Предпосылки появления христианства в Киевской Руси


Скачать 100.98 Kb.
НазваниеПредпосылки появления христианства в Киевской Руси
Дата публикации24.05.2013
Размер100.98 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
I. Предпосылки появления христианства в Киевской Руси.

Конец Х века, преддверие образования древнерусского государства,
Киевской Руси, — период особенный. Происходит переход от варварства к
цивилизации, возникают крупные города на важнейших торговых путях.
Вместо прежних грабительских походов на Византию под предводительством
норманнских конунгов, с ней устанавливаются добрососедские отношения. И
на этом фоне языческий пантеон Владимира предстает анахронизмом: он
слишком неоднороден по составу, как, впрочем, и само язычество, не спаян
единой системой догм и ритуалов. Объединить племена, создать сильное
государство на такой зыбкой основе было невозможно.

Однако ни византийская эстетика культового действа, ни красота
церковного искусства (при всей их значимости) не стали бы главным
доводом в решении Киевской Руси принять христианство. Предпосылки этого
события закладывались исподволь. Их можно видеть в дипломатии княгини
Ольги, бабки Владимира, убежденной христианки, дважды посетившей
византийский двор. Новую религию уже приняла и часть дружинников,
главным образом скандинавов, служивших киевским князьям. Еще при князе
Игоре (912—942 годы) в Константинополе существовала церковь Пророка Ильи
— центр торговой и деловой колонии русских. И в Киеве возводят Ильинскую
церковь — в знак солидарности киевских христиан-варягов с царьградскими
единоверцами. 

Причинами, послужившими принятию христианской веры в качестве
государственной религии стали политические, экономические, культурные
основания (возможности киевским и прочим князьям контактировать с
государствами Центральной и Западной Европы “на равных”, т.е. заключать
взаимовыгодные политические, экономические и матримониальные договоры,
оставаясь при этом в значительной степени независимыми от духовных
правителей; близость восточнославянским традициям, как обусловленным
“генетически” - славянским и, шире, индоевропейским происхождением,
успевшим сложиться за столетия культурного взаимодействия с ближайшими
соседями, и т.п.) В “Повести временных лет” содержится полулегендарный
рассказ, помещенный под 987 годом, об испытании вер. “Мужей славных и
умных, числом десять” избрали для ознакомления с религиозными обычаями
волжских болгар, немцев, евреев. По возвращении послы пришли к выводу,
что “не добр закон их”. Но служба в храмах Греческой земли их поразила.
“И ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или
на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой... Знаем мы
только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех
других странах”. 

II. Утверждение христианства как государственной религии.

Знакомство восточных славян с христианским вероучением началось, судя
по всему, задолго до официального крещения Руси Владимиром Святославичем
(ок. 988 г.) История распорядилась так, что восточная ветвь славянства
крестилась позднее других. Постоянные контакты с западными и южными
соседями (прежде всего с Болгарией и Византией) не могли не затронуть и
самую сокровенную сферу жизни общества - духовную. Одним из следствий
этого, видимо, стало приобщение к письменной культуре. Уже первые из
дошедших до нас свидетельств о знакомстве славян с письменностью
достаточно красноречивы:

“Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но
[читали] и гадали с помощью черт и резов. Когда же крестились, то
пытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами,
без порядка”.

Итак, выбор консолидирующей общество религии сделан — византийское
христианство. Великий реформатор Владимир Красное Солнышко, как его
величают в былинах, приняв это решение, положил начало древнерусской
цивилизации. Произошел великий исторический переворот. В течение
нескольких десятков лет Русь вошла в культурный ареал
восточноправославных государств, поддерживая одновременно тесные связи с
католическим Западом. 

988-й год. После войны с греками за город Корсунь (ныне — Херсонес) и за
невесту, греческую принцессу Анну, князь вернулся в Киев. “И
возвратившись, повелел ниспровергнуть идолы — одних изрубить, а других
сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы
по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его
жезлами. Это не потому, что дерево может чувствовать, но на поругание
бесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие
от людей” — так в христианизирующемся сознании языческие боги
превращались в демонов. 

“... На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и
корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду, и
стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а
уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была
видна радость на небе и на земле, по случаю стольких спасенных душ”. Так
описывает это поистине эпохальное событие “Повесть временных лет”. 

Христианская цивилизация появилась на Руси как чудо, как взрыв, а не как
итог каких-то экономических или технических новшеств, ибо материальный
интерес для русского человека средневековья никогда не был главным.

Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену
верований. Христианство, став господствующей религией на Руси,
выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых
установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве
стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским
патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту
епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до
пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались
монастыри.

Тотчас, по
крещении на Руси возникают школы с учителями священниками и появляются
книжники - любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги.  Церкви принадлежали земли, на которых
духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководствуясь
византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические
отношения к земледельцам, какие были приняты в Греции. 

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые
власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и
новые землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии,
то все новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и
служило проводником византийского влияния на Руси.III. Развитие культуры Киевской Руси после принятия православия

Вместе с религией Русь унаследовала от Византии и художественные
традиции, одной из которых было украшение храмов росписями и иконами.
Слово «икона» происходит от греческого eikon (образ). Икона является
посредником между реальным миром и божественным первообразом. Стиль
живописи менялся в ходе веков, но художественные традиции иконописи
сохранились до настоящего времени. Использование приемов стилизации и
яркий, нарядный колорит, характерные для средневековой религиозной
живописи, оказали влияние на творчество многих художников конца 19
начало 20 века.

В церквах иконы помещали на стенах, столбах и алтарной преграде. В
14 -15 вв. низкая алтарная преграда превратилась в высокий иконостас,
отделявший прихожан от алтаря. Иконостас стал строго организованной
иерархической системой священных образов, в которой иконы с изображением
Христа, Богоматери, апостолов, святых и праздников располагались рядами
в определенном порядке. Иконы часто украшали окладами из серебра, золота
и драгоценных камней, которые могли закрывать икону почти целиком,
оставляя видимыми только лики. Вначале мастеров - иконописцев приглашали
из - за границы (чаще всего из Греции), а иногда привозили и сами иконы.
Икона Владимирской Богоматери, привезенная из Византии в первой половине
12 в., стала образцом для огромного числа русских списков. Сохранилось
очень мало домонгольских русских икон; все они в большей или меньшей
степени следуют иконографии и стилю византийских Образцов.

Первые русские князья-христиане в своем стремлении к совершенству и
красоте в архитектуре, к великолепию мозаик и фресковых росписей, к
торжественности и благолепию культовых церемоний брали за образец
величественные памятники Константинополя. Но самостоятельность зодчества
Киева, Чернигова, Новгорода XI века неоспорима. Хотя строительство и
велось здесь при участии византийских артелей, зодчие отнюдь не
повторяли греческие образцы. Таковы киевская церковь Богородицы, или
Десятинная (989—996 годы), черниговский Спасский собор (был начат в 1036
году), Софийский собор в Новгороде (1045—1050 годы) и другие.

Современников поражала роскошь воздвигаемых зданий. С возведением первых
дивных храмов для народа, пришедшего в лоно христианства, настало время
приобщения к гармонии мироздания. Церковные росписи, мозаики,
белокаменные рельефы играли роль “библии для неграмотных”. Декор храма
включал основные евангельские события (для людей начитанных их
предвосхищали эпизоды из Ветхого завета).

Собор, незримое обиталище Бога, словно парил над городом. Его
убранство и “святое пение” в трудные минуты даровали утешение и
поддержку, каявшимся грешникам — надежду на спасение в ином мире. К нему
спешили и в радости, и в печали. В нем сосредоточивалась духовная жизнь
христианского сообщества. Здесь, перед ликами сурового всевидящего
Спаса, кроткой Богородицы с младенцем, архангелов Гавриила и Михаила —
покровителя русского воинства, Бориса и Глеба — первых русских святых,
принявших мученическую смерть, верующих охватывали чувства светлого
умиления, ликования, экзальтация и мистические видения у чудотворных
икон. Богоматерь Оранта выступает заступницей княжества и его столицы.
Верили, что, пока в куполах церквей сохраняется образ Спаса
Вседержителя, всемогущего владыки мира (соборы Софии в Киеве и
Новгороде), город будет жить, поскольку центральный купол символически
понимался как небо, уготованное Христом спасенным им душам.

Средневековье создало великое искусство, несходное с другими канонами и
направлениями, свой художественный язык, поскольку мастера осознавали
огромную роль зрительного созерцания в духовном постижении “высшей
реальности”. Дух религиозности — константа человеческого сознания в
средневековой Руси. То был великий культурно-исторический перелом,
фактическое рождение новой цивилизации. Общие верования, ценностные и
практические жизненные ориентации, нормы морали и права содействовали
сплоченности общества. Эмоциональное единство, идеалы гуманного,
сострадательного отношения к людям вели к социальной консолидации.

Список использованной литературы:

И.Н. Данилевский «Древняя Русь глазами современников и потомков»; 

Курс лекций. Лекция №7 «Языческие традиции и христианство в
Древней 

Руси. Первые века христианства»

Журнал «Наука и жизнь», 1998г. №11

Кузьмин А.Г. «Падение Перуна. Становление христианства на Руси» Москва,
19

Интернет-ресурсы.


Похожие:

Предпосылки появления христианства в Киевской Руси icon1. Крещение Руси и его значение
Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам...
Предпосылки появления христианства в Киевской Руси icon1. Крещение Руси и его значение. (Билет 1)
Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам...
Предпосылки появления христианства в Киевской Руси iconII. Утверждение христианства как государственной религии
Киевской Руси, — период особенный. Происходит переход от варварства к цивилизации, возникают крупные города на важнейших торговых...
Предпосылки появления христианства в Киевской Руси iconЭкзаменационные вопросы по отечественной истории для студентов 1 курса 2011-2012 уч год
Предпосылки образования Древнерусского государства. Норманнская теория. Политический и социально-экономический строй Киевской Руси...
Предпосылки появления христианства в Киевской Руси icon-
Ую религию в лето 6496 от смзх (988 год), организованного через Владимира Кровавого, псевдорусского князя, было уничтожено практически...
Предпосылки появления христианства в Киевской Руси iconКультура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры
Много традиционного было в свадебном и похоронном обрядах, которые сопровождались песнями и плачами-причитаниями. Древние обычаи,...
Предпосылки появления христианства в Киевской Руси iconВалаамский монастырь издревле являлся оплотом Православия на Севере...
Со временем Крещения Руси, другие относят к более позднему периоду. Церковное и монастырское предание утверждает, что древность обители...
Предпосылки появления христианства в Киевской Руси iconКультура Киевской Руси не только не уступала другим европейским народам,...
Ова украинской культуры. Кроме славянских традиций, творчество древнерусских мастеров испытала значительное влияние культур соседних...
Предпосылки появления христианства в Киевской Руси iconВ XVIII в мануфактурное производство в России получило значительное...
России получило значительное распространени Объективные предпосылки для появления мануфактур были созданы предшествующим развитием...
Предпосылки появления христианства в Киевской Руси icon1. Предпосылки образования централизованного русского государства
На рубеже XIII хiv веков в результате долгой и изнурительной борьбы против величества Золотой Орды на Руси сформировались предпосылки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница