Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления


Скачать 89.01 Kb.
НазваниеЛекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления
Дата публикации28.05.2013
Размер89.01 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
Лекция № 2. Возникновение государства и права

Вопросы к учебному занятию:

  1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления.

  2. Древневосточная и Античная правовые системы.

  3. Источники древнего права.

Актуальность темы:

Происхождение государства – это длительный, сложный, многоплановый и многоаспектный путь. До возникновения государственной организации общества человечество прошло длительный период развития, именуемый первобытно-общинным строем. Первобытно-общинный строй – исторически первая, целостная формация. Будучи самой продолжительной, не имела развитых социальных предпосылок для своего возникновения. Становление первобытно-общинного строя означает прежде всего возникновение и развитие новых социальных отношений. В соответствии с этим, важным является характеристика первобытно-общинного строя.

^ 1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления

История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий свыше 2 млн. Первые цивилизации (когда можно было уже говорить о существовании государства и права) появились всего несколько тысячелетий назад.

Мы будем говорить о сравнительно развитых социальных (общественных) структурах первобытного общества.

Для понимания социальных и экономических предпосылок возникновения государства и права принципиальное значение имеет выделение в первобытном обществе двух основных стадий: присваивающее хозяйство (возникновение семьи, рода, родовой общины) и вторая стадия – производящее хозяйство (эпоха неолита – неолитическая революция) – образование племени. Третья стадия – возникновение межобщинных (образование племенных союзов) и надобщинных (авторитет власти). Четвертая стадия - образование протогосударств.

1. Стадия присваивающего хозяйства.

- люди использовали простейшие орудия и существовали за счет присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыбалка)

- вели бродячий образ жизни

- для более успешного добывания пищи объединялись в группы под предводительством вожаков (первобытное стадо или праобщина), но они имели равный статус внутри стада

- уровень развития культуры, общественных отношений был низким, отношения носили эгалитарный характер – уравнительный (равное распределение между собой продовольственных ресурсов)

- в основе таких групп лежал взаимный обмен – реципрокный – женами, пищей, орудиями труда

2. Стадия производящего хозяйства.

- стадо разбивается на определенные ячейки – семьи (муж, жена, дети), происходит введение экзогамии – запрещение брачных связей внутри кровнородственных объединений;

- появление семейных групп, которые входят в состав рода – общность семей по кровному родству, общности имущества и труда. Каждый род выступал в качестве отдельной хозяйственной единицы

- роды в свою очередь образовывали более крупные объединения – родовые общины. Такая система называлась родовым строем

- в основе родового строя лежали родственные отношения

- происходит постепенный переход от присваивающего хозяйства к производящему (неолитическая революция)

- производящее хозяйство привело к оседлому образу жизни и установлению контроля семейно-клановых групп (родовых общин) над определенной территорией и религиозными верованиями

- распределение добычи и товаров производства уже осуществлялось с учетом ролевых функций (какая роль кому принадлежит, по принципу пола, возраста и т.д.)

- большую роль в родовой общине приобретает вождь – лидер – имеющий в родовой общине уважение, почет, мудрость, опыт. Главной функцией его стала властно-управленческая деятельность и охрана общины и территории от врагов. Он уже выделяется из группы: весомая поддержка членов общины, которые за предоставленные вождем услуги признавали его авторитет и власть. Эта власть выступала как догосударственная (потестарная). Но власть выборная – плохо справлялся с делами общины, мог быть смещен с должности

- территориальная община и внутриобщинные семейно-клановые группы живут по особым правилам поведения, обязательных для всех членов общины – обычаям.

3. Образование межобщинных (племя, племенные союзы) и надобщинных (власть) структур

- разделение труда на земледелие, скотоводство, ремесло. Такая производительность обусловила появление излишков в родовых общинах. Излишки реализовывались первоначально внутри родовой общины, путем взаимного обмена. Но потом перешли в сферу межобщинных связей (создание племен, племенных союзов), приобретая характер товара,

- рост излишков в родовом обществе привел к накоплению богатства, что стало предпосылкой появления имущественного неравенства как между отдельными семьями, так и между родовыми общинами

- большей привилегией обладал вождь - как социальные привилегии (авторитет, поклонение), так и имущественные (богатство). Но должность вождя еще была выборной.

- увеличение обязанностей вождя – организация общественных работ, перераспределение земельных участков, поддержание отношений с соседями, а также перераспределение прибавочного продукта, который добывался и производился не лидером лично (как это было еще при родовом строе), а усилиями всей группы

- власть авторитета (существовавшая в родовом строе, где лидер имел уважение за счет исключительно только своих личных качеств) перерастает в авторитет власти (авторитет уже зависит от занимаемой должности – мы можем не уважать человека по его личным качествам, но будем подчинять ему) – это надобщинная связь

- образование надобщинной структуры: складываются органы племенного самоуправления (племенной совет, совет старейшин), в который входили вожди (старейшины) составляющих племя родов; члены племенных советов и вождь племени избирались соплеменниками и могли быть ими смещены; члены племени имели право выступить на заседании совета и высказать свое мнение по поводу решений или действий вождя; распределительные отношения регулировались членами племени, а не племенными вождями.

4. Образование протогосударств

- наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия, появления ремесла) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Люди делятся на две неравные категории – управляемые и управляющие – такое разделение является последней ступенью в создании раннего государства. Управленческие посты для верхушки власти дают определенные материальные выгоды, а также дают возможность навязывать свою волю коллективу

- не желая расставаться с властью и привилегиями, верхушка власти закрепляет власть за своими семьями и кланами (выборность, которая была раньше, сходит на нет) – власть переходит по наследствую

- организационная деятельность верхушки приобретала политическую окраску, а управленцы (вождь, помощники вождя) в государственную верхушку.

- появление жрецов – особая каста, им покланялись и боялись, определяли, что власть дана от Бога свыше (а не путем выборов, как это было раньше)

Протогосударства представляют собой прототипы государства как такового и постепенно превращаются в так называемые ранние (варварские) государства. Если протогосударство целиком опирается на общинно-клановые структуры и получает от них необходимую материальную, военную, духовную поддержку, то раннее государство, хотя и складывается в рамках сохраняющейся общинно-родовой системы, но опирается уже главным образом на дружину, на формирующуюся дворцовую и жреческую элиту.

^ Становление и развитие права в первобытном обществе

Мы говорили, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и система регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

^ Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям.

Социальные нормы назывались мононормы (моно-единый).

^ Обычаи носили синкретический характер (слитный, нерасчлененный).

Потому и мононормы, что их нельзя было четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные, так как это делается в современном обществе.

^ Основная форма существования социальных норм родовой организации являлся обычай.

Обычай – это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.

^ Социальные нормы первобытного общества складывались естественно-историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека.

Отличительные признаки социальных норм родовой организации от правовых норм

^ 1)отсутствие письменных форм закрепления

2) не проводится различие между правами и обязанностями субъектов (существующие правила были единственным вариантом поведения, были одновременно и правом и обязанностью лица).

^ 3)они обеспечивались силой привычки, общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением.

4) они исполнялись добровольно и не имели особых средств обеспечения

^ 2. Древневосточная и Античная правовые системы

Система как понятие – это множество элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Другими словами – это целое, составленное из частей.

Таким образом, когда мы изучаем правовую систему, то в первую очередь мы изучаем и сравниваем правовую структуру страны, правовую организацию всего общества, которая складывается из совокупности юридических средств, институтов, учреждений, которые функционируют в пределах государства (это не только нормы права, но и правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика и пр.), т.е. политическая надстройка всего общества.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели (системы): древневосточную и античную.

^ Первая (древневосточная) была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс.до н.э. – 1-й пол.I тыс.н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.).

^ Вторая – в Древней Греции и в Древнем Риме.

Основное различие между этими правовыми системами состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью. Собственность в Древневосточных государствах принадлежала государственной власти и была связана с должностью: для того, чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Вторая (античная), наоборот, была построена на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

  1. Обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т.е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей.

  2. Обе системы были связаны тесно с религией. Понятие греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители (жрецы).

  3. Правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев судебной практики – казусов или инструкций для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения.

  4. Обе системы не знали деления права на отрасли.

  5. За исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

^ 3. Источники древнего права

Что такое источник? Это начало чего-либо.

Источник права – это начало, из чего рождается право, способ возникновения права.

  1. Обычай. Устная форма, при несоблюдении обычая лишь общественное порицание. Принудить исполнять в обязательном порядке обычай нельзя (все зависит от моральных и духовных ценностей самого человека.

  2. Но если обычай санкционируется государством, т.е. государство облекает обычай в письменную форму, определяет обычай как общеобязательное правило поведения для всех живущих на данной территории этого государства, то такой обычай становится правовым обычаем (или обычным правом). То в отличие от простого обычая за несоблюдение правового обычая человек может понести ответственность, а также государство может принудить человека исполнять нормы обычного права.

  3. С возникновением крупных государственных образований обычаи и обычное право постепенно вытесняются следующим источником права – законом. Это нормативно-правовой акт имеющий высшую юридическую силу, который принимается только высшим законодательным органом власти, отражает волю и интересы всего общества и изменить или дополнить закон можно только в особом, предусмотренном государством специальном порядке.

  4. Судебный прецедент – решение судебного органа по конкретному делу, которое впоследствии рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел (известен еще с Древнего Рима). Эдикты – решения по конкретным вопросам таких органов государственной власти как преторов.




Похожие:

Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления iconВопросы к учебному занятию: Античное общество и античные государства (Рим, Греция)
...
Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления iconВопросы к учебному занятию: Предмет и методология науки игпзс
Лекция № Предмет, периодизация и историография истории государства и права зарубежных стран (игпзс)
Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления iconВопросы к учебному занятию: Разнообразие форм перехода к государственности средних веков
Лекция № Государства западной и Центральной Европы (Европейская феодальная христианская цивилизация)
Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления iconЛекция №17. Государства Азии (XX в.) Вопросы к учебному занятию:...
Деформация государственной системы периода «культурной революции». Конституция 1982 года
Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления iconГосударства Европы Нового времени Вопросы к учебному занятию
Экономическая структура капитализма вырастала из экономической структуры феодализма. Возникновение класса наемных рабочих стало возможным...
Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления iconЛекция №10. Право средневековых стран Востока Вопросы к учебному...
Система права Востока является принципиально иной по сравнению, например, с системой римского права, и вообще является менее разработанной,...
Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления iconЛекция № Право Древневосточных цивилизаций Вопросы к учебному занятию:...
История права Древнего Востока всегда привлекала пристальное внимание исследователей
Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления iconЛекция №25. Современные тенденции в развитии права Вопросы к учебному...
Основное назначение права в современном обществе состоит в том, чтобы, сохраняя основные устои общества, трансформировать его, приспособить...
Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления iconВопросы к учебному занятию: Сравнительная характеристика развития...
Лекция № Средневековые государства Востока (Средневековые азиатские цивилизации)
Лекция № Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления iconЛекция №21. Право США (Новое и Новейшее время) Вопросы к учебному...
Америке. Поэтому республиканские идеалы и идеи национального права обусловили благоприятное отношение к кодификации. Однако США суждено...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
userdocs.ru
Главная страница