Лекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения


Скачать 369.9 Kb.
НазваниеЛекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения
страница1/3
Дата публикации23.05.2013
Размер369.9 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3


ЛЕКЦИЯ 2.

ТЕМА: ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Постановка вопросов

Понятие, признаки и виды источников экологического права. Законы и подзаконные акты как источники экологического права. Нормативные акты местных исполнительной органов власти и органов местного самоуправления и их значение для регулирования экологических отношений. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения. Основные этапы становления и развития отечественного экологического законодательства и прав. Проблемы систематизации экологического законодательства и совершенствования правового регулирования экологических правоотношений.
^ 1. Понятие, признаки и виды источников экологического права

При всей традиционности и кажущейся простоте постановки вопроса о понятии и признаках источников права, тем не менее, он вызывает определённые сложности в процессе выявления глубинных основ происхождения источников экологического права и выделения их из огромной массы принимаемых нормативно-правовых актов. В общетеоретической правовой литературе устойчивым является подразделение источников права на источники в широком и узком понимании1. При этом под источниками права в широком смысле подразумевают сами общественные отношения, являющиеся основанием для принятия юридических норм. В понятие же источники права в узком смысле вкладывают нормативно-правовые акты компетентных органов государственной власти, содержащие определённые требования по регулированию соответствующих общественных отношений.

Между источниками права в широком понимании в виде общественных отношений и источниками в узко юридическом смысле в форме нормативно-правовых актов существуют непосредственные и взаимно обуславливающие друг друга связи. Устойчиво сложившиеся общественные отношения предопределяют социальную основу для принятия норм права, а последние закрепляют эти отношения в форме юридических требований и правил, придавая им необходимую стабильность и всеобщий характер. Наиболее наглядно такие взаимосвязи проявились в источниках экологического права, когда в течение жизни одного поколения национального сообщества сформировалось общественное осознание необходимости правового регулирования природоохранных, природоресурсовых, средозащитных и экологических общественных отношений, составивших необходимую нормативно-правовую базу для формирования и становления разветвлённой системы современного украинского экологического законодательства.

Сама постановка вопроса обязывает к рассмотрению источников экологического права в узко юридическом аспекте, под которыми подразумеваются нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные эколого-правовые требования, нормы и правила, регулирующие экологические общественные отношения и рассчитанные на многократное применение. Такой подход к определению источников экологического права основывается на устоявшихся положениях общей теории права по обозначению источников права в юридическом правопонимании.

Источники экологического права обладают общими признаками, свойственными источникам любых отраслей права. К таким признакам источников права относятся государственное происхождение, иерархическая компетенция государственных органов по их принятию и введению в действие, нормативное содержание, видовое законодательное оформление, определённое пространственное и отраслевое распространение, способы доведения до исполнителей, обязательное выполнение, многократное применение, принудительное обеспечение исполнения и т.д. В этом отношении признаки источников экологического права не составляют исключения.

Вместе с тем эколого-правовые источники обладают определёнными только им свойственными признаками. Такими признаком источников экологического права, прежде всего, являются цели правового регулирования. Они частично определены в преамбуле Закона «Об охране окружающей природной среды» и заключаются в осуществлении экологической политики на территории государства, направленной на сохранение безопасной для существования живой и неживой природы окружающей среды, защиту жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды, достижение гармонического взаимодействия общества и природы, обеспечение эффективной охраны, рационального использования и своевременного воспроизводства природных ресурсов.

Не менее важной особенностью источников экологического права является сфера их действия. Они охватывают общественные отношения по взаимодействию человека с природой, общества с окружающей его природной средой. Эколого-правовыми нормами могут быть регламентированы только те отношения, которые «подвластны» юридическому регулированию и только в тех формах взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой, которые реально сложились на современном этапе функционирования общества и природы. Из этого следует, что нормы экологического права не могут распространяться на закономерности функционирования природной среды, равно как их посредством не возможно лишение человека и общества в реализации объективных потребностей в использования природной среды и его ресурсов для удовлетворения своих жизненно необходимых нужд в качестве средства существования, среды обитания и условия жизнедеятельности.

Специфической особенностью источников экологического права как юридических норм является их тесная связь нормами технического характера. Само экологическое законодательство содержит многочисленные отсылочные предписания на технические нормативы, санитарные нормы стандарты качества окружающей среды, предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в природных объектах и т.д. Правовые нормы как источники экологического права в тесной взаимосвязи с техническими нормами, в строго юридическом смысле не являющиеся источниками права, образуют эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды.

Важным для познания источников экологического права является их подразделение на соответствующие виды и разновидности. По различным основаниям классификации источники экологического права можно подразделять на самые разнообразные виды. Так, по юридической силе они подразделяются на законы и подзаконные акты, по форме законодательного акта – на кодифицированные и не кодифицированные, по предмету правового регулирования - на общие и специальные, по характеру правового регулирования – материальные и процессуальные и т.д. В свою очередь среди законов как источников экологического права можно выделять основные и обыкновенные, а по охвату объектов и сферы регулирования отдельных видов общественных отношений обыкновенные законы могут подразделяться на законы с собственно экологическим, эколого-ресурсовым или ресурсово-экологическим содержанием. Среди подзаконных актов обычно выделяют нормативно–правовые акты центральных и местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления и т.п.

Длительное время в отечественной правовой литературе был спорным вопрос о признании источниками права постановлений Пленума Верховного суда и о правовой природе решений судебной практики высших судебных инстанций. В настоящее время на основании конституционного требования об осуществлении государственной власти в Украине по принципу её разделения на законодательную, исполнительную и судебную эта проблема разрешена не в пользу судебной практики. Наша страна не относится к правовой системе судебного прецедента, в связи с чем, судебные органы не вправе творить право. Следовательно, постановления Верховного суда, равно как и разъяснения Высшего арбитражного суда не являются источниками права, в том числе и экологического.

Тем не менее, это не принижает роли судебной практики в повышении эффективности реализации источников экологического права. Высшие судебные инстанции обобщают судебную практику и дают соответствующие разъяснения судебным органам по применению норм права. Такие постановления Пленума Верховного суда1 и разъяснения Высшего арбитражного суда2 известны и экологическому праву. Кроме того, изучение и анализ решений судебных органов по экологической категории дел является важным критерием для своевременного внесения изменений и дополнений в эколого-правовые нормы, осуществляемого законодательными и нормотворческими органами на основании обобщений судебной практики.

В теории права общепризнанным является выделение обычаев в качестве источников регулирования общественных отношений. Обычаи могут признаваться источниками регулирования и экологических отношений. Более того, ссылки на обычаи встречаются в природоресурсовом и экологическом законодательстве. Так, земельное законодательство содержит указание на возможности предоставления земельных участков для занятия традиционными народными промыслами и возлагает обязанности на землепользователей по соблюдению правил добрососедства.

Обычные, традиционно сложившиеся отношения могут иметь место и при водопользовании, лесопользовании, использовании общераспространённых полезных ископаемых, ведении охоты, осуществлении рыболовства, сборе лекарственных растений и заготовке дикой растительности для вскармливания домашних животных, выпасе скота и т.д. Применение обычаев как источников регулирования экологических отношений можно обнаружить в Законе о статусе горных селений1, учитывающего обычаи их населения по использованию среды проживания. Важным признаком для признания обычаев регуляторами экологических отношений является их не противоречие общим принципам экологического права.

Особый вид источников экологического права составляют международные конвенции, многосторонние межгосударственные соглашения и двусторонние договоры. Украина исходит из признания примата международного права над внутренним правом в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Это находит свое выражение в том, что если международным договором в области охраны окружающей природной среды установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора.

Однако на практике возникает вопрос о том, имеет ли прямое действе надлежащим образом подписанный международный акт на территории Украины или требуется принятие аналогичного акта внутригосударственного правотворчества. Для международных эколого-правовых конвенций, казалось бы, такой вопрос не должен возникать, т. к. они ратифицируются законодательным органом страны путём принятия закона или постановления и они должны приобретать соответствующую юридическую силу источника экологического права.

Теоретически позитивный ответ очевиден и для многосторонних межгосударственных соглашений и двусторонних договоров. Однако, в связи с отсутствием государственно-правовых механизмов и опыта прямой реализации международных норм, последние приобретают реальную силу на территории нашей страны лишь после «дублирования» международного акта во внутреннем законодательстве. Подтверждением этому является Международная конвенция об охране водно-болотных угодий, о сохранении видового и биологического разнообразия, основные положения которой воспроизводятся в ряде национальных законодательных актов и правительственных постановлений.
^ 2. Законы и подзаконные акты как источники экологического права

Конституция является Основным законом страны, обладает высшей юридической силой, а её нормы являются юридическими нормами прямого действия. Конституционные нормы выступают в качестве юридической основы для формирования и функционирования национальной правовой системы. Поэтому юридические нормы Конституции являются фундаментальными источниками всех отраслей права, в том числе и экологического права. Их фундаментальный характер определяет юридическую основу для выработки экологической доктрины государства и развития системы общих и специальных норм экологического права.

Все конституционные нормы, регулирующие отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды можно разделить на три группы: собственно экологические нормы; нормы, содержащие правовые требования в области использования природных ресурсов, определяющие правовой режим природных объектов и устанавливающие правовой статуса субъектов природопользования; нормы, закрепляющие компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления в сфере экологии.

Методологической основой первой группы норм является ст. 50 Конституции, закрепляющая право каждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, и на возмещение причиненного нарушением этого права ущерба, а также на свободный доступ к информации о состоянии окружающей природной среды, которая не может быть засекречена. В ст. 16 Основного закона определяется правосубъектность государства в сфере охраны окружающей природной среды, которая обозначает обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории страны в качестве обязанности государства. Согласно ст. 66 Конституции каждому вменяется юридическая обязанность не наносить вред природе, возмещать причиненные им убытки, а часть 7 ст. 41 Основного закона налагает на собственника экологические обременения, устанавливая, что использование собственности не может ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.

Ко второй группе конституционных норм следует отнести ст. ст. 13 и 14 Основного закона, закрепляющие народную принадлежность и общенациональное значение использования природных ресурсов, провозглашающие землю основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства, устанавливающие многообразие форм права собственности на землю и их гарантированность, предоставляющие возможности установления законных пределов осуществления земельной собственности и обозначающие законодательные ограничения прав на землю.

Третья группа норм весьма обширна и содержится в разделах Конституции, устанавливающих компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. Они в конституционно акте не имеют отраслевой конкретизации и действуют в рамках общеправовой компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, что свойственно, например, ст. 142 Конституции.

Важными источниками экологического права являются кодифицированные законы, к которым относятся природоресурсовые кодексы, содержащие обширный круг эколого-правовых норм. Так, Земельный кодекс и Кодекс Украины о недрах включают в себя специальные разделы об охране земель и об охране недр, а Водный и Лесной кодексы, помимо охранных разделов, предусматривают специальные главы, посвящённые воспроизводству водных и лесных ресурсов. Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на преобладание ресурсового содержания приведенных кодифицированных законов, регламентация соответствующих видов природопользования в них одновременно обеспечивает бережное отношение к природным богатствам и является формой охраны природной среды. В этом заключается главная особенность природоресурсовых кодексов как источников экологического права.

Источниками регулирование экологических отношений в современных условиях являются обыкновенные законодательные акты, обширное многообразие которых можно подразделить на общие и специальные законы. Общие законы характеризуются охватом обширного круга регулируемых эколого-правовых отношений. Это позволяет иногда называть такие законы комплексными. Специальные законы посвящены правовому регулированию строго определённого круга экологических отношений в сфере использования и охраны конкретного природного объекта и его компонентов или видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду. Поэтому они могут обладать как собственно экологическим, так и ресурсово-экологическим содержанием.

Общим законом комплексного характера является Закон «Об охране окружающей природной среды»1, принятый 25 июня 1991 года и введенный в действие постановление Верховного Совета Украины от 26 июня 1991 года. За истекший период своего действия он претерпел многочисленные изменения и дополнения, посредством которых законодательный орган страны закреплял вновь возникшие экологические требования и обновлял устаревшие. Этот закон, безусловно, занимает центральное и определяющее место среди источников экологического права.

Общий экологический закон состоит из преамбулы и 16 разделов, включающих 72 статьи. Законом закреплены основные принципы охраны окружающей природной среды, определены экологические права и обязанности граждан, регламентированы полномочия центральных и местных органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления в области природоохраны, установлены основные требования по использованию природных ресурсов и реализации экологического механизма охраны окружающей среды, обозначены мероприятия по обеспечению экологической безопасности и определены природные территории и объекты, подлежащие особой охране, определены способы разрешения возникающих споров по применению отдельных положений закона и установлены виды ответственности, которые могут применяться за нарушения его требований и т.д. Таким образом, экологический закон в целом охватывает общие и наиболее значимые отношения в области охраны окружающей природной среды.

В развитие отдельных положений общего экологического закона принят целый ряд специальных законов с собственно экологическим содержанием. К ним относятся Законы «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения»1 от 24 февраля 1994 года, «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности»2 от 8 февраля 1995 года, «Об экологической экспертизе»3 от 9 февраля 1995 года, «О пестицидах и агрохимикатах»4 от 2 марта 1995 года, «Об обращении с радиоактивными отходами»5 от 30 июня 1995 года, «О защите человека от влияния ионизирующих излучений»6 от 14 января 1998 года, «О зоне чрезвычайной экологической ситуации»7 от 13 июля 2000 года, «О физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и иных источников ионизирующего излучения» от 19 октября 2000 года и некоторые другие законы. Такое многообразие законов с экологическим содержанием даёт основание для утверждения о том, что регулирование экологических отношений на уровне специальных законов имеет тенденцию последовательного расширения.

Не мало важная роль в регулировании экологических отношений в нашей стране принадлежит специальным законам с эколого-ресурсовым и ресурсово-экологическим содержанием. К законам с эколого-ресурсовым содержанием можно отнести, например, Законы «О природно-заповедном фонде», «Об охране атмосферного воздуха», а к законам с ресурсово-экологическим содержанием следует отнести Законы «О животном мире», «О растительном мире», «О курортах» и другие законы. Природоохранное значение этих законов заключается в том, что наряду с регулированием использования ресурсов соответствующих природных объектов для удовлетворения производственно-хозяйственных, научно-исследовательских, коммунально-бытовых и других потребностей, в них значительное место занимают экологические требования.

Непосредственными источниками регулирования экологических отношений подзаконного характера являются постановления Верховного Рады Украины, которые достаточно многочисленны в настоящее время. Среди них можно выделить постановления «О неотложных мерах защиты граждан Украины от последствий Чернобыльской катастрофы»1 от 1 августа 1990 года, об утверждении Концепции государственного регулирования безопасности и управления ядерной отраслью в Украине2 от 25 января 1994 года, одобрении Концепции основ государственной политики национальной безопасности Украины от 16 января 1997 года и некоторые другие акты, которым придана юридическая сила источника экологического права принятыми постановлениями.

Но особое место среди них занимает постановление от 5 марта 1998 года, утвердившее «Основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности»3. Принимая во внимание доктринальный4 характер Основных направлений и их концептуальное содержание в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, рассчитанных на длительную перспективу, необходимо кратко изложить их главные подходы к правовому регулированию экологических отношений.

Основные направления были разработаны в соответствии со ст. 16 Конституции, в которой определено, что преодоление последствий Чернобыльской катастрофы – катастрофы планетарного масштаба и сохранения генофонда Украинского народа является обязанностью государства. Они представляют собой достаточно объемный документ, состоящий из преамбулы и восьми разделов.

В первом разделе характеризуется состояние окружающей природной среды на момент принятия Основных направлений, характеризуется законодателем как кризисное, сформировавшееся на протяжении длительного периода в результате пренебрежения объективными законами развития и восстановления природоресурсового комплекса, дается научно-практическая оценка экологической обстановки и действиям экологически опасных факторов в стране как в целом, так и поресурсово в различных областях хозяйствования - в промышленности, энергетике, на транспорте, строительстве, на предприятиях ядерной отрасли, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, в области сбора, транспортировки и хранения производственных, бытовых и других отходов, в сфере деятельности военно-промышленного комплекса, в области охраны и использования земельных, водных, лесных ресурсов и ресурсов животного растительного мира, полезных ископаемых, атмосферного воздуха, сохранения биологического разнообразия и т. д.

Второй раздел Основных направлений устанавливает приоритеты охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, к которым относятся: гарантирование экологической безопасности ядерных объектов и радиационной защиты населения и окружающей среды, сведение к минимуму вредоносных последствий аварии на Чернобыльской АЭС; улучшение экологического состояния бассейнов рек и качества питьевой воды; стабилизация и улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах Донецко-Приднепровского региона; строительство новых и реконструкция действующих мощностей коммунальных очистительных сооружений; предотвращение загрязнения Черного и Азовского морей и улучшения их экологического состояния; формирование сбалансированной системы природопользования и адекватная структурная перестройка экономики, экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте; сохранение биологического и ландшафтного многообразия и развитие заповедного дела.

Для достижения этих целей предусматривается решение таких задач как: снижение уровня радиационного загрязнения; защита воздушного бассейна от загрязнения, прежде всего в больших городах и промышленных центрах; защита и сохранение земельных ресурсов от загрязнения, истощения и нерационального использования; сохранение и расширение территорий с природным состоянием ландшафта, усиление природоохранной деятельности на заповедных и рекреационных территориях; повышение устойчивости и экологических функций лесов; обезвреживание, утилизация и захоронение промышленных и бытовых отходов; предотвращение загрязнения морских и внутренних вод, уменьшение и прекращение сброса загрязненных сточных вод в водные объекты, защита подземных вод от загрязнения; сохранение и возрождение малых рек, осуществление управления водными ресурсами на основе бассейнового принципа; завершение создания государственной системы мониторинга окружающей природной среды; создание системы прогнозирования, предотвращения и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации природного и природно-техногенного происхождения; обеспечение экологического сопровождения процесса конверсии военно-промышленного комплекса; осуществление мероприятий по экологическому контролю за деятельностью Вооруженных Сил; разработка механизмов реализации схем природопользования; внедрение действенных экономических систем рационального природопользования; создание системы экологического образования, воспитания и информирования.

Последующие разделы Основных направлений определяют стратегию и тактику гармоничного развития производственного и природоресурсового потенциала страны, меры по сбалансированному использованию и эффективному восстановлению природных ресурсов. Мероприятия, предусмотренные в Основных направлениях, планируется осуществить в три этапа.

На первом этапе предполагается реализовать безотлагательные меры по ограничению вредного влияния на окружающую среду наиболее опасных источников загрязнения. Основными задачами этого этапа являются: усовершенствование законодательно-правовой базы по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; разработка и внедрение экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования; создание системы совершенного, полного и адекватного контроля за экологическим состоянием окружающей среды с одновременным внедрением элементов комплексного межведомственного экологического мониторинга; осуществление первоочередных мер по стабилизации состояния окружающей среды; разработка и внедрение программ экологического образования, воспитания и экологического информирования населения.

На втором этапе, на протяжении 10-15 лет, планируется разработать и начать реализацию комплексных программ, ориентированных на достижение баланса между уровнями вредоносного воздействия на окружающую среду и ее способностью к восстановлению. Основными задачами этого этапа являются: оптимизация структуры природопользования; экологически ориентированная структурная перестройка экономики; разработка и внедрение системы государственного мониторинга окружающей среды, создание системы анализа экологической ситуации, прогнозирование, планирование и осуществление мер предотвращения вероятных факторов вредоносного воздействия.

На третьем этапе планируется создание эффективной системы государственного управления в сфере использования природных ресурсов, регулирования техногенного влияния на окружающую среду как основу обеспечения устойчивого развитием общества. Фрагментарная реализация этих мероприятий началось в середине 90-ых годов, а больше широкая – связана с темпами стабилизации экономического развития в стране. Основными задачами этого этапа являются: дальнейшее развитие системы государственного мониторинга окружающей природной среды, создание автоматизированной системы оценки экологических ситуаций, прогнозирование вредоносного влияния на окружающую среду, планирование действий в чрезвычайных ситуациях на основе развития естественных событий; надлежащая координация рационального использования природного и социально-экономического потенциала с учетом экологических факторов на основах устойчивого экономического развития.

Основными направлениями совершенствования правового регулирования экологических отношений должны стать: систематизация экологического законодательства; совершенствование правовых основ управления и контроля в области использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности; создание правовой заинтересованности граждан и их экологических объединений в осуществлении природоохранной деятельности; усиление эколого-правового образования и развития экологической культуры.

Указы Президента Украины как эколого-правовые акты в системе источников экологического права сравнительно немногочисленны и касаются в основном отдельных ситуаций или объектов. К ним, например, относится Концепция защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, одобренная президентским указом от 26 марта 1999 года1. В отдельных случаях в силу требований действующего законодательства Указы Президента подлежат утверждению законом Верховной Рады. Так, Указ Президента «Об объявлении отдельных районов и городов Винницкой, Кировоградской, Николаевской, Одесской, Хмельницкой и Черкасской областей зоной чрезвычайной экологической ситуации» от 11 декабря 2000 года1 был утверждён Законом от 14 декабря 2000 года2.

Распоряжения Президента Украины в качестве источников экологического права также встречаются в нормотворческой практике. Например, на уровне президентского распоряжения от 10 октября 1995 года были утверждены меры «Об обеспечении рационального использования природных ресурсов и осуществлении санитарно-курортной деятельности на территории курорта Трускавец»3. Таким же важным нормативным актом Президента страны является его распоряжением «О мерах организации работы по улучшению экологического состояния реки Днепр и качества питьевой воды».

Основная роль в конкретизации экологических законов и основной объем эколого-правовых норм содержится в многочисленных постановлениях Кабинета Министров Украины. В качестве примера можно привести постановление «О таксах для исчисления размера вреда, причиненного зеленым насаждениям в пределах городов и других населенных пунктов» от 8 апреля 1999 года4., «Комплексную программу сохранения исторической застройки в центральной части города Одессы», утвержденную постановлением правительства от 20 июня 2000 года, «Временный порядок ввоза, государственного испытания, регистрации и использования трансгенных сортов растений в Украине», «О таксах для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением законодательства о природно-заповедном фонде Украины» и многие другие правительственные нормативные акты. Следует обратить внимание на то, правовые норм содержится как в самих постановлениях Кабинета Министров, так и в постановлениях, которыми утверждаются отдельные положения, правила, инструкции, порядки и т.д.

Источниками экологического права являются отраслевые нормативно-правовые акты в области экологии. Головным центральным органом государственной исполнительной власти в области охраны окружающей природой среды в настоящее время является Министерство экологии и природных ресурсов, которое разрабатывает и утверждает инструкции, методики, правила и т.п. в пределах своей компетенции. Оно является правопреемником ранее существовавших природоохранных министерств и, следовательно, принятые последними эколого-правовые нормативные акты действительны. К таковым, например, относятся Положение о Зеленой книге Украины, утверждённое 19 февраля 1997 года, Инструкция о порядке установления лимитов на использование природных ресурсов государственного значения, утверждённое 31 марта 1997 года и многие другие нормативные акты.

Нормативно-правовые акты в сфере регулирования экологических отношений по специальным вопросам принимаются Министерством здравоохранения, Госкомземом, Госкомводхозом, Госкомлесхозом и другими центральными ведомственными органами. В качестве примера можно привести Государственные санитарные правила размещения, обустройства и эксплуатации оздоровительных учреждений и Государственные санитарные правила планировки и застройки населённых пунктов, утвержденные приказом Министра здравоохранения от 19 июня 1996 года, Порядок проведения денежной экспертной оценки земельных участков несельскохозяйственного назначения, утвержденный приказом Госкомзема от 8 июля 1999 года и т. д. Такие нормативно-правовые акты центральные органы государственной исполнительной власти могут принимать как самостоятельно, так и совместно с другими ведомствами.
  1   2   3

Похожие:

Лекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения iconЛекция тема: предмет, метод, принципы
Формы взаимодействия общества с природной средой и развитие экологической мысли. Экологические функции государства и права. Понятие...
Лекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения iconЛекция тема: объекты и субъекты экологического законодательства и права
Виды объектов экологического права. Общая характеристика субъектов экологического права и экологической правосубъектности. Государственные...
Лекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения iconЛекция тема: основания и виды юридической ответственности за нарушения...
Ие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения. Основания юридической ответственности за нарушения экологического...
Лекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения iconВладимир Михайлович Общие положения экологического права. Понятие...
Экологическое право – система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью...
Лекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения iconЭкзаменационные вопросы по предмету «Экологическое право»
Система экологического права. Соотношение экологического права с другими отраслями права
Лекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения iconОтветы к экзамену по экологическому праву Совремнные экологические проблемы России и мира
Значение ведомственных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в системе источников экологического права
Лекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения iconВопросы к экзамену «Экологическое право»
Становление и основные этапы развития экологического законодательства и экологического права
Лекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения iconЛекция 07. 09. 12 Предмет, система, источники гражданского процессуального права
Арбитражные суды рассматривают экономические дела. Способ защиты права – это категория материального права (ст. 12 Гк). Например,...
Лекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения iconЛекция 07. 09. 12 Предмет, система, источники гражданского процессуального права
Арбитражные суды рассматривают экономические дела. Способ защиты права – это категория материального права (ст. 12 Гк). Например,...
Лекция тема: источники экологического права и экологические правоотношения iconЛекция 07. 09. 12 Предмет, система, источники гражданского процессуального права
Арбитражные суды рассматривают экономические дела. Способ защиты права – это категория материального права (ст. 12 Гк). Например,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница