализации основных образовательных программ, «с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации», повлечёт за собой произвол в распределении средств в субъектах РФ. Необходимо установить соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами».

Для нивелирования указанных негативных последствий необходимо переформулировать данный пункт следующим образом: «обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в размере необходимом и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами».
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

В новом законе исключена универсальность (единство обязательных требований) к содержанию федеральных государственных образовательных стандартов, что противоречит прописанным в нём же принципам «единства образовательного пространства Российской Федерации» и «преемственности основных образовательных программ». Отсутствие универсальности содержания федеральных государственных образовательных стандартов (прежде всего, перечня обязательных учебных предметов) приведёт к трудностям или невозможности перехода обучающихся из одного образовательного учреждения в другое, а также ставит под сомнение объективность процедуры единого государственного экзамена. Отсутствие универсальности в определении границ содержания образования открывает возможность для его произвольного толкования и вносит неопределённость в педагогический процесс.

Поэтому «универсальность содержания федеральных государственных образовательных стандартов» должна быть включена в пункт 1 статьи 11 в качестве одного из важнейших принципов, а часть 4 пункта 1 статьи 11 переформулирована следующим образом: «1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: ... 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к минимальному и максимальному содержанию и условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
  1   2   3   4

Похожие:

Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. iconАндрей Викторович Приходько Шпаргалка по банковскому праву
Конституции рф, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые...
Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. iconСтатья Уголовное законодательство Российской Федерации Статья Задачи...
Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации
Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. iconРоссийская федерация уголовно-процессуальный кодекс российской федерации
Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции...
Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. iconВ целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной...
Установить, что Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя...
Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. iconЗакон       Глава Задачи и принципы уголовного кодекса Российской Федерации
Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации 
Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. iconЛ. Е. Быкова понятие социальной защиты населения российской федерации...
Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение...
Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. iconОб утверждении крупного и особо крупного
Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений...
Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. iconКонституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями...
Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря...
Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. iconО введении в действие кодекса российской федерации об административных правонарушениях
Статья Ввести в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с 1 июля 2002 года
Статья 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. iconУказ Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357 "Вопросы Министерства...
Советской Армии и Военно-Морского Флота бывшего ссср, дислоцированных по состоянию на 7 мая 1992 г на территории Российской Федерации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница