Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню


Скачать 212.66 Kb.
НазваниеЛиза в окружении барышень. Барышни поют песню
Дата публикации26.03.2013
Размер212.66 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
А.С. Пушкин.
Барышня-крестьянка.
Водевиль в одном действии.
Инсценировка и тексты песен С. Зырянова
Действующие лица.

  1. ЛИЗА.




  1. АЛЕКСЕЙ Берестов.




  1. ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ Муромский, отец Лизы, помещик.




  1. НАСТЯ, горничная Лизы.




  1. Мисс ЖАКСОН, гувернантка Лизы.


А так же: 6. НАТАША,
7. АНЯ,


  1. ТАНЯ,




  1. КАТЯ,




  1. МАША,




  1. ОЛЯ – барышни, гостьи Лизы, дочки окрестных помещиков.


А также ХОР крестьянских девушек.

СЦЕНА ПЕРВАЯ. Гостиная в доме Муромских.
^

Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню



«Покой уездных барышень».
Покой уездных барышень ничем не нарушается.

В глуши деревни молодость проходит не спеша.

Неясными мечтаньями в уединеньи мается,

томится неокрепшая и юная душа.
Пусть очень тихо, очень славно тут,

пусть всем хорош наш вотчинный уезд;

мечтаем мы – когда же отвезут

в Москву, в Москву, на ярмарку невест!
Живём своими грёзами, невинными, туманными,

а знанье жизни черпаем мы только лишь из книг.

Все полочки уставлены французскими романами…

Ах, стать бы героинею романа хоть на миг!

^

Подёрнут тиной деревенский пруд…


Ах, улететь бы вдаль от этих мест!

Мечтаем – ну когда же повезут

в Москву, в Москву, на ярмарку невест!
Нам не на ком испробовать сердечные влечения,

а чувства наливаются, как винограда гроздь…

Для нас звон колокольчика – уже есть приключение,

и целою эпохою заезжий будет гость.
Когда же сердце вырвется из пут,

раз женихов приличных нет окрест?

Когда же, ну когда же повезут

в Москву, в Москву, на ярмарку невест?
НАТАША. Ах, Лиза, душа моя, право, мне так тебя жаль! Ты одна ещё не видела нашего нового кумира!

ЛИЗА. Это кого же?

НАТАША. Да соседа вашего, Алексея Берестова, сына Ивана Петровича!

АНЯ. Право, он такой душка!..

ЛИЗА. Что же я могу поделать? Наши отцы друг ко другу не ездят… Расскажите же мне о нём!..

НАТАША. Ну, что тебе сказать?..

АНЯ. Он такой душка!..

НАТАША. Приехал он ещё в начале лета. Закончил университет, и, как мы слышали, намеревался вступить в военную службу, но отец на то не согласился. А к статской службе наш герой чувствует себя совершенно неспособным. Они друг другу не уступают, и Алексей живёт покамест барином…

ТАНЯ. И отпустил усы на всякий случай.

АНЯ. Ах, он такой душка, право!..

КАТЯ. Алексей и в самом деле молодец. Было бы жаль, если бы его стройного стана никогда не стягивал военный мундир и если бы он, вместо того, чтобы рисоваться на коне, провёл свою молодость над канцелярскими бумагами.

МАША. Мой папенька говорит, видя, как он на охоте скакал всегда первый, не разбирая дороги, что из него никогда не выйдет путного столоначальника.

ОЛЯ. А моя маменька говорит, что он – всё равно самый выгодный жених на весь уезд.

НАТАША. Да, все барышни поглядывают на него…

ТАНЯ. А иные и заглядываются!..

АНЯ. Немудрено! Он же такой…

ЛИЗА. Ах, полно, милая! Я поняла, Алексей – душка. Но что же он? Каков он с вами в разговоре?

КАТЯ. О! Он всегда является мрачным и разочарованным!..

МАША. На обеде у нас был рассеян и задумчив…

ТАНЯ. Влюблён! Положительно влюблён! И дама сердца его, конечно же, в столице!..

ОЛЯ. Мне он говорил об утраченных радостях и об увядшей своей юности…

АНЯ. Сверх того, носит он чёрное кольцо с изображеньем мёртвой головы!

^

Здесь Лиза поёт песню


«Рыцарь светлых грёз».

Ещё не знаю я, какой


дарован будет мне судьбой

избранник, - кем он будет, статским, иль военным,

но я уверена, что он

для славного пути рождён

и человеком будет необыкновенным.
Припев: Кумир мечты и рыцарь светлых грёз,

причина всех необъяснимых слёз;

он тот, о ком вздыхаю я тайком,

но только мне пока что не знаком.

^

Ещё не знаю я, какой


мой романтический герой,

но ощущаю, что всегда со мной незримо

его надёжное плечо,

и бьётся пылко, горячо

живое сердце под хламидой пилигрима.
Припев.
ЛИЗА (закончив пение, со вздохом). Боже мой, отчего же отцы наши так не ладят?

НАТАША. Известно отчего, душа моя. Твой батенька Григорий Иваныч даже поля обрабатывает по английской методе. И в гувернантках у тебя англичанка – мисс Жаксон…

ЛИЗА. Да, да… И даже конюхи у нас одеты английскими жокеями…

НАТАША. Вот-вот… Это так ново, так необычно… А у Ивана Петровича Берестова ненависть к нововведениям является просто отличительной чертой характера!..

КАТЯ. Да, он не может равнодушно говорить об англомании Григория Иваныча и поминутно находит случай его критиковать.

МАША. Когда он показывал папеньке свои владения, в ответ на похвалы его хозяйничанью говорил так: «Да-с! у меня не то, что у соседа Григория Иваныча. Куда нам по-английски разоряться! Мы бы хоть по-русски были сыты.»

ЛИЗА. Эти и подобные шутки, по усердию соседей, доходят до сведения папы. Он бесится и зовёт соседа медведем и провинциалом.

^
И здесь барышни поют песенку


«Монтекки и Копулетти».
Подобно драме Вильяма Шекспира,

поссорились почтенные отцы.

«По-нашему сказать, бесятся с жиру», -

идёт про них молва во все концы.

Уездные Монтекки-Копулетти

ведут пока заочно лютый спор.

Спасибо, что не перешли на плети,

а лишь усердно выметают сор.
Взамен того, чтоб ездить по соседству

друг к другу в гости запросто на чай,

они оставят детям по наследству:

сиди и в одиночестве скучай.

«Нет повести печальнее на свете»,

когда с соседом ссорится сосед.

Отцы воюют… Что же делать детям?

Шекспир даёт нам горестный ответ…
ЛИЗА. Милости прошу пройти в столовую. Сейчас подадут чай. (Кричит в проём двери.) Настя! Одеваться!..

НАСТЯ (появившись). Иду!.. (Дождавшись, когда гостьи ушли.) Барышня, позвольте мне сегодня пойти в гости.

ЛИЗА. Изволь, а куда?

НАСТЯ. В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница и вчера приходила звать нас отобедать.

ЛИЗА. Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают.

НАСТЯ. А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина. Вы ведь не бранились ещё с молодым Берестовым, а старики пускай себе дерутся, коли им весело.

ЛИЗА. Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.

НАСТЯ. Ладно, барышня!.. (Уходят.)

СЦЕНА ВТОРАЯ. Сад в Тугилово.

Деревенские девушки играют в горелки и водят хоровод. Здесь же Настя и молодой Берестов.
«Беготня».
СЦЕНА ТРЕТЬЯ. Снова гостиная Муромских.

Лиза с нетерпеньем ждёт возвращения Насти.
НАСТЯ (входя). Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова: нагляделась довольно, целый день были вместе.

ЛИЗА. Как это? Расскажи, расскажи по порядку.

НАСТЯ. Извольте-с. Пошли мы, я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька…

ЛИЗА. Хорошо, знаю. А потом?

НАСТЯ. Позвольте-с, расскажу всё по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната была полна народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские…

ЛИДА. Ну, а Берестов?

НАСТЯ. Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле неё… а дочери надулись, да мне наплевать на них…

ЛИЗА. Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!

НАСТЯ. Да как же вы нетерпеливы! Ну вот, вышли мы из-за стола… а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное блан-манже синее, красное и полосатое… Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

ЛИЗА. Ну, что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

НАСТЯ. Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щёку…

ЛИЗА. Право? А я так думала, что у него лицо бледное… Что же? каков он тебе показался? Печален? Задумчив?

НАСТЯ. Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала!.. Вздумал он с нами в горелки бегать.

ЛИЗА. С вами в горелки бегать?! Невозможно!

НАСТЯ. Очень возможно! Да ещё что выдумал! Поймает и ну целовать!

ЛИЗА. Воля твоя, Настя, ты врёшь.

НАСТЯ. Вот вам истинный крест, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.

ЛИЗА. Да как же, говорят, он влюблён и ни на кого не смотрит?..

НАСТЯ. Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь, тоже; да и на Пашу колбинскую, да, грех сказать, никого не обидел, такой баловник!

ЛИЗА. Это удивительно! А что в доме про него слышно?

НАСТЯ. Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой весёлый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит гоняться. Да по мне, это ещё не беда: со временем остепенится.

ЛИЗА. Как бы мне хотелось его видеть!..

НАСТЯ. Да что же тут мудрёного? Тугилово от нас недалёко, всего три версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы, верно, встретите его. Он же всякий день рано поутру ходит с ружьём на охоту.

ЛИЗА. Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне всё же нельзя с ними познакомиться…

НАСТЯ. Одно своё, барышня, - в ссоре, в ссоре… Поди, с крестьянками-то нашими молодой барин никак не в ссоре… А знаете ли что?

^
Здесь Настя поёт песенку


«Нарядитесь, барышня, крестьянкою!»
Нарядитесь, барышня, крестьянкою!

Это всё равно, что маскерад.

Как пройдётесь солнечной полянкою,

барин любоваться будет рад.

Сарафан оденьте вы для милого, -

это вам не шёлк и не атлас, -

и ступайте смело на Тугилово,

барин там не прозевает вас.
Любит он рубашечки с узорами…

Коль ему пришла такая блажь,

поведёте вы своими взорами –

барин непременно будет ваш!

И не увлечётся он гулянкою,

станет вроде шёлка и травы.

Нарядитесь, барышня, крестьянкою –

счастье в том своё найдёте вы!
ЛИЗА. Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка!.. А где же мы возьмём сарафан?

НАСТЯ. С моего-то плеча, небось, не наденете? Сейчас надо послать купить толстого полотна, синей китайки и медных пуговок. Засадим за шитьё всю девичью, и к завтрашнему дню всё будет готово. А я сбегаю в поле к Трофиму-пастуху, пускай сплетёт вам лапоточки.

ЛИЗА. Ай, Настя, какой ты молодец!

НАСТЯ. Встретитесь с барином, много с ним не говорите, а то не сойдёте за простую… У вас и выговор-то, чай, не тот…

ЛИЗА. Ах, Настя, напрасно ты так думаешь! Я по-здешнему говорить умею прекрасно.

НАСТЯ. Ладно, барышня. Только не забудьте. И я вас прошу – ни слова ему по-хранцузки!

ЛИЗА. Ну, Настя, я пойду распоряжусь, а ты сделай как-нибудь, чтоб мисс Жаксон меня завтра не хватилась.

НАСТЯ. А что я ей скажу?

ЛИЗА. Ну, да соври ей что-нибудь… (Уходит.)

НАСТЯ. Легко сказать… Э-э, да вот и она…
^ Мисс ЖАКСОН (входя). Гуд монинг, Настьа.

НАСТЯ. Монинг, монинг… Я вот чего… Я хотела вам сказать… (Выпаливает вслед уходящей мисс.) Завтра Лизавета Григорьевна на занятия не придёт!

ЖАКСОН (останавливаясь). Вай?

НАСТЯ. Вот тебе и «Ай»…

ЖАКСОН. Почьему?

НАСТЯ. Она… э-э… Она пойдёт по грибы.

ЖАКСОН. Что есть «грьибы»?

НАСТЯ. Грибы-то? Как вам сказать?.. Грибы – они и есть грибы… Третьего дня трескала груздочки в сметане и, небось, не спрашивала – что есть…

ЖАКСОН. Что – больше ньекому идти по грьибы?

НАСТЯ. У нас баре по грибы ходят не для еды, а для удовольствия… Ну, для прогулки, для променаду…

ЖАКСОН. О-у, йес. Это хорошо.

НАСТЯ. То-то же… (Уходит.)
^ Оставшись одна, мисс Жаксон нюхает табак, чихает и поёт свои куплеты

«Ту фаузенд».
Как жаждет иудей пришествия Мессии,

я жду – когда же срок работы здесь пройдёт.

Могла б я прозябать в сей варварской России,

когда бы не две тыщи жалованья в год?

Задача здесь одна – не умереть со скуки,

а больше нет иных занятий и забот.

И не смогла бы я терпеть такие муки,

когда бы не ту фаузенд жалованья в год.
Хозяин – англоман, сторонник просвещенья.

Всегда в запасе есть любимый Вальтер Скотт.

Но это было б очень слабым утешеньем,

когда бы не две тыщи жалованья в год.

Неспешной чередой идут зима и лето;

то сев, то сенокос, то жатва, о, май Год!..

Всё думала бы я – зачем мне надо это,

когда бы не ту фаузенд жалованья в год.

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ. Лес на границе с Тугиловским имением.

Раздаётся лай собаки. Появляется испуганная Лиза. Она одета крестьянкой, несёт лукошко.

^ Слышен голос Алексея: «Тубо, Сбогар, иси!»

Появляется Алексей.
АЛЕКСЕЙ. Небось, милая, собака моя не кусается.

ЛИЗА. Да нет, барин, боюсь. Она, вишь, такая злая, вдруг опять кинется.

АЛЕКСЕЙ. Я провожу тебя, если ты боишься. Ты мне позволишь идти подле тебя?

ЛИЗА. А кто тебе мешает? Вольному воля, а дорога мирская.

АЛЕКСЕЙ. Откуда ты?

ЛИЗА. Из Прилучина я, дочь Василья кузнеца, иду по грибы. А ты, барин? Тугиловский, что ли?

АЛЕКСЕЙ. Так точно. Я камердинер молодого барина.

ЛИЗА. А врёшь, не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.

АЛЕКСЕЙ. Почему же ты так думаешь?

ЛИЗА. Да по всему.

АЛЕКСЕЙ. Однако ж?

ЛИЗА. Да как же барина со слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему…

АЛЕКСЕЙ (пытаясь её обнять). Ах ты, какая глазастенькая!..

ЛИЗА (отпрыгнув). Если вы хотите, чтоб мы были вперёд приятелями, то не извольте забываться.

АЛЕКСЕЙ (расхохотавшись). Кто тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барыни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!

ЛИЗА. А что думаешь? Разве я на барском дворе никогда не бываю? Небось: всего наслышалась и нагляделась. Однако, болтая с тобою, грибов не наберёшь. Иди-ка ты, барин, в одну сторону, а я в другую. Прощенья просим.

АЛЕКСЕЙ. Как тебя зовут, душа моя?

ЛИЗА. Акулиной. Да пусти же, барин, мне и домой пора.

АЛЕКСЕЙ. Ну, друг мой Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью кузнецу.

ЛИЗА. Что ты! Ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет: отец мой, Василий кузнец, прибьёт меня до смерти.

АЛЕКСЕЙ. Да я непременно хочу с тобою опять видеться.

ЛИЗА. Ну, я когда-нибудь опять сюда приду за грибами.

АЛЕКСЕЙ. Когда же?

ЛИЗА. Да хоть завтра.

АЛЕКСЕЙ. Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра в это же время, не правда ли?

ЛИЗА. Да, да.

АЛЕКСЕЙ. И ты не обманешь меня?

ЛИЗА. Не обману.

АЛЕКСЕЙ. Побожись.

ЛИЗА (крестится). Ну, вот те Святая Троица, приду.
Они расходятся в разные стороны, а на сцене девушки в хороводе поют песню

«Лето красное».

Идёт пора у лета красного

подобно девичьей красе.

Восходит зоренька румяная

и умывается в росе.

Все рады ласковому солнышку:

порхает яркий мотылёк,

на веточке поёт соловушка

и расцветает василёк.
Недолго девушке осталося,

как василёк во ржи, цвести.

Как отдадут в чужу сторонушку –

косу придётся расплести.

Но василёк цветёт, не думая

о зимней, горестной поре.

Резвитесь, милые голубушки,

покуда лето на дворе.
СЦЕНА ПЯТАЯ. Гостиная в доме Муромских.

Лиза смотрит в окно. Входит Григорий Иванович.
ЛИЗА. Что это значит, папа? Отчего вы хромаете? Где ваша лошадь? Чьи это дрожки?

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Вот уж не угадаешь, май диер. Какие происшествия оказываются в запасе у нашей жизни! Метаморфоза, достойная пера Овидия! Ну, да обо всём по порядку. Утром, соблазнясь хорошей погодою и руководствуясь твоим примером, май диер, потому как нет ничего здоровее ранних прогулок, велел я седлать свою кобылку. Подъезжая к лесу у края наших владений, я увидел соседа нашего, Ивана Петровича Берестова.

ЛИЗА. Берестова?..

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Да, май диер. Если б я мог предвидеть эту встречу, я, конечно бы, поворотил в сторону. Но я наехал на него неожиданно, он за кустами, тоже верхом, поджидал зайца. Делать было нечего, как образованный европеец, я учтиво его приветствовал. И, - ты не поверишь, май диер, - Берестов отвечал с таким же усердием, с каковым цепной медведь кланяется по приказанию своего вожатого. В сие время заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов со своим стремянным закричали во всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадка моя, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Я признаюсь, май диер, не усидел и упал довольно тяжело на мёрзлую землю.

ЛИЗА. Ах, папа!..

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Успокойся, май диер, сейчас мне уже полегче… Иван Петрович подскакал ко мне, осведомляясь, не ушибся ли я. Между тем стремянной привёл виновную лошадь, помог мне взобраться, а Берестов пригласил к себе. Я не мог отказаться, ибо чувствовал себя обязанным, и таким образом этот зоил возвратился домой со славою, затравив зайца и ведя меня, как противника, раненым и почти что военнопленным.

ЛИЗА. Папа, и вы ещё шутите в такую минуту!..

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Должен признать, май диер, что Берестов повёл себя как истинный джентльмен. Я попросил у него дрожек, ибо чувствовал, что от ушибу не в состоянии доехать верхом, так Иван Петрович отправил в провожатых верхами своего сына, Алексея…

ЛИЗА. Алексея?..

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Да, май диер. Дорогой я уговорил его отобедать у нас…

ЛИЗА. Отобедать?!

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Да, май диер! Долг платежом красен! Я чувствую себя обязанным. Молодой Берестов изъявил желание осмотреть наш английский сад, и скоро будет, а я поспешил распорядиться и тебя упредить…

ЛИЗА. Что вы говорите! Алексей Берестов! У нас обедать! Нет, папа, как вам угодно, я ни за что не покажусь.

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Что ты, с ума сошла? Давно ли ты стала так застенчива, или ты питаешь наследственную ненависть, как романтическая героиня? Полно, не дурачься…

ЛИЗА. Нет, папа, ни за что на свете, ни за какие сокровища не явлюсь я перед Берестовым. Скажите, что больна!

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Да ты и впрямь не в себе, май диер! Ну, да не гнать же гостя из-за этого. Поразмысли об этом пока, а я пойду распоряжусь… (Уходит.)

ЛИЗА (зовёт в дверь). Настя, Настя! Поди сюда! Да скорей же!

НАСТЯ (появившись). Чего изволите, барышня? Ой, да что с вами? На вас, прямо, лица нет…

ЛИЗА. Ах, Настя, что мне делать? Сейчас сюда придёт Алексей Берестов!..

НАСТЯ. Как это?

ЛИЗА. Папа пригласил его на обед.

НАСТЯ. Ой, батюшки мои! Вот так удивление! А не путаете ли вы чего?

ЛИЗА. Ах, Настя, говорят же тебе!.. Как мне быть – посоветуй…

НАСТЯ. А чего я вам скажу? Я, прямо, теперь и не знаю… Вот, барышня, это всё ваши переодевания, говорила я вам – они до добра не доведут, давно надо было открыться…

ЛИЗА. Постой-ка, Настя! У меня мелькнула мысль…

НАСТЯ. Какая?

ЛИЗА. После скажу – папа идёт…

(Входят Григорий Иванович и мисс Жаксон.)

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Ну, дочка, всё капризы на уме? По-прежнему думаешь прятаться от гостя?

ЛИЗА. Папа, я приму его, если вам угодно, только с уговором: как бы я перед ним не явилась, что б я ни сделала, вы бранить меня не будете и не дадите никакого знака удивления и неудовольствия.

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Опять какие-нибудь проказы! Ну, хорошо, хорошо, согласен, делай, что хочешь, черноглазая моя шалунья.

ЛИЗА. Настя, идём, поможешь мне одеться! (Уходят.)

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!..»

ЖАКСОН. Уот?

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Вот те и «вот»… Это Грибоедов.

ЖАКСОН. Что есть «Грибоедов»?

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. А вот то и есть. Взяла бы, да почитала вместо того, чтобы этого Скотта по пятому разу перечитывать… Ну, чего губы-то надула? Одолжи-ка лучше табачку.

ЖАКСОН. Уот?

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Да ладно, не притворяйся. Знаю я, что он всегда при тебе.

ЖАКСОН (достаёт табакерку). Плиз…

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Сэнк-ю, благодарю покорно… (Нюхает.) Тем и хороша английская нация, что табачок у них отменный… (Смачно чихает.)

ЖАКСОН. Будьте здоровы!..

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Да какое там здоровье… Вот выдать бы удачно Лизаньку, тогда бы можно и о своём здоровье побеспокоиться. Между прочим, молодого Берестова я зазвал не просто так, а с першпективой. Он один у отца, а состояние у того немаленькое. Иван Петрович, дай Бог ему здоровья, один из самых богатых помещиков в нашей губернии… Смекаешь?

ЖАКСОН. Уот?

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Вот те и «вот»… Ох-хо-хо, грехи наши тяжкие!.. Вот так жизнь наша устроена – ещё утром я об этом и думать не мог, в сердцах бы плюнул в лицо каждому, кто мне посмел сказать бы такое… А вот как окрутит его Лиза, тогда можно и о себе подумать… (Обнимает мисс Жаксон за талию.) Смекаешь, заморское зелье?..

ЖАКСОН. Но, но, но!.. Им пасибил!

^ И тут они стали петь дуэтом и приплясывать при этом.
«Дуэт».
ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ: Бывает, что и на пенёчке старом

молоденькие ветви вырастают!

И вот я чую, что меня недаром

соседи англолюбом называют.

Казалось, мне пора остепениться,

но молодею я, на дочку глядя.

И надобно бы мне поторопиться,

а то племянник будет старше дяди.
ЖАКСОН: Так цепко, как хватают бабы вёдра, -

ну, как это по-русски? – коромыслом,

хозяйский глаз мои хватает бёдра

и наполняет жизнь особым смыслом.

И подчиняясь глазу, как приказу,

не только табаку не пожалею…

Смотрел бы так он по приезде сразу,

так жизнь давно была бы веселее!

(Входит Алексей.)

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. А, вот и вы!.. Милости прошу!

АЛЕКСЕЙ. День добрый!

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Елизавета Григорьевна сейчас будет, а пока позвольте вам представить мисс Жаксон! Алексей Иваныч Берестов, наш сосед. (Мисс Жаксон делает книксен.)

АЛЕКСЕЙ. Очень рад…

(Входит Лиза. Она очень набелена, глаза подведены, на ней парик эпохи Луи Каторз.)

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. А вот и дочь моя! Позвольте вам представить… Э-э… это дочь моя, Лиза… Алексей Берестов…

ЛИЗА (в нос). Бонжур…

АЛЕКСЕЙ. Здравствуйте…

^ ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ (пытаясь скрыть смущение). Что ж, пора и отобедать… Лиза, май диер, проводи нашего гостя в столовую!..

ЛИЗА. Же ву при, мсье… (Подаёт Алексею руку, и они уходят.)

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ. Не пойму ничего. Что это ей вздумалось его дурачить? А знаешь ли что? Белилы, право, ей пристали. Не вхожу в тайны дамского туалета, но на её месте я бы стал белиться; разумеется, не слишком, а слегка… А где же она взяла такой парик? А-а, понимаю… Я одалживаюсь табачком, а она – паричком. Если так дело пойдёт, то жалование твоё, Эмилия Ричардовна, придётся увеличить… Ну, полно дуться! Лучше идём, посмотрим, что там ещё вытворит моя шалунья. (Берёт под руку мисс Жаксон, и они уходят.)
СЦЕНА ШЕСТАЯ. Снова лес.
^
Алексей в нетерпении ждёт свою Акулину. Он поёт песню


«Невинные свидания».

При встрече часы незаметно бегут


и тянутся при расставании…

Какое огромное счастье несут

невинные эти свидания!

Любые условия, блажь и каприз –

со всем я согласен заранее.

Я сделаю всё, чтобы только сбылись

невинные наши свидания.
Припев: Я скован, я связан, как пойманный зверь,

отныне как будто в капкане я.

Владеют душой безраздельно теперь

невинные эти свидания.
Отныне слова «деревенский кузнец»

звучат, как почётное звание.

Того и гляди, подведут под венец

невинные наши свидания.

Чуть утро забрезжит – спешу я сюда…

Трепещет душа в ожидании…

Мечтаю я, чтоб продолжались всегда

невинные наши свидания!
^ Приходит Лиза, одетая крестьянкой.
ЛИЗА. Ты был, барин, вечор у наших господ? Какова показалась тебе барышня?

АЛЕКСЕЙ. Сказать по правде, я её как бы и не заметил.

ЛИЗА. Жаль.

АЛЕКСЕЙ. Это почему же?

ЛИЗА. А потому, что я хотела бы спросить у тебя, правда ли говорят…

АЛЕКСЕЙ. Что же говорят?

ЛИЗА. Правда ли говорят, будто бы я на барышню похожа?

АЛЕКСЕЙ. Какой вздор! Она перед тобой урод уродом.

ЛИЗА. Ах, барин, грех тебе это говорить, барышня наша такая беленькая, такая щеголиха! Куда мне с нею равняться!

АЛЕКСЕЙ. Эта щеголиха только и делала, что жеманилась, говорила сквозь зубы и нараспев. Ах, милая Акулина, да я тебе побожиться готов, что ты лучше её и вообще всех, всевозможных беленьких барышень! (После таких слов грешно не запеть.)
^ Исполняется дуэт

«Объяснение».
АЛЕКСЕЙ: Что мне обольщенья пошлое искусство?

Светские манеры кровь не бередят.

Мне милей простые помыслы и чувства,

тёплая улыбка и открытый взгляд.
ЛИЗА: Это будет дивное мгновенье,

если он сумеет предпочесть

и богатству, и происхожденью

только красоту, любовь и честь.
АЛЕКСЕЙ: Что мне дамы света? Вздорные кокетки!

Душу у жеманниц чёрт не разберёт.

Я тебя завижу – соловьём на ветке

трепетное сердце бьётся и поёт.

ЛИЗА: Будет знатный дар для доли женской

в час, когда увижу молодца

я у ног девчонки деревенской,

дочери простого кузнеца!

СЦЕНА СЕДЬМАЯ. И снова гостиная в доме Муромских.

Хозяев пока не видно. На сцене барышни, гостьи Лизы.
АНЯ. Как? Вы в самом деле об этом не знаете?

КАТЯ. Нет…

ТАНЯ. Право же, нет!..

АНЯ. Да уже пол-уезда второй день только об этом и твердят…

МАША. А откуда узнали?

АНЯ. Нам рассказал Зарецкий. Он узнал от лакея Берестовых и божится, что передал нам их разговор слово в слово.

ОЛЯ. Ах, расскажите!

ТАНЯ. Право же, расскажите…

АНЯ. Ну, так слушайте же!..

НАТАША. Позволь, лучше, я расскажу. Иван Петрович якобы сказал: «Что же ты, Алёша, давно про военную службу не поговариваешь? Иль гусарский мундир уже тебя не прельщает?..»

АНЯ. Ах, сестрица, дозволь, я тоже рассказывать буду!.. А Алексей отвечал почтительно: «Нет, батюшка. Я вижу, что вам не угодно, чтоб я шёл в гусары. Мой долг вам повиноваться.»

НАТАША. «Хорошо, - отвечал Иван Петрович, - вижу, что ты послушный сын. Не хочу…»

АНЯ. Сначала он сказал: «Это мне утешительно».

НАТАША. Да. Это мне утешительно. Не хочу, говорит, и я тебя неволить; не понуждаю тебя вступить… тотчас… в статскую службу. А покамест намерен я тебя женить.

АНЯ. Алексей спросил изумлённо: «На ком это, батюшка?»

НАТАША. На Лизавете Григорьевне Муромской.

БАРЫШНИ. Ах!..

НАТАША. Невеста хоть куда, не правда ли?

АНЯ. Батюшка, я о женитьбе ещё не думаю.

НАТАША. Ты не думаешь, так я за тебя думал и всё решил.

АНЯ. Воля ваша. Лиза Муромская мне вовсе не нравится.

КАТЯ и МАША. Ах!

ОЛЯ. Шарман!

ТАНЯ. Сэ трэ бьен шарман!..

НАТАША. А Иван Петрович отвечал: «После понравится. Стерпится, слюбится.»

АНЯ. Я не чувствую себя способным сделать её счастие.

НАТАША. Не твоё горе – её счастие. Что? Так-то ты почитаешь волю родительскую? Добро!

АНЯ. Как вам угодно, я не хочу жениться и не женюсь.

НАТАША. Нет, женишься…

АНЯ. Ах, сестрица, дозволь мне!.. Ты рассказываешь как-то без апломба… Старый отец сказал твёрдо: «Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как Бог свят! – продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю! Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться!

ОЛЯ. Ах, как это романтично!..

ТАНЯ. Что я вам говорила? Влюблён! Положительно влюблён! Сердце его – в столице!

НАТАША. А ведь идёт третий день объявленного отцом сроку!..

АНЯ. Ах, как мы обо всём расскажем Лизе!..

НАТАША. А нужно ли вообще рассказывать?..

(Входит Лиза в сопровождении мисс Жаксон.)

ЛИЗА (продолжая разговор, который они вели на ходу). …Но в следующий раз я обязательно это повторю. Спасибо за урок, мисс Жаксон…

ЖАКСОН. Плиз…

ОЛЯ. Ах, Лиза, душенька…

ТАНЯ. Ах, бедняжка!..

(Вбегает Настя.)

НАСТЯ. Барышня! К вам Алексей Иваныч Берестов!

БАРЫШНИ. Ах!!!

ЛИЗА. Как Берестов? Настя, что ты говоришь?

НАСТЯ. Я говорю, приехали они верхами. Спрашивают: «Дома ли Григорий Иваныч?» А я им: «Никак нет. Григорий Иваныч с утра изволил выехать.» - «Дома ли по крайней мере Лизавета Григорьевна?» Ну, и что я им скажу? Я говорю: «Дома-с». «Доложи», - говорят. Вот я и докладываю…

ЛИЗА. Где он?

НАСТЯ. В передней.

ЛИЗА (заметавшись). Ах, мне надо немедленно… (Услышав шаги.) Ах, спрячьте меня! (Прячется за девушек.)

АЛЕКСЕЙ (войдя). Прошу прощения, я без доклада.

БАРЫШНИ. Ах!

АЛЕКСЕЙ. Здравствуйте, сударыни.

БАРЫШНИ (вразнобой). Бонжур… Здравствуйте…

ЖАКСОН. Гуд монинг!

АЛЕКСЕЙ. Мне бы хотелось видеть Елизавету Григорьевну.

НАТАША. А позвольте узнать – зачем.

АЛЕКСЕЙ. Я хочу с нею объясниться…

ТАНЯ. В любви? (Стайка девушек сдвинулась теснее.)

АЛЕКСЕЙ. Нет, как раз наоборот. Я хочу ей в лицо сказать, что ни о какой нашей свадьбе не может быть и речи. (Барышни, как по команде, расступились.) Акулина! Что ты здесь делаешь? (Лиза закричала и хотела убежать. Он бросился её удерживать. Барышни тоже вскрикнули от неожиданности. Алексей упал перед Лизой на колени, целуя её руки.) Акулина! Друг мой, Акулина!

^ ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ (входя). Ах! Да у вас, кажется, дело совсем уже слажено… Настька! Тащи икону! Благословляю вас, дети мои! Дело это Божье, ибо сказано: «Плодитесь и размножайтесь!»
^
Появляется ХОР девушек. Звучит общая финальная песня


«Свадебная».


Как по небушку по чистому


проплывают облака,

и сверкают серебристые

белоснежные бока.

Как под голубыми сводами

этих облаков белей

всё красуется над водами

пара белых лебедей.
Припев: Белый лебедь да с лебёдушкой

да вдоль бережка плывёт –

парень с девушкой-молодушкой

рука об руку идёт.

Не берёза клонит веточку

на рассветную зарю –

молодец свою невестушку

да подводит к алтарю.

То не звёздочки лучистые

в небе выстроились в ряд,

а колечки золотистые

да на солнышке горят!
Припев.
Занавес.
Июль 1998 г.





Похожие:

Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню iconНародная манера пения. Основные принципы
«Петь в свой рост», о сдержанном – «Петь важненько, для себя», «Колены выводить», «За следом петь». Частушки кричали, а песню играли....
Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню iconЛиза Джейн Смит Ярость Дневники вампира 3 Лиза Джейн Смит Ярость Глава 1
Она шла по жидкой грязи, в которой замерзали лохмотья осенних листьев. Наступали сумерки, и, хотя ветер утих, в лесу становилось...
Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню iconНадоело заниматься в душных спортивных залах?
Чувствовать себя неловко в окружении других из-за лишнего веса или каких-то других возможных недостатков?
Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню icon«ива нова»: Экстремально нежные, музыкально сложные, самые рОковые барышни на российской сцене
Лнения, очаровывающую своей эмоциональностью и искренностью. Помимо традиционных инструментов в ход идут горшочки, сковородки, тазы,...
Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню iconПервая часть
Ом – как [почитают] этот слог, [так] следует почитать удгитху, ибо [начиная со слога] Ом поют удгитху. Вот объяснение этого
Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню icon«Оранжевое небо, оранжевое море, Оранжевая зелень, оранжевый верблюд,...
«Оранжевое небо, оранжевое море, Оранжевая зелень, оранжевый верблюд, Оранжевые мамы оранжевым ребятам Оранжевые песни оранжево поют»....
Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню iconМетодика стратегического анализа в ходе проведения анализа внешней...
Изменения в окружении, которые воздействуют на различные аспекты текущей стратегии
Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню iconНе знаете откуда она пошла?
Июня 2006 года, прогуливаясь по Кремлю в окружении своих советников, Путин подошел к маленькому мальчику пяти лет и на глаз присутствующих...
Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню iconНесостоявшийся хит Бори Моисеева
Концерт, выступает молодая певица. Ну, спела песню, откланивается, хочет уйти. Зал шумит, кричат
Лиза в окружении барышень. Барышни поют песню iconПод музыку из м/ф «Бременские музыканты» выбегают дети и поют припев
А знаете ли Вы, что такое Водники? (вопрос залу). Мы так и думали. Тогда слушайте и не говорите потом, что не слышали
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница