Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии


Скачать 193.3 Kb.
НазваниеГосударства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии
Дата публикации28.05.2013
Размер193.3 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
Лекция № 13. Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.)

Вопросы к учебному занятию:

  1. Предпосылки буржуазной революции в Японии.

  2. Изменения в общественном и государственном строе Японии XIX в. Антифеодальные реформы в Японии.

  3. Разработка и принятие Конституции Японии 1889 г.

  4. Формирование первых буржуазных политических партий в Японии.

Актуальность темы:

В XIX веке на арену мировой истории выходит Япония. Рассматривая Японскую буржуазную революцию, следует обратить внимание на ее особенности. При изучении основного юридического документа этой эпохи - Конституции 1889г. - важно не только знание основных конституционных институтов Японии, но и уяснение реального значения так называемых внеконституционных органов и социальных группировок, стоящих за ними. Только в этом случае возможно правильное понимание особенностей политического режима, установившегося в послереволюционной императорской Японии.

Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития.

^ 1. ПРЕДПОСЫЛКИ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ЯПОНИИ

Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в Японии в конце 60-х годов XIX столетия. Она известна под названием "реставрации Мейдзи" или «Мэйдзи-исин», что переводится как "просвещенное правление".

Феодальные отношения, в течение многих веков господствовавшие в Японии, в своих основных чертах были сходны с европейскими. Историки замечают, что "Япония с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками".

В первой половине XIX века еще более обострился кризис феодально-абсолютистского режима Токугавского сегуната, причем в Японии в отличие от других стран Азии в недрах феодального общества формировался капиталистический уклад. В Японии совершается процесс первоначального накопления капитала, отмеченный теми же чертами, что и в Европе. Возникают крупные состояния. Товарно-денежные отношения захватывают не только город, но и деревню. К этому времени натуральный оброк уже принял в японской деревне смешанную, денежно-натуральную форму. Потребность в деньгах усиливала зависимость крестьян от ростовщиков, купцов, кулаков. Несмотря на господство цехов, появляются капиталистические мануфактуры. Феодальные отношения вступают в полосу разложения.

В первой половине XIXв. значительно увеличилось число и размеры мануфактур. Если за весь XVIIIв. было основано 90 мануфактур, то за первые две трети XIXв. их возникло 300. Расширялись крупные горные разработки меди, золота, железа. Особенно значительное распространение мануфактурные предприятия получили в юго-западных районах. В большинстве мануфактур применялся труд наемных рабочих. В 1854 г. в Японии насчитывалось свыше 300 промышленных предприятий с числом рабочих более 10. На некоторых мануфактурных предприятиях имелось по нескольку десятков ткацких станков.

Появление капиталистических мануфактур означало, что в Японии наряду со сложившейся ранее торговой буржуазией начала формироваться и промышленная буржуазия.

В своеобразных условиях происходил процесс первоначального накопления капитала. Обнищавшие крестьяне устремились в города. Тяжелый гнет, непосильные налоги, усилившаяся эксплуатация со стороны торгово-ростовщического капитала приводили к массовому разорению ремесленников. Так складывалась категория людей, лишенных собственных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.

Первая половина XIX в. характеризовалась почти непрерывными массовыми восстаниями японского крестьянства. Только в 1833 г. в различных районах Японии произошло 30 крестьянских восстаний. Восставшие боролись за ликвидацию феодального гнета. Во время восстания 1842 г. в провинции Оми повстанцы уничтожили кадастровые книги. Хотя крестьянские восстания носили неорганизованный и локальный характер, они подрывали японский феодализм.

Все чаще происходили волнения в городах. Нередко поводом к ним были недостаток риса или резкое повышение цен на него в результате спекулятивных махинаций оптовых купцов и властей. В 1837 г. в Осака вспыхнуло восстание, возглавленное Хэйхатиро Осио - выступавшего против спекуляции, дороговизны, произвола властей. Проявившееся в ходе осакского восстания стремление объединить городские низы и крестьянство показывало, что антифеодальная борьба народных масс поднималась на более высокую ступень. Восстание в Осака не было единичным. Волнения охватили многие города.

Обострялись также противоречия между буржуазными и феодальными кругами. Но формировавшаяся буржуазия, связанная в той или иной мере с феодальным землевладением и ростовщичеством, как правило, враждебно относилась к восстаниям крестьянства и городской бедноты.

Недовольны были и самурайские элементы, одни - из-за стремления поправить свои материальные дела за счет крупных сеньоров, другие - в силу своего отношения к промышленности и торговле, с которыми они уже были прочно связаны. Наиболее организованные, лучше других вооруженные самураи прибрали к своим рукам движение буржуазии. Последняя и сама искала союза с дворянством, ибо не менее самураев страшилась революционных стремлений японского крестьянства. В отличие оттого, что было в Европе, японская буржуазия выступала в революции не в союзе с крестьянством, а против него. Этим обстоятельством объясняется компромиссный характер революции: японский капитализм оказался оплетенным густой сетью феодальных отношений.

Правительство сегуната сурово расправлялось с крестьянским революционным движением. Японская буржуазия была недовольна раздробленностью Японии и относительной слабостью центральной власти (крупные феодалы содержали собственное войско, чеканили монету и полновластно распоряжались в своих владениях), наличием цехов и гильдий, мелочной регламентацией ремесла и торговли и т.п. Но самую большую опасность она видела в иностранном капитале.

^ 2. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ ЯПОНИИ XIX В. АНТИФЕОДАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ЯПОНИИ

В XIX веке в Японии совершается процесс первоначального накопления капитала, отмеченный теми же чертами, что и в Европе. Возникают крупные состояния. Товарно-денежные отношения 4 захватывают не только город, но и деревню. Несмотря на господство цехов, появляются капиталистические мануфактуры. Феодальные отношения вступают в полосу разложения. Буржуазная революция стала неизбежной. Главными силами, совершившими ее, были крепостное крестьянство, буржуазия и мелкое дворянство.

Развитие капиталистических отношений в Японии и их проникновение в деревню усилили и до того уже крайнюю эксплуатацию крестьянина. Крестьянские восстания следовали одно за другим. В первой половине XIX века в Японии произошло около 250 крестьянских восстаний: в 50-е и 60-е годы крестьянские восстания следуют одно за другим. С 1853 по 1856 год их насчитывается 52, в одном только 1861 году - 17 и т.д.

Правительство сегуна сурово расправлялось с крестьянским революционным движением. Вожаки крестьян подвергались мучительной казни через распятие. На глазах у казненного зверски истребляли членов его семьи. Японская буржуазия была недовольна раздробленностью Японии и относительной слабостью центральной власти (крупные феодалы содержали собственное войско, чеканили монету и полновластно распоряжались в своих владениях), наличием цехов и гильдий, мелочной регламентацией ремесла и торговли и т.п. Но самую большую опасность она видела в иностранном капитале.

Особенную агрессивность проявляли Соединенные Штаты, спешившие опередить своих европейских соперников. В 1853 году США послали в Японию эскадру, командующий которой предъявил японскому правительству ультимативное требование об установлении торговых отношений. Под давлением решающего военного превосходства правительство сегуна вынуждено было удовлетворить это требование. В 1858 году был подписан неравноправный договор, по которому Япония не могла устанавливать пошлины на ввозимые из США товары выше определенного процента (от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев в Японии (то есть их неподсудность японским судам) и т.д.

Вслед за тем неравноправные договоры были заключены Японией с Англией, Францией, Голландией и другими странами.

Капитуляция правительства перед иностранными колонизаторами грозила гибелью отсталому японскому производству и торговле.

Не довольствуясь возможностями открытого грабежа Японии, иностранные державы стремились к превращению ее в колонию. В 1862 году английский флот подверг разрушительной бомбардировке город Кагосима, чтобы вынудить японские власти уплатить 5 огромную контрибуцию за убийство английского гражданина. В 1864 году соединенный флот США, Англии, Франции и Голландии - главных колониальных держав того времени - обстрелял город и крепость Симоносеки, вынудив японские власти к удовлетворению требований о беспрепятственном прохождении судов через Симоносекский пролив. Опасность колониального порабощения Японии была очевидной.

Недовольны были и самурайские элементы, одни - из-за стремления поправить свои материальные дела за счет крупных сеньоров, другие - в силу своего отношения к промышленности и торговле, с которыми они уже были прочно связаны.

Наиболее организованные, лучше других вооруженные самураи прибрали к своим рукам движение буржуазии. Последняя и сама искала союза с дворянством, ибо не менее самураев страшилась революционных стремлений японского крестьянства. В отличие от того, что было в Европе, японская буржуазия выступала в революции не в союзе с крестьянством, а против него. Этим обстоятельством объясняется компромиссный характер революции: японский капитализм оказался оплетенным густой сетью феодальных отношений.

Во второй половине 60-х годов глубочайший кризис японского феодализма и политический кризис режима Токугава переросли в революционную ситуацию.

Формировавшаяся японская буржуазия также стремилась к ликвидации феодальных порядков. Появившаяся в городах разночинная интеллигенция, главным образом самурайского происхождения, в известной мере выступала носительницей буржуазной идеологии. Установление тесных связей с Европой и Америкой способствовало распространению среди интеллигенции европейских буржуазно-освободительных идей.

Первое императорское правительство, созданное 3 января 1868 г., возглавил принц Арисугава, но руководящую роль в нем играли представители самурайства южных княжеств. 6 апреля 1868 г. император сделал заявление, в котором выдвинул следующую программу:

1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением.

2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеянию нации.

3. Всем военным и гражданским чинам и всему простому народу будет дозволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.

4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми.

5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены.

В апреле 1868 года, то есть в год революции, император Японии дал клятвенное обещание отбросить отжившие обычаи прошлого и установить по всей стране "право и справедливость" в той форме, "как они признаются", открыть дорогу способностям (взамен привилегий) и, самое главное, организовать совещательное собрание, с тем чтобы решать все дела управления "согласно с мнением общества".

В 1868 году были декретированы уничтожение цехов и гильдий, предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию, свобода торговли. Феодальные рогатки между областями были ликвидированы. По всей стране были введены единые законы, отменены сословные привилегии, установлена формально равная ответственность перед законом, разрешены браки между лицами разного происхождения.

В 1868 г. был принят указ о "единстве отправления ритуала и управления государством", создано по старому образцу "Управление по делам небесных и земных божеств" (Дзингикан). Явная противоречивость политики духовного воспитания японцев и "заимствования знаний во всем мире", а также начавшееся движение под лозунгом "культуры и просвещения народа" заставило правительство принять в 1872 г. Закон о всеобщем образовании, ослабить давление на буддизм, преобразовать "Управление по делам небесных и земных божеств" в Министерство религиозного образования, чиновники которого стали называться не проповедниками, а "моральными инструкторами", призванными распространять как религиозные, так и светские знания.

Закон о всеобщем образовании 1872 г. не привел к осуществлению провозглашенного демагогического лозунга "ни одного неграмотного", так как обучение оставалось платным и по-прежнему очень дорогим, но он послужил целям обеспечения развивающейся капиталистической промышленности и нового административного аппарата грамотными людьми.

В 1870 г. принимаются два новых императорских указа о введении общенациональных богослужений, а также о пропаганде великого учения "тайкё" — доктрины о божественном происхождении японского государства, ставшего идеологическим оружием японского воинствующего национализма.

В 1871 году разрешается свободная купля-продажа земли, что означало превращение феодальной земельной собственности в буржуазную. Реформа закрепила землю за теми, кто ею фактически распоряжался, но на условиях выкупа, т.е. привела к образованию «новых помещиков» - новой денежной знати, состоявшей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей, зажиточной сельской верхушки – фактически сконцентрировавшей землю в своих руках.

В том же 1871 году правительство упразднило феодальные уделы, введя деление на губернии во главе с назначенными из центра губернаторами.

В 1872 году был принят также закон о ликвидации старых званий, упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); все остальное население было отнесено к "простому народу". "Равенство сословий" не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных ("эта"). Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Воинская повинность не стала всеобщей, от нее можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики.

В 1885 году создается кабинет министров, неизвестный всей прежней практике Японии. Новым было министерство торговли и промышленности - знак внимания к буржуазии. Копируя Германию, восхищавшую японских конституционалистов "идеальным" смешением феодальных и буржуазных начал, кабинет министров поставили в зависимое положение от сильного главы - министра-президента, которого хотели видеть похожим на Бисмарка.

Японская правительственная бюрократия трусила перед коллегиальным органом власти: в противовес кабинету министров было создано министерство императорского двора (собственно, три лица - министр двора, хранитель печати и главный камергер), которое не входило в состав кабинета, не было ему подчинено и не зависело от его падения.

В следующем году создается Тайный совет - совещательный орган при императоре, задуманный в качестве противовеса "крайностям" представительных органов власти. В последствии этот орган рассматривал Конституцию Японии.

В 1888 году правительство окончательно устанавливает административное деление страны и разрешает деятельность совещательных органов на местах в префектурах, городах и уездах, позаботившись, конечно, о том, чтобы подчинить их власти назначенного из центра губернатора.

Наконец, следует указать на создание титулованной аристократии - меры, осуществленной, как это ни странно, в плане подготовки конституционного правления. Титулами князей, маркизов, графов, виконтов и баронов, заимствованными у Европы, были наделены представители старой феодальной знати и немногие из представителей чиновного самурайства, выдвинувшихся в ходе революции (всего 500 человек).

Таким образом была создана наследственная и "непоколебимая" палата пэров - оплот японского консерватизма.

^ 3. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ ЯПОНИИ 1889 Г.

Обещание созвать в 1890 г. парламент, прозвучавшее в императорском указе от 12 октября 1881 г., заметно оживило политическую обстановку в стране. В самые кратчайшие сроки были сформированы политические партии — либеральная и конституционных реформ. Они отражали в основном интересы помещиков, средней части буржуазии, мало связанных с правительственными сферами и надеявшихся добиться хоть небольшой, весьма умеренной либерализации существовавшего строя, при котором в правительстве доминировала клика выходцев из княжеств Сацума и Тёсю. Примечательно, что, в отличие от европейских стран, политические партии в Японии были сформированы не после, а до появления парламента.

В 1882 г. за рубеж была отправлена правительственная миссия во главе с одним из наиболее консервативных деятелей Ито Хиробуми для изучения конституционного опыта европейских стран. Через полтора года Ито вместе со спутниками вернулся на родину и, затворившись на своей загородной вилле, в полном секрете от общественности начал работу над проектом Конституции Японии.

Он исходил из принципа, что, так как в Японии нет «объединяющей религии», подобно западному христианству, то центром конституционного правления должна стать императорская династия, олицетворяющая государство и нацию. За образец им был выбран самый реакционный вариант — Конституция Пруссии. Но прежде чем проект был предложен на рассмотрение правительства и императора, пришлось провести некую подготовительную работу, чтобы исключить возможность хотя бы малейшей радикализации планируемого парламента.

  • Во-первых, либерализм выборной нижней палаты было решено изначально ограничить безусловным консерватизмом верхней, назначаемой. Для этого в 1884 г. в стране был создан институт пэров и установлены аристократические титулы (князь, маркиз, граф, виконт и барон), которыми наделялись бывшие даймё, придворная знать и некоторые наиболее ревностные сторонники трона.

  • Во-вторых, произошла реорганизация правительства по европейскому образцу. Первый кабинет министров Японии, возглавленный Ито Хиробуми, состоял из 10 человек — премьера и 9 министров (8 из них были выходцами из консервативных кругов). Кроме того, из Токио власти выслали около шестисот представителей оппозиции. Наиболее радикальные из них были посажены в тюрьму.

Подготовка Конституции Мэйдзи была закончена лишь к 1888 г. Проект решили не выносить на широкое обсуждение, как этого добивалась оппозиция, а рассмотреть на Тайном совете, созданном при императоре и состоявшем из 12 представителей бывшей феодальной аристократии, в основном из княжеств Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн. Тайный совет возглавил все тот же Ито Хиробуми, отказавшийся ради этого от поста премьер-министра. Около полугода Тайный совет за закрытыми дверями занимался шлифовкой текста Конституции. Наконец в ноябре 1888 г. она была зачитана императором во дворце в присутствии членов правительства, высших сановников и иностранных представителей. И лишь 11 февраля 1889 г. во исполнение обещания император «дарует» своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам.

Дата для этого была выбрана не случайно. 11 февраля Япония отмечала Кигэнсэцу — памятную, но весьма условную дату восшествия на престол в 660 г. до н.э. легендарного императора Дзимму. Само появление в Японии Конституции, предусматривавшей открытие парламента, конечно же, можно рассматривать как событие почти революционное. Хотя при ближайшем рассмотрении оказалось, что если император и поступился своими правами в пользу народа, то крайне незначительно. Основным принципом, пронизывающим всю систему Конституции Мэйдзи, является принцип суверенитета династического монарха (династия «непрерывна на вечные времена») — императора, имеющего божественное происхождение. В Конституции император был провозглашен священным и неприкосновенным.

Конституция 1889 г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями.

  • императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной;

  • император обладал правом объявлять войну и мир;

  • заключать международные договоры;

  • вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил;

  • в сфере гражданского управления - определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц.

Император обладал полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-президента (премьера) и по его представлению всех остальных министров. Кабинет министров нес ответственность только перед императором. Его не могли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был предусмотрен конституцией, ни отставка отдельных министров, поскольку законодательство не предусматривало коллегиальной ответственности министров, ни отклонение парламентом бюджета, так как конституция разрешала в этом случае применение бюджета предшествующего года.

А вот права подданных, например свобода слова, переписки, печати, собраний и союзов, были прописаны в Конституции гораздо скромнее, с постоянной оговоркой: «...в пределах, установленных законом».

Столь же урезанными были и возможности, открывшиеся перед будущими парламентариями. По своей структуре парламент был определен двухпалатным. Каждая палата имела право выступать с представлениями правительству, "касающимися законов и другого рода предметов", но ст. 71 Конституции запрещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе императорского дома. Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов.

По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней — в 7 лет.

Верхняя палата пэров состояла из:

1) принцев императорской фамилии;

2) титулованной аристократии: всех князей и маркизов и представителей от графов, виконтов и баронов;

3) депутатов, назначаемых императором "за заслуги перед государством";

4) представителей императорской академии наук;

5) выборных представителей, избираемых лицами, платящими высший прямой поземельный налог или высшие торговые и поземельные пошлины.

Влиятельность ее была гораздо выше, чем у нижней палаты представителей.

Депутаты нижней палаты - палаты представителей - избирались на основе высокого возрастного, имущественного ценза. В первых выборах участвовал 1 % населения, что следует считать нормальным для общества, еще не подготовленного к демократическим процедурам. Нижняя палата имела право законодательной инициативы.

Фактически у японского парламента отсутствовал и такой мощный рычаг давления на правительство, как контроль над финансами, так как конституция не предусматривала ежегодного парламентского вотирования бюджета. В случае отклонения бюджета парламентом правительство могло применить бюджет предыдущего года. Кроме того, ст. 68 Конституции предусматривала постоянный расходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы "для осуществления правомочий самого императора" и для расходов, "связанных с обязательствами правительства". Расходы правительства без согласия парламента могли быть узаконены и самим императором. Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть отнесен к разряду "секретных". О силе императорской власти говорит отсутствие в Конституции понятия «вотум недоверия».

Конституция определила также права кабинета министров и назначаемого императором Тайного совета, ответственных только перед троном и никак не зависящих от парламента - они могли собираться на заседания не по собственному усмотрению, а лишь по повелению императора. Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах. За парламентом не признавалось право проводить расследования или давать оценки ответам правительства на парламентские запросы. Министры были призваны лишь "подавать совет императору"

Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом. Однако, император мог издавать обязательные для исполнения указы по любому поводу, не консультируясь с парламентом, а законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона.

Таким образом, конституция 1889 г. носила формальный характер при чрезмерном значении императора. Крайняя консервативность сочеталась в ней с крайней прогрессивностью. По ней формально в стране существовал строй дуалистической монархии, а на деле - крепостной, варварский абсолютизм, прикрытый конституционным "приличием". Слабость парламента и демократических институтов привела к захвату власти военщиной, милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима.

Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии идет по пути милитаризации государства. В 1889 году император установил, что все наиболее значимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя правительство, даже военного и морского министров. Позиции военных были очень сильны в неконституционных учреждениях - Тайный совет и генро:

  • Тайный совет, состоящий из президента, вице-президента и 25 советников, назначался императором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать государственные дела по запросам императора. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений.

  • Внеконституционный орган Генро, оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.

В 1895г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Тем самым силовые структуры получили дополнительную возможность давления на правительство и парламент.

^ 4. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ БУРЖУАЗНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ЯПОНИИ

Возникновение первой буржуазной политической партии в Японии относится к 1881 г. Она была названа "дзиюто", что означает "либеральная партия". К ней примыкали умеренно настроенная часть крестьянства и мелкие собственники. В 1898 г. императорское правительство, умудренное опытом парламентского правления, решило превратить дзюито в полуправительственную партию. В 1900 г. партия была переименована в сейюкай ("ассоциация политических друзей"). Членами ее могли стать депутаты парламента, чиновники местных органов власти, главы торговых палат, председатели акционерных обществ с капиталом не ниже 50 тыс. иен, директора банков, капитал которых превышает 100 тыс. иен, адвокаты, крупные налогоплательщики.

Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн "Мицуи". Интересы другого крупного концерна - "Мицубиси" - выражала партия минсейто ("партия народной политики"). Таким образом, хотя слабость японского парламента исключала строгость партийных кабинетов, но приближение к партийной системе все же было.

В 1882 году была сделана попытка создать социалистическую партию – Партию конституционных реформ – «Кайсинто», в которую вошли представители средних слоев, буржуазии и интеллигенции, но правительство ее немедленно задушило. В целях борьбы с рабочим и крестьянским движением были изданы террористический закон "об охране государства" и императорский указ о запрещении стачек.

Таким образом, в Японии сохранялась традиционная самодержавная монархия.

1 июля 1890 г. в стране прошли первые парламентские выборы. Несмотря на существование различных цензов и ограничений, более половины из 300 избранных в нижнюю палату депутатов принадлежали к антиправительственной оппозиции — Либеральной партии и Партии конституционных реформ. В палату пэров было назначено 250 ее постоянных и временных (на срок 7 лет) членов.

Конституция Мэйдзи определила более чем на полстолетия основные принципы правления Японией, лейтмотивом внутренней политики стало полное подчинение императору. Установленная в результате победы императора в гражданской войне 1863-1867 годов она не могла быть иной. Наличие острейших противоречий между уровнем развития общества и существующими формами его организации диктовали необходимость принятия такого документа.

И здесь уже имеет место специфика - не попытка изменения существующей системы, а укрепление существующего строя, структур власти при регулировании и регламентации их связей с новыми явлениями и формами в жизни общества. Особо следует отметить, что лозунгом реформ был "возврат к старине", к временам начала династии (довольно типичный для Японии случай, когда переход к новому опирается на традиционное). Однако в эту систему не на первый взгляд не вписывается цель реформ времен Мэйдзи - "модернизация". Реально же потребность в этом была вызвана необходимостью скорейшего усиления страны с целью сохранения независимости Японии. Таким образом, опять же возникает типично японский вопрос о "традициях", стремлении "не потерять лицо.

Революция и последовавшие за ней реформы создали благоприятные условия для быстрого роста японской промышленности и торговли. Но он был куплен ценой неимоверной эксплуатации японского пролетариата. Рабочий день продолжался 15 и более часов в сутки, заработная плата составляла ничтожную сумму, едва обеспечивавшую полуголодное существование. Она была в несколько раз ниже заработной платы европейского рабочего. В целом ряде отраслей промышленности безраздельно господствовал женский труд и важное место занимал детский. Заработная плата детей и женщин была наполовину меньше мужской. Хозяева имели право физического наказания своих рабочих. Масса девушек покупалась в деревне у родителей для работы на фабриках и помещалась в закрытые казармы.

Возрастание экономической и военной мощи Японии открывало перед японским империализмом дополнительные возможности для расширения своих территорий и с 79-х гг. ХIХ в. Япония становится на путь агрессивных войн и колониальных захватов.






Похожие:

Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии iconТестовы задания по теме 13 «Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.)»
Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в Японии в конце 60-х годов XIX столетия. Она известна под названием...
Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии iconЛекция №17. Государства Азии (XX в.) Вопросы к учебному занятию:...
Деформация государственной системы периода «культурной революции». Конституция 1982 года
Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии iconВопросы к учебному занятию: Революции XVII-XVIII вв и их роль в формировании права нового типа
Он протекал эволюционно и более плавно, чем соответствующие процессы в сфере политики и государства, где они нередко принимали форму...
Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии iconГосударства Европы Нового времени Вопросы к учебному занятию
Экономическая структура капитализма вырастала из экономической структуры феодализма. Возникновение класса наемных рабочих стало возможным...
Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии iconЛитература Дмитриевский Н. П. Законодательство английской буржуазной революции. М., 1946
Английское общество в начале XVII в. Социально-экономические предпосылки революции
Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии iconВосточной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию:...
Лекция №15. Государства Центральной и Юго-Восточной Европы Новейшего времени (XX в.)
Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии iconВопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция)
...
Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии iconПраво Англии Нового времени Вопросы к учебному занятию: Эволюция английского прецедентного права
Однако здесь феодальные нормы изживают себя очень медленно. Наряду с новым буржуазным законодательством, и в ХIХ в., и в начале ХХ...
Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии iconГосударства Западной Европы Новейшего времени (XX в.) Вопросы к учебному занятию
Правовое и социальное государство, о котором без особой надежды говорилось еще в прошлом веке, нашло себе признание в ряде ведущих...
Государства Азии Нового времени (Япония XIX в.) Вопросы к учебному занятию: Предпосылки буржуазной революции в Японии iconУчебный курс «Новейшая история стран Азии и Африки. 1918-1945 гг.»...
Япония в период мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.). Усиление реакции в политической жизни страны в 30-е годы. Становление...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница